Спок детская психология

Бенджамин СПОК (1903—1998)

Очерк об этом замечательном человеке можно было бы начать высоким штилем: «В начале мая все прогрессивное человечество отметит столетний юбилей выдающегося психолога-гуманиста». И это был бы тот редкий случай, когда пафос вполне оправдан.

Бенджамин Спок — культовая фигура второй половины ХХ века, он заслужил признание и любовь миллионов людей во всем мире. Причем в данном случае уместно говорить именно о «прогрессивном человечестве», поскольку Спок был превозносим либерально мыслящими приверженцами новых гуманистических ценностей, а у консерваторов, ретроградов и авторитаристов всегда был не в чести.

Не будет ошибкой и причисление его к стану психологов-гуманистов (хотя его традиционно и относят к педиатрам). Гуманистическая психология, по словам одного из ее видных представителей Сиднея Джурарда, — это тенденция, а не доктрина. О Споке можно с полным основанием сказать, что он стоял у истоков этой тенденции и на протяжении полувека активно способствовал ее утверждению. В своих работах он по форме выступал как детский врач, а по сути — как тонкий психолог, чья гуманистическая позиция определила мировоззрение нескольких поколений.

Как и любой новатор, даже революционер, Спок не избежал противоречий, упущений, перегибов; по прошествии лет многие издержки его позиции становятся все более очевидны. В то же время с годами не утрачивает актуальности гуманистический пафос его идей. Накануне столетия великого сына ХХ века вспомним о том, чему он научился за свою долгую жизнь и чему научил нас.

К Споку более чем к кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.

В становлении его взглядов решающую роль сыграла семья. Некоторые ее традиции и принципы он безоговорочно принял, иные — столь же безоговорочно отверг, критически их переосмыслив на собственном опыте.

Бенджамин Маклейн Спок родился 3 мая 1903 г. в городе Нью-Хейвен, в американском штате Коннектикут — цитадели пуританской морали. Его семья вела род от голландских первопоселенцев, основавших в давние времена на берегах Гудзона город Новый Амстердам (переименованный впоследствии в Нью-Йорк); сама фамилия Спок — не что иное, как переиначенное голландское родовое имя Спаак. Бенджамин был старшим из шестерых детей в семье, а потому с юных лет познал заботы няньки. «Сколько же пеленок я сменил, сколько бутылочек с сосками поднес!» — вспоминал он о собственном детстве.

Отец Бена — Бенджамин Айвз Спок, юрист в железнодорожной компании, был человек рассудительный, серьезный и строгий. Следуя вековым традициям, он практически не занимался уходом за детьми («не мужское это дело!»), передоверив эту обязанность своей жене Милдред Луизе. Та сама выросла в пуританской семье, где исповедовались строгие принципы воспитания. И в той же манере растила своих сыновей и дочерей.

Суровая атмосфера, царившая в доме, хотя и основывалась на незыблемых принципах христианской морали, сказывалась на детях весьма негативно. Одна из сестер Бена, вспоминая родителей, рассказывала: «Я никогда не лгала отцу, ибо в том не было нужды, а вот матери — постоянно, так как за малейшую провинность она наказывала безжалостно». Дети были уверены, что отец, хоть и мало общается с ними, но любит их, а мать — нет. Сам Спок писал: «В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Результаты такого семейного воспитания говорят сами за себя. Уже будучи взрослыми, четверо детей семьи Спок были вынуждены прибегать к психиатрической помощи, трое так и не смогли создать собственные семьи, а у двоих неудачно сложились первые браки.

До окончания школы Бен беспрекословно подчинялся матери. Даже когда он начал учиться в Йельской медицинской школе, он не обрел права на самостоятельность — должен был жить вместе с семьей и непременно являться домой к ужину. Немалого труда и изобретательности ему стоило добиться разрешения снимать комнату на территории университетского городка. Здесь и начался самостоятельный путь большого во всех отношениях человека. Он не только вырос до шести с лишним футов, но и стал олимпийским чемпионом в составе Йельского гребного экипажа на Играх 1924 года в Париже.

В Йеле Бен встретил Джейн Чини, студентку одного из местных колледжей, которой при первой же встрече сделал предложение. Мать без энтузиазма встретила решение сына, но благословение на брак все же дала, хотя и в необычной манере: «Что ж, женись — это, в конце концов, не самое худшее в жизни, иные вообще попадают на электрический стул». С таким эмоциональным напутствием и материальной поддержкой от Спока-старшего в размере тысячи долларов в год Бен и Джейн поженились в 1927 году и прожили вместе почти полвека.

В 1929 г. Бенджамин Спок, получив диплом, приступил в работе детского врача. Через четыре года он, приобретя необходимый опыт, открыл частную педиатрическую практику, которой занимался в течение одиннадцати лет.

Довольно скоро молодой врач понял, что большинство родительских обращений к нему по поводу детского нездоровья были вызваны причинами не столько медицинскими, сколько поведенческими — навязчивое сосание пальца, отказ от еды, беспокойный сон, истерики, проблемы в приучении к горшку и т.п.

Молодой врач стремился узнать как можно больше об истории жизни каждого маленького пациента, укладе и воспитательных традициях семьи, заботах и проблемах матерей. Интерес к психологическим аспектам жизни ребенка подтолкнул Спока к более глубокому изучению детской психологии. Впоследствии Спок признавался, что в юности у него были очень смутные представления о психике ребенка: «Когда Джейн сказала мне, что личность ребенка проявляется уже в два года, я с горячностью назвал это полным вздором. Такое мне даже не приходило в голову, так как развитие ребенка не входило в учебную программу медицинской школы. Я ничего про это не читал».

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Сам глубоко травмированный ранним детским опытом, молодой медик решил пройти курс дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следует начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих им проблем.

Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики». Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отнятию от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, Спок, по существу, попытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на положение Фрейда, что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

За свою долгую жизнь «педиатр мира», как назвала его газета «Нью-Йорк Таймс», обычно воздерживающаяся от громких эпитетов, написал 13 книг. Но именно «энциклопедия для родителей» принесла скромному детскому врачу и малоизвестному психоаналитику мировую славу. Позже он и сам не раз называл этот труд главным делом своей жизни.

А началось все в 1943 году. Издательство «Покет букс» задумало выпустить популярное руководство для молодых родителей и подыскивало для этой цели автора, уже зарекомендовавшего себя на этой ниве, но не избалованного славой. Издательские амбиции были скромны — шедевра от автора никто не ждал и не требовал. Заключая контракт, издатель с подкупающей прямотой сказал доктору Споку: «Книжка не обязательно должна быть очень хорошей» — и напомнил о запланированной продажной цене: 25 центов

(1 цент с каждой проданной книги — на долю автора).

Спок пообещал учесть пожелание, но слова не сдержал. Книжка получилась очень хорошей. Впервые выпуская ее в свет в 1946 г., издательство рассчитывало распродать 10 тысяч экземпляров. За первый год разошлось 750 тысяч — и это без предварительной рекламы, или, как принято ныне говорить, «раскрутки». Такой объем продаж сохранялся еще долгие годы, выведя книгу Спока в Америке на второе место по популярности после Библии. К концу века суммарный тираж книги перевалил за 50 миллионов (и это без учета пиратских изданий на диком российском рынке последних лет). Книга была переведена на 42 иностранных языка, включая даже такие, как тайский, тамильский и урду.

«Поверьте в себя» — таким напутствием родителям открывается первое издание с несколько тяжеловесным заглавием «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним». Именно здравый смысл должен стать основой воспитания, утверждал Спок. Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если ребенок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется. По убеждению автора, «растить ребенка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринужденно, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача».

Это сейчас такая точка зрения в самом деле кажется воплощением здравого смысла, а тогда. В Америке середины ХХ века существовали жесткие педиатрические установки по уходу за ребенком. Американцы кормили своих младенцев в 6, 10, 14, 18 и 22 часа — не раньше и не позже, и в строго определенном количестве. Считалось: если ребенок почувствует, что его могут покормить в любое время, он станет капризничать, требовать больше еды. А это испортит и пищеварение, и характер. Брать ребенка на руки, по рекомендации Уотсона, не следует — это его опять-таки испортит. Приучение к горшку начиналось не тогда, когда ребенок был к этому готов, а в строго определенном возрасте — в середине первого года жизни.

Для большинства американских родителей новая книжка была подобна глотку свежего воздуха. Как оказалось, Спок поступил очень мудро, начав писать ее еще в военные годы. Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического процветания, в ней начался «бэби-бум» — невиданный всплеск рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том, как воспитывать ребенка, была велика как никогда. К тому же новое поколение родителей было готово к новому уровню семейных отношений, безотчетно стремилось уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга Спока оказалась созвучной их ожиданиям.

Главное, что сказал автор родителям: не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Любой совет автора пронизан гуманистической перспективой: «Когда вы показываете ребенку, что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко — его тело».

Спок стремился сделать жизнь в семье более легкой и более приятной для родителей и для детей. Он учил, что не нужно чрезмерных родительских жертв — родители тоже люди, и они не должны забывать о своих нуждах. Что хорошо и удобно для родителей, то хорошо и удобно для ребенка, и наоборот.

Молодые американские мамы читали Спока запоем. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом. » К началу пятидесятых уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по Споку.

Однако всенародный энтузиазм не мог и не настораживать. Спок быстро понял, что многие воспринимали его советы слишком буквально и впадали в крайности. Воспитывая ребенка «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как уверовали, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями. Уже в пятидесятые Спок начал предостерегать от таких крайностей.

Во втором издании книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, он подчеркивал также обязанность родителей ставить перед детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Нормально, писал Спок, что дети сопротивляются, капризничают, протестуют, испытывают гнев. Но родители вправе настаивать на разумном поведении детей и всегда должны оставаться на лидирующих позициях.

Фактически вторую половину жизни доктор Спок посвятил тому, что оправдывался за свои радикальные призывы сороковых и призывал не трактовать гуманизм как вседозволенность. Но джинн был уже выпущен из бутылки. Поколение «бэби-бумеров», росшее без окриков и шлепков, все крепче становилось на ноги и не желало разделять буржуазные ценности своих отцов. Когда Спока упрекают (хотя можно ли это считать упреком?) в том, что он породил поколение хиппи, — это чистая правда.

Длинноволосых американских шестидесятников легко осудить за вызывающую внешность, культ марихуаны, безголосый рок-н-ролл. Но в историю они вошли не только эпатажными выходками, но и искренним протестом против буржуазного лицемерия, проповедью любви и добра, а главное — мощным антивоенным движением, заставившим милитаристскую Америку свернуть вьетнамскую войну, а в итоге и отказаться от всеобщей воинской повинности. Тысячи длинноволосых юношей и девушек, фактически еще детей, с цветами в руках шли на полицейские кордоны без страха перед дубинками и пулями. Их убивали и калечили, но их цветы оказались в конце концов сильнее дубинок. Они добились того, о чем в другие времена и в других краях молодые инфантилы не смеют и мечтать, — конца позорной войны и отмены казарменной каторги.

Вице-президент США Спиро Агню, глядя на нескончаемый поток демонстрантов, надвигавшийся на Белый дом, в бессильной злобе шипел: «Споково отродье. » Кто сегодня помнит мистера Агню? И кто не знает доктора Спока?

Седоволосый доктор (ему уже перевалило за шестьдесят) шел в рядах демонстрантов. Когда началась война во Вьетнаме, он сразу примкнул к антивоенному движению. Для респектабельного медика это означало превратиться в изгоя. Он сознательно пошел на это, мотивируя свой поступок так же рассудительно и просто, как давал в своей книжке советы матерям: «Какой смысл растить детей, чтобы потом отправлять их гореть заживо?»

В 1968 году, в разгар антивоенных выступлений, Спок был признан виновным в «преступном пособничестве уклоняющимся от службы в вооруженных силах». Ему грозили годы тюрьмы, но апелляционный суд, к счастью, отменил приговор.

В 1972 году он баллотировался на президентских выборах в качестве кандидата Народной партии — коалиции левых сил. Предвыборная платформа: бесплатное медицинское обслуживание, гарантированный минимум доходов, вывод американских войск с территории иностранных государств, а также. легализация марихуаны (видно, сказалось тесное общение в кругу детей-цветов).

Разумеется, консервативному большинству электората такой радикализм пришелся не по вкусу. К тому же на доктора ополчились набиравшие силу феминистки. Еще бы — ведь он призывал женщин быть женщинами и больше сил отдавать детям, чем карьере.

Главный парадокс в жизни доктора Спока состоял в том, что от травматического опыта собственного детства ему, похоже, так и не удалось освободиться. В кругу собственной семьи он представал совсем не таким, каким его воображали миллионы почитателей. В отношении своих сыновей он вел себя в прямом противоречии с собственными рекомендациями. «Я никогда не целовал своих сыновей», — признавался он на склоне лет.

Джон Спок, младший сын доктора, в возрасте 52 лет позволил себе шокирующую откровенность: «Отец постоянно устраивал нам нешуточные разносы даже по мелочам. У нас в доме царила гнетущая обстановка. Моим обычным состоянием были страх, чувство унижения и подавленности». Вполне понятна та ирония, с какой Джон относится к бестселлеру доктора Спока. Он запомнил своего отца совсем другим — «отвратительным тираном по отношению к родному сыну».

Не сложились отношения доктора и с матерью его детей — Джейн. По свидетельству близких, она была его первой помощницей в подготовке книги, но все время чувствовала себя недооцененной. Душевный дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что разрушило их брак накануне золотой свадьбы. Вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган, которая была на 40 лет моложе его. С нею он на склоне лет поселился в Калифорнии.

Умер Бенджамин Спок в возрасте 95 лет в своем доме близ Сан-Диего. Вопреки распространенному мнению, жил он небогато — большая часть его внушительных гонораров ушла на благотворительные цели, в антивоенные и правозащитные фонды. За несколько дней до его смерти жена обратилась к друзьям с просьбой помочь оплатить чек на его лечение. Деньги наверняка нашлись бы, но в 95 лет от смерти уже не откупишься.

Хоронили доктора в ясный день. под бодрую мелодию джаза. «Я терпеть не могу казенную атмосферу похорон, — писал он в своих мемуарах «Спок о Споке». — Мой идеал — негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут за гробом, пританцовывая под звуки джаз-банда». Собравшиеся пели не похоронные псалмы, а «Боевой гимн республики», «Америку прекрасную» — песни, которые много лет назад распевал многотысячный хор на антивоенных демонстрациях.

Вот только сами демонстранты, похоже, утратили тот дух, которым их наставник жил до конца дней. В одной из своих последних книг «Лучший мир для наших детей», написанной словно в опровержение всего сказанного ранее, он признает: «Никто и не предполагал, что представители этого поколения вырастут в своей массе такими неинтересными людьми. Сегодня они думают только о деньгах и сексе, а о духовной жизни не имеют ни малейшего представления и вообще мало чем отличаются от своих предков. Я старался сделать для них все, что только мог, а они меня страшно разочаровали».

Так виднейший представитель гуманистической психологии разделил ее общую судьбу: блестящий замысел — плачевный результат. Хотя любить детей, безусловно, нужно. Вот только Спока следует читать внимательнее. И чем более позднего — тем более внимательно читать.

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «ГИД Клиника», предоставляющего возможность удобно и быстро пройти медкомиссии и сдать анализы, провести необходимые обследования для получения справок, необходимых для оформления санитарной книжки, посещения бассейна, вождения автомобиля и пр. Так личная медицинская книжка – необходимый документ для работников производств, транспортировки и реализации пищевой продукции, коммунально-бытового обслуживания и, конечно же, при работе с детьми. Клиника выдает как саму санкнижку, так и проводит ежегодную санэпидподготовку для ее продления.

Источник:
Бенджамин СПОК (1903—1998)
Очерк об этом замечательном человеке можно было бы начать высоким штилем: «В начале мая все прогрессивное человечество отметит столетний юбилей выдающегося психолога-гуманиста». И это был бы тот
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300802

Бенджамин Спок Уход за ребёнком — настольная книга многих поколений родителей

Бенджамин Спок «Уход за ребёнком» — настольная книга многих поколений родителей

В советские времена достать эту книгу можно было только по большому блату или из рук старших подружек, чьи дети уже выросли. Счастливые обладатели (чаще — обладательницы), заполучив книгу доктора Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним», облегченно вздыхали — теперь у них появился источник подлинного и чудодейственного знания.

Внешне советы казались советами детского врача, но по сути он был, скорее, детским психологом, создателем собственной школы, в которой много лет усердно учились миллионы молодых родителей. Спок утверждал, что все проблемы родителей от незнания законов развития ребенка.

Для того чтобы разобраться в этой проблеме, Спок стал изучать психологию , всерьез увлекся идеями Зигмунда Фрейда, сам прошел курс психоанализа — как пациент.

Проработав собственные детские травмы, доктор увидел, что именно подавление естественных для ребенка поведенческих реакций чревато в будущем серьезными невротическими нарушениями. Из этого следовало, что родителям стоит быть как можно более терпимыми по отношению к малышу и спокойно реагировать на все те этапы, которые ему волей-неволей предстоит пройти.

Эта мысль — по тем временам абсолютно новаторская — легла в основу книги Спока, которая и принесла ему мировую славу. «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним», вышедшая в 1946 г., стала культовой молниеносно и без всякой рекламы. За первый же год разошлись сотни тысяч экземпляров, тиражи стали расти, появились переводы на десятки языков.

К началу пятидесятых уже практически все американские и многие европейские семьи воспитывали детей «по Споку». В Америке на долгие годы эта книга стала самой популярной после Библии.

Бенджамин Спок родился в 1903 г. в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Старший из шестерых детей, на будущую профессию, казалось, он был обречен с самого детства — пеленки и соски занимали в его жизни не меньше места, чем учебники и игры с ровесниками.

Детей в его семье воспитывали сурово, по-пуритански, безжалостно наказывая за малейшую провинность. Борьба началась сразу, как только Бенджамин закончил Йельский университет, получил диплом детского врача и открыл частную педиатрическую практику.

Вскоре он понял, что медицинские проблемы, с которыми приходят к нему родители, как правило, связаны с тем, что взрослые не понимают природы и законов развития ребенка, ничего не смыслят в его психологии.

Это сейчас понятно, что у каждого малыша свои особенности, свой характер, а в те годы считалось, что есть некие общие правила, которым должны следовать папы и мамы, что-то вроде «инструкции по эксплуатации»: выучил — и можешь применять в жизни.

Некоторые идеи доктора иногда подвергались критике и осмеянию. Уже в первоначальном названии главного труда Спока заложена суть его учения — «Книга здравого смысла».

«Растить здорового ребенка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринужденно, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача», — писал он.

Любовь к ребенку, а не строгие правила — вот что должно стать основой воспитания: «Доверяйте себе. Вы знаете больше, чем вам кажется. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет».

Легендарный доктор призывал к тому, чтобы родители наслаждались общением с ребенком, а не приносили себя ему в жертву. Что хорошо и удобно для родителей, то хорошо и удобно для ребенка, и наоборот.

Однако безумный энтузиазм, с которым мамы и папы принялись воплощать эти идеи в жизнь, вскоре насторожил их автора. Многие приверженцы Спока решили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою родительскую миссию видели лишь в том, чтобы следовать за его желаниями.

Спок увидел, что его поняли неправильно, и принялся переписывать свою книгу. Любовь любовью, однако в следующих изданиях появились главы о дисциплине, родительском авторитете, разумных ограничениях, необходимых наставлениях, лидирующей позиции взрослых.

Фактически всю вторую половину жизни (а прожил он 95 лет) доктор Спок посвятил тому, что оправдывался за свои радикальные советы и призывал не трактовать любовь к ребенку как вседозволенность. Однако до сих пор многие историки считают, что движение хиппи обязано своим появлением как раз тому, что это поколение было воспитано «по Споку», по первоначальной версии его труда.

Главное открытие Спока, которое сегодня кажется аксиомой, — про любовь к ребенку — педагогами и врачами принято безоговорочно и навсегда. Однако что касается частных полезных советов, тут все не так просто. Далеко не все идеи доктора Спока прошли испытание временем.

Спок считал, что между здоровьем ребенка и типом его вскармливания — естественного или искусственного — нет никакой связи. ВОЗ официально признала эту идею ложной и вредной.

Сегодня считается, что искусственные смеси не могут заменить младенцу материнского молока;

Спок настойчиво советовал укладывать новорожденных спать на животик. Но этот совет потенциально опасен. Ребенок может задохнуться — кладите его только на спину;

Спок был ярым противником укачивания малыша. Он считал, что родителям нужно не обращать внимания на крик младенца. Постепенно бедняга поймет, что так ничего не добьешься, и вскоре научится засыпать самостоятельно. Нынешние психологи считают, что это крайне вредная практика.

В течение первого года жизни у ребенка формируется «объект привязанности» — он испытывает особое доверие к человеку, ухаживающему за ним, — как правило, к маме. Для того чтобы в дальнейшем человек ощущал внутреннюю защищенность, открытость и доверие к миру, необходимо, чтобы младенцем он испытывал эти чувства к матери.

Спок рекомендует соблюдать оптимальный режим кормления — с четырехчасовым перерывом и не затягивать сам процесс дольше 10-12 минут. Сегодня более популярен естественный режим кормления, то есть младенец кормится, когда сам захочет, и столько времени, сколько ему нужно.

Сторонники этой теории говорят о том, что именно так и предусмотрено самой природой. Самые известные апологеты этого стиля — педиатр Уильям Серз и его жена Марта, родители восьмерых детей. Их последователи стараются как можно больше носить ребенка на руках и продолжают грудное вскармливание порой до двух и даже до трех лет. Такого не делали даже самые пылкие поклонники раннего Спока — родители будущих хиппи.

Но как бы мы сейчас ни относились к рекомендация Бенджамина Спока, ясно одно: самая главная его заповедь — «руководствоваться здравым смыслом» — актуальна всегда. Даже если вы слышите совсем другие рекомендации.

Одно из последних интервью Бенджамина Спока:

Руководство для родителей:

О том, насколько сейчас актуальны советы Спока, вы узнаете из этого видео:

Источник:
Бенджамин Спок Уход за ребёнком — настольная книга многих поколений родителей
Долгие годы книга доктора Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» была библией для родителей
http://webdiana.ru/deti/uhod-za-rebenkom/346-bendzhamin-spok-uhod-za-rebenkom.html

Кто вы, доктор Спок?

В любой семье с появлением ребенка формируется определенная система отношений с ним. Каждый родитель целенаправленно стремится воспитать ребенка в соответствии со своими представлениями об идеальном взрослом. Основные задачи можно расписать по нескольким пунктам:

что можно и чего нельзя моему ребенку,

как научить малыша доверять мне,

когда и в каком объеме предоставлять крохе свободу,

как привить ребенку те или иные черты характера и привычки.

Для достижения своих целей взрослые обращаются к разнообразным средствам: это и собственный жизненный опыт, и наблюдение за воспитательным процессом в других семьях, и чтение специализированной литературы.

Семейные традиции, устои, отношение к ребенку всегда являлись базой для формирования собственных принципов воспитания у молодых родителей.В современном же мире, в связи с изменением общечеловеческих ценностей, состава семьи, отношения к старшему поколению и ряда других новшеств, появилась необходимость сформулировать принципы воспитания и преподнести их в качестве советов. И, конечно, первое имя, которое на слуху у каждого родителя – это Спок. Кто не слышал о его чудодейственных методах или не читал его книг? Но вот мнения о его учении у родителей при этом очень противоречивые.

Бенджамин Маклейн Спок – известный американский педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним». Его революционный призыв к родителям: «Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется».

Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ, чтобы понять нужды детей в семье.

Идеи доктора Спока повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям.

Приверженцы строгости, дисциплины и необходимости наказаний находили его советы чрезмерно либеральными. И нельзя сказать, что его оппоненты были не правы. Ведь именно Спока обвиняют в том, что он стал родоначальником движения хиппи в Америке. Его называли «губителем поколения 60-х», «бунтовщиком» и «ботаником, взрастившим «детей цветов». Поколение, выросшее на советах доктора Спока, стояло во главе сексуальной революции, во главе идеи о равенстве полов, эмансипации и феминизма. «Благодаря» принципам Спока мы сейчас наблюдаем огромное количество «брошенных» детей, чьи родители заняты карьерным ростом, погоней за высокими заработками и удовлетворением своих профессиональных и личных потребностей. Таким образом, Спок, сам того не подозревая, радикально переориентировал жизнь гражданского общества второй половины ХХ века.

Но нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на многочисленных авторов воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малыша, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.Нами было опрошено 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких-либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию.Итак, по итогам опроса оказалось, что:

лишь 3% молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока,

50% опрошенных хотя и не читали его книг, но категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями,

30% мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее в случае возникающих трудностей и необходимости срочно их преодолеть,

17% респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора или по наблюдениям за другими семьями, где активно используют его советы, но не увидели ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и свои принципы воспитания.

Источник:
Кто вы, доктор Спок?
В любой семье с появлением ребенка формируется определенная система отношений с ним. Каждый родитель целенаправленно стремится воспитать ребенка в соответствии со своими представлениями об идеальном
http://otdyh2011.ru/other/2/article/1464

Методика раннего развития

Мы расскажем вам о том, как рекомендует развивать и воспитывать детей известный детский врач и педагог Бенджамин Спок.

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Поклонники американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока часто называют его гуру, учителем и добрым советчиком для всех молодых родителей. Не одно поколение выросло на его книгах, с тех пор как в 1946 году появилась и самая знаменитая из них — «Ребенок и уход за ним».

Эта настоящая «библия» воспитания выдержала множество переизданий, была переведена на 42 языка, став настольной книгой для родителей всего мира и самым раскупаемым изданием после Библии. Ее общий тираж превысил 50 миллионов экземпляров. С простотой и изяществом, с юмором и тактом автор сумел донести до родителей идеи, которые к тому времени были известны лишь узкому кругу психологов и психиатров.

С именем доктора Спока связан настоящий переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Спок не столько теоретик, сколько практик-экспериментатор, гарантирующий педагогический успех, заботливо оберегающий родителей от неоправданного риска, неумелого новаторства и ошибок. Особой популярностью пользуются рекомендации Спока у молодых матерей. А выражение «воспитание по Споку» уже стало крылатым. Это воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы — на научное знание и народную мудрость.

Сегодня вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. Какие еще тайны открыл родителям американский педиатр, ставший авторитетным семейным воспитателем?

Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Мать Бенджамина, Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским» вопросам в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка, — строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка», — никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель».

Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона, а педагогический арсенал в ту пору состоял, по определению одного из журналистов, из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». Вполне вероятно, что в знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Для большинства американских пап и мам новое пособие было подобно глотку свежего воздуха. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали книгу как увлекательный роман. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом. »

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Молодой медик решил пройти курс Дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следовало начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих проблем. Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики».

Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отлучению от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, — Спок, по существу, пытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на еще одно положение Фрейда — что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, — Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

Сам Бенджамин Спок не раз говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи крупнейших мыслителей-гуманистов начала XX столетия, полагая, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле».

Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока «первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей того времени».

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.

Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.

Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).

Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.

Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.

С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.

Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».

Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.

Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.

Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Авторитет скончавшегося в 1998 году Спока продолжает оставаться очень высоким. Однако свято место пусто не бывает, и сегодня «гуруманы» от воспитания уже поклоняются новому кумиру — семейному доктору Стиву Биддалфу. Выросший в Австралии англичанин, психолог по образованию, написал очередной бестселлер — «Секрет счастливых детей», который был переведен на 15 языков и издан миллионным тиражом.

Помимо Великобритании особую популярность эта книга приобрела в Китае и Германии. Ее адресат универсален (родитель с любым уровнем образования, стоящий на любой ступеньке социальной лестницы, имеющий детей от грудничка до подростка), язык прост, картинки похожи на комиксы, мысли — здравые, советы — максимум практичности.

Автор призывает родителей избегать двух основных ошибок: не становиться тиранами самим и не позволять превращаться в них детям. Ведь родители — тоже люди, только взрослые. Действовать методом убеждения «по Споку» хорошо, считает Биддалф, но трудно и долго. Не у каждого родителя в наши дни хватит на это времени и энергии. Поэтому смоделировать правильный стереотип поведения малыша лучше четкой и ясной подсказкой в утвердительной форме.

Например, вместо того чтобы увещевать неуемное чадо фразой «Не выбегай на проезжую часть!», лучше коротко, не вдаваясь в подробности, скомандовать ему: «Стой на тротуаре рядом со мной!» — и точка. Биддалф привлек родителей здравомыслием: детям необходимы интеллектуальные и эмоциональные стимулы, без них они устают и скучают; занимаясь с ребенком, не следует предъявлять к нему завышенных требований, ибо совместная деятельность, которая сближает и творчески обогащает, — уже сама по себе польза; важно выслушивать и поддерживать ребенка в решении его проблем; будь последователен в своих действиях, за плохое поведение наказывай, но плохое настроение на детях не срывай и т. д.

Впрочем, нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на авторов многочисленных воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малышей, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.

Не так давно был проведен опрос 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких- либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию. Оказалось, что:

➣ лишь 3 % молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока;

➣ 50 % опрошенных, хотя и не читали его книг, категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями;

➣ 30 % мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее, в случае если возникают трудности и необходимо срочно их преодолеть;

➣ 17 % респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора, или понаблюдав за другими семьями, где активно используют его советы, но не получили ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и собственные принципы воспитания.

Что ж, воспитание «по Споку» критикуют давно и постоянно, но при этом иногда забывают: Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока — это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» — вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Споку более чем кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.

Конечно, и сегодня Спока следует читать, но только внимательно. И чем более позднего — тем более внимательно, обратив особое внимание на ключевой завет молодым родителям: «Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем вам кажется».

Источник:
Методика раннего развития
Мы расскажем вам о том, как рекомендует развивать и воспитывать детей известный детский врач и педагог Бенджамин Спок. Семейные уроки доктора Спока
http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodika-ranego-razvitija-metodika-doktora-spoka.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

CATEGORIES