Smart задачи

10 шагов к постановке задач SMART

Для того чтобы направлять группу и организацию и для того чтобы ставить перед ними эффективные задачи, руководителю, прежде всего, важно правильно понять эти задачи. Плохо сформулированные задачи направят организацию в неверном направлении.

Данный 10- этапный метод постановки целей SMART поможет вам добиться лучших результатов.

Реалистичность заключается в кадровых ресурсах, времени, деньгах, возможности.

  1. Главная причина того, что она достижима, но не реалистична, в том, что она имеет невысокий приоритет. Обычно что-то другое нужно сделать раньше, до того, как вы достигнете цели. В таком случае поставьте две (или больше) задачи в порядке приоритета.
  2. Дьявол кроется в конкретной детали. Ваша задача достаточно точная, если:
    • Все участники знают, что она особо включает их.
    • Все участники могут понять ее.
    • В вашей задаче нет жаргона.
    • Вы определили все ваши термины.
    • Вы использовали только подходящий язык.
  3. Своевременный — означает установку конечных сроков. Вы должны включить их, иначе ваша задача не измерима. Но конечные сроки должны быть реалистичными, иначе задача не достижима. Tо есть должен быть M, и R, и S, без них ваша задача не будет первоочередной.
  4. Эти усилия стоящие! Вы и все остальные будете знать, что хорошо сделали свою работу.

Источник:
10 шагов к постановке задач SMART
Управление проектами
http://www.pmtoday.ru/project-management/smart-goals/10-steps-of-setting-smart-objectives.html

Целеполагание по правилам

Давно замечено: при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному. Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в этом: в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Снизить уровень такого непонимания призваны несколько методик целеполагания.

Самая известная и распространенная — применение так называемых SMART-критериев, которым должны соответствовать цели.

Аббревиатура SMART расшифровывается следующим образом:

    Specific — конкретный,

Time-bounded — обозначенный во времени.

Таким образом, «умная» цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и соотноситься с определенным сроком.

Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы сотрудники не могли интерпретировать ее по-своему.

Измеримость предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить техническое задание.

Для обеспечения достижимости целей руководитель должен учитывать профессиональные и личные качества подчиненных, при этом не занижая целевую «планку» и поддерживая достаточно напряженный ритм работы.

Существует несколько способов установления этой планки. Первый — поэтапное повышение: руководитель, немного подняв «планку», смотрит, подготовлен ли сотрудник к более высоким требованиям, и, ориентируясь на полученный результат, передвигает «планку» дальше или нет. Этот вариант подходит для новичков (помогает понять, на что они способны), а порой — и для опытных, но не уверенных в себе (дает им возможность, выполняя все более сложные задания, обрести уверенность в собственных силах).

Второй вариант — постановка такой цели, которая потребует от сотрудника повысить результаты работы, которые на данный момент еще далеки от его предельных возможностей. Это подходит для опытных специалистов, не стремящихся выделиться и не ищущих новизны. Благодаря такому подходу они не будут чувствовать себя угнетенными из-за чрезмерных требований и в то же время смогут улучшить свою результативность.

Третий вариант — постановка цели потребует существенно повысить результативность, приблизившись к предельным возможностям. Он подходит инициативным и опытным сотрудникам, желающим добиться повышения по службе и готовым работать более напряженно.

Четвертый вариант — постановка цели, превышающей возможности человека. Он полезен для наиболее амбициозных сотрудников.

Значимость цели определяется ответом на вопрос: важна ли она для достижения целей более высокого уровня? Четко сформулировав ответ, руководитель сможет правильно расставить акценты при донесении цели до сотрудника. Например, человеку поручают сделать отчет со статистикой продаж товара. Если не объяснить, зачем этот отчет нужен (для составления портрета потребителя, анализа динамики продаж или для чего-то другого), то руководитель рискует получить документ, содержащий ненужную или неполную информацию. Кроме того, подчиненный лучше справится с заданием, если будет знать, зачем это нужно делать. Поэтому руководитель при постановке цели должен устанавливать ее связь с целью более высокого уровня.

Цель необходимо также соотносить с конкретным сроком — иначе возникает риск того, что ее никогда не удастся достичь. Поэтому при постановке цели нужно определять конечный срок, при этом учитывая, что формулировка вроде «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. Более удачным ее вариантом в данном случае будет, к примеру, «предоставить результаты к 1 января».

Придуман способ, с помощью которого можно сделать цели компании еще «умнее» (SMARTER). Традиционный SMART дополнен двумя новыми критериями, позволяющими повысить вероятность достижения цели, а именно:

  • Evaluated — каждому этапу в достижении цели руководитель должен дать оценку, то есть наладить обратную связь;
  • Reviewed — цель должна периодически пересматриваться и корректироваться руководителем на основании изменений внутри и вовне компании, например: в связи с появлением новых технологий и отмиранием старых, возникновением очередного рынка, изменением вкусов потребителей и т.д.

Ставя перед сотрудником цель и формулируя задание, руководитель имеет свое видение желаемого результата. У сотрудника же формируется свое представление о результате, которое может отличаться от видения руководителя. Избежать такой ситуации можно, используя обратную связь с подчиненным — убедившись, что он понял поставленную перед ним задачу так, как ее задумал руководитель.

Обратная связь может быть реализована различными способами:

  • подробное объяснение задачи;
  • разговор с подчиненным, в результате которого он сам объясняет, что, по его мнению, от него требуется;
  • наблюдение за процессом выполнения работы;
  • промежуточные отчеты подчиненного о степени выполнения поставленной задачи.

М. Винтер, К. Бланчард и С. Джонсон разработали технологию обратной связи под названием «менеджмент одной минуты». Она состоит из трех частей:

  • постановка «цели одной минуты»;
  • «похвала одной минуты»;
  • «критика одной минуты».

1. Постановка «цели одной минуты» заключается в следующем: нужно определить цели и пути их достижения, записать каждую цель на отдельном листе бумаги, при этом уложившись в 250 слов, и озвучить подчиненному цель за одну минуту. В дальнейшем руководитель каждый день проверяет, достигается ли цель.

При постановке цели руководитель должен применять четыре приема:

  • дирижирование (начальник сам ставит цель, дает подробные указания подчиненному и контролирует процесс выполнения работы);
  • тренировка (цели формулируются совместно с подчиненными, руководитель предлагает им незнакомые задачи и подталкивает к самостоятельной оценке своей работы);
  • «секундирование» (руководитель предоставляет сотруднику возможность самостоятельно формулировать цель и способы ее достижения, лишь поддерживая и при необходимости направляя его;
  • делегирование (подчиненный имеет все полномочия для достижения цели и несет за это полную ответственность).

2. «Похвала одной минуты». Сотрудники обязаны в конце каждой недели предоставлять подробные отчеты о проделанной работе, успехах и трудностях в достижении целей. Для подчиненных это еще один способ проанализировать ситуацию и, возможно, найти новые пути решения проблем. А для руководителя — обратная связь с сотрудниками. Она в данном случае должна служить инструментом похвалы, а не указания на недостатки. Свыше 87% сотрудников улучшают показатели работы после похвалы, в то время как 40–50% ухудшают их после выговора. Правильная похвала имеет свои секреты:

  • хвалите подчиненного сразу же после того, как заметили позитив в его работе;
  • говорите, что именно он сделал очень хорошо;
  • докажите на конкретных примерах, что его успешная работа приносит пользу всей компании;
  • стимулируйте подчиненного продолжать в том же духе;
  • найдите такие слова, чтобы человек ощутил вашу поддержку.

3. «Выговор одной минуты». Если сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:

  • реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
  • делать замечание наедине;
  • за одну ошибку критиковать только один раз;
  • давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
  • делать замечание или выговор, только проверив факты.

Правильный выговор состоит из двух этапов.

На первом:

  • сообщите, что именно подчиненный сделал не так;
  • однозначно дайте понять, что вы думаете по этому поводу;
  • сделайте паузу, чтобы подчиненный воспринял информацию.

На втором этапе:

  • напомните сотруднику, как высоко вы его цените;
  • дайте ему понять, что на этом выговор окончен и к данному вопросу вы не будете возвращаться.

Соблюдая правила и похвалы, и выговора, руководитель тем самым поддерживает конструктивное поведение сотрудников. «Менеджмент одной минуты» как технология целевого управления экономит время руководителя и мотивирует сотрудников к творческому решению поставленных задач.

Источник:
Целеполагание по правилам
Давно замечено: при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному. Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно
http://www.cfin.ru/management/people/definition_of_objectives.shtml

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES