Пути выхода из конфликта

Конфликт и пути выхода из него

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки, действия, и нередко они противоречат друг другу. Создаётся конфликтная ситуация.

Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностью группы.

Чтобы найти способы разрешения конфликта нужно рассмотреть следующие задачи:

Этапы конфликта и причины его возникновения

Предмет и объект конфликтной ситуации

Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Конфликтология — наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов методах и способах их разрешения и предотвращения, а также преодоления их отрицательных последствий и использования конкретных элементов в целях повышения эффективной деятельности социальных систем.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Когда конфликт в организации неуправляем – это может привести к деградации коллектива и организации в целом. Большинство ассоциирует конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной. В результате есть мнение, что конфликт по возможности необходимо избегать или немедленно разрешить.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ,

Субъект – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов (он ещё называется оппонентом)

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу. Стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний.

Структурные элементы конфликта.

Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк выделяют 4 типа конфликтной ситуации:

объективная целенаправленная — вводятся формы обучения

объективная нецеленаправленная — потребность в обучении развивается в противоречии с возможностями

субъективная целенаправленная — человек идёт на конфликт, чтобы решить проблему

субъективная нецеленаправленная — один инструмент и два претендента.

Но далеко не каждая спорная конфликтная ситуация ведёт к конфликту. Должен быть ИНЦИДЕНТ.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

КС – конфликтная ситуация

Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк выделяют 3 типа инцидентов и возможных поведений конфликтующих сторон:

Инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс.

Инцидент как желание уйти от конфликта – делая вид, что ничего не произошло.

Инцидент как сигнал к открытому противостоянию.

Таким образом, инцидент может существовать:

— во внешней открытой форме (ссора, кризис)

— во внутренней психологической форме

Объект конфликта – это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Выявление основного объекта – важное условие для разрешения любого конфликта.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНФЛИКТА.

Возникновение конфликтной ситуации

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

Начало открытого конфликтного действия

Развитие открытого конфликта

Разрешение конфликта (исход)

Конфликты возникают там, где люди не могут реализовать свои цели. Появляются напряжённость, неудовлетворённость, растерянность. Часто, чтобы найти пути решения, нам не хватает эмоциональной зрелости, человеческой мудрости; часто не можем решить, что важнее отношения (дружба) или достижение цели (победа)?

Вот основные причины конфликта:

Психологическая – чувство обиды, зависти, несовместимость характеров

Противоречивость цели – нечёткое распределение прав и обязанностей.

Ограниченность ресурсов (материально-людских)

Противоречие между функциями, обязанностями работника и тем, что он должен делать по требованию руководителя.

Необоснованное, публичное порицание одних и незаслуженная похвала других

Неблагоприятные физические условия (шум, жара, холод).

В зависимости от участников:

— межличностный (самый распространенный)

— внутриличностный – когда требования, предъявляемые к человеку, не согласуются с его личностными потребностями

— между личностью и группой – когда личность занимает позицию отличную от позиции группы

По характеру причин:

По сфере общественной жизни:

По времени протекания:

По сфере приложения:

— конструктивные (деловые, созидательные)

— деструктивные (личностные, разрушительные)

По психическому состоянию сторон:

По степени проявления:

— скрытый – когда люди скрывают своё противоборство

— открытый – это конфликт явный, на лицо столкновения

— познание друг друга участниками контакта (своих интересов и интересов другого)

— ослабление психической напряжённости

— стимуляция активности человека

— улучшение качества деятельности

— повышение авторитета в случае правильного поведения

— развитие личности (выполняет диагностическую роль)

— устранение противоречия в функционировании группы

— толчок к изменению и развитию системы (дорога к инновациям)

— стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)

— ухудшение качества индивидуальной деятельности

— закрепление социальной пассивности

— нарушение межличностных отношений

— ухудшение социально-психологического климата

— ухудшение качества совместимости деятельности (непонимание друг друга)

— снижение сплоченности группы

— угроза жизни и здоровью людей.

Участие в конфликтной ситуации предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Это может вывести из равновесия и психологические и физические функции организма.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

К.Томас и Р.Келлман выделяют 5 основных зависимостей от того:

— насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя (ось X)

— насколько они заинтересованы (не заинтересованы) в том, чтобы другие получили определенные преимущества в конфликте (ось Y)

Конкуренция (принуждение противоборства) – это высокая настойчивость на своём любой ценой.

Компромисс – здесь действия направлены на поиск решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны, то есть, уступая в чём-то своём в обмен на уступки другого.

Уклонение – это перевод разговора в другое русло.

Сотрудничество (решение проблемы) – это признание различия во мнениях и готовность знакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон.

Приспособление (уступчивость) – это уступка ради другого человека, жертва своими взглядами, действия направлены на сохранение благоприятных отношений.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликта играют следующие факторы:

— адекватность отражения конфликта;

— открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

— создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

— определение сущности конфликта.

АДЕКВАТНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента.

К типичным искажениям восприятия относятся:

1) «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.

2) «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не означает таких, же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

3) «Двойная этика» — даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, всё равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

4) «Всё ясно» — очень часто каждый из партнёров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причём так, чтобы это подтверждало общие представления о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнёра наоборот плохи и неадекватны.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнёры испытывают так называемую смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость, или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой – у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоотношениях, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.

Вывод: Если искажение восприятия чрезмерно велико возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзяточности, потому что ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнёра, не замечая никаких других чувств с его стороны.

Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнёр настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнёр переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было и неверным, немедленно подтверждается. Зная в подобных представлениях, в конфликтах, постарайтесь внимательно проанализировать свои ощущения в конфликтных ситуациях: не возникают ли подобные искажения и у вас, когда вы пытаетесь разрешить тот или иной конфликт.

ОТКЫТОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН.

Это основное условие конструктивного разрешения конфликтов, однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотней пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что собственно происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе.

Хорошо бы если бы каждый из противников мог, хотя бы частично сообщить другому следующее:

— Что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

— Каких реакций я жду со стороны другого?

— Что я собираюсь предпринять, если партнёр ведет себя не так, как я ожидаю?

СОЗДАНИЕ КЛИМАТА ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА.

Конфликт разрешается успешно, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели объединяет партнёров, позволяет открывать новые дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликта.

Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных ситуациях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КОНФЛИКТА.

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средство для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнёры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

1)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

А) Как я понимаю эту проблему? Какие действия, и какие поступки партнёра привели к возникновению и закреплению конфликта?

Б) Как мой партнёр видит проблему? Какие мои действия, по его мнению, лежат в основе конфликта?

В) Соответствует ли поведение каждого из нас в сложившейся ситуации?

Г) В каких вопросах мы с партнёром расходимся?

Д) В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различий между ними.

2)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА.

Даже, если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведении, всё равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их.

А) Нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым.

Б) Нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы.

В) Необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3)ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

А) Что я мог бы сделать для разрешения конфликта?

Б) Что мог бы сделать для этого мой партнёр?

В) Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4)СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ ИЗ КОНФЛИКТА.

Принимая это решение, необходимо учитывать возможное последствие каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнёров могут привести к желательному результату:

А) Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей в разрешении конфликта?

Б) Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

В) Какой из способов разрешения конфликтов вызывает у вас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5)РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

6)ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УСИЛИЙ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.

Не существует универсальных приёмов позволяющих справиться с любой ситуацией. Единственным нашим «средством» является наша личность.

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий, интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Когда конфликт доходит до крайней стадии, с ним уже трудно справиться.

Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что группа или личность развиваются.

И зарубежные (К. Томас), и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, уровень нанесенного ущерба, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, особенности трудовой атмосферы в коллективе, специфика управления коллективом.

Волкова Н.В., Волков Б.С. «Конфликтология» Москва, 2000г.

Гришина Н.В., «Психология конфликта» С-Петербург, 2000г. 464 с

Громова О.Н. «Конфликтология» Москва,2000г. 320 с.

Давыдов В.В., Запорожец А.В., Зинченко В.П. «Психология и педагогика» Москва, 1999г.

Дмитриев А.В. «Конфликтология» Москва, 2000г.

Журавлёва А.Л., «Социальная психология» Москва, 2002г.

Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова «Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления» Москва,2007г.

Источник:
Конфликт и пути выхода из него
Понятие конфликта. Виды конфликта. Этапы конфликта и причины его возникновения. Функции конфликта. Предмет и объект конфликтной ситуации. Участники конфликта.
https://xreferat.com/78/405-1-konflikt-i-puti-vyhoda-iz-nego.html

Конфликты, их виды, пути выхода из конфликтов (стр

Конфликты, их виды, пути выхода из конфликтов (стр. 2 из 4)

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

3.Способы выхода из конфликта.

Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

· адекватность отражения конфликта;

· открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

· создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

· определение существа конфликта;

· выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

а) Адекватное восприятие конфликта.

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

“Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

“Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодование реагирует на его действия.

Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.

“Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера — наоборот, плохи и неадекватны.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нему, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

б) Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон

Общение — это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

Контроль эмоциональной сферы

Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справиться с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь противника.

Хорошо, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:

· что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

· каких реакций я жду со стороны другого?

· на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Преодоление страха в конфликтной ситуации

Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае.

Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавиться от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, который при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.

Преодоление конфликтов посредством общения

Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И тогда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания или обиды общение вообще прекращается.

Источник:
Конфликты, их виды, пути выхода из конфликтов (стр
Содержание Понятие «конфликт» 2 стр. Виды 4 стр. Способы выхода из конфликта 6 стр. Приемы эффективного взаимодействия в ситуации конфликта 11 стр. 5. Список литературы 15 стр.
http://mirznanii.com/a/201909-2/konflikty-ikh-vidy-puti-vykhoda-iz-konfliktov-2

Пути выхода из конфликта

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Пути выхода из конфликта.

C конфликтами в жизни встречались мы все. И чаще всего мы воспринимаем конфликт как что-то очень негативное. У людей слово ‘конфликт’, как правило, ассоциируется со словами: ‘ссора’, ‘драка’, ‘скандал’, ‘война’. Реальность же не настолько печальная, и если внимательнее присмотреться, в конфликте можно найти и позитивные моменты. И здесь речь идет не только о возможности высказаться и, таким образом, снять напряжение.

Кардинальным (принципиальным) значением в вопросе разрешения конфликта является выбор стратегии выхода из него, что зависит от различных факторов: личностные особенности оппонента, уровень нанесенного ущерба, статус оппонента, возможные последствия и т.п. Можно выделить пять основных стратегий выхода из конфликтной ситуации:

Конкуренция, т. е. соперничество, заключается в навязывании противоположной стороне предпочтительного решения для себя. Такой стиль поведения может использовать человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью.

Компромисс как стратегию выхода из конфликта необходимо применять в случае, когда стороны хотят достичь согласия, урегулировать отношения.

Стратегия избегания обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и нет необходимости отстаивать свои права.

Стратегия приспособления заключается в том, что стороны действуют совместно, отстаивая при этом собственные интересы, в целях сглаживания конфликтной ситуации и восстановления стабильной рабочей обстановки.

Компромисс — стратегия, с помощью которой участники конфликта приходят к согласию через взаимные уступки и удовлетворение своих интересов только частично.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

• ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

• учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

• учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

• осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

Какими бы нудными или мелкими ни казались вам детские ссоры, по возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан. Очень важно научить детей договариваться, находить компромиссы, искать возможные варианты поведения. Даже если конфликт уже разгорелся, ребенку нужно показать, как исправить то, в чем он был не прав, и обсудить, как можно было поступить по-другому, чтобы всем было хорошо.

Не забывайте о личном примере. Если вы сами договариваетесь и находите компромиссы во время семейных конфликтов, то ребенок также научится это делать.

Давайте еще раз проговорим основные этапы разрешения конфликта, которые мы рассматривали в первой главе. Итак, когда вы обсуждаете с ребенком его ссору с другом, обратите внимание на следующие моменты.

1. Вы должны озвучить проблему, дать ей название.

• При этом вы учите ребенка использовать я-сообщение: «Я расстроен, нервничаю, мне обидно». Спросите его: «В чем твоя проблема в данной ситуации?»

• Останавливайте ребенка, если он начинает обобщать или использовать унижающие характеристики. Никакого «снежного кома» – он решает конкретную проблему, при этом не вспоминает прошлого и не прогнозирует будущее, не занимается никакими сравнениями.

• Подчеркните, что решение должно быть подходящим для обоих: «Вам с другом вместе с этим жить». Тут нет ни победителей, ни проигравших.

«Теперь посмотрим, какое решение самое лучшее. Нам надо выбрать то, которое подходит и тебе, и твоему другу».

3. Выбор лучшего решения.

«Ты думаешь, этот путь решит вашу проблему? Это сработает?» При этом важно подчеркнуть, чтобы ребенок смотрел на это решение как на этап, а не как на окончательный выбор: «Попробуйте, будет ли это работать, решит ли это вашу проблему».

4. Разработка конкретных шагов по внедрению решения.

Четко определите, кто, когда и что делает, чтобы решение работало, установите сроки и конечный результат.

5. Оценка результата.

В ходе выполнения решения необходимо проверять, все ли довольны принятым решением, как выполняется договор.

Предложите ребенку разыграть его недавнюю ссору с ровесником, со взрослым. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».

Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое детей. Также нужны две монеты или два камешка.

Каждый из детей ищет партнера, с которым они до сих пор мало общались. После того как партнер найден, участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать.

У каждой пары есть 3 минуты на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

3. Музей скульптур.

Это упражнение учит сотрудничать, договариваться и доверять другим.

Группа детей делится на тройки таким образом, чтобы в них были ребята примерно одного роста. Ведущий объясняет первое задание. Нужно втроем уместиться на листе картона (формат А4), не задевая при этом пола. Также нельзя опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга.

Всем тройкам дается 3 минуты, чтобы подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания картон трогать нельзя.

После этого участники пытаются встать на картон, найдя такую позу, в которой они смогут простоять 2 минуты. Ведущий следит за тем, чтобы никто не касался ногами пола.

После этого дети несколько минут обсуждают, понравилось ли им задание, что было трудным, что привело к успеху.

Затем все снова возвращаются к своим листам. Задача остается той же, но теперь нужно подумать, как встать на лист таким образом, чтобы получилась скульптура – интересная, красивая, вдохновенная. На подготовку дается 3 минуты.

Тройки пытаются воплотить свои замыслы, проверяя, смогут ли они выдержать в задуманных позах минуту (6–8 минут).

Какая-то часть команд выполняет задание, а другая прогуливается по «музею» и разглядывает скульптуры (5 минут). После этого команды меняются ролями.

Коротко о главном

• Научите детей решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.

• Помните, не каждый из наших учеников станет математиком или физиком, но каждый из них будет жить среди людей.

• Какими бы незначительными вам ни казались детские ссоры, по возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан.

• Сотрудничать и договариваться нужно учиться на практике, в реальном общении.

• Если вы сами договариваетесь и находите компромиссы во время конфликтов, то ребенок тоже научится это делать.

Кодекс поведения в конфликте.

1.Дайте партнеру “выпустить пар”.

Если он раздражен и агрессивен следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.

Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии.

Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.

3.Сбивайте агрессию неожиданными приемами.

Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент (“В гневе вы еще красивее. Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации. ”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.

Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

4.Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”.

Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше скажите:

“ Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.

5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.

Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.

Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).

7. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”.

Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.

8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.

Кажется, что все понятно, и все же: “Правильно ли я вас понял?”, “Вы хотели сказать. ”, “Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет”. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

9. Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”.

Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не “потерять свое лицо”.

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11. Ничего не надо доказывать.

В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.

Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытаитесь сделать единственное — замолчите. Не от “противника” требуйте: “Замолчи. Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего.

Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

13. Не характеризуйте состояние оппонента . Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: “Ну вот, полез в бутылку! . А чего ты нервничаешь, чего злишься. Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

14. Уходя, не хлопайте дверью.

Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. 15. Говори, когда партнер остыл.

Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

16.Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Выразите свое уважение и расположение к конфликтующему, и выскажите соглашения по поводу возникших трудностей. И если вы сохраните отношения и дадите ему “сохранить свое лицо”, вы не потеряете его как будущего друга или партнера.

утверждают: из любой спорной ситуации есть выход

Источник:
Пути выхода из конфликта
Cкачать: Пути выхода из конфликта
https://infourok.ru/puti-vihoda-iz-konflikta-981573.html

Пути выхода из конфликтов

1. Реставрация.Ее смысл — в возвращении общества к доконфликт-ному состоянию. Конечно, возвращение буквально к прежнему состо-янио общества невозможно. Речь идет о прежних формах социальной жизни, социальных институтах, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации. Классический пример такого пути — рестав­рация во Франции в XIX в., возвращение Бурбонов, но с признанием прав нового класса — буржуазии и новых социальных отношений, сложившихся в ходе революционных преобразований и закрепленных в кодексе Наполеона.

2. Невмешательство (выжидание).Его сутъ — в надеждах власти на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и про­волочек реформ, топтания на месте. В закрытом обществе, да еще отя­гощенном грузом нерешенных проблем — это опасный путь. В откры­том обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, путь невмешательства при определенных условиях может быть плодотвор­ным.

3. Обновление.Это активный выход из конфликта путем отбрасы­вания, отказа от старого, развития нового. Для реализации этого пути необходимо видеть перспективу, чувствовать рождающееся новое, иметь волю и решимость к изменениям, уметь планировать, выполнять на­меченное.

Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в опреде­ленных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегиявыхода из социального конфликта должна за­ключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невоз­можно по причине инертности человеческого сознания. Следует пре­дусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым ста­рым ценностям и формам.

Глава 12. Социальные конфликты

Схема 12.6.Цели разрешения конфликтов

170________________________________________ Глава 12. Социальные конфликты

Цели разрешения конфликтов:

• изменение соотношения сил социальных групп, классов; в Рос­

сии, например, это связано с созданием среднего класса как наи­

более деятельного, мобильного, предприимчивого, имеющего

определенные доходы и собственность (а следовательно, ответ­

• модернизация политической и экономической системы, т. е. из­

менение старых форм, реформа социально-политических и эко­

• нахождение нового равновесия в национальных отношениях;

• разрешение религиозного противостояния;

• борьба с сепаратизмом, терроризмом.

Кроме общей стратегии для разрешения конфликта следует наме­тить цели и средства. Реализация любого пути разрешения социаль­ного конфликта предполагает наличие плана или программы, в кото­рых учитываются цели и средства, а также намечается комплекс мер по выходу из кризиса.

Глава 12. Социальные конфликты

Схема 12.7.Средства разрешения конфликтов

172_______________________________________ Глава 12. Социальные конфликты

Современное общество и государство имеют в своем распоряжении большой набор средств разрешения самых разнообразных конфлик­тов.

Источник:
Пути выхода из конфликтов
1. Реставрация. Ее смысл — в возвращении общества к доконфликт-ному состоянию. Конечно, возвращение буквально к прежнему состо-янио общества невозможно. Речь идет о прежних формах социальной жизни,
https://lektsii.org/9-66955.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES