Роль общения

SmartPsyholog Умная психология

Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, ни шерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы или охоты. Корень слова "общение" тот же, что и слова "сообща". Объединение усилий заменило людям недостающую физическую мощь.

Внутривидовое общение – это, прежде всего, решающее условие выживания любого вида животных. Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения – установление общности – остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.

Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие – все это поистине вечные задачи общения. Итак, еще одна его функция – самоопределение индивида в его мыслях и поступках.

Много лет назад ученых интересовал вопрос: способность к общению является врожденной или приобретенной?

Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Еще Л. С. Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув и месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. Именно на звук голоса, а не на звук вообще. Спустя неделю-другую он начинает давать ответную голосовую реакцию не только на материнскую, но и на любую человеческую речь. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется так называемая реакция оживления: он поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ножками и ручками, пытается улыбаться.

Московский психолог О.В. Баженова провела такой эксперимент: взрослый наклоняется над младенцем со специально отрепетированным "индифферентным" выражением лица. Делая это первый раз, экспериментатор, как правило, встречает обычную реакцию оживления со стороны младенца, но намеренно сохраняет безучастный вид. Во второй или последующие разы проведение такого эксперимента вызывает плач младенца: он протестует против "необщения" с ним. Кто научил его этому? Должно быть, сама природа. Способность к общению у человека, по-видимому, врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием [5, с. 8-14].

Теперь дадим определение понятию "общение".

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [14, с. 511-519].

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Источник:
SmartPsyholog Умная психология
Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода
http://www.smartpsyholog.ru/smarts-1000-1.html

Общение и формирование личности

В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и попытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим фактором и вместе с тем, что нужно делать, чтобы усилить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача надуманна и что она не заслуживает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляется, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии — а под ее влиянием и в педагогике — утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности2, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень односторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Утверждая так, они допускали две неточности: во-первых, сужали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факторов, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулируемую столь же определенными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т. п. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.

Если процесс этого развития рассматривать не односторонне и оценивать его реально, то сразу окажется, что предметная деятельность человека во всех ее модификациях и его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может существовать без другой.

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как известно, в подавляющем числе случаев требует постоянного взаимодействия людей в форме общения. И от того, как протекает, как организовано общение, зависят результаты предметной практической деятельности занятых ею людей. В свою очередь ход и результаты этой деятельности постоянно и неотвратимо воздействуют на многие характеристики коммуникативной деятельности вовлеченных в предметную деятельность людей.

И на формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность и деятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

На это их совокупное воздействие на личность обратил внимание еще А. С. Макаренко, когда подчеркивал, что труд сам по себе — в известном смысле процесс воспитательно нейтральный. Он одинаково может воспитать как коллективиста, так и индивидуалиста. Все дело оказывается в том, как связаны между собой люди — участники трудового процесса, образно говоря, работают ли они просто рядом или трудятся в полном смысле вместе по принципу «все — для одного и один — для всех».

Если продолжать эту, как мне кажется, очень правильную мысль А. С. Макаренко и распространять ее на другие области жизнедеятельности человека — на его быт и отдых, то и в этом случае характер протекания общения (его содержание и формы) в семье, с товарищами по совместному отдыху, а также с людьми, входящими в его более далекое окружение, — продавцами в магазине, спутниками в поезде и т. п. — будет определенным образом «работать» на развитие тех или иных качеств его личности.

И очевидно, если моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, будут не совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их личности будет носить более или менее противоречивый характер и формирование цельной личности у каждого из них будет затруднено.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, когда с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его активности при этом вызывают — от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общения как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, и т. п., какие чувства появляются у него, когда он видит их дела, их поступки,— все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности — явлений природы, социальных событий, групп людей и пр..

Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества — все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.

Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характеристик его кругозора, его умения обращения с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение в еще большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его не просто способным жить среди людей, сосуществовать с ними, а подняться до претворения в своем повседневном поведении принципов, содержащихся в кодексе строителя коммунизма.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответствии с принципом «человек человеку — друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям — товарищам по общему делу как к высшей ценности, а с другой стороны, предваряемое развитием у него круга нужных для успешного взаимодействия с другими людьми специальных психологических знаний, умений и навыков, делающих его знатоком других людей.

Организация общения в соответствии с принципами подлинного гуманизма предполагает как в труде во всех его проявлениях, так и в быту сочетание высокой требовательности к человеку с большим уважением к нему, коллективизм в больших и малых делах, доброжелательность по отношению к людям.

Упражнение человека в отвечающем этим принципам поведении при взаимодействии его по разным поводам с другими людьми — и с теми, кто составляет его ближайшее окружение, и с теми, кто входит лишь в его далекое окружение, — оказывается плодотворным, если семья, дошкольные и школьные учреждения, общественные организации, членом которых он является, а затем и другие коллективы (производственные, самодеятельные и иные) одновременно и словом, и делом постоянно внушают ему, что люди — это главное богатство нашего общества, его непреходящая ценность.

Вместе с тем для того чтобы каждый человек был способен к отвечающему высоким принципам действительного гуманизма общению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определенной психологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

Как показывают наблюдения ученых, а также педагогическая практика, все три названных элемента существуют в теснейшей связи друг с другом. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказывается на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают, и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди и какой стиль поведения они избирают, общаясь с ним. И поведение человека по отношению к другим людям обычно более или менее явно сигнализирует, как он «прочитывает психологию» этих людей и какие чувства они у него к себе вызывают.

Может показаться, что правильному пониманию других людей специально научить человека невозможно, как невозможно развить у него способность эмоционально неодинаково откликаться на разные категории людей и выбирать по отношению к ним такие способы обращения, которые, с одной стороны, отвечали бы моральным нормам нашего общества, а с другой — более подходили бы к психологии этих людей, что все эти особенности, проявляющиеся у человека в общении и обслуживающие это общение, формируются у него только стихийно.

Представляется, что думать подобным образом — значит очень однобоко понимать причинно-следственные зависимости, которые определяют специфику развития человека не столько как объекта, сколько как субъекта познания других людей, субъекта целенаправленного общения с ними.

Как известно, у кого нет идей, тот не видит и фактов. Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступками, а также с окружающей действительностью, делает этих людей более зрячими по отношению к личностной сути и, так сказать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходится взаимодействовать.

Третий путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, необходимых для общения с другими людьми в соответствии с требованиями коммунистической морали, состоит в формировании у него способности сопереживать другим людям — близким, товарищам по общему делу, соотечественникам, идейным единомышленникам.

Воспитание этой сугубо социальной способности, которое прежде всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, — процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему на помощь.

И, наконец, четвертое направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано,— это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными, придирчиво язвительными — это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель — всесторонняя воспитанность личности — полностью достигнута не будет.

Хотелось бы поднять еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодействовать с другими людьми на психологически грамотном уровне, — это формирование у него установки на творчество в общении. Человек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм в общении и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.

К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увеличения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, обладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характеристик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся, поиск воспитательно оптимальной организации общения при выполнении людьми различных видов деятельности; создание надежного диагностического инструментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».

Из всего рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетливо видно, насколько тесно общение, как деятельность и формирование личности связаны друг с другом. Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут своего освещения.

Представляется, что осуществление этой работы из-за ее очевидной теоретической и практической значимости является для отечественных психологов и педагогов таким делом, затягивать выполнение которого никак нельзя.

Источник:
Общение и формирование личности
В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят
http://psyera.ru/3122/obshchenie-i-formirovanie-lichnosti

Роль общения

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

· подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

· передаем информацию сознательно или бессознательно;

· выражаем свои эмоции и чувства;

· регулируем ход разговора;

· контролируем и воздействуем на других лиц;

· восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуемо нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”.

Источник:
Роль общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном
http://www.neopsyhology.ru/neopss-1159-1.html

Роль общения в психическом развитии младенца

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и при­митивность, первая форма общения, непосредственно-эмоциональная, играет исключительно важ­ную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глу­бинные основания личности. Одно из них — выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первичная форма са­мосознания проявляется в положительном эмоциональном са­моощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стрем­лении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от ка­чества общения взрослого.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к не­му, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он осознает себя как субъекта общения и обращения взрослого. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обра­щенность к нему близкого человека. Он чувствует, что взгляд, улыбка, слова взрослого направлены именно на него. Поэтому его представление о себе неразрывно связано со взрослым и его отношением. Его самоощущение отражает отношение взросло­го. Взрослый как бы является зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно само­ценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, движения, мимику.

Также было установлено, что приблизительно в первый год жизни у младенца развивается особая эмоциональная привязанность к тому, кто о нем заботится,— как правило, к матери. Если их привязанность друг к другу достаточно крепкая, ребенку впоследствии будет легче ладить с окружающими по сравнению с теми детьми, у которых отсутствовала подобная близость с матерью. Считается, что такая привязанность ребенка к матери должна сформироваться до трех лет.

Но что, если ребенок не получит необходимого внимания в этот решающий период, когда его мозг наиболее восприимчив к влиянию извне? Вот что по этому поводу сказала Марта Фаррелл Эриксон, которая в течение 20 лет наблюдала 267 матерей и их детей: «Недостаток внимания медленно, но верно разрушает душевное равновесие ребенка, отбивая у него всякое желание и потребность общаться с другими людьми и знакомиться с окружающим миром».

Желая наглядно показать, к каким серьезным последствиям приводит недостаток эмоционального общения, психиатр Брус Перри из Техасской детской больницы сказал: «Если бы меня спросили, что было бы страшнее для шестимесячного ребенка: сломать ему все кости или в течение двух месяцев игнорировать его эмоциональные потребности, я бы сказал, что первое было бы для него более гуманным». Почему? Как считает Перри, «кости могут срастись, но вот если ребенка на два месяца лишить важнейшей стимуляции деятельности мозга, это навсегда нарушит его мозговые функции». Не все согласятся с тем, что вред в этом случае столь непоправим. И все же, как показывают научные исследования, положительная эмоциональная среда крайне необходима для полноценного развития ребенка.

По словам некоторых врачей, сегодня становится все больше детей, которые не плачут и не улыбаются. Это явление названо вынужденной беспомощностью и обусловлено тем, что если потребность ребенка в общении постоянно игнорировать или неверно истолковывать, в конце концов он замкнется в себе.

Если не использовать возрастную восприимчивость ребенка, участок мозга, ответственный за умение сопереживать, может не развиться. В случае, когда об эмоциональных потребностях ребенка никто не заботится, его способность к сочувствию может быть безвозвратно утрачена. По мнению ученных, злоупотребление наркотиками и алкоголем, а также насилие в подростковом возрасте нередко является результатом эмоциональных травм, полученных в ранние годы.

Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым в первом полугодии оказывает решающее влияние на появление хва­тательных движений и предметных действий ребенка. В 4—5 ме­сяцев у большинства детей возникают первые целенаправленные

хватательные движения — акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.

Экспериментальные работы, приведенные выше, убедитель­но показывают, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: «добавка» такого общения приводит к су­щественному возрастанию интереса к предметам и повышению познавательной и двигательной активности детей, направлен­ной на предмет. Недостаток эмоционального, личностного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ре­бенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсут­ствие познавательных интересов.

Акт хватания, возникающий в конце первого полугодия, от­крывает новый период младенческого возраста, в котором воз­никают новая, манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым.

Источник:
Роль общения в психическом развитии младенца
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и при­митивность, первая форма общения, непосредственно-эмоциональная, играет исключительно важ­ную и даже ключевую роль для дальнейшего разв…
http://agespsyh.ru/detskaya-psikhologiya/68-rol-obshhenija-v-psihicheskom-razvitii-mladenca.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES