Психология взгляда

Бывает ли любовь с первого взгляда?

О том, почему Принцы не влюбляются в Пастушек; о том, сколько живет страсть; а также о химической составляющей пламени любви.

Волшебный первый миг любви с первого взгляда, когда останавливается время, так же непредсказуем, как и летняя буря. Такая любовь высвобождает напряжение, уносит далеко от всех запретов и погружает человека в состояние умиротворения и мягкой эйфории, а тело при этом переходит в приятное состояние невесомости.

Очень трудно контролировать ситуацию, когда влюбляешься неожиданно в человека, ранее даже и не подозревая о его существовании. Любовь с первого взгляда всегда непредсказуема, она захлестывает, когда ее далее и не ожидаешь. И этот эффект неожиданности мешает контролировать ситуацию и провоцирует эдакий счастливый травматизм, аварию с приятным исходом. Во время такой неожиданной шоковой встречи у нашего мозга нет времени запрограммировать защитную систему или контроль над ситуацией. И мы поэтому становимся беззащитными, слишком впечатлительными, то есть жертвой аварии. С той лишь разницей, что в области любви последствия менее драматичны и вызванное возбуждение более мягкое.

Кажется, что любовь с первого взгляда часто является нам как подарок неба. Но на самом деле это чувство подчиняется определенным законам, и биологи научились анализировать реакции тела, которое испытывает шок влюбленности. Например, известное странное впечатление «дежавю»: влюбленные с первого взгляда испытывают одновременно ощущение, что это что-то новое и в то же время уже виденное раньше. Незнакомым людям кажется, что они давно друг друга знают. Реальность становится лучше мечты. И даже не важно, если лицо человека, в которого Вы влюбились, не совпадает с образом, нарисованным Вами раньше в Ваших мечтах, что-то все-таки напоминает в нем отблески этого образа: может, его голос, улыбка, мимика, походка, какое-то слово.

Психоаналитики считают, что безусловное влечение, испытываемое к кому-либо в таком состоянии, связано с нашим самым первым приходом в этот мир, когда мы покидаем материнское лоно и вынужденно привыкаем к необычным новым условиям жизни, испытываем тепло от первого контакта с матерью, ее голос, ласки, запах. Это первая любовь с первого взгляда. Впоследствии любовь с первого взгляда — это некий римейк одного из самых важных моментов нашей жизни, первой встречи. Так проявляется ностальгия по первому приходу в мир. Поэтому любовь с первого взгляда — это момент, в который вы находите друг друга после долгих бесконечных поисков. Но как яблоко, недалеко падающее от своей яблони, найденный идеал является Вашим порождением. Тот, кто появляется в Вашей экзистенциальной пустоте, в Вашей жизни, потрясает естественным образом все наши надежды: мы его не искали, а он, как будто случайно, упал с неба.

Социологи считают, что любовь с первого взгляда настигает людей одного социального уровня. Очень мало шансов, что принц влюбится в пастушку, разве что принц, который испытывает отвращение к светскому миру избалованных принцесс. Или же пастушка напоминает ему его мать. Эти случаи будем считать скорее исключениями из правил. Тот, в которого мы влюбляемся с первого взгляда, как правило, подсознательно отвечает нашему социальному ожиданию.

Что же касается реакции тела, то чувство эйфории, охватывающее влюбленных, провоцируется эндорфином, гормоном, который действует как амфитамин и вызывает сексуальное возбуждение.

Под действием этого гормона влюбленные находятся в возбужденном состоянии, и если они решились перейти к следующему этапу, любовному акту, то ночи обещают быть жаркими и длинными. При этом влюбленные не устают ласкать, нежно поглаживать друг друга, разговаривать друг с другом, заниматься любовью. Их состояние возбуждения, желания и бодрствования поддерживают гормоны, амфитамины естественного происхождения. Пребывая все время под действием химических реакций, тело выделяет субстанции в большем количестве — слюну, смазку и даже особый возбуждающий запах, чтобы привлечь избранного. Между двумя влюбленными происходит определенный обмен феромонами, который зажигает пламя любви, — химический диалог, в котором берут верх эмоции.

Любовь с первого взгляда противопоставляется любви, зарождающейся долгое время, когда мы начинаем постепенно любить того, кого открываем для себя, понимаем и начинаем ценить со временем. Любовь с первого взгляда соответствует идеализации своего возлюбленного, в котором мы ищем свое собственное отражение. Тем не менее желание и любовь совместимы, и это только вопрос хронологии. После увлечения и страсти, которые провоцируют любовь с первого взгляда, следует время нежности и привязанности. Для большинства людей любовь с первого взгляда остается идеальным естественным способом встретиться и полюбить друг друга. Для других же она не выходит за рамки прекрасной мечты. В таких случаях она очень редко бывает взаимной.

Любовь, захлестнувшая его и ее с большой силой, всепоглощающей страстью в момент первой встречи, не будет длиться вечно. Ученые утверждают, что в таком состоянии людей переполняют гормоны, которые провоцируют влюбленное состояние, возбуждают мозг и нервные окончания. Такое состояние ограничивается во времени и длится от 18 месяцев до 3 лет. Но конечно же, любовь с первого взгляда может длиться и больше. Например, расстояние или длительные разлуки могут продлить это чувство.

Страсть эфемерна, именно это делает ее такой прекрасной и интенсивной. Мозг не может пребывать очень длительное время в таком возбужденном состоянии. Через некоторое время мозг приспосабливается и уровень секреции, выделяемой им и играющей роль допинга, снижается. Рутина и «седьмое небо» несовместимы. По статистике ,13% опрошенных психологами пар утверждают, что у них любовь с первого взгляда, другие же 56% думают, что не стоит строить совместную жизнь на основе любви с первого взгляда.

Невозможно влюбиться по заказу. Марсель Ашар говорил: «Любовь принадлежит тем, кто о ней думает». То есть нужно ее желать. Для большей вероятности встретить любовь надо обязательно быть в состоянии готовности ума и души.

При этом первое правило — быть открытым и соглашаться с тем, что все люди разные. Желательно, чтобы эти различия были притягательными, а не представляли препятствие для сближения, чтобы они содействовали энергии, которая толкает людей исследовать неизвестное пространство.

Второе правило — быть в гармонии с собой. Нет ничего хуже комплексов и состояния депрессии. Это может заставить потенциальных партнеров избегать Вас. Чтобы помочь себе избавиться от комплексов, вспомните, что мужчин куда больше физической красоты возбуждает жизнерадостность и наслаждение жизнью.

Третье правило — освободить свой мозг от напряженности и занятости. Тот, кто постоянно очень занят, конечно же, ничего не видит и не чувствует и часто проходит мимо важного и прекрасного.

Четвертое правило — остерегаться установок. Когда человек руководствуется в своей жизни общепринятыми правилами, клише «так можно поступать, а так вот нельзя…», которые прочно укоренились в сознании благодаря воспитанию, он рискует быть слишком подозрительным, будет бояться незнакомых людей, будет бояться любви, желания. И главное, чтобы любить и быть любимой, надо научиться давать и получать.

Источник:
Бывает ли любовь с первого взгляда?
О том, почему Принцы не влюбляются в Пастушек; о том, сколько живет страсть; а также о химической составляющей пламени любви. Волшебный первый миг любви с первого взгляда , когда
http://psixologiya-otnosheniy.ru/byvaet-li-lyubov-s-pervogo-vzglyada/

Психология взгляда

…Я отошла в глубину зала, но и там я видела ее взгляд. Чуть правее, чуть левее… Нет, она продолжала смотреть прямо на меня и одновременно на всех остальных людей. В чем тут секрет? Почему живой взгляд с картин известных художников не отпускает нас, заставляя смотреть и вглядываться? И почему мы сами в обычной жизни чуть что — отводим глаза, не желая встречаться взглядом с другими, особенно незнакомыми, людьми?

8.00. Метро. Прихожу в себя на эскалаторе. Навстречу мне поднимается сплошной поток людей. Кто они? Роботы? Люди, которые хотят спрятаться от других? Вокруг невыспавшиеся, недоверчивые глаза. В большинстве этих глаз вижу только табличку: «ПОСТОРОННИМ В…». И вдруг неожиданная, как солнечный зайчик, случайная улыбка, обращенная даже не ко мне, но согревающая, как луч солнца. Глаза, открытые навстречу новому дню, впечатлениям, людям. Я чувствую, как меняется мое настроение, и ловлю себя на том, что улыбаюсь непонятно чему. Один лишь взгляд подарил мне нечаянную, но такую необходимую радость. Один лишь взгляд…

Да, глаза — наш основной источник информации, но не только. Наверное, вы сами не раз замечали, что смотреть и видеть — это разные вещи. Предлагаю вам маленький эксперимент: закройте на минуту глаза и скажите, какого цвета глаза у вашего друга. А у коллеги по работе? А у соседа по парте? Не смущайтесь, подобный результат получается у большинства из нас. Мы не всегда замечаем и помним, как выглядят дорогие нам люди. Почему? Ведь это противоречит самой природе!

Ученые доказали, что, разглядывая человека, животное или даже их изображения, мы, прежде всего, невольно смотрим в их глаза. Они притягивают нас как магнит. Немного побродим взглядом по губам, носу, прическе, и опять — в глаза. Более того, как показали опыты английских психологов, наш взор притягивают любые два кружка, расположенные горизонтально рядом друг с другом. И особенно если в них поместить кружки поменьше («зрачки»). Почему?

У классической науки ответов на эти вопросы пока нет. Загадкой для нее остаются и другие обнаруженные закономерности. Например, отчего во время разговора говорящий реже смотрит на своего собеседника, чем слушатель? Или чем вызвано то, что с увеличением расстояния между собеседниками они чаще обмениваются прямыми взглядами? Почему прямой взгляд собеседника, как правило, располагает к нему, а косые взгляды или прячущиеся глаза вызывают ощущение неискренности и скрытности? И в то же время, почему так неприятен чей-то чересчур пристальный взгляд в наши глаза, особенно если он принадлежит незнакомцу? Почему у самых разных народов такой взгляд считается выражением дерзости и агрессии, а среди мужчин — прямым вызовом?

Эти и другие вопросы интересуют психологов. Они чувствуют, что в языке взглядов может быть найдена разгадка очень многих феноменов. «Что в мыслях, то и в глазах», — говаривали в старину. Неслучайно те, кто носит темные очки «не к месту», вызывают подсознательную неприязнь. Зная это, люди часто пытаются ввести в заблуждение своих партнеров иначе — выражением своих глаз. Но никто не способен играть все время. Непроизвольные движения глаз все равно выдадут. Иногда эти «моменты истины» длятся секунды и даже доли секунд, но они есть всегда. Их нужно только увидеть…

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» можно найти блестящий эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого:

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но увы, встревоженная вопросом, истина со дна души на мгновенье прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, и вы пойманы!»

Блеск глаз, их подвижность, величина зрачков, положение и форма век, направление взгляда — все, что мы обозначаем понятием «выражение глаз» важно для наблюдательного человека. К примеру, если собеседник в ответ на ваш вопрос начинает смотреть вверх, «в потолок», надо быть настороже: скорее всего, он собирается предаться фантазии, а может быть, и просто соврать. А вот взгляд вниз и в сторону заслуживает большего доверия. Это знак того, что человек пытается что-то вспомнить или что тема разговора вызвала глубокие переживания.

Не нужно быть психологом, чтобы заметить, что люди прищуривают глаза, когда недовольны, раздражены или с недоверием относятся к чему-либо. Такой взгляд часто присущ и личностям хитрым, «себе на уме». Неслучайно этот взгляд нам, как правило, не очень приятен. То же чувство вызывают и люди, которые отказываются смотреть нам в глаза.

Кстати, психологи советуют при разговоре ни в коем случае внутренне не спорить, так как все ваше несогласие все равно выражается в глазах. Или спорьте вслух, или не делайте этого вовсе, потому что неосознаваемое негативное впечатление от вашего несогласного взгляда будет гораздо сильнее. И последствия могут быть серьезнее.

Важно также не только как собеседники смотрят друг на друга, но и насколько долго и часто. Исследования показывают, что во время переговоров люди глядят друг на друга от 30 до 60% времени. Если собеседник встречается с вами взглядом меньше 30% времени, то он, скорее всего, не воспринимает ваши слова. Когда же время составляет более 60%, будьте уверены — вас внимательно слушают.

Отсутствие взгляда тоже может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Вообще, наблюдения в самых различных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника.

Исследования показали также, что прямой взгляд используют в общении преимущественно женщины. Они чаще смотрят на собеседника, чем мужчины, и дольше не отводят глаза. Возможно, это врожденное отличие. Во всяком случае, уже с 6-месячного возраста девочки «глазастее» мальчиков. Потому-то и действует уже много веков знаменитая бабушкина формула «стрельбы глазами» — «в угол, на нос, на предмет»: девушка слегка улыбается, затем опускает веки и смотрит в сторону. Нет лучшего способа, чтобы привлечь к себе внимание. Не удивительно, что в некоторых странах женский взгляд прячут за чадрой — контакт глазами срабатывает молниеносно!

Наверное, вы и сами замечали, что игнорировать того, кто пристально смотрит на вас, невозможно — вы вынуждены как-то отреагировать. Можно улыбнуться и заговорить, можно отвернуться и направиться к выходу. Но перед этим вы, скорее всего, или потянете себя за ухо, или поправите костюм, или протрете очки. В любом случае, пока вы решаете, как отнестись к приглашению, наверняка произведете какое-нибудь явно лишенное смысла действие.

Самую первую информацию о собеседнике мы получаем с помощью глаз и от глаз собеседника. Недаром существует пословица: «Глаза — зеркало души». Ведь именно они сообщают нам о человеке самое важное. Совершенно не отдавая себе отчета в том, что читаете язык взглядов, вы можете распознать душевное состояние человека: страх и печаль, счастье, любовь, ненависть. Наверное, поэтому нам так тяжело вести серьезные разговоры по телефону, когда, не видя глаз собеседника, мы начинаем недооценивать или переоценивать интонации, представляя себе совсем не то, что происходит на самом деле. А вот по глазам и поведению человека вы ясно увидите проявления чувств без всяких слов.

Исследования, проведенные в США, показали, что навыки использования взгляда в общении, будучи усвоенными однажды в детстве, на протяжении жизни почти не меняются, даже если человек попадает в другую национальную среду. В средиземноморских странах весьма распространена вера в злую силу «дурного глаза». Согласно этому поверью, существующему, как выявили ученые, с XVII века до нашего времени, человек с «дурным глазом» приносит несчастье каждому, на кого посмотрит.

Встречали ли вы когда-нибудь людей с неговорящими глазами? Таких людей еще называют «человек в футляре». Наверняка да. Вспомните свои ощущения неуютности и непонимания в присутствии таких людей…

«…С первого взгляда она почему-то казалась мне похожей на плотно забитый ящик. Гладкие стенки, плотно приколоченные планки: что в этом ящике — неизвестно, может быть он и вовсе пустой. Ничего не видно в пустых серых глазах… И вдруг… батюшки, куда девался заколоченный ящик? Он раскрывается, глаза сверкают, они уже не тускло-серые, а карие. В заколоченном ящике оказался человек, живой, правдолюбивый и наверное хороший. Но тут же фрейлин Эмма гасит свет в своих глазах — они уже не карие, а свинцово-серые, как шляпки гвоздей, которыми заколочен ящик…» (А. Бруштейн).

Сколько раз мы сами наблюдали подобные превращения! Сколько раз это происходило с нами самими!

Как много могут сказать нам крылатые выражения: «наткнуться на чей-то взгляд», «пронзить взглядом», «испепелить взглядом».

Вот случай, который произошел в Бишкеке. На уроке рисования один из малышей выхватил у своей соседки Вики баночку с гуашью. Девочка не стала плакать, а только пристально поглядела на его руку. Вдруг шалун с криком выронил краску: на запястье вздулся пузырь, как от ожога. «Она меня обожгла глазами», — плакал малыш. Когда уже по просьбе исследователя Вика, прищурив глаза, внимательно посмотрела на его руку, он почувствовал довольно сильный «укол».

Известно, что, не говоря ни слова, не совершая никаких жестов, одним лишь взглядом, мы можем помочь человеку или, наоборот, вселить в него неуверенность в себе. Самые разнообразные чувства выражаются с помощью языка взглядов. Представьте себе, что мы принимаем от родных глаз такое сообщение: «Ты никогда не научишься…« или «Из тебя ничего не получится«. Ведь сколько судеб было поломано из-за врезавшихся в память взглядов близких людей, сбивших с толку, унизивших, помешавших использовать свой шанс! Эти взгляды подчас были гораздо сильнее слов и нашего желания преодолеть себя. Или, наоборот, вспомните ситуации, когда вы чувствовали одобряющий взгляд человека, стоящего рядом, и нужные слова сами приходили вам на язык.

Представьте себе, что на небе тучи, пасмурно и нет солнца. Настроение портится, так хочется, чтобы выглянуло солнце! А ведь и наш взгляд играет подобную роль. Еще Платон назвал зрение солнцеобразным, а глаза — самым солнечным органом в человеке. Взгляд обладает способностью нести свет, озарять. А мы сами можем взглядом поддержать, посочувствовать, вдохновить, умножить силы, вселить уверенность, а иногда, просто улыбнувшись, подарить лучик света и частичку весны. Взгляните в глаза человека, стоящего рядом с вами, ведь нет ничего лучшего, чем почувствовать в незнакомом до сих пор человеке близкую душу.

Один лишь взгляд и простой жест — протянутая навстречу рука — гораздо красноречивее слов. Один лишь взгляд…

Прямой взгляд говорит о заинтересованности и уважении к собеседнику. У человека, который так смотрит на других, прямой характер, он уверен в себе.

Взгляд с прищуром означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании со взглядом сбоку) недоверие, хитрость и даже коварство. Человек, который смотрит на собеседника прищурившись, хочет выяснить его планы, но скрыть свои.

Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления.

Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие.

Широко распахнутые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Они вызывают доверие. Так смотрят актеры и удачливые торговцы.

Косой взгляд можно трактовать по-разному: либо человек не уверен в себе, либо тайком наблюдает за собеседником.

Взгляд сбоку, уголками глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии.

Глаза в глаза. Так смотрят влюбленные. Этот взгляд — серьезное испытание для того, кому он адресован.

Взгляд исподлобья обозначает несогласие, презрение или недоверие.

Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства.

Уклоняющийся взгляд выдает неуверенность, скромность или робость, возможно, чувство вины.

Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к собеседнику, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию.

Источник:
Психология взгляда
Один лишь взгляд. Пристально всматриваюсь в глаза, пытаясь понять, "да" или "нет"… "Да" означает начало пути, новый этап. "Нет"… Об этом даже не стоит думать. Один лишь взгляд сейчас может изменить всю судьбу. Один лишь взгляд…
http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/OneLook_JulLuce/

Психология взгляда

Приветствую Вас, читатель s-mind.ru! Мы уже не раз говорили о возможностях мозга. А сейчас речь пойдет о внешних проявлениях мозговой деятельности. Кому из нас не хотелось узнать, что думает близкий человек, понять, чего ему действительно хочется. Мы ведь так искусно научились скрывать свои мысли за равнодушным взглядом, отговорками ни о чем. И чтобы пробиться за фасад общих фраз, иногда впору к телепату обращаться. Или изучить психологию взгляда.

Читать чужие мысли мы вполне в состоянии и без посторонней помощи. Есть целый набор подсказок, так называемые ключи доступа, которые позволяют без слов определить, о чем человек думает, что чувствует на самом деле. Чтобы понять его желания, достаточно задать вопрос и отследить движение глаз.

Если взгляд направлен вверх влево — ваш собеседник вспоминает, вверх вправо — представляет себе изображение (картинку). Он смотрит по средней линии влево — можно понять, что включается аудиальная память, по средней линии вправо — аудиальное представление. Взгляд метнулся вниз влево — это анализ (внутренний диалог с собой), вниз вправо — включился опыт эмоций и ощущений.

Задайте любой из вопросов и внимательно посмотрите в глаза. Например, вы ломаете голову: «Что подарить девушке на восьмое марта?», а прямого ответа не получаете. Задайте ей этот вопрос и внимательно посмотрите в глаза. Если в первую секунду взгляд брошен вниз влево, то подарок должен быть: нежный на ощупь, гладкий или бархатный, тёплый или обволакивающий, приятно пахнущий или вкусный. Посмотрела вниз вправо, то она ожидает подарок: модный, подходящий к случаю, приличный. Глаза девушки метнулись по средней линии, то лучше подарить звуковой (диск, аудио игрушку). Если взгляд вверх, то подарок должен быть: красивый, цвета гармонично подобранные, т.е. в целом подарок должен радовать глаз. Так же это работает и на мужчинах.

Научившись принимать и расшифровывать сигналы чужого подсознания, вы с успехом сможете проводить деловые переговоры или просто общаться с окружающими. А самое главное, станете лучше понимать свою вторую половинку или собственных детишек.

Источник:
Психология взгляда
Психология взгляда — как расшифровать чужой взгляд и понять, о чем думает или мечтает собеседник
http://s-mind.ru/psixologiya-vzglyada/

Психология взгляда

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

Экзистенциальная парадигма, как уже было подчеркнуто, имеет очень древние и разнообразные исторические корни. Можно выделить как минимум три основные группы источников: литературные, философские и психологические (Schneider, May, 1995).

Литературные истоки, возможно, самые многочисленные и самые древние. Кирк Шнайдер и Ролло Мэй приводят в качестве примера одного из первых документально зафиксированных проявлений экзистенциальных взглядов ассирийско-вавилонский текст «Гильгамеш», написанный около пяти тысяч (!) лет назад (там же, р. 11). Экзистенциальные мотивы – особенно такие, как стремление к свободе, осмысление своего места в мире, поиск смысла жизни и другие – можно найти в творениях всех эпох и народов. Очень остро звучат экзистенциальные вопросы в древнегреческих трагедиях, в «Божественной комедии» Данте, шекспировских «Гамлете» и «Макбете», «Фаусте» Гете и ряде других произведений. Великие писатели «золотого века» русской литературы – особенно Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов – также уделяли много внимания этим проблемам.

Философская традиция. Как философский взгляд на мир экзистенциальный подход насчитывает много веков и несколько десятков имен известных мыслителей из разных стран. Трудно дать исчерпывающий перечень, достаточно назвать Демокрита, Сократа, Аристотеля, философов итальянского Возрождения, Шеллинга, Канта, в определенном смысле Гегеля и многих других.

Своеобразно, но вполне отчетливо звучат экзистенциальные мотивы в восточной философской традиции (особенно индийской, китайской) – как древней, так и современной.

Но наиболее мощное влияние на становление ЭГП оказали философские поиски мыслителей XIX-XX веков. Джеральд Корэй (Corey, 1986а, р. 74) в качестве наиболее влиятельных фигур, заложивших философский фундамент экзистенциализма, называет Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), Серена Кьеркегора (1813-1855), Фридриха Ницше (1844-1900), Мартина Хайдеггера (1889-1976) и в особенности – Жан-Поля Сартра (1905-1980) и Мартина Бубера (1878-1965).

Например, Ирвин Ялом, один из современных лидеров ЭГП, считает, что на его собственные взгляды наибольшее влияние оказали попытки этих авторов осмыслить следующие идеи и проблемы (Yalom, 1980):

  • у Достоевского – творчество, бессмысленность и смерть;
  • у Кьеркегора – творческая тревога, отчаяние, страх и трепет, вина и ничто;
  • у Ницше – смерть, самоубийство и воля;
  • у Хайдеггера – аутентичное бытие, забота, смерть, вина, индивидуальная ответственность, одиночество;
  • у Сартра – бессмысленность, ответственность и выбор;
  • у Бубера – межличностные отношения, Я-Ты перспективы в терапии и самотрансценденция.
  • Влияние этих мыслителей на развитие ЭГП, разумеется, не ограничивается данным перечнем проблем и каждый представитель экзистенциального направления выбирает свои темы и ориентиры, проставляет свои акценты.

    Психологические корни ЭГП также многообразны. Экзистенциальные идеи (с различной степенью последовательности и полноты) оказались близки многим психологам – в том числе и тем, кто не причислял себя к явным сторонникам ЭГП. Поэтому влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления – очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Эриха Фромма, Фредерика Перлза, Карен Хорни, уже упоминавшегося С.Л.Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом «семействе» экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

    Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) в психологии и психотерапии именовалось «экзистенциально-феноменологическим» или «экзистенциально-аналитическим» и представляло собой чисто европейский феномен.

    Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине XX века на стыке двух тенденций: с одной стороны – это неудовлетворенность многих психологов и психотерапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, «научный» анализ человека; с другой стороны – это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение – экзистенциальное, представленное такими именами, как Карл Ясперс (1883-1969), Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (1903-1990), Виктор Франкл (1905-1997) и др.

    После второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в числе его наиболее ярких представителей оказались некоторые лидеры третьей, гуманистической «революции» в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) – Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Джеймс Бюджентал и др.

    Видимо, поэтому некоторые из них – в том числе и Дж.Бюджентал – предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, – не одно и то же, хотя имеют много общего. Название «экзистенциально-гуманистический» фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая заключается прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому (подробнее об этом – см. ниже).

    Однако, признавая ведущую роль европейских, а затем американских экзистенциалистов, следует отметить еще две важные линии развития экзистенциальных идей, о которых говорилось выше – восточную и российскую.

    Восточная философско-психологическая традиция оказала большое влияние на многие психологические школы, не избежал этого влияния и ЭГП. Правда, у экзистенциальных психологов прямые ссылки на восточных авторов более редки, чем, скажем, у А.Маслоу, К.Роджерса или Ф.Перлза, и некоторые историки психологии считают, что именно представители ЭГП (в частности – Дж.Бюджентал) оказались менее восприимчивы к восточной философии (de Carvalho, 1996, p. 50). И все же, прямо или косвенно, «восточный след» можно найти и у Р.Мэя (Schneider, May, 1995, p. 164) и у Бюджентала – особенно очевидна близость его концепции «Я-процесса» и основополагающих идей дзен-буддизма (см. Bugental, 1965 и др.).

    Российская линия развития экзистенциализма, к сожалению, не оказала прямого существенного воздействия на становление экзистенциальной парадигмы в мировой психологии и даже в отечественной культуре не стала пока влиятельной силой. Исключение составляет, конечно, Ф.М.Достоевский, которого хотя и нельзя назвать последовательным экзистенциалистом, но многие идеи которого – отстаивание «человеческого в человеке», ответственности личности за свои поступки, за поиск смысла своего существования и т.п. – и сегодня вызывают большой интерес у философов и психологов экзистенциальной ориентации.

    На рубеже XIX-XX веков экзистенциальные мотивы явно прослеживаются у многих российских философов – особенно у Н.А.Бердяева (1874-1948), Л.И.Шестова (1866-1938) и др. Особо следует отметить выдающихся отечественных мыслителей С.Л.Рубинштейна (1889-1960) и М.М.Бахтина (1895-1975).

    Сергей Леонидович Рубинштейн долгое время был среди главных идеологов и теоретиков советской психологии. Он – один из создателей теории деятельности, автор многих основополагающих принципов отечественной психологии. В то же время именно он развивал «личностный подход», который нашел свое воплощение в фундаментальном философско-психологическом труде «Человек и мир» (Рубинштейн, 1976), имеющем ярко выраженную экзистенциальную направленность. В нем были подробно рассмотрены такие классические для экзистенциализма (но совсем не традиционные для тогдашней официальной советской науки) понятия как «бытие», «существование», «свобода», «я и другой человек», «любовь», «человек как субъект жизни» и т.п. И хотя формально в тексте содержится критика экзистенциализма (возможно – из идеологических соображений), его дух присутствует очень явно.

    Михаил Михайлович Бахтин, блестяще знавший европейскую философию (в том числе, конечно, и экзистенциальную) и многое из нее почерпнувший, создал свою, особую «философскую антропологию», которая в большой мере опирается также и на взгляды Достоевского. Особенно сильно экзистенциальное начало проявилось в концепции поступка Бахтина, в центре которой – идея «не-алиби-в-бытии» личности, ее онтологической ответственности (Бахтин, 1986).

    Еще более явно экзистенциальный пафос звучит во взглядах Бахтина на личность и общение, в его знаменитой концепции диалога (во многом перекликающейся с идеями М.Бубера). А его определение человека как личности – «конкретность (имя), целостность, ответственность и т.п., неисчерпаемость, незавершенность, открытость» (Бахтин, 1979, с. 343) – может считаться классически экзистенциальным (подробнее об этом см. Братченко, 1991). Не случайно именно идеи Бахтина легли в основу одного из самых экзистенциально ориентированных подходов в современной отечественной практической психологии – диалогического подхода к консультированию Андрея Феликсовича Копьева (Копьев, 1996 и др.).

    Из наиболее ярких, оригинальных и перспективных направлений в современном развитии отечественной экзистенциальной психологической мысли следует прежде всего назвать «психологию переживания» Федора Ефимовича Василюка (Василюк, 1984) и «психологию смысла» Дмитрия Алексеевича Леонтьева (Леонтьев Д.А., 1999).

    В последние годы и у многих других отечественных психологов экзистенциальные мотивы звучат все яснее, все настойчивее, ярким свидетельством чего является первая фундаментальная книга, достаточно полно представляющая передовой край «движения за» гуманистическую и экзистенциальную психологию в России (своеобразный аналог американского «Вызова гуманистической психологии» 1967 года) – «Психология с человеческим лицом» (1997).

    В целом на основании данного краткого исторического обзора можно с уверенностью утверждать, что экзистенциально-гуманистические взгляды относятся к числу наиболее древних, подробно осмысленных, выстраданных и последовательно отстаиваемых в истории человечества.

    Соответственно, можно считать, что наметившаяся в последнее время тенденция к гуманизации психологии и психотерапии не является движением по совершенно новому и неизведанному пути, а, наоборот, – соответствует фундаментальной кросскультурной гуманистической традиции (включающей, естественно, и экзистенциализм), которая имеет длительную историю и в русле которой накоплен богатейший опыт.

    В то же время очевидно, что на сегодня потенциал экзистенциального подхода далеко не исчерпан – особенно в области психологии и именно в психологии российской. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на понимание, осмысление и принятие этой традиции, использовать уже имеющийся опыт и достижения для создания нового, своего варианта (лучше – вариантов) психологии «с человеческим лицом».

    Есть надежда, что знакомство с ЭГП и конкретно с концепцией Джеймса Бюджентала будет способствовать дальнейшему развитию гуманистического и экзистенциального направления в отечественной психологии, реализации его огромных возможностей.

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Источник:
    Психология взгляда
    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ Экзистенциальная парадигма, как уже было подчеркнуто, имеет очень древние и
    http://psylib.org.ua/books/brats01/txt02.htm

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    CATEGORIES