Составляющие части здоровья

Здоровье и основные его составляющие

Здоровье — это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие заболеваний и состояние благополучия человека, то есть состояние его души, тела и условий жизни. Здоровье это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом[7].

Здоровье — состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни[10].

Физическое развитие — это физическая составляющая здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль. Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.

Вышеперечисленные категории одинаково важны для человека, поскольку они отображают хорошее здоровье в целом. Проблемы, возникающие внутри одной из составляющих, влияют на общее состояние организма.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» [8, с. 115] В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано, что: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Основными показателями здоровья являются следующие признаки:

  • 1. Иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
  • 2. Уровень и гармоничность физического развития;
  • 3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности;
  • 4. Уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • 5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Выделяют несколько компонентов (видов) здоровья :

  • 1. Соматическое (телесное) здоровье — текущее состояние органов и систем органов человека.
  • 2. Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.
  • 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы человека.
  • 4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информационной основы жизнедеятельности человека[9].

Источник:
Здоровье и основные его составляющие
Здоровье — это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие заболеваний и состояние благополучия человека, то есть состояние его души, тела и условий жизни. Здоровье это самая
http://vuzlit.ru/160943/zdorove_osnovnye_sostavlyayuschie

Основные компоненты здоровья

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

4. Нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора «здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии «природой человека»».

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья — медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс — это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс — это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: «Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Несомненно, что решение глобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы.

Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.

Осмысление проблемы здоровья человека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в более широкую проблему культуры. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальные проблемы современности предстают как его выражение Следовательно, создавая условия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливой жизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самым способствуем и преодолению кризиса культуры.

Это особенно важно в современных условиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека.

Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможность устранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностей развития человечества.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи культуры и здоровья. Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования, это отношение к самому себе, свойственное только человеку, это не только сумма знаний, но и поведение, сумма нравственных начал. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения, но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

В. Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: «. культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения, в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др., рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры».

Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии.

С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятелыюсти человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом, Рассматривая культуру здоровья в целом можно выделить культуру здоровья личности и культуру здоровья общества.

Культура здоровья личности — это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально — и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности в пределах их нормального функционирования.

Культура здоровья общества — совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможности её реализации (Н.И. Резанова).

Как уже говорилось выше, несмотря на многочисленные знания в области здоровья, мы не используем эти знания, неправильно относимся к себе. Это отношение человека к своему здоровью свидетельствует о том, что необходимо различать понятие ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта, «как ценности сознания».

Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она осознается человеком. Здоровье — это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показывает практика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено или находится под серьезной угрозой.

Академик Н.М. Амосов отмечал: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевич и Е. В, Краснов, «обучению здоровью для желающих — первая цель. Воспитание общей культуры здоровья — цель более глобальная», В соответствии с критериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фоне проводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этой эпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс с помощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактики основных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

В контексте общей охраны здоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровья учителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.

Результаты многолетних исследований (Л.М. Митина) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих, и учителями.

Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, В условиях постоянного стресса у человека могут возникать профессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональная группа, отличаются низкими показателями здоровья, И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

На состояние здоровья, несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-х годах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека, и определили их соотношение, В 1994 году в Федеральных концепциях «К здоровой России» и «Охрана здоровья населения» Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

состояние внешней среды 20-25% (20%);

биологические факторы 15-20% (20%);

медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);

условия и образ жизни 50-55% (52-53%),

Научно-технические разработки принесли в общество много полезного и нужного: электричество, радио, телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Современная медицина избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако, вместе с тем, возникли и негативные явления: уменьшение двигательной активности, увеличение нервно-психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и так далее. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека Образ жизни большинства населения нашей страны характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, загруженностью лишней и ненужной информацией, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит к развитию так называемых «болезней цивилизации».

С нашей точки зрения увеличение средней продолжительности жизни населения в настоящее время нужно связывать не с успехами медицины как таковой, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек формирует свой индивидуальный образ жизни.

Образ жизни — это определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни — это часть всего образа жизни личности, который не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств. он является функцией личного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как к феномену, по природе своей общественному.

Таким образом, здоровый образ жизни можно выразить как жизнедеятельность индивида, способствующая сохранению и укреплению здоровья.

Источник:
Основные компоненты здоровья
В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа
http://poisk-ru.ru/s4491t2.html

Понятие здоровье и его составляющие

2.2. Эмоциональное развитие…………………………………………………. 9

2.3. Интеллектуальное развитие………………………………………………..10

2.5. Профессиональное развитие………………………………………………10

3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ…………………. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 16
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕ
Понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье — это природное состояние человека в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков. Здоровый человек живет по Законам Природы и он знает эти Законы. Здоровье — это не условное понятие. Человек может пребывать только в двух состояниях: либо в природном (здоровом), либо в искусственном (больном) состоянии.

В нашем цивиллизованном обществе большиство людей больны той или иной болезнью. Но существуют сегодня и здоровые люди, параметры их здоровья такие:

Хорошее здоровье — это стиль жизни. Состояние здоровья зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы относитесь к своей жизни в целом, совершая различные поступки и принимая «судьбоносные» решения. Для того чтобы быть физически здоровым, необходимо активно улучшать каждый аспект привычного существования, добиваясь его продуктивной трансформации в здоровый образ жизни.
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ
Существует шесть основных составляющих хорошего здоровья: физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, профессиональное и социальное развитие индивидуума. Личностные приоритеты в преимущественном развитии тех или иных категорий находят зеркальное отражение в образе жизни каждого конкретного человека. Знакомство с данными категориями — это первый шаг на пути к достижению хорошего здоровья.

2.1 Физическое развитие

Физическое развитие — это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль. Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
2.2 Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие — это способность не только адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, но и сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи эмоционально уравновешенной личностью, вы поддерживаете стабильные отношения с другими людьми и сохраняете позитивный и оптимистический взгляд на свою собственную жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать в депрессивные и стрессовые состояния, культивировать здоровые чувства и изыскивать безопасные «выходы» для негативных эмоций.

Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье — нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

Учеными всего мира уже много лет проводится достаточно большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между эмоциональным (психологическим) здоровьем человека и его роли в сохранении здоровья всего организма.
2.3 Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие — это высокий уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Интеллектуально развитая личность использует все доступные ей источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивая творческий потенциал, чтобы щедро поделиться своими достижениями с другими. Интеллектуальный рост — это одна из форм развития человеческого организма. Повышение уровня интеллектуального развития вносит значительные коррективы в ваш образ жизни.
2.4 Социальное развитие

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.
2.5 Профессиональное развитие

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.
2.6 Духовное развитие

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ

А теперь представим себе все вышеперечисленные категории в виде сегментов одного круга, символизирующего хорошее здоровье. Круг разделен на шесть равных частей, представляющих шесть составляющих хорошего здоровья. Каждая из частей-сегментов одинаково важна для всего круга в целом, поскольку он графически отображает хорошее здоровье «в разрезе». Проблемы, возникающие внутри одного из сегментов, влияют на общее состояние круга.

Например, вы упали и сломали себе лодыжку, чем нанесли ущерб своему физическому состоянию. Если ваша работа связана с активными физическими нагрузками, то из-за полученной травмы вы будете вынуждены взять больничный, и тогда пострадает профессиональная составляющая. А если вы испытали стресс, то травмированной окажется не только лодыжка, но и эмоциональная составляющая. И наконец, вследствие перелома ноги вы будете ощущать свою зависимость от близких или друзей, что затронет уже социальную составляющую. Таким образом, все составляющие настолько тесно связаны, что, воздействуя друг на друга, они переплетаются, создавая основу вашего здоровья.

Все люди разные, очень важно понять, что графическое изображение соотношения составляющих хорошего здоровья у разных людей будет различным. Например, у профессора университета сегмент интеллектуального развития будет значительно большим, чем у домохозяйки, для которой гораздо важнее социальная составляющая — система взаимоотношений в семье, с друзьями, соседями. Сегмент физического развития у профессионального спортсмена, естественно, окажется большим, чем у служителя церкви, сущность бытия которого определяет духовная составляющая. Схема, отображающая взаимоотношение шести компонентов развития личности, определяет ее индивидуальность.

Работая над схемой собственного хорошего здоровья, следует обратить внимание на то, что является главным лично для вас. Сегменты, образовавшиеся в результате деления символического круга, будут четко отражать, как много времени вы уделяете и какое значение придаете той или иной категории вашего личностного развития. Оцените свою схему в процентном отношении. Исходя из 100%, определите, сколько процентов приходится на каждую категорию, в зависимости от ее значимости. Например: 30% — физическое развитие, 20% — профессиональное развитие, 13% — социальное развитие, 13% — эмоциональное развитие, 13% — интеллектуальное развитие и 11% — духовное развитие. Довольно трудно определить важность данных категорий в цифрах, но такой вариант самоанализа приведет вас к самопознанию.

Составив для себя «Схему хорошего здоровья», вы можете разработать еще и обстоятельную программу «Физического здоровья». Выполнение физических упражнений может принести вам много пользы: уменьшить вероятность стрессов, избавить от избыточного веса, укрепить сердечно-сосудистую систему и мускулатуру, повышая выносливость последней, и сделать ваше тело более гибким. Однако, чтобы достичь столь впечатляющих результатов, вам необходима всеобъемлющая программа физической тренировки, включающая в себя четыре основных составляющих: упражнения, укрепляющие сердечно-сосудистую систему; упражнения для развития силы мышц; упражнения для повышения выносливости мышц и упражнения на гибкость (стретчинг). Все четыре типа упражнений должны обязательно присутствовать в программе ваших тренировок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья — хорошее эмоциональное (психологическое) здоровье человека так или иначе влияет на состояние и сохранение здоровья организма в целом. Позиция многих медиков в этой области такова: на эмоциональное здоровье оказывают большее влияние не сами события и обстоятельства жизни (пусть даже негативные), а ответная реакция человека на эти события. Позитивный настрой, активная жизненная позиция чаще всего помогут преодолеть невзгоды и сохранить здоровье.

Ряд исследований доказали, что у людей, которые сами принимают серьезные решения, связанные с их жизнью, процент смертности и подверженности заболеваниям в два раза ниже, чем у людей, решения которым навязываются.

Периодически проходите медицинские обследование на общее состояние здоровья. Часто случается так, что ментальные расстройства являются результатом физического недомогания: хроническое чувство усталости, депрессия может быть следствием заболевания щитовидной железы. Чувство страха и резкая потливость — возможные симптомы гипогликемии.

Регулярно занимайтесь спортом. Физические упражнения способствуют ментальному и эмоциональному здоровью. Это связано с биохимическими процессами, происходящими в организме под влиянием физических нагрузок. Для женщин, регулярные занятия спортом, помимо внешней формы и хорошего настроения, помогут снять ещё одну проблему — предменструальный синдром.
Придерживайтесь принципов здорового питания. Они хорошо известны. Важно избегать употребления пищи, оказывающей сильное воздействие на настроение: у многих людей кофеин в кофе и чае, а также прохладительные напитки нарушают сон и создают побочные эффекты при приёме лекарств. Сахар ещё один продукт питания, требующий осторожности, так как влияет на уровень сахара в крови. Очень трудно полностью исключить сахар из дневного рациона, но максимально снизить его потребление желательно для всех возрастных категорий.

Не предавайтесь праздности, но и не перегружайте себя заботами. Это лучший способ избежать депрессий. В повседневной суете не забывайте о прелестях жизни. В свободное время занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие, и обязательно расслабляйтесь. Прекрасным методом расслабления являются йога, медитация или техника биообратной связи.

Стремитесь к социальной значимости. Сбалансированная жизнь предполагает сочетание личных и социальных устремлений. В стремлении соединить эти два начала заложено некоторое противоречие. Но именно в его преодолении достигается гармония бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005 г.

2. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304 с.

Источник:
Понятие здоровье и его составляющие
Тема: Понятие здоровье и его составляющие. Тип: Закон. Язык: русский. Разместил (а): Малина. Размер: 14 кб. Категория: Культура.
http://coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5

Составляющие здоровья

Существуют три важнейших составляющих здоровья: физическая, психическая и социальная (Рис.1).

Физическое, или соматическое, здоровье оценивается по различным морфологическим, генетическим, биохимическим, метаболическим, функциональным показателям. Человек с достаточным уровнем соматического здоровья обладает хорошими адаптивными возможностями, выносит нагрузки любого плана. Это могут быть физические нагрузки, температурные, нагрузка гипоксией, десинхронозы, депривация сна, инфекции, травмы и т.д.

Рис. 1. Составляющие индивидуального здоровья человека

Психическое здоровье имеет свои составляющие. К ним можно отнести эмоционально-волевые показатели, интеллект человека, силу и подвижность основных нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, психофизиологические показатели, хронотип, тип функционального реагирования, функциональная асимметрия мозга. Часть из них являются наследственно обусловленными, часть приобретается и совершенствуется в процессе индивидуального развития. Естественно, что лучше адаптируется человек со здоровой психикой. Если у него слабы и не развиты такие функции как интеллект, воля, ослаблены процессы возбуждения и торможения, то его адаптивные возможности ниже.

Таким образом, существуют физическая, психическая и социальная составляющие здоровья. Очевидно, что действующие на человека факторы по-разному влияют на компоненты здоровья, но затрагивают их все. Изменения в любой из них вызывают реакцию других элементов, которые компенсируют за счет своего напряжения возникшие отклонения. У человека с нарушениями соматического здоровья наблюдается изменение настроения (психическая составляющая), предпочтения в социальных контактах. У человека с психическими нарушениями отмечаются соматические проблемы (изменения артериального давления, частоты пульса и дыхания — психосоматические расстройства).

В связи с тем, что составляющие здоровья взаимодействуют, коррекция здоровья должна быть комплексной. В этом плане становится понятным тезис о том, что нужно лечить не только болезнь, но и больного.

Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 3557 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Составляющие здоровья
Существуют три важнейших составляющих здоровья: физическая, психическая и социальная (Рис.1). Физическое, или соматическое, здоровье оценивается по различным морфологическим, генетическим,
http://poznayka.org/s76297t1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES