Психология семейных кризисов

Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента: Психология семейных кризисов

Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента: Психология семейных кризисов

В книге содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии. Представлен обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, социальных работников и педагогов, а также может быть интересна тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных проблем и способов их разрешения.

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

1.1. Основные понятия семейной психологии

1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье

1.3. Основные положения психологии семейных кризисов

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

2.1. Понятие нормативного семейного кризиса

2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств

2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Психология семейных кризисов

1.1. Основные понятия семейной психологии

1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье

1.3. Основные положения психологии семейных кризисов

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

2.1. Понятие нормативного семейного кризиса

2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств

2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

2.4. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры

2.5. Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период

2.6. Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом

2.7. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)

2.8. Повторный брак

НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

3.1. Понятие ненормативного семейного кризиса

3.4. Тяжелая болезнь

3.6. Смерть члена семьи

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙВ СИТУАЦИИ КРИЗИСА

4.1. Диагностика структуры семьи

4.2. Изучение семейной истории

4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений

4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка

4.5. Диагностика детско-родительских отношений

4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии

5.2. Общие техники консультирования и психотерапии

5.3. Техники семейной терапии

Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Карта приема семьи

Приложение 4. Психологические рекомендации людям,пережившим утрату близкого человека

Приложение 5. Критерии манипулятора

В качестве единицы анализа в данном пособии выступает семья, состоящая из 3-х человек( муж, жена, ребенок) и особенности проживания ее различных семейных кризисов.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее дается обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. В отдельных.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее дается обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта. Скрыть

Источник:
Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента: Психология семейных кризисов
Книга: Психология семейных кризисов. Автор: Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента. Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации. Купить книгу по привлекательной цене среди миллиона книг "Лабиринта" | ISBN 5-9268-0416-7
https://www.labirint.ru/books/169427/

Олифирович Н

Наталья Ивановна Олифирович — кандидат психологических наук, доцент.

Гештальт-терапевт, тренер, супервизор. Член Профессионального Совета МГИ. Член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии, Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Белорусской Ассоциации Психотерапевтов. Директор Белорусского Института Гештальта.

Прошла ряд дополнительных обучающих и тематических семинаров в области различных методов современной психотерапии: позитивной психотерапии (Хамид Пезешкиан), гештальт-терапии (Серж Гингер, Жан- Мари Робин, Роберт Резник, Харм Симменс), психоанализа, системных семейных расстановок (Томас Хаффер, Маргрет Барт). Сертификаты Московского Гештальт Института (МГИ), Парижской Школы Гештальта (IPG), Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAGT), Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP), Кельнской Академии Расстановок.

Доцент кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий БГПУ.

Автор более 200 публикаций в области современной психологии и психотерапии, в том числе нескольких книг и учебно-методических пособий.

Область интересов: психологическое консультирование, групповая психотерапия, семейная психотерапия. Проводит мастер-классы в области индивидуального психологического консультирования, семейного консультирования и психотерапии, групповой психотерапии. Ведущая специализаций «Семейная психотерапия», «Работа с сексуальными проблемами в паре», «Групповая психотерапия».

Соавтор: Белановская О.В.

В пособии обсуждаются проблемы диагностики при психолого-педагогическом сопровождении школьников в образовательном процессе.

Авторами предложена система диагностической деятельности педагога-психолога по исследованию школьников, включающая диагностический минимум и диагностику в контексте оказания психологической помощи. Представлен перечень методов и методик диагностики при оказании психологической помощи в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Предлагаются диагностические методики, направленные на оказание психологической помощи.

Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, а также преподавателям, аспирантам и студентам психологических специальностей.

В предлагаемой работе предпринята попытка максимально полно и функционально изложить основы психологического консультирования, которое становится профессиональной деятельностью не только психологов, но и социальных работников, педагогов, врачей.

Главная идея, лежащая в основе данного издания — экологичность психологического консультирования и как практики психологической помощи, и как феномена культуры.

Приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта.

Источник:
Олифирович Н
Наталья Ивановна Олифирович — кандидат психологических наук, доцент. Гештальт-терапевт, тренер, супервизор. Член Профессионального Совета МГИ. Член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии,
http://www.koob.ru/olifirovich/

Психология семейных кризисов

Все указанные стадии семейной жизни сопровождаются кризисами развития. Не все супружеские пары переживают кризисы семейной жизни остро. Некоторые пары очень удачно могут подготовиться к последующему этапу развития семьи, что, конечно же, поможет выйти из кризиса благополучно и сгладит его последствия. Так же существуют пары, которым очень тяжело даются переломные моменты в семейной жизни, что довольно часто приводит к неразрешимым конфликтам, а затем и к разводам.

Исходя из количества этапов развития семейных отношений, так же можно выделить 6 кризисов семейной жизни. Рассмотрим более подробно кризисы, соответствующие каждому этапу. Мы не будем разделять эти этапы по годам, как это делают в большинстве источников. Поскольку каждая семья индивидуальна, и время прохождения каждого этапа, будет так же индивидуальным у каждой супружеской пары.

1. Кризис первого этапа развития семьи

Влюбленность это период «розовых очков», когда партнер воспринимается через призму бушующих гормонов, как совершенный индивидуум. Когда гормональная буря утихает, влюбленность начинает ослабевать и на первый план выходят недостатки партнера, ранее не замечаемые. В конце данного этапа развития отношений, очень часто проявляется излишняя критичность партнеров по отношению друг к другу. Это приводит к кризису в отношениях, который чаще всего разрешается благополучно.

Благополучному разрешению кризиса, данного периода отношений, способствует снижение критичности к партнеру, и здоровое понимание того, что все люди имеют недостатки. Но при этом, акцентировать внимание следует на достоинствах партнера, которые заставили вас испытать чувство влюбленности.

2. Кризис второго этапа развития семьи

Второй этап характеризуется погружением в быт, что, чаще всего, делает семейную жизнь очень скучной. Женщины могут легче переносить стадию бытовой волокиты, нежели мужчины. Поэтому на данной стадии, мужчины очень часто ищут развлечений на стороне, в то время, как женщина полностью погружена в налаживание быта. Но бывают варианты обоюдного уныния, на фоне серых будней, наполненных автоматизированными действиями.

Семейная психология советует парам не забывать о том, что разнообразие в отношениях очень помогает смягчить острые углы. На данной стадии лучше всего дать друг другу достаточно свободы для действий, не забывая при этом о совместном времяпрепровождении.

3. Кризис третьего этапа развития семьи

Рождение ребенка – это очень значимое событие для большинства супружеских пар. Но в то же время это серьезное испытание для отношений между мужчиной и женщиной.

На этой стадии тяжело бывает всем сторонам. И тому существует множество причин: во-первых, чаще всего, новоиспеченные родители вовсе не готовы к своей нынешней роли; во-вторых, мужчины теряют большую часть внимание своей супруги, что многими представителями, сильной половины человечества, переносится очень тяжело; в-третьих, муж может полностью погрузиться в работу, считая, что это необходимо для содержания семьи; в-четвертых, женщина может ощущать себя покинутой, если муж полностью погружается в работу, и не помогает в уходе за ребенком; и еще множество причин, зависящих от индивидуальных особенностей, отдельно взятой семьи.

Психология семейной жизни такова, что супругам необходимо разговаривать друг с другом. Конкретно на этой стадии, разговоры между близкими людьми крайне необходимы, что бы было, как можно меньше недопонимания и недовольства. В семьях, где четко разграничены гендерные роли, кризисы семейной жизни, связанные с рождением ребенка, проходят крайне легко.

4. Кризис четвертого этапа развития семьи

Дети становятся подростками, что как известно, очень часто сопровождается трудностями во взаимопонимании, между старшим и подрастающим поколениями. Период подросткового возраста у первенца — это первый вестник того, что скоро ребёнок перестанет нуждаться в родителях так сильно, как это было до сих пор. Если трудности подросткового возраста проявляются крайне остро, то и между супругами могут возникнуть разногласия, и взаимные обвинения в неправильности воспитания.

Время, когда первый ребенок в семье становится подростком, можно считать проверочным на прочность союза и способность супругов понять, что дети не будут все время жить с ними. Если этот этап пройден с наименьшими конфликтными ситуациями, то кризис не будет ощущаться слишком остро. Но если на этой стадии супруги не осознают, что подрастающие дети вскоре покинут родительский дом, то следующий этап, может сопровождаться серьезным кризисом семейной жизни.

5. Кризис пятого этапа развития семьи

На этом этапе дети должны покинуть родительский дом и начать жить самостоятельно. Для многих семейных пар, эта стадия становится мучительной, поскольку они привыкли жить ради детей и для детей, и совсем забыли, что они не только родители, но и муж с женой. Если ситуация именно такая, то кризис сопровождающий данную стадию, вполне может привесит к развалу семьи.

Бывают и такие ситуации, когда ребенок уже должен отдалиться от родителей, и начать жить самостоятельно, но этого не происходит. Такое развитие событий тоже приводит к тому, что наступают кризисы семейной жизни. Потому что отдаление детей это процесс естественный и если он нарушается, это приводит к психологическому дискомфорту родителей.

На этом этапе семейной паре не будет лишним вспомнить, что они все-таки близкие друг другу люди. Попытаться заботиться друг о друге, как муж о жене и наоборот.

6. Кризис шестого этапа развития семьи

Этот кризис сопровождает этап, когда супруги остались опять вдвоем, если ребенок или дети покинули родительский дом. Далеко не все пары могут пережить этот период, особенно если ребёнок в семье был не один, а несколько и все они начали независимую жизнь. Многие родители ощущают опустошённость и ощущение того, что их вклад в эту семью окончен, совершенно забывая о том, что они нужны друг другу.

Семейная психология советует заранее морально подготовится к этому периоду в семейной жизни. Лучше если родители будут ждать, когда же дети разлетятся, и у супругов снова появится возможность уделить друг другу много внимания.

Психология семейной жизни вещь довольно индивидуальная и данные стадии условны. Потому что некоторые семьи, например, не могут иметь детей, и не решаются брать приемных, такие семьи кончено же будут развиваться по другому сценарию. В некоторых семьях ребенок может появиться практически одновременно с созданием семьи, что тоже внесет свои коррективы в развитие отношений. И таких индивидуальных моментов может быть множество, но все же на эти стадии и, сопровождающие их кризисы, стоит обратить пристальное внимание, поскольку это классический вариант развития семьи.

Мы рассмотрели кризисы развития. Что касается ситуационных кризисов, то они никак не поддаются классификации, и с ними приходится работать строго индивидуально.

Поделиться «Семейная психология: Кризисы семейной жизни»

Источник:
Психология семейных кризисов
Все указанные стадии семейной жизни сопровождаются кризисами развития. Не все супружеские пары переживают кризисы семейной жизни остро. Некоторые пары очень удачно могут подготовиться к
http://ritty.ru/otnosheniya/semejnaya-psihologiya-krizisy-semejnoj-zhizni/2/

Психология семейных кризисов Издательство: Речь 2006 г

Психология семейных кризисов Издательство: Речь 2006 г.

В книге содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии. Представлен обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, социальных работников и педагогов, а также может быть интересна тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных проблем и способов их разрешения.

Глава 1. Психология семейных кризисов о 1.1. Основные понятия семейной психологии

о 1.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ о 1.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Понятие о кризисе

ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА

КРИЗИС 1. ПРИНЯТИЕ НА СЕБЯ СУПРУЖЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

2.3. КРИЗИС 2. ОСВОЕНИЕ СУПРУГАМИ РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ И ПРИНЯТИЕ ФАКТА ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

2.4. КРИЗИС 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

2.5. КРИЗИС 4. ПРИНЯТИЕ ФАКТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

2.6. КРИЗИС 5. СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ ВЫРОСШИЙ РЕБЕНОК ПОКИДАЕТ ДОМ

2.7. КРИЗИС 6. СУПРУГИ ВНОВЬ ОСТАЮТСЯ ВДВОЕМ (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)

Психологическая помощь о 2.8. ПОВТОРНЫЙ БРАК

о 3.1. ПОНЯТИЕ НЕНОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА о 3.2. ИЗМЕНА

Психологическая помощь о 3.3. РАЗВОД

3.3.1 Феноменологиякризиса 3.3.2. Психологическая помощь о 3.4. ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ

Психологическая помощь о 3.5. ИНЦЕСТ

Психологическая помощь о 3.6. СМЕРТЬ ЧЛЕНА СЕМЬИ

Глава 4. Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса

о 4.1. ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)

Тест «Семейная социограмма»

Опросник «Семейные роли»

Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»

Системный семейный тест Геринга ( FAST) о 4.2. ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

о 4.3. ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Опросник удовлетворенности браком

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОЩ

4.3.3- Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

Опросник «Шкала любви и симпатии»

Метод диагностики межличностных отношений

Методика «Мое письмо о супруге»

о 4.4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА

Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))

Методика «Цветовой тест отношений»

о 4.5. ДИАГНОСТИКАДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Опросник «Родителей оцениваютдети» (РОД)

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»

Методика диагностики родительского отношения

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

о 4.6. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Опросник «Анализ семейной тревоги» ( ACT)

Шкала определения уровня депрессии

Методика определения уровня депрессии

Источник:
Психология семейных кризисов Издательство: Речь 2006 г
Психология семейных кризисов Издательство: Речь 2006 г. В книге содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии. Представлен обзор семейных кризисов,
https://studfiles.net/preview/2062943/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES