Психология в общении

Виды и функции общения в психологии

Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.

Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом. Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше. Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.

Общаясь между собой, люди учатся искать компромиссные решения, договариваться, отстаивать свое мнение, заявлять о себе, совершенствовать свои ораторские задатки. Ученые доказали, что если в какой-либо группе людей исключить элемент общения, то эти люди не смогут достичь поставленных целей.

Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.

Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.

Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды

  • Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
  • Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения «живыми» эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование «смайликов» при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.

Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:

Источник:
Виды и функции общения в психологии
Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать
http://bitnet.ru/vidy-i-funktsii-obshheniya-v-psihologii/

Перцептивная сторона общения

В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.

Характеристика перцептивной стороны общения

Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.

Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других

Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.

Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.

Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.

А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?

Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.

Что мешает объективной оценке?

Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.

Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.

Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.

Эффект последней информации – дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.

Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

Источник:
Перцептивная сторона общения
В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот
http://kak-bog.ru/perceptivnaya-storona-obshcheniya

Психология общения с мужчинами

Психология общения с мужчинами. Правила и этика в общении.

Много простых, но очень нужных правил женского общения с противоположным полом:

Прямо все говорите, а не намекайте. Прямота ваша не должна быть лишена корректности! Сформулируйте то, что хотите сказать таким образом, чтобы не «задевать» мужчину словами или фразами. Его «слабые места» вы должны хотя бы предугадать. Если вы их не знаете – проявляйте осторожность в каждом сказанном вами слове.

За первые двадцать секунд общения успейте сказать мужчине то, что для вас наиболее важно. Именно столько времени представитель противоположного пола способен проявлять терпения к «прослушиванию» собеседницы.

Не пытайтесь быть «другой» женщиной. При общении нужно собой оставаться. Кстати, делать это, мало кто умеет. Все стараются казаться такими, какими видеть их желают. Но никто и не задумывается над тем, что рано или поздно человек покажет себя настоящего…. Не стесняйтесь себя и своих недостатков (какими бы они не оказались). В вас, как и во всех людях на земле, присутствует своя собственная «уникальная неповторимость». Не губите ее под «масками неверной идеальности»!

Прежде чем планы строить, в которые «входит» мужчина, составьте (в голове) список вопросов, который вам поможет узнать, нет ли у него каких – либо личных дел на «пересечении» с планами, которые у вас есть относительно него. Мужчины не любят таких «сюрпризов».

Хвалите мужчину, если он с вами поделился достижением. И в том случае хвалите, если достижение это показалось вам пустячком, глупостью, бессмысленностью или незначительностью. Такова психология общения с мужчинами, которая будет идти вам непременно на пользу.

Не вгоняйте мужчину в «краску стыда»! В противном случае вы очень рискуете развить комплекс неполноценности в мужчине, а себе «обеспечите» полную потерю доверия и самого человека. Стыд – это то, что очень унижает мужчин.

Такие словосочетания как «я чувствую», «я полагаю» или «мне кажется» старайтесь в диалогах с мужчинами не использовать. Используйте, например, «я думаю». Так вы больше «проникнитесь» пониманием вас мужчиной.

Молчите, если мужчина неправ, но пытается доказать усиленно правоту свою. Говорите, но до спора не доводите. Спорить не любят мужчины, потому как боятся быть проигравшими в результате. Тяжело молчать – согласитесь с мужчиной (для него, а не для себя) и плавно переведите тему разговора на другую. На ту, которая мужчину действительно заинтересовать сумеет.

Когда вы разговариваете с мужчиной, не реагируйте болезненно на его паузы. Если он замолчал где – то посередине беседы – он задумался. Мужчины рассуждают вслух, но очень редко. Когда заканчиваете говорить что – то – снижайте тон голоса, а не держите его в «повышенности». А то мужчина может решить, что вы недовольны чем-то или подумает, что он что-то не то сказал.

Не выстраивайте беседу на основании сплошных вопросов. Мужчину начнет это раздражать, и он будет искать любой предлог, чтобы убежать по делам (которых, возможно, и нет у него на повестке дня).

Никогда не заводите разговоров серьезных в вечернее время суток. Мужчина пришел с работы, устал, мечтает об отдыхе. А своей беседой, которая для вас так важна, вы можете испугать человека. Зная женскую болтливость, он подумает (с ужасом), что говорить о чем-то вы будете до самого рассвета.

Мужчины «закрываются» в себе, если чувствует женское интеллектуальное превосходство. Маскируйте «вершины» вашего ума, чтобы мужчина не чувствовал себя неловко.

Если вам понадобилось срочно перебить мужчину – перебивайте его с умением: скажите то, ради чего пошли на такую «невежливость» и сразу же скажите какой-нибудь комплимент в мужской адрес.

Хотите выпросить вещь какую-то в подарок? Пройдитесь по магазинам с мужчиной, скажите, что покупать собираетесь. Джентльмен – поймет. Нет – не настаивайте на подарках. Никогда не унижайте себя знаменитым капризным «ну, купи». Мужчины сильно злятся, когда это наблюдают.

Никогда не ищите чего-то недосказанного в словах мужчины. Если он попросил покормить его – он просто хочет есть. У него нет никакого желания упрекнуть вас в том, что вы его не покормили.

Не допытывайтесь у мужчины, какие проблемы у него на работе, почему у него нет настроения, и так далее. Мужчины предпочитают делиться «горем» самостоятельно, без вопросов и допросов. Когда мужчина посчитает нужным – он сам придет, и все расскажет вам!

Не вкладывайте бешеную эмоциональность в слова, так как мужчине это вообще не понравится. Как и ваше постоянное «хихиканье» после каждого слова. Раздражение, в данном случае, действует на мужчину так, как бы на вас действовал мат через каждое слово (если вы против нецензурных ругательств).

Не обижайтесь на краткость ответов. Лаконичность в них обожают многие мужчины. Особенно те, кто относит себя к малообщительным. Вообще говоря, мужчины считают, что простого «нет» или просто «да» будет более чем достаточно. Ни один мужчина не задумывается о том, как сильно женщины любят развёрнутость информации.

Если опоздали на встречу с мужчиной – не тратьте много сил и усердия на различные оправдания. Мужчина прекрасно знает, как собирается куда-либо любая девушка. Опозданием его не удивить. Хотите вызвать удивление – придите вовремя (секунда в секунду) или придите раньше!

Не командуйте мужчиной. Психология общения с мужчинами такова, что если хотите манипулировать им – сделайте это в хитрой форме, скрыто, ненавязчиво. Не любят мужчины приказного тона. Не то, что не любят…. Не воспринимают! Но умудряются и обижаться. А обижать мужчину не стоит: вспомнят, если что – то повод этому даст.

Чаще называйте по имени мужчину (можно уменьшительно – ласкательную форму именную использовать). Мужчина будет вас уважать, поймет, что он для вас пустым местом не является. «Безымянное» общение отталкивает, отдаляет и настораживает всех мужчин.

Будем надеяться, что вы успели узнать интересное и новое, которое усвоено вами будет не просто так.

Источник:
Психология общения с мужчинами
Психология общения с мужчинами. Правила и этика в общении с ними.
http://rusachka.ru/psihologiya/otnosheniya/psihologiya-obscheniya-s-muzhchinami-pravila-i-etika-v-obschenii.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES