Старый уклад жизни это

Глава 2

Итак, наш дуб начал свою жизнь в начале прошлого века, задолго до революции. Деревня тогда бурно развивалась, люди жили довольно зажиточно, об этом можно судить по их домам. Большие кирпичные дома свидетельствовали о том, что их владельцы жили в достатке, имели большие семьи, держали много скота, сеяли хлеб. Дома строили из кирпича, изготовляемого своими силами из глины, которой было достаточно в этой местности. Еще и сейчас имеются «ямки» — следы прежней добычи глины. Несмотря на кустарный примитивный способ изготовления, кирпичи получались очень прочные. Более шестидесяти лет уже стоят в деревне заброшенные дома, без крыш, с оголенной кирпичной кладкой, но кирпичи не разрушаются под дождем и при сильных морозах, так как были качественно обожжены. Обжигали кирпичи в полевых условиях, сжигая дрова внутри клеток, выложенных из кирпича-сырца.

Следует отметить особенность устройства усадеб в нашей местности. За жилым домом под общей крышей строили скотный двор (хлев, сарай для сена, дровяник), т.е. строения располагали цепочкой за жилым помещением. На улицу выходил только фасад дома, как правило, красиво отделанный, а все вспомогательные помещения были скрыты за домом. Это позволяло располагать дома в деревне компактно, а также давало возможность ухаживать за скотом, не выходя на улицу, что было удобно при ненастной погоде и зимой.

На Урале усадьбы устраивались иначе, не цепочкой, а по квадрату. Рядом с домом строился двор для скота и сарай для хранения сена. Между домом и двором устанавливался высокий забор с воротами для въезда. Внутри усадьбы образовывалось пространство, защищенное со всех сторон от ветра, что целесообразнее при более суровом климате. Но расположенные рядом с домом двор не украшает вид усадьбы с улицы.

В наших краях много лесов. Судя по нашему дому, построенному году в 1850-м, лес использовался, можно сказать, реликтовый, очень плотной структуры, очень высокий, в основном еловый, и видимо доступный по цене, а возможно, что его разрешали рубить бесплатно. Из леса строили стены, уплотняя щели между бревнами сухим мхом, полы, потолки и все другие части построек. Вручную пилили тес (доски), строгали доски двуручными рубанками и фуганками, и снаружи обшивали ими строения. Полы устраивали, как правило, в два наката – снизу бревна, а сверху чистый пол из толстых бревен, распиленных вдоль пополам и гладко оструганных. Такие полы не красили, а периодически терли мокрый пол голиками с крупным песком и смывали водой.

В домах вдоль стен устраивали широкие лавки («семеро по лавкам»). Иногда устраивали полати, расположенные под потолком, где можно было спать в многолюдных семьях.

Изготовляли лучину (дранку) из специальных еловых чурбаков, не имеющих сучков. Специальным ножом (ручным станком) три – четыре мужика срезали с чурбаков тонкий слой дерева толщиной в три-пять миллиметров. Этой лучиной крыли крыши в пять-шесть слоев по деревянной обрешетке. Несмотря на влажный климат, такая крыша надежно защищала строение от непогоды в течение десяти-пятнадцати лет. Кровля хорошо поддавалась ремонту путем замены отдельных лучинок в разрушенных местах. Однако такие крыши недолговечны. Лучина, если ее регулярно не ремонтировать, быстро сгнивает. По этой причине очень многие дома быстро разрушались при отсутствии в них хозяев.

Были свои «шаповалы», которые катали валенки из овечьей шерсти, очень качественные, мягкие, без «купороса» — добавки, которая делала войлок более прочным, но жестким. Для изготовления валенок применялась шерсть, расчесанная на отдельные волокна. Этим промыслом издавна занимались в соседней деревне. В послевоенное время там еще сохранилась машина, на которой жители соседних деревень много лет расчесывали шерсть.

А в зимнее время женщины пряли лен, шерсть. Из шерсти вязали носки, варежки, свитера, платки, шапки, в основном для своей семьи.

Из льна ткали холсты, очень тонкие, не уступающие сегодняшним фабричным по качеству. Из холста делали практически всю одежду – как верхнюю, так и нижнее белье. Покупное стоило дорого, да и было его мало, привозили иногда заезжие купцы. Из холста изготовляли полотенца, с кружевами на концах, делали простыни, подзоры и многое другое, включая мешки для хозяйственных целей. Из отходов обработки льна делали веревки, без которых не обходился ни один воз сена, соломы или другой клади.

Мужчины зимой заготовляли дрова. Валили лес березовый, ольховый или других пород. Перепиливали на, чурки, которые кололи, складывали в лесу в поленницы на просушку и уже зимой по первому снегу на санях привозили подсушенные дрова домой. На вырубленных делянках не оставляли сучья, все сжигали, соблюдая принятый порядок.

В деревне мужики-специалисты выделывали кожи крупных животных (коров, быков, телят), из которых сапожники шили сапоги, очень мягкие и красивые. В качестве подошв использовали толстую кожу старых коров или быков. Из шкур овец выделывали овчины, из которых шили полушубки, тулупы, шапки. У деда сохранился старый тулуп длиной до самых пят с большим меховым воротником и длинными рукавами. Чаще всего тулупы были коричневыми, их красили отваром коры ольхи – красиво и дешево. Тулуп в деревне незаменим для поездок на санях в зимнюю холодную погоду.

В общем, деревня жила напряженной трудовой жизнью и зимой и летом, трудились все, включая и детей, взрослые – в поле и на других работах, а дети (их было в каждой семье много) — нянчили малых, старшие присматривали за младшими. Подростки тоже начинали рано работать, летом пасли скот, посильно помогали взрослым на полях, покосе, в огороде, зимой помогали по дому. Пройдя такую жизненную школу, дети, повзрослев, становились хорошими хозяевами, переняв опыт своих родителей, а главное были приучены к труду.
Но основным занятием для жителей деревни все-таки было земледелие и животноводство.

Источник:
Глава 2
Итак, наш дуб начал свою жизнь в начале прошлого века, задолго до революции. Деревня тогда бурно развивалась, люди жили довольно зажиточно, об этом можно судить по их домам. Большие кирпичные дома
http://www.proza.ru/2011/02/06/785

Старый уклад жизни это

Старый сруб, покрытый дранью Мазанка, околица

Уклад жизни крестьян менялся также очень медленно. Трудовой день по-прежнему начинался рано: летом с восходом солнца, а зимой задолго до рассвета. Основой сельской жизни был крестьянский двор, состоявший (за не­большим исключением) из большого семейства, где родители жили под одной крышей с женатыми и неженатыми сыновьями, незамужними дочерьми.

Чем крупнее был двор, тем легче ему было справляться в краткий, четырёх-шестимесячный период, отведённый природой средней полосы на про­изводство полевых работ. Такой двор содержал больше скота, мог возделать больше земли. Спаянность хозяйства основывалась на совместном труде под руководством главы семейства.

Крестьянские строения состояли из небольшой и низкой по высоте де­ревянной избы (в простонародье называли «хатами»), амбара, скотного сарая, погреба, гумна и бани. Последние были не у всех. Часто топили бани по очере­ди с соседями.

Избы рубились из брёвен, в лесных районах крыши были покрыты дра­нью, а в остальных чаще соломой, что являлось причиной частых пожаров. В здешних местах они были опустошительны из-за того, что крестьяне не име­ли вокруг домов садов или деревьев, как в южных районах Черниговской гу­бернии. Поэтому огонь распространялся быстро от строения к строению.

В уездах Брянского края, относящихся тогда к Черниговской губернии, можно было встретить мазанки — тип дома, характерный для Малороссии. Они были с трубой, но без полов. Стены такого дома состояли из деревянного каркаса (тонкие ветки) или сырцового кирпича и обмазывались глиной как с внешней, так и с внутренней стороны, а затем покрывались известью.

В большинстве крестьянских жилищ на протяжении всего XIX века про­должали отсутствовать печи с трубой. Дело было не только и даже не столько в сложности их изготовления.

С. Виноградов. В избе.

А.Г. Венецианов. Гумно

Многие крестьяне были убеждены, что «чёрная», или курная (без тру­бы) изба суше белой (с трубой). В «чёрной» избе вверху было прорублено окно для выхода дыма. Дополнительно, когда затопится печь, отворялась дверь или окно. Приток свежего воздуха очищал атмосферу тесного жилища, в котором находилась не только большая крестьян­ская семья, но и часто телёнок или ягня­та, которых надо было некоторое время после рождения держать в тепле. Однако при этом стены таких изб, одежда людей постоянно были покрыты копотью.

Внутреннее убранство избы не отличалось разнообразием. Напротив двери в одном углу находилась печь, в другом — сундук или ящик, над которым размещались полки с посудой. Печь редко выкладывалась из кирпича из-за его дороговизны. Чаще её изготавливали из глины, делая свод на деревянных обручах, которые затем после высыхания выжигали. Несколько десятков обо­жженных кирпичей использовали только на поверхности крыши для выкла­дывания трубы.

В противоположном от печи, восточном углу — образа и стол. От печи по стене был сделан помост, служивший вместо кровати, а вдоль остальных стен располагались лавки. Пол редко был дощатым, а чаще земляным. Печь с трубой или без неё делалась так, чтобы обязательно было теплое место, на котором могло поместиться несколько человек. Это было необходимо для вы­сушивания одежды и обогрева людей, целый день вынужденных проводить на холоде, в слякоти.

Впрочем, в избе все члены семейства собирались только в самое холод­ное зимнее время. Летом мужчины ночевали в поле при лошадях, осенью до сильных холодов, пока продолжалась молотьба, на гумне, под овином.

Кроме избы, на кре­стьянском дворе были не от­апливаемые клети или ам­бары. Здесь хранили ткани, одежду, шерсть; самопрялки, а также съестные припасы и хлеб. До наступления зимних холодов здесь же жили же­натые члены семейства или незамужние дочери. Число клетей зависело от достатка и наличия молодых семей. Су­хое зерно и картофель многие крестьяне хранили в специ­альных земляных ямах.

Хлев или сараи для ско­та чаще всего строились без больших затрат на материа­лы: из тонких брёвен и даже в виде плетня с большим ко­личеством отверстий. Корм для скота укладывался вдоль стены и служил одновремен­но подстилкой. Свиньи редко размещались в отдельных по­мещениях и просто бродили по двору, куры находились в сенях, на чердаках и в избе. Водоплавающие утки и гуси чаще разводились в тех деревнях и сёлах, которые стояли у озёр и рек.

В питании крестьяне довольствовались тем, что производилось в соб­ственном хозяйстве. В будни пища приправлялась салом или молоком, а на праздничные дни была припасена ветчина или колбаса, курица, поросёнок или баран. В муку для приготовления хлеба добавляли мякину. Весной многие крестьяне питались щавелем и другой зеленью, разваривая её в свекольном рассоле или приправляя квасом. Из муки приготавливался суп, называемый «кулешом». Хлеб в это время пекли только зажиточные крестьяне.

По оставленному описанию крестьянская одежда также по-прежнему изготавливалась дома. У мужчин главная её часть зи­пун (кафтан] из домашнего сукна длиной до колен, ру­баха из домашнего холста, войлочные ермолки на голо­ве, а зимой бараньи шапки с ушами и суконным верхом.

У женщин одежда изготавливалась из того же материала, а отличалась особым покроем. Выходя на улицу, надевали суконную распашную кофту (свитку], под которой зимой была надета шубка. Свитки были преимуще­ственно белого цвета. Женщины также носили поневу, т. е. кусок шерстяной цветной ткани с холщовым передником. Длинные шубы встречались редко. В обычные дни голову повязывали холщовым платком, в праздники — цветным.

Источник:
Старый уклад жизни это

 Уклад крестьянской жизни. Брянщина
 
 Старый сруб, покрытый дранью Мазанка, околица
http://www.puteshestvie32.ru/content/uklad-0

Уклад жизни в семье

«Уклад жизни в семье,- пишет И. М. Сеченов,- отражается на детях с поразительной яркостью на долгие годы».

Каким же должен быть уклад жизни в семье? Это — прежде всего нормальные, доброжелательные взаимоотношения взрослых (родителей) между собой. Родители всегда должны помнить о том, что за их действиями, словами следят внимательные и все чутко воспринимающие ребячьи глаза.

В хорошей семье ребенок воспринимает бережное отношение друг к другу отца и матери, взаимопомощь в хозяйственных делах, заботах по уходу за ребенком, о его воспитании, спокойный, приветливый тон в обращении друг с другом — без злости и раздражения, без крика.

Крик — это вообще самый яркий признак отсутствия культуры человеческих отношений. Грубый, крикливый тон роняет взрослого в глазах ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, который видит в этом беспомощность взрослого.

По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Часто мы, воспитатели, забываем, что понимание мира начинается у маленьких детей с познания человека. Добро и зло открывается перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения».

Разумные, любящие и наблюдательные родители убеждаются на собственном опыте, что семейное воспитание для родителей есть, прежде всего, самовоспитание. У таких родителей требования к ребенку согласованы, едины, предусмотрены и разумны. Они посильны для их малыша, так как отец, мать знают индивидуальные особенности его и возможности данного возраста.

Очень важно не превышать требования. Как часто мы не умеем становиться на место человека, от которого требуем. Завышенные требования, непосильные для ребенка, остаются невыполненными, ребенок теряет веру в свои силы, у него гаснет радость, он чувствует свою вину (хотя не виновен). Образуется маленькая трещина в его взаимоотношениях с отцом (матерью). Слишком строгие правила, требования тяжелы не только для ребенка, но и для них самих.

В педагогической практике нередко, к сожалению, приходится предостерегать от упрямства не детей, а родителей: «Я сказал — пусть сделает!» — далеко не самое разумное решение вопроса. Гораздо больше выиграет тот отец (та мать), который, поняв, что требует от ребенка непосильное или слишком резко с ним разговаривает, изменит тон речи и не станет настаивать, а затем вместе с ребенком обсудит, почему так получилось. Какой благодарностью и теплотой ответит на это благородство взрослого трепетное детское сердце, каким примером поведения может стать для него такой поступок отца (матери) в дальнейшей жизни!

Отсутствие согласия в родительских требованиях к ребенку, нежелание или неумение считаться с его интересами и возможностями становится иногда причиной детских неврозов. Ребенок не рождается нервным, он становится им. Особенно, подчеркивают психологи и педагоги, это происходит при так называемом сшибе процессов торможения и возбуждения, когда за один и тот же поступок хвалят, а в другой раз наказывают — в зависимости от настроения. Или, когда отец, требует одно, а мать другое (и наоборот). В такой ситуации ребенок начинает хитрить. Он очень рано улавливает, когда, зачем и к кому обратиться, чтобы добиться своего.

Поэтому в семье, где хотят вырастить физически и нравственно здорового человека, должна преобладать атмосфера дружбы и взаимопонимания.

Как правило, мать после декретного (и дополнительного) отпуска выходит на работу. Ей приходится тратить много сил, чтобы совместить свои обязанности на работе с многочисленными заботами по дому. Очень много значит в этот период отношение к ней мужа. Обилие забот утомляет, жена порой может быть раздражительна. Как важно умно погасить это, снять ее нервозность шуткой, облегчить ее усталость улыбкой. Это необходимо не только для нее, но и для ребенка.

Душевное состояние матери, ее бодрый и спокойный настрой создают ту общую атмосферу в семье, в которой нуждается ребенок, в которой хорошо всем. Папа в глазах ребенка становится примером для подражания: он тоже начинает жалеть маму, стремится по-своему ей помочь. Так закрепляется чувство нежной заботы друг о друге, и это чувство ребенок пронесет через всю свою жизнь.

Талантливый педагог и прекрасный человек В. А. Сухомлинский мечтал о том, чтобы «каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый мужественный мужчина».

Любовью, признательностью и уважением платит ребенок за внимание к нему, к его интересам и потребностям.

При всей занятости родителям и другим взрослым членам семьи надо находить время и возможность уделять внимание детям. Во время воскресного обеда или за ужином, когда вся семья собирается за общим столом, мать, отец или старший брат рассказывает о том, что было на работе, в школе.

Такие разговоры расширяют познания малыша, помогают ему понять, что за пределами их дома есть большой и интересный мир, пробуждают добрые чувства к тем людям, которые создают много доброго и нужного для всех. Как любят дети такие рассказы!

Ребенку хочется тоже сделать для своих родных что-нибудь приятное: он несет папе и маме тапки, очки, газету. Ребенок постарше помогает убрать посуду, приготовить ужин, полить цветы. Так легко и просто можно и нужно заражать ребенка желанием помогать, возбуждать и поддерживать его интерес к окружающему миру, к людям труда, воспитывать уважение к ним и потребность делать для них добро.

Источник:
Уклад жизни в семье
Уклад жизни в семье
http://sevia.ru/deti/doma/uklad.shtml

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (29)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Кейсы по конфликтологии Мини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенстваМини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенства Автор: Дмитрий… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (6)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (5)

COMMENTS