Социологический подход к качеству жизни

Качество жизни

Ка?чество жи?зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п. [1] [2] [3]

Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений [3] [1] [2] .

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо?льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.

В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Дж. Стиглица и А. Сена, в котором обосновано использование показателя качества жизни в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП [4] [5] .

По мнению социологов Финансового университета при Правительстве РФ, высокое качество жизни человека подразумевает [6] [7] :

С определённым приближением как показатель качества жизни можно использовать Индекс человеческого развития ООН. Он строится по следующим направлениям: уровень дохода в стране или регионе (определяется через ВНД на душу населения по ППС), продолжительность жизни, доступ к знаниям (определяется на основании доли населения, охваченного образованием различных уровней).

Измерителем качества жизни в различных странах могут служить различные индексы качества жизни, среди которых следует выделить «Better Life Index», рассчитываемый Организацией экономического сотрудничества и развития [8]

Субъективную оценку качества жизни можно также измерить при помощи социологических опросов. Для этого используется широкий набор социологических инструментов [9] [10] . Наиболее весомым, интегральным показателем, характеризующим субъективную оценку качества жизни, является удовлетворённость человека своей жизнью [11] [12] .

Во многих разделах медицины используется понятие качество жизни, связанное со здоровьем (англ. health related quality of life, HRQL ), или просто качество жизни. Применительно к медицине, качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического, социального и эмоционального состояния пациента, оцениваемая исходя из его субъективного восприятия [13] . У концепции качества жизни можно выделить два аспекта. Во-первых, при его оценке принимаются во внимание разные сферы жизни пациента, как напрямую связанные с состоянием здоровья, так и зависящие от него лишь косвенно. При оценке качества жизни пациента учитывают физическую, психологическую, социальную, экономическую, духовную стороны его жизни. Во-вторых, оценка основывается в первую очередь на мнении самого больного, его субъективном восприятии качества жизни по тем или иным аспектам [13] .

Повышение качества жизни является либо основной, либо дополнительной целью лечения. Дополнительной целью повышение качества жизни является, если заболевание может привести к сокращению жизни, а основной — если оно привести к сокращению жизни не может или, напротив, если заболевание неизлечимо и непременно приведёт к смерти больного. В последнем случае улучшение качества жизни остаётся единственной целью лечения [13] .

Исследования качества жизни проводятся во многих разделах медицины, в частности в паллиативной медицине, кардиологии, трансплантологии, онкологии, хирургии, психиатрии, эндокринологии, геронтологии, неврологии и других. К основным направлениям таких исследований относятся стандартизация методов лечения, экспертиза новых методов лечения и лекарственных средств, разработка прогностических моделей течения болезней, экономическое обоснование методов лечения [13] .

Основным инструментом оценки качества жизни пациентов являются специально разработанные опросники. Опросники бывают общие и специализированные. Специализированные опросники могут относиться к определённым областям медицины, конкретным болезням или даже к конкретным стадиям болезни и состояниям. Составление опросников — сложный и многоэтапный процесс. Он включает оценку валидности, оценку надёжности, определение чувствительности опросника, которые проводятся квалифицированными специалистами при помощи специально разработанных тестов. Часто используются стандартизированные опросники. Среди общих наиболее распространены: EUROQOL, MOS SF-36, Quality fo Well-Being Index, Sickness Impact Profile, Nottingham Health Profile, Quality of Life Index. При подготовке опросника к использованию в отличной языковой и культурной среде проводится многоуровневая адаптация [13] .

Кроме сбора данных с помощью опросников, оценка качества жизни также включает обследование больных, статистическую обработку, анализ и интерпретацию данных [13] .

Паллиативная медицина — раздел медицины, задачей которого является улучшение качества жизни безнадёжных больных, например в случае неоперабельных форм рака. В её основе лежит купирование болевого синдрома, других симптомов, решение психологических и социальных проблем больного. Целью паллиативной помощи является максимальное улучшение качества жизни безнадёжного больного и его семьи [14] [13] . Разновидностью паллиативной помощи является хосписная помощь.

Фармакоэкономика — направление исследований, изучающее стоимость и эффективность тех или иных препаратов и методов лечения. В рамках фармакоэкономики проводятся расчёты стоимости лечения, минимизации затрат, соотношений стоимости лечения и конечной экономической выгоды, стоимости лечения и его эффективности, стоимости лечения и его полезности. В 1970-х годах для расчётов соотношения стоимости и эффективности лечения было предложено использовать величину QALY — годы жизни с поправкой на качество (англ. quality-adjusted life years ). Впоследствии на основе этой концепции был разработан расчёт соотношения стоимости и полезности. Эти расчёты применяются при выборе наиболее оптимальных методов лечения [13] .

Годы жизни с поправкой на качество — условная интегральная величина, учитывающая продолжительность жизни пациента и её качество. Для её расчёта необходимо каждый год, прожитый больным, умножить на коэффициент, отражающий качество его жизни. Коэффициент может принимать значения от 1,0 (абсолютное здоровье, максимальное качество жизни) до 0,0 (смерть). При этом один год, прожитый с наилучшем состоянием здоровья прибавляет к величине 1 год, прожитый качественно, год, прожитый с коэффициентом качества жизни 0,6 прибавляет 0,6 и т. п. Таким образом, при расчёте эффективности лечения, например, два года жизни с коэффициентом 0,5 приравниваются к одному году с коэффициентом 1,0 [13] . Величина QALY широко применяется в западных странах.

Источник:
Качество жизни
Ка?чество жи?зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

Качество жизни населения в трансформирующемся обществе: социальные технологии анализа и управления

Качество жизни населения в трансформирующемся обществе: социальные технологии анализа и управления

Автореферат докторской диссертации по социологии

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что сделанные в работе выводы уточняют социологические представления о качестве жизни населения. Теоретические положения и выводы диссертационной работы являются дополнительным вкладом в разработку методологии анализа и управления качеством жизни населения в условиях трансформации современного общества. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в разработке рабочих программ учебных курсов социологии, социального прогнозирования и проектирования, а также специальных курсов по проблеме качества жизни населения.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы различными органами законодательной и исполнительной власти, научно-исследовательскими центрами при формировании аналитического инструментария в части подготовки прогностической модели повышения качества жизни населения; при совершенствовании системы комплексной оценки параметров качества жизни; при разработке программ социально-экономического развития Республики Бурятия и технологий управления качеством жизни.

По теме диссертации было опубликовано 42 (52) работы. Из них в изданиях, рекомендованных ВАК для докторских диссертаций, 11 работ, 4 монографии.

Структура и объем диссертационной работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, 8 приложений.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, дается характеристика степени научной разработанности исследуемой проблемы, обосновываются теоретическая база диссертации, ее исходные методологические принципы, приводится эмпирическая база исследования, формулируется объект и предмет, цель и задачи научного анализа, раскрывается научная новизна диссертации, представлены положения, выносимые на защиту, указана теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В Главе I «Теоретико-методологические подходы к анализу категории «качество жизни» анализируются исходные теоретические и методологические принципы исследования качества жизни.

В параграфе 1.1. «Эволюция научных воззрений в исследованиях качества жизни» систематизированы научные представления в отношении понятия «качество жизни» и представлены этапы его развития от публицистического словосочетания до строгой научной категории.

Изучение проблем качества жизни населения началось с середины 60-х годов, когда в высокоразвитых странах Запада стал осуществляться переход к постиндустриальной стадии развития общества, что обусловило интерес человечества к гуманитарному содержанию экономического прогресса. К началу 70-х годов на первый план выдвигаются глобальное моделирование и концепция «ощущаемого качества жизни», связываемая, в первую очередь, с исследовательской деятельностью А. Кемпбелла и др. в США. В настоящее время разработка качества жизни связана с именами Ф. Конверса, У. Роджерса, Ф. Андруза, Л. Милбрейта, Л. Мак-Кеннела, С. Райта, А. Михелоса и др.

Возникнув в США в середине 60-х годов, категория «качество жизни» как важный показатель человеческого существования сразу стала предметом научных споров между учеными марксистско-ленинской ориентации (А. Бутенко, И. Бестужев-Лада, И. Толстых и др.) и представителями индивидуалистических теорий Запада (А. Тофлер, Р. Арон и др.).

В России с 80-х годов XX века также стал достаточно быстро расширяться круг исследований, посвященных проблеме качества жизни населения (Е. Давыдова , С. Айвазян ) Их работы посвящены методическому аспекту проблемы. В работах А. Субетто процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а саму категорию автор определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни).

В параграфе 1.2. «Содержание качества жизни как социологической категории» представлены различные социологические подходы к определению качества жизни и уточнено его содержание.

Н. Маликов определяет качество жизни как степень удовлетворения потребностей и реализации интересов социального субъекта. Такое определение позволяет рассматривать качество жизни как функцию и результат жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях.

Анализ структуры различных определений категории «качество жизни» позволил выделить содержательную и операциональную части. В содержательной части раскрывается сам смысл категории, а в операциональной конкретизируется способ количественного измерения уровня качества жизни. В диссертации предложено комплексное определение, которое включает содержательную и операциональную части, а последняя – субъективную самооценку и внешнюю объективную оценку. Качество жизни – это комплексная социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей и интересов человека в сопоставимом пространстве, оцениваемая как по уровню удовлетворенности человеком своей жизнью по его собственной самооценке, так и измеряемая компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей.

В параграфе 1.3. «Методологические принципы и подходы к исследованиям качества жизни населения» рассматриваются возможности применения концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности и синергетической концепции с позиции анализа и управления качеством жизни. Изучение качества жизни в контексте жизненных сил социальных субъектов позволяет выявить единство общества как социального организма, обладающего способностью к интеграции его составляющих, внутренней устойчивостью, активностью, самоорганизацией. Качество жизни человека и его семьи определяется уровнем развития индивидуальной и социальной субъектности.

Проблемы синергетики в гуманитарной сфере исследуют такие ученые, как В. Бранский, В. Василькова, Е. Князева, Г. Котельников и А. Островский, С. Курдюмов, И. Митина, А. Назаретян, Е. Николаева, Д. Цырендоржиева и другие.

Использование синергетической методологии при изучении и исследовании сложных социокультурных систем оправдано, поскольку синергетика, принципиально ориентированная на диалогово-коммуникативные отношения с разными типами знаний, позволяет включать в свою систему объяснения иные методы познания по принципу дополнительности. Как любое сложное социальное явление, качество жизни населения — результат совместного действия разнородных, а иногда и разнонаправленных причин и факторов.

Качество жизни это системная целостность, которая выражается через сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной и социальной среды, качество здоровья популяции, качество образования, качество культуры.

Современное состояние развития синергетического знания позволяет вести обоснованный поиск и находить конструктивные принципы коэволюции сложных систем мира. В частности поэтому она может стать основой построения моделей устойчивого развития стран и регионов в современном нестабильном мире.

Качество жизни – результат совместного, кооперативного и координированного действия многих элементов. Такой, синергетический, принцип существования системы приводит к тому, что развитие каждого из элементов зависит друг от друга. Они появляются не последовательно, друг за другом, но в соответствии с одним из основных принципов синергетики, содействуя друг другу одновременной активностью. Система качества жизни, как и иные открытые системы, представляет собой логически и организационно единый комплекс, каждый отдельный элемент комплекса имеет достаточно степеней свободы для своего индивидуального самовыражения и развития, не нарушающего целостность системы.

Создание общей методики оценки качества жизни, которая давала бы адекватные результаты, становится реальным в рамках синергетической концепции, которая рассматривает качество жизни как самоорганизующуюся систему и концепции жизненных сил социального субъекта. В структуре жизненных сил выделяются общественно-политические, производственно-экономические, социоэкологические и социально-бытовые силы. Измерение этих составляющих жизненных сил социального субъекта позволит дать объективную оценку качества жизни, поскольку включает в себя не только оценку материального благополучия, но и духовных, культурных и психологических аспектов.

Синергетический подход и концепция жизненных сил социального субъекта открывают широкие возможности для разработки социальных технологий управления качеством жизни и реализации конкретных программ его улучшения. Синтез этих подходов позволяет дать оценку качества жизни различных социальных групп, определить их участие в жизнедеятельности общества. Это особенно актуально в условиях нестабильности и рыночной экономики. Методология синергетического подхода и социологического витализма, таким образом, обладает огромным эвристическим потенциалом и может быть применена к исследованию качества жизни.

В Главе II «Методические аспекты оценки качества жизни населения» анализируются объективный и субъективный подходы к методам исследования качества жизни, структурируются показатели оценки качества жизни населения, представлены технология и инструментарий исследования.

В параграфе 2.1 «Объективный и субъективный подходы к методам исследования качества жизни» раскрываются особенности объективного и субъективного подходов.

В рамках объективного подхода качество жизни измеряется компетентными специалистами по набору объективных показателей, определенных системой нормативных потребительских бюджетов, различными социальными индикаторами, рассчитанными по статистическим данным.

В исследованиях Всероссийского центра уровня жизни обоснована система нормативных потребительских бюджетов разного уровня материального достатка, включающая прожиточный минимум, восстановительный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка. В официальной социальной политике применяется только бюджет прожиточного минимума. Законодательное принятие всей системы нормативных потребительских бюджетов в качестве социальных стандартов качества жизни позволит определить ориентиры социального развития.

Качественные показатели субъективной составляющей качества жизни будут принципиально различимы в зависимости от того, в каком режиме функционирует социальная система — в условиях стабильности или повышенной разбалансированности всех его структур и элементов. Прежде всего, следует отметить, что всякая стабильная социальная система функционирует в условиях устойчивости всей имеющейся совокупности отношений между ее элементами и структурами. Когда величина энтропии превышает некоторый критический уровень, система начинает функционировать в особом режиме — в условиях кризиса закономерности поведения неравновесной социальной системы будут принципиально иными, чем в устойчивом состоянии.

Роль субъективных факторов в условиях неравновесности начинает резко возрастать. Исходя из этого, можно определить принципиальные особенности, которые нужно учитывать при анализе субъективной оценки населением качества жизни. С учетом концепции жизненных сил и синергетического принципа дезорганизации, имеющего место в условиях кризиса, особое внимание при конструировании индикаторов измерения качества жизни должно быть уделено изучению его субъективной составляющей. Для установления полной картины, учитывая противоречивость и высокую динамичность общественного мнения, необходимо замерять и объективные и субъективные составляющие качества жизни населения.

В параграфе 2.2. «Показатели оценки качества жизни населения» дается анализ различных методик и показателей качества жизни населения. Социальные показатели понимаются как качественные социальные переменные, раскрывающие содержание категории «социальное качество»; в свою очередь, социальный показатель — это индикатор для оценки качества жизни той или иной социальной группы или отдельной личности.

В основе всей жизнедеятельности человека лежат его потребности. Объективно можно выделить ряд базисных потребностей, удовлетворение которых определяет качество жизни человека: потребности, связанные с реализацией фундаментального права на жизнь, ее продолжительностью, соответствующей возможностям общества и ожиданиям человека, а также гарантией безопасности; потребности во всесторонней реализации личности в процессе трудовой деятельности, обеспечивающей желаемый уровень материального благосостояния; потребности в чистой и комфортной среде обитания; потребности, связанные с духовным совершенствованием личности.

Выявленные потребности являются основанием для разработки номенклатуры показателей качества жизни. В связи с этим необходимо рассмотреть ряд общих принципов формирования такой системы показателей.

Объективные характеристики качества жизни следует дополнить субъективными. В последних должны быть выделены субъективные показатели мотивации деятельности: потребности, интересы, ценностные ориентиры, удовлетворенность и т.п.

Поскольку в большинстве случаев оценка качества жизни носит сравнительный, а не абсолютный характер, ее важнейшей операцией являются выбор оснований (критериев) этого сравнения и определение шкал оценки.

К объективным показателям качества жизни относятся, например, демографические (показатели средней ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и т. п.), экологические (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде, недрах, интенсивность электромагнитных излучений и т.п.), экономические (ВВП на душу населения, уровень безработицы и др.), правовые, здравоохранения и т. д.

В субъективные показатели качества жизни входят: когнитивная компонента (рациональная); аффективная компонента (эмоциональная). Для определения значений измеримых показателей качества жизни используются в основном инструментальный, расчетный и статистический методы. Социологический метод основан на сборе и анализе мнений отдельных групп людей или населения в целом об отдельных сторонах их жизнедеятельности. Экспертный метод — это метод качественного описания показателей качества жизни на основе обработки суждений экспертов.

В параграфе 2.3. «Методы измерения качества жизни, технологии и инструментарий» проведен анализ различных методов оценки качества жизни и представлена апробированная технология и инструментарий.

Рисунок 2.3.1 Алгоритм комплексной оценки уровня и качества жизни

На второй ступени были отобраны населенные пункты в каждом сельском районе. На третьей ступени были выбраны респонденты методом случайной механической выборки.

В инструментарии социологического исследования использовались отдельные элементы методик различных авторов, а также исследований ВЦУЖ. Это позволило глубже понять особенности изучавшихся групп респондентов и обеспечить необходимую для анализа этой специфики сопоставимость данных с исследованиями общероссийскими, региональными, в том числе проведенными на территории Республики Бурятия.

Инструментарий социологического исследования качества жизни в Республике Бурятия состоял из анкеты, предназначенной для опроса населения, и составлялся с расчетом получения эмпирического материала для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез и выполнения поставленных задач.

Анкета для опроса населения состояла из 7 взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на выполнение общей цели исследования, а также решение поставленной перед каждым блоком конкретной задачи. Это возможно с помощью логически выстроенных вопросов.

В ходе анализа применялись математические методы – корреляционный анализ (расчет парной корреляции, построение матрицы связи). Расчеты коэффициента парной корреляции восприятия своего качества жизни с восприятием ряда других ситуаций и сфер позволяют выстроить корреляционную матрицу. Эти данные помогают понять, как оценка качества своей жизни связана с оценкой других сфер, наполняющих жизнь индивидов. В процессе анализа полученные результаты сравнивались с результатами исследований Аналитического Центра Ю. Левады и исследований Всероссийского центра уровня жизни. Кроме социологических данных, полученных путем анкетного опроса, в исследовании использованы данные органов статистики, аналитические и отчетные данные органов исполнительной власти и местного самоуправления, материалы публикаций СМИ.

В Главе III «Качество жизни в Республике Бурятия» проведен социологический анализ качества жизни населения, выявлены внутренние и внешние факторы и условия, определяющие особенности показателей качества жизни населения в Бурятии.

В параграфе 3.1. «Качество жизни в Республике Бурятия: социологический анализ современной ситуации» дается характеристика качества жизни населения Бурятии.

В рамках проведенных исследований по анализу качества жизни 2007-2008 гг. был использован субъективный подход на основе самоидентификации респондентов по материальному положению. В процессе изучения самоидентификации респондентов были определены социально-демографические характеристики семей с различным качеством жизни.

Использование системы потребительских бюджетов позволило типологизировать респондентов по оценкам среднедушевых доходов. Респонденты, имеющие доход от 1 бюджета прожиточного минимума (БПМ) до 2 БПМ, были отнесены к «условно бедным» (низкообеспеченным). К средним группам были отнесены респонденты, доходы которых были в интервале от минимального потребительского бюджета (МПБ) до бюджета высокого достатка (БВД). К «богатым» были отнесены те лица, доходы которых выше БВД (табл. 3.1.1).

Соотношение результатов типологизации по самооценкам респондентов

и по оценкам среднедушевых доходов

Источник:
Качество жизни населения в трансформирующемся обществе: социальные технологии анализа и управления
Качество жизни населения в трансформирующемся обществе: социальные технологии анализа и управления Автореферат докторской диссертации по социологии Теоретическая и практическая значимость
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-sotsiologiya/1/a2-2.php

Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни

Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни

Проблема качества жизни (КЖ), по мнению Г.М. Головиной и Т.Н. Савченко, актуальна в тех обществах или в тех общественных группах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. В менеджменте существуют стратегия качества TQM и стратегия кризисного управления. И обычно эти две стратегии одновременно никогда не применяются.

Существует несколько точек зрения на то, к какому типу общества относится Россия; их представляют различные партии и организации. Наиболее распространенные две из них являются противоположными. Первая для нашей страны в настоящее время применима скорее стратегия кризисного управления, нежели стратегия качества жизни, т.к. перед большинством населения стоит проблема выживания. Поэтому на современном этапе, прежде чем внедрять концепцию управления, необходимо подготовить к этому общество. Вторая, противоположная первой, — за последние годы несколько улучшена экономическая ситуация в стране, достигнута некоторая стабильность. Различия в точках зрения говорят о важности разработки проблемы качества жизни.

Хотя понятие «качество жизни» родилось как попытка числового выражения особенностей социально-экономической среды жизни людей, в последнее время более распространен социологический подход.

Трактовка понятия качества жизни постепенно изменялась. Вначале исходным пунктом качества жизни были экологические проблемы (вопросы охраны окружающей среды, здоровья людей и обновления городов), в дальнейшем это выражение получило более широкую интерпретацию, включая в себя весь комплекс факторов социальной жизни (жизнеспособность общества в материальной и духовно-культурной сферах, включающих физическое и моральное здоровье общества, гуманизацию условий труда, охрану окружающей среды, улучшение качества товаров и другие социальные вопросы).

В зарубежных исследованиях понятия качество жизни, счастье, удовлетворенность жизнью близки по смыслу. Исследования представления о счастье и удовлетворенности жизнью проводятся обычно по двум направлениям: первое — изучение влияния отдельных факторов — работы, учебы, семейных отношений; второе направление — исследование влияния черт личности на уровень удовлетворенности.- Сравнительный анализ показывает, что гораздо более высокое влияние на общую удовлетворенность оказывают черты личности (например, самоуважение), чем объективные факторы.

Во ВНИИТЭ исследования качества жизни ведутся с 1999 г. и под качеством жизни понимается совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Данное определение является операциональным, и было введено с целью разработки методики оценки качества жизни. Однако, хотя авторами представленной теории и отмечается важность субъективной составляющей качество жизни, проблема оценки субъективного качества жизни остается открытой.

В рамках медицинских наук можно встретить следующее понимание качества жизни: восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей. В качестве критериев оценки качества жизни вводятся следующие составляющие: физические, психологические, уровень независимости, жизнь в обществе, окружающая среда, духовность.

Так, например, Джонсен с соавторами отмечают, что термин «качество жизни» должен использоваться в тех случаях, когда имеются объективные критерии определить это качество, что непросто, так как в эволюции оно в меньшей степени зиждется на фактах, чем на предпочтениях. Они подчеркивают, что качество жизни — это субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-то дефицитов.

Подобный подход отмечается и в работах В.А. Хащенко и А.В. Барановой (2005). Авторы отмечают, что качество жизни — сложный феномен, охватывающий социальное и индивидуальное благополучие. Он выходит за рамки традиционного представления о материальном благополучии, «жизненном уровне» и включает трудно подающиеся количественному определению философские, культурные и психологические компоненты.

Некоторые авторы, несмотря на операциональный подход к рассмотрению качества жизни, определяют его с позиций интегрального показателя жизнедеятельности людей, который включает в себя как объективные, таки субъективные показатели. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности конкретного человека, а субъективные показатели — степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня (Г.М. Головина и Т.Н. Савченко, 2004).

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к субъективным оценкам удовлетворенности жизнью и эмоциональным переживанием ее разных сторон.

Субъективный подход к изучению качества жизни связан с тем, что изучаются потребности и интересы конкретных людей, которые всегда индивидуальны и отражаются в субъективных представлениях индивидов, их личных мнениях и оценках.

Возросшее внимание исследователей к проблеме качества жизни выразилось в увеличении публикаций и научных изданий. Так, с 1974 года издается международный журнал «Social Indicators Research)), посвященный измерению качества жизни, выходят десятки монографий, проводятся международные симпозиумы и конференции. С 1970 года в странах OECD реализуется программа по измерению качества жизни, регулярно проводятся международные сравнительные исследования (например: «Qualily of Life Survey», «Welfare Survey», «Comprehensive Survey» и др.). Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО выстраивает рейтинг стран именно по этому комплексному показателю.

Отечественные ученые стали заниматься исследованием качества жизни с начала 70-х годов XX столетия. Различные аспекты роли этой категории в системе общественных наук проанализированы в работах И.В. Бестужева-Лады, Г.С. Батыгина, Л.И. Лукьяновой, Н.Н. Михайлова, Н.И. Попова, Л.А. Хахулиной, B.C. Янтарева и др.

В советской науке качество жизни признавалось социологической категорией, и это существенно обедняло данное понятие и ограничивало сферу его применения и исследования. В качество жизни в действительности входят практически все элементы жизнедеятельности отдельных индивидов,

социальных групп, общества в целом.

Поэтому, начиная с 2001 года, исследования во ВНИИТЭ были сосредоточены на изучении и операционализации психологических факторов качества жизни. В этой связи качество жизни стало чаще всего рассматриваться как обобщенное свойство соответствия всех элементов и процессов жизни потребностям, ценностям, установкам и целям носителя жизни (индивида или определенного сообщества людей), проявляющееся в его переживаниях, оценках, в поведении (поступках) ив его состояниях (Г.М. Зараковский, 2004).

Характеризуя сущность качества жизни как научной категории, В.А. Хащенко и А.В. Баранова (2005) выделили ряд ее особенностей.

Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Эта категория далеко выходит за пределы экономики и социологии и охватывает все сферы общества, так как они все заключают в себе жизнь людей и ее качество. Соответственно, это предмет внимания всех, кто изучает жизнь человека.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по отношению к которым можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других категорий (образ жизни, уровень жизни, стиль жизни, благосостояние, благополучие, окружающая среда и др.), но объединяет многие из них, включает их в себя в качественном аспекте.

Ядром и критериальной основой качества жизни, как полагает Г.М. Зараковский, является совокупность потребностей, ценностей, установок и целей. Базовыми потребностями, естественно, являются потребности биологические, определяющие физиологическую основу жизни. А все остальное в названном ядре — психологические факторы. Помимо этой группы психологических факторов в определении качества жизни в явном виде присутствует и другая группа факторов — все перечисленные выше проявления жизнедеятельности за исключением физиологического компонента функциональных и других состояний носителя жизни.

Достаточно очевидным является психологическое содержание элементов и процессов жизни. Элементы жизни включают в себя самого носителя жизни, среду и инструменты. Носитель жизни — индивид представляет собой «сплав» биологического объекта и субъекта. Свойства субъекта — психологические. В значительной мере это относится и к сообществу людей, образующих коллективного субъекта. Среда состоит из среды природной, антропогенной (искусственной) и социальной. Последняя — в основе суть психологический фактор, а другие виды среды определенным образом воздействуют на психику.

Инструментами по отношению к жизнедеятельности являются используемые людьми природные ресурсы, материальные «усилители» психомоторной и интеллектуальной деятельности людей (инструменты в прямом смысле, машины, технологии), информационные средства. К психологическим факторам здесь относятся, прежде всего, информационные средства, а, кроме того, те характеристики любых инструментов, которые определяют их согласование с психологическими-и психофизиологическими возможностями человека.

В ряде работ, посвященных качеству жизни, говорится о качестве населения и качестве человека. Качество жизни населения в своей основе определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально выраженные в концептуальных установках и программах действий властных структур, должны обеспечивать поэтапное продвижение общества к генеральной цели — обеспечению высокого качества жизни россиян.

Генеральная цель государственного регулирования качества жизни населения России, вытекает из положения Конституции Российской Федерации о том, что политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Фактически это означает, что перспективной целью развития российского общества является достижение высокого качества жизни личности, как отдельного гражданина, социальных групп и общества в целом и при этом не за счет будущих поколений.

На наш взгляд качество жизни базируется на двух социальных конструктах:

— Высокое качество жизни личности как отдельного гражданина — это, когда у него: имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие определенных способностей, хорошее образование); сформирована система личностно значимых, социально позитивных смысложизненных ориентации, ценностей, интересов, целей и стилей поведения; удовлетворены первичные (базовые) физиологические и психологические потребности; приоритетными являются вторичные потребности — потребности роста (самоактуализации и самореализации в соответствии со своими склонностями и жизненными планами) и имеются условия для реализации этих потребностей; осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями; преобладают положительные эмоции и чувства.

— Высокое качество жизни общества — это, когда имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть, абсолютное большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствуют себя в позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Таким образом, улучшение качества жизни населения — это не только цель государственного регулирования, но и основная социальная технология — «рычаг» повышения эффективности предпринимательской, трудовой, общественно-политической и других видов индивидуально и социально позитивной деятельности населения страны.

Анализ состояния, тенденций и проблем качества жизни населения России немыслим без его рассмотрения на уровне социальных групп, регионов. Подтверждением сказанного является дифференциация общества на оптимальные, пара депрессивные и депрессивные регионы. Аналогично этому можно говорить и о качестве жизни таких социальных групп как учащаяся молодежь, работоспособное население, безработные, пенсионеры, и типологизации социальных групп по отраслевому принципу (образование и наука, здравоохранение, сельское хозяйство, культура и др.).

Источник:
Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни
Cтатья на тему: Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3328

Научно-исследовательский журнал

Factorial approach to population life quality management: Sociologic aspect

Ключевые слова: качество жизни населения, муниципальные районы, факторная модель управления качеством жизни населения, оценка компонентов качества жизни населения.

Keywords: life quality, municipal districts, the factor model of population life quality management, estimation of the population life quality components

Рассматривая понятие «качество жизни населения» в контексте, определенного стандартом ГОСТ ИСО 9001-2011, понятия «качество», как степень соответствия совокупности присущих характеристик жизнедеятельности определенным требованиям со стороны населения, весьма интересна социологическая оценка основных его компонентов. В большинстве случаев учеными различных научных школ оценка «качества жизни населения» предполагает оценку иерархической системы факторов, критериев и показателей, всесторонне характеризующих экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологического и культурно-духовного благосостояния населения. [3]

Рассматриваемая факторная модель (рис.1) в системе управления муниципальным районом показывает наличие на входе нескольких факторов, с помощью которых осуществляется управляющее воздействие на качество жизни населения [1]. Оценить прямыми количественными показателями управляющее воздействие, связанное с развитием инфраструктуры, институциональной среды и инвестиционного климата, сформированных на данной территории, невозможно. Но именно управляющее воздействие создает условия экономического, медико-экологического и культурно-духовного развития муниципального района.

Рисунок 1. Факторная модель управления качеством жизни населения

Проведенный анализ основных факторов развития показывает, что существующая институциональная среда и инвестиционная инфраструктура большинства сельских районов развита слабо, инвестиционная инфраструктура большинства сельских муниципальных образований не сформирована [6]. Кроме естественной причины в виде недостатка бюджетного финансирования, одним из факторов слабого инновационного развития сельских муниципальных районов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств, следует отметить низкий уровень их привлекательности для большинства сфер бизнеса в силу, как правило, их малочисленности и «бесперспективности» в соотношении с городскими муниципальными районами [7].

В рамках исследования предлагаемой автором факторной модели управления качеством жизни населения в период 2015-2016гг был проведен опрос жителей Нижегородской области. Респондентам предлагалось оценить процентное соотношение компонентов качества жизни населения в соответствии с их значимостью. Сумма значений компонентов качества жизни населения должны составлять 100%, характеризуя тем самым качество жизни в полном объеме. В опросе участвовало более 1300 респондентов различных возрастных групп Нижегородской области. Значение по группе высчитывалось как среднее арифметическое между оценками всех опрашиваемых. Данные, полученные при опросе населения муниципальных районов сельского и городского типа, были разделены. Результаты опроса сведены в таблицу 1.

Оценка компонентов качества жизни населения в муниципальных районах

Источник:
Научно-исследовательский журнал
Factorial approach to population life quality management: Sociologic aspect Ключевые слова: качество жизни населения, муниципальные районы, факторная модель управления качеством жизни
http://edrj.ru/article/34-01-17

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Б.И. Герасимов, А.В. Свешников, С.П. Спиридонов

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «качество» определяется как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность [1].

Такое многообразие в определении понятия «качество жизни» обусловлено различиями предметов дисциплин, которыми занимались исследователи (социальной, экономической, экологической, медицинской, физиологической), а также их ми- ровоззренческо-философской позицией или принадлежностью к той или иной научной школе. Каждая из отраслей наук предлагала свою трактовку данного понятия. В табл. 1 отображены некоторые из практикуемых в настоящее время подходов к трактовкам категории «качество жизни».

Раньше других обратились к проблеме качества жизни экономика и социология. Эти науки в большей степени обращают внимание на удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальных интересов различных групп людей.

С точки зрения Дж. Форрестера, качество жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей (результат комбинации различных статистических величин: уровня преступности, безработицы, доходов и потребления и т.д.) [2].

Энциклопедический социологический словарь, выражающий точку зрения социологической науки, дает следующее определение: качество жизни — социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, занятиях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и т.д. [3].

Философия обосновывает «качество жизни» как сложный и многосторонний, в то же время цельный конкретно- исторический и социальный феномен, являющийся важным инструментом социально-философского познания. Тодоров А.С. характеризует качество жизни как комплексную интегральную характеристику положения человека в различных социальных системах, выражающую степень его социальной свободы, возможностей всестороннего развития, совокупность культурных и духовных ценностей, представленных в его распоряжение [8].

Изучение качества жизни географическими науками, по общепризнанному мнению, отличается своей комплексностью, и это видно из определений, данных географами. В них понятие «качество жизни» трактуется как интегральное явление, зависящее от многих факторов, в том числе: здоровья человека, социально-экономических, экологических, культурных и других условий его жизнедеятельности, а также от субъективного отношения индивида к различным сторонам своей жизни. Примером служат определения качества жизни в работах нижеприведенных авторов. Сидоров П.И., Ганжин В.Т.: качество жизни — интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, свободы, социального и духовного развития человека.

В последние годы интерес к изучению проблем качества жизни стали проявлять ученые, занимающиеся исследованиями в области культуры, образования, демографии.

Все многообразие определений «качество жизни», примеры которых приведены выше, имеет две общие черты: с одной стороны, в них отмечаются объективные условия существования, а с другой — субъективная оценка индивидуумом своего существования и состояния общества в целом. Необходимо также отметить, что в современных вариантах трактовок понятия «качество жизни» прослеживаются попытки дать обобщающие характеристики.

Анализ литературы по проблемам качества жизни приводит нас к выводу, что в последние пятнадцать лет большинство ученых склоняются к необходимости синтеза объективного и субъективного подходов в исследовании качества жизни, т.е. созданию интегрального подхода.

Большинство авторов указывают на системность, комплексность, интегральность качества жизни. Почти во всех определениях встречаются такие формулировки, как «субъектно-объектная система», «комплекс показателей», «интегральное понятие».

Однозначна связь качества жизни с удовлетворенностью жизнедеятельностью в целом или ее отдельными элементами: условиями жизни, средой жизни, уровнем реализации различных интересов и потребностей, осуществлением жизненных планов.

В ряде определений подчеркивается субъективно-объективный характер качества жизни, отмечается необходимость определения соответствия между субъективными и объективными оценками.

Наконец, указывается на адекватность качества жизни минимальным социальным стандартам, ресурсным возможностям общества, соответствующим нормам, обычаям, традициям, конкретному времени и месту, социальной системе.

Таким образом, в наиболее общем виде понятию «качество жизни» свойственны: интегральность, связь с удовлетворенностью жизнедеятельностью, субъективно-объективный характер, связь с культурно-исторической и природно- экологической средами жизни.

Сложность при изучении понятия «качество жизни» состоит в следующем: имеющиеся объективные и субъективные данные не дают возможности делать выводы о причинах, влиянии и взаимосвязях отдельных элементов качества жизни.

Как видим, исходной предпосылкой всех теоретических постановок вопросов, гипотез, решений, связанных с проблемой качества жизни, является определение самого понятия «качество жизни». Говоря словами болгарского ученого А. С. То- дорова, «качество жизни» — сложный и многосторонний, в то же время цельный конкретно-исторический и социальный феномен [8].

Помимо трактовок понятия «качество жизни», в которых подвергаются детализации, прежде всего экономические и социальные параметры его содержания, в последнее десятилетие расширяется и диапазон индикаторов, уточняются сферы применения его показателей. Для современного человека существенное значение имеет не только определенный уровень благосостояния, но и качественное состояние природной среды обитания, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь. При этом уже речь не идет о том, чтобы достичь отдельных качественных параметров жизни, а о том, что они только во всей совокупности и взаимосвязи выражают качество жизни.

В последнее время такие оценки «качества жизни» как теоретической системы, включающей объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида, появляются в литературе наиболее часто. Некоторые исследователи объясняют такой подход системной природой качества жизни, которая, в свою очередь выражается через сложную структуру системообразующих взаимосвязей ее составляющих: качество здоровья, качество образования, качество природной среды и т.п. Если, скажем, речь идет о качестве природной среды, острота проблем которого находит свое выражение на всех уровнях человеческого бытия, то мы выходим на целую систему взаимосвязей между экономикой и природой, между образованием и природой, между целями общественного развития и качественным состоянием природной среды.

Такого рода взаимосвязи между составляющими качества жизни можно наметить и в отношении качества образования, качества здоровья общества. При этом взаимосвязь усиливает значимость качества составляющих. На основе своего качества те или иные составляющие качества жизни влияют друг на друга. Качество образования влияет на решение проблем качества товаров и услуг, качества природной среды и т. п. В свою очередь, достигнутый уровень качества товаров и услуг, качественного состояния природной среды стимулирует повышение качества образования, оказывает влияние на качественное состояние медицины.

Заслуживает внимания подход к изучению и анализу качества жизни, который сложился на основе идей известного сис- темолога И. Валлерстайна, изображающий сложный объект (например, мир) как системную целостность, в которой целое составляется не из отдельных частей, а сама целостность определяет свои части. Это позволяет по-новому увидеть систематизирующую роль качества жизни [11].

Состав же самих частей качества жизни как системы многообразен и может меняться под влиянием приоритетов социального качества, различных социальных процессов и др.

Развивая взгляды П.А. Сорокина, Б.В. Бойцов такой исходной неделимой основой целостности качества жизни считает духовность.

Духовность состоит из совокупности ценностных ориентаций. Именно духовность формирует человеческую сущность, делает человека собственно человеком, помогая ему выработать те качества, на основе которых он уверенно противостоит прагматизму и эгоизму обыденной жизни. Она определяет свободу индивида, его независимость от обыденного, от давления жизненных ситуаций. Духовные способности качественно характеризуют индивидуальность и служат основой ее духовного состояния, которое придает личности внутреннее равновесие, гармонизирует ее, качественно влияет на сознание, интеллект.

Таким образом, делает вывод В.Б. Бойцов, духовность является определяющей основой качества жизни, выражает внутреннюю его целостность, вносит смыслы и ценности в жизнедеятельность. Она существенно расширяет и укрепляет системные взаимосвязи между составляющими качества жизни [9].

Существующее множество концептуальных подходов к определению понятия «качества жизни» подтверждает мысль, согласно которой качество жизни вполне может рассматриваться как постоянно эволюционирующая категория, которая наполняется различным содержанием в зависимости от социального времени и точки зрения авторов.

Приведенное выше множество разнообразных подходов к определению качества жизни позволяет сделать вывод о бесперспективности поиска единого понимания данного феномена. Любое определение качества жизни будет вызывать критические замечания в силу неопределенности категориального аппарата.

Обобщая все вышесказанное, вполне допустимо сделать следующие выводы:

разнообразие точек зрения на категорию «качество жизни», с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к данной проблеме и актуальности ее разработки, с другой — о сложности проблемы, и, как следствие, еще недостаточной разработанности методических и теоретических положений теории качества жизни;

качество жизни — это достаточно широкое междисциплинарное понятие, не имеющее на данный момент общепринятого толкования и для его изучения типичны исследования, проводимые на стыке ряда наук. Из-за динамичного характера и субъективности точек зрения на проблему исследования качества жизни достижение полного единства во мнении по этому вопросу невозможно. Сейчас может идти речь лишь о создании некого дополняемого «универсального» комплекса основных принципов и соответствующей трактовки исследуемого понятия;

в качестве одного из вариантов возможно использование следующего определения: качество жизни — это интегральная категория, характеризующая степень удовлетворения всего комплекса жизненных потребностей (материальных и духовных) на уровне общества и отдельного индивида, с учетом существующих на данный момент ресурсных возможностей страны. Приведенная трактовка является универсальной и объединяет в себе основные тезисы и положения перечисленных в работе определений понятия «качество жизни».

Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М. : Оникс 21 Век ЗАО, 2003. — 896 с.

Автономова, В.Е. История экономических учений / В.Е. Автономова. — М. : Инфра-М, 2000. — 784 с.

Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь / С.А. Кравченко. — М. : Транзиткнига, 2004. — 512 с.

Агаджанян, Н.А. Вступая в XXI век: кризис культуры и интеллигенция / Н.А. Агаджанян. — Иваново, 2005. — 50 с.

Маркович, А. Глобальные проблемы и качество жизни / А. Маркович // Социологические исследования. — 1998. — №

Давыдов, А.А. Индекс социального неблагополучия / А.А. Давыдов // Социологические исследования. — 1995. — № 10. — С. 118 — 128.

Даль Олоно, А. Качество жизни и культура / А. Даль Олоно. — М. : Акад. наук СССР. ИНИОН, 1978. — 184 с.

Тодоров, А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций / А.С. Тодоров. — М. : Мысль, 1980. — 223 с.

Бойцов, Б.В. Антология русского качества / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев // Стандарты и качество. — 2003. — 432 с.

Жеребин, В.М. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. — М. : Юнити-Дана, 2002. — 592 с.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология ХХ! века / И. Валлерстайн. — М., 2003. — 278 с.

Источник:
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: Б.И. Герасимов, А.В. Свешников, С.П. СпиридоновВ Словаре русского языка С.И. Ожегова качество определяется как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность [1]. … — —
http://finlit.online/menedjment-obschie-voprosyi/nauchnyie-podhodyi-traktovke-soderjaniya.html

Основные подходы к методикам оценки качества жизни

Основные подходы к методикам оценки качества жизни

Сегодня в мире существует большое количество разнообразных методик оценки качества жизни.

Впервые о необходимости оценки качества жизни заговорили ученые за рубежом. Ими были, предприняты попытки, проанализировать качество жизни городского населения на основе предложенных индикаторов. Большой вклад в изучение этого вопроса был внесен Центром по поселениям Хабитат при ООН. При его активном участии была разработана программа индикаторов городского развития, которая включала в себя 5 блоков: социально-экономическое развитие; инфраструктура, транспорт; состояние окружающей среды; местное самоуправление; жилищный сектор. Американская некоммерческая организация Комитет по демографическому кризису проводит ежегодно исследования качества жизни в 1000 крупнейших городах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, уличное движение, частота воздуха, общественная безопасность.

В отечественной литературе проблемы оценки и измерения качества жизни разработаны до сих пор недостаточно. Разработка методики оценки качества жизни, по мнению С.А. Айвазяна, позволит осуществлять межгосударственные и межрегиональные сравнения; использовать полученные данные как показатели степени достижения целей в управлении социально-экономическим развитием региона; оптимизировать адресную социальную помощь; управлять социально-политическим здоровьем общества; измерять физическое здоровье; исследовать особенности национальной (региональной) ментальности и системы ценностей [2].

По мнению Л. Андерсона и Л. Леви, любая система показателей, претендующая на роль «учетчика» удовлетворения потребностей человека, должна, помимо оценок, данных «экспертами и другими авторитетными лицами», включать и оценки самим индивидуумом своего собственного положения [12].

Оценка качества жизни очень сложный, трудоемкий процесс. Сегодня существует большое количество разнообразных методик. В тоже время универсальной, общепризнанной методики, позволяющей выявить объективные данные, до сих пор нет. Многообразие методов оценки качества жизни объясняется следующими обстоятельствами:

Существующие методики оценки качества жизни основаны большей своей частью на количественных показателях, на данных статистики. Эти показатели несопоставимы друг с другом и не отражают действительного положения дел в той или иной сфере социально-экономической жизнедеятельности общества. Это объясняется тем, что полученные данные фиксируют статичное состояние общества.

В настоящее время актуальным становится разработка региональных методик оценки качества жизни, с учетом природных, климатических, социально-экономических характеристик региона. Статистические данные дают лишь приблизительное представление о происходящих в регионах процессах, выступая скорее в роли их оценки. Тогда как крайне необходимо использовать эти данные для определения перспектив социально- экономического развития региона, для разработки стратегических планов их развития.

При разработке методов оценки качества жизни необходимо:

О необходимости и важности оценки качества жизни говорится в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В этом программном документе было рекомендовано для оценки качества жизни учитывать продолжительность жизни человека (ожидаемую при рождении и фактическую), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Все существующие в истории науки методы оценки качества жизни могут быть классифицированы на измеряющие объективные условия жизни и субъективные оценки этих условий.

Источник:
Основные подходы к методикам оценки качества жизни
Основные подходы к методикам оценки качества жизни Сегодня в мире существует большое количество разнообразных методик оценки качества жизни. Впервые о необходимости оценки качества жизни
http://bstudy.net/615171/sotsiologiya/osnovnye_podhody_metodikam_otsenki_kachestva_zhizni

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES