Психология восприятия

Презентация на тему: Психология восприятия

Восприятие – процесс отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, при котором формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

Свойства восприятия: Константность Предметность Целостность Обобщенность

Константность — независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Грегори Р. Мир остается стабилен, не смотря на то, что наши глаза двигаются.

Это фотография, соответствующая действительному изображению на сетчатке, позволяет осознать, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие.

Почему мир остается стабильным когда наши глаза двигаются? Согласно афферентной теории, сигналы движения, поступающие от сетчатки, тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга.

Предметность — объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе, при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Правила группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером. См. рис1.

Принципы, лежащие в основе организации восприятия. А. мозг распознает лицо по нескольким штрихам по принципу заполнения пробелов;В. знаки группируются в столбики по принципу сходства;С. здесь воспринимаются 3 группы квадратов, по принципу близости.

Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. См. Дж. Бруннер. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность.

Восприятие как процесс категоризации. Стадии процесса категоризации Первичная категоризация Поиск признаков Подтверждающая проверка Завершение проверки Восприятие есть процесс принятия решения , основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.

Онтогенез процесса восприятия

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и формируются в течении жизни человека. Острота зрения у младенца достигает того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни. С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному. Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства. Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.

Условия формирования адекватного образа: активное движение глаз обратная связь минимум информации, поступающей в мозг сохранение привычной структурированности поступающей информации.

Активное движение глаз эксперименты Хелда и Хейна на котятах: зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия, необходимо активное движение; исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры;

Аппарат Хелда и Хейна для исследования зависимости зрительного узнавания у котят от активного и пассивного обучения. Назад <-

Закономерности движения глаз при осмотре объекта.

Обратная связь Эксперименты Стрэттона с искажающими очками. Если испытуемому не предоставлять возможности практического взаимодействия с окружающей средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перестраивается вообще, либо незначительно. Но если человек активно взаимодействует с окружающими объектами, то неискаженное восприятие мира восстанавливается.

Минимум информации. Исследования по изоляции испытуемых от раздражителей (сенсорная и перцептивная депривация). При сенсорной депривации происходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т.д. Это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный поток сигналов из внешней среды. ВОСПРИЯТИЕ НЕ СВОДИТСЯ К ПАССИВНОМУ ПРИЕМУ ИНФОРМАЦИИ См. восприятие в условиях сенсорного дефицита

Восприятие в условиях сенсорного дефицита Наблюдения за восприятием космонавтов (в условиях невесомости). изменение восприятия положения собственного тела в пространстве; значительные ошибки в визуальной оценке расстояния; Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра. ? Иллюзии и галлюцинации.

Структурированность получаемой информации Человек живет в мире вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени и находящихся между собой в определенных связях. Попав в условия, где в поле восприятия нет привычной расчленности и организованности, человек не может не только адекватно и длительно воспринимать такой окружающий мир, но и испытывает нарушения других психических функций. ? Привести примеры

Источник:
Презентация на тему: Психология восприятия
Восприятие – процесс отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, при котором формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память,
https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/psikhologija-vosprijatija.html

Психология восприятия

Психология восприятия&#160;— раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект [1] ) в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств [2] .

В воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

Психология восприятия запаха&#160;— процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи.

Психология восприятия цвета&#160;— способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Психоаку?стика&#160;— научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком.

Восприятие пространства&#160;— способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.

Психологическое воздействие рекламы осуществляется по этапам:

  • привлечение внимания;
  • возбуждение интереса;
  • убеждения;
  • принятия решения.

Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан, и нарушение последовательности этапов или исключение какого-либо из них приводит к тому, что человек не воспринимает рекламу, и она не достигает цели.

На восприятие рекламы может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно.

  • голос диктора в радиорекламе может снизить общее впечатление о сообщении, хотя содержание рекламной информации для радиослушателей представляет интерес;
  • рекламное объявление в газете может остаться незамеченным среди прочих объявлений из-за небольшого размера, хотя с точки зрения графического изображения и подачи текста оно выполнено на высоком профессиональном уровне.

В зависимости от психологии каждого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама зависит от:

  • круга интересов предполагаемого покупателя;
  • его потребностей;
  • социального и материального положения;
  • профессии;
  • образования;
  • возраста.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Психология восприятия» в других словарях:

Психология восприятия цвета — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер … Википедия

Психология восприятия запаха — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Психология восприятия запаха&#160; процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи. Процесс восприятия запаха человеком отличается очень&#8230; … Википедия

Психология восприятия пространства — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Восприятие пространства&#160; способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное&#8230; … Википедия

Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Психология мира — (англ.&#160;peace psychology)&#160; область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология труда — Психология труда&#160; раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком&#8230; … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких&#8230; … Энциклопедия Кольера

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества&#8230; … Википедия

Источник:
Психология восприятия
Психология восприятия &#160;— раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений,
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1397586

Психология восприятия

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной степенью ясности и реагировать на них одновременно. Из огромного количества воздействующих предметов с наибольшей отчетливостью и осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем. Узнавание может быть неспецифическим, когда человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или специфическим (это автомобиль моего брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза лягушки («детектор насекомых») сигнализирует о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного образа, поэтому в окружении неподвижных мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции. Это одно из важнейших свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что. », «Вот посмотрите. », «Давайте представим. », «Решение уже вырисовывается. ».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так. », «Мне созвучно это. », «Я слышу, что вы говорите. », «Вот послушайте. » и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру. », «Я не могу ухватить мысль. », «Попробуйте ощутить. », «Это очень тяжело. », «Я чувствую, что. ».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление об окружающем мире. Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Источник:
Психология восприятия
Автор: Тарасова Людмила, 4.3. Восприятие — Общая психология: конспект лекций, Жанр: философия, Издание: 2009 г.
http://www.e-reading.club/chapter.php/98064/13/Tarasova_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

Психология восприятия

Принципы психологии восприятия

Восприятие сложных звуков

Восприятие человека человеком

Законы аддитивного смешения цветов

Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Микрогенез зрительного восприятия

Оперативная единица восприятия

Оптическое смешение цветов

Отногенез процессов восприятия

Техническое смешение цветов

Фактор общей судьбы

Фактор хорошего продолжения

Феномен Ауберта – Ферстера

Феномен Ауберта – Фляйшля

Феномен стабильности видимого мира

Активное осязание— процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения.

Апперцепция(от лат. ad – к и perceptio – воспринимаю) — влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Бинауральный слух(от лат. bini – два и auricula – ухо) — построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70–100 дБ над порогом слышимости.

Бинокулярное зрение(от лат. bini – два и oculus – глаз) — построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

Восприятие времени— образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие человека человеком— понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);

2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;

3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;

4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Глубинное зрение— зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более отдаленные.

Двойственное изображение— изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые „фигуру“ и „фон“ взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве „фигуры“, а другая — в качестве „фона“, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус „фигуры“, та часть изображения, которая не интегрируется в данную „фигуру“ автоматически распознается как „фон“.

Закон Эммерта— закономерность, выведенная немецким психологом Ф. Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10–15 м.) расстояниях до экрана.

Законы аддитивного смешения цветов— правила, сформулированные первоначально И. Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания:

1. Для каждого цвета существует другой единственный цвет („дополнительный“), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет;

2. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава;

3. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет.

4. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.

На основе этих законов была создана Международная система спецификации цвета в терминах Стандартного наблюдателя (MKO–31), которая впервые в 1856 г. ввел Грассман.

Изначальное назначение цветной модели RGB – это описание цвета на мониторе. Но так как все мониторы различаются по производителю и модели, поэтому были предложены альтернативные цветовые пространства, соответствующие стандартному монитору. К таким относятся, например, sRGB и Adobe RGB.

Изображение в цветовой модели RGB, как было сказано выше, состоит из трех цветов. Если мы смешивать эти цвета, то получается:

красный (R) + синий (B) = пурпурный (M — Magenta)

зеленый (G) + красный (R) = желтый (Y — Yellow)

зеленый (G) + синий (B) = циановый (C — Cyan)

красный (R) + зеленый (G) + синий (B) = белый (W — White).

Зона Панума— пределы диспарантности, в которых возможно видение без двоения изображения, и количественные оценки относительной удаленности (глубины), которые увеличиваются при движении от фовеа к периферии.

Диспаратность (от лат. disparatus — разделённый) — различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках левого и правого глаза. Диспаратность изображений лежит в основе неосознаваемых психофизиологических процессов бинокулярного и стереоскопического зрения.

В задней части глаза, где зрительная ось пересекает сетчатку, имеется углубление — фовеа, обильно населенная колбочками , отвечающими за зрение при дневном освещении. Фовеа окружена более широкой круговой областью сетчатки — area centralis,

Иллюзии восприятия(от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий:

1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне.

2. Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными.

3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.

4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера – Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.

5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера).

6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Иллюзия Аристотеля— осязательная иллюзия, при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два предмета.

Иллюзию, о которой сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2 300 лет назад.

Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный) перекрещенными указательным и средним пальцами.

Вам будет казаться, что под пальцами у вас два шарика.

А ларчик открывается просто: в нашем случае поверхности двух пальцев практически никогда не коснутся одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются.

Иногда эта иллюзия получается, если пальцами касаться кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали собственником двух носов.

Но если до тыльной стороны кисти дотронуться двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20—25 миллиметров, вы ощутите только одно прикосновение.

На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1—2 миллиметров.

А приложив циркуль к коже спины, вы почувствуете два острия лишь при условии, что ножки циркуля растянуты больше чем на 60—70 миллиметров. Это объясняется неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих прикосновения. Но чтобы опыт хорошо удался, ножки циркуля не должны прикасаться к кожным волоскам.

Иллюзия луны— зрительная иллюзия. Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в небе.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье— искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.

Инструментальное осязание— процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с орудием.

Кажущееся движение— иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.

Когнитивный контур— субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Константность восприятия— относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Контрастная иллюзия— искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

Манипулирование образом— процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

Образ восприятия— отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Образ— субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Окулогравическая иллюзия(от лат. oculus – глаз и греч. gravis – тяжелый) — иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик.

Оперативная единица восприятия— выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.

Оптико–геометрические иллюзии— зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико–геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико–геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

Оптическое смешение цветов— лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного цвета.

Онтогенез процессов восприятия— структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

Параллакс(от греч. parallaxis – уклонение) — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.

Подпороговое восприятие— предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Поле зрения— пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх — 55 градусов, вниз — 60, снаружи — 90, внутрь — 60 (для ахроматического стимула, для хроматического — меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший — для синего.

Прегнантность(от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

Предметность восприятия— членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Селективность восприятия— свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Симультанное опознание— отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу одномоментно, как мгновенное „схватывание“.

Стереоэффект Пульфриха— зрительная иллюзия. Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим — через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.

Сукцессивное опознание— отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу в результате развернутого анализа его признаков.

Техническое смешение цветов — лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные лучи.

Фактор общей судьбы— объединение в гештальт (нем. Gestalt — целостная форма или структура) элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях.

Фактор хорошего продолжения — объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, „напрашивающиеся“ конфигурации.

Феномен Ауберта – Ферстера— зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании формы.

Источник:
Психология восприятия
Принципы психологии восприятия Восприятие сложных звуков Восприятие человека человеком Законы аддитивного смешения цветов Иллюзия тяжести А. Шарпантье Микрогенез зрительного
https://studfiles.net/preview/1754796/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES