Системная психотерапия

Краткий план Системной Психотерапии

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В данной статье я изложу краткий план системной психотерапии – созданной мною психотерапевтической методики, в основу которой легли как научные данные, так и популярная психология. А Системной я назвал ее потому, что она охватывает все наиболее значимые сферы человеческой жизни (работу, общение, управление, личные отношения, отдых и т.д.) и рассказывает о наиболее важных особенностях функционирования нашей психики (о темпераменте, характере, личности, задатках, способностях, эмоциях и т.д.).

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.

Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « Онлайн услуги психолога-психотерапевта ».

Сразу скажу, что данная методика рассчитана ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ людей – на « Невротических Личностей » с акцентуациями характера (подробнее об этом написано в статье « Понятия темперамента и характера »), которые либо заболели неврозом , либо испытывают определенный ряд жизненных трудностей. И совершенно НЕ подойдет она людям, которые больны расстройством личности (психопатией) (подробнее о том, что такое психопатия, я написал в статье « Что такое расстройство личности », психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз) или больным, которые находятся в дефектных психических состояниях (пребывают в различных формах слабоумия различной степени выраженности). Кстати, психологическую помощь больным шизофренией я также оказываю. Но с методикой системной психотерапии она НЕ имеет НИЧЕГО общего.

Я понимаю, что информация последних двух абзацев может напугать или вызвать раздражение у ряда читателей и, что вполне вероятно, они решат покинуть мой сайт. Но для тех, кто все-таки рискнул остаться, я продолжу.

Любая методика, как и строго научная диссертация, требует автореферата – краткого изложения всей проделанной работы, ее сжатой СУТИ. Нечто подобное представляет собой и данная заметка – в ней размещена информация о системной психотерапии.

Информация на сайте максимально структурирована путем разбития на строго Тематические разделы, или рубрики. На текущий момент их 20 (возможно, в дальнейшем, я добавлю еще 1-2 рубрики, но вряд ли).

А теперь я коротко расскажу о материале, содержащемся в каждой из рубрик:

1) Великие Творческие Люди. В данной рубрике я провожу анализ автобиографии известного человека, рассматриваю психические и психологические особенности его личности, а также делаю разбор его творчества с позиций научной психологии, психотерапии и клинической психиатрии.

2) Здоровье. Здесь, я думаю, и пояснять Ничего НЕ нужно. – И так очевидно, что рубрика содержит материал, использование которого призвано улучшить наше с Вами самочувствие и укрепить здоровье.

3) Литература. Здесь речь идет Исключительно о литературе Художественной. С позиций научной психологии, психотерапии и клинической психиатрии я провожу анализ выбранного мною литературного произведения.

4) Логика. Данный раздел содержит материал о логике, как о НАУКЕ.

5) Лохотроны и НЕлохотроны. Исходя из названия, очевидно, что данная рубрика содержит информацию о том, Что Является обманом и мошенничеством, а что – НЕТ.

6) Мои Услуги. Рубрика содержит рекламу моих услуг, а также полезную информацию для моих коллег – о том, что такое психотерапия, что представляет собой психологическое и психотерапевтическое консультирование, в чем их различия, какие бывают виды консультирования и направления в психотерапии и тому подобный материал.

7) Наука и Образование. Рубрика содержит материал о науке и образовательном процессе, об их плюсах и минусах, сильных и слабых сторонах, а также ряд моих гипотез о том, Как улучшить ситуацию в данных сферах.

8 ) Основная Методика. Материал данной рубрики является одним из наиболее важных, поэтому ниже я разберу его более подробно.

9) Отдых, Праздники. Собственно, здесь также всё очевидно. Рассматриваются вопросы следующего характера: «Как отдыхать? Где отдыхать? Зачем отдыхать? С Кем отдыхать?», а также праздники и их социокультурные особенности с психологической точки зрения.

10) Политика. Наполнять данный раздел я, скорее всего, НЕ буду, т.к. по контексту подаваемой информации мой сайт является психологическим и психотерапевтическим, но НИКАК НЕ политическим. Тем более, что в связи с последними политическими, экономическими и военными событиями, которые произошли между Украиной и Россией, у меня совершенно НЕТ Никакого желания раздувать распри между нашими нациями, между гражданами наших стран. Если Вы захотите почитать о Политике – в интернете есть масса ресурсов с обилием дерьма и грязи, как в сторону Украины, так и в сторону Российской Федерации. Читай, не хочу. Но это дерьмо на своем сайте я выкладывать НЕ буду.

12) Психиатрия. Данная рубрика содержит материал по клинической психиатрии. Главной отличительной особенностью данного материала от информации, которой пестрит пол интернета и практически все учебники по психиатрии, является его Краткость, Сжатость, Лаконичность, Понятность и Доступность для читателя, с психиатрией НЕ знакомого. Все термины в статьях также расшифрованы и переведены на просто и понятный язык.

13) Психологическая защита. В разделе описаны механизмы Формирования психологических защит, Процесс их реализации в поведении, чертах характера и личности человека, а также негативное влияние защитных механизмов на нашу жизнь.

14) Психотерапия Дополнение. Данный раздел содержит информацию, которая по смысловому содержанию НЕ вошла ни в один из девятнадцати рубрик блога. Эдакая «свалка» статей на различную тематику.

15) Риторика. Данный раздел содержит материал об ораторском искусстве, актерском мастерстве и обо всем, что, так или иначе, способствует развитию творческой составляющей нашей личности.

16) Секс и Семья. Материал данных разделов содержит информацию о сексуально-семейных отношениях, личной жизни, воспитании детей, возврате ушедшего от Вас любимого человека, взаимоотношениях с родственниками, общении в семье, ее типе, распределении семейных ролей и функций, гендерные, физиологические и нейрофизиологические особенности мужчин и женщин и многое другое.

17) Труд. Здесь всё очевидно – раздел содержит различную информацию о трудовой деятельности и в частности, о том, как сделать нашу работу не только полезной и приятной, но также эффективной и приносящей нам высокий материальный доход.

18) Философия. Вообще изначально я хотел назвать данную рубрику примерно так: «Философско-психологические взгляды на социальные, моральные, культурные, религиозные, духовные, морально-этические нормы, ценности и принципы». Однако столь длинное словосочетание под название рубрики ну НИКАК НЕ подходило. Поэтому я, пользуясь афоризмом «Краткость – сестра таланта», решил сократить его до одного-единственного слова – «Философия». В целом материал содержит информацию о старости, смерти, философии и ее законах, этике, культуре, религии различных народов и стран и т.д. и т.п.

19) Фильмы. Материал рубрики Аналогичен материалу из раздела «Литература». Только здесь анализ проводится не с литературными произведениями, а с Художественными Фильмами.

20) Эмоции, Чувства, Черты Характера. Здесь, я думаю, всё очевидно – уже исходя из названия становится понятно, что материал содержит информацию о различных эмоционально-чувственных состояниях человека (интерес, гнев, радость, вина и т.д.), чертах его характера (зависть, ревность, тревожность и т.д.) и поведении, которое возникает у него под воздействием тех или иных эмоциональных переживаний и невротических черт его характера.

Должен отметить, что материал во всех рубриках, а особенно в «Основной Методике носит весьма хаотичный и неупорядоченный характер. Связано это с тем, что моя система носит Открытый Характер, что подразумевает под собой постепенное добавление в нее всё Нового и Нового материала, т.е. система Открыта к Принятию Нового, она Всё Время Развивается и НЕ стоит на месте, в отличие от Системы Закрытой, где, по аналогии с подачей материала на сайт, я добавил 20 статей в рубрику, и ВСЁ – больше в этот раздел НИКАКОЙ НОВОЙ Информации я уже НЕ добавляю. Т.е. закрытая система Статична, открытая – Динамична по своей сути. Закрытые и Открытые системы – это не хорошо, и не плохо – у каждой из них есть свои плюсы и минусы, и, соответственно, служат они для реализации совершенно РАЗНЫХ целей. Для наполнения своего сайта я выбрал Открытую Систему, которая Лично Мне Идеально подходит.

Поэтому в рубриках, где написано уже достаточно большое количество заметок, нужный материал необходимо искать, в первую очередь, по названию (заголовку) статьи. Во-вторых, необходимый Вам материал, Вы можете найти с помощью статей-навигаторов по рубрикам (например, Навигатор по рубрике Великие Творческие Люди) или Общего Навигатора, в которых отображены названия статей, ссылки на них, а также их краткое содержание. – Все это, безусловно, поможет Вам сэкономить силы и время.

По мере написания новых статей материал в статьях-навигаторах Регулярно будет Дополняться. Одним словом, Навигаторы – штука полезная.

А сейчас я подробнее расскажу о материале, содержащемся в рубриках под названием «Основная Методика» (всего их 5 штук: «Неврозы»; «Психологически зрелая и Незрелая личности»; «Акцентуации/Психопатии»; «Невротический Жизненный Сценарий»; «Психология Общения»).

Уважаемые Читатели, как Вы заметили, в «Основную Методику» вошел целый ряд статей, которые по содержанию должны были бы находиться в Других рубриках. Однако в «Основной Методике» они оказался именно в силу Своей Важности. Как Вы уже догадались, это заметки на тему любви, веры, смысла жизни, того, как найти себя в трудовой деятельности (кем быть) и другие.

Материал для своих статей я беру из целого ряда психологических наук, а также из достаточно большого количества строго научных и научно-популярных источников. Перечислять их здесь не вижу смысла – всё равно все не перечислишь, но в статьях, если материал НЕ мой, я ВСЕГДА указываю его автора и из какого источника он был взят.

Что же касается психотерапии, здесь, на мой взгляд, следует пользоваться теми техниками и методиками, которые Действительно Работают, которые Успешно Проверены Временем и Многолетней Практикой. Именно поэтому Методика системной психотерапии, представленная Вашему вниманию, Специально была собрана и скомпонована мною из работ таких, без преувеличения, ВЕЛИКИХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, как Михаил Литвак, Борис Литвак, Эрик Берн, Карен Хорни, Эрих Фромм, Фредерик Перлз, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу и других. Также я включил в нее труды таких известных философов, как Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Овидий, Гегель, Шопенгауэр, Ницше.

Применяя данную методику, вот уже более четырех лет я успешно консультирую своих клиентов, оказывая им столь необходимую профессиональную и квалифицированную психологическую и психотерапевтическую помощь в решении возникших у них проблем. Уверен, что поможет она и Вам, Уважаемые Читатели. Ну а с моими услугами Вы можете ознакомиться в статье « Консультация on line психолога ».

Конечно, сама по себе, методика, как таковая, мало что способна изменить, сколь бы эффективна она ни была. Недаром Михаил Литвак утверждает, что: «От психотерапевта зависит лишь 10% успеха. Остальные 90% – это упорный кропотливый ежедневный труд самого клиента или пациента». Я, конечно, проценты НЕ считал, но в целом с Литваком Согласен – если человек МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ – НИКАКАЯ методика ему НЕ поможет.

Закончить статью мне хочется словами Сократа, записанными Платоном в произведении «Хармид. Диалоги Платона», взятом из книги М.Е. Литвака «Из Ада в Рай» с комментариями автора:

— Мой Сократ, головная боль была бы для юноши истинным даром Гермеса, если бы вынудила его ради головы усовершенствовать и свой разум!».

Как верно отмечает Михаил Литвак: «Здесь отражены современные положения о необходимости психотерапии во всех областях медицины, правильно решена психосоматическая проблема, поставлен вопрос о необходимости комплексного лечения, заложены идеи гештальттерапии, показана связь между эмоциями и мышлением. Сейчас ведь уже доказано, что при творческом мышлении в кровь выбрасываются эндорфины, весьма благоприятно влияющие на адаптационные процессы. А Критий указывает на сигнальное значение симптома и как бы намекает, что болезни возникают из-за отсутствия рассудительности, что ведет к неправильному образу жизни и болезням».

На этом на сегодня всё.

В следующей статье под названием « Психологическая гигиена » я расскажу о важности психологической гигиены собственной души.

Источник:
Краткий план Системной Психотерапии
В статье коротко изложена современная методика системной психотерапии. Вниманию читателя представлен подробный план системной психотерапии в виде сжатого автореферата.
http://www.nevrozovnet.ru/nevroz/sistemnaya-psixoterapiya.html

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – направление современной психотерапии.

Как сделать человеческий мир и людей, его населяющих, благополучнее? Специалисты разных областей знания будут по-разному отвечать на этот вопрос. Экономисты скажут, что для этого следует произвести изменения в экономической структуре общества, религиозные деятели будут подчеркивать необходимость духовно-нравственного просвещения и т.п. Среди всего многообразия специалистов-социогуманитариев есть и такие, которые скажут, что самым эффективным средством помощи отдельному человеку, всем социальным структурам и человечеству в целом является семья. Эти специалисты – семейные психотерапевты.

В качестве пациента для семейного терапевта выступает не индивид, не профессиональная группа, а целая семья.

Как самостоятельное направление психологической помощи семейная терапия возникла в 50-е годы 20 в. (Дж.Белл, Н.Аккерман, Х.Мидельфорт, Т.Лидз, Л.Винн, М.Боуэн, К.Витакер, Г.Батесон, Дж.Хейли, В.Сатир и др.), преодолев односторонние ориентации традиционной психотерапии либо на личность, либо на социум.

Было доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. Тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту, называется «идентифицированный клиент» (identified client).

Данный индивид является своеобразным «козлом отпущения» семьи, взявшим на себя и проявляющим в своем поведении негативность и дисфункциональность внутрисемейных взаимоотношений. В процессе работы с семьей психотерапевт перестраивает систему внутрисемейных коммуникаций, преодолевая ее негативные стороны и помогая не столько «идентифицированному пациенту», сколько семье в целом.

Психопатологические симптомы рассматриваются семейными психотерапевтами как проявление неадекватных внутрисемейных отношений, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия.

Причина аномалий видится в особенностях семейной системы, и для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, психотерапевту необходимо прежде всего модифицировать саму систему, а не поведение составляющих ее индивидов. Часто возникает своеобразная ситуация «запутанного клубка» (enmeshment – понятие, введенное С.Минухиным) – определенная структура внутрисемейных взаимоотношений, где не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подгруппами, отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, а семейные связи переплетены и запутаны. В семьях с ситуацией «запутанного клубка» часто наблюдаются психосоматические расстройства, приступы паники и тревожности.

Противоположность семьи «запутанный клубок» – «разъединенная семья». Здесь имеет место очень плохая чувствительность членов семьи друг к другу и чаще всего возникают проблемы с алкоголем, наркотиками, и дети часто становятся малолетними преступниками.

Еще одно понятие, которое семейные терапевты используют для характеристики дисфункциональной семьи – «двойная связь» (double bind), суть которого состоит в том, что «значимый другой» (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом индивид не имеет возможности высказаться По-поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно, не может выйти из ситуации, в которую попал. Например, мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время ругают и наказывают за проявление этих качеств. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от реальности и уходу в себя, появлению психопатологических симптомов (см. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные методики. В частности, к ним относятся следующие:

– «Циркулярное интервью» (circular interview) – психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).

– «Позитивная коннотация» (positive сonnotation) – положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.

– Включенное супервидение (live supervision) позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.

Из основных концептуальных направлений в современной семейной терапии прежде всего следует назвать системный подход в его многочисленных вариантах.

В теории семейных систем Мюррея Боуэна утверждается, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что собственно и приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Роль семейного терапевта здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи дифференцироваться во внутрисемейном общении.

Другим вариантом системного подхода является структурная семейная терапия С.Минухина, направленная прежде всего на преодоление неадекватной близости и стирания границ между членами семьи («запутанный клубок»). Исходит из того, что семейная система является дисфункциональной из-за ее конкретной организации – а не из-за ее истории. Прошлое не является предметом рассмотрения структурных терапевтов, усилия которых направлены на изменения актуальной структуры альянсов и коалиций членов.

Стратегическая семейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман и др.) является наиболее распространенным в настоящее время вариантом системного подхода, который характеризуется активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга, встречами с членами семьи отдельно, формированием терапевтических альянсов и применением техник парадоксальной интервенции.

Парадоксальные техники состоят в принятии психотерапевтом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в их преднамеренном преувеличении. Например, психотерапевт может посоветовать матери, ребенок которой отказывается что-то делать, стать гораздо больше беспомощной и неадекватной, чем ее чадо, стимулируя последнего к деятельной позиции. Таким образом парадоксальному поведению и коммуникациям в семье противопоставляются парадоксальное (контрпарадоксальное) поведение психотерапевта. Клиенты помещаются в условия терапевтической «двойной связи» (см. выше), где, они, подчиняясь предписаниям семейного терапевта, кооперируются с ним, а не, наоборот, контролируют его поведение или манипулируют им.

Миланская школа системной семейной психотерапии иногда выделяется в составе стратегической семейной терапии, а иногда как самостоятельное направление системного подхода. Патологические семьи с точки зрения этого подхода характеризуются т.н. «семейными играми», т.е. стремлениями каждого члена семьи определить отношения с другими в своих собственных терминах. Подобные игры основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, так как систему циркулярных взаимоотношений нельзя контролировать.

Психоаналитический (Н.Аккерман, Р.Скиннер, К.Сэджер и др.), поведенческий (функциональный – Дж.Александер, Р.Дрейкус, А.Эллис и др.) и гуманистический (В.Сатир, Н.Гейлин) подходы в семейной психотерапии являются более традиционными по сравнению с системным подходом и возникли на стыке семейной терапии и основных теоретических направлений современной психологии. Очень популярны в семейной психотерапии постмодернистские нарративные подходы (см. ПСИХОАНАЛИЗ; БИХЕВИОРИЗМ; ПОСТМОДЕРНИЗМ).

Имеется также ряд оригинальных направлений в семейной психотерапии, не связанных непосредственно с вышеназванными и получившими свое развитие благодаря авторитету их создателей.

В контекстуальном подходе И.Боззормени-Нэджи в фокусе внимания психотерапевта прежде всего интересы и потребности всех членов семьи, а не только взаимоотношения между ними.

Существуют несколько основных моментов, универсальных для всех течений современной семейной терапии.

Во-первых, учитывается многоголосие как в отдельной семье, так и тот факт, что имеются разные семьи и не существует объективных определений того, что такое семья «на самом деле».

Во-вторых, в семейной терапии имеется интуитивное и универсальное представление о здоровой семье как эталоне для психологической помощи.

В-третьих, универсальная цель семейной терапии – мобилизовать собственные ресурсы семьи. Большое значение здесь имеет понятие «позитивный психологический потенциал семьи» («family resilience»).

В-четвертых, суть семейной терапии – это отнюдь не совокупность техник, но личностно-экзистенциальный подход, ориентирующийся на духовные аспекты человеческого бытия.

За рубежом семейная психотерапия представляет собой в настоящее время особую субкультуру, сообщество профессионалов с установившейся этикой, правилами и традициями, множеством порой противоборствующих друг с другом направлений и подходов. Теория и практика семейной психотерапии в нашей стране находится в стадии становления, хотя проблемы психологической помощи семье ставились и решались здесь уже давно в рамках психологических консультаций по вопросам семьи и брака, клинической психологии, семейной психиатрии, семейной педагогики и т.д.

Современная семейная терапия и у нас, и за рубежом, остро нуждается не только в эмпирических данных современной психологии, в психотерапевтических техниках, но, прежде всего в ее теории, а также в эффективном взаимодействии с разными областями психологического знания.

Еще одним важным моментом является то обстоятельство, что отечественным профессионалам в области психологической работы с семьей необходимо жить «на уровне человечества», ощутить себя частью международного профессионального сообщества, мировой «профессиональной семьи» семейных психотерапевтов. При этом они должны творчески взаимодействовать с западными коллегами, а не быть просто послушными учениками. Отечественные научно-психологические разработки и теории, в отличие от практических методов, как правило заимствуемых из-за рубежа, действительно конкурентоспособны. В частности, в современной зарубежной семейной психотерапии проявляется большой интерес к российской культурно-исторической психологии, в особенности к работам Л.С.Выготского и М.М.Бахтина.

Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Пер. с англ. М., «Класс», 1997

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Пер. с анг. М., «Класс», 1997

Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Пер. с англ. М., «Класс», 1997

Shapiro A. Family therapy and psychological theory interconnections: indifference or collaboration? Is there a need for theoretical family psychology? – The International Connection, vol. 10, № 2 September/October, 1997

Shapiro A. The concept of positivity in family therapy and the task of psychological assistance to the contemporary Russian family. – The Journal of Russian and East European Psychology, vol.35, no. 6, November/December, 1997

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Пер. с анг.М., «Класс», 1998

Маданес К. Стратегическая семейная терапия. Пер. с англ. М., «Класс», 1999

Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Д., Прата Д. Парадокс и контрпарадокс. М., «Когито-Центр», 2002

Витакер К., Нейпир А. Семья в кризисе. Опыт семейной терапиии одной семьи, преобразивший всю их жизнь. Пер с англ. М., «Когито-Центр», 2005

Источник:
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – направление современной психотерапии.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SEMENAYA_PSIHOTERAPIYA.html

Системная семейная психотерапия

Системная семейная психотерапия — подход, где человек не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Системная семейная психотерапия является одним из направлений системного подхода. Можно назвать следующие виды системной психотерапии: классическая системная семейная психотерапия (ССП) с такими подразделениями, как стратегическая ССТ, структурная ССТ, миланский подход, подход Мюррея Боуэна; постклассическая системная терапия: — нарративная психотерапия, ориентированная на решение, краткосрочная психотерапия, нейролингвистическое программирование. Все эти виды психотерапии основываются на системной теории.

Системная теория, или теория систем, является не вполне психологической теорией. Практически одновременно системные идеи развивались в кибернетике (Н. Винер, Р. Эшби и т.п.), в биологии (В. Вернадский, Н. Бернштейн, К. Лоренц, Н. Тинберген), антропологии (М. Мид) и затем проникли в культурологию и психологию (Г. Бейтсон, Т. Лири, Р.А. Вильсон, А. Кожибский).

Одной из разновидностью системной семейной психотерапии является методика ресурсных семейных расстановок, разработанная профессором, доктором психологических наук Коваленко Н.П.

Системная семейная психотерапия рассматривает как организм и всю семью в целом, и членов этой семьи^. Члены семьи в представлении приверженцев этого подхода за свое поведение не отвечают и всерьез корректировать его не способны, их поведением руководят динамические отношения, закономерности системы, а не они сами.

При этом одной из наиболее часто рассматриваемой в ССП причин действий людей является та или иная бессознательная или плохо осознаваемая внутренняя выгода. Как пишет А. Варга^, » системная логика не отвечает на вопрос «Почему?», она отвечает на вопрос «Зачем?» Можно предложить много версий того, «зачем» маленький Ганс боялся выходить из дома:

  1. чтобы мама меньше занималась сестричкой, чтобы система не переходила на следующую стадию жизненного цикла;
  2. чтобы родителям было о чем говорить друг с другом, вместо того чтобы: ругаться, заниматься сексом, умиляться, глядя на дочку;
  3. чтобы у отца был предмет для обсуждения с З. Фрейдом, его наставником и консультантом».

В системной семейной терапии бытует представление, что ребенок более или плохо себя ведет не потому что, а для того чтобы: чтобы отвлечь родителей от их ссор и конфликтов. Диалог на эту тему ведут психолог Павел Зыгмантович и проф. Н.И. Козлов. См.>

Источник:
Системная семейная психотерапия
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya

Системная семейная психотерапия – что это?

Системная семейная психотерапия — особое направление в современной психотерапии. Психотерапевт рассматривает семью, как живой организм, как единое целое, которое по определению больше суммы своих элементов, и которое непрерывно и динамично приспосабливается к миру в каждый конкретный момент времени. Любой поступок кого-то из членов семьи понимается в этой концепции, как связанный с поступками всех остальных домочадцев по принципу замкнутой причинно-следственной цепи.

Для понимания семейных проблем решающее значение имеет контекст, в котором проявляются те или иные трудности. Жалоба (симптом), с которой семья обращается за психологической помощью — не что иное, как единственный способ данной семьи приспособиться к своим жизненным реалиям. Реагируя на какую-то свою боль, семья избирает негодный способ бегства от нее. Запускается разрушительный процесс, который остановить так же трудно, как падающее домино.

Как часто можно слышать: «У нас все хорошо, если бы не сын-оболтус. Не хочет учиться». После «если бы» может идти «… не папа-пьяница» или «…не дочка-дуреха». Магическое «если бы» отделяет единственного «виновника» семейных проблем от благополучных домочадцев: если бы не он, все бы у нас было в порядке. Такого «козла отпущения» психологи называют идентифицированным пациентом. Это как раз и есть тот самый человек, который, по мнению домашних, «во всем виноват».

Самое главное — перестроить мышление семьи так, чтобы все ее члены понимали: виноватых и правых в семейной системе нет и не может быть. Есть лишь семейные избранники, на которых ложится основной груз ответственности за сохранение очага. Семья бессознательно делегирует такого человека, приписывая ему все свои трудности. На самом деле он вовсе не выбирал вести себя «плохо», просто такой способ — единственный, скрепляющий шаткую семейную постройку.

Задача психолога, работающего с такой семьей — не найти и наказать «виноватого», а — развернуть порочный цикл семейных взаимоотношений в противоположную сторону. Тогда из той же точки может начаться процесс обновления, и семья сможет самостоятельно разработать новый стиль отношений.

«Похожая картина нередко складывается в семьях, где есть «ребенок-террорист», которого родители характеризуют как «чудовище», не желающее соблюдать никаких правил», — пишет Сальвадор Минухин, семейный терапевт. «Когда тиран весом в двадцать килограммов терроризирует целую семью, следует предположить, что у него есть сообщник. Чтобы тиран ростом метр с кепкой возвышался над всеми остальными членами семьи, он должен стоять на плечах у кого-то из взрослых. В любом случае терапевт вполне может исходить из того, что супруги считают друг друга никуда не годными, и это наделяет третью сторону — тирана — властью, устрашающей и для него самого, и для всей остальной семьи».

Зачастую дети в таких вечно-воюющих семьях — единственные миротворцы. Не в силах больше наблюдать родительские баталии, они начинают вести себя еще более ужасно, чем каждый из них, чтобы домочадцы наконец прекратили «месить» друг друга, и занялись бы его укрощением, котрое бы их наконец сплотило. Другая распространенная причина отклоняющегося поведения детей — реакция на семейную анархию. Когда родители ежедневно «уничтожают» друг друга, ребенок чувствует, что ему все позволено. В конечном счете, и это — тоже своеобразное экзистенциальное послание родителям. «Вот, чего вы добились своим воспитанием», как бы говорит чадо. «Продолжайте в том же духе, и я покажу вам кузькину мать». Это послание, как и 90% всех посланий в воюющих семьях, перевернуто по смыслу. На самом деле оно означает: «Остановитесь!».

Множество семейных проблем возникает из-за того, что системный порядок и системная иерархия нарушаются семьей или кем-то из ее членов. Например — член «низшего статуса» позволяет себе что-то, что позволительно только членам с высоким статусом, скажем — ребенок оказывается посвящен в подробности личной жизни родителей и пытается быть родителем своих родителей, поучая их.

Подобная ролевая путаница влечет за собой искажение отношений. Мать уже не может выполнять свои материнские функции по отношению к сыну: заботиться, жалеть, ухаживать, а также — использовать свою власть: запрещать и приказывать, когда это необходимо. Сын, в свою очередь, теряет возможность быть ребенком, утрачивая право на материнскую поддержку (ведь, это он теперь должен ее поддерживать!). Иллюзорная же власть, которой он (как бы) теперь располагает, подрывает и его доверие к матери, и его понимание самого себя: он толком не знает, кто он теперь такой.

Работа семейного психолога в такой ситуации заключается в том, чтобы восстановить семейную иерархию, вернув ее в первоначальный вид. Даже в неполной семье самый высокий статус остается у единственного родителя. Мать или отец должны отказаться от соблазна перекладывать часть «высвободившихся» обязанностей на кого-то из детей. Если груз слишком тяжел, его нужно перекладывать не на кого-то из детей, а на других взрослых из той же системы: бабушку или дедушку. Дети могут привлекаться в помощь родителям, но они не должны обладать большей властью, чем кто-то из них.

Кроме того, исключенный из системы отец тоже вполне может продолжать выполнять часть этих обязанностей. Неполная семья также может быть вполне гармоничной: отец может оставаться отцом, и это — другая часть работы, которую должен проделать семейный психолог. Подключение отца к жизни семьи, даже в ситуации развода между родителями — вполне реальная задача. В результате дети снова обретут право быть младшими и на правах детей обладать обоими родителями.

Другой типичный вариант семейных проблем — противостояние двух семейных систем друг другу. Именно это просиходит, когда в одном доме живут несколько поколений людей с неравным статусом. Если у молодой семьи нет возможности жить отдельно, то единственный способ сохранить новую семейную систему — выстроить четкие границы, отделяющие суверенную территорию одной семьи от территории другой. Термин «территория» имеет в данном случае как прямой, так и психологический смысл. Статус любой новой системы выше, чем статус старой. Иными словами, важность собственной супружеской жизни и собственные приоритеты должны стоять для моложенов на первом месте после интересов родительской семьи, в которую встроена новая супружеская чета.

Именно за пренебрежение этим простым правилом тысячи молодых семей платят распадом: несмотря на то, что молодые люди создали свою семейную систему, власть в ней продолжает принадлежать родителям того супруга, в чьем доме приходится жить молодой семье. Теща в такой семье руководит всем хозяйством, а тесть распределяет все наличные средства, не сильно интересуясь желаниями юного зятя. Нередко власть старшего поколения распространяется и на отношения молодых супругов: мама диктует дочери, как вести себя в ситуации конфликта с мужем, вмешиваясь во все и на каждом шагу.

С появлением ребенка бабушка и вовсе становится главной: ведь у нее за плечами опыт! В ситуации, когда разъезд невозможен, сохранение молодой семьи может быть достигнуто только одним способом: психологическим отделением новой системы от старой. Семейный психолог в такой ситуации должен проделать работу по разделению такой «сиамской» семейной системы на две самостоятельные и жизнеспособные. На деле это нередко выглядит, как раздел финансов, но главное — это отделение своих собственных интересов и желаний от мнений родительской семьи.

Особенно это важно в виду рождения детей. Ребенок должен знать, что именно отец и мать наделены эксклюзивной властью и исключительным правом заботиться о нем. Если же чадо ежедневно видит, как его собственной мамой командует бабушка, хаос в детской голове неизбежен. Ребенок не может понять, почему ему нужно слушаться маму и папу, если дедушка и бабушка обращаются с ними, как с младенцами.

Источник:
Системная семейная психотерапия – что это?
Системная семейная психотерапия — особое направление в современной психотерапии. Психотерапевт рассматривает семью, как живой организм, как единое целое, которое по определению больше суммы своих
http://gaverdovskaya.ru/public/old/story746.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES