Психология юмора

Психология юмора

Ю?мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире [1] .

В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.

В философии и науке XVIII века противоречивость юмора рассматривалась в русле поиска логики построения юмористического образа. Так, шотландский философ Дж. Битти в эссе о смехе обозначил объект своего труда как «результат наблюдения двух или более нелогичных, несоответствующих или нелепых частей или обстоятельств, рассматривающихся как объединенные в одном сложном объекте или группе» [2] . А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» указывал, что два несовпадающих элемента, из которых возникает смешное — это усвоенные нами понятие и реальный объект, который «мыслился в этом понятии» (но в действительности оказался отличным от него) [3] .

В теории разрядки юмор трактуется как механизм «освобождения от напряжения», как своеобразный «предохранительный клапан». Шотландский философ XIX века А. Бэн и английский социолог Г. Спенсер также рассматривали смех как разрядку [4] . Элементы теории разрядки можно найти и в подробной интерпретации оснований юмора, предложенной З. Фрейдом. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» основатель психоанализа четко определяет различие между юмором, комизмом и остротой. З. Фрейд считал, что юмор – это средство решения психической проблемы простейшими способами, успешно опробованными индивидами в самом начале жизни [5] . По мнению Э. Оринга, юмор зависит от восприятия «соответствующего несоответствия» («appropriate incongruity») [6] . Его ученый понимает как нахождение связи между двумя категориями, которые с позиции здравого смысла рассматривались бы как противоречивые [4] .

Английский социолог М. Малкэй пишет, что в юмористическом образе «правила логики, ожидания здравого смысла, научные законы и требования приличий» не являются обязательными. Он полагает, что общественная жизнь включает в себя множество противоречивых значений и смыслов, и юмор с его релятивизмом, создает особую среду, особый «язык» для выражения этих противоречий. Тем самым, юмор служит поддержанию социального порядка [4] .

Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор» [ источник не указан 190 дней ] (ср.: гуморальный). По мнению древних именно соотношение этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

Существуют различные формы юмора:

Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор. Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и другие.

Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером в получившей широкую известность книге «The mating mind». Эволюционные психологи предполагают, что юмор является аналогом павлиньего хвоста, который служит для демонстрации самкам своих хороших генов [8] .

Одно из библейских «посланий» включает такие слова: «также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5:4). Несмотря на это, в Интернете широко распространен «христианский» юмор.

Ислам выработал целый ряд правил относительно юмора [9] .

Некоторые города претендуют на звание национальной (или даже мировой) «столицы юмора».

Источник:
Психология юмора
Ю?мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире [1] . В
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BC%D0%BE%D1%80

Психология юмора

В непростое время демократии, которое характеризуется свободой слова психологи обращают внимание на повышенный интерес к юмору как непосредственному способу коммуникации среди людей. Обилие телепередач юмористического характера, кинокомедии, рост популярности писателей-юмористов – это неопровержимое подтверждение всему вышесказанному. Юмор – играет достаточно серьезную роль. На сегодняшний день ни одно издание периодического характера сложно представить без «острого» элемента карикатуры или смешного анекдота.

С точки зрения психологического воздействия юмор — один из самых эффективных способов. Реклама часто использует юмор как надежное средство воздействия на психическое сознание людей.

Какие функции выполняет юмор в существенной регуляции отношений между людьми и зачем людям необходим смех? Ответ один: вызвать положительные эмоции. Психологи заявляют, что положительные эмоции рождают основную систему мотивации человека. Поведение определяется эмоциями, и они же им управляют.

Существуют и другие моменты, которые также носят достаточно значительный характер. С точки зрения психологии юмор может быть: средством нападения или насмешкой; оружием; эффективным средством для установления межличностного контакта; передачей определенной информации; надежным психологическим щитом;

Данные состояния, вызванные юмором, сопровождаются различными вариантами смеха. В итоге – существенно влияют на изменение поведения человека.

Существует множество видов смеха. Смех бывает радостным и печальным, гневным и добрым, глупым и умным, заискивающим и снисходительным, испуганным и презрительным, ободряющим и оскорбляющим, робким и наглым, враждебным и дружеским, простосердечным и ироническим, наивным и саркастическим, грубым и ласковым, беспричинным и многозначительным, смущенным и бесстыдным.

Психологи замечают, что постепенно суть юмора теряет свою изюминку. Он теряет свою остроту. Дело в том, что ореол запрета снимается вследствие вседозволенности.

Источник:
Психология юмора
??? В жизни любого человека в той или иной форме присутствует юмор. Он пронизывает деятельность коллективов, государств, наций и не зависит от политических режимов и уровня жизни.
http://www.justlady.ru/articles-127465-psihologiya-yumora

Психология юмора

и великие опасения — вот почва

для лучших шуток.

Более полувека назад вышла в свет книга “Физики шутят”, в которой по материалам зарубежных изданий были собраны остроты физиков разных стран мира. Составители уверяли читателя, что книга эта научная, в силу того что ее авторами являются серьезные ученые, но читать ее могут не только ученые, а все, кто любит шутку. Спустя некоторое время появились книги “Физики продолжают шутить” и “Физики все еще шутят”. В последнюю вошли уже и шутки отечественных ученых.

Психологам эта идея понравилась, и не так давно А.В. Юревич написал книгу “Психологи тоже шутят”, в которой с присущей автору иронией говорится о реалиях современной психологической науки и практики. Известный российский ученый поднимает очень серьезные темы, но не совсем в серьезной форме, что по достоинству оценили серьезные и не очень психологи.

По аналогии с “физической” книгой “психологическую” тоже можно назвать научной, правда, с некоторой оговоркой — она рассчитана на тех, кто не только любит и понимает шутку, но при этом и относит себя к категории профессиональных психологов. Однако описанные автором черты научной психологии, по всей видимости, не являются специфически “психологическими” и свойственны любой области современной российской науки.

При этом, если верить К. Воннегуту, поводом для шуток могут быть и вполне серьезные вещи.

Нынешняя психология сильно отличается от той, которая была сто и более лет назад. Раньше психологи искали ответы на вопросы о природе психического и его отношениях с внешним миром, о законах мышления и особенностях протекания волевых процессов, о возможных методах их исследования. Сегодня эти и многие другие вопросы по-прежнему стоят на повестке дня, но, кроме того, психология вплотную подошла к необходимости включения в решение совсем других проблем, на первый взгляд непсихологических. При более внимательном рассмотрении оказывается, что они носят прикладной для нашей науки характер.

Это проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни: влияние рекламы и СМИ, выбор профессии, создание семьи, неурядицы на работе и дома, проблемы со здоровьем и т.п. Ответственность за их решение сегодня в значительной степени возлагается на плечи психолога. К числу именно таких проблем или, точнее говоря, задач относится и стоящая перед каждым из нас задача произвести благоприятное впечатление на окружающих — работодателя, близких и не очень людей.

Не секрет, что одной из составляющих успеха — весьма существенной, хотя и не решающей — является наличие у собеседника чувства юмора.

Кроме того, умение посмеяться над собой, над своими проблемами, промахами и ошибками оказывается полезным и самому человеку. Не случайно Маслоу рассматривал чувство юмора в качестве одного из обязательных признаков самоактуализирующейся личности, наряду с такими капитальной важности особенностями, как личностная автономия и способность к творчеству.

Следует честно признать, что с чувством юмора в психологии все обстоит не так уж хорошо: психологи могут подсказать, как поладить с партнером по бизнесу или подготовить ребенка к школе, знают, как “перестать беспокоиться и начать жить”, но вот как обрести чувство юмора, увы, им до сих пор неизвестно. Среди психологов встречается немало тех, кому удалось-таки научиться общаться друг с другом и весьма профессионально решать иные психологические задачи, нередко вызывающие у далеких от психологии людей большие трудности, но наличием чувства юмора они похвастаться не могут.

Причина этого кроется, прежде всего, в сложности и расплывчатости самого явления, которое мы называем “чувством юмора”, и, как следствие, — в неумении воспитать его в себе и окружающих.

О чувстве юмора в психологии известно совсем немного, а то, что известно, пока никак не способствует его обретению.

Далеко не каждый психологический словарь — а в последнее время их число измеряется уже не одним десятком — может похвастаться статьей, посвященной юмору или чувству юмора. Наиболее расхожее определение чувства юмора как способности человека понимать и производить юмор, строго говоря, и определением назвать нельзя.

Поскольку комическое рождается из контраста, легко стать смешным, если ты слывешь человеком серьезным.

“Чувство юмора” — это рациональное или иррациональное явление? И чего в нем больше — чувства или мысли? Оно в чем-то сродни понятиям “чувство меры” и “чувство взрослости”, которые также и не чувства, и не чисто интеллектуальные образования. Можно еще припомнить и шестое чувство, про которое известный поэт сказал:

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

А может ли под скальпелем науки родиться орган для иного чувства — чувства юмора?

Найти специальные работы, посвященные психологии юмора, труда не составляет по той простой причине, что их до обидного мало. О Фрейде и его книге “Остроумие и его отношение к бессознательному” сказано много, но это не мешает ей оставаться уникальной в своем роде. Правда, в данном случае необходимо разобраться в терминологии. Юмор и остроумие не одно и то же, хотя иногда эта его книга переводится как “Юмор и его отношение…”. Другая работа Фрейда с лаконичным названием “Юмор” не получила широкого распространения. Не так давно увидела свет переводная книга Р. Мартина “Психология юмора”.

