Социальная психология групп

Социальная психология групп

Специфика социально-психологического подхода

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное – отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975. С. 50). Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать требования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и задать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная схема необходима для того,чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты.

Основные характеристики группы

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме (рис. 10).

Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе)

Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С. 3).

В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.

Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., 1975.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Источник:
Социальная психология групп
Специфика социально-психологического подхода С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,
http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt08.htm

Социальная психология групп

Карвасарский Б. Д., под ред. — Клиническая психология

Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщина, профессионал высокого класса на своей работе — это также маргинальные личности со всеми присущими им проблемами.

Представители многих психологических школ интересуются социальными мотивами прежде всего потому, что такие мотивы на практике являются, вероятно, самыми мощными силами, управляющими поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают нас достигать определенного социального статуса, носить модную одежду и действовать таким образом, чтобы получать одобрение со стороны своей социальной группы, соответствовать требованиям общественной морали.

Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот или иной социальный статус обычно обретается посредством конкуренции или кооперации. Согласно экспериментальным данным (было сопоставлено поведение обезьян и маленьких детей) кооперация невозможна без соответствующего развития речи.

К социальным мотивам относят также конформность личности, ее стремление соответствовать неким образцам, принятым в определенной группе или данном обществе. Следование моде в одежде, прическе, даже образе жизни также представляет собой важный социальный мотив человеческого поведения. Далеко не всякий из нас согласится с тем, чтобы окружающие считали его «старомодным». Молодежь особенно склонна подражать своим кумирам, в роли которых могут выступать как реальные люди — популярные актеры, певцы, политики, так и герои фильмов, спектаклей, книг.

Вопрос об основных социальных мотивах человека является открытым, и каждый из исследователей по-своему подходит к его рассмотрению. Выше уже освещалась теория «иерархии мотивов» Маслоу, который выделял потребности по степени их приоритета для личности. К числу социальных Маслоу относил потребности в принадлежности и любви, в уважении и самоуважении, в самоактуализации. Спустя несколько лет после появления данной работы Маслоу американский антрополог Линтон, изучавший особенности культуры различных народов, назвал три основные потребности, которые, на его взгляд, являются наиболее общими и наиболее значимыми для понимания человеческого поведения:

— потребность в эмоциональном отклике со стороны других, которая может проистекать из взаимоотношений зависимости в раннем детстве; — потребность в долгосрочных гарантиях, исходящая из того непреложного факта, что люди обладают способностью воспринимать время — и прошлое, и будущее. Люди имеют потребность в «перестраховании» и надежде, поэтому могут жить лишь в ожидании последующего вознаграждения; — потребность в новизне жизненного опыта, которая появляется, когда другие потребности удовлетворены. Она проистекает из скуки и недостатка каких-либо испытаний.

Уайт трансформировал указанную идею в концепцию «действенности». Он считает характерным свойством человека стремление к компетентности, чтобы контролировать окружающую его среду. Отрицая инстинктивную природу этого свойства, Уайт настаивает на том, что мотивация «действенности» является производной от сугубо человеческой потребности в исследовательской активности и своеобразной «игривости», направленных соответствующим образом на достижение компетентности.

Среди наиболее известных концепций социальной мотивации следует отметить «теорию трех потребностей», автором которой является Макклелланд. На основе эмпирических исследований он пришел к выводу, что мотивация поведения каждого индивида может быть порождена тремя следующими главными потребностями:

— потребностью в достижении (стремление к превосходству, к достижению определенной цели); — потребностью во власти (стремление влиять на других, заставить их вести себя соответствующим образом); — потребностью в аффилиации (стремление к дружеским и тесным межличностным отношениям).

Исследования социальной мотивации дают дополнительные свидетельства уникальности каждого из нас. Сочетание различных мотивационных сил со всеми их оттенками, побуждающее ту или иную личность к какому-либо виду деятельности, всегда отличается неповторимым своеобразием.

Контрольные вопросы 1. Семантическая проблема коммуникации состоит в том, чтобы:

1) выбрать подходящее техническое средство для передачи информации; 2) использовать для передачи информации такие слова или знаки, которые наиболее точно выражают то, что вы хотите сказать; 3) точно выразить свое психическое состояние; 4) дать адекватную оценку данной ситуации общения.

2. Какой контакт устанавливается при межличностном общении, опосредованном каким-либо техническим средством?

1) визуальный; 2) тактильный; 3) вербальный; 4) технический.

3. Социальная роль профессора является:

1) приписанной; 2) достигнутой; 3) ситуационной; 4) гендерной.

4. Первым этапом усвоения личностью социальной роли является:

1) установление хороших взаимоотношений данной личности с определенными людьми; 2) согласие личности с требованиями данной социальной роли; 3) получение личностью информации о требованиях данной социальной роли; 4) социализация личности.

5. «Я-концепция» — это:

1) понимание другими людьми социальной роли индивида; 2) представление индивида о самом себе; 3) согласие индивида с требованиями социальной роли; 4) оценка личностью своих возможностей.

6. Личностно-ролевой конфликт подразумевает противоречие между:

1) психологическими особенностями руководителя и подчиненного; 2) требованиями двух различных социальных ролей; 3) психологическими особенностями личности и требованиями социальной роли; 4) психологически несовместимыми людьми.

Виды групп и их функции. Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах: дома, на работе или в учебном заведении, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д. Люди ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Наряду с малыми группами, в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов людей. Это группы большие, к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации. Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда. Подобные группы нередко называют социальными категориями.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить также на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский психолог Кули. Первичные — это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. Первичной группой Кули назвал семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет первостепенную роль и в социализации личности. Позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можно назвать компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Источник:
Социальная психология групп
Карвасарский Б. Д., под ред. — Клиническая психология Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в
http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2111/p26.php#head25

Социальная психология групп

1. Анализ литературы по данной проблеме 5

2. Социальная психология групп 8

3. Формы трудовой деятельности в коллективе 14

4. Психологическая совместимость как фактор формирования социально-психологического климата в коллективе 20

Список литературы 27

Одной из важнейших задач службы управления персоналом явля¬ется анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений. Нельзя недооценивать значимость данной проблематики, ведь от ка¬чества работы отдельных групп и зависит, в конечном итоге, экономи¬ческая эффективность предприятия или организации.

Благодаря достижениям психологии и социологии удается повысить эффективность деятельности организации. «Среди инноваций в данной сфере решение таких важных вопросов, как оптимальная численность профессиональных групп (первичных коллективов, бригад, отделов), формирование команды; их функциональная структура; психологиче¬ская совместимость членов коллектива; мотивация труда, в том числе управленческой деятельности и т. д.» .

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых форми¬руется и развивается психика людей, их составляющих.

Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирова¬ния и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекаю¬щих в этих общностях людей.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими при¬чинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращает¬ся в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивает¬ся всесторонне и творчески.

Цель данной работы – провести теоретическое и практическое исследование психологической совместимости в коллективе..

1. изучение психологии групп;

2. изучение форм совместной деятельности;

3. исследование психологической совместимости людей, действующих в коллективе.

Высказывания авторов Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Просвещение, 2001. – 373 с. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2002. – 428 с. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. — М.: Инфра – М, 2004. – 315 с. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 428 с. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2004. – 389 с.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и по¬ведения людей, механизмы формирова¬ния и саморазвития малой группы + – + + –

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом + + + – +

Деятельность профессиональной группы, характер поведения каж¬дого ее участника регламентируется «неписаными» положениями и нормами и добровольно принимаются всеми членами – + + – +

На групповую сплоченность влияет приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы + – + + –

На групповую сплоченность влияет психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой сово¬купность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффек¬тивность их деятельности + – + + +

Малая группа – это немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной детальностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

— композиционную подструк¬туру, то есть совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точ¬ки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представле¬ния о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на ха¬рактер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и пози¬ции многих людей в них;

— подструктуру межличност¬ных предпочтений, то есть проявление совокупности реальных межличност¬ных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.

Социометрия дает возможность вы¬явить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на осно¬ве которого можно строить устойчи¬вые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные лич¬ности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивиду¬ально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складывают¬ся между ними и т.д.;

— коммуникативную подструк¬туру — совокупность позиций членов малой группы в системах информацион¬ных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внеш¬ней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объе¬ма различных сведений и знаний.

Владение последними — важный по¬казатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней осо¬бую роль, дополнительные привилегии;

— подструктуру функциональ¬ных отношений — совокупность про¬явления различных взаимозависимос¬тей в малой группе, являющихся след¬ствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять опре¬деленные обязанности.

Группа представляет собой чрезвы¬чайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики фун¬кционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с кон¬кретной ролью определенное отноше¬ние друг к другу.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.

Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, кото¬рые не сводимы к простой сумме про¬явлений индивидуально-психологичес¬ких черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде :

— взаимоотношений (синоним — межличностные отношения) — субъективных связей, возникающих в резуль¬тате взаимодействия людей и сопро¬вождаемых различными эмоциональ¬ными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и по¬ведения людей, механизмы формирова¬ния и саморазвития малой группы;

— групповых устремлений, к ко¬торым относятся цели, задачи, потреб¬ности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совмес¬тных усилий членов малой группы.

Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жиз¬ни и деятельности людей;

— групповых мнений, то есть сово¬купности оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходя¬щих внутри и вне ее;

— групповых настроений, пред¬ставляющих собой сложные эмоцио¬нальные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, сово¬купность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и харак¬тер всех проявлений психологии груп¬пы и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;

— традиций, представляющих со¬бой сложившиеся на основе длитель¬ного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереоти¬пы поведения и действий, повседнев¬ного общения между людьми, соблю¬дение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характери¬зуется определенным состоянием, на¬строем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность уст¬ремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональ¬ных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специ¬фична, что обусловлено особенностя¬ми жизнедеятельности именно ее чле¬нов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

Система межличностных отноше¬ний в малой группе в силу ее внутрен¬ней психологической обусловленнос¬ти и сложности складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организацион¬но не оформлена, особенно в началь¬ный период.

Между тем она чрезвычайно значи¬ма и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой груп¬пы, но и многие элементы, их составля¬ющие:

 взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности;

 по¬стоянные межличностные оценки, со¬переживания и сочувствие;

 психологи¬ческое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

Общественно-политические вза¬имоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функ¬ционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других ме¬роприятий в группе.

Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессио¬нальной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее чле¬нов целей.

Внеслужебные взаимоотноше¬ния — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) дея¬тельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям опреде¬ленных принципов.

Принцип уважения и субордина¬ции предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматри¬вают учет индивидуально- и социаль¬но-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запро¬сам. Этот же принцип требует субор¬динации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профес¬сионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаи¬модействия и взаимопонимания. Чле¬ны малой группы обязаны высоко це¬нить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг дру¬га, удерживать своих товарищей от не¬достойных поступков.

Принцип гуманизма предполага¬ет чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоот¬ношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок. Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта .

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив — взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Психологические процессы, протекающие в малой группе, показаны на рисунке 1.

Источник:
Социальная психология групп
Одной из глобальных проблем современного развития экономики России, а также большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. Подходы к этой проблеме разнообразны. Несо
http://spb-tei.ru/2006/12/28/socialnaja-psikhologija-grupp..html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES