Словарь терминов по психологии

Словарь терминов (глоссарий) по педагогической психологии

Словарь терминов (глоссарий) по педагогической психологии

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Абстрактная логика — см. Абстрактное мышление, Логика.

Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

Абстрактно-теоретическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "Абстракция". Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Автоматизация — процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.

Авторитарная педагогика — см. Авторитарность.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п.

Авторитарный — см. Авторитарность.

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы Адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие Адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптивный — см. Адаптация.

Адекватность ощущения и восприятия — инвариантность основных свойств субъективного образа, его соответствие конвенциональному описанию объекта. Неадекватный образ отражения, как, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида.

Адекватный — тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный.

Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Административно-командные методы — см. Административно-командная система.

Аккомодация (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление) — в биологии и медицине термин, близкий к термину "адаптация".

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — учение о ценностях.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами, а все остальные положения теории (вспомогательные — леммы и ключевые теоремы) получаются как логические следствия аксиом. Первым примером применения аксиоматического метода явились "Начала" Евклида (ок. 300 до н. э.).

Активное понимание — см. Понимание.

Альтруизм — (от лат. alter — другой) — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин "А." введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм.

Альтруист — см. Альтруизм.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел — рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути — афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням Анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность; 3) корковые проекционные зоны. Термин введен И.П. Павловым.

Андрагогика — одно из обозначений отрасли педагогики, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Антикультура — см. Культура.

Антагонизм — 1) одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций; 2) соотношение двух процессов, стимулов, структур организма, при котором их эффекты разнонаправлены.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Аскетизм (от греч. askêtês — упражняющийся) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущее практике некоторых философских школ и особенно различных религий.

Аскетическая педагогика — см. Аскетизм.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Асоциальный — см. Асоциальное поведение.

Ассимиляция (от лат. assimilatio) — уподобление, слияние, усвоение — 1) (этнограф.) слияние одного народа с другим с утратой одним из них языка, культуры, нац. самосознания; 2) (лингв.) уподобление одного звука другому предшествующему или следующему за ним; 3) (биол.) то же, что анаболизм, в более узком смысле — усвоение питательных веществ живыми клетками.

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциативная психология — общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов.

Ассоциативное научение — образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "ассоциация" был предложен Дж. Локком в ХVII в.

Атрофия — притупление, утрата какого-либо чувства, свойства.

Атрофия нравственности — см. Атрофия.

Аффект — Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.

Аффективный — см. Аффект.

Афферентация (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). А. находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида.

Аффилиация (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность (мотивация ) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви.

Беседа — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Бескорыстие — отсутствие сребролюбия, жадности к имуществу, желания копить богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Беспристрастность — см. Пристрастие.

Биология — совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Биотип человека — одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейро-гуморальному основанию и базирующаяся на особенности реагирования симпатико-адреналовой системы (САС) человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения.

Бихевиористская теория — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Валидность — см. Валидность теста, Валидность эксперимента.

Валидность эксперимента (от англ. validity — полноценность) — 1) оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения "правильности" его организации и тем самым возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными. Валидность при использовании методов наблюдения или эксперимента включает оценку репрезентативности исследования как степени приближения его к возможным безупречным мысленным образцам; 2) достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие "Валидность" объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Вербализм — см. Вербальный.

Вербальное воспроизведение — см. Вербальный.

Вербальное запоминание — см. Вербальный.

Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).

Вербальный уровень — см. Вербальный.

Властность — аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении.

Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

Внеситуативный — см. Ситуация.

Внешнеречевой этап действия — см. Внутренняя речь.

Внешняя валидность — критерий оценки исследования с точки зрения решения проблем соответствия сформулированных в гипотезе переменных и реализованных методически условий тем, на которых осуществляется обобщение полученных результатов.

Внешняя мотивация — совокупность мотивов, связанных с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, родителями; желание получить одобрение, хорошие оценки и т.п.).

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Внутренняя валидность эксперимента — критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно представленной в гипотезе зависимости (а не какой-то другой).

Внутренняя мотивация учения — совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).

Возрастная психология — теория развития психики в онтогенезе.

Волевой акт — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Воображение — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Воодушевление — душевный подъем, увлечение.

Воспитание — 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность — определенный уровень личностного развития.

Воспитательная система — см. Воспитание.

Воспитательная среда — см. Воспитание.

Воспитательные воздействия — см. Воспитание.

Воспитательный процесс — см. Воспитание.

Воспитуемость — откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Воспитуемый — см. Воспитание.

Воспитывать — см. Воспитание.

Гармоничная личность — см. Личность, Гармония.

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — 1) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного; 2) (в музыковедении) выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки.

Ген (от греч. genos — род, происхождение) (наследственный фактор), единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака.

Генезис — происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Генетическая эпистемология — вариант биогенетической концепции, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития.

Генетический принцип — см. Генетика.

Генотип — генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Герменевтика — (от греч. hermêneutikos — разъясняющий, истолковывающий) искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.

Герменевтические методы — см. Герменевтика.

Гетерономная мораль — см. Мораль.

Гетерохронность — множественность времен (противоположное: синхронность — одновременность).

Источник:
Словарь терминов (глоссарий) по педагогической психологии
Словарь терминов (глоссарий) по педагогической психологии Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,
https://megalektsii.ru/s9943t3.html

Словарь терминов по психологии

АА (или Эй. Эй., от англ. АА — Alcoholic Anonymous — Анонимные Алкоголики) — добровольное «содружество мужчин и женщин, которых объединяет опыт, воля и общее желание бороться с алкоголизмом и помогать в этом другим». АА — непрофессиональные, неформальные психотерапевтические группы само- и взаимопомощи.

По форме «слова» А. р. — это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи» и т. п.).

1. Имя легендарного «вечного жида». Согласно старинной легенде, иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа, за что был осужден на вечное скитание. Легенда об Агасфере нашла свое отражение в произведениях многих писателей (Гете, Жуковского, Беранже, Ленау, Кине и др.).

2. В переносном смысле — человек, скитающийся всю жизнь, не находящий себе пристанища.

1. В широком смысле любая причина, вызывающая те или иные явления (в психике, природе, обществе и т. п.). Напр., с недавних пор стало употребляться словосочетание «А. социализации». Об амнестических агентах см. Памяти физиологические механизмы.

2. Сотрудник к.-л. секретной службы (напр., разведки).

3. Проводник чьих-либо идей (ср. агент влияния).

4. В семантическом анализе текста термином «А.» обозначают одушевленного участника ситуации, который непосредственным выполнением действия контролирует ситуацию; др. словами, это субъект действия: инициатор, исполнитель, «источник энергии», виновник действия.

5. Лингвисту здесь безразлично, в силу каких причин «Петя разбил чашку» (и идет в школу): случайно, вынужденно или добровольно-намеренно. Однако в психологии, педагогике и т. д. есть тенденция к пониманию «агента» в более узком смысле: личность с подавленной свободой воли, вынужденная выполнять чужие приказы (ср. «личность, низведенная до состояния агента»).

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

1. Процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. А. м. б. как односторонней (унилатеральной), так и двусторонней (билатеральной). Например, примерно 1000 лет назад в культуре Японии произошли большие изменения за счет А. из Китая, когда японцы приобрели такие культурные достижения, как письменность, чеканку монет и буддизм, в то время как как китайцы получили взамен складной веер.

2. В применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут.

1. Наивысшая точка в развитии, в частности личности (против. маразм).

2. Наивысшая точка удовольствия во время полового сношения (син. оргазм).

3. Мед. термин для обозначения критической стадии (точки) болезни.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.).

1. А. — низкий уровень развития аффективных и когнитивных процессов. В типичном случае алекситимик — это интеллектуально малоразвитый человек, который не может описать свое состояние, сравнительно плохо дифференцирует собственные ощущения и эмоции, мыслит преимущественно о самых элементарных житейских вещах.

2. В узком смысле, А. — неумение говорить о своих эмоциях, бедный эмоциональный словарь и неразвитость рефлексивного компонента эмоций.

Альтруизм (от лат. alter — другой).

1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Термин «А.» ввел фр. философ Огюст Конт. Против. термин — «эгоизм». А. называют также поведение человека (группы), основанное на указанном правиле. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.

2. В последние десятилетия термин «А.» стал использоваться в этологии и социобиологии в отношении животных, однако в само понятие А. внесены существенные коррективы.

1. В объективном смысле А. — свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. — особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против. мыслей, мотивов, эмоций.

1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений.

2. Форма умозаключения (и метод познания), когда на основании сходства двух объектов (явлений, понятий) по одним признакам делается вывод об их сходстве по др. признакам. Умозаключения по А. не дают достоверного знания, выводы носят гипотетический характер. А., как способ выдвижения гипотез, играет большую роль в научном познании. На А. основан метод моделирования. На А. базируется и метод интроспективной психологии.

3. Тестовая задача, в которой искомый (неизвестный) объект должен находиться к данному объекту в том же отношении, в котором находятся между собой 2 др. указанных объекта; схематически: А относится к Б, как В относится к Н, (найти Н); поскольку объекты (явления, понятия) м. б. представлены не только в вербальной, но и в графической форме, постольку говорят о вербальных и графических А. Согласно Ж. Пиаже, способность решать вербальные А. — один из критериев достижения стадии формальных операций.

1. А. (англ. anomia; от греч. an — отрицание + onyma — имя) — частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.

2. А. (фр. anomie — отсутствие закона; англ. anomie или anomy) — социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценностям, институтам, что характерно для периодов смут и перестроек. См. Девиантное поведение.

3. Гипотетическая стадия в развитии человеческого общества, на которой отсутствуют нормы и ценности, регулирующие поведение и жизнь людей в коллективе; предполагалось (напр. С. И. Гессен), что человечество, в общем, проходит 3 стадии развития: А., гетерономии и автономии. Аналогичные 3 стадии предполагаются и в моральном развитии ребенка.

1. Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».

2. В философской литературе А. может пониматься в позитивном смысле — как выдвинутый древнегреч. философами-стоиками нравственный идеал личности, способной не стремиться к наслаждениям, не страшиться и спокойно переносить лишения и страдания (греч. pathos переводится как чувство, страсть), руководствоваться исключительно разумом.

1. В культурно-исторической психологии А. — искусственное средство деятельности: орудия и знаки (в т. ч. слово, символ и т. д.). Син. (но не всегда) медиатор. Следует пояснить, что человек в своей деятельности и жизни пользуется не только искусственными средствами, но и природными (напр.: энергией ветра, солнечным теплом, пещерами, тенью от дерева и т. п.). Кроме того, термин «медиатор» относится к людям-посредникам в разных сферах деятельности.

2. В широком смысле А. — любые продукты (и даже отходы) жизни и деятельности человека. Иногда из предельно широкого понимания А. выделяют в особую категорию духовные продукты (ментифакты), в силу чего А. — это любой материальный объект культуры, в т. ч. измененный человеком природный объект. А. и ментифакты противопоставляются натурфактам.

Астеник (от греч. а — отриц. частица + sthenos — сила; букв. бессилие) — человек, у которого ярко выражены след. особенности телосложения (соматотипа): общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. Согласно конституциональной типологии нем. психопатолога Э. Кречмера, астеническому типу телосложения соответствует т. н. шизоидный (шизотимический) темперамент, для которого характерны замкнутость (интроверсия), уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между чрезмерной ранимостью и бесчувственной холодностью.

1. В философии и логике А. — неотъемлемое, существенное, постоянное свойство объекта (напр., движение — А. материи; аккомодация — А. интеллектуальной адаптации).

2. В грамматике А. — то же, что определение.

1. В логике А. высказывание — высказывание о свойствах. В частности, в А. категорическом высказывании утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого свойства (напр., «человек разумен», «животные не имеют сознания»). См. Атрибуция, Суждение.

2. В грамматике А.— определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения.

1. В балете — одна из основных поз классического танца.

2. В медицине — позиция тела или поза, особенно связанная с конечностями.

3. В этологии и сравнительной психологии этот термин используется в смысле: а) готовности к определенным движения и б) выражения «намерения» совершить определенные движения (интенционные действия); напр., животное, припавшее к земле для нападения, может описываться как «обладающее А. к атаке».

4. В традиционной психологии личности А. рассматривался как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая прежде всего от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.

5. В обиход социальных наук термин А. был введен У. Томасом и Ф. Знанецким в их 5-томном исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эти авторы понимали А. как предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям (деньгам, славе, близким и чужим людям и пр.), детерминирующим социально принятые формы поведения (см. Ценностные ориентации).

6. В социальной психологии А. — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что А. имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

1. Свойство объекта привлекать, притягивать к себе животных — инстинктивная А. См. Аттрактанты.

2. Свойство объекта «привлекать», «притягивать» внимание, вызывать интерес (в этом же смысле говорят об А. к.-л. занятий, видов деятельности) — психологическая А.

3. Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей — социально-психологическая А. Огромное количество исследований посвящено роли физической А., т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на умы и поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также факторам, которые, в свою очередь, влияют на А.

1. Поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к ч.-л. Ср. аттракцион — эффектный цирковой или эстрадный номер; развлечение.

2. В социальной психологии А. называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и к тому же метафорическое. В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип реципрокности), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то это делает более вероятными ваши к нему симпатии.

1. Учебное помещение для проведения лекций, семинаров и т. д.

2. Слушатели лекции, доклада, сообщения. В этом значении А. чаще всего обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение, что подразумевает: а) возможность личного взаимодействия между адресантом (учителем, лектором, докладчиком) и А. как группой адресатов; б) определенное пространственное размещение членов группы относительно коммуникатора и друг друга.

1. Континуум ощущений серых цветов, включающий также белый и черный цвета разной светлоты (все эти цвета называют «ахроматическими»). Некоторые виды животных, обычно ведущие ночной образ жизни, обладают только А. з. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. большей или меньшей близостью к белому. А. з. человека весьма чувствительно к изменениям светлоты: человек может различать до 200 градаций по светлоте от черного до белого.

2. Расстройство цветового зрения у человека, характеризующееся полной потерей способности различать хроматические тона (носит название «ахроматопсия»). При А. з. окружающий мир воспринимается в сером цвете, хотя различия яркости воспринимаются. Максимум яркости в световом спектре при А. з. находится в области зеленого цвета, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением

Источник:
Словарь терминов по психологии
Скачать онлайн Словарь терминов по психологии на букву А
http://www.referatmix.ru/glossary/glossary_18_0.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES