Социальный конфликт и пути его разрешения

Глава 8

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию челове‑чества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно‑экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально‑психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно‑эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений.

объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсусэто согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно‑бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально‑экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

Источник:
Глава 8
Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий
https://lektsii.org/11-29496.html

Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно‑экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства.

Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально‑психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно‑эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений. Объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией.

Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсусэто согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно‑бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально‑экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

Источник:
Социальный конфликт и пути его разрешения
Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий
https://studopedia.ru/9_220382_sotsialniy-konflikt-i-puti-ego-razresheniya.html

Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальный конфликт и пути его разрешения. 10-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Изучение нового материала.

Место урока в курсе обществознания: 7 урок темы “Социальная сфера жизни общества”, что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Формы обучения: индивидуальная,фронтальная,работа в парах,групповая работа.

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о конфликте,;
  • дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
  • раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
  • совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

  • показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
  • продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
  • сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

  • формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
  • продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
  • уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.

Раздаточный материал;

  • форма опорного конспекта на каждого учащегося( рабочие листы для индивидуальной и групповой работы.)
  • ксерокопии с заданием на каждую группу
  • тест на каждого учащегося

Предполагаемый результат урока:

Обучающиеся должны:

  • Знать основные понятия темы: конфликт, причины конфликта, стадии конфликта, типы конфликта, условия выхода из конфликтов;
  • Уметь обобщать и анализировать материал на основе разных источников информации;
  • Уметь предложить гуманистические формы выхода из конфликта

Способы проверки знаний:

  • Фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных обучающихся;
  • Задания группе, где обучающиеся совместно могут приготовиться к ответу перед классом

План урока:

  1. Организационный момент. 1-2 мин.
  2. Повторение изученного материала –промежуточная диагностика(тест) 5 мин.
  3. Изучение нового материала 30 мин
    1. Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков 2 мин.
    2. Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов 5 мин.
    3. Упражнения : “Руки”, “На мостике” 2-3 мин
    4. Теоретический материал, заполнение рабочих листов.10 мин.
    5. Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям 5 мин.
  4. Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликтов. 2 мин
  5. Обобщение изученного(рефлексия).2мин.
  6. Итог урока.1-2 мин.
  7. Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить” .(при наличии времени) 4-5 мин.

Источник:
Социальный конфликт и пути его разрешения
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660653/

Социальный конфликт и пути его разрешения

Маиериал можно использовать на уроках обществознания при изучении темы «Социальный конфликт»

Социальный конфликт и пути его разрешения Зиннатуллина Диляра МБОУ «Гимназия №25», г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Конфликт – столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Составляющие конфликта: субъекты конфликта; предмет конфликта; причина конфликта; повод для конфликта.

Участники конфликта называются субъектами конфликта свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны; подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту; пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами; посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт . Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта . Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта , но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных – политических, экономических, этнических – интересов. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ АНТАГОНИЧЕСКИЕ И НЕАНТАГОНИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ

социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Функции социальных конфликтов Позитивные: Негативные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; снятие социальной напряженности. создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии конфликта: Предконфликтная – конфликтная ситуация. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Способы разрешения социальных конфликтов: компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов: Реставрация Невмешательство (выжидание) Обновление

Рекомендации, следование которым ускоряет процесс разрешение конфликта: Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов. Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности. Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу. Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием « социальный конфликт ». Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт». Ответ: реабилитация . Задание 1.

Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1. Задание 2.

Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество. Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 . Задание 3.

Развод супругов — это пример этнического конфликта межличностного конфликта культурного конфликта политического конфликта Ответ: 2. Задание 4.

Субъектом конфликта выступает (выступают): результаты конфликта стороны-участники конфликта ситуация, ведущая к конфликту благо, из-за которого происходит конфликт Ответ: 2. Задание 5.

Источник:
Социальный конфликт и пути его разрешения
Маиериал можно использовать на уроках обществознания при изучении темы "Социальный конфликт"
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/05/14/sotsialnyy-konflikt-i-puti-ego-razresheniya

(Visited 21 times, 1 visits today)

CATEGORIES