Психотерапия семейных отношений

Психотерапия семейных отношений

Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье: « . именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.»[19]. Фундамент под ключ по низким ценам в Новосибирске.

Будучи областью психотерапии, т.е. системы «лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного»[20], семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, – это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д.[21]

Выделяют следующие типы методик:

1. Указания (директивы) – это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий; при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье.

Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой (здесь можно привести в пример всем известные «Вредные советы» Г. Остера).

Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семьи поступят как раз наоборот.

2. Изучение семьи.

В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

3. Воздействие примером.

В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом «выплывают» проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.

4. Семейная дискуссия.

В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

· коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений;

В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными:

· обучение членов семьи методам дискуссии;

Приведем некоторые правила ведения дискуссии[22]:

«1) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину;

2) дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умнее;

3) цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину;

4) прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой»;

Источник:
Психотерапия семейных отношений
Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти
http://www.psyage.ru/agps-744-1.html

Семейная психология и психотерапия

Семейная психология и психотерапия. Программа курса

— Биологические и этологические факторы существования семьи. Связующие инстинкты.

— Психологические и социальные факторы объединения семьи.

— Биологические и социальные начала любви. Ритуалы ухаживания. Аттракция.

— Механизмы разрушения семьи. Биологические и социальные факторы.

— Структура семьи в первобытном, традиционном и цивилизованном обществе.

— Функции семьи. Семейные роли. Материнство, отцовство. Роли детей.

— Семья глазами старшего, среднего и младшего поколения.

— Семья глазами ребенка.

— Семейные дисфункции. Основные модели «несчастливой семьи».

— Влияние беременности на супружеские отношения. Выявление признаков дисфункций семьи, ожидающей ребёнка.

— Невротические и депрессивные расстройства у беременных женщин и молодых матерей.

— Влияние дефицитов и депривации. Проблема неполной семьи, усыновления.

— Влияние травмирующих переживаний. Жестокость в семье.

— Влияние территориальной агрессии.

— Болезни и зависимости как фактор семейной дисфункции. Влияние алкоголизма.

— Семья в повторном браке.

— Семья как источник психической травматизации личности

— Семейная терапия. Основные возможности. В каких случаях семья обращается к психотерапевту.

— Семья как единица психологического анализа: семейные функции, структура, динамика, понятие семейного стресса и копинга, современные модели семьи.

— Метод, техники и основные этапы семейного психологического консультирования. Балинтовская группа.

— Методы диагностики семейных отношений.

— Рисуночные методы семейной диагностики: рисунок семьи и его сочетание с другими рисуночными техниками; семейная социограмма.

— Опросники и проективные техники семейной диагностики: Гиссенский тест, опросник родительских установок и реакций, анализ воспоминаний, завершение предложений, прояснение ценностей и др.

— Разнообразие подходов в семейной терапии.

— Поведенческие и когнитивные методы семейной терапии.

— Психоаналитическая семейная терапия.

— Бихевиоральная психотерапия семьи.

— Семейная коммуникативная психтерапия.

— Игровой подход в семейной терапии.

— Аналитическая психодрама как метод психотерапии семейных отношений.

— Арт-терапия при коррекции семейных дисфункций.

— Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики нервно-психических расстройств.

— Возможности самостоятельной гармонизации семейных отношений.

Алексеева Л.С., Кошелева А.Д., Соколова Е.Т., Шапиро Б.Ю. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. — М., 2000.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: ТЕИС, 1994; М.: Класс, 1999. – 240с.

Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: МГУ, 1987.

Аронс К. Развод. Крах или новая жизнь. — М., 1995.

Боброва А.Ф., Симонова Н.М. Этика и психология семейной жизни. Учебное пособие. – Куйбышев: Куйб. гос. пед. ин-т, 1988. – 81с.

Браун Дж. Руководство по семейной терапии. – СПб.: Питер, 2000.

Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. Изд.3. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.

Браун Дж. Теория и практика семейной терапии. – СПб.: Питер, 2001.

Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя»: Психотерапевтические истории для детей / пер. с англ. — М.: Класс, 2000. — 224с.

Брук Ж. Руководство для детей, у которых трудные родители. – СПб.: Речь, 2001.

Бурняшев М. Г. Семейная терапия. — М.: Ин-т интерграт. семейной терапии, 2001. – 299с.

Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: МОДЭК, 1993.

Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия и НЛП (тексты семейной терапии, вып.1). – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. – 160с.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Речь, 2001.- 144с.

Варламова Е. Ты и семья – проблемы решаются? Как жить долго, счастливо и не умереть? Как жить после развода? – Изд-во: Институт полит. и воен. анализа, 2001. – 144с.

Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 304с.

Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 224с.

Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 80с.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями / пер. с англ.- М.: Класс, 1994. — 112с.

Виссон Л. Чужие и близкие в русско-американских браках / пер. с англ. – М.: Валент, 1999. – 206с.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте / пер. с англ. – М.: Класс, 1997. – 172с.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 208с.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия / пер. с чеш. – М.: Прогресс, 1988. – 138с.

Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в задачах и ответах. — М.: Просвещение, 1996.

Вудс В.Д. Разговор с родителями. – М.: Класс, 1994. – 112с.

Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2002. – 416с.

Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому (вып.12 серии). – М.: Институт психотерапии, 2001. – 176с.

Грачев Л.К. Программа социальной работы с неполными семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: ЦОЦ, 1992.

Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик / пер. с англ. – М.: Класс,1993. – 202с.

Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М.: ЦОЦ, 1992.

Делис Д.К. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет / пер. с англ. – М.: МИРТ, 1994. – 447с.

Джеймс М. Брак и любовь / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 192с.

Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 240с.

Добсон Д. Ч. Любовь на всю жизнь: Секреты прочного брака / пер. с англ. – М., 1991. – 80с.

Дружинин В.Н. Психология семьи / Под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 199с.

Еникеева Д. Несчастливый брак. — М., 1998.

Еникеева Д. Как перевоспитать мужа. — М., 1999.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М.: Класс, 2000. — 320с.

Ильин В. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни. – М.: Класс, 2002.

Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. – Изд-во: Попурри, 2002.

Келли С. Почему мужчины изменяют? – М.: Фаир-Пресс, 2001.

Кемерун-Бендлер Л. НЛП в семейной терапии. – М.: Ин-т Общегуманитарных исследований, 2001.

Кемплер У. Основы семейной гештальтерапии. – СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001.

Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. – М.: Класс, 2000. – 256с.

Клауд Г., Гаунсенд Дж. Брак: где проходит граница? / пер. с англ. — М.: Триада, 2001. – 349с.

Клауд Г., Гаунсенд Дж. Дети: границы, границы…/ пер. с англ. – М.: Триада, 2001.

Клауд Г., Гаунсенд Дж. Фактор матери / пер.с англ. – М.: Триада, 2002. – 336с.

Ключников С. Семейные конфликты. Практика решения. – СПб.: Питер, 2002.

Кент М. Стратегия развода. — СПб.: Лениздат, 1993.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / Под ред. Л.С.Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1998.

Коростылева Л. Психология самореализации личности (брачно-семейные отношения). – СПб.: СПбГУ, 2000. – 292с.

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. — М.: Изд-во РОУ, 1996.

Кучмаев М.Г. Традиционное и инновативное в культуре семейных отношений. – М., 1999. – 27с.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии (Тексты семейной терапии, вып.2). – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000. – 288с.

Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — СПб.: Питер,2001. — 160с.

Лосева В.К., Луньков А.И. Культура брака: Теоретический курс: Книга акад. авториз. излож. – М.: МЭГУ, 1999. – 171с.

Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 224с.

Лупан С. Поверь в свое дитя. – Изд-во: Эллис Лак, 2001. – 255с.

Лэмб К. Моя семья сводит меня с ума! – Изд-во: Олимп, 2000. – 192с.

Лэндрет Г. Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия, как способ решения проблем ребенка. – М.: МПСИ, 2001. – 320с.

Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых (психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми). – М.: Генезис, 2000. – 192с.

Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2002.

Маданес К. Стратегическая семейная психотерапия / пер. с англ. – М.: Класс, 1999. – 272с.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.

Мартынов С. Семейная терапия самоспасения. – Изд-во: Крон-Пресс, 2000.

Минияров В.М. Психология семейного воспитания: диагностико-коррекционный аспект. – М.: МПСИ, 2000.

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 296с.

Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Речь, 2001.

Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь. – Изд-во: ПЕР-СЭ, 2002.

Мошак Г.Г. Преступления в семье: Истоки и профилактика. – Кишинев, 1989.

Муратова С.А. Семейное право. – М., 1998.

Муратова С.А. Семейный кодекс РФ. – М., 1999.

Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. — Москва-Воронеж, 1998.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психологосоциальный институт, 1999.

Нартова-Бочавер С., Несмеянова М., Маляртова Н., Мухортова Е. Ребенок в карусели развода. — СПб, 1998.

Нартова-Бочавер С.К., Кислицина Г.К., Потапова А. 140 вопросов семейному психологу. – М.: Генезис, 2002. – 356с.

Насилие домашнее // Энциклопедия социальной работы/ Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского: В 3 т. Т. 2. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М.: Педагогика, 1992.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000.

Норвуд Р. Не будьте рабой любви. – Изд-во: Букмэн, 1999. – 319с.

Орлов Ю.М. Выживание при разводе. – Изд-во: Слайдинг, 2002. – 112с.

Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999.

Павлова Е., Щуркова Н. Как воспитать счастливого (феликсология воспитания). – Изд-во: Педагогическое общество России, 2002. – 80с.

Палаццолли Сельвини М., Босколо Л., Чеккини Д. Парадокс и контрпарадокс. Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. – М.: Когито-Центр, 2002. – 204с.

Пауль Дж., Пауль М. Сохраните свою любовь. – Изд-во: Букмэн, 1999. – 313с.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / пер. с нем. — М.: Смысл, 1993.- 332с.

Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни (Тренинг в воспитании партнерства и взаимопомощи) / пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336с.

Пихкарт К. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни / пер. с болг. – М.: Мысль, 1989. – 190с.

Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1988. – 256с.

Прекоп И. Маленький тиран. – СПб.: Речь, 2002.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Москва-Воронеж, 2000.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Психология семьи. — Самара: Бахрах, 2002.

Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии / пер. с англ. – М.: Мирт, 1995. – 415с.

Пэйдж С. Создайте идеальный брак. – Изд-во: Букмэн, 1999. – 315с.

Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы / пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 288с.

Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. – М.: Индрик, 2001. – 374с.

Райгородский Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов Хрестоматия. БАХРАХ-М, 2003.

Райгородский Д.Я. Подросток и семья. – Самара: Бахрах, 2002.

Ремишмид Х. Психотерапия детей и подростков. – М.: Мир, 2000.

Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье / пер. с англ. – СПб.: Изд. «Акцидент», 1994. – 136с.

Роджерс К. Психология супружеских отношений. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Розин В. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. Учебное пособие. – М.: Логос, Высшая школа, 1999. – 208с.

Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. – М.: Владос, 1997.

Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / пер. с англ. — М.: Класс, 1996.- 224с.

Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту.– М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 320с.

Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999. – 284с.; СПб.: Речь, 2001.

Сведенборг. Супружеская любовь. – Изд-во: Астрель, 2002.

Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Academia, 2002.

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2001.

Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368с.

Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть / пер. с англ. — М.: Класс, 1995. — 272с.

Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. Кн. для учителя / пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. — М.: Институт социальной работы, 1997.

Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 226с.

Соонетс Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми. — Тарту, 2000.

Социальные работники за безопасность в семье / Под ред. М.И. Либоракиной. – М.: Рик Русанова, 1989.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999.

Супружеская жизнь: Гармония и конфликты / Сост. Л.А. Богданович. – М.: Профиздат, 1991. – 175с.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.:Финансы и статистика, 1983. – 175с.

Тавит А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучия брака детей: Автореф. дис… канд. пед. наук / Тарт. гос. ун-т. – Тарту, 1989. – 18с.

Тарасов Е.А. Мы выбираем, нас выбирают — Добрачная консультация. — М., 1999

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – 352с.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. Папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – Изд-во: Гном-Пресс, 2001.

Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Учебное пособие / ЛГУ. – Л., 1988. – 81с.

Уоллерстайн Дж.С., Блейксли С. Успешный брак: как и почему остается любовь / пер. с англ. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 345с.

Фаерштейн Д.А. Фэмилилогия базисной семьи и содержания семейного счастья. – Изд-во: Вита-пресс, 2001.

Фицджеральд Р. Эклиническая психотерапия. — СПб., 2001. -320с.

Фримен Дж. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.

Фримен Дж. Ваш умный ребенок. — М.: Семья и школа, 1996.

Фролов В. От любви до ненависти: Антология взаимности. – М.: Центрполиграф, 2002. – 559с.

Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992.

Хейли Дж. Необычная психотерапия: Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. – СПб., 1995.

Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000.

Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 400с.

Хухлаева О., Хухлаева О. Лабиринт души (терапевтические сказки для детей от 3 до 15 лет). – М.: Академический проект, 2001. – 224с.

Целуйко В.М. Современная семья: Социально-психологические и этические проблемы. – Волгоград, 2001. – 235с.

Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики.– М.: Экос, 1997.

Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная психотерапия». – М., 1998.

Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. – М.: Класс, 2001. – 208с.

Шерман Р., Фредман Н. Техники семейной психотерапии. – М.: Класс, 1998.

Шерман Р., Фредман Н. Структурирование техники семейной и супружеской терапии: Руководство / пер. с англ. — М.: Класс, 1997. — 336с.

Шеффер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.

Шилов И.Ю. Фамилистика: (психология и педагогика семьи): практикум. – СПб.: Петрополис, 2000. – 416с.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 301с.

Шутценбергер А. Синдром Предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / пер. с фр. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.

Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере»: Семейная терапия / пер. с англ. М.: Класс, 1998. — 304с.

Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации. – М., 1980. – 27с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989. – 192с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.; 2001.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия. Практикум. – СПб.: Питер, 2002. – 368с.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Психология отечества, 1995.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Лемато, АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996.

Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. Терапия М. Эриксона в контексте семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. — 448с.

Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителей / Под ред. И.В. Гребенникова. – Киев: Рад.шк., 1986. – 256с.

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / пер. с англ. — М.: Класс, 1997; 2002. — 288с.

Ялом И.Д. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Источник:
Семейная психология и психотерапия
Социальное и психологическое своеобразие семьи. Семья как система и ее основные параметры: семейные роли, границы, подсистемы, стереотипы взаимодействия, истории, мифы, стабилизаторы.Семейна
http://www.camps.ru/association/children/science/science-teacher/109-semejjnaja-psikhologija-i-psikhoterapija.html

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия как подход не сущестовала до начала 50−х годов. Обращение к семье в ходе работы с личностью считалось противоречащим прин­ципам психотерапии, потому что семья рассматривалась как совокупность индивидуальностей, а семейные проблемы — как результат непроработанности личностных проблем каждого из супругов. Предполагалось, что, решив проблемы каждого из супругов, можно решить проблемы семьи в целом.

Было подтверждено, что семья может как лечить ребенка, так и делать его больным. Поэтому к работе стали привлекать сначала мам, а позже и других членов семьи. Так сформировалось представление о семье, как о системе, и стало предполагаться участие в терапии всей семьи.

Таким образом, последователи системной семейной психотерапии (далее для удобства я буду называть ее семейная психотерапия) рассматривают семью как систему, функционирующую по своим особым законам и придерживаются теории, со­гласно которой решения проблем определяют изменения в семей­ной динамике, а текущее функционирование семьи является факто­ром, способствующим как сохранению проблем, так и их решению. В семейной психотерапии семья как таковая становится фокусом анализа и влияния.

Первичной «единицей анализа» семейной психотерапии являются отношения. Соответ­ственно, в центре внимания психотерапевта оказываются такие категории, как модели общения, распределение влас­ти, конструирование реальности и развитие семьи.

Наиболее серьезным препятствием для изменений становится привязанность людей к их родительским моделям поведения, мышления и эмоциональных реакций.

Когда люди женятся или выходят замуж, они проживают свои внутренние модели поведения, (унаследованные от предков или приобретенные в процессе воспитания в родительской семье) с партнерами по браку и детьми. Таким образом, дети и партнеры по браку, оказываются вовлечен­ными в процесс переноса: супруг или ребенок восприни­мается определенным образом (как недоброжелательный, испорчен­ный, воспитывающий, требовательный, некомпетентный и т.д.), и что бы этот человек ни сделал, ничего не изменится в том, как он воспринимается. Поэтому, актуальные трудности в се­мейных или супружеских отношениях рассматриваются как вариа­ции на тему моделей отношений, сложившихся в родительской семье клиента.

Партнеры пытаются найти решение своих внутренних конфликтов в межлично­стных отношениях, преобразуя эти конфликты в обвинения, предъявляемые партнеру по браку. Проблемы, возникающие в ходе отношений, такие как недоверие, «доведение друг друга до белого каления», споры на тему, кто о ком должен заботиться, бесконеч­ные перебранки, отстраненность, супружеские измены, борьба за власть, трудности в сексуальных отношениях, пустота отношений между супругами, а также дилемма слияния или дифференциации, могут быть объяснены тем, что понятиям интимности, любви, агрессии, самостоятельности, уединенности и т.д. партнеры при­дают различный смысл, усвоенный в тех семьях, из которых они происходят.

Семейная психотерапия особенно полезна в следующих ситуациях:

— человек оказывается не в состоянии установить какие-либо отно­шения, не обсудив предварительно эти вопросы с одним из роди­телей, братом или сестрой;

— налицо негативные последствия развода родителей индивида, происшед­шего в прошлом; — в случаях разъединенных семей с историей «отре­занных ломтей»;

— в случаях взрослых детей, желающих прийти к согласию со своими родителями, прежде чем те умрут;

— взрослые не способны установить дающие удовлетворение близкие отношения;

— в случаях семей с вторгающимися матерями и дистанцированными отцами, а также в ряде других случаев.

Многие из проблем наших отношений с другими корнями уходят в наши узы и в нашу скрытую лояльность по отношению к людям, которые сформиро­вали нашу жизнь — к нашим родителям.

Необходимо позволить себе простить старые оби­ды и старую боль. Необходимо знать тех людей, которые так или иначе всегда будут жить внутри нас, а им позволить узнать нас. Семейная психотерапия, которую я успешно использую в своей работе, может стать отличным помощником на этом пути.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

Источник:
Семейная психотерапия
Семейная психотерапия — отличный, цивилизованный способ решения Ваших семейных проблем. Разрешение семейных конфликтов является одним из основных направлений в моей работе в качестве психолога-консультанта.
http://www.psycholog-consultant.ru/solving/test/119/index.php

Семейный психолог

Консультация семейного психолога представляет собой совместную сессию, на которую приходит вся семья или отдельные ее члены. Продолжительность такой консультации составляет 1,5 часа. На семейную консультацию могут прийти как супруги для разрешения проблем и конфликтов, возникающих в супружеских отношениях, так и родители с детьми. Семейная консультация психолога – это безопасное пространство для конструктивного обсуждения проблем возникающих в семье, где каждый может быть услышан и может получить профессиональную помощь психолога. На семейной консультации Вы можете обсудить те проблемы и ситуации, которые не решались обсудить дома, увидеть свою семейную ситуацию со стороны или глазами своего партнера (ребенка), понять ее причины и найти пути решения.

Консультация семейного психолога онлайн (по Скайп) так же возможна, если у Вас нет возможности приехать на очный прием психолога в Москву.

Профессиональный семейный психолог поможет Вам преодолеть семейные и супружеские кризисы, разобраться в сложной семейной ситуации, наладить супружеские отношения, найти взаимопонимание, выстроить правильные отношения с детьми подросткового возраста и наладить все остальное, что касается семейной жизни.

  • — Проблемы в партнерских отношениях.
  • — Непонимание в супружеских отношениях.
  • — Скрытые и открытые семейные конфликты. Супружеские измены.
  • — Ссоры, скандалы, отчуждение супругов, охлаждение отношений.
  • — Неудовлетворенность браком. Развод и расставание.
  • — Психологическое сопровождение развода, помощь детям.
  • — Ревность и агрессия в семейных отношениях.
  • — Дисгармония в сексуальных отношениях.
  • — Проблемы взаимодействия между поколениями в семье.
  • — Проблемы в детско-родительский отношениях.
  • — Отклоняющееся поведение ребенка.
  • — Подростковые кризисы.
  • — И многое другое.

Консультация психолога помогает наладить семейные отношения.

Семейная психотерапия и супружеская психотерапия или психотерапия супружеских отношений.

Что делать если ребенок или партнер не хотят идти на семейную психотерапию?

В нашей жизни часто бывает так, что мы искренне считаем, что причина проблемы в одном (например, в нашем ребенке или партнере) но когда мы получаем возможность посмотреть на это с другой стороны, то многое оказывается совсем не таким, как мы себе это представляли. Поэтому если Вы столкнулись с тем, что Ваш партнер или ребенок не хотят идти к семейному психологу – не отчаивайтесь. Вы можете обратиться за

Одной из задач профессионального семейного психолога в такой ситуации является предоставление альтернативного взгляда на сложившуюся семейную ситуацию и формирование полного и разностороннего представления о беспокоящей Вас проблеме и пути ее разрешения. К сожалению, многие родители ошибочно считают, что если проблема с ребенком (например, с его поведением) то на консультацию к семейному психологу нужно обязательно привести его (особенно когда он не хочет идти к психологу!). На самом деле это не так. Как правило, для решения этой проблемы достаточно лишь родителей, т. к. обычно такие проблемы формируются в контексте семейных взаимоотношений и лишь проявляются (сигнализируют о себе) через ребенка. В 90% случаев такого рода проблемы с детьми и подростками удается успешно разрешить без участия ребенка в семейной психотерапии.

Когда консультация семейного психолога помогает наладить отношения в семье то нарушение, которое проявлялось у ребенка, уходит. Подробнее об этом Вы можете прочитать в моей статье: Дети – зеркало родительских проблем. Также не все потеряно, если Ваш супруг или супруга не хотят идти на консультацию психолога в Москве налаживать семейные отношения. В таком случае Вы можете прийти на индивидуальную консультацию семейного психолога и обсудить с ним сложившуюся семейную ситуацию. Это поможет Вам разобраться, в чем состоит суть Вашей проблемы, увидеть направление ее решения и начать меняться самому. Наверняка Вы слышали золотое правило психологии «Меняемся мы, меняется все вокруг нас». Один известный психотерапевт придумал афоризм по поводу семейных конфликтов, которым он отвечал на ошибочное мнение клиентов «Без партнера конфликт не решить».

А вот и афоризм: «Для хлопка нужны две ладошки! Если одну ладошку убрать – хлопка не будет!» Т.е. если один партнер начинает работать над собой и меняться, то конфликты прекращаются. Для того чтобы в семейных отношениях что – то начало меняться кто-то должен сделать первый шаг. И если Вы дочитали до этого места, значит, Вы готовы сделать этот шаг (а Ваш партнер, возможно, пока еще нет!).

Консультация семейного психолога в Москве проходит в уютном психологическом кабинете в центре города, шаговой доступности от метро. Семейный психолог не выезжает на дом, поэтому если Вы не можете приехать на прием сами, то консультация семейного психолога онлайн может быть проведена по Скайп.

Источник:
Семейный психолог
Помощь семейного психолога-психотерапевта в Москве в специальном Центре. Консультации семейного психолога онлайн. Консультация по семейным отношениям.
http://psiholog-moskva.com/semejnaya-psixoterapiya/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES