Социальная характеристика состава

ЛЕКЦИЯ № 2

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I (дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self («самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты – фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип – доминирует самосохранение;

2) генофильный тип – инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип – инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип – инстинкт исследования;

5) доминантный тип – инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип – инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие – всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Источник:
ЛЕКЦИЯ № 2
ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий
http://psy.wikireading.ru/3780

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Характеристика состава и структуры населения

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Характеристика состава и структуры населения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

по дисциплине: Демография

на тему: Характеристика состава и структуры населения

Выполнила: студентка V курса

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Глава 1.Изучение состава населения

1.1 Характеристики состава населения. Источники информации

1.2 Группировки населения и система показателей

1.3 Методы изучения динамики состава населения

Глава 2. Структура населения

2.1 Половая структура населения

2.2 Возрастная структура населения

2.3 Половозрастная структура населения. Половозрастные пирамиды

2.4 Структура населения по брачному и семейному состоянию

Изучение любого социального процесса невозможно без учета численности и структуры тех групп населения, которые в нем участвуют. Только определенным категориям лиц предназначены услуги дошкольных учреждений, учебных заведений, служб трудоустройства, служб семьи, диспансеров различного профиля и т.д. Однако и те потребности, в удовлетворении которых нуждается каждый человек (пища, одежда, жилье и др.), также не могут быть адресованы абстрактному человеку или суммарной численности жителей. Объем и структура потребностей у разных групп населения существенно различаются. Подтверждением этому служат, разрабатываемые типовые модели потребления продуктов питания для людей разного пола, возраста, вида трудовой деятельности, состояния здоровья. Существенно дифференцированы образ жизни и структура потребностей горожан и сельских жителей, представителей разных социальных и этнических групп.

Проблема исследования заключается в том, что если бы социальные процессы в данных условиях протекали по возможности в режиме, близком к оптимальному, то при их регулировании на региональном и общегосударственном уровнях необходимо считаться с двумя формами проявления социально-демографической дифференциации процессов:

— группы качественно различны, как уже было отмечено, потребности разных групп населения;

— потребление далеко не всегда является «мирным» процессом. Как правило, идет внутригрупповая и межгрупповая борьба за доступ к ресурсам потребления, за их распределение и перераспределение, за ресурсы, обладающие определенными преимуществами перед другими видами благ.

Актуальность исследования заключается в том, что если статистические службы в стране выполняют свои функции, то они располагают необходимой информацией о подобных явлениях социальной жизни. Обязательными в такой информации должны быть сведения о группировках населения по демографическим, социальным, профессиональным, этническим, территориальным признакам. Если органы государственной статистики не решают эту задачу, то дефицит информации частично компенсируется по другим каналам: социологическими институтами, центрами исследования общественного мнения, научно-консультационными службами при структурах власти.

Глава 1. Изучение состава населения

1.1 Характеристики состава населения. Источники информации

К числу основных характеристик состава населения, значимых с точки зрения социальных процессов, относятся следующие: образование, квалификация, занимаемая должность, профессия, занятие, принадлежность к отрасли экономики. Для социальной статистики большое значение имеет группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье. В ряде случаев нужна информация о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию позволяют раскрыть демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность, состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Для решения многих социальных задач необходимы группировки населения, объединяющие сельских жителей, горожан, жителей крупнейших городов.

Эти характеристики используются при описании состава населения и как самостоятельные параметры, и в определенной комбинации с другими признаками. Последнее позволяет достичь более глубокого и разностороннего познания особенностей состава населения.

В статистике России, как и во всей мировой статистике, основным источником данных о составе населения являются переписи населения, проводимые один раз в десять лет.

В переписях населения изучаются следующие вопросы:

— численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам населения, миграция населения;

— структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;

— структура населения по национальной принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству;

— распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства, по занятиям и положению в занятии;

— число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик;

— жилищные условия населения.

Чтобы избежать пропусков и двойного счета, при переписях различают категории людей, в зависимости от характера их проживания на данной территории наличное и постоянное население.

В РФ правовой базой для проведения переписей населения служат постановления правительства, специально принимаемые по представлению статистических органов за некоторое время перед каждой переписью, иногда за несколько лет, иногда месяцев.

28 декабря 2001 года Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О Всероссийской переписи населения». В 2002 году перепись в нашей стране будет проводиться с 9 по 16 октября.

Помимо проводимых общих переписей населения в России введен новый вид учета микропереписи выборочные социально-демографические обследования населения, проводимые на середину межпереписного периода.

В публикуемых итогах переписей и микропереписей приводятся данные по стране в целом, по областям, краям, автономным республикам, городскому и сельскому населению. Таким образом, каждые пять лет обновляется информация о составе населения. Кроме того, наиболее важные характеристики, например, возрастно-половой состав, исчисляют на начало каждого года межпереписного периода. Их получают путем корректировки данных переписи с учетом текущих изменений (рождений, смертей, смены места жительства).

При всей ценности этой информации существуют труднопреодолимые препятствия для ее эффективного использования. Сложность заключается в том, что имеются два автономных массива данных: 1) о составе населения; 2) о производстве и потреблении разного рода социальных услуг и предметов потребления. Отсутствует главное — их стыковка. Остается неизвестным, как ведут себя в качестве потребителей различные группы населения. Некоторые сведения дала микроперепись 1994 г. при разработке данных о размере дохода и жилищных условиях. Все же остальные показатели потребления представлены в виде общих итогов.

Существует только один путь к решению проблемы проведение специальных выборочных обследований, где на индивидуальном уровне совмещались бы данные о потреблении и личных характеристиках опрашиваемых. Такой подход в государственной статистике реализуется в форме текущего обследования семейных бюджетов населения. С их помощью успешно исследуются вопросы потребления продуктов питания и некоторых других составляющих потребительского бюджета.

Кроме того, по мере необходимости проводятся единовременные обследования. Они осуществляются службами государственной статистики и иными организациями и касаются наиболее актуальных проблем потребления и развития отраслей инфраструктуры. Каких бы вопросов ни касались подобные несплошные обследования, для их организации, проведения и использования результатов нужны хотя бы общие сведения о структуре населения конкретной территории.

В качестве такой информационной базы выступают материалы переписей населения и полученные на их основе расчетные данные на годы межпереписного периода. Все данные о составе населения, предоставляемые переписями, оказываются базой социальных исследований; при этом каждая социальная проблема сопряжена со специфическим перечнем характеристик состава населения.

Наряду с переписями населения некоторые характеристики состава населения может предоставить статистическая отчетность, например, численность отдельных категорий населения. Это касается прежде всего таких групп, как: учащиеся учебных заведений различного типа; дети, посещающие дошкольные учреждения; пенсионеры; лица, занятые в различных отраслях народного хозяйства. Отчетность содержит сведения о численности посетителей музеев, зрелищных учреждений, объемах пассажирских перевозок различными видами транспорта. Однако особенность и ограниченность подобных сведений состоят в том, что они отражают преимущественно общую численность лиц без каких-либо характеристик состава.

Со временем меняется не только состав населения, но и принципы, и методы его изучения. В середине 90-х гг. радикально изменена социально-классовая группировка населения. Многие годы в нашей стране был принят следующий перечень основных общественных групп: рабочие, служащие и колхозники. В настоящее время за основу группировки берется признак «положение в занятии», что в большей степени соответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики.

1.2 Группировки населения и система показателей

При описании состава населения часто ограничиваются простейшими показателями: абсолютными величинами, относительными величинами, средними, рядами распределения и рядами динамики. Наиболее распространенный прием группировки. Исходными являются абсолютные показатели численности лиц в каждой выделенной группе. Применяются графики, хотя при графических изображениях структуры населения их аналитическая функция сравнительно невелика, чаще они служат целям популяризации статистических данных. Исключение составляют возрастно-половые пирамиды, несущие аналитическую нагрузку.

Группировки выступают, как первооснова характеристики состава населения. Прежде всего, они связаны с действием общих методических принципов типологических, структурных, аналитических.

Самые важные принципы при построении группировок населения:

— наиболее детальный перечень групп уместен, если данная характеристика представлена автономно, без комбинации с другими признаками. Таковы группировки населения по возрасту, группировки занятых по профессиям с детальным перечнем профессий;

— в случае комбинационных группировок применяются укрупненные интервалы для избежания чрезмерного дробления материала;

— некоторые признаки используются как сквозные, т. е. они участвуют почти во всех комбинационных группировках состава населения. Это пол, возраст, образование (часто), а также деление населения на городское и сельское;

— в рядах распределения значения атрибутивных признаков даются по возможности в ранжированной последовательности;

— для обеспечения сопоставимости данных сохраняются, насколько это возможно и целесообразно, схемы группировок предыдущих переписей населения или они представлены в виде, удобном для приведения к сопоставлению путем укрупнения интервалов;

— используются единые группировки при разработке данных по разным территориям страны;

— при изменении со времени проведения предыдущей переписи административных границ какой-либо территории информация об этом дается в виде примечания, и сведения приводятся в двух вариантах в пересчете на единые границы и в пределах границ соответствующих лет.

Большинство группировок включает разграничение на городских и сельских жителей. Это один из наиболее динамичных и информационноемких показателей. Он реагирует на любые социальные, экономические, политические события и процессы в обществе.

За период с 20 до 90-х гг. доля городского населения в России менялась следующим образом (%):

Причины такой динамики соотношения доли горожан и доли сельских жителей общеизвестны. Следует лишь обратить внимание на своеобразие современной тенденции — идет обратный процесс, т. е. доля горожан несколько сокращается, что также вполне объяснимо — результат экономического положения в стране.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики — возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например, доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.

Кроме абсолютных данных в статистике вычисляются показатели доли или процента разных половозрастных групп в составе населения. Соотношение численное «и мужчин и женщин может быть «указано двумя способами: 1) процент мужчин и процент женщин в составе населения; 2) число женщин, приходящихся на 1000 мужчин. Перепись 1959 г. подтвердила значительную деформацию состава населения по полу: 45% мужчин и 55% женщин, или 1242 женщины на 1000 мужчин. Во все последующие годы наблюдалось плавное и непрерывное увеличение доли мужского населения. К 1994 г. на 1000 мужчин приходилось только 1130 женщин. Однако за этими сводными показателями скрыта значительная дифференциация данных по отдельным возрастным группам. Об этом свидетельствуют возрастно-половые пирамиды.

Состав населения по полу обусловлен естественно-биологическими и социально-экономическими причинами. Первая группа причин формирует устойчивые соотношения, а вторая — определяет нередко деформацию состава населения по полу в разных возрастных группах в территориальном аспекте (под влиянием миграции главным образом) и в виде разовых крупных сдвигов (военные потери преимущественно мужского населения).

Естественно-биологические факторы оказывают наибольшее влияние на соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных и в первые годы жизни, затем в пожилом возрасте жизнеспособность мужчин и женщин в значительной степени определяется биологической природой организма, хотя и социальные факторы играют немаловажную роль.

Возрастной состав населения характеризуется также с помощью таких обобщающих показателей, как средний, модальный и медианный возраста либо всего населения, либо отдельных его категорий. Например, исчисляется средний возраст: лиц, находящихся в трудоспособном возрасте; фертильного контингента (женщин в детородных возрастах); представителей определенных профессиональных групп и т д.

Анализируя тенденцию постарения населения России, приводят такие показатели: средний возраст населения страны увеличился с 1959 по 1989 г. с 29,5 до 34,7 лет, а доля лиц 60 лет и старше за эти же тридцать лет возросла с 9 до 15,3%. К 1994 г. показатель доли лиц старше 60 лет достиг 16,7%, в том числе: в городах — 15,6, в сельской местности — 9,8%.

В послевоенный период в нашей стране нагрузка иждивенцами была подвержена колебаниям, но у сельских жителей она всегда была существенно выше, чем у горожан. Однако в последние 20 лет это превышение явно ослабевало. Примечательно систематическое изменение структуры иждивенцев — в общей демографической нагрузке. Снижалось значение детей и возрастало значение пожилых. Эта тенденция свойственна и жителям села, и горожанам. Таково последствие процесса постарения населения.

В изучении социальных процессов велика роль данных об уровне образования населения. Главным показателем является распределение населения по этому признаку. Кроме того, рассчитывается число лиц с определенным уровнем образования: 1) на 100 человек в возрасте 10 лет и старше; 2) на 1000 занятых; 3) на 1000 занятых преимущественно физическим трудом; 4) на 1000 занятых преимущественно умственным трудом; 5) на 1000 занятых по каждой из основных профессиональных групп (около 50 групп). Эти данные регулярно публикуются в статистических справочниках.

Существует разработанная Госкомстатом России методика расчета на межпереписные даты численности населения с разным уровнем образования. При этом данные последней переписи корректируются с учетом естественного движения населения и численности выпускников различных типов учебных заведений.

В настоящее время наметился отход от рассмотренной ранее группировки населения по источникам средств существования. Об этом свидетельствуют также представленные ранее фрагменты программы микропереписи 1994 г., а также проект программы предстоящей переписи населения 1999 г. Такое решение продиктовано радикальными изменениями социальной структуры населения страны.

Программа Всероссийской переписи 1999 г. позволит выделить следующие группы: 1) работающие по найму (на предприятиях), в организациях, учреждениях, крестьянских — фермерских — хозяйствах, по обслуживанию домохозяйства, у отдельных граждан); 2) работающие не по найму (в собственном крестьянском — фермерском — хозяйстве, на собственном предприятии, на индивидуальной основе, на семейном предприятии, в крестьянском — фермерском — хозяйстве без оплаты, в личном подсобном хозяйстве); 3) получающие государственное обеспечение (стипендии; пенсии; пособия, кроме пособия по безработице; пособие по безработице и др.); 4) имеющие доход от собственности; 5) находящиеся на иждивении; 6) имеющие иные источники.

С ростом социальной подвижности населения более актуальными становятся вопросы построения соответствующих статистических показателей. Последние представляют собой матрицы основных социальных потоков по направленности (вертикальная и горизонтальная, внутрипоколенная и межпоколенная и др.). Показатели интенсивности социальной мобильности включают: среднее число перемещений на одного человека, вероятность изменения социального статуса. Эти показатели целесообразно исчислять дифференцированно по отдельным демографическим социально-экономическим, территориальным, этническим группам.

Вычисляется также средний возраст в момент определенной очередности смены социального статуса.

Этнические характеристики населения нашей страны в переписях традиционно были представлены данными о национальности, родном языке и свободном владении языками народов СССР. Программы микропереписи 1994 г. и предстоящей переписи 1999 г. свидетельствуют об изменениях в учете этнического состава населения России. Во-первых, кроме национальности теперь принимаются во внимание также народность и этническая группа. Во-вторых, расширяются сведения о языках. Например, учитываются и родной язык, и другой язык, которым свободно владеет опрашиваемый.

Основная этническая характеристика — национальный состав населения.

В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

Отличительный признак народа — его язык — важнейшее средство общения людей.

По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи.

По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковых семьи:

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей)

Источник:
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Характеристика состава и структуры населения
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Характеристика состава и структуры населения ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ «Восточно-Сибирский государственный технологический университет» по
http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/xarakteristika_sostava_i_struktury.html

Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика

Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика

Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.

Социальная структура имеет определенные особенности:

1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;

4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.

Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» — иерархичноорганизованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д.

Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций.

Социальный статус является первичным элементом социальной структуры общества, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений.

Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» — профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» — политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» — демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон.

Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером.

Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), достигнутый или смешанный.

Предписанный нельзя отождествлять с прирожденным. Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания.

Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее.

Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым.

Социальная роль –типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов.

Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, — которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.

На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы.

Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.

Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.

Класс– любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.

Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.

Социальная общность –совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:

— общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);

— общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);

— групповыми установками и ориентациями.

Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре.

Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности — классы.

Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.

В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.

Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.

Большая социальная группа — многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные.

К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы.

Социальная структура современного украинского общества зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:

1. Изменение общественной формы всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных; глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют социальную структуру общества (она стала менее жесткой, более подвижной).

2. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – классов, групп и общностей; возобновление их как субъектов собственности и власти; появление экономических классов, слоев и страт с соответствующей системой социальных конфликтов и противоречий.

3.Ослабление существующих в обществе стратификационных ограничений. Появление новых каналов повышения статусов, усиление горизонтальной и вертикальной мобильности украинцев.

4. Активизация процессов маргинализации.

Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту.

Это процесс изменения субъектом одного социально-экономического статуса на другой. В украинском обществе на рубеже ХХ-ХХI веков она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции).

5. Изменение сравнительной роли компонентов социального статуса. Если в стратификации советского общества доминировал административно-должностной критерий, связанный с местом в системе власти и управления, то в современном обществе решающим является критерий собственности и доходов. Ранее политический статус определял материальное положение, теперь величина капитала определяет политический вес.

6. Повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп. Обусловлено это формированием рынка труда. Однако это касается специальностей, которые пользуются спросом на рынке, в первую очередь – экономической, юридической и управленческой.

7. Изменение качественных и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных демографических тенденций население Украины каждый год уменьшается на 400 тыс. человек, на фоне общей депопуляции населения (каждая пятая украинская семья не имеет детей) снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).

8. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» — бездомные, деклассированные элементы.

Структура украинского общества, получившая существенные изменения по сравнению с советским обществом, продолжает сохранять его черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, что требует продолжительного времени. Стратификация общества и в дальнейшем будет терять стабильность и однозначность. Границы между группами и слоями станут более прозрачными, возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.«Общеукраинские элитные группы», которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты», которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник:
Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика
Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы,
http://studopedia.org/1-5078.html

Социальный процесс, его основные характеристики

100 р бонус за первый заказ

Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова «процесс». В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.

Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если:

а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий;

б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;

в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей.

Например, социализация — это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты.

Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно.

Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса.

Поскольку человек — существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных.

Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов.

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта;

3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную «подгонку» двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой — оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента.

Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты:

1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.

Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу.

Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом.

Масштаб социального процесса — это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные — охватывают все социальное пространство.

Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации — все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью.

Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться.

2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость.

3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами.

Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п. Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса.

В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь.

Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса.

Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе.

Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники — во взаимодействии этой социальной системы с другими системами.

Условия бывают достаточными или недостаточными. При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде.

Факторы социального процесса делятся на:

а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные — препятствуют ему, тормозят его;

б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные — действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса.

Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию.

4. Типологическая составляющая заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми. Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные — сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт.

Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники.

Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям):

  • общей направленности (процессы функционирования и процессы развития);
  • уровню протекания (локальные, глобальные и т.п.);
  • результатам, последствиям (конструктивные, деструктивные);
  • продолжительности (длительные, кратковременные);
  • сферам распространения (экономические, политические, социально-культурные, духовные и т.п.), по той роли, которую они выполняют в социальной системе.

В соответствии с таким основанием принято выделять:

  • процессы зарождения, формирования социальной системы (например, процессы организации и самоорганизации малых социальных групп);
  • процессы стабилизации социальной системы (например, процесс сплочения производственного коллектива);
  • процессы функционирования социальной системы (например, коммуникативные или регулятивные процессы);
  • процессы адаптации социальной системы, т.е. ее приспособления к меняющимся внешним условиям (например, процессы информатизации и компьютеризации);
  • процессы эволюции социальной системы (например, процессы модернизации или революции);
  • процессы распада социальной системы (например, процесс «антиселекции»);
  • переходные процессы, т.е. процессы перехода из одной системы в другую (например, процессы формирования плюралистической системы собственности, децентрализации управления общественными процессами и т.д.).

Знание типов и классов, протекающих в обществе социальных процессов является необходимым условием технологизации, выбора приоритетов, разработки и внедрения общих и частных технологий.

5. Технологическая составляющая представляет взгляд на социальные процессы с позиции их оптимизации, определения и нахождения соответствующих путей, способов и методов. Следовательно, необходимо изучать те его характеристики, определения и учет, которые важны для решения задач оптимизации. Характеристики эти следующие.

Результат социального процесса — это то, что достигается по его истечении или истечении его цикла. Результат может быть

1. фактическим (то, что уже достигнуто),

2. ожидаемым (то, что предполагается достигнуть по истечении процесса)

3. и вероятным (то, что предполагается по истечении процесса).

Ожидаемый результат является целью. Последствия социального процесса — его косвенные результаты, имеющие значение для других процессов и для других результатов. Степень управляемости социального процесса — характеристика, выражающая возможность направленного воздействия на социальный процесс в целом, которая определяется соотношением управляемых и неуправляемых переменных. Чем больше управляемых переменных, тем выше степень управляемости социального процесса.

Отдельные социальные процессы можно характеризовать с этой точки зрения как: 1) управляемые,

3) частично управляемые, или регулируемые.

Ограничения — те условия, которые накладываются на социальный процесс.

Эффективность — характеристика социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью — оптимальном, если соответствует частично — малоэффективном, если не соответствует — неэффективном процессе.

6. В заключение следует о механизме социального процесса. Имеется в виду то, как этот процесс совершается, каким образом соотносятся и взаимодействуют его элементы, чем они приводятся в движение. Так, при рассмотрении механизма социализации определяются стадии социализации, общественные институты социализации и способы их воздействия на формирующуюся личность, направления и формы активности самой личности, способы согласования внешних воздействий. Если мы обратимся к процессу приватизации, то его механизм представляет собой систему воздействий, «запускающих» этот процесс и обеспечивающих его нормальный ход. С учетом сказанного можно дать такое определение. Механизм социального процесса — это комплекс взаимодействий элементов социальной системы, вызывающих и обеспечивающих ее движение.

Источник:
Социальный процесс, его основные характеристики
Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные
http://students-library.com/library/read/24626-socialnyj-process-ego-osnovnye-harakteristiki

Характеристика социальной структуры организации

1.4 Характеристика социальной структуры организации

Центральным элементом любой организации является её социальная структура. Она относится к регулируемым аспектам взаимоотношений между участниками организации.

«Социальная структура проектируется и строится с учетом того, чтобы поддерживать стабильную и развивающуюся социокультурную среду для членов организации, благоприятствующую участию работников во всех процессах, происходящих в организации. Как и другие структуры организации, социальная структура представляет собой совокупность отношений между различными субъектами, а предметом этих отношений выступают сами индивиды, их потребности, социальное здоровье отдельных личностей и коллектива в целом, общепризнанные социокультурные ценности.[5]»

В организации индивиды и группы имеют различные социальные статусы. Например, образованность и компетентность, большая зарплата, высокий авторитет в трудовом коллективе и вне организации, большая и крепкая семья, много друзей, особые личные качества и другие для многих являются социально привлекательными, ценными и выступают признаками высокого социального статуса.

По своей конструкции социальный статус в принципе ничем не отличается от других, рассмотренных выше. В своем формальном выражении он определяется совокупностью социальных ролей, среди них выделяются те, которые относятся к обязанностям, правам и привилегиям.

Менеджер имеет право самостоятельно решать или обязан принимать участие в решении кадровых и общих социальных вопросов (приема, перевода, увольнения, общественной дисциплины, безопасности и др.) и отвечать за их реализацию. Он отвечает за надлежащую социальную мотивацию своих подчиненных, должен культивировать в их среде фундаментальные ценности организации. Он имеет право принимать участие в разработке и реализации кадровой политики организации, обязан эффективно использовать контакты со специалистами (по кадрам, юристами, социологами, психологами и др.), информировать и участвовать в распределение социальных услуг и льгот в своем подразделении и др.

Несмотря на наличие формальных обязанностей и прав, социальная структура, в отличие от других, наименее формализована. В социальной сфере на первый план выдвигаются неформальные социальные статусы. Причем иногда по своей значимости они могут не соответствовать статусам формальным. Например, руководители высшего звена, занимающие высокое положение в профессиональном сообществе, получающие большую зарплату, имеющие множество официальных обязанностей, прав и привилегий во всех сферах, имеют авторитет в трудовом коллективе организации меньший, чем им хотелось бы и чем тот, который имеют некоторые другие сотрудники более низкого ранга.

Это связано как с трудностями организации контроля выполнения ими своих обязанностей и обещаний в социальной сфере, так и с тем, что они просто не имеют времени для открытого общения с большинством членов организации. Это же является причиной беспокойства высшего руководства по поводу поддержания корпоративного духа в трудовом коллективе и принятия специальных мер по интенсификации социализации остальных членов организации.

1.5 Понятие и содержание социальной культуры организации

Определение таких всеобъемлющих по своему содержанию понятий, как «культура», — дело сложное и неблагодарное, но необходимое. Культура — явление сугубо человеческое и общественное, откуда следует, что любой человек, группа или сообщество обречены быть культурными, т.е. они обязательно принадлежат к какой-либо культуре (развитой или отсталой).

«Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, выдержавших испытание временем. Большинство из них неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях. Это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение.[6]»

С точки зрения общечеловеческих ценностей все современные российские экономические и политические проблемы являются псевдопроблемами. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере культуры и нравственности.

Конечно, взаимная обусловленность экономики и культуры имеет достаточно сложный характер, но приоритет культурно-нравственных императивов уже не подвергается сомнению.

Культура управления позволяет оценить степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляет общество. Система управления организацией характеризуется общесистемными признаками, важнейшими из которых являются:

— целеустремленность, способность формировать цели и достигать их;

— целостность и связность;

— открытый характер организации;

— динамизм и стремление к развитию.

Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, организационным, техническим, эстетическим.

С позиции теории организации культура служит проявлением общественного сознания, отражающим процесс самоорганизации общества. Культура представляет собой объективно-субъективное явление: она субъективна, поскольку человек является создателем, хранителем, носителем и потребителем, и объективна как атрибут общества, как продукт человеческой цивилизации.

«Организационная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссий и целей организации.[7]»

Следует отметить значительную самостоятельность организационной культуры и целей организации, разные культуры могут обеспечивать реализацию одной и той же цели с разной эффективностью.

Организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлениях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функционирования организации, а также свойств членов этой организации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации. Нормы поведения обеспечивают формирование ориентиров организационной деятельности — существенных предположений, принимаемых членами организации. При этом исследователи в качестве проявлений организационной культуры выделяют культуру послушания, культуру инициативы и ответственности и др.

«Таким образом, организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые определяют ориентиры поведения членов организации. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.[8]»

Содержание организационной культуры реализуется в следующих характеристиках:

— понимание человеком своего места в организации;

— принимаемый язык общения;

— взаимоотношения между людьми;

— сохранение разделяемых организационных ценностей;

— внутренняя вера в принятые в организации идеалы;

— внешний вид работника и представление себя на работе.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации. Организационная культура не статична, хотя в ней присутствуют устойчивые черты, которые не меняются с течением времени. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок базовых предположений, который может указывать на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае смены ситуации.

Культура организации может и должна претерпевать изменения, особенно когда она не способствует изменению поведения работников до состояния, нужного для достижения желательного уровня организационной эффективности. Как правило, это происходит в случаях:

— фундаментального изменения в миссии организации;

— значительных технологических изменений;

— формирования совместных предприятий;

— быстрого роста организации;

— развития внешнеэкономической деятельности;

Анализ изменения организационной культуры предполагает использование научного подхода, включающего её аудит и разработку специальных предложений и мер по ее корректировке. При этом даже в случае благоприятных условий процесс совершенствования организационной культуры может занять длительное время.

Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социальной системы. К сожалению, люди не осознают влияния существующей культуры, пока она не превратится для них в помеху, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока эта культура не проявится публично в виде той или иной модели организации. В этом главная причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. В большинстве случаев она не обнаруживает себя явно.

Источник:
Характеристика социальной структуры организации
Читать тему online: Характеристика социальной структуры организации по предмету Менеджмент. Размер: 52.35 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/180730/2

Характеристики состава населения

Население – совокупность лиц, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей.

К числу основных характеристик состава населения, значимых для изучения социальных процессов, относятся:

· занятие, принадлежность к отрасли экономики

Для социальной статистики важна группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье.

В ряде случаев нужна информация о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию позволяют раскрыть демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность, состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Для решения многих социальных задач необходимы группировки населения, объединяющие сельских жителей, горожан, жителей крупнейших городов.

Эти характеристики используются при описании состава населения и как самостоятельные параметры, и в определенной комбинации с другими признаками. Последнее позволяет достичь более глубокого и разностороннего познания особенностей состава населения.

Источники данных. В статистике России, как и во всей мировой статистике, основным источником данных о составе населения являются переписи населения, проводимые один раз в десять лет.

Перепись населения – процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени. Единицы наблюдения:

1) человек (индивид)

Первая перепись в России была проведена в 1897 году (1926-1939-1059-1970-1979-1989-2002-2010)

Программой переписи населения России 1989 г. предусматривалась регистрация: пола, возраста, образования, места учебы, вида занятия, общественной группы, источника средств существования, национальности, родного языка, места постоянного жительства, жилищных условий.

Помимо проводимых каждые десять лет общих переписей населения в России введен новый вид учета — микропереписи — выборочные социально-демографические обследования населения, проводимые на середину межпереписного периода. Первая такая работа была осуществлена в 1985 г., вторая — в феврале 1994 г. Микропереписи охватывают лишь 5% населения. В публикуемых итогах переписей и микропереписей приводятся данные по стране в целом, по областям, краям, автономным республикам, городскому и сельскому населению.

При всей ценности информации, получаемой путем проведения переписей и микропереписей, существует сложность в ее эффективном использовании. Проблема заключается в том, что имеются два автономных массива данных:

— о составе населения

— о производстве и потреблении разного рода социальных услуг и предметов потребления.

Отсутствует главное — их стыковка. Остается неизвестным, как ведут себя в качестве потребителей различные группы населения.

Существует только один путь к решению проблемы — проведение специальных выборочных обследований, где на индивидуальном уровне совмещались бы данные о потреблении и личных характеристиках опрашиваемых. Такой подход в государственной статистике реализуется в форме выборочного обследования семейных бюджетов населения. С его помощью исследуются вопросы потребления продуктов питания и некоторых других составляющих потребительского бюджета.

По мере необходимости проводятся единовременные обследования. Они осуществляются службами государственной статистики и иными организациями и касаются наиболее актуальных проблем потребления и развития отраслей инфраструктуры.

Помимо переписей населения некоторые характеристики состава населения может предоставить статистическая отчетность, например, численность отдельных категорий населения. Это касается, прежде всего, таких групп, как: — учащиеся учебных заведений различного типа;

— дети, посещающие дошкольные учреждения;

— лица, занятые в различных отраслях народного хозяйства.

Отчетность содержит сведения о численности посетителей музеев, зрелищных учреждений, объемах пассажирских перевозок различными видами транспорта. Но особенность и ограниченность подобных сведений состоят в том, что они отражают преимущественно общую численность лиц без каких-либо характеристик их состава.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Характеристики состава населения
Население – совокупность лиц, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. К числу основных характеристик состава населения, значимых для
http://studopedia.ru/1_73498_harakteristiki-sostava-naseleniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES