Система здорового мышления

Здоровое мышление

Сознание и мышление — мощнейшие инструменты, доступные человеку. Здоровое мышление – это путь к успеху и здоровью, улучшению качества жизни. Будущее становится реальностью, когда человек начинает применять позитивное мышление.

Так же, как мы выбираем пищу, благодаря которой наш организм чувствует себя хорошо, можно выбирать и качество эмоций, которые «потребляются» нами каждый день.

Для самооценки и психологического благополучия нет ничего хуже, чем испытывать стойкое чувство вины.

Эксперты рассказали, как справиться с гневом и не наломать дров в спорах на важные и не очень важные темы.

Для медитации вовсе не обязательно идти в зал для йоги или ехать на природу. Заниматься этим можно в любой момент, потому что медитация — не только поза лотоса и ровное дыхание.

Улыбка не всегда выражает теплоту и радость. Она также может быть язвительной или снисходительной. Физиологическая реакция на улыбку зависит от сообщения, которое та несет.

Только на первый взгляд улыбка — нечто непроизвольное и малозначимое. На самом деле это мощнейшее профилактическое средство, способное предотвратить и простуду, и мигрень.

Критика ценна для саморазвития при одном условии — если она конструктивна. С самокритикой так не получается: эмоции берут верх и люди начинают изматывать себя одной претензией.

Британские ученые выяснили, что так называемый оборонительный пессимизм помогает лучше выполнять поставленные задачи и более щепетильно относиться к здоровью.

Чтобы быть успешным, вы должны верить в себя и свою цель. У вас должна быть четкая стратегия, в которой один пункт вытекает из другого.

Согласно исследованиям, правильное дыхание нормализует давление и расслабляет тело. Важно при этом думать на отвлечённые темы.

Мы все время ищем лучших условий для жизни, пытаемся доказать себе и другим, что достойны уважения. Нам важно получать то, что есть у других.

Неоднократно утверждалось, что одиночество является неблагоприятным фактором с точки зрения долгой жизни, причем по степени риска не уступающим алкоголизму и другим вредным привычкам.

Жизнь такова, что избежать стрессов практически невозможно: проблемы на работе, с детьми, личные неурядицы, сложная ситуация в стране, вечная нехватка денег…

Далеко не все люди хотят и умеют мечтать. Есть такие, которые считают мечтания пустой тратой времени. Но большинство из нас все же верят, что в жизни можно достичь чего-то большого.

Жалость — бесполезная трата энергии. Плохие периоды случаются у каждого. Но сколько вы потеряете времени, прежде чем поймёте, что страдание ради страданий — бессмысленное занятие?

«Просто возьми и сделай» – кажется, самый распространенный «рецепт успеха», которым мы делимся с каждым. Но когда это советуют нам, выясняется, что он не работает.

Любовные отношения всегда связаны с сильными чувствами, как позитивными, так и негативными. Даже когда отношения заканчиваются, мы еще долго зависим от них эмоционально.

Умные люди умеют понимать свои эмоции и справляться с ними. Секрет этого умения не только в том, что они для этого делают, но и в том, что они не делают.

Если вы переживаете из-за того, что скажут или подумают о вас окружающие (замечания людей в метро вы тоже не можете оставить без внимания), то этот материал для вас.

Год подошел к концу. Ответьте себе на несколько вопросов: вы улучшила свои навыки? Повысили запасы энергии?

Если вы думаете о подходящем новогоднем подарке близкому человеку, то не ломайте голову слишком долго.

Многие верят, что хорошая погода сопутствует душевному подъему, а дождь погружает нас в депрессию. Но существует ли такая закономерность на самом деле?

Мольберт и краски, исписанная записная книжка или перебор гитарных струн вовсе не обязательные атрибуты творческого человека.

Мы не можем любить и быть любимыми, пока не научимся принимать себя. Не так просто убрать фальшивые маски, принять близких и найти тех, кто ценит нас такими, какие мы есть.

Мы знаем, что в нем запечатлена наша личная история. Оно свидетельствует о нашем способе жить в этом мире, о нашем бессознательном.

ООО «Центр оценки социальных и экологических рисков» + © 2011-18

Уважаемые читатели! Опубликованные материалы на портале health info принесут вам пользу, позволят узнать все о здоровье, но не заменят посещение практикующего врача. Хотим отметить, что администрация не всегда разделяет мнение авторов статей, публикующихся на сайте. Поставить точный диагноз мы дистанционно не сможем, поэтому полностью полагаться на наши публикации нельзя. Вся ответственность за предоставленную в рекламных объявлениях информацию, адреса и номера телефонов лежит на рекламодателях.

Источник:
Здоровое мышление
Сознание и мышление — мощнейшие инструменты, доступные человеку. Здоровое мышление – это путь к успеху и здоровью, улучшению качества жизни. Будущее становится реальностью, когда человек
http://healthinfo.ua/category/zdorovoe_mishlenie

Павел Федоренко

Психолог, специалист по тревожно- фобическим растройствам

Я на личном опыте прошел через тяжелое тревожное расстройство и знаю проблему изнутри

Более 5-ти лет я помогаю другим успешно избавляться от Панических Атак, ВСД, тревоги и страхов с помощью научно-обоснованных методов психотерапии

Кто Я Такой, Чтобы Вы Меня Слушали?

Я знаю что вам приходиться испытывать! Я знаю проблему изнутри! Я на собственном опыте столкнулся с вегетососудистой дистонией, тяжелым тревожно-фобическим расстройством, паническими атаками, агорафобией и навязчивостями.

И я смог справиться.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Внесите свои данные в форму ниже и получите доступ к книге (PDF версия для чтения + Аудио версия для прослушивания), а также серии ценных видеоуроков.

Как избавиться от ужасных панических атак и тревоги

Как освободиться от тревожности, страхов и ВСД

Как очистить свое сознание от навязчивых мыслей

Как избавиться от навязчивых мыслей? Советы психолога

ВСД, лечение. Как избавиться от вегетососудистой дистонии?

Тревожное расстройство, лечение и симптоматика. Как избавиться?

Хотите вернуться к полноценной и здоровой жизни,

в которой нет места для панических атак, ВСД, тревоги, фобий,

навязчивых мыслей и прочих неврозов?

Прямо сейчас откройте лучшие методы и техники работы с невротическими расстройствами, которые уже помогли сотням людей избавиться от своих проблем раз и навсегда!

Ваши данные никогда не будут переданы 3-м лицам.

© 2018. Павел Федоренко. Все права защищены.

ИП Федоренко Павел Алексеевич, ОГРН 312645130400028

Источник:
Павел Федоренко
Павел Федоренко — психолог, сертифицированный специалист международного уровня в области лечения панических атак, неврозов и вегетососудистой дистонии
http://fdrk.ru/

Система мышления Эдварда де — Боно

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологию в процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — "Водная логика", "Латеральное мышление", "Научите себя думать", "Рождение новой идеи", "Серьёзное творческое мышление", "Шесть шляп мышления", "Я прав — вы заблуждаетесь".

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, "Механизм разума", в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — "он наполовину полон, и он — наполовину пуст". Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцветунауки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп. Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается "объять необъятное" — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос, из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно "надевают шляпы" одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;

Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;

Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпениядля своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышления Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Источник:
Система мышления Эдварда де — Боно
Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности,
https://samopoznanie.ru/schools/sistema_myshleniya_edvarda_de_bono/

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ОБЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ОБЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Статья Шаповаловой О.А.doc..doc

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача– забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма». В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) так сказал о здоровье: «Вообще 9 /10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него ре­шительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента — при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу — это поистине главное условие человеческого счастья».

В медицине здоровье понимается как способность организма компенсировать патологические процессы, постоянно зарождающиеся в организме каждого из нас. При этом уровень здоровья определяет исход патологического процесса (выздоровление или смерть).

В уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).

Следует различать два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Гиппократ в понятии «здорового образа жизни» специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезнью»), Демокрит в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков ОБЖ по формированию культуры здоровья. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном) учитель стремится создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использует учебный материал для популяризации здорового образа.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная); использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ :

— стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

— учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

— показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных направлений формирования культуры здоровья:

— выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;

— формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.; воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;

— выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;

— формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья и т.п. как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?

Необходимо организовать ЗОЖ опираясь на следующие принципы:

1. Принцип ответственности за свое здоровье. Только разумное отношение к нему позволяет человеку долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.

2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.

3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: генотипические факторы, психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.

4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24-36 часов.

5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха.

Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно». В природе жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. Это относиться практически ко всем системам организма и к организму в целом.

6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности.

Осознанное отношение человека к организации своего труда и отдыха требует научиться правильно работать и правильно отдыхать. Планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему, в которой «сегодня» — это продолжение «вчера» и начало «завтра». В этом отношение актуальны слова Л.Н. Толстова: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высокими».

7. Принцип «сегодня и всю жизнь».

Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.

8. Принцип валеологического самообразование.

Цель формирования ЗОЖ — совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своих организма и личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья.

Таким образом, обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым.

Программа и организация здорового образа жизни конкретного человека должны определяться:

— индивидуально-типологическими наследственными факторами;

-объективными социальными и общественно-экономическими условиями;

-конкретными обстоятельствами жизнедеятельности, в которых, осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

-личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением, культурой человека и степенью их ориентации на здоровье и ЗОЖ.

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, основными особенностями которой должны быть:

-затрата определенных времени, физических и душевных сил;

-ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Цель обучения учащихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ — формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества; формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:

-просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;

-выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, нарисуй плакат, рисунок, сочини правдивую рекламу, подготовь проект);

— проведение социологических опросов, анкетирование.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

В программе общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 2010 года под редакцией А.Т.Смирнова на изучение раздела 3 «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах, отведено 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

На мой взгляд, этого количества часов явно недостаточно:

-формирование ЗОЖ в школах носит характер акций, разовых мероприятий, нет целостной системы, целостного подхода, должна быть постоянная системная работа;

— отсутствует система критериального оценивания формирования ЗОЖ;

— высокий объем учебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм;

— существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников — 75-85%;

— невежество родителей и их детей. Отсутствие доверия, взаимопонимания эмоциональных связей между детьми и их родителями по вопросам здоровья;

— значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

Поэтому в начале учебного дня и на уроках необходимо проводить физминутки. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

На первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Обязательны упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» — только такой мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здоровой личности.

1. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003.

2. Баль Л.В., Барканова С.В.. Формирование здорового образа жизни российских подростков — М.: Владос, 2003.

3. Вайнер Э.Н.ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2009, №3.

4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2010, №1.

5. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью. -Воспитание школьников. – 2008, №8.

6. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников.- Народное образование. – 2006, №8.

7. Смирнов А.Т. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа 5 – 11 классы . М., Просвещение, 2010.

8. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся. — М., 2004.

Источник:
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ОБЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Скачать: Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ОБЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
https://infourok.ru/statya-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-urokah-obzh-v-usloviyah-realizacii-fgos-248191.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

CATEGORIES