Слободчиков психология человека

Слободчиков В

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.

Название: Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.

Литература для чтения

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр. философии. 1993. №5.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии. 1992. №3-4.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1994.

Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. Т.9. 1988. №4.

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М, 1982.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Личность; определение и описание // Вопр. психологии. 1992. №3-4.

Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. №2.

Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Психология личности. Тексты. М., 1982.

Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.,

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. №5.

С чего начинается личность? М., 1973. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1990.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии, М, 1980.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, XIII. Дух и жизнь.

Юнг К.Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992.

АНТРОПОЛОГИЯ – научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела, антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию (расоведение).

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, фило-софско-содиалогических, педагогических и др.).

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании к культуре.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ – учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ – учение о человеке, исходящее из евангельского и святоотеческого наследия; в противоположность антропоцентризму христианская антропология основывается на христоцентризме, т.е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе – Божественной и человеческой.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего «категорического императива», принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.

ДУХОВНОСТЬ– родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки

зрения духовность – это либо сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности «вообще».

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ– высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех се областях.

ДУША – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

ДУШЕВНОСТЬ – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

ИНДИВИД – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны природных свойств; телесное бытие человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

ЛИЧНОСТЬ – целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

ОБЩЕНИЕ – один из способов социальной жизни людей; сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

ОБЪЕКТ – внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; соответствие человеческих знаний объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.

ОБЪЕКТНОСТЬ – естественнонаучная установка в познании; взгляд на мир человека как на мир предметов и вещей.

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

ПАРАДИГМА ГУМАНИТАРНАЯ – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется прин-

Источник:
Слободчиков В
Данная книга – первая в учебном комплексе – «Основы психологической антропологии» (вторая – «Психология развития человека»; третья – «Психология образования человека») В первой книге изложен
https://www.psyoffice.ru/page,97,3744-slobodchikov-v.i.-isaev-e.i.-osnovy.html

Слободчиков В

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности — файл n1.docx

Доступные файлы (1):

Перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции – внутренней регуляции деятельности.

ся совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

38 Изард К Эмоции человека М., 1980.

Избирательность преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

А.В.Запорожец (1905 – 1981) – отечественный психолог, ученик Л С.Выготского, создатель теории психологии действия; основным делом его жизни было выявление закономерностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста; результаты этих исследований являются основой теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране.

Л.А.Венгер (1925 -1992) – отечественный психолог, автор фундаментальных исследований в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития; оказал существенное влияние на практику дошкольного образования и воспитания

Источник:
Слободчиков В
Название: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности; Файл: n1.docx; Дата: 06.07.2012 23:32; Размер: 1673kb.
http://nashaucheba.ru/v12909/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B2.%D0%B8.,_%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%D0%B5.%D0%B8._%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8._%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8?page=12

Слободчиков психология человека

Виктор Иванович Слободчиков. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви

Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» — Карабанов).

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер — не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.

  1. + — Антропологическая перспектива отечественного образования[ недоступно ]

// «Антропологическая перспектива отечественного образования». Москва — Екатеринбург — 2009.

Строго в рамках названия доклада я бы обозначил главный горизонт — это антропологический кризис современной европейской культуры — существенной составляющей которой является и наша — российская культура. Однако чтобы не погружаться в таинства мировой политики, я попытаюсь обрисовать этот общий кризис через три, важные для нас, проекции: кризис европейской модели человека, кризис гуманитарного — прежде всего — психолого-педагогического знания и кризис гуманитарных — прежде всего — образовательных практик

// Известия ТРТУ № 7 Тематический выпуск ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раскрыть смысл этого кризиса означает рассмотреть, хотя бы в первом приближении, целый ряд гуманитарных контекстов — культурологический, образовательный, научный — антропологический смысл которых имманентен по определению.

C психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием…

Данная книга — первая в учебном комплексе — «Основы психологической антропологии» (вторая — «Психология развития человека»; третья — «Психология образования человека»). В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности — индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный. Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса. Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также — колледжей, лицеев и всем специалистам гумани- тарных профилей.

// М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. ISBN 5-88527-081-3

В советские времена гуманитарные науки либо обслуживали господствующую идеологию и считали ее основанием своей «научности», либо строились на методологических принципах и категориях естественных наук. Настало время освободиться от оккупации научного сознания «всесильным и единственно верным учением — материализмом» на основе заинтересованного и ответственного погружения в содержание размышлений авторитетных отечественных исследователей и мыслителей. По изъяснению святого ап. Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11.1). Универсум психологического знания должен включить в себя и строго научные, и вненаучные, и даже паранаучные знания.

// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, No 4. С. 13-17

В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 г. в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского богословского института — «дочерней» структуры прославленного университета. В рамках этой конференции была объявлена секция «Христианская антропология и современная психология». Религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии. Необходимость подобного диалога давно осознается обеими сторонами.

Источник:
Слободчиков психология человека
Виктор Иванович Слободчиков. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного
http://hpsy.ru/authors/x193.htm

Читать онлайн «Психология развития человека»

Виктор Слободчиков, Евгений Исаев

Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие

Выдающемуся психологу двадцатого столетия Льву Семеновичу Выготскому посвящается

© Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 2013

© Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Л. С. Выготский прожил по житейским меркам короткую жизнь – всего 38 лет. Годы его жизни (1896–1934) пришлись на переломный период в истории России. Образование он получил в дореволюционной России, окончив в 1916 г. юридический факультет Московского университета, но его научно-педагогическое творчество совпало с первыми двумя десятилетиями советской власти. В 1924 г. он пришел в психологию. Гений Л. С. Выготского, его феноменальная эрудиция и необыкновенная работоспособность позволили ему вскоре стать лидером отечественной психологии. Он явился основателем научной школы в психологии, носящей его имя. За научную плодотворность и особое изящество в изложении своих произведений он получил имя «Моцарт в психологии».

Наибольший вклад Л. С. Выготский внес в психологию развития. Созданная им культурно-историческая теория психического развития человека на десятилетия определила основные подходы и направления исследований в отечественной и мировой возрастной психологии. Практика образования в нашей стране строилась на основе идей Л. С. Выготского. Его научная жизнь продолжается поныне. Настоящее учебное пособие подготовлено с опорой на творческое наследие Л. С. Выготского.

Учебное пособие «Психология развития человека» является второй частью «Основ психологической антропологии» и в общем курсе психологического образования педагога занимает центральное место. Здесь представлен развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, механизмах, основных результатах психического развития человека в онтогенезе. Данная часть «Основ…» строится на фундаменте теоретико-методологических идей и положений, представленных в первой части («Психология человека»), где в качестве предмета изучения и освоения выступила субъективная реальность.

Знания о развитии субъективной реальности в онтогенезе относят к разряду основополагающих в профессиональной педагогической деятельности. По самой сути своей работы педагог имеет дело с человеком развивающимся. В период детства, отрочества, юности (от рождения и до вступления в самостоятельную жизнь) происходят самые существенные изменения с человеком: в основном завершается его физическое развитие, значительный путь проходит становление внутреннего мира, складываются основы его духовного облика. Только имея целостное представление об общем психологическом строе человека и его закономерных изменениях во времени жизни, возможно осуществлять достаточно грамотную педагогическую деятельность, а с определенного момента – обеспечить возможность его перехода в режим самообразования и саморазвития.

Именно поэтому закономерным итогом исторического развития детской и возрастной психологии стало осознание необходимости построения общей теории психического развития в онтогенезе как основы проектирования единой системы общественного воспитания подрастающих поколений. Однако для решения столь масштабной задачи совершенно недостаточно любого множества частных теорий развития отдельных свойств и структур психического (восприятия, мышления, сознания, личности и др.).

Попытки построить развернутую картину развития путем механического соединения уже изученных и описанных сторон психического (а такие попытки предпринимались неоднократно) оказываются методологически обреченными, ибо сколь угодно большая сумма позитивных (но всегда, по сути, мозаичных) знаний об отдельных линиях развития не обладает объяснительной и предсказательной силой, если не содержит представления об исходном целостном объекте развития. Именно поэтому необходимо создание общей теории общего хода развития в онтогенезе, в которой определен не только его объект (что развивается?), но раскрыты и все остальные категории принципа развития: предпосылки, условия, механизмы, формы, результаты и др. (т. е. как нечто развивается).

И тем не менее у нас нет (а с культурной точки зрения и не может быть) других исходных оснований и другого «строительного» материала для построения такой общей теории, кроме исторического опыта детской, возрастной и педагогической психологии. Очевидно, что сегодня мы должны совершить своеобразную рефлексивную остановку в нашем исследовательском поиске и теоретическом анализе его результатов; под определенным углом зрения рассмотреть и осмыслить уже сделанное: выявить перспективные тенденции, фундаментальные подходы, по-новому увидеть существующую фактологию, чтобы из этого материала начинать строить действительную психологию развития как теорию и практику становления сущностных сил человека во всем интервале его жизни.

Сама эта теория, ее предпосылки и соответствующая ей практика рассматриваются во второй части – «Концептуальные основы психологии развития человека». Здесь излагаются выявившиеся в истории психологии подходы к объяснению феноменов развития человеческой психологии, вскрываются стоящие за этими подходами философские воззрения, проводится их критический анализ. Теоретический раздел учебного пособия составило описание модели субъективной реальности и основных категорий принципа развития. Как это ни парадоксально, но в классической возрастной психологии понятие развития подменялось представлением о развитии, которое в свою очередь сводилось к фиксации наблюдаемых изменений какого-либо психологического явления. В результате вместо показа самого хода развития предлагался рассказ о развитии, что не одно и то же.

Третья часть учебного пособия содержит описание основных ступеней развития субъективной реальности в онтогенезе; выделено пять ступеней, отражающих этапы оформления телесного, душевного, персонального и индивидуального уровней бытия человека. В этой части представлены закономерности и феноменология психологического развития человека от рождения и до последних дней жизни; приводятся частные теории, объясняющие конкретные линии развития, механизмы, нормы и варианты развития; описаны критические и стабильные периоды развития. Мы убеждены, что именно знания об основных ступенях развития человеческой субъективности могут стать эффективным средством развивающей образовательной практики.

Большое внимание при подготовке учебного пособия мы уделили дидактическим вопросам. Обоснование логики построения разделов, переходов от одних глав к другим, оценка излагаемых идей и теорий, указание на профессиональное значение материала потребовали включения в пособие методологического содержания. Оно нацеливает Учащегося на «выход» в рефлексивную позицию, на осознание способов движения в материале. Культурным носителем рефлексии является Методолог.

На позицию Методолога будут становиться Авторы (Преподаватели) и Читатели (Учащиеся). Мы сочли необходимым каждой части пособия предпослать «Методологич .

Источник:
Читать онлайн «Психология развития человека»
Данная книга занимает центральное положение в структуре «Основ психологической антропологии».Здесь изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Проанализированы философские и методологические основы принципа развития в психологии и его категориальный строй. Обоснованы антропологическая модель и интегральная периодизация развития субъективной реальности в онтогенезе. Представлено описание ст…
https://knigogid.ru/books/201261-psihologiya-razvitiya-cheloveka/toread

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES