Социально психологическая характеристика

ЛЕКЦИЯ № 2

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность– это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности.Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности– это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности– характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая средаи общество.

Макросреда– общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда– группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность– это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторонаотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторонаотражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I(дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикникиотличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетикиобщительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеникималообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиникинаходятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикамсовершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериковотличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликовотличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсияуказывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсияхарактеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты– фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип– доминирует самосохранение;

2) генофильный тип– инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип– инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип– инстинкт исследования;

5) доминантный тип– инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип– инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип– инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития– это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешнимифакторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними– биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития– то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешнимипредпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними– активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития– степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности– показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности– показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие– всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Источник:
ЛЕКЦИЯ № 2
ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных
http://lektsia.com/3x3d09.html

Социально-психологическая характеристика коллектива

Социально-психологическая характеристика коллектива

Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

  1. общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  2. социальные чувства и коллективные настроения;
  3. коллективные привычки, обычаи, традиции;
  4. различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе.

От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом.

Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации – устные и печатные.

2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.

Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.

Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.

3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.

Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.

Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.

5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов.

Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.

Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива. Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы.

Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.

Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.

Источник:
Социально-психологическая характеристика коллектива
Социально-психологическая характеристика коллектива Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов
http://psylist.net/uprav/kolhar.htm

Социально-психологическая характеристика личности

Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Соц-псих особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:
1) интересы;2) способности;3) темперамент.
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);2) способности;

3) темперамент и характер.

Существуют три соц-псих типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; Атлетикиобщительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеникималообщительны, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.
Холерики — наиболее конфликтные личности. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.

С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

— принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации свободы;

— принцип культуросообразности, (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

— принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

— принцип целостности обусловливает единство соц-нрав, ориентирует на творчество, самобытность, инд-ть человека;

— принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности.

Одним из механизмов является подавление,чаще всего осуществляется непроизвольно. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений.

В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Механизм интроекции — это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний.

механизм социализации — эмпатия, Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.

3. Классификация и общая характеристика
факторов социализации

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации:

макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.).

46. Гендерные роли— один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи.

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности.

Итак, пол — это совокупность анатомо-физиологических особен­ностей организма, заданных от рождения. В то же время гендер — это социальный пол, социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью.

48. Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества ( 0 -1,5 года). главную роль играет мать:кормит, ухаживает, заботу, в рез у ебенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психол развития ребенка.

Стадия раннего детства (1,5 -4 лет). связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

Стадия детства (4 — 6 лет). ребенок уже убежден, что он личность, у ребенка формируется чувство инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психол возможности: волю, память, мышление и т.д. если родители подавляют ребенка, это отрицательно сказывается на развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности.

Ст. младшим школьным возрастом (6 -11 лет). ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эпос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи приводят к чувству неполноценности, неверия в свои силы, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (11-20 лет). личностного «Я». Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое проф призвание, способности, умения.

Стадия юности (21- 25 лет). для человека актуален поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (25- 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

4. Эмпирический уровень — сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; и исследование в логике выявления причинно-следственных связей. метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения.

Метод анализа документов. является разновидностью методов и способов анализа продуктов человеческой деятельности. В основе контент-анализа лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретация исследователем информации, содержащейся в каком-либо информационном источнике или документе.

Наблюдение– это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений. Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных.

Опрос – представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование.

Метод анкетирования – письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование – метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

5. Экспериментальные методы- проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Лабораторный эксперимент- вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Естественный эксперимент- вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент- вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Патопсихологический эксперимент- (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п

14. Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Фиксация взаимодействий— процесс требующий от наблюдателя или экспериментатора виртуозного владения техникой, непрерывного ее совершенствования. На первых этапах разработки методик измерения взаимодействий фиксировались лишь частота и продолжительность. Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

• максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);

• минимизации выигрыша другого (агрессия);

• минимизации различий в выигрышах (равенство).

Источник:
Социально-психологическая характеристика личности
Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Соц-псих особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере
http://megapredmet.ru/1-35373.html

Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений

Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений

Однако следует учитывать, что по своим социально-психологическим характеристикам офицерский состав также не однороден. В интересах повышения объективности и практической значимости даваемых социально-психологических характеристик офицерского состава целесообразно эту категорию условно разделить на две большие группы: офицеры первого периода службы и офицеры, имеющие значительный служебный опыт, находящиеся на втором, завершающем этапе своей служебной деятельности. К первой группе, как правило, относятся молодые офицеры и большинство младших офицеров (естественно, в эту группу не попадают те, кто в 35-40 лет находится в звании старшего лейтенанта или капитана).

Во вторую группу целесообразно включить тех, кто заканчивает службу, и большинство старших офицеров. Рассмотрим общую социально-психологическую характеристику каждой из выделенных групп офицерского состава в виде совокупности положительных и отрицательных качеств, знание которых позволит выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия с ними.

К наиболее существенным позитивным характеристикам офицерского состава первой группы целесообразно отнести: сформированные мировоззренческие позиции; социальную зрелость; широту интересов; склонность к воинской профессии; осознанный выбор вида Вооруженных Сил, рода войск; хорошую теоретическую подготовку; старательность, исполнительность, дисциплинированность; доверие к опыту старших офицеров; профессиональное честолюбие, потребность совершенствоваться в избранной профессии; стремление к самостоятельности, инициатива, желание проявить себя, продвинуться по служебной лестнице; повышенная потребность в общении; близость к солдатам и другие качества.

Противоположность перечисленным составляют следующие характеристики этой группы офицерского состава: недостаток опыта; непрочность убеждений; восприимчивость к негативному влиянию среды; высокая ранимость; максимализм в оценках; эмоциональность; поспешность в решениях и поступках; слабые навыки в работе с людьми; приверженность к жесткому прагматизму в выполнении своих обязанностей; нередко, особенно в последнее время, проявляется стремление найти применение своим профессиональным знания и умениям вне флотских (воинских) подразделений; недостаточная сформированностъ навыков в преодолении служебных и бытовых трудностей; неясное представление перспектив своей служебной карьеры; неудовлетворенность бытом, материальным положением, организацией досуга и др. В результате значительная часть молодых офицеров оставляют армию и флот в первые 5 лет военной службы.

Характеризуя офицерский состав второй группы, следует обратить особое внимание на такие присущие ей положительные качества, как жизненный и служебный опыт; высокий профессионализм; ответственность; требовательность к себе и подчиненным; развитая коммуникабельность; хорошие навыки и умения в работе с людьми; способность принимать взвешенные решения; профессиональное честолюбие; адаптированность к ограничениям личной свободы и жесткой регламентации служебной деятельности и личной жизни; сосредоточенность на служебных делах; дисциплинированность и др.

Социально-психологическая характеристика мичманов и прапорщиков имеет свои сложности и противоречия. Рекрутируясь зачастую из числа матросов (солдат) и старшин (сержантов) корабля (части), они длительное время могут нести на себе отпечаток социально-психологических особенностей этой категории. Но в целом следует отметить более высокий по сравнению с ней образовательный уровень.

Положительным фактором является и вполне осознанный, глубоко осмысленный выбор вида профессиональной деятельности. Как правило, подписывая контракт на службу в качестве мичмана или прапорщика, человек располагает полной информацией об условиях и особенностях службы на конкретном корабле, и они его устраивают. Мотивами могут выступать и близость к дому, и возможность получить специальное или высшее образование, открывающиеся служебные перспективы, жилищные, финансовые и другие материальные льготы, связанные с военной службой. Не последнюю роль в этом плане играют и приобретение социальной стабильности, устойчивого заработка, защиты от безработицы. Все это активизирует служебную деятельность мичманов (прапорщиков), подпитывая их стремление к профессиональному совершенствованию.

Учитывая широкий диапазон различий служебного опыта, образования, профессионализма, выслуги лет мичманов и прапорщиков,

командир получает благоприятную возможность кадрового маневра, который в свою очередь может стать стимулом служебной активности рассматриваемой категории военнослужащих.

Однако относительно военнослужащих контрактной службы пока не удается поставить мощный фильтр на пути проникновения в армейскую среду представителей так называемого «социального дна».

Другими словами, контракт подписывают далеко не лучшие граждане нашего общества. Следует обратить внимание на рыхлость мотивов службы по контракту. Как показывают социологические исследования

последних лет, в мотивации превалируют материальные интересы и очень незначительно дают себя знать мотивы широкого социального плана. В этой связи их преимущественная активность в служебной деятельности направлена на реализацию своих прав и льгот, а не на выполнение обязанностей. Как правило, уровень общеобразовательной подготовки и духовной культуры, подписывающих контракт на службу, невысок. Слаба и профессиональная подготовка даже тех, кто приходит в часть после окончания учебных центров. Со стороны военнослужащих контрактной службы часто проявляется неготовность к существенным ограничениям и жесткой регламентации воинского быта.

Кроме того, относительно небольшой срок существования этой новой категории военнослужащих в армии и на флоте ознаменован ростом грубых нарушений воинской дисциплины, связанных с пьянством (причем запойным), наркоманией, специфичными видами неуставных взаимоотношений, конфликтами с военнослужащими срочной службы, хищениями материальных ценностей, оружия и др.

В социально-психологической характеристике военнослужащих по призыву наиболее важным является учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости. Остановимся на некоторых из них.

К 18—20 годам у человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. Исследования свидетельствуют, что к 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека. Это обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В целом этому возрасту присущи целый ряд существенных противоречий.

1. С одной стороны, широкий кругозор, любознательность, энергия, чувство нового, стремление проявить себя, а с другой — это соседствует с пессимизмом, апатией, правовым нигилизмом, бравадой, непоследовательностью, распыленностью интересов.

2. Стремление к самостоятельности, независимости суждений и действий и, в то же время, приверженность групповому влиянию, поддержке авторитетными лицами своих взглядов. У этой категории военнослужащих проявляется устойчивая зависимость от мнения компании сверстников, ближайшего окружения, которые, в этом случае, играют роль референтной группы.

3. Потребность в самоутверждении, вместе с тем скромность арсенала форм, методов и средств самовыражения личности, недостаточность жизненного опыта. Зачастую это заставляет их прибегать к нравственно ущербным, а иногда и юридически незаконным приемам.

4. В оценках, высказываниях и отношениях проявляется стремление к определенности, четкости, однозначности. Эти качества объясняются юношеским максимализмом, стремлением любыми способами отстоять свое мнение (довольно часто ошибочное или спорное). Однако это соседствует с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументации, недостаточной настойчивостью и непоследовательностью в достижении цели.

5. Острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, а это влечет за собой повышенную конфликтность, возбудимость, торопливость в принятии решений и в действиях.

6. К 18 годам у молодого человека уже сформированы многие черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия же военной службы требуют их пересмотра, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.

7. 18-20 лет — это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с приближением кульминационного периода половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие сексуальные потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств для их удовлетворения.

8. Многое воспринимается в романтическом свете. Юношей притягивает романтика военной службы. Однако при столкновении с прозой и обыденностью флотских и армейских будней у молодого человека может возникнуть реакция протеста, формы проявления которой многообразны: от ухода «в себя» до демонстративного агрессивного поведения или бурного выражения других негативных эмоций.

Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также социальные болезни и беды, особенно обострившиеся в постперестроечное время.

Говоря о женщинах-военнослужащих, в первую очередь следует выделить высокую исполнительность этой категории, дисципли нированность, стремление к порядку и аккуратности на рабочем месте. Их присутствие культурно облагораживает взаимоотношения в коллективе, в определенной степени стимулирует социальную и служебную активность мужчин. Замечено: где в подразделении служит больше женщин, там меньше случаев пьянства, неуставных взаимоотношений, самовольных отлучек, грубости в межличностных взаимоотношениях.

Вместе с тем следует отметить и то, что на женщин нельзя в полном объеме возложить выполнение служебных обязанностей (например, выходы кораблей, боевые стрельбы, строевые занятия, учения за пределами береговой части и т.д.), так как сказывается специфика физического развития и возможностей женского организма, а также свойственные им регулярные физиологические циклы, Кроме того, у женщин семейные проблемы, как правило, отражаются на службе больше, чем у мужчин-военнослужащих. Следует также учитывать и повышенную эмоциональность женщин, которая в сугубо женских воинских коллективах часто становится причиной конфликтов и склок.

Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют психологическую структуру военного коллектива и особенности взаимоотношений в них.

Источник:
Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений
Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений: Определяя социально-психологические особенности офицерского состава, в первую очередь следует отметить, что офицеры составляют основной костяк воинской части. Именно они являются непосредственными организаторами учебно-боевого и воспитательного … — — . Портал Медицина от А до Я
http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/sotsialno-psihologicheskaya-harakteristika-39029.html

Социально-психологические особенности личности

Социально- психологические свойства личности –это те особенности, которые она обнаруживает в контактах с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми, с достижениями человеческой цивилизации.

Основой для выделения социально-психологических свойств служат отношения личности с социальной действительностью.

Мясищев предложил рассматривать социально-психологические качества личности в соответствии с отношением личности к себе, к другим людям, к вещам, к природе и окружающему миру в целом.

Социально-психологические свойства личности подразделаются в соответствии с отношением личности к миру и жизни вообще, целям и перспективам жизни в обществе, к достижениям культуры, интегрированности в общество, социальную группу, отношением к себе, необходимости участвовать в жизни общества, степени реализованности своих возможностей, отношением к другим людям.

I. Отношение к миру и жизни – мировосприятие и миропонимание личности

1)отношение к ценности своей жизни связано с пониманием

2) степень и особенности постижения смысла жизни проявляются в главной ценностной ориентации, составляющей основу жизненной стратегии, которая проходит через всю жизнь человека;

3) оценка собственной жизни: самосознание, Я-концепция, самооценка.

II. Отношение к целям и перспективам жизни в обществе – мотивация достижений в самореализации и самоутверждении (классификация потребностей по А. Маслоу):

1) физиологические (потребность в пище, воде, тепле, отдыхе и т.д.),

2) потребность в безопасности (сохранение жизни, защита от боли, травм, болезней, угроз, риска, неприятных переживаний),

3) в жизнеобеспечении и комфорте (информация, материальный комфорт, труд, досуг),

4) потребность в социальных контактах (общение, принадлежность социальной группе, сообществу), совместной жизнедеятельности,

5) потребность в социальном самоутверждении (достижении определенного социального статуса, уважения и любви других людей),

6) потребность в самовыражении, созидании, творчестве,

7) потребность в самоуважении,

8) духовные потребности

III. Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры – цивилизованность личности(вырабатывается в процессе социализации)

1) социальные установки,

2) моральные, правовые, социальные нормы

3) социальные роли

IY. Отношения с обществом – гражданственность личности (общественная интегрированность).

Гражданственность личности – это свойство, характеризующее личность как члена общества.

Оно проявляется в любви к Родине, народу, уважении к истории народа, его традициям, культуре, чувстве причастности к ним, умении сочетать личные интересы и общественные, чувстве долга.

Y. Отношения с группой – групповая интегрированность личности.

Проявляется в принятии групповых норм, ценностей, целей деятельности, интегрированности в структуру межличностных отношений членов группы.

YI. Отношения с людьми – коммуникативность личности.

Проявляется в таких (+) качествах, как открытость, доброжелательность, демократичность, гуманистичность, эмпатичность, альтруистичность и

(-): конфликтность, замкнутость, враждебность, агрессивность.

Макиавеллизм – склонность в ситуациях взаимодействия с другими людьми манипулировать при помощи малозаметных агрессивных приемов (хитрость, ложь, лесть, подкуп, запугивание, создание тупиковых ситуаций) их поведением в личных целях.

YII. Отношение к необходимости личного участия в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни – социальная активность.

Особенности социальной активности личности характеризуются в социальной психологии при помощи понятиялокус контроля.

Интернальный локус контроля проявляется в убежденности человека в том, что его успехи и общественное положение зависят от него самого.

Экстернальный локус контроля проявляется в убеждении человека в том, что все зависит от других, а от него – ничего.

YIII. Уровень фактической реализованности личностью своих психологических возможностей, их развития, обнаруживающегося в личных возможностях и достижении успехов в жизни – самореализованность личности

Самоактуализация –это всегда и самовыражение, и проявление возможностей и индивидуальности.

Самореализация связана с целеустремленностью, самокритичностью, требовательностью к себе и другим, волевыми качествами, отсутствием самоуспокоенности.

IX. Отношение к себе – самосознание, образ Я, самооценка.

Дата добавления: 2015-08-04 ; просмотров: 1297 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Социально-психологические особенности личности
Социально- психологические свойства личности – это те особенности, которые она обнаруживает в контактах с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими
http://helpiks.org/4-46162.html

Социально психологическая характеристика

46. Социально-психологическая характеристика личности. Социальная установка(аттитюд)

Личность как предмет исследования в социологии и психологии.

В современном обществе проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

. Разногласие в определении личности в общей и социальной психологии существует по вопросу о том, «включаются» или нет в личность индивидуальные психологические особенности.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

фокус социально-психологического подхода — рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Социально- психологические качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств).

3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой — они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Д. Н. Узнадзе ввел представление об установке как «целостной модификации субъекта». Установка — это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения потребностей, что определяет направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.

Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл)

Идея выявления особых состояний, которые предшествующих ее реальному поведению, присутствует во многих исследований.

В концепции В.Н. Мясищева используется категория отношений как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами.

В теории Л.И. Божович при анализе процессов формирования личности используется понятие направленности, которое также может быть интерпретировано как своеобразная предрасположенность действовать определенным образом в отношении сфер жизнедеятельности.

В теории А.Н. Леонтьева близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности.

Традиция исследования социальных установок — аттитюдов в западной психологии

Исследование социальных установок было начато в 1918 г. социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации,

Определение социальной установки, ее структура

В социальной психологии ХХ в. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта» . В своем подходе Смит представлял социальную установку как:

a. когнитивный компонент (осознание),

b. аффективный компонент (оценку)

c. поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

1.Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2.Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах.

3.Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом.

4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира.

Соотношение социальных установок и реального поведения

Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись).

Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

Изменения социальных установок

Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регуляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразования социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сразу.

Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называемыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представлений о собственном поведении). Изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.

Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а отвергнутая — целиком отрицательной. Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчеркивающую правильность их решения, игнорируя негативную информацию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбранного, т.е. изменить аттитюды.

Одной из наиболее известных моделей регуляции социального поведения является теория иерархической структуры диспозиций личности В. А Ядова. В этой концепции диспозиций личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность вести себя в определенных условиях соответствующим образом Основная функция диспозиционной системы — психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций «ответствен» за регуляцию определенного уровня поведения.

Первый уровень — элементарные фиксированные установки — отвечает за регуляцию поведенческих актов — непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию.

Второй уровень — социальные установки (аттитюды) регулирует поступки личности.

Третий уровень — базовые социальные установки — регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень — ценностные ориентации — регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.

Диспозиционная регуляция социальной деятельности может быть, описана следующей формулой: «ситуации» (= условия деятельности) — «диспозиции» — «поведение» (=деятельность).

Источник:
Социально психологическая характеристика
46. Социально-психологическая характеристика личности. Социальная установка(аттитюд): Личность как предмет исследования в социологии и психологии. В современном обществе проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. . Разногласие в определении личности в … — —
http://scicenter.online/psihologiya-truda-scicenter/sotsialno-psihologicheskaya-harakteristika-130512.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (31)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Кейсы по конфликтологии Мини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенстваМини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенства Автор: Дмитрий… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (6)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (5)

COMMENTS