Сравнение образа жизни

Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке

Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке

СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ. Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности (что много больше, чем в развитых странах).

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян — в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей деревни. Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — станица, большое село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т.д., а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников. И сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

ГОРОД. Город и городской образ жизни. Город — тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курортные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) — Новгород Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения — соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно — средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

МАЛЫЙ ГОРОД. Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференцирование, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа — промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.

Малый город и социализация. Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, так же отличается от влияний деревни и более крупных городов.

В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для:

образовательного и профессионального выбора;

разнообразия занятий в свободное время;

потребления духовных ценностей;

социального творчества, самореализации, самоутверждения (М.В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства — квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

ПОСЕЛОК. Поселок — это специфический для России (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок — абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие — при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения — город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков — раствориться в «стае», найти свою «заводь». Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения — как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.

Для многих поселков типичны аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и принимаются.

В качестве иллюстрации можно привести наблюдения журналиста Андрея Уланова, сделанные в Мичуринске, где есть свой пригородный поселок, называемый ласково Кочетовкой. Эта железнодорожная станция славится на весь регион устоявшимися воровскими династиями. В тюрьму здесь «ходят» как в армию, только куда более охотно. Общепринятый тост за здоровье ребенка: «Вот вырастет, отсидит свое, поумнеет».

С наступлением сумерек пол-Кочетовки выходит на дело с санками и колясками. Место промысла у всех одно — стоянка товарных вагонов. Железная обшивка контейнеров от кражи не спасает».

Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он описан (речь идет о тенденциях), а поселковый образ жизни фатален для судьбы его жителей. Человек не только объект и жертва, но и субъект социализации. Поэтому, несмотря на то, что поселок продуцирует своеобразный срединный тип человека (и не селянина, и не горожанина), в поселках вырастали и вырастают позитивно социализированные личности.

7. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления ею выбора в различных сферах жизнедеятельности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них —территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) в юности. (С возрастом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором — например, у стариков.)

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреждениях культуры, досуговых центрах и т.д.), интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило, она идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее — воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни.

Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков, юношей к осуществлению выбора.

Возможности выбора в городе. Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может культивировать в растущем человеке способности к восприятию, созерцанию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не известных (на улицах, в парках, магазинах). Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесное территориальное соседство представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно участвовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения.Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

Источник:
Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке
Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ. Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города,
http://studopedia.ru/8_71337_dayte-sravnitelniy-analiz-obraza-zhizni-v-derevne-gorode-malom-gorode-i-poselke.html

Конспект занятия «Сравнение образа жизни моллюсков»

МОУ ДОД Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри

Конспект занятия «Сравнение образа жизни моллюсков»

Занятие: объединение «Живой уголок»

Тема: «Сравнение образа жизни моллюсков».

Тип занятия: обучающее занятие.

Место занятия в образовательной программе: изучение нового материала.

Цель: изучить особенности строения, содержания и жизнедеятельности улиток; найти черты сходства и отличия улиток.

Развивать навыки проведения наблюдения за объектами живой природы и сравнения. Изучить строение улиток, их среду обитания, особенности содержания в домашних условиях. Воспитывать бережное отношение к моллюскам.

Объекты и оборудование:

u улитки в банках – по 1 штуке каждого вида;

u набор раковин моллюсков;

u кусок стекла – 1 штука, размер 10х10 см;

u лупа – по числу воспитанников;

u карточка «Сравнение улиток» — по числу воспитанников.

u персональный компьютер;

u слайды презентации;

Методы обучения: наглядный метод, диалоговый метод, наблюдение, практическая работа.

В школьном курсе биологи и зоологии учащиеся овладевают систематизированными знаниями о растительном и животном мире, усваивают основные закономерности жизни растений и животных, знакомятся с основными направлениями природоохранной деятельности человека. В основном это теоретические знания. Многим детям не хватает знаний, как правильно рассаживать комнатные растения, как ухаживать за домашними животными, обитателями аквариумов и акватеррариумов; какие животные подойдут для содержания дома в условиях Севера.

Для решения этих проблем была создана программа «Живая этика», реализуемая на базе «Живого уголка» ЦРТДиЮ г. Нерюнгри. Цель: содействие гармоничному развитию обучающихся путем формирования этического отношения к животным и растениям, как части живой природы.

Формировать умения и навыки, обеспечивающие оптимально правильное содержание и уход за домашними растениями и животными. Формировать навыки исследовательской деятельности: умение работать с литературой, умение поставить и провести эксперимент с живыми существами, овладение некоторыми приемами научного мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация). Формировать ответственность за содержание, уход и кормление животных и растений, находящихся в объединении; бережное отношение к материальному оснащению объединения. Формировать понятия о взаимосвязях в природе. Развить духовную потребность в общении с природой.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относятся ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию навыков наблюдения, проведения опытно-экспериментальной работы.

Занятия в объединении «Живой уголок» носят интегрированный характер: обучающиеся приобретают знания по основам ботаники, зоологии, экологии, знакомятся с литературными произведениями о природе, осваивают навыки исследовательской работы, приобретают трудовые навыки. Ориентированы на обучающихся 6-15 лет, интересующихся биологией, экологией; увлекающихся содержанием и разведением в домашних условиях аквариумных рыбок, земноводных, певчих и декоративных птиц, кошек, собак.

Образовательная программа, реализуемая в объединении «Живой уголок», рассчитана на 3 года обучения. Предлагаемая методическая разработка проводилась на воспитанниках 1 года обучения, которые только начинают знакомиться с обитателями аквариумов и акватеррариумов. Учащиеся на основе проведения опытно-экспериментальной работы выясняют, особенности жизнедеятельности моллюсков, навыки содержания их в домашних условиях, как они реагируют на различные внешние раздражители и тем самым воспитывается бережное отношение к животному миру.

Данная разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных школ, работающих по эколого-биологическому направлению.

Источник:
Конспект занятия «Сравнение образа жизни моллюсков»
МОУ ДОД Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри Конспект занятия «Сравнение образа жизни моллюсков» Занятие: объединение «Живой уголок» Тема: «Сравнение образа
http://pandia.ru/text/78/554/76976.php

Научно-практическая работа

Научно-практическая работа. Социально- психологическая адаптация сельского выпускника как фактор успешной социализации.

Столичный учебный центр
г. Москва

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Социально- психологическая адаптация сельского выпускника как фактор успешной социализации

Сравнение образа жизни сельского и городского жителя……. 5

1.2. Трудности адаптации провинциального жителя к городским условиям………………………………………………………………………….8

2. Выявления особенностей социально-психологической адаптации ….11

Проблема социально-психологической адаптации выпускников, выходцев из сельской местности, является актуальной, учитывая трудности, которые они испытывают при переезде в город. Перемена образа жизни, вхождение в новый для них социум и ряд других трудностей усложняют весь процесс социально-психологической адаптации и отражаются на их самочувствии и успешности учебной деятельности. В связи с этим интерес представляет сравнительный анализ этого процесса у представителей сельской и городской студенческой молодежи. На успешность социально-психологической адаптации личности в социуме в большой степени влияют социальные нормы и культурные ценности конкретного типа поселения, в котором она является объектом социализации.

Тема: Социально- психологическая адаптация сельского выпускника как фактор успешной социализации

Цель: составить рекомендацию для выпускников, «Как адаптироваться сельскому выпускнику в крупном городе».

изучить литературу по теме исследования

рассмотреть особенности жизни сельского и городского жителя

выявить трудности адаптации провинциального жителя к городским условиям

составить рекомендацию, как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе.

Объект исследования – процесс адаптации студентов.

Предмет исследования — студент первого курса как субъект социально- психологической адаптации

Проблема адаптации в психолого-педагогических науках имеет давнюю историю, но при этом не теряет актуальности. Это объясняется не слабостью разрабатываемых положений, а диалектичностью жизни: развитие экономики и общественной жизни предполагает анализ новых аспектов адаптации индивида к ним.

Особенностью состояния любого общества всегда будут являться элементы миграции населения. А значит, всегда будут актуальными вопросы адаптации человека к новым особенностям местности, социума.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя»

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Студенты-сельчане рассматриваются как группа, самоорганизующаяся на основе общих компонентов традиционного мировоззрения, стимулирующего воздействия внешней, «чужой» для них среды. Сельчане, приезжающие в крупный город поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни.

У студентов сельской местности на первом курсе происходит изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип. Последствия могут проявляться в нервных срывах и стрессовых реакциях. По этой причине период адаптации, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

Сравнение образа жизни сельского и городского жителя

По мнению А. В. Мудрика, существуют весьма типичные характеристики сельских поселений:

небольшое количество жителей

малая плотность населения;

малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

плохо развитое общественное обслуживание;

почти полное отсутствие учреждений культуры

отсутствие возможностей для проведения досуга

В целом, современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни.

Город в значительной степени отличается по своим характеристикам от села .

концентрация большого количества жителей

высокая плотность населения на ограниченной территории;

высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности

дифференцированные социально-профессиональная и этническая структуры населения.

Работы М. Вебера и Г. Зиммеля дали толчок развитию социологии города. Если М. Вебер дал характеристику города как социального института, то Г. Зиммель раскрыл социально-психологические аспекты городской жизни, неэмоциональный, функциональный характер городских контактов.
Но следует признать, что город и городской образ жизни имеет различные неоднозначные аспекты.

Современные города — это места концентрации культуры:

духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.)

материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры),

Город — сосредоточение информации, потенциально доступной его жителям.
Город — сосредоточение криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения.

В городе большое количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом;

потребители наркотических средств;

неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью;

распространено увлечение азартными играми;

наблюдается большее, чем в сельской местности, приобщение различных групп жителей к криминализированной деятельности.

Город определяет особенности городского образа жизни. Л. Б. Коган в своих работах писал, что в городской среде вырабатываются социально-культурные признаки. Эти признаки мы видим в повседневной жизни, поведении горожан, привычках, манерах; происходит индивидуализация общегородских норм жизни, обогащение их местными традициями и особенностями. Разумеется, каждый город имеет свои особенности в зависимости от месторасположения, размера, этнической принадлежности населения и других факторов, обладая рядом характеристик, свойственных городскому типу поселения:

это преобладание деловых, кратковременных, поверхностных контактов в межличностном общении, но не исключена высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

это небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи;

это высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

это многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

это неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

это слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности

Таким образом, городская среда обитания, включающая в себя множество различных факторов: высокий культурный и научный потенциал, концентрацию экономики, скопление больших масс людей, обусловливают возникновение городского образа жизни с присущим только ему типом человеческого общения и поведения, интенсивностью и напряжённостью психической жизни, гетерогенностью культур различных социальных групп. Все эти характеристики во многом определяют специфику формирующейся системы ценностей городской молодежи, то есть ее отличие от системы ценностей сельской молодежи.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей:

подчиненностью труда ритмам и циклам года;

более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда;

малыми возможностями для трудовой мобильности жителей;

большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах;

выбор проведения досуга довольно ограничен.

Влияние города на деревню на сельское поселение способствует переориентировке жизненных ценностей сельской молодежи. Существуют и выраженные различия в сравнении с ценностями городской молодежи. На эти различия, оказали влияние процессы, происходящие в обществе. «Исторический опыт показывает, что всегда, когда в обществе происходят коренная ломка социально-экономического уклада и деформация традиционного образа жизни, неизбежно возникают реальные угрозы безопасности личности и семьи. Российское село фактически потеряло спокойствие и стабильность социальной среды» .

1.2. Трудности адаптации провинциального жителя к городским условиям.

Анализ образа жизни предполагает выявление реального содержания социальных и социокультурных потребностей личности, её интересов, стимулов деятельности и мотивации, а также действующих традиций, обычаев и социальных ценностей, обусловливающих специфику повседневной жизни в городе и селе, её социально-психологический климат, нравственную атмосферу. Существенные различия между городской и сельской местностями «. можно типологизировать по трём группам критериев:

Традиционным для села осталась «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. В селах достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения. Это связано с тем, что в жизненном укладе селян сохранились элементы традиционной соседской общины, в первую очередь тесные родственные и соседские связи. В деревнях сохранение традиций является ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение. Все названные выше характеристики являются неотъемлемыми составляющими образа жизни сельского жителя.

Главная же особенность городского образа жизни — «искусственная и сконцентрированная среда, базирующаяся на “неприродном” труде человека» из которой вытекают следующие характеристики городского образа жизни:

усложнение и развитие производства, ведет к росту требований к городскому жителю, его образованию и профессиональной квалификации;

разнообразие видов труда, которое создает потенциальные возможности для более универсального, развития человека;

разрыв горожанина с землей;

большая концентрация культуры и информации, что создает широкий спектр возможностей для высокой степени развития духовной сферы;

разрушение соседских связей и преобладание анонимного общения

Как указывает В. И. Переведенцев, сельский житель — «целостен» , а городской — «специализирован» . Не случайно, что в общественном сознании сельская и городская культуры всегда воспринимались как два противоположных явления.

В целом город предоставляет сельскому выпускнику возможность более широкого, чем в селе, выбора кругов и групп общения, при этом взаимодействия и взаимоотношения в городе существенно дифференцированы. Вот почему достаточно остро протекает процесс вхождения представителей сельской молодежи в чуждый для них образ жизни, то есть процесс адаптации. В науке адаптация — процесс вживания индивида в новую социокультурную среду, который сопровождается перестройкой его системы ценностей, установок и ориентаций. Адаптация — это процесс, охватывающий самые различные стороны жизни индивида. Следовательно, можно говорить о культурной, бытовой и психологической адаптации.

На этапе вхождения в новую для сельских выпускников среду, происходит процесс адаптации к условиям города, в этот момент бывший школьник находится в сложной ситуации освоения новых форм деятельности, общения, досуга, соотносит свои ожидания с реальной действительностью. Этот вид называется социальной адаптацией.

самовосприятие как позитивное отношение к себе;

принятие других как умение принимать их «таковыми, какие они есть»;

ощущение эмоционального комфорта;

способность к принятию самостоятельных решений и несению ответственности;

стремление к лидированию

2. ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Было проведено исследование с целью выявления особенностей системы ценностей и социально-психологической адаптации сельской и городской студенческой молодежи. Было обследовано 60 человека, из них 30 — проживающих и обучающихся в городской местности и 30 — приехавших из сельской местности на обучение в город. Все испытуемые являлись студентами 1 курса очного отделения факультетов Поволжской государственной социально- гуманитарной академии бывшего Самарского государственного педагогического университета. И было обследовано 50 выпускников ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

Тест социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; (приложение 1)

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона; (приложение2)

Методика «Самоактуализационный тест» Э. Шостром. (приложение 3)

Методика В.Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии». (приложение 4)

Были установлены статистически достоверные различия между сельскими и городскими студентами по следующим психологическим характеристикам:
1. Адаптация (у сельских ниже, чем у городских);

2. Дезадаптация (у городских 35%, у сельских 65%);

3. Эмоциональный комфорт (у сельских 38%, у городских 62%);

4. Эмоциональный дискомфорт (у городских 30%, у сельских 70%);

5. Эскапизм (у сельских 40%, чем у городских 60% );

6. Одиночество (у городских 23%, у городских 77%);

Из анализа исследования выпускников ГБОУ СОШ «ОЦ» поселка Серноводск можно сделать вывод, что:

75% выпускников твердо выбрали свою будущую профессию;

20% сомневаются в выборе своей будущий профессии;

5 % не выбрали профессию;

Проживать и обучаться в городе готовы:

25% средней готовности;

10 % не готовы проживать и обучаться в городе.

Таким образом проведенное исследование подтвердило наличие различий у городской и сельской студенческой молодежи в системе ценностей, что, на наш взгляд, определяется сохраняющимися различиями в сельском и городском образе жизни и его влиянии на процесс социализации личности. Выявленные особенности социально-психологической адаптации сельской студенческой молодежи по сравнению с городской студенческой молодежью мы объясняем трудностями вхождения в новую для нее социальную среду, обусловленными столкновением двух существенно различающихся между собой культур, двух образов жизни. Этот факт необходимо учитывать при организации психологической помощи студентам-первокурсникам, выходцам из села.

На основании всех полученных данных мы создаём буклет с рекомендациями «Как адаптироваться сельскому выпускнику в крупном городе».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вебер,М. Избранное. Образ общества. М. : Юрист, 1994. 169 с.
2. Евтух,В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. Киев, 1990. С. 28—34.
3. Коган,Л. Б. Быть горожанами. М. : Мысль, 1990. 205 с.
4. Комаров,М. С. Введение в социологию. М. : Наука, 1994. 317 с.
5. Мудрик,А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 97 с
6. Мудрик,А. В. Социальная педагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 200 с.
7. Переведенцев,В. И. Города и время. М., 1975. 141 с.
8. Силласте,Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 50—59.
9. Современная американская социология / под редакцией В. И. Добренькова. М. : Издательство МГУ, 1994. 296 с.
10. Туров,И. С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 131 —

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда .

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе — оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом — не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно — если разногласия грозят стать явными..

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

Источник:
Научно-практическая работа
Cкачать: Научно-практическая работа. Социально- психологическая адаптация сельского выпускника как фактор успешной социализации.
http://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-rabota-socialno-psihologicheskaya-adaptaciya-selskogo-vipusknika-kak-faktor-uspeshnoy-socializacii-1089075.html

Разница между городским и сельским образом жизни

Городской, деревенский… Сколько раз в своей жизни мы слышали и сами произносили эти понятия, не особо задумываясь над их глубинным смыслом! Для нас это слова-антонимы, значение которых мы усвоили с детства. Однако знаем ли мы точно и основательно, в чем разница между жителями этих двух «населенных пунктов»? Казалось бы, ответ однозначный – да. Но как показали обзоры данной темы в интернете и личный опыт авторов, это далеко не всегда так. Как правило, понимание того, чем отличается городской образ жизни от сельского, основывается на нескольких стереотипах, которые не являются исчерпывающими и определяющими. Надеемся, что наша статья поможет читателю разобраться в данном вопросе. Заранее предупредим, что речь пойдет о жизни в достаточно развитых и процветающих городах и селах.

Казалось бы, спорное утверждение. И, наверное, горожане в десятом поколении будут возмущены до глубины души. Однако если заглянуть в дальнее далеко, это, безусловно, так. Когда первобытный человек вышел из пещеры и построил первые шалаши, то это было жилье вовсе не городского типа, а именно сельский поселок, где на первом месте стояли земледелие, содержание домашних животных и скота, охота. Причем такой образ жизни длился тысячелетиями. Поэтому как бы кто ни гордился своей городской родословной – корни ее выросли из деревни.

Однако вернемся из далекого прошлого в сегодняшнее настоящее. Каковы основные характеристики современного села? Их трудно не заметить.

Деревня, поселок – это всегда небольшое сообщество людей, проживающих на относительно малой территории. Например, во многих республиках бывшего СССР до сих пор действует норматив – если число живущих в одном населенном пункте (имеется в виду село, деревня) переваливает за 10 тыс. человек, то он получает статус ПГТ (поселок городского типа), то есть почти город. Опять же – нигде в мире вы не встретите село размером с Париж или Москву. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эти города (как и подавляющее большинство других) тоже когда-то начинали с маленьких деревушек. Перечислим некоторые основные приметы, присущие в обязательном порядке сельским поселениям.

  • Отсутствие крупного производства. Конечно, есть много заводов, комбинатов и мощных промышленных комплексов, расположенных далеко от городов, но все жилые и нежилые постройки вокруг них имеют статус как минимум ПГТ или же специализированного городка.
  • Обязательное наличие натурального хозяйства. Во многих сегодняшних селах строятся современные мало- и многоэтажные дома со всеми городскими удобствами. Однако основной жилой фонд любого сельского поселения – это частный дом с подворьем и участком земли под посадки.
  • Финансовая составляющая. Сейчас многие селяне работают не на земле, как это было в недалеком прошлом. Они трудятся на небольших, но достаточно современных предприятиях разной специализации, которые во множестве созданы в нынешних селах. Эти заводики, мастерские, отдельные производственные цеха ничем не отличаются от подобных предприятий в городе. Однако следует признать, что средняя зарплата по селу ниже, чем в городе, а в некоторых местах – довольно существенно. И это статистика не только по СНГ, но и по всему миру.
  • На селе вы не встретите академиков или конструкторов космических кораблей. За редким исключением, не работают здесь также и великие артисты или выдающиеся архитекторы. И вызвано это не отсутствием талантов (с этим как раз все в порядке), а отсутствием материальной базы для труда и творчества подобных личностей. В деревне вы не найдете Большого Художественного театра или НИИ Травматологии мозга. Здесь нет Национальных библиотек и Третьяковских галерей. Плохо это или хорошо – вопрос открытый. Но то, что это непрактично, понятно без слов.
  • И еще. Лет 20-25 назад можно было бы написать о некомфортном проживании на селе (на территориях бывшей страны Советов). Сейчас эта тема уже не актуальна. При сегодняшних технологиях можно обеспечить себе условия не хуже, чем в городе, – даже в глухой тайге. Все зависит от наличия соответствующих финансов. На Западе данная проблема была решена много десятилетий назад.

к содержанию ^

Остановимся также немного на духовной составляющей современного села. А она занимает немалое место в деревенском образе жизни.

  • Огромные, многоэтажные жилые муравейники, где в одном подъезде зачастую проживает больше людей, чем в некоторых крепких деревнях. Заводы, фабрики, крупные промышленные и торговые объединения – органическая черта любого более-менее развитого городского поселения.
  • Продвинутая медицина, наука, большие учебные комплексы (институты, университеты, академии и т. д.) – опять же исключительно городская привилегия.
  • Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре. Как известно, это понятие объединяет в себе наличие транспортной системы, школы, медучреждения, сервисные комплексы, услуги бюджетных организаций, торговые объекты и т. д. То есть, проще говоря, все то, что делает жизнь человека за порогом его дома проще и комфортней, можно отнести к инфраструктуре. К сожалению, даже в современных и процветающих селах многие элементы такой системы оставляют желать лучшего.
  • Большая проблема для любого села и даже небольшого районного городка – выбор специальности и устройство на работу по ней. В большом, богатом городе этот вопрос стоит значительно менее остро. При настойчивости, способностях и сильном желании горожанин почти всегда способен найти себе работу по вкусу и специальности.
  • Город переполнен всевозможными развлечениями. Театры, выставки, многочисленные спортивные зрелища, концерты – все это является вполне обычными, естественными вещами для горожанина, а для деревенского жителя скорее относится к разряду экзотики, редкого праздника…
  • Политические события, культурные и обычные революции, коренные реформы всегда начинаются в городах и уже оттуда распространяются по всей территории страны.
  • В городе очень сильны контрасты в межличностном общении социумных групп. Например, в какие-то переломные, кризисные моменты рабочие одного или нескольких заводов могут объединиться и организованно выступить с насущными требованиями, оказывать друг другу моральную и материальную поддержку. Здесь мы видим определенную схожесть с сельской общиной. Однако те же самые рабочие могут жить в одном многоэтажном и многоподъездном доме и толком даже не знать, кто обитает с ними на одной лестничной площадке. В деревне это в принципе невозможно. Там не только знают досконально все о своих соседях, но и зачастую имеют такие же сведения обо всей улице, а то и обо всей деревне.
  • Разобщенность горожан давно уже стала притчей в языцех. Случаи, когда, к примеру, в соседней квартире умирает одинокий человек и лежит там неделями, а то и месяцами, – не редкость. Соседи начинают реагировать только на неприятный запах, и то далеко не всегда. Мы привели этот мрачный пример лишь для того, чтобы показать, насколько люди, проживающие в городе, далеки друг от друга в плане общения, несмотря на гораздо более скученное проживание по сравнению с деревенскими жителями.
  • Ритм жизни в городе несравним с деревенским темпом. Он значительно выше, более суетлив и до предела наполнен стрессами. Неудивительно, что по статистике, несмотря на более высокий уровень медицинского обслуживания, горожане в среднем живут меньше, чем их сельские сограждане.

Примечание. В очень редких случаях некоторые вышеперечисленные факторы присутствуют и в деревне, но это исключение из правил, только подтверждающее правило.

Выше мы описали наиболее, по нашему мнению, характерные признаки городского и сельского образа жизни, хотя следует признать, что это далеко не исчерпывающий анализ. Теперь попробуем свести все это в одну таблицу и сделать некоторые выводы.

Источник:
Разница между городским и сельским образом жизни
Городской, деревенский… Сколько раз в своей жизни мы слышали и сами произносили эти понятия, не особо задумываясь над их глубинным смыслом! Для нас это слова-антонимы, значение которых мы усвоили с
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-gorodskoj-obraz-zhizni-ot-selskogo/

С чем можно сравнить жизнь?

Жизнь — быстротечная река, плыть по течению, значит, ничего не почувствовать, бороться с течением, значит можно потерять массу сил и времени. Что тогда делать? Собственный островок счастья найти, а река с её течением будут Ваш островок омывать, будут дарить живительную влагу.

Жизнь для некоторых беговая дорожка, она имеет только одно направления и разные скорости. И, кажется, что бежишь, ускоряешься, а на самом деле остаёшься на месте.

Жизнь, как ожидание праздника. Ведь предпраздничные дни гораздо насыщеннее эмоциями, они ярче, они наполнены надеждой. И вот мы каждый день живём, ждём день, следующий и знаем, что он будет лучше предыдущего.

Жизнь бывает порой как заевшая пластинка. Она повторяет монотонно одно и тоже, одно и тоже. И только в наших силах поменять пластинку и исправить механизм.

Жизнь как каприз непостоянная: но капризы бывают милые, капризы бывают безобидные и от нашей на них реакции зависит, во что они перерастут.

Жизнь это как театр, и нам выбирать кто мы: безразличные наблюдатели, актёры или где-то там, на вторых ролях, лучше быть постановщиком, самому устанавливать свои правила, свой сценарий, свою судьбу.

Жизнь как мороженое. Если его употребить неумеренно, можно навредить себе. Если растянуть удовольствие надольше, просто растянуть момент наслаждения, просто дать немного подтаять (это называется в нужное время и в нужный час) тогда мороженое жизни превратиться в настоящее удовольствие. Так что везде нужно знать свою меру, не торопить события и наслаждаться каждым прожитым мгновением.

Источник:
С чем можно сравнить жизнь?
Жизнь — быстротечная река , плыть по течению, значит, ничего не почувствовать, бороться с течением, значит можно потерять массу сил и времени. Что тогда делать? Собственный островок счастья найти,
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1229891-s-chem-mozhno-sravnit-zhizn.html

Сравнение образа жизни

1 Сумма всех факторов риска может превысить 100% в связи с двойным учетом отдельных факторов риска (оценить вклад каждого из факторов сложно из-за их взаимозависимости).

Окончание табл. 3.2

Четыре фактора риска (высокие артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя) суммарно составляют 87,5% в общей смертности в стране и 58,5% — в количестве лет жизни с утратой трудоспособности. При этом на 1-м месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности стоит злоупотребление алкоголем (16,5%). Согласно экспертным оценкам, за последние 6 лет относительные показатели изменились мало.

Злоупотребление алкоголем — важнейшая проблема общественного здоровья в России. По данным Роспотребнадзора, с 1990 по 2006 г. потребление алкоголя на душу населения в РФ выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном это произошло за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алкогольных напитков доля пива возросла с 59% в 1990 г. до 76% в 2006 г.). Ежедневно в РФ пьют алкогольные напитки (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.

Табакокурение. В России потребление табака с 1985 по 2006 г. увеличилось на 87%, в основном за счет женщин и подростков. В РФ сегодня курят 43,9 млн человек (почти 40% всего взрослого населения). Доля курящих среди взрослого населения в России — одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах Евросоюза (рис. 3.3).

Ежегодно количество курящих в России увеличивается на 1,5-2%, включая женщин и подростков, в том числе девочек. Темп

1 ОЭСР — организация стран экономического сотрудничества и развития; объединяет 30 стран, в том числе ряд стран ЕС, США, Канаду, Японию, Корею, Австралию, Мексику и Нидерланды.

Рис. 3.2.Потребление алкоголя в разных странах лицами старше 15 лет на душу населения (в пересчете на чистый спирт)

роста курящих в России — один из самых высоких в мире, при этом в последние 3 года количество выкуриваемых сигарет в стране увеличивается на 2-5% в год. Правда, по данным КОМКОН 1 (2008), за последние 3 года число курящей молодежи в возрасте 16-17 лет несколько уменьшилось: с 20% в 2004 г. до 13% — в 2008 г.

Курение вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и многим онкологическим болезням.

По оценкам Центра профилактической медицины Минздрав-соцразвития России, 220 тыс. человек в год в стране умирают от болезней, связанных с табакокурением, при этом 40% смертности мужчин от болезней системы кровообращения связано с курением. Отмечается, что более высокая смертность курящих мужчин приводит к снижению в 1,5 раза их доли среди мужчин в возрасте старше 55 лет.

1 «КОМКОН» — исследовательская компания.

Рис. 3.3. Доля ежедневно курящего населения старше 15 лет в разных странах

Курение является предотвратимой причиной заболеваний и смертей в России. Очень важно, что Россия в 2008 г. наконец ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе с курением, которую сегодня из 192 стран-членов ООН подписали уже 172. Однако многие эксперты отмечают, что принятые нашей страной в 2009 г. антитабачные законодательные меры не соответствуют международным нормам.

Во многих странах мира (США, странах ЕС и др.) действуют национальные программы по борьбе с курением. Их реализация позволила в 1,5-2 раза снизить распространенность курения и связанную с ним смертность.

Употребление наркотиков. С 1995 г. число лиц, зарегистрированных в медицинских и профилактических организациях с диагнозом наркотической зависимости, увеличилось в 5 раз и составило в 2009 г. 530 тыс. человек. С учетом числа зарегистрированных в учетных списках различных общественных организаций (340 тыс. человек) общее число употребляющих наркотики составляет около 1,5 млн человек. Ежегодно регистрируют около 30 тыс. впервые выявленных случаев заболевания наркоманией и токсикоманией, из них около 700 случаев — среди детей и подростков. Однако экспертные оценки показывают, что реальное число лиц с наркотической зависимостью в России превышает официальные данные в 5-8 раз. Среди употребляющих наркотики внутривенно риск смерти в 20 раз выше, чем в популяции; именно с такой наркотической зависимостью связан рост подростковой смертности в России.

Высокое артериальное давление (артериальная гипертензия)

основная причина смертности и 2-я по важности причина заболеваемости (по количеству лет жизни с утратой трудоспособности) в России. У пациентов с неконтролируемой артериальной гипер-тензией в 3-4 раза выше риск развития инсульта и инфаркта миокарда, чем при нормальном артериальном давлении. В России около 34-46% мужчин и 32-46% женщин (в зависимости от региона) страдают от артериальной гипертензии, однако реальная ее распространенность может быть выше.

Ситуация усугубляется тем, что из этой когорты населения около 60% мужчин и 40% женщин не знают о том, что у них повышенное артериальное давление. Это происходит в том случае, если гражданин чувствует себя хорошо и (или) занимается самолечением без контроля со стороны врача.

Высокий уровень холестерина. Приблизительно у 60% взрослых россиян уровень холестерина превышает рекомендуемый, при этом примерно у 20% он настолько высок, что требует медицинского вмешательства. Снижение в популяции уровня холестерина в крови всего на 1% ведет к снижению риска развития ИБС на 2,5%.

Неправильное питание и малоподвижный образ жизни. В принятых Генеральной Ассамблеей ВОЗ документах указано, что около 1/3 всех болезней системы кровообращения обусловлено неправильным питанием. Показано, что при уменьшении употребления в пищу овощей и фруктов может на 28% увеличиваться смертность от болезней системы кровообращения. Несмотря на то что в РФ с 1995 по 2007 г. потребление овощей и фруктов на душу населения возросло на 27%, оно по-прежнему существенно ниже, чем, например, в Италии и во Франции (имеющих низкие показатели смертности от болезней системы кровообращения).

Улучшение питания может также способствовать снижению смертности от онкологических заболеваний на 30-40%. В питании населения страны существует нехватка некоторых микроэлементов и незаменимых кислот (йод, железо и др.); их дефицит может быть легко компенсирован обогащением этими элементами пищевых продуктов. К сожалению, таких программ в стране нет.

Малоподвижный образ жизни усугубляет данную проблему. Известно, что умеренные, но регулярные физические упражнения улучшают физическое и психическое состояние, снижают вероятность развития болезней системы кровообращения, рака толстой кишки, сахарного диабета и высокого артериального давления. Исследования 1 , проведенные в 2002 г., свидетельствуют о низком уровне физической активности у 73-81% мужчин и 73-86% женщин в России.

Ожирение и избыточная масса тела. Взрослые с избыточной массой тела или ожирением подвержены повышенному риску преждевременной смерти и утраты трудоспособности. Продолжительность жизни у лиц с выраженным ожирением сокращается на 5-20 лет. Всего с диагнозом «ожирение» в России зарегистрированы 1,06 млн человек, или 0,7% населения, но реальные показатели распространенности ожирения и избыточной массы тела выше. Так, по данным НИИ питания РАМН (2009), количество жителей в возрасте 25-64 лет с избыточной массой тела составляет в зависимости от региона от 47 до 54% среди мужчин и от 42 до 60% среди женщин; причем 15-20% из них — с ожирением.

Сахарный диабет. Осложнения диабета включают слепоту, почечную недостаточность, сердечно-сосудистые и неврологические расстройства. Распространенность сахарного диабета в России соответствует среднемировой и составляет 2,5%; это заболевание часто обнаруживают только при обследовании в связи с сопутствующими заболеваниями. ВОЗ считает, что Россия входит в число 10 стран с наибольшим количеством больных сахарным диабетом.

Социальные факторы риска

Социально-гигиенические и особенно комплексные исследования, включающие и наблюдения за больными (клинико-соци-

1 Россия: рано умирать: доклад Всемирного банка. — Декабрь, 2005.

альные исследования), позволили установить корреляции социальных условий и показателей здоровья населения.

Особенно наглядны примеры так называемых комплексных посемейных исследований, охватывающих все стороны семейной жизни — материальную обеспеченность, уровень культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью и др.

Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья. Четко показано неблагоприятное влияние конфликтных ситуаций в семье, положения женщин в семье и других факторов на исход родов. Например, преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, не состоящих в браке.

Состав и состояние семей заметно сказываются и на распространенности отдельных заболеваний. Например, в неполных семьях (обычно без отца) часто болеющих детей в первые 3 года жизни в 1,5-2 раза больше, чем в полных. Заболеваемость пневмонией у детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных.

Распорядок дня членов семей — один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение ритма отдыха, сна, питания, занятий в школе статистически достоверно способствует возникновению различных заболеваний и отрицательно воздействует на их течение, неблагоприятно сказывается на заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию в физическом и интеллектуальном развитии, отрицательно влияет на другие показатели здоровья. Так, нарушение режима сна, питания, прогулок уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. У каждого 3-го ребенка, не соблюдающего режим дня, отмечаются неудовлетворительные показатели здоровья — частые острые и хронические заболевания, низкие показатели физического развития и др.

Государственные межведомственные программы по охране здоровья

При обсуждении факторов, влияющих на здоровье, важно понимать роль государственных программ, направленных на поддержание здоровья и профилактику заболеваний. До середины XX века роль служб «общественного здоровья», или охраны здоровья, в основном сводилась к контролю эпидемической обстановки и борьбе с инфекционными заболеваниями. Сегодня, когда в большинстве развитых стран доля неинфекционных заболеваний составляет в заболеваемости и смертности населения более 80%, акцент в работе этих служб также сделан на снижение влияния основных факторов риска, приводящих к этим заболеваниям.

В нашей стране со времен антиалкогольной кампании (1984- 1987) никаких существенных действий в этом направлении не предпринималось. Сама антиалкогольная кампания (несмотря на ее некоторые организационные недостатки) оказалась эффективной. По данным исследователей, реальное потребление алкоголя сократилось почти на 27%, что за 3 года привело к увеличению продолжительности жизни мужчин на 3,2 года и женщин — на 1,3 года. Кроме того, существенно (на 56%) снизилась смертность от отравлений алкоголем. Смертность мужчин от несчастных случаев и насилия сократилась на 36%, от пневмонии — на 40%, от инфекционных заболеваний — на 20%, от болезней системы кровообращения — на 9%; число алкогольных психозов уменьшилось в 3,6 раза.

Именно поэтому очень важно, что в ноябре 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев объявил о необходимости начала антиалкогольной кампании, и что в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» наконец было признано необходимым усиление мер по охране здоровья населения, а в бюджете Минздравсоцразвития России на 2009-2012 гг. было заложено 3,8 млрд руб. на формирование у граждан РФ здорового образа жизни.

Следующим фактором, влияющим на здоровье, является экономическое благосостояние государства. Резкое ухудшение вследствие смены экономического строя социально-экономических условий в стране оказало отрицательное влияние на здоровье населения. В период с 1990 по 1995 г. ВВП страны и доходы населения резко упали и большинство граждан РФ с трудом приспосабливались к новым рыночным условиям жизни. С 1995 г. экономическая ситуация в нашей стране постепенно начала улучшаться, а с 1999 г. наблюдался устойчивый рост экономики. При этом расходы на здравоохранение в сопоставимых ценах падали с 1990 г. вплоть

до 1999 г. и достигли уровня 1990 г. только в 2006 г. (данные Всемирного банка, 2008).

На рисунке 3.4 представлена динамика прироста ВВП и государственных расходов на здравоохранение в постоянных ценах. С 1998 по 2007 г. среднегодовой прирост ВВП (по сравнению с 1995 г.) составлял 7% (в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году). А ежегодный темп роста расходов на здравоохранение с 1998 по 2005 г. в среднем отставал от темпов роста ВВП почти в 2 раза.

В этот период определенное улучшение экономических условий в стране не трансформировалось в заметный рост государственного финансирования здравоохранения. И только с началом реализации Программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных групп населения (ДЛО) в 2005 г. и приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 г. темп роста расходов на здравоохранение начал существенно опережать темп роста ВВП.

При обсуждении вопроса о благосостоянии государства следует отметить, что в РФ сложилась крайне высокая степень неравен-

Рис. 3.4. Изменение ВВП и государственных расходов на здравоохранение РФ в постоянных ценах (1995 г. принят за 100%): 1 — темп изменения ВВП; 2 — темп изменения расходов на здравоохранение

ства в распределении национального дохода между различными группами населения. Существующая плоская шкала налогообложения не позволяет сформировать достаточные объемы средств в бюджете РФ, в том числе и солидарных средств на систему здравоохранения (более подробно см. раздел 10.1).

Экологические факторы и условия труда на производстве

Еще один фактор, повлиявший на ухудшение здоровья трудоспособного населения, — это занятость на производствах с условиями труда, не отвечающими гигиеническим нормам. По данным Рос-стата, с 1990 по 2007 г. доля таких работников возросла в 1,3-2 раза в промышленном производстве (в зависимости от вида производства) и в 3,8 раза — в транспорте. В 2007 г. каждый 3-й рабочий в добывающей отрасли промышленности и транспорте и каждый 4-й, работающий в энергопроизводстве и обрабатывающей промышленности, трудились в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

По данным Роспотребнадзора, в 2008 г. условия труда на 77% предприятий России были отнесены к опасным и неблагоприятным для здоровья работающих. Наиболее высокая численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдалась в Кемеровской (51,1%), Архангельской (42%), Магаданской (41,4%), Мурманской (40,15) областях и Еврейской автономной области (41,1%).

Анализ, проведенный Институтом медицины труда (2002), показал, что это обусловлено несовершенством технологических процессов, износом основных фондов и крайне невнимательным отношением к охране труда со стороны работодателей. На производствах практически свернуты программы по охране и улучшению условий труда, формированию здорового образа жизни; закрылись медико-санитарные подразделения и отделы охраны труда на промышленных предприятиях с вредными условиями труда; снизилась обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

Все это вкупе с недостаточной эффективностью лечения профессиональных заболеваний и свертыванием мощностей производственной медицины приводит к повышению профессиональной заболеваемости и травматизма, в том числе и к росту числа запущенных случаев профессиональной патологии. Так, анализ причин заболеваемости в РФ показывает, что до 40% заболеваний трудоспособного населения прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда (см. также раздел 11.10).

Медицинская активность населения

Здоровье определяется и самостоятельной медицинской активностью населения: наличием санитарной (медицинской) грамотности, гигиенических и антигигиенических привычек, обращаемостью в медицинские учреждения за советами, в том числе профилактическими, выполнением медицинских рекомендаций.

Эти и другие проявления медицинской активности во многом зависят от общего уровня культуры, образования, психологической установки, условий жизни, состояния здравоохранения и др. Можно привести ряд демонстрирующих исследований о большой роли медицинской активности как аспекта образа жизни. Так, например, уже в 1965 г. показано, что перинатальная смертность детей во многом зависит от своевременности и частоты посещений матерями женской консультации. При 6 визитах и более за период беременности перинатальная смертность составила 8 на 1000 рождений, а при редких и несвоевременных посещениях — 20 на 1000, т.е. почти в 3 раза больше. Несвоевременное посещение консультаций чревато очень серьезными последствиями.

Оценивая влияние факторов риска на здоровье населения РФ, можно заключить, что воздействие оказывают: нездоровый образ жизни, а именно высокая распространенность алкоголизма, табакокурения и наркомании среди населения страны; плохие условия труда на производстве; отсутствие государственной политики, направленной на улучшение здоровья населения, а также недостаточные расходы на здравоохранение.

Источник:
Сравнение образа жизни
1 Сумма всех факторов риска может превысить 100% в связи с двойным учетом отдельных факторов риска (оценить вклад каждого из факторов сложно из-за их взаимозависимости). Окончание табл. 3.2
http://studfiles.net/preview/4024354/page:5/

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES