Психология словарь

Возрастная психология

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

учитель географии МКОУ Козловской СОШ

Барабинского района, НСО

Словарь терминов к теме « Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе».

биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных.

гуманистическая психология направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество , любовь , свобода , ответственность , автономия, психическое здоровье , межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века , как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу , К. Роджерс , В. Франкл , Ш. Бюлер , Р.Мэй , С. Джурард , Д. Бьюдженталь , Э. Шостром , Х.-В. Гессманн и другие.

зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.

когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60 — х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие , распознавание образов, внимание , память , воображение , речь , психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Онтогенез (от греч. ?????????? : ?? — существо + ?????? — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма , совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении ) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении ) до конца жизни. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии.

психоаналитическая теория — Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического — в неосознанном . Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Словарь терминов к теме «Периодизация психиче ского развития человека».

ведущая деятельность (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

возраст — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Кризис- (‹ гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) — тяжёлое, переходное состояние; резкий, крутой перелом.

психические новообразования — качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.

Развитие — (development). Изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.

сензитивный период — возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским . Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом ( А. Н. Леонтьев ); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.

Созревание — (англ. maturation) — часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. — линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития.

факторы развития — система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность воспитывающих и обучающих людей, методы и средства обучения и воспитания, и многое пр.

движущие силы развития — Противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.

Словарь терминов к теме «Психическое развитие и формирование личности младшего школьника».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям:

Адаптация — (Adaptation; Anpassung) — процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками — с другой (см. также невроз), что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.

внутренний план действий — это фундаментальное интеллектуальная способность, которая серьёзно влияет на развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Эта способность во многом определяет успешность обучения. Она позволяет планировать и осознавать собственные действия до начала их совершения, развивает умение рассуждать.

Интерес — (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

кризис детства — вступление в ответственную социальную жизнь. Одним из признаков завершения дошкольного периода развития является возникновение произвольного поведения, позволяющего говорить о готовности ребенка принимать социальные правила, реализовывать их в своих действиях, брать на себя ответственность за последствия того или иного поведения. Превращение внешнего правила во внутренний регулятор поведения является важным признаком готовности ребенка к школьному обучению.

направленность личности — ( по сложившейся в отечественных журналах традиции «Н. л.» переводится на англ. как personality trend) — термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.

Поступок — (англ. act) — личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия — импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. — личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Е. О. Смирнова

рефлексия — (лат. reflexus — отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

теоретическое мышление- один из видов мышления, обычно противопоставляемый мышлению практическому. Направлено на открытие законов, свойств объектов и пр. Как пример можно назвать фундаментальные научные исследования.

учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Задания для самостоятельной работы к теме «Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте».

Задание 1. Словарь терминов.

Акселерация — (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста)’, сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

Амбивалентностъ — (Ambivalence; Ambivalenz) — психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков

Дружба — (англ. friendship) — отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Идентификация — [лат. identificare — отождествлять] (в социальной психологии) — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие «И.» было введено З. Фрейдом.

Индивидуальность — (от лат. indiduum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

интимно-личное общение [лат. intimus — самый глубокий, внутренний] — форма общения, основным содержанием которой является установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью во всем богатстве ее индивидуальных проявлений. И.-л. о. складывается в подростковом возрасте и отличается от других форм общения тем, что отношения определяются социальными нормами (верности, взаимопомощи и т.п.). Как указывает Д.Б. Эльконин, интимно-личные отношения «строятся на основе не только взаимного уважения, но и полного доверия и общности внутренней жизни».

Инфантилизм — (лат. infantilis — детский, младенческий). Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.

кризис отрочества- Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

половое созревание — (puberty) — период наступления половой зрелости, когда в организме начинается выработка половых гормонов и функция репродуктивных органов. У представителей обоих полов половое созревание характеризуется появлением вторичных половых признаков (например, у мальчиков голос становится более низким, а у девочек увеличивается грудь и начинаются менструации). Эти изменения возникают в результате действия полового гормона в организме, который начинает активно вырабатываться яичками и яичниками под действием гормонов, секретирусмых гипофизом.

Задание 2. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:

1. Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал спортивную секцию по баскетболу, а недавно перешел в секцию водного спорта (плавание).

Долго ли Миша будет посещать спортивную секцию на этот раз? От чего это зависит?

Ответ: Думаю – нет, т.к. Миша находится в подростковом периоде, который относится к числу кризисных возрастов и характеризуется психофизиологическими особенностями, функциональным состоянием подростка (повышенная возбудимость, импульсивность, резкие колебания настроения, неустойчивые интересы). Но, если будут созданы определенные условия: мотивация, отношения и т.д. то возможно будет посещать долго.

2. Мама очень хотела. Что бы ее сын Миша (13 лет) занимался в спортивной

секции, а сын сказал, что будет ходить в спортивную секцию только один месяц. Как должна поступить мама в данной ситуации?

Ответ: Прислушаться к его желанию, пойти на уступки. После истечения срока возможно мальчик сам захочет продолжить занятия.

3. Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе.

С чем связан повышенный интерес подростка к своей внешности? Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?

Ответ: подростковый возраст — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Наличие «подросткового комплекса», которому характерна чувствительность к оценке посторонних своей внешности, так же “эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности . Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».

Источник:
Возрастная психология
Скачать: Возрастная психология. Словарь терминов.
https://infourok.ru/vozrastnaya-psihologiya-slovar-terminov-622717.html

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Выделяются зри­тельные агнозии, тактильные и слуховые.

Аграфия — нарушение письма, часто связанное с различными рас­стройствами речи.

Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направле­на на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, рас­пространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (сло­весной) агрессией.

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.

Алексия — нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.

Амбивалентность чувств — двойственность, противоречивость не­скольких, одновременно испытываемых эмоциональных отноше­ний.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой вос­приятие одного из них влечет за собой появление другого.

Аутизм — крайняя форма психологического отчуждения, выражающая­ся в нарушении контактов с окружающей действительностью и по­груженности ребенка в мир собственных переживаний.

Афазия — системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).

Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами разви­тия биологического вида.

Ведущая деятельность — вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до ста­рости.

Высшие психические функции — сложные прижизненно формирую­щиеся психические процессы, социальные по своему происхожде­нию. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.

Госпитализм — совокупность психических и соматических рас­стройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).

Депривация — потеря значимых для психического развития факто­ров, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удов­летворения основных психических потребностей.

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая за­кономерности этапов психического развития и формирования лич­ности на протяжении периода детства.

Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предме­та (явления).

Идентификация — употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов вы­полнения деятельности.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного други­ми в виде сообщения или формы поведения.

Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.

Негативизм — немотивированное поведение, проявляющееся в дейст­виях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожида­ниям окружающих.

Обучение — процесс целенаправленной передачи социально-культурно­го опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.

Онтогенез — процесс формирования основных структур психики инди­вида в течение его детства.

Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Познавательные (когнитивные процессы) — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процес­сы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными про­цессами данных.

Помощь психологическая — профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, роди­телей и педагогов. Выступает в двух формах — психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение — важное направление деятельности практического пси­холога. Представляет собой совокупность методов, средств по ин­формированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психодиагностика — область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения инди­видуальных особенностей и психологических качеств человека.

Психотерапия (психокоррекция) — направление практической психо­логии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психи­ческом развитии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Хазвитие психики — закономерное изменение психических процес­сов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рекапитуляции теория — теория С. Холла, распространившая биогене­тический закон и на психическое развитие детей. Эта теория дока­зывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.

Речь эгоцентрическая — речь, внешняя по форме и внутренняя по со­держанию, т.е. обращенная к себе.

C оциализация — процесс и результат активного присвоения челове­ком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраст­ного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отра­женная в его переживаниях.

Способности — индивидуально-психологические особенности, обуслов­ливающие легкость и быстроту обучения.

Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Трансфер — применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Трудные дети — термин, существовавший в психологии для обозначе­ния детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личност­ным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые, а иногда одаренные дети.

Установка — бессознательная готовность человека действовать опре­деленным образом и в определенном направлении.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное труднос­тями (объективными или субъективными), возникающими в про­цессе достижения цели.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Источник:
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
http://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/002_detskaia_practic_psiholog_marcenuk/023.htm

Петровский А

Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. (ред.) Психологический словарь

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь

Словарь терминов по психологическому консультированию

Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии

38. Подробно описаны основные термины данной дисциплины.

1. – Москва. – 2002. Ильинский С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть

2. . – Москва. – 2002. Классификация психических .

Голев С.В. Политическая психология. Словарь-справочник

Краткий словарь-справочник представляет собой учебное пособие по основным проблемам относительно новой науки — по.

Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: Словарь

Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении исследовательской деятельности.

Включает понятия из нескольких дисциплин — педагогики, психологии, философии, социологии и др.

Словарь адресован студентам средних и высших об.

Никошкова Е.В. Русско-английский словарь по психологии. Около 34 000 терминов

Словарь содержит около 34 000 терминов по общей, социальной, инженерной, педагогической психологии, психофизике, патопсихологии и др. психологическим дисциплинам. В словарь вошли также термины из областей, смежных с психологией (физиологии, медицины, анатомии, философии, логики и др. ).

Источник:
Петровский А
Карпенко Л. А., ред. — сост. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах/ Том 1, М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251с.Словарь содержит большое количество терминов и статей ко всем разделам дисциплины Общая психология. Каждая статья публикуется
http://www.studmed.ru/petrovskiy-av-slovar-obschaya-psihologiya_cd986b38fe8.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES