Системная семейная терапия

VIA REGINA

Аналитически-ориентированных психологов и психотерапевтов

Ростова-на-Дону и Южного Федерального округа

Мюррей Боуэн (1913 – 1990) – выдающийся американский психиатр, психолог и психоаналитик, один из патриархов системной семейной психотерапии.

Автор наиболее сложной, структурированной и интегрированной системной теории семьи и семейной терапии, включающей 8 взаимосвязанных концепций:

  • концепцию дифференциации «Я», учитывающую степень автономии или, наоборот, слияния одного члена семьи с другим;
  • концепцию триангуляции, согласно которой в семьях наблюдается тенденция к образованию патогенных «треугольников» (триадических паттернов отношений);
  • концепцию эмоциональной системы ядерной семьи, описывающую характерные паттерны функционирования в рамках одного поколения;
  • концепцию трансгенерационной (межпоколенческой) передачи патогенных паттернов;
  • концепцию проективных процессов в семье;
  • концепцию эмоционального разрыва;
  • концепцию сиблинговой позиции;
  • концепцию социумной регрессии.

Важнейшим пунктом учения М.Боуэна стало положении о двух уравновешивающих друг друга тенденциях развития внутри семейной системы: индивидуализации и сплочения (им соответствуют две характеристики: индивидуальность и сплоченность).

В гармоничной семье обе эти тенденции сбалансированы. Однако чаще наблюдается нарушение равновесия и смещение к полюсу сплочения, что приводит к слиянию. Слияние – это особый тип отношений, при котором отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и «спаяны вместе», образуя неопределенную и аморфную эмоционально заряженную эго-массу. Одна из задач семейной психокоррекции, по Боуэну – «отцепить» членов семьи друг от друга и научить их функционировать в семье с достаточной степенью автономии, поддерживая оптимальный уровень сплоченности и привязанности.

Дифференциацию Боуэн определял как способность к автономному функционированию и связывал с умением различать (дифференцировать) мысли / идеи и аффекты / эмоции / чувства. Соответственно, дифференцированность – это индивидуальная характеристика, отражающая степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования личности.

Согласно Боуэну, в психическом функционировании человека могут быть выделены интеллектуальная и эмоциональная подсистемы. Интеллектуальное функционирование относится к сфере рефлексии и мыслительных способностей. Это функция коры головного мозга, которая является основным отличием человека от всех более низких форм жизни. Интеллектуальная, или когнитивная система позволяет личности наблюдать за реакциями эмоциональной системы и регулировать их.

В свою очередь, эмоциональная система охватывает все инстинктивные функции и автоматические реакции индивида на те или иные аспекты среды. Эти реакции в их совокупности Боуэн обозначил термином «реактивность»; они простираются в широком диапазоне от явных до глубоко скрытых и неосознаваемых. Реактивность – отличительная характеристика эмоциональной системы, которая рассматривается в теории Боуэна как «внутренняя управляющая система», сходная с теми, что регулируют инстинктивное поведение других биологических видов.

Степень дифференцированности человека определяется сообразно тому, насколько успешно он отделяет процессы, связанные с чувствами, от интеллектуальных процессов. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем сложнее индивидууму проводить такие различения, и тем больше его интеллект «затоплен» эмоциями, а его поведение зависит от аффективных импульсов, ситуативных факторов и влияния других людей. Отсутствие дифференциации между мышлением и чувством, по Боуэну, предполагает и отсутствие дифференциации между собственной личностью и другими. Люди с низким уровнем дифференцированности не склонны мыслить самостоятельно и отстаивать свое мнение, они скорее подчиняются предписаниям других членов семьи или авторитетных фигур, реагируя на них эмоционально, без анализа и рефлексии.

Дифференциация помогает человеку не только сохранять автономию, но и сдерживать собственную реактивность, в частности, не вовлекаться в так наз. «реактивные полярности». Когда же отношения в семье строятся на основе низкой дифференциации эмоциональная реактивность подталкивает участников к полярным позициям: «преследующий – дистанцирующийся», «активный – пассивный» и т.д.

Чем больше жизнь определятся функционированием эмоциональной системы, тем более она приближается к уровню инстинктивного реагирования, несмотря на все попытки человека объяснить (рационализировать) свои поступки. При высоком уровне дифференцированности Я также наблюдается воздействие эмоциональной системы на поведение, но интеллект обладает автономией в достаточной степени, чтобы принимать решения независимо от аффективного состояния.

Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности эмоционального и интеллектуального функционирования можно расположить в едином континууме. Базисный уровень дифференциации личности обусловлен множественными влияниями предшествующих поколений и, особенно, родителей. Кроме того, люди выбирают партнеров по браку с уровнем дифференциации, соответствующим их собственному.

Цель семейной психокоррекции, согласно модели Боуэна, – помочь индивидууму в процессе его дифференциации и психологического открепления от семьи, в движении от состояния слияния к формированию «прочного» Эго (отличающегося от «псевдо-Я», психологически спаянного с семейной системой). Системный психолог предстает в роли «тренера», обучающего членов семьи навыкам дифференциации. В предложенной Боуэном рациональной, или «церебральной» модели семейной психокоррекции подчеркивается важность совершенствования мышления и повышения контроля над эмоциями в ходе психокоррекционной работы. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей; психолог лишь содействует этому процессу (что созвучно идеям К.Г.Юнга, трактовавшего психотерапию как всестороннее содействие индивидуации).

Боуэн разработал оригинальную концепцию триангуляции. Согласно этой концепции, один из участников диадического взаимодействия под давлением стрессовых факторов образует дисфункциональную связку с третьим лицом, «триангулируя» его, т.е. используя как средство разрешения накопленных в паре противоречий и проблем. Например, мать использует ребенка как средство влияния на его отца в супружеских конфликтах. Таким образом, диады незаметно перерастают в патологические «треугольники».

Развивая концепцию дифференциации, Боуэн сформулировал следующие постулаты.

1. Эмоционально слитные семьи (с низким уровнем дифференциации) являются нестабильными системами и стремятся поддерживать равновесие путем снижения напряженности. Чем выше слитность (недифференцированность) семьи, тем сильнее в ней выражены тенденции к увеличению эмоциональной дистанции между супругами, хроническому супружескому конфликту, к появлению физических или эмоциональных дисфункций у одного из супругов и психологических нарушений у ребенка (концепция эмоциональной системы ядерной семьи).

2. Дети в одной семье с разной степенью интенсивности вовлекаются родителями в семейный эмоциональный процесс (кто-то оказывается сильнее триангулирован). Родительские любимцы с большей вероятностью становятся эмоционально слитными со своей семьей, дольше остаются вовлеченными и поглощенными ее эмоциональной системой, в силу чего чаще подвержены различным психологическим дисфункциям. Отделение от родительской семьи дается им сложнее, чем их сиблингам (братьям и сестрам), так как их психологическое развитие заторможено родительской любовью и заботой (концепция проективных процессов в семье).

3. Открепление от слитной семьи дается ценой географического дистанцирования и эмоционального разрыва, подчас болезненного обрывания перепутанных уз эмоциональной близости. Спасаясь от поглощения, взрослеющий в такой семье ребенок в какой-то момент предпочитает стать «отрезанным ломтем». Однако это не подлинная сепарация, так как незавершенные детские взаимоотношения и привязанности и после разрыва продолжают определять внутреннюю жизнь, влияя на новые выборы, переживания и решения (концепция эмоционального разрыва). Личность с высоким уровнем дифференциации достигает независимости и в ядерной (нуклеарной), и в расширенной семье, не принося отношения в жертву и сохраняя эмоциональный контакт с близкими людьми.

4. Тяжелые психологические дисфункции нередко формируются вследствие снижения уровня дифференциации от поколения к поколению (механизм межпоколенческой передачи). Основными факторами такого регресса и нарастающего эмоционального слияния выступают: процесс семейной проекции и выбор супруга с идентичным уровнем дифференцированности. Боуэн полагал, что благодаря действию этой закономерности, 8-ми – 10-ти поколений, передающих «эстафету» эмоционального слияния, бывает достаточно для развития шизофрении.

5. Характер взаимодействия супругов определяется порядком их рождения, а точнее ролевыми позициями «старших», «средних» или «младших» братьев и сестер в их родительской семейной системе (сиблинговая позиция). Супруг, с детства привыкший к роли старшего брата, охотно берет на себя бразды правления и ответственность в семье, тогда как его супруга, младшая дочь в своей родительской семье, склонна ему подчиняться. При брачном союзе «старших детей» наблюдается соперничество и борьба за власть, тогда как «младшие дети», создав семью, непрерывно отказываются от руководства и принятия решений «в пользу» друг друга и оба чувствуют себя перегруженными непомерной ответственностью.

6. Любая семья находится под явным или косвенным воздействием процессов, происходящих в обществе, где также наблюдаются тенденции к дифференциации и слиянию. По Боуэну, силы дифференциации в социуме начинают ослабевать в периоды хронического стресса, кризиса, социальных потрясений или природных катаклизмов (концепция социумной регрессии). Слияние на макроуровне проявляется в усилении тоталитарных веяний и настроений, в ксенофобии, сексизме и разного рода нетерпимости, в развязывании войн, создании военных альянсов, привлечении («триангулировании») третьих стран для разрешения споров и конфликтов и т.п. Эмоциональные макропроцессы на уровне социума, социальная тревога и коллективные настроения оказывают фоновое влияние на эмоциональные процессы в семье, что тоже следует учитывать системному психологу.

Конкретные технологии и стратегии психологического вмешательства, разработанные М.Боуэном, включают построение генограммы семьи и обсуждение с психологом ее деталей (симбиозов, треугольников) и выявляемых с ее помощью закономерностей. В психокоррекционной системе Боуэна, генограмма – это не просто графическая фиксация информации о семье, но и эффективный метод работы с семейной системой. Главная задача при обсуждении генограммы – помочь членам семьи, прояснив характер взаимоотношений в системе, подняться над изначальной эмоциональной слитностью. Другая, более локальная, задача – поддержать мотивированного члена семьи в его стремлении преодолеть эмоциональное слияние. Чаще всего в работе участвует один клиент или семейная пара. Генограмма позволяет изучить актуальную проблему в контексте мультигенеративной (охватывающей несколько поколений родственников) системы отношений.

Другой продуктивный метод, предложенный М.Боуэном, – определение уровня дифференциации клиента. В нем используется специальная шкала. Подсчет баллов здесь достаточно условный, главное – выявить общую тенденцию.

Так, клиенты с уровнем дифференциации «0 – 25 баллов» ориентированы на создание и сохранение отношений – вся их жизненная энергия уходит на поиски любви и поддержание гармонии в семье. Они, как правило, говорят «я чувствую», а не «я думаю», принимают решения под влиянием эмоций, зависимы от родителей и, даже став взрослыми, пытаются найти партнера, с которым можно создать систему отношений, похожую на родительскую семью.

Клиенты с уровнем дифференциации «25 – 50 баллов» ориентируются на мнения и оценки других: их самооценка зависит от окружающих. Они склонны апеллировать к туманным и неочевидным авторитетам, эксплуатируя в речи такие обороты, как «научно доказано», «испокон веков известно». Представители этой группы могут слыть так наз. «интеллектуалами» во всем, что не касается отношений, вместе с тем в личной жизни часто действуют импульсивно, не думая о последствиях. Они стремятся к полной душевной и духовной близости, ищут идеальных близких отношений, найдя партнера, стремительно «сливаются» с ним, но вскоре именно это их и пугает. И тогда они отдаляются, также скоропалительно разрывают отношения и вновь пускаются на поиски идеальной любви.

Клиенты с уровнем дифференциации «50 – 75» баллов уже способны отстаивать свои позиции и убеждения, не отвергая убеждения других. У них вполне определенные и реалистичные жизненные цели. Самооценка гораздо меньше зависит от мнения окружающих. У супругов сохраняется потребность в эмоциональной близости, но они не теряют собственного «Я» в ее водоворотах. Успешно взаимодействуя с другими людьми, они не боятся одиночества и могут вполне комфортно чувствовать себя в уединении.

Уровень «75 – 100 баллов» Боуэн считал теоретическим и умозрительным: это скорее горизонт индивидуального развития, нежели реально достижимый и ощутимый результат.

Согласно Боуэну, в ходе психокоррекционного процесса психологу необходимо включиться в систему патогенных отношений, умело уклоняясь при этом от неизбежных попыток со стороны семьи триангулировать его. С этой целью системный психолог создает так наз. «терапевтический треугольник», выступая в качестве исследователя семейного функционирования и являя собой образец дифференциации.

Материал подготовил Филатов Ф.Р.

Рекомендуемая литература

1. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Психотерапия. – 2006. – №11 (47). – С. 3 – 11.

2. Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2009.

3. Николс М. Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М., Эксмо, 2004.

4. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. / Под ред. Бейкер К., Варга А.Я. М.: Когито-центр, 2008.

5. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2001.

Источник:
VIA REGINA
Мюррей Боуэн (1913 – 1990) – выдающийся американский психиатр, психолог и психоаналитик, один из патриархов системной семейной психотерапии. Автор наиболее сложной, структурированной и интегрированной системной теории семьи и семейной терапии, включающей 8 взаимосвязанных концепций:
http://viaregina.ru/center/sistemnaya-semeynaya-terapiya-myurreya-bouena.html

ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН

Системная семейная терапия онлайн. Базовый курс обучения.

Начало обучения очередного набора начнется 14 ноября 2017 года.

Участники программы изучат не только теоретические аспекты работы с семьей в разных школах современной системной терапии , но и обучатся системной семейной терапии практически: приобретут навыки работы в системном подходе и инструменты для работы. Программа предназначена, в первую очередь, практикующим психологам и студентам старших курсов соответствующих специальностей, которые интересуются системной терапией и особенностями работы с семьей. Также она может быть полезна всем специалистам, работа которых связана с помощью семье (педагогам, врачам, социальным работникам, и др.) и тем, кто интересуется современной практической психологией, хочет разобраться в себе, улучшить свои отношения с близкими людьми.

В процессе обучения вы получите следующие знания:

— основы семейного консультирования;

— теории семейных систем:

— теории, разработанные в рамках различных школ семейного консультирования;

— техники и инструменты семейного консультирования.

Сформируете умения и навыки:

— организации психотерапевтического пространства;

— взаимодействия с семьей;

— диагностики семейной системы в целом;

— ведения циркулярного интервью;

— практическое применение методов работы с генограммой семьи.

Помимо обучающей программы предусмотрена и терапевтическая. Каждый участник курса сможет ощутить эффективность методов системного подхода на собственном опыте.

В совокупности все это даст возможность стать специалистом, готовым к работе с семьей и отдельными ее членами в рамках системного подхода — одного из самых эффективных подходов современной психотерапии.

Учебный формат обучения включает проведение онлайн семинаров в виде вебинаров, аудио и видео конференций, а также практических занятий, которые будут проходить в малочисленных группах в скайпе.

Вы можете выбрать удобный и доступный по стоимости пакет обучения:

1) 20 лекций-вебинаров (40 учебных часов) по теории системной семейной терапии + записи всех вебинаров = 16000 рублей/250 евро

2) 20 лекций-вебинаров (40 учебных часов) по теории системной семейной терапии + записи всех вебинаров + 20 практических занятий (60 учебных часов) = 35 000 рублей/500 евро

3) 20 лекций-вебинаров (40 учебных часов) по теории системной семейной терапии + записи всех вебинаров + 20 практических занятий (60 учебных часов) с возможностью помесячной оплаты (10 000 рублей в месяц) = 40000 рублей/600 евро

4) 20 лекций-вебинаров (40 учебных часов) по теории системной семейной терапии + записи всех вебинаров + 20 практических занятий (60 учебных часов)+ участие в завершающем супервизорском интенсиве Института психотерапии онлайн + Получение сертификата Института психотерапии онлайн на русском и немецком языке. = 48000 рублей/700 евро

Программа состоит из 4-х модулей

1 модуль. Системный подход. Системное мышление. Личность, как система.
  1. Понятие и определение системы. Основные свойства систем. Уровни организации. Иерархия. Холоны.
  2. Живые системы. Самоорганизация.
  3. Теория коммуникации Бейтсона, как основа практики ССТ.
  1. Удовлетворение потребностей в семье. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи и семейные кризисы.
  2. Параметры семейной системы: структура семьи, сплоченность, границы, иерархия, семейные мифы, стабилизаторы
  3. Структура семьи. Холоны, границы, семейная иерархия.
  4. Коммуникации в семье. Диадные отношения. Триангуляция. Паталогизирующая коммуникация.
  5. Трансгенерационные процессы в семье. Генограмма семьи.
  6. Диагностика семейной системы. Инструменты диагностики.
  1. Личность, установки, самосознание терапевта.
  2. Установление контакта с семьей. Правила терапевтической системы. Терапевтический контракт.
  3. Этапы процесса психотерапии.
  4. Особенности терапевтической коммуникации при ССТ — как метологическая основа работы с семьей (циркулярность, нейтральность, гипотетичность).
  5. Интервенции. Парадоксальные вмешательства.
  6. Системно-феноменологический метод работы с семьей. Расстановки.
  7. Вопросы длительности и эффективности терапии.

4 модуль. Школы системной семейной терапии.

  1. История возникновения и развития системной семейной терапии.
  2. Школы системной семейной терапии.
  3. Школа Пало-Альто. Дон Джексон, Пол Вацлавик, Джон Уиклэнд.
  4. Миланская школа. Мара Сельвини-Палацццоли.
  5. Стратегическая семейная терапия. Джей Хейли. Клу Маданес.
  6. Структурная семейная терапия. Сальвадор Минухин.
  7. Экспериментальная терапия. Карл Витакер.

Подать заявку на обучение можно на этой странице.

Источник:
ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН
Системная семейная терапия онлайн. Базовый курс обучения. Начало обучения очередного набора начнется 14 ноября 2017 года. Участники программы изучат не только теоретические аспекты работы с
http://ip-o.ru/sistemnaya-semejnaya-terapiya/

Системная семейная терапия

Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Это психотерапевтическое направление, рассматривающее системные связи и межличностные отношения в группе как основания для постановки диагноза и терапии психических расстройств и межличностных конфликтов. Данная форма терапии и её эффективность научно признаны в Германии. В Австрии и Швейцарии признание произошло уже в 1990-е годы. На схожих с системной терапии теоретических положениях основываются следующие нетерапевтические направления – социальная работа, системный консалтинг, системный коучинг.

Системно-семейные расстановки, или системные расстановки, широко распространены в современной системной терапии немецкоговорящего пространства и представляют собой дальнейшее развитие методики семейной скульптуры Вирджинии Сатир. Этот метод поддерживается Инзой Шпаррер, Матиасом Варга и Гюнтхардом Вебером. Весьма спорным, однако, является вариант семейной констелляции Берта Хеллингера, который сильно поляризировал системное сообщество Германии своей категоричной манерой и безапелляционными утверждениями. Метод системных расстановок применяется не только к группам людей (семьи, команды, фирмы и их отделы), но, также, некоторыми системными психотерапевтами, к группам субличностей. [ источник не указан 1909 дней ]

Инсу Ким Берг и Стив де Шазер начали применять ориентированную, или сфокусированную, на решение терапию (ориентированный на решение подход). Сформированный под решающим влиянием австрийского философа Людвига Витгенштейна, данный подход предполагает, что проблема и решение совершенно различны. Постановка проблемы отходит на второй план, равно как и семья в качестве системы (с членами семьи как элементами). Все «терапевтическое событие» моделируется как процесс развития и решения проблемы. Важнейшие инструменты такого подхода – уважение, шкалирование и так называемый «чудо-вопрос».

Основы системной терапии базируются на работах Грегори Бейтсона (модель двойной связи), философии радикального конструктивизма (Хайнц фон Ферстер, Эрнст фон Глазерфельд), работах Пола Вацлавика и подходах Стива де Шазера, как основателя ориентированного на решение подхода. Начиная с 90-х гг. XX в. можно также проследить влияние биологической теории систем Умберто Матурана (основной труд: «Древо познания» [2] ) и социологически-коммуникативной системной теории Никласа Лумана (основной труд: «Социальные системы» [3] ).

и многие другие.

В основном системную психотерапию критикуют за то, что она, в отличие, например, от психоанализа, не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому следует отметить, что методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего обладают эклектическим характером. Кроме того, существует несколько ведущих организаций системной терапии, и взгляды учебных заведений по данному вопросу не всегда совпадают.

Источник:
Системная семейная терапия
Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Системная семейная терапия

— 7200 руб. за одни модуль.

— При единовременной оплате более 3-х модулей — 19 500 руб. (один модуль -6500 руб.)

— Скидка 5% членам ППЛ

Базовый курс 6 семинаров

Второй модуль 21 – 22 апреля 2018г.

Очные сессии 1 раз в 2-3 месяца по 18 часов Место: Екатеринбург, Россия Показать ещё..

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра — уровень тревоги и дифференциация "Я".

Тревога — базовая характеристика эмоциональной системы. Показать полностью… Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов.

Дифференциация следующая характеристика семейной системы, так же как и индивидуального функционирования.

Так же в теорию М. Боуэна входит 8 концепций:

Диффepeнциaция Я, Триангуляция, Эмоциональные процессы ядерной семьи, Проективные процессы в семье, Наследование внутрисемейных паттернов отношений, Эмоциональный разрыв,Позиция сиблингов, Социальная регрессия.

А самое главное, изучаем все это на практике!

Изучаем то, как это применять в консультировании!

Источник:
Системная семейная терапия
— 7200 руб. за одни модуль. — При единовременной оплате более 3-х модулей — 19 500 руб. (один модуль -6500 руб.) — Скидка 5% членам ППЛ Базовый курс 6 семинаров Второй модуль 21 –
https://vk.com/oppl_cct

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES