Психология профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности

Большинство людей включены в определенную профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или советам близких. Но в любом случае каждому человеку надо знать и психологических особенностях своей профессиональной деятельности.

Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологическая готовность к профессиональной деятельности, ее психологическая характеристика.

Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессиии.

В психологии труда рассматривают возникновения той или иной профессии, предмет деятельности, средства, результат деятельности и структуру профессии.

В данной статье рассматривается профессиограмма практического психолога, а точнее педагога-психолога.

Основным результатом труда практического психолога считается все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы. Это и материалы психодиагностики, и результаты проведения развивающей и коррекционной работы, проведенных консультаций и просветительской деятельности. В результаты труда психолога можно включить рост его профессиональной компетенции, оптимизацию его труда и многое другое.

Деятельностный цикл практического психолога может быть представлен следующим образом. Получив заказ, он изучает объект труда, определяет цель и принимает решение о выполнения определенного вида работ. При этом устанавливается характер взаимоотношений и связей, определяются роли участников работы и условия для получения намеченного результата. Все эти вопросы обсуждаются и решение фиксируется. Затем психолог выбирает оптимальную модель, алгоритм и технологию практической деятельности.

К основным направлениям деятельности психолога можно отнести: организационно-методическую, диагностико-аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую работу, а также совершенствование профессиональной компетенции и условий труда.

Организационно-методическая работа включает в себя все уровни планирования сврей деятельности, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. Педагог-психолог имеет дело с сопровождением учебно-воспитательного процесса. В рамках этого же направления осуществляется работа по обучению руководителей использованию знаний из области психологии.

Диагностико-аналитическая работа предусматривает предусматривает разработку концептуальных подходов к изучению психологических явлений, аналитическую работу с получаемой информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики. Кроме этого психолог занимается поиском закономерностей в существующих психологических явлениях.

Коррекционно-развивающее направление предполагает целенаправленное воздействие на клиента с целью изменения необходимых свойств и качеств.

Психологическое консультирование – это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующаяся на совместном с клиентом выяснении причин и недостатков существующих состояний.

Психологическое просвещение направлено на повышение психологической культуры клиентов и реализуется как в контексте повседневной жизнедеятельности, так и в виде целевых мероприятий.

Совершенствование профессиональной компетенции — это самостоятельная работа психолога по продвижению к вершинам мастерства.

Для реализации данных направлений практический психолог во всех структурах, где он выполняет свои функции, получает нормативно закрепленный статус. Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолга образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, в котором четко сфорулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Под рабочим местом понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:

  1. Рабочий кабинет с сейфом для хранения материалов.

  • Комната психологической разгрузки (для проведения релаксации, снятия напряжения, индивидуальной и групповой работы, для работы телефона доверия)

  • Материальная база психотерапевтического воздействия (аудиотехника, аудиокассеты, специальная светотехническая система).

  • Материальная база психодиагностики (канцелярские принадлежности, специальные методики, специальные бланки, персональный компьютер).

  • Материальная база психологического просвещения (учебно-методическая литература, наглядные пособия).
  • Источник:
    Психология профессиональной деятельности
    Практическая психология как отрасль психологии. Психология профессиональной деятельности
    http://extusur.net/content/6_pedpsiholog/2_5.html

    Психология профессиональной деятельности

    Деятельность кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС направлена на решение задач повышения качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и послевузовской подготовки государственных служащих и кадров управления с использованием достижений науки и передовой практики.

    На кафедре ведется подготовка специалистов высшей квалификации по специальности:

    Кафедра занимается также переподготовкой и повышением квалификации кадров, в том числе по программам "Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих" (72 уч. часа, 500 уч. часов).

    С 2001 г. на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по программе дополнительного профессионального образования "Преподаватель высшей школы" (1080 уч. часов) с присвоением квалификации "Преподаватель высшей школы".

    В 2007 г. запущена новая дополнительная профессиональная образовательная программа "Акмеология" для получения дополнительной квалификации " Акмеолог кадровой работы " (1330 уч. часов)

    На кафедре производится прием в аспирантуру и защита диссертаций по следующим специальностям:

    • 05.26.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях (психология человека)

    (психологические науки)

  • 19.00.05 Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.06 Юридическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 Психология развития, акмеология (психологические и педагогические науки)
  • Кафедра постоянно проводит ряд акмеологических тренингов, участвуя в которых каждый слушатель сможет эффективно освоить навыки использования методов психологии в работе с людьми.

    Выпускники кафедры успешно работают в администрации Президента Российской Федерации, в аппарате Государственной Думы, в различных министерствах и ведомствах, в федеральных и региональных учреждениях.

    Источник:
    Психология профессиональной деятельности
    Деятельность кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС направлена на решение задач повышения качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и
    http://www.acmeology.ru/

    Психология профессиональной деятельности

    Психологические аспекты изучения профессиональной деятельности

    При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения в деятельности.

    Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому «психологию интересует прежде всего деятельность индивидов, индивидуальная деятельность», а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, решающих «конкретную профессиональную задачу».

    Второй признак — сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании: а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках; б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

    Третий признак — сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим характеристикам: а) степени теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); б) степени сформированности профессиональных умений и навыков; в) адекватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.

    Четвертый признак — осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей. А также и на основании характера эмоционального переживания отношений к людям труда и ценностям, которые они создали.

    Изучение представленных психологических признаков профессиональной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью и подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.

    Источник:
    Психология профессиональной деятельности
    В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Эффективность работы управленца любого звена во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения оценить свой собственный труд.
    http://ovendij.ru/profdeyt/143-2013-02-22-15-05-09.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    CATEGORIES