Не будет лишним обратиться к книге Л.С. Выготского “Психология искусства”. Если рассматривать юмор и шутки как разновидность художественного творчества, то известный тезис Выготского об искусстве как общественной технике чувств поможет кое в чем разобраться, а точнее говоря — предположить, какова возможная причине отсутствия так необходимого в повседневной жизни чувства.

В свое время большой популярностью пользовались книги нашего соотечественника А.Н. Лука по вопросам связи творчества и остроумия, но назвать их психологическими можно с большой натяжкой, лишь принимая во внимание выбранный автором предмет исследования. Правда, приводимые исследователем факты не теряют от этого своей привлекательности, а его мнение о юморе как особом (творческом по своей природе) способе отношения к окружающему миру до сих пор не доказано, но и не опровергнуто.

Как и всякое сложное явление, чувство юмора окутано противоречиями, и внимание к ним — один из источников не только их разрешения, но и формирования научного отношения к трудно объяснимому пока феномену.

Противоречие первое. Что такое чувство юмора — психологам не совсем понятно или даже совсем непонятно, но в то же время не только для них, но и для всех остальных очевидно, когда его нет. Данное противоречие проявляется в отсутствии научно-психологического определения (и объяснения) чувства юмора.

Эта ситуация для науки не является новой. Достаточно вспомнить, какие трудности испытывают ученые, пытаясь дать определение здоровью. Они не нашли ничего лучшего, чем сказать, что здоровье есть отсутствие болезней. Сказанное верно и по отношению к здоровью психологическому, атрибутом которого выступает чувство юмора, что позволяет характеризовать человека, обладающего чувством юмора, как психологически здорового.

Противоречие второе. Пока одни психологи заняты поиском определения понятия “чувство юмора”, другие уже создали методики для его выявления. Широко известный тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой предназначен для исследования мотивационной сферы человека и рассматривается как проективная методика. С помощью этого теста выявляются фрустрированные потребности человека, что свидетельствует: чувство юмора все-таки личностное образование.

Другим не менее известным тестом, позволяющим по характеру эмоционального реагирования в тех или иных ситуациях обнаружить структуру отношений личности, является юмористический тест личности Р. Кэттела и Л. Луборского.

В 1940-е годы Г. Айзенк провел исследование оценки вербальных шуток и юмористических рисунков, по результатам которого выделил существование некого общего фактора, интерпретируемого им как “чувство юмора”. Этот фактор отражал в процентном отношении, на какое количество шуток от их общего числа испытуемый реагирует положительно. Кроме того, Айзенк выделил и частные факторы чувства юмора, такие как предпочтение шуток с сексуальным содержанием, сложность шуток, иначе говоря, их утонченность и выраженная интеллектуальность, и др. Эти данные свидетельствуют о связи чувства юмора с мыслительными особенностями человека.

И эта ситуация для науки тоже не нова. Историк психологии Э. Боринг определил интеллект как то, что измеряется с помощью тестов интеллекта. Вряд ли можно обвинить автора в ошибочности данного утверждения, вот только что оно дает для науки и практики?

Противоречие третье, вытекающее из первых двух. Научно достоверных данных о влиянии чувства юмора на характер протекания психических процессов практически нет, в то время как рекомендаций о его пользе предостаточно. Врачи твердят, что юмор способствует излечению всех болезней (если другие средства не помогают, то приходится обратиться к тому, которое еще никому не принесло вреда). Дети, как известно, больше любят учителей, способных с юмором говорить о серьезных проблемах — будь то какие-либо научные законы или результаты контрольной работы.

Не надо быть профессиональным психологом, чтобы заметить, что значительно приятнее общаться с человеком веселым и остроумным, чем с мрачным, не понимающим шутливого к нему обращения и уж тем более не способным на собственные остроумные замечания.

Все эти рекомендации опираются на интуицию и опыт, хотя некоторые факты уже могут считаться достоверными. В частности, зарубежные коллеги показали, что проявление чувства юмора зависит от культурного уровня человека и его принадлежности к этнокультурной группе, а также от возраста. А вот фактор пола в данном случае значения не имеет.

Можно не иметь научного и даже ненаучного представления о том, что такое чувство юмора, но желание обладать им от этого не ослабевает.

Следуя получившей широкое распространение психологической стратегии обучения (вернуть супруга, стать счастливым, выиграть миллион, улучшить память), начать следует с ознакомления со всеми вышеперечисленными книгами, а ценящим и любящим юмор вообще и психологический в частности — с книги Юревича. Правда, следует быть готовым к тому, что чувство юмора от этого может и не появиться (судя по числу выигравших миллион, чтение подобных изданий лишь замедляет достижение заветной цели), но зато в значительной степени возрастут познания в области научной психологии, что никогда не бывает лишним.

Статья подготовлена при поддержке компании «БМК». Если Вы решили приобрести качественную и надежную мебель в Краснодаре, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «БМК». На сайте, расположенном по адресу www.Planetadsp.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать мебель по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Planetadsp.Ru.

В остроумии, как и в игре, надо уметь вовремя остановиться.

По прочтении станет ясно, что автор оказался прав и психологи действительно умеют шутить. Кроме того, читатели поверят, что юмористический подход полезен не только самим психологам, оказавшимся в состоянии пошутить над собой, но и психологической науке, потому как не исключено, что юмористической психологии удастся совершить открытия, которые недоступны серьезной науке.

З. Фрейд приводит слова Гёте, сказанные про Лихтенберга: “Там, где у него шутка, может скрываться проблема. Но ведь благодаря шутке иногда решается проблема”.

Источник:
Психология юмора
и великие опасения — вот почва для лучших шуток. Б олее полувека назад вышла в свет книга “Физики шутят”, в которой по материалам зарубежных изданий были собраны остроты физиков разных
http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000703

Психология юмора

и великие опасения — вот почва

Смех и улыбка как признаки радости или удовольствия обнаруживаются уже у новорожденных младенцев. Человек смеется по разным поводам, разным образом, но истинная улыбка радости сохраняется относительно неизменной на протяжении всей жизни. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать улыбкой на человеческое лицо. Любопытно, что первая улыбка новорожденных – это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Радость – это фундаментальная эмоция, и как всякая эмоция, она организует восприятие и мысль, мотивирует действие, мобилизует душевную энергию. Жизнерадостный человек гораздо легче противостоит трудностям, справляется с нестандартными задачами. Радость — самая желаемая эмоция из всех человеческих эмоций. Смех и улыбка, неизменные попутчики радостных событий.

Часто у детей вызывает смех то, что взрослым кажется глупым и жестоким, а иногда даже страшным. Например, «Красная шапочка» заканчивается тем, что охотники вспарывают живот волка и оттуда появляется съеденная бабушка. Смех побеждает страх. Или мультик «Том и Джерри». Это зрелище победы маленького над большим и сильным вызывает у ребенка смех, освобождая энергию подавленной агрессии против подавляющего взрослого. Юмор – это возможность ребенка справиться с ограничениями, принять и усвоить их.

Развитие чувства юмора влияет на формирование и эмоциональной, и интеллектуальной сферы. Дети, обладающие хорошим чувством юмора, понимающие шутки и анекдоты, более развиты интеллектуально. Комическое, как и трагическое – это способ познания мира. До 3-х лет дети не шутят. Они смеются от удовольствия, от радости. Чувство комического развивается в школьном возрасте, в начальной школе дети могут рассказывать друг другу анекдоты. Для подростков юмор – это способ разрядить обстановку, снять напряжение, хоть немного понизить «градус» переживания.

Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур). Все эти вызванные юмором состояния могут сопровождаться разными вариантами смеха. И как следствие — содействовать изменению поведения личности.

Существует много видов смеха. Теоретик и историк советской кинокомедии Р.Юренев, пишет так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех».

В романе «Подросток» Достоевский рассуждает о смехе устами героя Аркадия Долгорукого: «Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а вы смотрите лучше его, как он смеется».

А.Маслоу включил обладание чувством юмора в перечень характерных особенностей самоактуализирующейся (высокоразвитой) личности. Н.А.Лук, например, различает понятия «чувство юмора» и «остроумие». Один и тот же человек, по его мнению, может обладать чувством юмора и не быть остроумным, а бывает и наоборот — бойкий и удачливый острослов начисто лишен чувства юмора. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного.

Зачем мы высмеиваем себя и друг друга? Потому что хотим стать лучше! Смех в чистом виде, смех как эталон — это радостный, веселый смех, характерная особенность и вечный спутник комического. Радость, а значит и смех, имеет свои явные преимущества:

1. Увеличивает способность человека познать и оценить мир.

2. Счастливый человек (смеющийся) гораздо более способен увидеть красоту и добро в природе и в человеческой жизни.

3. Заставляет человека почувствовать, что существуют разнообразные связи между ним и миром.

4. Связана с энергетическим подъемом,

5. . с ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии.

Источник:
Психология юмора
и великие опасения — вот почва Смех и улыбка как признаки радости или удовольствия обнаруживаются уже у новорожденных младенцев. Человек смеется по разным поводам, разным образом, но
http://www.b17.ru/article/psihologiya_umora/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES