Психология отношений в коллективе, плюсы и минусы
Вторая семья – вот как многие называют коллектив на работе. Он достоин этого права, ведь от отношений в нем зависит не только успех всей компании, но и собственная карьера.
Если удачный предприниматель хочет процветания своей фирмы, необходимо проявлять внимание к рабочему коллективу. Нужно им построить такой порядок, чтобы с психологической точки зрения им было комфортно находиться на работе.
Как проверить: хороший ли и дружелюбный ли коллектив? Достаточно посмотреть, как часто меняются кадры. Человек не будет уходить с работы, если там его все устраивает. Несомненно, что на это влияет и сфера деятельности, и заработная плата, но самое основное – это отношения с коллегами. Считается, что у мужского и женского коллектива совсем разные приоритеты на работе.
Это нормально, ведь интересы и психология у них разная. Мужчины – добытчики, и им всегда самым важным в работе будет являться оплата труда, а вот для женщин намного важнее режим дня. Работодателям лучше учесть это. Им же только на руку будет благоприятная атмосфера в коллективе, ведь она поднимает им настроения, тем самым улучшая трудоспособность.
Полезные советы для руководителя, чтобы создать хорошие отношения в коллективе
- Уверенность в себе – вот, чем должен обладать любой лидер. Помните, никто не должен усомниться в вашей образованности.
- Сократите или уберите из лексикона употребление фраз: «не знаю», «не умею» или «не получается». Их употребление уже внушает недоверие к человеку. Говорите их только тогда, когда причина на то действительно весомая.
- Учитесь давать распоряжения не в виде приказов, а в виде вопросов. От криков у человека снижается самооценка, а им очень важно чувствовать себя нужными. Например, можно сказать: «Елена, могли бы вы сегодня к вечеру сдать отчет?»
- Тоже самое относится к критике. Конечно, показывать ошибки надо, но не криком, а спокойным голосом. Подчиненные не должны вас бояться, им надо просто вас уважать. На этом правиле и строятся хорошие отношения с работодателем. Перед тем, как тыкать на ошибки, похвалите человека, а потом уже показывайте, как было бы лучше. Тогда у него и возникнет желание к самосовершенствованию.
- Остерегайтесь сплетен. От них никто не застрахован, особенно начальники. Ведите себя скромно с подчиненными, не говорите лишнего. Злые языки из мухи слона развить могут, помните. И главное для хороших отношений в коллективе – это улыбка.
Чаще улыбайтесь, ведь это так располагает людей к человеку. Вторая семья – вот как многие называют коллектив на работе. Он достоин этого права, ведь от отношений в нем зависит не только успех всей компании, но и собственная карьера.
Источник:
Психология отношений в коллективе, плюсы и минусы
Психология отношений в коллективе, полезные советы для руководителя.
http://mypsichology.ru/psixologiya-otnoshenij-v-kollektive-plyusy-i-minusy.html
Содержание и структура психологии коллектива
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
Производственный коллектив — типичный представитель организованной социальной группы. Его субъект-объектная структура включает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.
Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу». Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений. К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.
Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.
Психодогический климат производственного коллектива определяется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.
Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и задачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в деловых и межличностных контактах.
В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
— высокая сплоченность (ниже — подробнее);
— коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития;
— коллективистская интеграция (ниже — подробнее);
— социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
— высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
— высокая объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологических закономерностей, которые качественно отличаются от закономерностей в группе низкого развития. Так,
— с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;
— отсутствуют резкие противоречия между групповыми и индивидуальными интересами;
— имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;
— создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.
Одно из важных понятий, характеризующих трудовой коллектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллектива — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:
— уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;
— степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;
— сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;
— ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;
— совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;
— кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;
— демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;
— принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;
— осуществление делового (формального) общения как неформального: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;
— позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;
— встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая», празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;
— конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле партнерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:;
— достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;
— отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом коллективе и неформальных лидеров.
Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:
— привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;
— сходство взглядов, установок, ценностей;
— сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;
— характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия ими общей (кооперативной и конкурентной) стратегии поведения;
— удовлетворенность групповой деятельностью;
— характер руководства и принятия решений;
— групповая атмосфера (психологический климат в коллективе) на основе межличностных отношений;
— соперничество с другим коллективом или коллективами;
— враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.
Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать и напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.
Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:
— внутригрупповые структуры упорядочены;
— основные компоненты групповой активности согласованы;
— суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);
— межличностные взаимодействия гармоничны;
— функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллективе состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.
К психологическим характеристикам групповой интеграции относятся следующие:
— возникновение «мы-чувства», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования;
— кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
— заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;
— эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;
— эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;
— оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;
— согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;
— способность действовать организованно в ситуации неопределенности;
— сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;
— способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять работу между собой;
— эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;
— сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие;
— дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;
— высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.
Поведение членов трудового коллектива определяется:
— положением в формальной структуре (должностью, квалификацией, деловым опытом);
— положением в неформальной структуре.
Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.
Источник:
Содержание и структура психологии коллектива
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.Производственный коллектив — типичный представитель организова
http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1532-soderzhanie-i-struktura-psihologii-kollektiva.html
COMMENTS