Психология внимания

Психология внимания

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. В.Я. Романова по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. — ассистент, с 2006 г. — доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

  • Лекционные курсы:
    • Психология памяти и внимания (раздел курса общей психологии для студентов 2 курса д/о факультета психологии МГУ).
    • Современные исследования перцептивного внимания человека (спецкурс для студентов 4-5 курса д/о, 5-6 курса в/о).
    • Введение в когнитивную науку (спецкурс для студентов 4 курса д/о, 5 курса в/о).
    • Основы когнитивной науки (спецкурс для студентов 2-4 курсов ОТиПЛ филологического факультета МГУ)
    • Актуальные проблемы когнитивной науки (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
    • Современные исследования внимания в когнитивной психологии (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
  • Семинарские занятия в рамках разделов курса общей психологии:
    • “Психология памяти и внимания”,
    • “Психология мышления и речи”,
    • “Психология ощущения и восприятия”,
    • “Психология мотивации и эмоций”.
  • Лабораторные и практические занятия:
    • Авторский спецпрактикум “Современные методики исследования внимания” для студентов специализации “Общая психология”, соавторы Ю.Б. Дормашев, Е.В. Печенкова, Р.С. Шилко.
    • Демонстрационный практикум по общей психологии (для студентов 1 курса д/о факультета психологии МГУ)
    • Спецкурс с элементами демонстрационного практикума «Психология познания в экспериментах» (для студентов ОТиПЛ филологического факультета МГУ, совм. с доц. О.В. Федоровой)
  • Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (при кафедре общей психологии факультета психологии МГУ).
  1. Развитие моделей перцептивного внимания в когнитивной психологии
  2. Психологические и нейрофизиологические методы исследования перцептивного внимания: возможности и ограничения
  3. Ошибки перцептивного внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов
  4. Ошибки перцептивного внимания в условиях краткого предъявления зрительных стимулов
  5. Закономерности зрительного поиска в пространстве и времени
  6. Эффекты имплицитной памяти (прайминг-эффекты) в исследованиях перцептивного внимания
  7. Стратегическая регуляция процесса решения перцептивной задачи
  8. История и современные направления когнитивной науки

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время

  • Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).
  • 43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).
  • Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).
  • Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).
  • Научный семинар Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).
  • Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).
  • Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).
  • Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).
  • Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)
  • Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).
  • Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
  • Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).
  • Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).
  • Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).

Монографии и учебные пособия:

  1. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
  2. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  3. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)

Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Психология внимания
Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001
http://www.psy.msu.ru/people/falikman.html

Психология внимания

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие,мышление.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.

Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает.

В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и непроизвольным, или непреднамеренным.

Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются.

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения.

Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности.

Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности (сосредоточенности), его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлекаемость и, наконец, переключение внимания.

Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п.

Свойства внимания исследовались под руководством М. Ф. Добрынина, И. В. и В. И. Страховой, Ф. М. Гоноболина. Особый интерес представляет рассмотрение внимания на основе деятельного (П. Я. Гальперин) и личностного (И. В. Страхов, В. И. Страхов) подходов.

Психолог В. И. Страхов подчеркивал, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорной свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей.

И. В. Страхов считает, что все свойства внимания — объем, распределение, устойчивость, переключение и т.д. — необходимо рассматривать как конкретные проявления сосредоточенности.

В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после — произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один.

Источник:
Психология внимания
Все о внимании
http://psyznaiyka.net/vnimanie.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES