Психология рекламы

Лекции — Психология рекламы — файл

Реклама — это положительные оценки чего-либо, оценки, кото­рые один человек (рекламист) сообщает другим людям (потребителям). Таким об­разом, оценка (или, используя научный термин — «оценочный компонент») при­сутствует в любой рекламе и является ее психологической основой.

2. Системный подход и психология рекламной деятельности

^ 3. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности

^ Другие определения рекламы

социальная реклама, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства

политическая реклама (в том числе, предвыборная)

Частные объявления, то есть объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом о рекламе (ст. 2, п. 6) не рассматриваются в качестве рекламы.

Телевизионная (ролик в рекламном блоке, виртуальная реклама, бегущая строка, телеобъявление, спонсорство)

радио (ролики, реже «джинса» — «на правах рекламы»)

печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки)

троллы (от англ. troll) — двусторонние рекламные конструкции, горизонтально расположенные над проезжей частью на вертикальных опорах, оборудованы подсветкой изнутри, за счёт чего очень эффективны в тёмное время суток. Подсветка обычно осуществляется люминесцентными светильниками.

биллборды (от англ. bill board) — отдельные щиты с рекламными плакатами 3×6 м, 4×8 м.

суперсайты — отдельностоящие щиты с рекламными плакатами, как правило, размером 5х12 м.

ситилайт (от англ. citylight) — тротуарное панно. Конструкция, устанавливаемая на тротуарах и вдоль проезжей части. Снабжена подсветкой.

брэндмауэр (от англ. brandmower) — огромный плакат или щит на стене здания

стритлайн (от англ. streetline), шалаш, штендер — выносная складная конструкция с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Изготавливается из металла или пластика. Типичный размер: 1,35×0,6 м, форма рекламного поля — арка или прямоугольник. Устанавливается на тротуаре.

информационный указатель и пр.

транспортная (реклама на транспорте)

при справочном обслуживании

прямая почтовая рассылка

Продакт-плейсмент (от англ. product placement) — внедрение рекламы товара или услуги в сюжетную линию кино или иного продукта индустрии развлечений [3] .

реклама в местах продаж (BTL, промо-мероприятия, ивент и пр.)

Вирусная реклама — реклама, основанная на слухах, сплетнях, передающаяся от человека к человеку.

Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы. В РФ предусмотрена в качестве наказания за ненадлежащую рекламу

Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки.

^ Реклама: доводы «За» и «Против»

При использовании стратегии лидерства по издержкам, целью которой является достижение экономии на масштабе, реклама, как часть маркетингового комплекса, может способствовать массовому потреблению, которое, в свою очередь, является обязательным условием для массового производства. Продолжительный и непрерывный цикл массового производства снижает себестоимость единицы продукции, что, в конечном итоге, обеспечивает более низкие потребительские цены. Таким образом, реклама выступает как необходимый фактор снижения уровня цен. [5]

При использовании стратегии дифференциации комплекс маркетинговых коммуникаций, который в том числе включает в себя рекламу, позволяет добиться обратной связи от ориентированности на определённый сектор сбыта, добиваясь непрерывности и доходности бизнеса.

Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.[1], [2]

Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены.

Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций. Зачастую встречаются даже утверждения о том, что задачей рекламной активности корпораций является не увеличение собственного сбыта, а создание «рекламного барьера», препятствующего появлению новых игроков на рынке. [6]

Негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействия рекламы.[3], [4]

По состоянию на 2007-2008 годы специалисты по рекламе используют понятие «рекламный шум».

В книге публициста Сергея Кара-Мурзы, ^ Манипуляция сознанием , автор рассматривает современную рекламу как первичный шаг к скрытому управлению обществом.

Постоянное усиление рекламы приводит к снижению использования антагонистического метода продвижения — метода прямых продаж (переводное понятие, также используется термин «личные продажи»)

Источник:
Лекции — Психология рекламы — файл
Название: Лекции — Психология рекламы; Файл: 1.rtf; Дата: 16.11.2011 12:39; Размер: 467kb.
http://gendocs.ru/v2831/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8B

Психология рекламы

Психология рекламы заключает в себе целенаправленное воздействие на зрителя посредством ярких, значительных образов. Иногда мы и не замечаем того, как действует на нас рекламный ролик, показываемый по телевизору. А потом выясняется, что мы уже готовы заплатить любые деньги, чтобы приобрести какую-то понравившуюся вещь.

Данная статья посвящена людям, которые намерены представить свой продукт в самом выгодном свете, добиться высоких продаж, начать свой бизнес. Не секрет, что для этого необходимо хорошенько постараться. Мы живем в век информационных технологий, когда можно получить доступ к любым знаниям, важно только желание.

Наблюдая рекламный ролик по телевизору, вы наверняка замечали, что производители в самом общем случае стараются преподнести товар так, чтобы его захотелось купить. Самым красочным языком расписываются преимущества, которые вы получаете при покупке: качество, привлекательный внешний вид, многочисленные скидки, бонусы. Психология воздействия рекламы работает таким образом, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. И даже те, кто не собирался приобретать конкретную вещь, иногда не могут удержаться. Это результат грамотного, ответственного подхода к продвижению продукции. Если всего этого не сделать, товар так и останется лежать на полках.

Обращали ли вы когда-нибудь внимание, что рекламодатели, как правило, используют метод неоднократного прокручивания одного и того же ролика? Это сделано для того, чтобы изображение на экране, слова о качестве закрепились в сознании людей, и они подсознательно делали выбор в пользу того или иного продукта. Конкуренция очень высока, поэтому за внимание потребителя, готового платить деньги, приходится бороться. Не страшитесь соперников, а учитесь у них!

Психология восприятия рекламы такова, что нам кажется: если все вокруг говорят о каком-то товаре, значит, «нужно и мне его приобрести». Притом, казалось бы, никто вам ничего не навязывает — решение человек принимает самостоятельно. Люди часто поддаются эмоциям, и это нужно тоже учитывать.

Чтобы товар имел привлекательный вид, его стараются всячески «облагородить»: разрабатывается уникальный макет, тщательно продумывается, во что он будет упакован. Психология социальной рекламы делает упор на то, чтобы любой ценой привлечь покупателя. Профессионалы, которые занимаются рекламой, знают, для какой категории населения они работают, кто является их целевой аудиторией. Реклама никогда не создается для всех, она всегда ориентирована на ту или иную группу людей.

Никто не станет, наверное, спорить с тем, что если вещь оригинально и искусно упакована, ее хочется немедленно купить, даже в том случае, когда она вам без надобности. Человек устроен таким образом, что его привлекает все яркое и необычное. Можно сказать, что уметь продавать в наше время – это залог успеха практически в любой деятельности. Вот что представляет собой психология рекламы. Цвета тоже имеют значение. Всем известно, что красный раздражает, зеленый и голубой – успокаивают, оранжевый способен удерживать внимание и т. д.

Давайте вспомним, какими представлены персонажи рекламных роликов. Они все выглядят доброжелательными, словно у них круглые сутки отличное настроение и нет никаких проблем.

Более того, любая трудность часто обыгрывается как несущественная, которую можно с легкостью решить. Заметьте, как часто в рекламе сравниваются успешные и несчастные люди. Отличие между ними подчеркивается тем, что одни пользуются определенным товаром, а другие нет. Создается впечатление, что вещи сами по себе могут приносить состояние счастья и надолго его сохранять. Такова психология рекламы.

Как часто в рекламных роликах говорится прямым текстом, что нужно всего лишь приобрести себе ту или иную покупку. С экранов телевизора зрителю буквально навязывается его собственный выбор. Как тут можно говорить о независимости и свободе? Нам подчас только кажется, что мы сами принимаем решение. На самом же деле за нас его уже приняли. Психология восприятия рекламы – тонкий и высокоорганизованный процесс, которым успешно руководят. Создается впечатление умелого манипулирования сознанием человека.

В рекламе так часто появляются звезды современной эстрады и шоу-бизнеса. Это сделано для того, чтобы привлечь внимание зрителя, создать иллюзию того, что популярные люди пользуются той же косметикой, читают те же книги, что доступны массовому обывателю. Психология социальной рекламы ориентирована на самых разных людей. Она учитывает их личностные, социокультурные особенности.

Изобилие товара подчеркивается неоднократно: в ролике может прямым текстом говориться о том, что «вы должны это купить», а может только подразумеваться. И в том, и в другом случае рисуется видимость, что производители — щедрые люди: они готовы дарить вам подарки и бонусы, делать огромные скидки.

Рекламный текст пишут, как правило, креативные сотрудники. В каждом уважающем себя крупном рекламном агентстве имеются специальные люди, которые работают над тем, чтобы продаваемый текст был ровным, без шероховатостей. Сюда относятся и копирайтеры, которые трудятся как свободные художники, работая на себя.

Психология рекламы такова, что зрителю нужно помочь воспринять ту или иную информацию. Для этого текст должен быть услышан, правильно и адекватно воспринят. Лучший эффект достигается тогда, когда начинаются активные продажи. В этом случае можно считать, что идея «дошла» до массового потребителя.

Сегодня стать востребованным, читаемым автором невозможно, если вы не занимаетесь саморекламой. Всевозможные литературные сообщества, копирайтинг, блоггинг могут вам помочь продвинуть себя и свои произведения, найти своего читателя. Занимаясь творчеством, вы должны четко представлять свою целевую аудиторию и то, для чего вы это делаете — собственно говоря, зачем пишете. Психология рекламы книги практически не отличается от других видов: нужна узнаваемость, имя, эмоциональная заинтересованность. Когда вы изо дня в день будете создавать тексты на продажу или работать над собственным блогом, вас станут узнавать потенциальные покупатели — так вы соберете вокруг себя аудиторию, которой может быть интересно то, чем вы занимаетесь.

Раньше вся работа над книгоизданием лежала непосредственно на издательстве. Теперь, чтобы стать успешным, нужно суметь разрекламировать свое творчество до такого предела, чтобы самые крупные компании захотели с вами сотрудничать. Такой подход, безусловно, накладывает на автора большие обязательства и колоссальную работу, зато он может быть уверен в том, что заслужил такое право, заработал его собственным трудом.

Таким образом, психология рекламы дает уникальную возможность каждому, кто имеет талант, развиваться в своем деле. Теперь можно быть независимым и самодостаточным. Главное – верить в себя и свои силы, не бояться конкуренции, иметь желание идти вперед. Преодолевая преграды шаг за шагом, вы достигнете успеха, если будете всецело к нему стремиться. Позвольте себе быть услышанными своим сердцем, и тогда вас заметит весь мир!

Источник:
Психология рекламы
Психология рекламы заключает в себе целенаправленное воздействие на зрителя посредством ярких, значительных образов. Иногда мы и не замечаем того, как действует на нас рекламный ролик, показываемый по телевизору. А потом выясняется, что мы уже готовы заплатить любые деньги, чтобы приобрести какую-то понравившуюся вещь.
https://www.syl.ru/article/168601/new_psihologiya-reklamyi-psihologiya-vozdeystviya-reklamyi

Психология рекламы

Объем продаж упомянутых джинсов сразу возрос вдвое. Кляйн одним из первых понял, что умеренная сексуальная скандальность приносит больше доходов, чем огромные затраты на прямую рекламу.

Психологи, ссылаясь на проведенные исследования, утверждают, что нельзя создать у человека какую-то новую потребность, можно лишь актуализировать уже имеющуюся. Это касается потребности в том или ином товаре, это же касается и сексуальной потребности.

Для этого рекламное объявление строится таким образом, чтобы устранить у покупателя все психологические барьеры на его пути к приобретению товара. Приглушая или наоборот, усиливая их соответствующей эмоциональной апелляцией, придавая им исключительно побудительную силу, преодолевающую влияние других комплексов, мастера рекламы добиваются увеличение сбыта товаров.

Именно поэтому фрейдистская реклама сосредоточила свое внимание на бессознательном — предрассудках, предположениях, страхах, инстинктах и др. (13, с.25).

В итоге подобных рекламных ухищрении, эксплуатирующих соответствующие потребности людей, потребитель зачастую покупает не косметику, а «красоту», не сигареты, а «мужественность», не автомобиль, а «солидность» и др.

Таким образом, человек покупает черты собственного «Я» — такого, каким оно ему представляется в свете идеалов, созданных рекламой.

Использование в рекламных целях имен известных писателей, поэтов, композиторов, общественных деятелей также опирается на использование подсознательных инстинктов, связанных со стремлением человека подражать знаменитым людям.

При рекламе товара главное внимание уделяется аргументации, позволяющей человеку понять выгодность своего положения после приобретения данного товара. Реклама должна содержать уникальное торговое предложение, как по форме, так и по содержанию. При этом форма предъявления не должна скрывать истинные достоинства товара. Уникальность предложения предполагает раскрытие таких особенностей товара, которых нет у других. Уникальными должны быть не только характеристики самой продукции, но и доводы в пользу ее приобретения.

При этом в рекламе раскрывается, какие интересы, желания и потребности людей представлены в товаре, как он соответствует им. Например, реклама шампуня «Пантин-Прови»: «Я хотел, чтобы мои волосы были блестящими и здоровыми. Недавно я стал использовать новый швейцарский шампунь «Прови». Исчезла перхоть. Мои волосы не просто выглядят здоровыми, они стали блестящими и здоровыми».

Важными условиями для создания устойчивого внимания к рекламной передаче служит средняя скорость ее вещания, оптимальный объем, разнообразие сюжетов, оптимальное чередование речевого и музыкального сопровождения, различный темп подачи материала, показ товаров в действии, позволяющие избежать монотонности. Проведенные исследования показали, что зрительные образы постигаются человеком быстрее, в силу того, что они обладают способностью молниеносно проникать в подсознание, вызывая определенную эмоциональную реакцию.

Наличие персонажей в рекламе товара или услуги также служит условием привлечения внимания. Так, например, доказано, что наибольшую привлекательность рекламе придает присутствие красивой женщины. Затем по силе эффективности привлекательности идут дети, животные, особенно домашние, и, наконец, мужчины.

Парадоксальность ситуации, шокирующие ситуации так же помогают завладеть вниманием аудитории в рекламе.

Одним из приемов привлечения интереса к рекламе, распространенного в зарубежной практике является сверхвыраженность качеств. Например, пылесос, притягивающий слона, жевательная резинка, имеющая замораживающее свойство.

Самым простым средством привлечения внимания аудитории к рекламе является использование потребностей и интересов людей.

Часто для привлечения внимания в рекламе используется прием проблемной ситуации. Перед аудиторией ставится проблема — "как быть?". Такая постановка вопроса побуждает к размышлению, вызывает потребность глубже вникнуть в существо проблемы. Например, молодая женщина: «Что я только не пробовала, чтобы удалить ржавые пятна в раковине. Лучше купить новую мойку и не мучиться. Пожилая женщина: «Зачем покупать новую? Очиститель «Комет» прекрасно удаляет ржавчину с поверхности раковины. В состав очистителя «Комет» входит химическое вещество хлоринол, которое позволяет удалять ржавчину с любой поверхности».

Более активному восприятию рекламы способствует использование приема соучастия. К такому приему чаще прибегают в телерекламе: репортажи с презентаций, выставок-продаж и др.

В последнее время наибольшую популярность приобрели презентации.

Проблема презентации заключается в следующем как преподнести различным группам людей новые факты и идеи в привлекательной интересной и убедительной форме. Презентация — это упражнение в убеждении.

Успех презентации в первую очередь связан со способностью выступающего владеть вниманием аудитории. Психологи установили, что уровень внимания аудитории изменяется в течение 40-минутного периода. Сначала он высокий, затем в первые 10 минут очень медленно снижается, затем быстрее, пока не достигнет самого низкого уровня примерно через 30 минут. Затем он вновь начитает подниматься, особенно в последние пять минут (10, с.194). Следовательно, те факты, которые должна запомнить аудитория должны быть в начале и в конце выступления.

По мнению специалистов по рекламе, большой силой воздействия обладает юмор, который, к сожалению, очень редко используется в рекламе. Так, например, неподражаемые образцы юмористической рекламы, созданные в свое время В.Маяковским «Лучше сосок не было и нет, готов сосать до старости лет», или «Для салатов, соусов и прочих ед, лучше масла не было и нет» способны настроить покупателей на нужный лад и вызвать их расположение.

Формированию и поддержанию интереса к рекламе способствует эмоциональная комфортность самого сосредоточения внимания. Если сам факт привлечения внимания вызывает положительные эмоции, интерес неизбежно возникает. Поэтому реклама должна способствовать созданию положительных эмоций, должна приносить не только эмоциональное, но психологическое раскрепощение. Именно с учетом знания этих психологических механизмов строится один из важных постулатов рекламы не столько предлагать хороший товар, сколько внушать с его помощью хорошее настроение, потому что при положительных эмоциях и при воодушевлении люди легче расстаются с собственными деньгами.

Для большего привлечения к рекламному сообщению в начальный момент на единицу времени следует передавать большое количество рекламных сообщений и лучшего качества. Это позволяет привлечь потенциальных потребителей, воспринять ее и усвоить. А затем интенсивность рекламирования снижается до определенного постоянного уровня. Исследования показали, что первое сообщение о товаре попадает в сферу внимания только 30-50% адресатов(23, с.50).

Таким образом, как показали исследования, выбор психологического метода, способствующего привлечению внимания к рекламе, детерминируется, прежде всего, его способностью удивить, поразить воображение потребителя. Об этом психологическом феномене писал еще в свое время Френсис Бекон: «На ум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить, именно это обыкновенно

3. Роль и значение рекламы в современном мире

Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Начав свою исто­рию еще в древнем мире, реклама все время своего существования удовлетворяла специфические потребности человека в общественных коммерческих коммуникациях. При этом ее роль то возрастала, то резко снижалась. Этот сложный процесс определялся, прежде всего, характером целей рекламодателей. Важным фактором являлось также наличие свободы выбора у адресатов рекламных обращений в сфере экономики, политики, личной и социальной жизни.

Реклама является постоянным спутником человека, каждодневно и массированно воздействует на него. Следствием этого стала та важнейшая роль, которую играет реклама в жизни постиндустриального информационного общества. Эта роль уже давно не ограничивается рамками ни коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельности. Особенно велико значение рекламы в областях экономики и общественной жизни. Нельзя также не отметить ее значительную образовательную и эстетическую роль.

Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает налаживание связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров. Тем самым реклама способствует росту деловой активности, повышению объемов капиталовложений и числа рабочих мест общественного производства. Следствием этого является общее расширение общественного производства.

Реклама также поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор. Она также способствует расширению рынков сбыта, содействует ускорению оборачиваемости средств, чем повышает эффективность общественного производства в целом. Объем рекламных затрат десяти крупнейших американских рекламодателей составил за 1998 год 10,04 млрд. долларов, а годовые расходы на рекламу только в американских СМИ составили 79,3 млрд. долларов [19, с. 6].

Помимо мощного влияния рекламы на все отрасли экономики, необходимо отметить, что рекламная деятельность сама по себе является крупнейшей отраслью хозяйствования, объединяющей сотни тысяч специализированных рекламных фирм с общим годовым оборотом в сотни миллиардов долларов и дающей работу миллионам людей. Так, валовой доход десяти крупнейших в мире рекламных корпораций составил в 1998 году 11,548 млрд. долларов. А доход самой крупной из них — "Дэнцу" (Dentsu) за тот же период достиг 1561,1 млн. долларов (рассчитано по данным: [19, с. 15]).

Трудно переоценить также общественную роль рекламы. Ежедневное воздействие рекламы на миллиарды потенциальных потребителей способствует формированию не только покупательских предпочтений. Реклама становится частью социальной среды, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль сказал по этому поводу следующее: "Реклама. порождает потребности в более высоком уровне жизни. Она ставит перед человеком цель обеспечить себя и свою семью лучшим жилищем, лучшей одеждой, лучшей пищей. Она стимулирует его усердие и производительность. Она объединяет в плодотворный брачный союз такие вещи, которые в других обстоятельствах просто не сошлись бы друг с другом" [19, с.36].

В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем. Широкое применение в этом плане получила социальная реклама. Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе; популяризацию здорового образа жизни; на поддержку незащищенных слоев населения; на борьбу с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды; на популяризацию многочисленных общественных организаций и фондов и многие другие не менее важные цели.

В условиях расширяющейся демократии в цивилизованных странах возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Именно уровень и профессионализм политической рекламы и имиджмейкерства все в большей степени влияет на расстановку политических сил в странах после каждых последующих выборов.

Нельзя не отметить значительную образовательную роль рекламы. В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки. Из рекламы ее получатели могут извлечь разнообразнейшую информацию: от уровня рН нормальной человеческой кожи до причин появления кариеса; от факторов быстрого износа автомобильных двигателей до иллюстраций из учебников реальных исторических событий; от знакомства с бытом различных слоев населения до мини-путешествий в экзотические страны. Очевидно, что данный перечень можно продолжать бесконечно.

Действие рекламы реализуется, как известно, в воздействии на психологию человека. Вследствие этого она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, системы его оценки окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители и т.п. В этой связи вполне оправданно выделение психологической роли рекламы.

Оценка значения рекламы была бы неполной без упоминания ее важной эстетической роли. Лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства.

В качестве примеров можно назвать рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи. Среди них — уже упоминавшиеся Гольбейн Ханс Младший, Антонио Карреджи, Уильям Хог-гарт, Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Нико Пиросманиш-вили, Константин Юон, Александр Дейнека и многие др.

Классик мировой музыки Сергей Прокофьев сочинил "Сладкую песенку" для рекламы одной из марок советского шоколада. Классикой также можно считать рекламные плакаты и стихотворные тексты Владимира Маяковского.

В жанре рекламного видеоролика хотя бы один раз работало большинство выдающихся кинорежиссеров мира, начиная, с братьев Люмьер. В их числе — Фредерико Феллини, Клод Лелюш, Андрон Кончаловский, Дэвид Линч, Никита Михалков и мн. др. Кстати, известен случай в творческой практике Н.С. Михалкова, когда ихалкова, когда ового рекламного ролика для автомобилестроительной фирмы "FIAT" послужило основой для съемок художественного полнометражного кинофильма. В этой же связи можно вспомнить массу примеров блестящей игры знаменитых отечественных и зарубежных киноактеров в рекламных видеоклипах. Благодаря их яркому актерскому таланту, некоторые из этих рекламоносителей превращаются в высокохудожественные произведения.

Выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне рекламные послания способствуют формированию у аудитории чувства прекрасного, воспитывают у нее хороший вкус. В этой связи уместно добавить, что фотомодели, представляющие известные фирмы в рекламе (так называемые "иконы" фирмы) в определенные периоды становились общепризнанными эталонами женской красоты.

Впрочем, необходимо сказать и о том, что отрицательное влияние непрофессиональной, некорректной рекламы на вкусы аудитории также велико. Справедливые нарекания у получателей рекламных обращений вызывают откровенная безвкусица в выборе формы и средств передачи рекламной идеи; в отдельных случаях пренебрежительное отношение ко всей аудитории или к конкретной ее части; не всегда оправданные целями рекламы эротические сцены и т.п.

Реклама подвергается критике на протяжении всего периода своего существования по многим направлениям.

Среди основных, нередко употребляемых доводов критики наиболее частым является применение средств рекламы в неблаговидных, а иногда и попросту преступных целях. Особенно актуальна эта проблема в нашей стране, в которой исторически сложилось так, что степень доверия к любому печатному слову значительно выше, чем в зарубежных странах. Именно это обстоятельство способствовало коммерческому успеху рекламы многочисленных трастов, фондов и других финансовых "пирамид", буквально ограбивших вкладчиков в начале 90-х годов.

Среди других доводов критиков рекламы также часто звучит обвинение в нерациональном использовании ресурсов фирм-рекламодателей и общества в целом, рост издержек и, в конечном итоге, розничных цен.

Реклама подвергается критике также за то, что обеспечивает получение некоторыми рекламодателями незаслуженно высокой прибыли; дает бесполезную, неоднозначную, нередко вводящую в заблуждение информацию и т.п.

Таким образом, критика рекламы, как и она сама, является сложным многоплановым процессом, глубокий анализ которого выходит за рамки данного учебника. Ограничимся констатацией факта, что это достаточно сложная проблема, а многие доводы критики имеют под собой объективную основу и убедительные аргументы.

Таблица 1. Исторические события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы

Источник:
Психология рекламы
Реклама как процесс воздействия. Понятие, сущность рекламы. Возникновение и развитие рекламы. Роль и значение рекламы в современном мире. Технологии манипулирования, применяемые в рекламе. Психологические аспекты рекламы с точки зрения гештальтпсихологии.
https://xreferat.com/77/819-2-psihologiya-reklamy.html

Психология рекламы

Автор: заведующий кафедрой психологии рекламы и маркетинга, доктор психологических наук, профессор, Лебедев-Любимов А.Н.

В программе спецкурса полностью реализован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350700 «Реклама». ОПД.Ф.13. «Психология рекламной деятельности»).

В рамках спецкурса рассматриваются теоретические основы психологии рекламы, история ее возникновения и развития, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области рекламной практики, методы и результаты изучения психических процессов в рекламе, методы воздействия рекламы на человека, на его мотивацию, а также влияние рекламы на личность, культуру, социальные нормы и ценности.

В программе представлены различные точки зрения исследователей на цели и задачи психологии рекламы, что позволяет студентам в процессе обучения получить наибо¬лее полное представление о теоретических проблемах и практическом применении данной области научных знаний.

В программу также включены вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы по направлению, приведены некоторые психологические термины, используемые в рекламных исследованиях, а также некоторые специальные термины, используемые в области рекламных технологий. Это позволяет студентам знакомиться с основами психологии рекламы на конкретных материалах современной рекламы.

Курс рассчитан на 60 академических часов. Для студентов, специализирующихся в области психологии рекламы, массовых коммуникаций и маркетинга.

В рамках данного спецкурса студенты получают представление о сложных и противоречивых тенденциях развития психологии рекламы как отрасли психологического знания. Они знакомятся с психологическими методами воздействия, применяемыми в рекламной практике, с их возможностями, ограничениями, положительными и отрицательными психологическими последствиями. Значительное внимание уделяется влиянию рекламы на психические процессы человека, а также на социально-психологические процессы.

Раздел I. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения

Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения

Понятие рекламы. Определение рекламы (реклама как инструмент бизнеса, вид бизнеса, этап маркетинга, информация, стимулирующая продажи, комму¬никация, положительная социальная оценка и др.). Определение психологии рекламы как отрасли психологии.

Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психологии рекламы

Психология рекламы как прикладная дисциплина. Реклама как социально-психологическая установка. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ реклам¬ной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как «коммуникации для коммуникаций».

Раздел II. История развития психологии рекламы, основные подходы и направления

Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX—XX столетий

Основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного подхода в психологии рекламы. Основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на «целевые группы». Срав¬нительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как «опредмечивание» потребностей.

Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономической психологии

Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на «нецелевые группы», на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации.

Абсолютные и дифференциальные пороги ощущений, законы динамики ощущений. Цвет и звук в рекламе.

Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных материалов

Константность восприятия. Перцептивные иллюзии и их использование в рекламе. Иллюзии Миллера-Лаера, Вундта и др. Влияние культуры на возникновение перцептивных иллюзий.

Объем, распределение, переключение, концентрация внимания. Теории внимания.

Виды памяти и закономерности запоминания рекламной информации. Теоретические основы мнемотехники. Мнемотехника в рекламе.

Приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений.

Принятие решений в процессе восприятия рекламных сообщений. Типы принятия решений и поведение потребителей. Информация и реклама.

Концепция «рекламно-информационного комфорта». Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности.

Раздел IV. Реклама как средство психологического воздействия

Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора

Методы психологического воздействия в рекламе (общая характеристика). Гипноз и внушение в рекламе. Подражание, заражение и убеждение. Миф и стереотип в рекламе. Психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и др.

Феномен и методика «25-го кадра» Дж.Вайкери, история мифа. Психология рекламных шоу.

Тема 14. Моделирование психологической структуры рекламных воздействий

Модели AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR. Теория «базиса отсчета». Психологическое манипулирование потребителями в условиях личных продаж. Психологическая специфика политической рекламы.

Реклама и проблема психического здоровья. Проблема отношения населения к рекламе. Влияние агрессии в рекламе на население. Влияние рекламы на несовершеннолетних.

Закон о рекламе. Закон о правах потребителей. Международный кодекс рекламной практики. Проблема защиты населения от недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной и скрытой рекламы.

Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в рекламной практике, международный и российский опыт

Концепция «мозаичной культуры и роль рекламы в изменении структуры социальных норм и ценностей. Концепция рекламы в рамках социально-этичного маркетинга. Концепция саморегулирования рекламы.

Источник:
Психология рекламы
Психология рекламы
http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-reklamy

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES