Социальные критерии человека

Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью Текст научной статьи по специальности — Социология

Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Дарган Анна Александровна

Предлагается комплекс критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью , разработанный автором для анализа взаимосвязи социального самочувствия , социальной мобильности и включенности в общество представителей данной группы.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Дарган Анна Александровна,

Criteria for social state of health of people with physical disability

The paper demonstrates criteria and indicators of social state of health of people with the physical disability. The author elaborated this for the analysis of interrelation of social state of health, social mobility and inclusiveness of these people in a society.

Текст научной работы на тему «Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью»

?УДК 316.34 ББК 60.542.5

аспирант кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет», тел.8 9624469270, e-mail:

Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью

Аннотация. Предлагается комплекс критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью, разработанный автором для анализа взаимосвязи социального самочувствия, социальной мобильности и включенности в общество представителей данной группы.

Ключевые слова: инвалидность, люди с инвалидностью, социальное самочувствие, социальная мобильность, интеграция, включенность в общество, критерии, показатели.

Post-graduate student of Sociology and Social Work Departement of the North Caucasian

State Technical University, ph. 8 9624469270, e-mail: annadargan@mail.ru

Criteria for social state of health of people with physical disability

Abstract. The paper demonstrates criteria and indicators of social state of health of people with the physical disability. The author elaborated this for the analysis of interrelation of social state of health, social mobility and inclusiveness of these people in a society.

Keywords: physical disability, people with physical disability, social state of health, social mobility, integration, inclusiveness in a society, criteria, indicators.

Социальное самочувствие человека с инвалидностью можно рассматривать как социально-психологическое состояние, являющееся отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей.

Социальное самочувствие складывается из пяти составляющих: оценки человеком уровня своей интегрированности в общество, его самоидентификации, мировоззрения (ценности, уровень притязаний), социально-психологических характеристик и поведенческих установок (готовность к определенным действиям, направленным на обеспечение их оптимальной жизни и деятельности в обществе).

В соответствии с вышеизложенным введем три критерия, которые будут характеризовать социальное самочувствие человека с инвалидностью:

Первый критерий — идентификационно-мировоззренческий. Данный критерий позволяет понять самоощущения человека, осознание им своего социального статуса как инвалида, понимание им своих возможностей в сравнении со здоровыми людьми, отношение общества к инвалидам.

При определении социального самочувствия человека с инвалидностью введение

идентификационно-мировоззренческого критерия представляется нам весьма важным, так как инвалидность — это не только социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности. Она (инвалидность), и это подтверждают многочисленные исследования, влияет на самоощущение и самоопределение человека. Социальное самочувствие — это социально-психологическое состояние, возникающее у человека под влиянием объективных обстоятельств его жизнедеятельности, а значит и социальное самочувствие человека с инвалидностью формируется через призму восприятия индивидом собственной инвалидности.

Статус «инвалида» — это своеобразный ярлык, который присваивается человеку обществом. Статус «инвалида» автоматически определяет принадлежность человека к социальной группе, которой общество уже отвело определенную роль, определило схему взаимодействия с нею (модель независимой жизни, медицинская, медико-социальная модели и др.) и пути помощи. Несомненно, что такой «ярлык», присваиваемый человеку, может по-разному восприниматься им самим, определять его отношение к собственной инвалидности. У человека, который является инвалидом, складывается свое ощущение «инвалидности», личностное понимание своего социального статуса — «человек с ограниченными

возможностями», «человек с инвалидностью». Также индивидуально и восприятие им отношения к себе как к инвалиду всего общества в целом, а также отдельных его членов в частности. И это понимание себя как человека с особым социальным статусом — человека с ограниченными возможностями — и восприятие отношения к нему общества, является одним из важнейших элементов, формирующих его социальное самочувствие.

Данный критерий дает возможность, с одной стороны, выяснить отношение человека к проблеме инвалидности «в общем», а не только в контексте собственных проблем. Он позволяет определить, какой ему видится идеальная схема взаимоотношений человека с инвалидностью с обществом и государством, что он ждет от власти в решении проблем инвалидности. С другой стороны, по данному критерию мы можем увидеть, как он определяет стратегию и характер собственного поведения в процессе данного

взаимодействия и какую модель социальной интеграции — социального обслуживания или социальной мобильности — он считает приемлемой для себя. В этом проявляются его мировоззренческие установки и позиционирование во взаимоотношениях с обществом.

Идентификационно-мировоззренческий критерий социального самочувствия человека с инвалидностью включает в себя следующие показатели:

• самоидентификация человека как «инвалида»;

• принятие той или иной модели инвалидности в обществе;

• выбор стратегии социальной интеграции в общество.

Самоидентификация человека — показатель, по которому определяется самоосознание человеком с инвалидностью своего социального статуса и своих перспектив -профессиональных, личностных, общественных в сравнении с людьми, не имеющими инвалидности. Он характеризует восприятие человеком значения своей инвалидности и связанных с нею ограничений жизнедеятельности на пути достижения поставленных целей. При этом речь идет не только об осознании человеком с инвалидностью ограничений, связанных с физическими проблемами (сложность передвижения или общения, неспособность к самообслуживанию), но и с социальными. Это существующие в обществе препятствия к получению образования, трудоустройству и карьерному росту человека с инвалидностью, активной общественной жизни — к любым типам горизонтальной или вертикальной социальной мобильности.

Уровень притязаний — показатель, который характеризует стремления человека с инвалидностью, его жизненные ориентации, ценности, определяемые его духовными и социально значимыми потребностями и интересами, побуждениями и устремлениями. Они формируют его мировоззрение и являются основой для оценок собственного социального

Принятие той или иной модели инвалидности в обществе — показатель, который говорит о предпочтении индивида в признании «справедливой» по отношению к нему и к другим людям с инвалидностью модели инвалидности.

Показатель выбор стратегии социальной интеграции человека с инвалидностью в общество дает возможность определить стратегию интеграции в общество, которой придерживается человек с инвалидностью, его цели и установки при реализации данной стратегии, то, чем он руководствуется в своих жизненных поступках.

Следующий критерий социального самочувствия людей с инвалидностью -личностно-оценочный. Социальное самочувствие — это эмоциональный аспект оценки представителями социальных групп своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов, а потому для его анализа необходимо знание эмоционально-личностных оценок самого человека. И личностно-оценочный критерий позволит нам выяснить, как сам человек оценивает занимаемое им положение в социальной структуре общества, уровень удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки внешних условий своего существования и собственного благополучия в дальнейшем.

Личностно-оценочный критерий включает в себя следующие показатели:

• удовлетворенность включенностью человека в общество -интеграционно-оценочный показатель;

• оценка социальной комфортности;

• уровень социального оптимизма.

Интеграционно-оценочный показатель личностно-оценочного критерия позволяет

определить оценку человека с инвалидностью успешности своей интеграции в общество. При этом в определении оценки человеком с инвалидностью успешности своей интеграции мы подразумеваем оценку им своей «включенности» в общество. Ведь для человека, имеющего психические или физические нарушения, приведшие к ограничению жизнедеятельности — способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, удовлетворенность своим положением в обществе зависит, прежде всего, от того, как он оценивает свою «включенность» в это общество. Процесс реализации жизненной стратегии также оценивается с позиций того, насколько успешно человек с инвалидностью смог «включиться» в общество, как проходит данный процесс. Этот показатель основан на оценочных суждениях самого человека, которые сугубо субъективны.

Показатель социальной комфортности отражает эмоционально-оценочную реакцию человека с инвалидностью на ситуацию в стране, в особенности в области социальной защиты и социальных гарантий, на проводимую властями социальную политику.

Следующий показатель анализа социального самочувствия человека с инвалидностью — показатель социального оптимизма. Он позволяет узнать, с каким настроением человек с инвалидностью смотрит в будущее — с оптимизмом или пессимизмом. Социальный оптимизм в нашем понимании — это ожидания человека в отношении перспектив изменения социальной реальности, грядущих социальных изменений.

Личностно-оценочный и идентификационно-мировоззренческий критерии отражают оценочные суждения самого человека, а потому полученная по этим критериям информация является основой для анализа социального самочувствия человека. Но хотя социальное самочувствие — понятие сугубо субъективное, которое включает в себя чувства, мысли, настроения конкретного человека, притом им зачастую не осознаваемые, нельзя в социологическом исследовании социального самочувствия человека с инвалидностью ограничиваться его субъективными оценками, а следует сопоставить их с данными, характеризующими объективное проявление изучаемого самочувствия в реальной жизни.

Чтобы получить полную картину социального самочувствия человека с инвалидностью, следует ввести критерий, который будет отражать реальные проявления

социального самочувствия в практической деятельности людей. Т.е. большое значение среди критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью имеют не только оценочные суждения человека, восприятие им своего положения в обществе, его настроения, но и их реальное проявление в социальной активности, реализации им своей жизненной стратегии, а относительно человека с инвалидностью — стратегии интеграции в общество.

Показателями поведенческого критерия социального самочувствия являются:

• готовность человека с инвалидностью к реализации собственной стратегии интеграции в общество;

• оценка социальной мобильности;

• оценка социальной и гражданской активности.

Социальное самочувствие, которое, как мы уже выяснили, является основой социального настроения человека и выступает в качестве мотивов его деятельности, в готовности к реализации собственной стратегии интеграции в общество и

предпринимаемых им реальных шагах по реализации выбранной стратегии.

Социальное самочувствие — это не просто оценка удовлетворенности человека жизнью, реализации своей жизненной стратегии, социальное самочувствие — это социальнопсихологическое состояние. Поэтому в ряде исследований социального самочувствия вводятся показатели, определяющие психологическое самочувствие человека [1] С их помощью возможно охарактеризовать не только эмоции, которые возникают у человека как оценка им своего социального положения в обществе и дальнейших перспектив, но и эмоции, появляющиеся у человека с инвалидностью как реакция на состояние физического здоровья, возможность или невозможность удовлетворения социальных и духовных потребностей.

Безусловно самооценка человека с инвалидностью, уровень его депрессии, психологические проблемы также находят отражение в его осознании и оценке себя, своих

возможностей, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей. Однако они не влияют непосредственно на социальное самочувствие, а выражаются в осознании человеком перспектив удовлетворения своих жизненных целей, своих возможностей по сравнению с неинвалидами, в том, насколько человек удовлетворен своей жизнью, работой, образованием и т.д. Таким образом, для социологического исследования социального самочувствия людей с инвалидностью нет необходимости вводить психологический критерий. Самоидентификация человека с инвалидностью, его оценка своей включенности в общество и удовлетворенность различными сторонами жизни являются реальным отражением переживаний и чувств людей, их самооценки и уровня депрессивного состояния.

Сказанное касается и физического самочувствия человека с инвалидностью. Безусловно тяжесть заболевания или травмы человека с инвалидностью, то, как он себя чувствует, возможность или невозможность передвигаться или осуществлять самообслуживание, также оказывают влияние на человека, но не на его социальное, а на психологическое самочувствие, которое, как мы уже выяснили, находит отражение в самоидентификации человека с инвалидностью и в его оценке своей «включенности» в общество. Таким образом, физическое самочувствие человека выступает не в качестве критерия, а в качестве фактора, влияющего на социальное самочувствие.

Табл.1. Показатели и индикаторы социального самочувствия людей с инвалидностью

Самоиденти фикация человека с инвалидност ью: — оценка человеком с инвалидностью своего социального статуса; — самооценка потенциала — личностного, социального, профессионального; — осознание человеком, имеющим инвалидность, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей; — характеристика инвалидом своих возможностей в сравнении с людьми без инвалидности в достижении социально значимых целей.

Уровень притязаний — потребности и мотивы человека с инвалидностью в реализации жизненной стратегии; — ценностные ориентации в социальной, трудовой и учебной деятельности; — ценности семейной жизни; — субъективная оценка характеристик успеха.

Принятие той или иной модели инвалидност и в об-ве — название предпочитаемой модели инвалидности или описание ее сущности в свободной формулировке; — аргументация принятия конкретной модели инвалидности; — краткая характеристика (обозначение) действующей в современном российском обществе модели инвалидности.

Выбор стратегии соц. интеграции человека с инвалидност ью в об-во: — степень осознанности процесса собственной социальной интеграции; — какие цели ставит человек с инвалидностью в собственной стратегии интеграции в обществе; — потребности, с которыми человек с инвалидностью обращается в учреждения социальной защиты и органы власти; — меры, ожидаемые человеком с инвалидностью от государства и общества в реализации собственной стратегии интеграции в обществе.

Интеграцио нно- оценочный показатель: — уровень достижения жизненных целей на настоящий момент; — обобщенная оценка человеком своей «включенности» в общество; — удовлетворенность жизнью в целом;

— удовлетворенность работой; — удовлетворенность карьерой; — удовлетворенность семейной и личной жизнью; — удовлетворенность материальным положением; — удовлетворенность полученным образованием

Показатель социальной комфортнос ти: — оценка социальной защищенности; — удовлетворенность качеством реабилитационных средств

Показатель социального оптимизма — уверенность в завтрашнем дне; — оценка перспектив улучшения социального положения людей с инвалидностью; — оценка будущего детей (если у респондента есть дети).

Готовность человека к реализации собственной стратегии интеграции в общество — действия, которые намерен предпринять человек с инвалидностью по реализации собственной стратегии интеграции в обществе; — препятствия, которые видит человек с инвалидностью в реализации собственной стратегии интеграции в обществе; — пути и способы, избираемые человеком с инвалидностью для преодоления препятствий в реализации собственной стратегии интеграции в обществе

Оценка социальной мобильност и — динамика экономического статуса человека с инвалидностью; — карьерный рост

Оценка социальной гражданской активности — наличие потребности в активности; и — мотивы проявляемой активности; — форма активности — участие в деятельности общественных организаций, политических партий, общественных инициатив и ее направленность; — самооценка человеком своей социальной активности.

В соответствии с моделью интеграции, которой осознанно или неосознанно следует человек с инвалидностью, происходит его выбор стратегии интеграции в общество.

1. Пак О.В., Глендиннинг Э., Попков Ю.В. Социальное самочувствие молодежи

Сибири (международное исследование): Новосибирск и Новосибирская область.

Новосибирск, 2004. С. 14-15.

2. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50-55.

3. Симонович Н.Е. Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе: дис. . канд. психол. наук. М., 1999. С. 10.

Источник:
Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью Текст научной статьи по специальности — Социология
Предлагается комплекс критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью, разработанный автором для анализа взаимосвязи социального самочувствия, социальной мобильности и включенности в общество представителей данной группы.
http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-sotsialnogo-samochuvstviya-lyudey-s-invalidnostyu

Социальная зрелость: определение, характеристика, критерии, показатели и этапы социального взросления

Социальная зрелость: определение, характеристика, критерии, показатели и этапы социального взросления

Социальная зрелость — это важный параметр, определяющий жизнедеятельность индивида в обществе, его взаимодействие с окружающими, убеждения и мировоззрение. Данная характеристика неоднородна у разных членов социума. На нее влияет возрастной, семейный, психологический и многие другие факторы.

Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.

Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.

Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.

Социальная зрелость включает в себя такие ключевые виды зрелости:

  • Гражданская. Это осознание своего долга перед страной и обществом. Также сюда включают осознание необходимости труда, а также ответственности за его результаты. К данной категории можно отнести осознание запрещенных и разрешенных действий, а также ответственности, которая может наступить при выходе за пределы определенных государством и обществом рамок.
  • Идейно-политическая. Имеется в виду наличие сформированного представления о том, в каком направлении должно развиваться государство и общество. Также может идти речь об активном участии в гражданско-политических процессах, происходящих в обществе.
  • Моральная. Принятие норм морали и применение их в реальной жизни, наличие совести, способность сопереживать. Также сюда можно включить осознание смысла создания семьи.
  • Эстетическая. Способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и быту.

Стоит отметить, что признаки человека как зрелого члена общества достаточно размыты. Разные исследователи оценивают этот параметр по-разному. Тем не менее большинство специалистов соглашается с мнением Сухобской, которая выделяет такие показатели социальной зрелости человека:

  • Умение самостоятельно прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, основываясь на способности добывать и анализировать информацию. Также речь идет о способности увязывать сделанные выводы с конкретной ситуацией и сферой деятельности.
  • Умение мобилизовать внутренние и физические ресурсы на воплощение собственного решения в жизнь. При этом важно иметь способность противостоять как внешним препятствиям, так и внутренним барьерам (лень, усталость, отсутствие мотивации).
  • Умение самостоятельно отслеживать и оценивать ход собственных действий, а также результаты на промежуточных этапах и по итогам работы.
  • Умение непредвзято и объективно оценивать собственные мысли и поступки.
  • Умение извлекать уроки как из собственных поступков, так и из опыта окружающих. Благодаря этому, должно улучшаться качество прогнозирования поведения и его результатов.
  • Умение адекватно реагировать на собственное поведение и окружающие ситуации.

Исследователи выделяют такие основные критерии социальной зрелости личности:

  • Осознание ответственности. Человек должен осознавать свой выбор, а также брать на себя ответственность за последствия его реализации. То есть зрелый человек должен искать ответы на вопросы в себе, а причины в других людях и внешних обстоятельствах.
  • Независимость в разумных пределах. Человек должен иметь внутреннюю свободу выбора. Тем не менее индивид должен осознавать границы, когда проявление собственной свободы может причинить дискомфорт окружающим.
  • Умение отличать реальность от фантазий. Зрелый человек должен уметь трезво оценивать свои возможности, чтобы жить в состоянии «здесь и сейчас», а не фантазировать беспочвенно. Также индивид не должен давать окружающим несбыточных обещаний.
  • Чувство целостности личности и моральных устоев. Зрелый человек должен принимать себя целиком, не скрывая своих недостатков и слабых сторон. Также он должен воспринимать неудачи как урок, а не как трагедию. При этом нужно вести себя в соответствии с нравственными нормами. Это должно происходить по внутренним убеждениям, а не из страха наказания.
  • Способность адаптироваться. Человек должен уметь отказываться от тех убеждений и форм поведения, которые перестали быть актуальными. Старые устоявшиеся модели могут тормозить развитие, из-за чего могут возникать серьезные разногласия с социумом.
  • Толерантность. Зрелый человек должен понимать, что люди неодинаковы. Разница обусловлена половыми, возрастными, национальными, профессиональными и другими признаками. К этому нужно относиться с терпением и пониманием, не проявляя агрессивных эмоций. Толерантность должна касаться не только личностей, но также их точки зрения.
  • Самокритичность. Зрелый человек должен уметь видеть свои недостатки. Какие-то из них он принимает с юмором, а какие-то побуждают его к работе над собой и самосовершенствованию.
  • Духовность. Это необходимое условие развития человека, которое определяет гармоничное взаимодействие с миром, формирование собственного «Я».

Общество неоднородно. Его члены характеризуются разной направленностью мыслей и действий, а также разной степенью развитости. В связи с этим, справедливо выделяют такие уровни социальной зрелости:

  • Оптимальный. У человека сформированы ценностные ориентации (в общественной, профессиональной и семейной жизни), которые не вступают в противоречие. Присутствует ориентация на развитие интеллектуальных способностей и реализацию креативного потенциала. Как правило, имеются реалистичные представления о жизненных перспективах и направлениях деятельности. При этом имеется устойчивый интерес к познанию событий и явлений окружающего мира.
  • Допустимый. Ситуация социальной зрелости определяется мотивами благополучия и престижа, что выражается в выборе сферы деятельности, круга общения и мировоззренческих ориентаций. Для личности характерна неопределенность и противоречивость выбора, который сильно подвержен влиянию изменяющейся ситуации. В зависимости от того, как меняется настроение в обществе, происходит пересмотр планов и взглядов. Люди, как правило, не готовы к самостоятельной жизни и связывают достижение успеха с внешними обстоятельствами и действиями других людей.
  • Критический. Ситуация социальной зрелости определяется отсутствием мотивации к развитию. Главное жизненное стремление — это избегать неприятностей и дискомфортных ситуаций. Как правило, такие люди не проявляют интереса к событиям, происходящем в обществе и окружающем мире в целом. Они психологически не подготовлены к решению вопросов, касающихся социального становления и жизненного выбора.

При изучении социальной ситуации развития в зрелости пристальное внимание уделяется вопросам полового созревания. Было бы неправильно рассматривать данный аспект исключительно с биологической точки зрения. Помимо физиологических процессов, стоит также выделить изменения, происходящие в центральной нервной системе, что накладывает отпечаток на общественную жизнь. Вот о чем идет речь:

  • интенсивное формирование личности;
  • изменение отношения к представителям противоположного пола;
  • потребность в чутком отношении со стороны близкого окружения;
  • проявление инициативности и самостоятельности;
  • потребности в тактичности и уважении со стороны окружающих.

Что же касается социальной половой зрелости, то ее наступление, как правило, разнесено во времени со зрелостью биологической. Речь идет об ответственном отношении к половой жизни, в частности, к зачатию и рождению детей. Человек осознает необходимость создания благоприятных условий для реализации данной функции.

Под социальной зрелостью ребенка подразумевается адекватная возрасту способность к коммуникациям со сверстниками, а также людьми старшего возраста. Также речь идет о способности ребенка воспринимать нормы и правила, а также следовать им. Для того чтобы понять, насколько социальное развитие ребенка соответствует его возрасту, достаточно проявить немного наблюдательности. Как правило, самая лучшая возможность есть у воспитателей детских садов или школьных учителей.

Базовый признак зрелости ребенка — это способность ладить со сверстниками, взаимодействовать с ними в процессе игры и обучения, а также умение адекватно защитить себя в случае нападок и агрессии. Также ребенок должен быть способен к изменению стилей коммуникации. То есть поведение в обществе с детьми и взрослыми людьми, со знакомыми и с незнакомцами должно быть соответствующим. Ребенок должен понимать, где можно играть и шутить, а где нужно вести себя спокойно и серьезно.

Еще один критерий социального развития зрелости у ребенка — это способность воспринимать и соблюдать установленные правила и нормы. Большинство детей согласны с тем, что нельзя драться, брать чужие вещи и так далее. Тем не менее соглашаются с этими нормами и следуют им далеко не все. Вот это и есть один из ключевых показателей, по которому можно судить о зрелости.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

Учитывая сложность подросткового периода, неудивительно, что дети развиваются неоднородно и разнонаправленно. По степени социальной зрелости можно выделить такие типы подростков:

Становление социальной зрелости молодежи характеризуется такими ключевыми свойствами:

  • Необратимость. Процесс развития характеризуется постоянным накоплением и приумножением знаний и опыта. Количество знаний не уменьшается, но со временем некоторые из них могут утрачивать свою релевантность.
  • Направленность. Развитие молодого человека имеет определенную цель, которая выражается в желаемом состоянии будущего. Это, как правило, положение в обществе и семейное положение.
  • Закономерность. В процессе развития выявляются существенные закономерные связи между процессами и явлениями действительности.

Социальная зрелость молодежи проявляется сразу в нескольких сферах. А именно:

Источник:
Социальная зрелость: определение, характеристика, критерии, показатели и этапы социального взросления
Социальная зрелость — это важный параметр, определяющий жизнедеятельность индивида в обществе, его взаимодействие с окружающими, убеждения и мировоззрение. Данная характеристика неоднородна у разных членов социума. На нее влияет возрастной, семейный, психологический и многие другие факторы.
http://fb.ru/article/384172/sotsialnaya-zrelost-opredelenie-harakteristika-kriterii-pokazateli-i-etapyi-sotsialnogo-vzrosleniya

Социальная совместимость

Социальная совместимость – это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов, социальных устремлений людей. К социальным характеристикам человека относятся также его 1. образовательный уровень, 2. профессия, 3. отношение к работе, 4. общественная активность, 5. отношение к другим людям, 6. обществу, 7.уровень нравственной зрелости, 8. направленность личности, 9.понимание смысла жизни, 10. структура потребностей его, её, коллектива, организации, корпорации, и т. д… .

То есть, примерно десять (10) основных критериев.

• Социальное в человеке – это главное в нём, что интересно и важно для других людей, общества, человечества.

Подтвержу мысль Зацепина В.И., который считает, что если психологические и биологические стороны могут сочетаться, гармонировать как при их тождестве у разных людей, так и при их противоположности, то социальная совместимость требует только сходства, тождества людей.

Например, слабохарактерный человек может уютно чувствовать себя в семье (коллективе) и с волевым супругом (сотрудниками), и с таким же слабохарактерным – в зависимости от других его данных. Но очень трудно нормальному адекватному человеку выдержать в семье более или менее длительное соседство со стяжателем, мещанином, обывателем (в примитивном смысле).

• Только психологическая оценка человека не гарантирует совместимость в реальной жизни (она гарантирует правильную структуру разговора и только)

• При выборе человека для совместного достижения любых целей (рождение, воспитание детей и ведение совместного хозяйства – семья; развитие нового бизнеса – стратегии планирования; производства — инноватика; создание управленческого ядра, для…) реально работают только социальные критерии (см. 10 критериев).

Мировоззрение личности, система её жизненных планов, ценностных ориентаций определяют отношение человека к своей деятельности, и другим людям, к обществу, к коллективу, к самому себе.

Ценностные ориентации — те стержневые компоненты личности, вокруг которых вращаются помыслы человека, складывается система его потребностей, стремление к достижению определённых целей и идеалов.

Формируются они прежде всего путём воздействия на человека господствующей в обществе идеологии.

• Мировоззрение и ценности есть порождение между множеством полярных тенденций Бытия. Недоступное рационализации, потому что порождается бессознательной, подсознательной и сверхсознательной коммуникацией.

Немалое значение и их формирование имеет и та микросреда, в которой растёт, развивается и действует человек (семья, ближайшее окружение, школа, коллектив на работе).

И естественно, все эти влияния преломляются через собственный социальный опыт каждого человека, через его психические особенности.

• Тождество социальных критериев – «ноу хау» для современного поиска союзников в чем бы то нибыло.

Общность ценностных ориентиров – это прочная, твердая платформа для взаимопонимания между людьми. И отсутствие этой общности у постоянно контактирующих людей, а тем более супругов, создаёт немало затруднений для их более глубокого, духовного общения.

• Выход на Духовный уровень общения исключает, например, такой вид социального поведения как предательство.

Например, в древнем Египте в касте воинов, храмовые жрецы, создавали единичные воинские корпуса, где воины подбирались, обучались таким образом, чтобы в итоге они достигли высшей, духовной близости между собой и глубочайшего понимания человеческой природы вообще. Такие корпуса создавать было нелегко, дорого и долго, но зато они были фактически непобедимы. Их отправляли в бой, когда сражение основных сил армии считалось проигранным. Они всегда преломляли ход битвы в свою пользу.

Следует отметить, что последующая династия фараонов отказалась от такой практики. Фараон испугался единой концентрированной мощи духа рядом с системой власти. Описание таких корпусов можно найти у египтолога 18 века Фабр де Оливье.

Практическое Упражнение «Выявление Перспектив»

Шкала измерений: субъективная десятибалльная шкала

Источник:
Социальная совместимость
СОЦИАЛЬНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ Социальная совместимость это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов, социальных устремлений люде …
http://www.b17.ru/article/54026/

Социальные критерии человека

Глава 3.
Социальные критерии воспитанности человека

Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей.
По существу это означает:
Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой именно определённой помощи со стороны государства нуждаются, надо определиться в социальных критериях достаточно успешного воспитания детей в семьях и общественно приемлемой воспитанности молодёжи и взрослых в целом.

Термин «социальные критерии воспитанности человека» по отношению к проблематике вывода России из затяжного кризиса подразумевает, что речь должна идти именно об определённости характеристик личности, благодаря которым множество личностей образуют собой общественный организм: т.е. благодаря которым общество консолидируется, сохраняя (или обретая) при этом способность к дальнейшему бескризисному развитию культуры и поддержке личностного развития всех.

Выделенное курсивом в предыдущей фразе — важная оговорка, указывающая на то, что требуется не консолидация общества вообще, которая может сопровождаться закрепощением личности и омертвением культуры (как это имеет место в тиранических режимах); а, что требуется единение людей в здоровом образе жизни и трудовой деятельности, обеспечивающее свободу личностного развития каждого из них и соответственно — дальнейшее развитие культуры общества, человечества в целом.

Источник:
Социальные критерии человека
Глава 3. Социальные критерии воспитанности человека Семья должна обеспечивать человеческое воспитание детей. По существу это означает: Для того, чтобы определиться в том, какие семьи и в какой
http://www.4istit.ru/8zvuk/13/13-3.htm

Социальные критерии человека

Ваше поведение копируется ребенком далеко не выборочно, и когда вы кричите или ругаете ребенка, будьте уверенны, ребенок тоже будет на вас орать, и он будет считать это нормальным, потому что ему не дали другой модели поведения. Так из своего ребенка вы сделали животное.

И если вы уже ошиблись и неправильно поступили на глазах своего ребенка, не думайте, что можно поступить иначе и изменить представление вашего ребенка о лучшей модели поведения, данной вами – самым большим авторитетом в этой жизни.

Но увы, в этой жизни ничего нельзя изменить, процесс обучения для ребенка не прекращается. И вместо новой модели поведения он возьмет от вас опыт манипуляции другим человеком. Потому что изменение модели собственного поведения есть не больше чем манипуляция чужим сознанием. В лучшем случае Вы уничтожите в своем ребенке все человеческое и заставите его себя ненавидеть. В худшем, вы останетесь его путеводителем, и ваш ребенок будет зависим от своего безумного родителя до вашей смерти, и абсолютно беспомощен, когда вас лишится.

Честность и адекватность – главное в воспитании и коммуникациях.

На бытовом языке это звучит так – «Перестаньте вести себя как дебилы и не врите детям». Действенная, но практически невыполнимая рекомендация.

Под честность маскируется глупость…. Адекватность подменяется повторением услышанного…. Причем, тот кто считает себя поумнее, просто повторяет не за всеми, а только за начальниками, чем усугубляет собственное положение, становясь добровольным роботом без собственного мнения, непригодным для творчества.

Источник:
Социальные критерии человека
Ваше поведение копируется ребенком далеко не выборочно, и когда вы кричите или ругаете ребенка, будьте уверенны, ребенок тоже будет на вас орать, и он будет считать это нормальным, потому что ему не дали другой модели поведения. Так из своего ребенка вы сделали животное
http://russia-school.com/6209

Социальный статус

Социа?льный ста?тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей [1] ; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ [2] . Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей [1] .

Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям [2] .

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как: [3]

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, то есть наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью [3] .

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

  • крестьянин
  • мещанин
  • личный почётный гражданин
  • потомственный почётный гражданин
  • личный дворянин
  • потомственный дворянин

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учету кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства. [4]

Источник:
Социальный статус
Социа?льный ста?тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES