Психология жизни современного человека

Бизнес — это психология

Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека

Первые 30 страниц книги

Часть I. Почему люди такие разные?

Глава 1. Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных?

Глава 2. Почему другие такие «другие»?

Глава 3. Почему одним все, а другим ничего?

Глава 4. «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?»

Глава 5. Почему троечник становится отличником «по жизни»?

Часть II. Перекрестки судьбы: как жить дальше?

Глава 6. Неужели все болезни от нервов?

Глава 7. Можно ли «сгореть» на работе?

Глава 8. Что делать, когда ничего не хочется делать?

Глава 9. Кризис середины жизни: почему, за что, зачем?

Часть III. Как понять свою компанию?

Глава 10. Компания: как увидеть главное?

Глава 11. Почему компании такие разные?

Глава 12. Почему преобразования в организации терпят крах?

Глава 13. Неужели проблемы в компании будут всегда?

Глава 14. Как сформировать свой «ближний круп»?

Часть IV. Чего не хватает для «полного счастья»?

Глава 15. Зачем деловому человеку личная жизнь?

Увлекательное и полезное чтение для взрослого разумного человека. Прочла ровно половину, нашла свои жизненные сценарии и любимые сказки, села и написала небольшой опус под названием «Другая волшебная сказка». Господа, пишите свои Другие волшебные сказки — жизнь, засыпанная шелухой ежедневной суеты, словно умывается и начинает сверкать свежими красками. Искреннее спасибо автору

Отличное практическое пособие для людей с активной жизненной позицией. Дает ответы на целый ряд важнейших вопросов делового человека — начиная от вопросов личной психологии и заканчивая важностью формированием целей, а также правильный подбор сотрудников в вашей компании.

Друзья, посмотрите оглавление. Каждый хотя бы раз задавал себе или другим один из этих вопросов. прочитайте книгу Мелии, будет интересно.

Это не книга, а просто Бомба! Интересная и увлекательная подача информации по практической психологии бизнеса. Что называется, о чем все время хотела узнать, но не с кем было «про это» поговорить. Чувствую, что перечитывать буду еще не раз.

Книга производит потрясающее впечатление.. Многое из того, что ты сам в себе до этого смутно подозревал, Марина Мелия безжалостно высвечивает ярким прожектором — на примерах других видишь собственные просчеты и заблуждения, как будто речь идет о тебе самом!

В отличие от многих переводных книг, где образы выхолощены и рафинированы, как в голливудском блокбастере, здесь чувствуется отчетливый «запах отечества» во всей его неповторимой палитре. Это живые люди, с их победами, ошибками, падениями и взлетами. Это — о нас!

Книжка написана очень интересно, понятным языком. Читается легко. В ней собраны многим известные уже мысли. Но настолько это грамотно подведено к ситуациям сегодняшнего дня, что во многих персонажах я узнавала своих знакомых, которые увлечены бизнесом всерьез. Книга расчитана на российского читателя, американщины не видно, что очень ценно. Стоит почитать!

Энциклопедия бульварной психологии

В этом подлунном мире «все уже сказано до нас», взять хотя бы кантовскую «Антропологию», но, как выясняется, из уст современных авторов истины звучат правдоподобнее и ближе, с адаптацией на наше общество.

Как и любая книга–сборник разноплановых статей, книга Марии Мелиа «Бизнес – это психология» не отвечает своей форме – для книги здесь нет общей идеи, но мозаичность можно простить ввиду энциклопедичности издания. Так что если вы не хотите рыться в куче умных и не очень книг, советую иметь эту под рукой. А если вы вообще никогда не интересовались психологией, то книга для вас будет откровением. Автор, будучи, как мне удалось выяснить, неплохим психологом, постаралась и выдала некое свое видение психологических проблем. Но, конечно, не воспринимайте книгу как библию.

В разделе «Статьи» появилась рецензия Марины Стародубской на эту книгу

На мой взгляд, книга очень хороша. Причем, на мой взгляд она полезна не только людям, имеющим свой бизнес, но и тренерам, консультантам, руководителям — всем тем, кто по роду деятельности много работает с людьми. А также будет полезна просто родителям, которые зотят лучше понять себя и свою семью. Сама подача информации, язык и настроение очень позитивны. Но, пожалуй, самым важным достоинством этой книги является постановка во главу угла уважение к себе и другим, что для меня безусловная ценность.

Оставить отзыв о книге «Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека», Марина Мелия

Источник:
Бизнес — это психология
Мелия Марина Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека на kniga.biz.ua.Лучшие цены. Доставка по Киеву и Украине. Отзывы о книге "Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека", рецензии.
http://kniga.biz.ua/book/psychology/-1/559/

Марина Мелия: Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека (CDmp3)

Марина Мелия: Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека (CDmp3)

Аннотация к аудио «Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека (CDmp3)»

Что отличает очень успешных людей от просто успешных? Почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестко наказывает третьих? И вообще, почему люди такие разные? На эти вопросы дает ответы аудиокнига Марины Мелия, психолога с многолетним стажем и генерального директора консультационной компании «ММ-класс».

В основу аудиокниги положены статьи, написанные для деловой газеты «Ведомости». Они вызвали живой отклик читателей, поэтому было решено собрать публикации в единый сборник. Чтобы стать успешным бизнесменом, необходимо быть тонким психологом, но даже у таких людей подчас возникают тупиковые ситуации в отношениях с партнерами, подчиненными, клиентами. Марина Мелия много лет консультирует деловых людей, она хорошо изучила проблемы, с которыми бизнесмены постоянно сталкиваются в работе. Анализируя эти проблемы, автор опирается на фундаментальные психологические концепции и теории, дополняя их.

Что отличает очень успешных людей от просто успешных? Почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестко наказывает третьих? И вообще, почему люди такие разные? На эти вопросы дает ответы аудиокнига Марины Мелия, психолога с многолетним стажем и генерального директора консультационной компании «ММ-класс».

В основу аудиокниги положены статьи, написанные для деловой газеты «Ведомости». Они вызвали живой отклик читателей, поэтому было решено собрать публикации в единый сборник. Чтобы стать успешным бизнесменом, необходимо быть тонким психологом, но даже у таких людей подчас возникают тупиковые ситуации в отношениях с партнерами, подчиненными, клиентами. Марина Мелия много лет консультирует деловых людей, она хорошо изучила проблемы, с которыми бизнесмены постоянно сталкиваются в работе. Анализируя эти проблемы, автор опирается на фундаментальные психологические концепции и теории, дополняя их оригинальными классификациями современных архетипов, сделанными на основе собственного профессионального опыта, и методиками, разработанными в ее компании.

Круг вопросов, затронутых в аудиокниге, не ограничивается индивидуальными проблемами делового человека, здесь рассказывается также о методах оценки компании и приемах управления ею, которые Марина Мелия и ее коллеги с успехом применяют в своей консалтинговой практике.

Аудиокнига адресована деловым людям, а также широкому кругу читателей.

Источник:
Марина Мелия: Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека (CDmp3)
Возможность купить Аудиокнига Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека CD mp3 по привлекательной цене в интернет магазине Лабиринт
http://www.labirint.ru/audio/170439/

Психология жизни современного человека

Духовные и нравственные основы нашей жизни являются: во-первых, главной иммунной, защитной системой достоинства и свободы личности – не «свободы от…», когда «все — позволено»; но, главным образом — «свободы для…» осуществления своего призвания и назначения в этом мире. И, во-вторых, духовно-нравственные основы — это главный фильтр при выборе необходимых средств нашей гуманитарной деятельности; инстанция, позволяющая отличить не только «свое» от «чужого», но и от агрессивно чуждого.

Подобный фильтр можно сравнить со специальным прибором в военной авиации, который уже на дальних расстояниях способен распознать в другом самолете – свой он или чужой. Также и здесь: духовно-нравственное чутье (если оно есть) еще на дальних подступах к душе способно опознать несомненно чуждое и враждебное, относительно которого в принципе не может быть никакой толерантности. Возможно и еще одно — простое и жизненно очевидно определение духовно-нравственной составляющей человеческой реальности. Это – как озоновый слой вокруг нашей Земли, который защищает нас от разрушительного воздействия космических лучей.

Сегодня мы живем в условиях, которые можно обозначить как «мировоззренческая катастрофа». На наших глазах меняется духовно-психологический климат общества, кардинально меняется само содержание внутренней жизни современного человека. Как только рухнуло «всесильное и верное учение Маркса», которое долгое время оккупировало наше сознания, являясь псевдорелигиозной формой идолопоклонства, так вот — когда это «верное учение» ушло, то появилась растерянность – как же быть, во что теперь верить?

Но — свято место — пусто не бывает! И на место разрушенного мировоззрения пришло чужебесие. Кстати, не следует думать, что бесы всегда обязательно чужие, могут быть и свои, так сказать, домашние бесы. В случившейся мировоззренческой катастрофе отчетливо выявляются две, достаточно очевидные тенденции.

Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, плотскими потребностями, потребностями собственной самости. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пытается открыто отвергнуть духовную ипостась человека. Складывается мощная индустрия по наращиванию экзотических, часто извращенных потребностей, по превращению их в главный мотив поведения. Не малый вклад в развитие такой индустрии осуществляет и современная педагогика, и современная психология, и современная политика.

Наше время – это время многообразных психотерапий, форм альтернативной медицины, психо-социальных техник безболезненного освобождения человека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютными смыслами собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в пространстве индивидуального сознания и являются следствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных психических явлениях и состояниях человека оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных целях. Достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и гадалок – все это и многое другое строится на фундаментальных знаниях современной психологии.

К разряду психотехнических средств, несомненно, относятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными слоганами (Ты этого достойна! Не дай себе засохнуть! Все будет Кока-кола! И др.), софистика и демагогия, целевые фрустрации, магическое вменение веры, эзотерика и чародейство, психологическая дрессура под видом психотренингов – также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжать и продолжать.

В свою очередь, социотехнические средства, инструменты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни ; в частности, в дни политических акций — выборы, демонстрации, референдумы – они обычно именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий – это манипуляция социальными пристрастиями и бессознательным, полевым поведением той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным противоречиям, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно отнести пропаганду идеологем на злобу дня, блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения, сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценностей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно — шантаж неизбежностью и т.д. и т.п.

Следует специально подчеркнуть, что именно такого рода психо- и социотехники используются практически во всех западных программах профилактики, программах валеологии, программах сексуального просвещения и планирования семьи. И приходят к нам эти Программы очень часто — не без злого умысла, и поддерживаются они многими нашими согражданами – не бескорыстно.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: 1) личное благосостояние и собственные удовольствия; 2) семейные и кровные узы; 3) общественные законы; 4) совесть и чувство присутствия Бога живого.

Четвертый импульс – это первая линия обороны. Если человек не удерживает бастионы совести, теряет Страх Божий — он отступает на вторую линию – пытается защититься общественными законами. Не удержав вторую линию, отступает на третью (мой дом – моя крепость), и так — до последней линии. Именно в такой последовательности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны – борьбу за собственное благополучие может проиграть человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

Очевидно, что в современном российском обществе практически все перечисленные «линии обороны» имеют уже глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана острота, даже – катастрофичность проблемы многообразных форм зависимости современной молодежи. Бездушность, отчуждение, атомизированность делают жизнь невыносимой; отсюда – лишь один шаг к самоубийству и наркотикам, что, по сути, едино.

Духовно-мировоззренческая катастрофа в нашей стране породила и другую тенденцию – внешне противоположную первой. Это попытка построить защитное мировоззрение на особой духовной основе; попытка все-таки обрести смысл жизни, преодолевая атеистические и материалистические стереотипы. Эта тенденция, которая сегодня в России набирает все большую силу, связана с соблазном понимания духовной ипостаси человека с помощью восточного мистицизма, оккультизма и магии.

Призыв к познанию «запредельного мира», к овладению «скрытыми способностями» человека вне христианского аскетического опыта – через различные виды транса, «грез наяву», «автоматического письма», «активного воображения» и др. – все чаще звучит от имени науки в лице ее крупных представителей. Разрыв с христианской традицией, разрушение духовного иммунитета, абсолютное доверие к науке, характерное для атеистического сознания, поставили человека перед соблазном оккультизма, облекшегося в наукообразные формы.

Общественному сознанию настойчиво навязывается мысль, что человечество находится на особом этапе эволюции – этапе открытия новых знаний о Вселенной и о самом человеке. Активным проводником этих идей является известное международное движение «Нью эйдж — Новая Эра». Сегодня уже более 5 миллионов россиян является членами различных сект, в том числе неоязыческих и оккультных. Множество людей верят в «Космический Разум», в «Информационное Поле Вселенной», во влияние на судьбу знаков Зодиака. Попытка создать общество с единственно верным мировоззрением на основе «Научного атеизма» завершилась, по мнению зарубежных сектоведов, тем, что Россия на сегодняшний день является одной из самых больших «духовных помоек» в мире, становится источником «духовного заражения» для других стран.

Таким образом, масштаб и характер двух рассмотренных тенденций выхода из мировоззренческой катастрофы позволяют обозначить нашу эпоху — как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства.

Однако при более пристальном рассмотрении горизонта мировоззренческого кризиса можно придти к выводу, что глубинный, порождающий его план – это, в первую очередь, сам человек! – как он представлен себе в своем собственном сознании. Иными словами — в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывается именно антропологический кризис, кризис модели человека, выработанной в европейской культуре. Сегодня эта модель, когда-то целостная, расщепилась на множество самых разных, но уже фантомальных моделей. Так, появился фрейдистский человек (человек – ниже пояса), скиннеровский – крысо-подобный человек, репертуарно-ролевой человек, человек потребляющий все и вся, человек играющий во всех обстоятельствах своей жизни — и несть числа таким «человекам».

Все эти фантомальные модели являются в той или иной мере продуктом многообразных гуманитарных наук, которые в массе своей построены по образу и подобию естественных наук. Но человек – существо сверх-естественное! – и по происхождению своему, и по способу, и по смыслу своей жизни. А потому – он по определению оказывается неуловим и «непонятен» в понятийных сетях традиционного научного знания.

Такие сущностные свойства «собственно человеческого в человеке», как способность к самостоянию, самобытность и самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни — являются фундаментальными ценностями нашей русско-православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашей деятельности, наших взаимоотношений и наших Встреч друг с другом. Очевидно, что подобная планка бытия человека, а главное – само восхождение на этот уровень представляется участнику пост-советской истории либо недостижимой, либо просто невыносимой.

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого. Антропологический подход в сфере гуманитарного знания и гуманитарной практики – это в первую очередь ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления полного, всего человека; человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Сегодня требуется действительно системный пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ современных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Их способности целенаправленно строить антропо-практики — практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».

Сложность построения такой практики, практики становления базовых человеческих способностей в том, что весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, Которого безрелигиозный гуманизм как раз и выводит за пределы подлинно человеческого в человеке. Но именно здесь, в этой точке нужен умный, терпеливый и доброжелательный союз научной психологии, педагогики и православного богословия. Принципиально необходима гармонизация систем знаний христианской антропологии – как учения о происхождении, а главное — назначении человека в этом мире, психологической антропологии – как учения о закономерностях развития человека в пределах индивидуальной жизни и педагогической антропологии – как учении о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании.

У общества нет иного пути для развития: либо начало духовно-нравственного возрождения, либо движение к гуманитарной катастрофе, в которой не останется ни социальных лидеров, ни аутсайдеров, ни первых, ни последних. В настоящее время речь должна идти о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития «собственно человеческого в человеке», обретения человеком образа человеческого, его родовых способностей, позволяющих ему быть человеком и отстаивать собственную человечность. Быть не только материалом и ресурсом социального производства, не только предметом политических манипуляций, но, прежде всего – быть подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Во все времена образование было особым механизмом связывания воедино определенной общности людей и способа их жизни. Образование – это Дар одного поколения другому (хорошо бы нам помнить, что мы дарим друг другу). Подрастающие поколения средствами образования включались в уже существующую общность и становились носителями определенного образа и уклада жизни. В образовании происходил процесс приобщения молодых людей к жизнедеятельности старших с помощью тех способностей, которые поддерживали и сохраняли норму и ценность обшей жизни во времени.

Принципиально иную историческую коллизию мы переживаем сейчас. Главная болевая точка современной социокультурной ситуации – это разрушенные меж-поколенные связи, отчуждение и противостояние в семье, в школе, в общем месте жительства. Это отсутствие жинеспособных общностей людей – неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов. Это также культурная неоформленность сверстничества, стихийное образование возрастных когорт, которые в подростково-молодежной среде приобретают деструктивный характер.

Именно с этим связаны основополагающие смыслы любых инновационных образовательных программ, которые призваны решать в первую очередь такие важнейшие задачи, как:

1. Формирование духовно осмысленных и нравственно оправданных укладов жизни и деятельности людей в определенном, приуроченном к данной Земле культурно-историческом пространстве и укоренение в них человека, преодолевая тем самым его сегодняшнюю без-родность и без-домность.

2. Выращивание жизнеспособных, я бы сказал – соборных детско-взрослых общностей, не оставляющих человека без-призорным и без-надзорным.

3. Культивировать Встречи поколений в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри отеческой культуры.

Надо сказать, что обозначенные сверх-задачи современного отечественного образования – это и есть Дух и Смысл национального проекта «Образование», который может стать в таком случае составной частью объявленной Президентом программы «Сбережения народа». И самое главное — профессионально грамотное и нравственно ответственное решение этих задач как раз и составит подлинное содержание всего многообразия программ духовно-нравственного становления наших детей, подростков и молодых людей.

В педагогике понятия «духовности» и «нравственности» обычно связывают воедино и в этом есть глубокий смысл. Так, в самом общем виде, нравственность – это следствие и причина уклада жизни человеческих сообществ; именно здесь живут нормы, ценности и смыслы человеческого общежития.

Духовность, также в самом общем виде – есть причина и следствие веры в Высшее, сверх-обыденное Начало в человеческой жизни. Именно Вера в реальность такого Начала придает абсолютный статус нормам, ценностям, смыслам человеческой жизни. Без Высшего Начала в человеке все это имеет относительное и вкусовое значение. Именно поэтому нельзя говорить абстрактно о духовно-нравственных основах, о духовно-нравственном развитии, т.к. всегда нужно точно фиксировать: каков уклад жизни данного человека и в чем его Вера. Вне этого – либо душевное пепелище, либо духовная свалка.

Существует светоносная духовность и есть темная духовность. Именно поэтому сказано: «Различайте духов!», проверяйте источники духовности. Ориентация человека на один полюс, в сторону поиска Бога, поиска встречи с Ним порождает один вид духовности – святость. Однако уход человека, поворачивание спиной к этому полюсу не делает его нейтральным – это иллюзия. Он обязательно начинает сдвигаться в противоположную сторону. И рано или поздно оказывается в ловушке одержимости негативной духовностью, которая в земной жизни человека всегда рядом, всегда в ожидании своего часа.

Но сегодня набирает силу «никакая» духовность. Просто нулевая, хотя она тоже называется духовностью, это так называемая «культурная духовность». За этим есть некий пафос – высшие образцы человеческих достижений в искусстве, в литературе, в технической, интеллектуальной деятельности: и т.д. Считается, что освоение таких — высших образцов и достижений культуры как раз и есть – духовное развитие человека.

Для секулярного сознания собственно духовные ценности могут существовать только в пространстве самой культуры. Но еще о. Павел Флоренский замечательно сказал: «С точки зрения культуры Церковь, кабак и американская машина для взламывания сейфов, являются равноценными». На каком основании вы будете считать, что Церковь выше кабака? Это все объекты культуры. Внутри самой культуры нет меры расценивания – что выше, что ниже. Надо выйти за пределы самой культуры и только тогда, с высоты, можно увидеть ранги и уровни ценностей и смыслов культуры.

По сути, любовь к качеству бытия и воля к совершенству, как заповедал нам Господь в своей Благой Вести (будьте совершенны, как Отец ваш Небесный), и есть собственно человеческое в человеке. С православной точки зрения этим все сказано. Но с педагогической и психологической точек зрения необходимо ответить на ряд специальных вопросов: как это возможно? Как становится, при каких условиях раскрывается, обретает свою полноту подлинная человечность в человеке.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и духовно полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая доказательства. Можно сказать, что “собственно человеческое в человеке” — это всегда Другой человек. Иными словами, именно взрослые обеспечивают ребенку презумпцию человечности — право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития.

Взросление — дело трудное и, даже, болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, или воспользовавшись его неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок заболевает.

В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего) это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался сестрицу и напился из болота; героя сказки Андерсена — Кая, которому в глаз попал осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с реалий дня сегодняшнего — с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, ущербные, “отморозки”.

На некоторых детей тень “колдовства” падает с рождением. О них мы говорим “дети с особенностями развития”.

Чтобы расколдовать ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни необходим близкий – Другой человек. Соотнося эту мысль с опытом педагогической и психологической практики, не трудно убедиться, что связанность со взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность. Так, например, родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви — и никто не может причинить такого вреда детям, как они.

Какие же сугубо психологические факторы определяют влияние взрослого на душевно-духовное здоровье ребенка?

Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со=бытийная общность ребенка и значимого взрослого. В основу классификации понятия “значимый взрослый” можно положить две существенные характеристики. Это показатели кровного родства — “родной-чужой” и духовной близости — “близкий-чуждый”.

Критерием первой характеристики можно считать принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь.

Классификация значимых взрослых

Источник:
Психология жизни современного человека
Духовные и нравственные основы нашей жизни являются: во-первых, главной иммунной, защитной системой достоинства и свободы личности – не «свободы от…», когда «в
http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/5847-duxovnye-problemy-cheloveka-v-sovremennom-mire.html

Психология жизни современного человека

1.1 Необходимость в психологических знаниях в обществе

Среди отличительных черт современной многомерной российской действительности можно особо выделить динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремление людей к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.

Наша многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.

Что же в современной психологии понимается под “психологической культурой”, каковы ее параметры и уровни? Характеристику общей психологической культуры дает О.И.Мотков: “Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений… Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность”. Н.Н. Обозов в понятие психологическая культура включает три компонента: 1) Понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджере и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:

  1. психологическая грамотность,
  2. психологическая компетентность,
  3. ценностно-смысловой компонент,
  4. рефлексия,
  5. культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.

В определении психологической компетенции целесообразно придерживаться определения М.А.Холодной: “Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или проблем.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и поведения.

Культуротворчество означает, что уже в детском возрасте человек является творцом культуры. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга и это разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

Нужна ли психологическая культура современному специалисту?

Безусловно, поскольку в новых рыночных отношениях без нее очень трудно решать сложные предпринимательские, не говоря уже об организационных, задачах. Теперь “чистому технарю” сложно найти себе применение, все в большем почете универсалы, сочетающие специальную и гуманитарную подготовку.

Психологических знаний мы мало получаем и в школе, и в институте. Развитие нашей психики происходит скорее стихийно, поэтому в отношении к окружающим и к себе мы часто проявляем эгоцентрическое, допонятийное мышление ребенка. В то же время потребность в самопознании – это одна из объективно существующих и закономерно возникающих потребностей роста развивающейся личности, и как каждая потребность, должна быть удовлетворена достаточно полно, чтобы не стать источником напряжения, дискомфорта для человека. Психологическое познание может осуществляться различными методами, каждый из которых не исключает другого, они дополняют и обогащают друг друга.

Вся система образования претерпевает в настоящее время серьезные изменения: осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора профессионального пути в сфере деятельности.

Свободный выбор может быть осуществлен на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.

Возникла проблема гуманизации и гуманитаризации образования. С позиции “экономического человека” надо переходить на позицию “человеческого человека”, т. е. гуманистическую, психологическую позицию. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.

Гуманизм — признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизация труда включает оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает, видел результаты своего труда, мог предвидеть социальные и психологические последствия труда.

Особый смысл приобретает гуманизация технического образования, т.к. в его недрах готовятся 80% руководителей и инженерно-технические работники. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления:

  • гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых предметов,

  • гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала индивидуальности преподавателей и студентов, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку студентов во время их обучения.
  • Психология в буквальном смысле этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того как получила экспериментальную базу и естественнонаучные обоснования. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В.Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. В начале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы.

    Возникает необходимость интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науки — практической психологии. Понимание вопроса о месте и роли практической психологии невозможно без понимания вопроса о месте психологии среди других наук.

    Источник:
    Психология жизни современного человека
    Место и роль практической психологии в современном обществе. Необходимость в психологических знаниях в обществе
    http://extusur.net/content/6_pedpsiholog/1_1.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    CATEGORIES