Психология журналистики

Психология журналистики

Это — свободный викиучебник по психологии журналистики, который способствует организации нормативного курса «Психология журналистики», интегрирует необходимый теоретический материал и предоставляет читателям возможность самостоятельно освоить психологические основы медиадеятельности.

Учебник постоянно находится в процессе своего становления, поэтому не стесняйтесь исправлять и улучшать существующие страницы и добавлять новые. Часть требуемых информационных источников сможете найти в Интернете, воспользовавшись викиучебником Поиск информации в Интернете.

Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, объединяющая теории, претендующие на объяснение поведения людей, так или иначе вовлечённых в сферу масс-медиа.

Предметом исследования психологии являются психические процессы в психике человека и порождаемое ими индивидуальное поведение. Следовательно, предмет психологии журналистики ограничен поведением и психическими процессами в психике человека, непосредственно вовлечённого в деятельность по созданию, распространению и потреблению продукции масс-медиа — массовой информации.

В научном поле психологии журналистики выделяются структурные элементы, служащие основой образования отдельных исследовательских тем:

Психи?ческие проце?ссы в психике человека были выделены условно в результате попытки привлечения возможностей системного подхода к исследованию человеческой психики.

Психические процессы тесно взаимосвязаны, что выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Личность — это совокупность психических процессов в психике человека, подвергшихся изменениям в процессе его социализации и определяющих поведение человека в обществе.

НЛП (нейролингвистическое программирование) — это совокупность методов и техник развития человека, направленных на улучшение коммуникативности среди людей.

Источник:
Психология журналистики
Это — свободный викиучебник по психологии журналистики, который способствует организации нормативного курса «Психология журналистики», интегрирует необходимый теоретический материал и предоставляет
https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Психология журналистики

2. Внутренняя позиция коммуникатора и ее восприятие аудиторией.

3. Воздействие на социальные установки (аттитюды) аудитории как центральная проблема медиапсихологии.

4. Заражение, внушение, убеждение и научение как формы воздействия на аудиторию.

5. Психологические проблемы изображения насилия в СМИ.

6. Информационная ценность журналистского материала: психологический аспект (релевантность, широта и глубина).

7. Массовая коммуникация в психической жизни человека.

8. Межпредметные связи психологии журналистики, ее место в системе психологического знания.

9. Преодоление когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) средствами журналистики.

10. Психологические аспекты объективности и предвзятости СМИ.

11. Психологические аспекты построения аргументации в СМИ: односторонняя и двухсторонняя аргументация. Эффект Бартлетта.

12. Психологические критерии отбора информации для масс-медиа.

13. Психологические особенности освещения политических событий в средствах массовой коммуникации (на примере выборов).

14. Психологические приемы, используемые в рекламе.

15. Психологические проблемы изложения новостей в СМИ.

16. Психологические различия восприятия различных видов СМИ (газеты, радио, ТВ, Интернет).

17. Психологические факторы, определяющие давление группы на личности.

18. Психологический анализ имплицитной формы воздействия СМИ.

19. Психологический контекст восприятия материалов, публикуемых СМИ.

20. Психология манипуляции в СМИ (рекламные стратегии, избирательные технологии, техники влияния).

21. Психотравмирующие факторы социальной среды и массовой коммуникации. Роль масс-медиа в преодолении профилактике массовых травматических явлений.

22. Системообразующие свойства личности коммуникатора: авторитетность, компетентность, аттракция.

23. СМИ как институт социализации личности.

24. Социальная установка, стереотип и предрассудок.

25. Социально-психологические закономерности массовой коммуникации.

26. Социологический и психологический подход к исследованию аудитории.

27. Теории массовой коммуникации (социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, «навязывания повестки дня»).

28. Эмоциональная сторона восприятия СМИ.

29. Эффективность воздействия и на аудиторию при использовании рекламы в СМИ.

30. Эффекты податливости и сопротивляемости воздействию: конформизм и нонконформизм (М. Шериф, С.Аш, Р. Кратфилд, С.Милграм).

Источник:
Психология журналистики
скачать лекции, тексты и учебники по журналистике и литературе
http://kgu-journalist.ucoz.ru/load/psikhologija_zhurnalistiki_voprosy/5-1-0-141

Психология журналистики

Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с.

канд. филол. наук В.А. Смородина;

д-р филос. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Б.Д. Парыгин;

д-р политич. наук, заслуженный деятель высшей школы РФ, профессор Г.С. Мельник

В монографии кандидата филологических наук А.М. Сосновской, преподавателя психологии массовой коммуникации СПбГУ, проанализированы проблемы самоопределения и становления современного российского журналиста. Автором разработана и апробирована методика анализа биографии с целью выявления взаимосвязи личностной и профессиональной идентичности журналиста. Монография содержит большой эмпирический материал (более 60 биографий современных журналистов). Книга является оригинальным практическим учебным пособием для журналиста-практика, стимулирующим саморефлексию, что способствует укреплению профессиональной и личностной идентичности.

Книга адресована всем, кто интересуется журналистикой и проблемами профессионального самоопределения: студентам, журналистам-практикам, психологам, исследователям СМИ, широкому кругу читателей.

Сосновская Анна Михайловна

Кандидат филологических наук, преподаватель кафедры "Теории журналистики", факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Преподает учебные курсы: "История социологии журналистики"; "Право и этика СМИ"; "Психология журналистики"; "Социально-психологическое изучение редакции и журналиста".

В различные годы опубликовала значительное количество работ * , посвященных проблемам: социологии и психологии массовой коммуникации, профессиональной идентичности журналистов, образования.

"На этом сайте я достаточно занудно из/выложу материалы по своим предметам (для студентов), публикации и текущие исследования (для коллег), для друзей – мысли, ссылки, книги, фото. "

Выражаем огромную благодарность Анне Михайловне за предоставленную возможность разместить настоящую работу в библиотеке сайта EVARTIST!

Исходный текст книги был взят здесь

1.1. Идентичность как социально-психологическая реальность

1.2. Идентичность как субъективно-психологическая реальность

Заключение к главе 1

2.1. Социально-психологические модели изучения журналиста

2.2. Трансформация журналистских практик в социально-историческом контексте

2.3. Контексты и практики российской журналистики

2.4. Критерии профессионального самоопределения современного российского журналиста

2.5. Компенсирующие стратегии

2.6. Журналисты Европы и России

Заключение к главе 2

3.1. Психология журналиста: методология анализа

3.2. Психологические особенности самоопределения и становления журналиста: реконструкция практик журналиста из биографического нарратива

3.3. Когнитивный элемент идентичности

3.4. Аффективный элемент идентичности. Реконструированные оценки и стратегии

3.5. Практический элемент идентичности

3.6. Актуализация журналиста: достижение «ядра» самоидентичности

Заключение к главе 3

Сосновская А.М. Священная сторона профессиональной журналистики // Журналистское образование: концепции и стратегии: Межвуз. сб. / Отв. ред. Г.С. Мельник, Б.Я. Мисонжников. СПб.: Роза мира, 2006. С. 61–69.

Сосновская А.М. Социально-психологические функции журналистики // Журналистика и социология 2005. Социальная эволюция журналистской профессии. Мат-лы научно-практич. семинара. 8 декабря 2005 г. / Ред.-сост. И.Н. Блохин. СПб., 2006. С. 156–160.

Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005.

Сосновская А.М. Профессиональная идентичность журналистов («кейс стади») // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т.VII. №3. С. 116–139.

Сосновская А.М. Портрет современной журналистки (опыт сравнения биографий журналистов Петербурга и Стокгольма) // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. Выпуск 2. / Ред.-сост. С.М. Виноградова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 46–54.

Сосновская А.М. Трансформация журналистских практик в социально-историческом контексте (на материале 40 биографий петербургских и 15 стокгольмских журналистов) // Средства массовой информации и современное общество. Материалы семинаров российско-скандинавского курса NorFA. СПб., 2000. С. 153–166.

Сосновская А.М. Журналистская идентичность: критерии и кризисы // Журналистика в условиях общественного кризиса. Материалы научно-практического семинара 01.12.1998. / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 187–196.

Сосновская А.М. Спонтанные журналистские микрогруппы (опыт включенного наблюдения) // Журналистика и социология’ 97. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 142–148.

Сосновская А.М. На чем основана идентичность журналистской группы? // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. Материалы научного семинара «Женская журналистика и женщины в журналистике» 17.03.1998. / Ред.-сост. С.М. Виноградова. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 42–49.

Сосновская А.М. Международные отделы редакций (сравнительный анализ российской и французской прессы) // Невский Наблюдатель. 1997. № 2. С. 76–81.

Сосновская А.М. Российские и французские газеты: сравнительное исследование // Школа гуманитарных наук. 1997. №2. С. 96–99.

Сосновская А.М. Социально-политические трансформации, возникающие в результате развития СМИ // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 1997. С. 50–52.

Сосновская А.М. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов. Сравнительный анализ на материале СМИ России и Швеции: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10 СПб., 2000.

Davis H., Sosnovskaya A. Representations of otherness in Russian newspapers: the theme of migration as a counterpoint to Russian national identity in ( на англ .) Психология власти – 2008: Материалы Второй международной научной конференции, январь 2008 / Под научной редакцией А.И.Юрьева. СПб., 2008.

Sosnovskaya A. Representations of National Identity in the Russian and British Newspapers Discursive Media Techniques (2007, forthcoming).

Davis H., Sosnovskaya A. Visual representations of the Russian presidency: power and identity in the post Soviet press // Paper for The Mass Media in Post-Soviet Russia Conference at the University of Surrey . Guildford . April 2006.

Sosnovskaya A. Strategies of the self in new Russian conditions: social psychological theory of media // Paper for The Media Change and Social Theory Conference, CRESC. Oxford . 6–8 September 2006. On CD.

Sosnovskaya A. Transformation of Professional Practices of Identity Among Journalists in Russia and Sweden : A Comparative Analysis // GERMANOSLAVICA. 2002. V. XIII. P. 75–91.

Sosnovskaya A. Russian Journalism: Changing Practices and Contexts The Social Portrait and Identity of Today’s Journalist, St. Petersburg (A Case Study) // Russian Reports, studies in post-communist transformation of media and journalism / by Ed. J. Ekecrantz and K. Olofsson. Stockholm : University College of South Stockholm , Almqvist&Wiksell International. 2000. P. 139–196.

Sosnovskaya A. Outlook from Russia . Media discourse on children of modern Russia . UNESCO ICCVOS, 2. 2000. P.3

Источник:
Психология журналистики
Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с. канд. филол. наук В.А. Смородина; д-р филос. наук, профессор, заслуженный
http://www.evartist.narod.ru/text19/037.htm

Психология журналистики

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО

Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста».

М.: РИП-холдинг, 2003.

серия «Практическая журналистика»

Книга написана прежде всего для журналистов-практиков и студентов факультетов журналистики, рекламы, связей с общественностью, политологии, а также для всех тех, кто увлечен творчеством или хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект. Издание является расширенным и дополненным вариантом монографии, вышедшей в 2002 г. в Издательстве Уральского университета небольшим тиражом и мгновенно ставшей раритетом. Книга снабжена словарем основных терминов, психологическими тестами, приложением, в котором представлен инструментарий исследований, все это позволяет назвать данное издание интерактивным учебником журналистского творчества и креативного письма.

Массовая коммуникация и ее исследования

Диалог и формы «человекотворчества»

Ваше величество, творчество

Креативность как усиление себя

Программирование на успех

Ментальность и менталитет

Индивид, «потерявший» лицо

Аккумулятор творческой энергии

К согласию через плюрализм интересов?

Аудитория СМИ как система

Диалог и ролевые «игры»

Необъяснимо, но влекуще

Предъявите Ваш. имидж

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Управление имиджем журналиста

Творчество: и система, и импровизация

А можно ль алгеброй гармонию поверить?

Я открываю себя и профессию

В поисках темы и информации

Есть ли философия у новостей?

Идеалистична ли такая философия?

Техника информационной безопасности

Создаем философию вместе

С чего начинается творчество?

Мысль тянется к перу, перо к бумаге…

Современные герои и ситуации

Технологии, но не только

Факторы развития диалоговых отношений

О каналах обратной связи

Психология здравого смысла

Там, где кончается. журналистика

Феномен «общественного» и «индивидуального»

Взаимовлияние СМИ и аудитории

Игра и псевдоигра

«Хэппенинг»: представление случайности

Эксперимент в поле игрореализации

Игры в средствах массовой информации

Тиражная политика издания: факторы творчества

Маркетинг как искусство «облизывания»?

Практика моделирования: расписание на. послезавтра

Бизнес и идеи развития творчества

Работа журналиста: Ваш творческий потенциал

ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Документ 1. Бланк стандартизованного интервью

Документ 2. Бланк кодирования результатов контент-анализа

Документ 3. Анкета эксперта

Документ 4. Анкета эксперта

Документ 5. Сценарий «Фокус-групп» по актуальным проблемам практической журналистской деятельности

Документ 6. Единицы анализа материалов (Доминанта – Диалогичность)

Источник:
Психология журналистики
ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М.: РИП-холдинг, 2003. серия «Практическая
http://evartist.narod.ru/text8/26.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES