Социальная психология конфликта

Раздел III

Понятие, функции, сферы проявления конфликтов. Различие понятий «противоречие» и «конфликт» Функции конфликта. Деструктивные функции: большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта, исключение из группы или коллектива, снижение производительности труда или успеваемости, ухудшение психологического климата коллектива, снижение степени сотрудничества между сторонами, либо полное его прекращение, неадекватное восприятие своей группы по отношению к другим группам; утверждение духа конфронтации. Конструктивные функции: снятие эмоционального напряжения, информационная или связующая, стимулирующая, диагностическая, снятие «синдрома покорности». Сферы проявления конфликтов: социальная, экономическая, организационная и трудовая, этническая, семейная, политическая.

Причины конфликтов. Общие причины: социально-политические экономические причины, социально-демографические причины, социально-психологические причины, индивидуально-психологические причины. Частные причины: неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение служебной этики, нарушение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях, ценностях, средствах достижения целей, неудовлетворительные коммуникации.

Структура конфликта. Субъекты (стороны) конфликта (оппонент, противник), позиции субъектов конфликта: внутренняя, внешняя. Ранги оппонентов: оппонент 1-го ранга, оппонент 2-го ранга, оппонент 3-го ранга. Предмет конфликта. Образ конфликтной ситуации. Мотивы конфликта. Позиции конфликтующих сторон.

Классификация конфликтов. По способу разрешения: антагонистический, компромиссный. В зависимости от природы возникновения: социальные, организационные, эмоциональные (личностные). В зависимости от направления воздействия: вертикальные, горизонтальные. По преобладанию последствий для участников: конструктивные, деструктивные. По степени выраженности: открытые, скрытые, потенциальные. По количеству и составу участников: межгрупповые, между личностью и группой, межличностные, внутриличностные.

Тема 9. Динамика развития и способы поведения в конфликте

Динамика развития конфликта. Механизм возникновения конфликта: конфликтоген – инцидент – конфликтная ситуация. Этапы развития конфликта: предконфликтный этап, начало конфликта, эскалация I, пик конфликта, эскалация II (дескалация), окончание конфликта, постконфликтный этап. Варианты окончания конфликта: прерывание, завершение. Способы завершения конфликта: полное прекращение конфликта, взаимное примирение сторон, прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон, ослабление конфликта, трансформация, механическое уничтожение конфликта, снятие конфликта.

Поведение в условиях конфликта. Уровни поведения в конфликте: внешний уровень, внутренний уровень. Виды поведения в конфликте: формальное, неформальное, антиформальное, внеформальное. Стратегия поведения в конфликте. Виды стратегий: властно-лидирующая, независимо-доминирующая, прямолинейно-агрессивная, недоверчиво-скептическая, покорно-зависимая, зависимо-послушная, конвенционально-сотрудничащая, ответственно-великодушная или альтруистичная. Тактика поведения в конфликте. Виды тактик: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнера», «провокация чувства жалости у партнера», «ультимативная тактика», тактика выжимания уступок, тактика лавирования резервами уступок.

Источник:
Раздел III
Понятие, функции, сферы проявления конфликтов. Различие понятий «противоречие» и «конфликт» Функции конфликта. Деструктивные функции: большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение
https://studfiles.net/preview/4017638/page:6/

Социальная психология

Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

Непосредственный повод конфликта — это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность — это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают конфликт на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в стадию кризиса.

Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. [7, с.68]

На представленном графике отображено внезапное обострение конфликта, которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.

Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

Прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

Прогнозирование — это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события?

Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких, как страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

Таким образом, проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

· разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

· неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

· разлад между ожиданиями и поступками людей;

· недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

· недостаток и некачественность информации;

· несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

• индивидов, между ними;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статусов.

3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

• смешанные (в которых представлены и те, и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 — 80 % от всех остальных конфликтов.

4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

Источник:
Социальная психология
Понятие и сущность конфликтов, их характеристика, роль и значение. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов. Содержание управления конфликтами . Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Основное содержание переговорного процесса.
http://mirznanii.com/a/199606-2/sotsialnaya-psikhologiya-konflikty-2

Социальная психология Конфликты

Разместил (а): Prapor

  • Социальная психология Андреева 388 кб.
  • Современные разработки в психологии 721 кб.
  • Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция 99 кб.
  • Социальная психология Шпаргалки Мельникова 189 кб.
  • Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций 106 кб.
  • Психология семейных отношений. Супружеские конфликты 23 кб.
  • Лекции по курсу Юридической психологии 149 кб.
  • Социальные конфликты 53 кб.

1.3. Содержание управления конфликтами

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в таблице 1.2

Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.

Содержание управления конфликтом и его динамика

Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психо-логопедагогичсской культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

Регулирование, конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сто-

II этан. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице 1.3

Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

Источник:
Социальная психология Конфликты
Тема: Социальная психология Конфликты. Тип: Курсовая. В работе есть: введение, таблицы 7 шт., приложения 1 шт., рисунки 3 шт., сноски 5 шт. Язык: русский. Разместил (а): Prapor. страница: 2. Размер: 51 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Понятие и сущность конфликтов их характеристика роль и значение. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов. Содержание управления конфликтами. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.’
http://coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES