Психология семьи учебник

Психология семьи» (учебник для вузов)

«Психология семьи»: Учебник для вузов. Серия «Стандарт третьего поколения». СПб: Питер, 2013. 336с., илл.

Рецензенты: член-корр. РАН, доктор психологических наук Д.В. Ушаков (ИП РАН, Москва), доктор психологических наук В.Л. Ситников (ПГУПС, Санкт-Петербург, кандидат психологических наук Р.А. Березовская (СПГУ, Санкт-Петербург).

О семье написано много, поэтому встает резонный вопрос: «Зачем нужен еще один учебник? Что нового он может дать по сравнению со многими другими, написанными весьма квалифицированными специалистами?»

Рождаясь мальчиком или девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье. Семья вводит ребенка в мир природы и в мир людей, из нее он берет навыки общения с другими и способы познания окружающего. Наша страна имеет большой опыт воспитания детей вне семьи – в детских домах. И как бы много денег не вкладывало государство в материальную сторону поддержки таких детей, они не выдерживают конкуренции с детьми, вышедшими из семьей, часто тратящих много меньше средств на них, чем государство – на детдомовских. Никакими деньгами не купишь тепло человеческих отношений, то самое глубинное чему обучает семья ребенка, чтобы он стал человеком: за душевное тепло можно платить только душевным теплом.

Потребность в создании нового учебника обусловлена тем, что семья – живой крайне изменчивый организм. Не смотря на внешне кажущуюся ее фундаментальность и незыблемость, даже в течение жизни одного поколения можно видеть происходящие внутри нее изменения. Все меньше семей живет группами из нескольких поколений, все больше возникает смешанных семей, в которых родители вступают не в первый брак, а дети в них имеют родителей, живущих в других семьях. Мы видим, что многие молодые люди предпочитают вступать в брак много позднее, чем это делали их родственники несколько поколений назад. Семья из ячейки общества, одной из функций которой была хозяйственная, все больше становится местом, где люди ищут психологического комфорта, душевного тепла, а не материальной поддержки. Эти изменения необходимо описать и оценить с точки зрения их последствий для каждого члена семьи.

Брак и семья: определение

Семья и культура

За пределами семьи

Глава 2. Семья в исторической перспективе

Основания для классификации семей в историческом процессе

Основные теории происхождения семьи

Изменения семьи в 20 веке

Новые тенденции в развитии семьи

Глава 3. Жизненный цикл семьи

Этапность в жизни семьи

Теории жизненного цикла

Описание стадий жизненного цикла

Готовность быть отцом или матерью

Готовность быть отцом или матерью

Культура и рождение ребенка

Брак без любви или другая любовь?

Примеры любви в браке

Искусство любви в браке

Мать и материнство

Любовь вне брака

Обучение любви в семье

Отношение к любви в браке сейчас

Женщина и мужчина в семье

Гендер и проблемы воспитания

Ребенок, личность, семья

Личностные особенности детей в зависимости от порядка рождения

Порядок рождения в мифологическом и культурном контексте

Ребенок и современная семья

Глава 6. Теоретические подходы к анализу семьи

Социально-экологическая семейная теория

Теория семейных систем М. Боуэна

Традиционные теории анализа семейного процесса

Детерминанты стратегий семейной социализации

Этничность и развитие в семье

Влияние новых репродуктивных технологий на родительство

Основания для типизации

Нормальные и аномальные семьи

Брак по расчету

Полная или нуклеарная семья

Семья на грани развода

Смешанная семья или вторичный брак

Семья с родителем, находящимся под следствием или отбывающим заключение в тюрьме

Глава 8. Семья с проблемным ребенком

Проблемы детского здоровья

Социальный аспект инвалидизации ребенка

Теоретические проблемы семейно-ориентированной помощи семьям с «особым» ребенком

Специфика жизненных циклов для семей с «особыми» детьми

Типы адаптации семей с «особым» ребенком к нормальной жизни

Типы социально-экономической адаптации родителей в современной России

Решение о том, воспитывать ли «особого» ребенка в семье или отдать в специальное учреждение

Задачи служб, работающих с семьями, воспитывающими особого ребенка

Глава 9. Безопасность в семье

Исторический обзор законодательных актов о семье

Исторические факты насилия в семье

Безопасность ребенка в семье

Безопасность в супружеской системе

Насилие детей над взрослыми

Безопасная старость в семье

Теоретические подходы к объяснению причин семейного насилия

Глава 10. Основы семейного консультирования

Причины конфликтов и нарушений развития семьи

Теоретические модели психологического консультирования

Некоторые практические методы конструктивного решения семейных проблем

Некоторые технологии, применяемые при работе с семьей

В учебник введено новое содержание. Кроме обычных глав, исторического описания развития семьи, проблемы любви в семье, становление личности в семье. Впервые в рамках типологии семьи описываются однополые семьи, семьи, в которых один из членов находится в тюрьме или под следствием. Уделяется внимание приемным семьям, семьям, находящимся на грани развода, религиозному браку. Отдельная глава посвящена особенностям жизни семей, имеющих проблемного ребенка. Рассматривается проблема безопасности в семье.

Источник:
Психология семьи» (учебник для вузов)
«Психология семьи»: Учебник для вузов. Серия «Стандарт третьего поколения». СПб: Питер, 2013. 336с., илл. Рецензенты: член-корр. РАН, доктор психологических наук Д.В. Ушаков (ИП РАН, Москва),
http://psy.su/psyche/projects/1152/

Учебник: Психология семьи

Прежде всего соберите листки с названиями событий в стопку так, чтобы сверху было событие 1-е, а снизу — 15-е. Теперь вам предстоит подумать о целях своей совместной жизни. Отложите листок с событием 1 в сторону (рис. 3).

Рис. 3. Зачем нужно было ехать в Алексино? Неужели ради того, что случилось в начале марта 1975 г.? А если не для этого, то для чего. Даже столь мудреные вопросы можно одолеть, если не пожалеть еще 30 — 40 минут на взаимные признания.

Вспомните, были ли у каждого из вас какие-либо цели, которых вы стремились достичь с помощью этого события? Возможно, что и нет (не все в жизни происходит «для чего-то». Но если наш вопрос оправдан и событие 1 действительно имело цели, то не было ли его целью событие 2? А может быть, событие З? 4? 5? . 15? В целевом анализе, как и в причинном, возможны ответы «да» или «нет». Сообщайте их друг другу с помощью меток «X» или «О».

К семейной жизни с Верой Вадим начал готовиться, видимо, еще во времена поездки в Алексино (1). Тогда он решил с помощью этой поездки приблизить март 1975 г. (2). А Вера так далеко не заглядывала. Она даже не подозревала о возможных последствиях поездки. Поэтому во вторую строку первого столбца таблицы Вадим записал «X» (свой ответ) и «О» (ответ Веры), а во всех остальных строках этого же столбца появились нули:

Источник:
Учебник: Психология семьи
Расширяющийся круг проблем российской семьи, кризис семьи в России рассматривается в книге с точки зрения психологических функций семьи, в «момент», когда происходит смена традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную.
http://uchebnik.biz/book/146-psixologiya-semi/136-zachem.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES