Способы решения конфликтных ситуаций

Бы решения конфликтных ситуаций

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

29.Виды и формы психологической защиты в ситуации конфликтного общения.

К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение и др.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации.

Проекция — бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Замещение — замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.

Изоляция, или отчуждение, – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании.

Источник:
Бы решения конфликтных ситуаций
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс,
https://studfiles.net/preview/6335856/page:15/

Определение конфликта

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Ребенок, словно чистый лист бумаги, Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу

Что такое конфликт? Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологи утверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения.

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Главный единственный путь к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

Второй момент — анализ ситуации без превратности .

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Источник:
Определение конфликта
Cкачать: Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
https://infourok.ru/opredelenie-konflikta-destruktivniy-i-konstruktivniy-sposobi-resheniya-konfliktnih-situaciy-1580662.html

Практико-ориентированный семинар для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций»

Практико-ориентированный семинар для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций»

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Щекотихина И.В. МБОУ лицей № 40 г.Орла

семинар для педагогов

«Способы решения конфликтных ситуаций»

Подготовила и провела:

«Способы решения конфликтных ситуаций»

Цель: адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.

Оборудование: по 2 листа формата А4 на каждого участника, памятка «Условия эффективного применения стратегий», плакат «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», плакат с изображением ладони, цитаты, карточки с названиями стратегий.

Целевая аудитория: педагоги.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет немедленно разрешать.

Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация – нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.

Наконец, наступает пора действий друг против друга – именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций, взглядов, которое связано с негативными переживаниями.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей. С конфликтами бессмысленно бороться, ими нужно управлять. Существует двойственная оценка феномена конфликт. С одной стороны, это явление нежелательное, приносящее страдания и потери, с другой – позитивное (расширяется информация о себе и других, находятся новые пути решения проблем, налаживаются отношения между людьми и т.п.).

У всех конфликтов есть множество причин. Многие исследователи в качестве одной из частых причин конфликтов между учителем и учениками называют отсутствие доверия и уважения к школьникам со стороны преподавателей при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей, отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон. Одной из особенностей педагогических конфликтов является различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).

Инструкция: «Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас необходимо выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача – точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

Согните лист пополам.

Еще раз пополам.

Оторвите верхний правый угол.

Оторвите нижний правый угол.

Скорее всего, узоры у всех будут разными. Мораль: в процессе коммуникации однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, возникает опасность конфликта.

Проведенный нами в прошлом году опрос учащихся 11-х классов показал, что наиболее частыми причинами конфликтов в школе являются несправедливая оценка, неуважительное отношение учителя к ученику, нарушения учебной дисциплины учеником, требование учеником более высокой оценки. Как правило, конфликты завершаются обсуждением проблемы и достижением сторонами взаимного согласия.

Исходя из соотношения ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, Кеннет У. Томас и Ральф Х. Килманн выделили пять стратегий поведения в конфликте. Они предложили 2-х мерную модель урегулирования конфликтов:

напористость – степень настойчивости в удовлетворении своих собственных интересов (ориентация на свои интересы);

кооперация – степень готовности пойти на встречу другому в удовлетворении его интересов.

Сетка Томаса – Килманна.

Соперничество (преобладание) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку, победить ценой преобладания.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека, удовлетворенность чужими интересами.

Компромисс – взаимные уступки участников конфликта, приводящие к потерям обеих сторон.

Избегание (пренебрежение) – отсутствие стремления, как к взаимодействию, так и удовлетворению собственных интересов. Человек игнорирует ситуацию конфликта и полагает, что она сама разрешится со временем.

Сотрудничество – стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон.

Ни одну из перечисленных категорий нельзя однозначно оценить по шкале хорошая – плохая. Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. Согласно данным К.Томаса, наиболее продуктивным способом разрешения конфликта является сотрудничество, а деструктивным – соперничество.

Участники разбиваются на пять групп по числу стратегий поведения в конфликте. Каждой группе раздается карточка с названием и определением одной из стратегий.

«Перечислите обстоятельства, при которых может быть эффективна та или иная стратегия поведения в конфликте».

Обсуждение применимости той или иной стратегии.

Упражнение «Проигрывание стратегий поведения в конфликте».

Участникам групп предлагается проиграть различные стратегии поведения в конфликте.

Ситуация: «Учитель русского языка вызывает вас в класс, так как ваш класс срывает у него урок. Ваши действия».

Письменная рефлексия «Все у меня в руках».

Демонстрируется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Больше всего понравилось», указательный – «Я узнал для себя», средний — «Мне не понравилось?», безымянный – «Идеи на следующий семинар», мизинец – «Мне здесь не хватало…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы.

«Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о семинаре.

Условия эффективного применения стратегий

Уход может быть оправдан, если:

источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами;

выигрыш не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение конфликта;

необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

изучение ситуации и поиск информации представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие решения;

вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого. Отношения с оппонентом при этом для вас не важны.

Приспособление уместно, если:

вы оказались не правы и признаете это;

вас не особенно волнует случившееся;

восстановление спокойствия и стабильности важнее разрешения конфликта;

вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы;

предмет разногласий для вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для вас;

отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и сил.

Конкуренция (соперничество, борьба) может быть уместной, если:

требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной и опасной ситуации;

исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны;

вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и очевидно, что ваше решение – наилучшее.

Компромисс может быть уместным, если:

необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны;

сотрудничество или подавление не приводят к успеху, а он важен для вас;

вас может устроить временное решение;

ваша позиция имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

Во всех случаях подразумевается, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе раздела нужды всех ее участников не могут быть полностью удовлетворены. При этом даже решение о равноправном использовании воспринимается как достижение.

Сотрудничество (поиск интегративного решения) целесообразно, если:

вы заботитесь о чувствах вашего оппонента, рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность;

необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов;

у вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен;

у вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для вас важны.

Целесообразное решение состоит в том, чтобы соотнести наиболее желательный для вас исход с вероятностью его достижения и принять решение о выборе стратегии.

Способы урегулирования конфликтов

Условия эффективного применения

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного решения

При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Уход от ответственности за решения

Исход не очень важен.

Желание выиграть время

Переход конфликта в скрытую форму.

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого.

Желание сохранить мир.

Правда на другой стороне.

Вы уступили. Решение откладывается.

Поиск решений за счет взаимных уступок

Нет резерва времени.

Другие стили неэффективны.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Решение важно обеим сторонам.

Четкое понимание точки зрения другого.

Желание сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Неорганизованность успеха.

Источник:
Практико-ориентированный семинар для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций»
Cкачать: Практико-ориентированный семинар для педагогов Способы решения конфликтных ситуаций
https://infourok.ru/praktikoorientirovanniy-seminar-dlya-pedagogov-sposobi-resheniya-konfliktnih-situaciy-761569.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

CATEGORIES