Психология преступника

Психология личности преступника

Литература: Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. — М., 1979; Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996; Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Методология познания и психологическая концепция. – Минск, 1998; Пастушеня А.Н. Основы изучения и оценки психологии личности преступника // Прикладная юридическая психология…Гл. 3.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

Смотреть что такое «Психология личности преступника» в других словарях:

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Психология необходимой обороны — НО является одним из древнейших институтов уголовного права; закрепляющие ее нормы существуют в современном законодательстве большинства государств. Согласно Уголовному кодексу РФ, источником, порождающим право на необходимую оборону, являются… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

Психология присяжных (jury psychology) — Право обвиняемого на разбирательство дела судом присяжных было впервые провозглашено более 750 лет тому назад в декларации свобод англичан, известной под названием Великой хартии вольностей. С тех пор слушание дела судом присяжных стало… … Психологическая энциклопедия

Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных — В Уголовно исполнительном кодексе РФ (1996) в ст.9 записано, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение… … Энциклопедия современной юридической психологии

Криминогенность личности — Специфическая качественная особенность психического склада личности, определяющая наличие потенциальной готовности (склонности) индивида совершить относительно определенные по своему характеру преступные деяния при определенных условиях. О… … Энциклопедия современной юридической психологии

Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

Юридическая психология — Юридическая психология  раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

Осмотра места происшествия психология — ОМП – следственное действие по собиранию информации о происшедшем криминальном событии на месте его совершения посредством активного, целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия преступления. Как правило,… … Энциклопедия современной юридической психологии

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психические явления.процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой… … Энциклопедия юриста

Источник:
Психология личности преступника
Литература: Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. — М., 1979; Антонян Ю.М., Еникеев М.И.,
http://legal_psychology.academic.ru/513/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Психология личности преступника

Понятие, структура личности преступника, его психологические особенности

Личность преступника. Понятие личности преступника, т.е. человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный симптомокомплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления1.

В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления указанного в уголовном законе возраста (ст. 19, 20 УК). Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду лицо, виновно совершившее преступное деяние, что нашло подтверждение в приговоре суда, вступившем в законную силу.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально -ролевых (функциональных), психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения1. Такой утвердившийся в юридической литературе подход побуждает дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий спектр характеристик личности человека, совершившего преступление, чем это принято в общей психологии, обращая внимание не только на его психологические особенности, но и на его возраст, психическую способность к вменению, некоторые функционально-ролевые признаки во всем сложном комплексе его интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

— при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий; избрании меры пресечения обвиняемому; определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

— в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на обвиняемого в различных следственных ситуациях;

— в ходе установления целого ряда обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. 61, 63 УК);

— при изучении причин совершенных преступлений;

— в целях определения в дальнейшем мер воспитательного воздействия.

Системный подход к изучению личности преступника. В настоящее время в юридической психологии наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие двух ее наиболее крупных подсистем: социально-демографической и психологической.

1. Социально-демографическая подсистема личности преступника включает пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Разделяя этот взгляд, автор психологического комментария к Уголовному кодексу РФ О. Д. Ситковская обращает внимание на то, что суд в каждом случае должен учитывать именно такую совокупность свойств и состояний личности конкретного виновного, которые повлияли на механизм его преступного поведения и значимы для индивидуализации наказания. В подобном подходе к личности она выделяет следующие основные группы уголовно-релевантных базовых свойств личности2:

— направленность, ценностные ориентации, нравственный уровень личности, жизненная позиция человека, уровень его интеллектуального развития, т.е. свойства, которые позволяют судить о закономерности или случайности содеянного им преступления;

— свойства личности, лежащие в основе способности человека к произвольной регуляции своего поведения, т.е. его эмоционально-волевая устойчивость, обусловленная особенностями нервной системы; самооценка, уровень притязаний; самоконтроль; ведущие свойства характера и т.п., которые непосредственно влияют на способность субъекта управлять своим поведением, а также "коммуникативные свойства, которые влияют на характер взаимодействия с потерпевшим".

Перечисленные выше психологические свойства, комплексы личности при необходимости выявляются с помощью различных современных личностных психодиагностических методик, например таких, как ММР (его адаптированные к нашей социокультурной среде варианты — СМИЛ или ММИЛ), 16-ФЛО Р. Б. Кеттелла и др.

В связи с этим уместно сослаться на ряд исследований, демонстрирующих возможности психологического изучения с помощью данных методик личности тех, кто совершал правонарушения, выявления у них особою "комплекса личностных особенностей" (пользуясь терминологией А. Р. Ратинова), которые позволяют па основе психологических критериев достаточно уверенно отличать их от законопослушных граждан, проводить целенаправленную профилактическую работу по недопущению их в те сферы общественно-полезной деятельности, где у них в ущерб общественным интересам могут проявиться негативные психологические качества в виде ведущих тенденций личности.

Так, сравнение усредненных показателей тестирования с помощью ММР1 (ММИЛ или СМИЛ) лиц, осужденных за совершение корыстных и насильственных преступлений, показало, что в психологическом профиле их личности ведущими являются шкалы Р, 4, 6, 8 и 9 с показателями по некоторым из них (особенно шкалы 6, 8) выше верхнего предела средней нормы в 70-Т баллов (рис. 10.1)2.

Аналогичные результаты получены в ходе исследований как у нас в стране, так и за рубежом3. Все это может свидетельствовать прежде всего о том, что лица, отнесенные к группам 1 и 2, имеют много сходных черт, позволяющих объединить их в одну общую группу насильственно-корыстных преступников, наделенных однородной со

1 — корыстные преступники; 2 — корыстно-насильственные преступники; 3 — законопослушные граждане

вокупностью примерно одних и тех же одинаково выраженных качеств, свойств, психологических комплексов, ведущих тенденций личности. В то же время личностный профиль корыстных преступников (1) хотя и повторяет профиль личности корыстно-насильственных преступников (2), но несколько снижен, поскольку группа корыстных преступников по способу совершения преступлений менее однородна и при построении их усредненного профиля происходило сложение разнонаправленных ведущих личностных тенденций. Тем не менее общий набор личностных качеств у представителей рассматриваемых групп преступников делает их весьма схожими.

Каков же этот набор, этот "комплекс личностных особенностей", включающий в себя качества личности, определяемые совокупностью ведущих Р, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал в психологическом профиле указанных лиц? Прежде всего их высокая активность, выраженная раскованность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, спонтанность в выборе форм поведения. У этих лиц отмечаются эгоцентризм, повышенная агрессивность, склонность к конфликтам, нежелание и неумение подчиняться, пренебрежение к принятым в обществе нормам и правилам поведения, дефицит социальных навыков поведения, отсутствие щепетильности в вопросах морали, личностная дезинтеграция. Кроме того, для них характерны ригидность, выхолощенность мышления, излишняя подозрительность, завистливость, упорство, одержимость при достижении целей, предпочтение внешнеобвиняющих форм реагирования, носящих нередко взрывной, непредсказуемый характер.

Как отмечает Л. Н. Собчик, модифицировавшая ММР1 в СМ ИЛ, по ее независимым от приведенных выше исследований наблюдениям, "в криминальной среде высокие показатели 6-й шкалы характерны для лиц, способных на корыстные преступления, а в сочетании с высокой 8-й шкалой они отражают враждебно-агрессивные ведущие тенденции. Сочетание 4-й и 6-й шкал при их высоких значениях выявляет эксплозивный тип реагирования", а "высокое значение шкалы Р, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью в поведении. Показатели шкалы Р выше 70-Т, как правило, отражают высокий уровень змоциональной напряженности, личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера".

Интересно, что набор личностных качеств, включающий в себя сочетание вышеупомянутых шкал в качестве ведущих со значениями выше верхнего предела средней психической нормы (70-Т баллов), был обнаружен и при обследовании военнослужащих, отбывавших наказание за нарушение уставных правил взаимоотношений ("дедовщину") — преступление, которое также вполне можно отнести к группе насильственных (рис. 10.2).

1 — осужденные за "дедовщину"; 2 — законопослушные военнослужащие

Эту же закономерность подтверждают и данные обследования лиц, отбираемых для службы в органах МВД и проходящих там службу. Сотрудники различных подразделений МВД, в психологическом профиле которых ведущими являлись 4-я, 6-я, 8-я и 9-я шкалы с высокими значениями (особенно выше 80-Т баллов), составляли группу риска, поскольку в 75-83% случаев являлись виновниками различных чрезвычайных происшествий (результаты, полученные с помощью ММР1 (ММИЛ, СМИЛ), полностью подтверждались и результатами обследования испытуемых с помощью опросника Р. Б. Кеттелла).

Таким образом, разными исследователями независимо друг от друга установлено сочетание высоких значений по шкалам Р, 4,6 и 8, которое "у большинства преступников встречается не случайно, так как личностные свойства, отражаемые таким профилем, в наибольшей степени при соответствующих условиях потенциально предрасполагают к совершению правонарушения" (выделено мной. — Авт.). В этой связи при всей, казалось бы, очевидности данной закономерности, выявленной в ходе психодиагностического обследования указанных лиц, тем не менее остается без ответа вопрос: до каких пор будут приниматься на службу в силовые ведомства подобные лица? Не с решения ли этого вопроса следует начинать профилактику преступности в органах МВД, воинских подразделениях и т.п.?

Иной психологический профиль личности выявлен у тех, кто совершил преступление по неосторожности. В профиле их личности в качестве ведущей была 7-я шкала (психастения, повышенные тревожность, неуверенность в себе, избыточный самоконтроль, "зажатость", склонность к излишним волнениям в стрессогенной обстановке; см. рис. 10.3). Переживаемый подобными субъектами внутренний конфликт нередко приводит к невротическим реакциям, психосоматическим расстройствам (Л. Н. Собчик).

Рис. 10.3. Усредненный психологический профиль личности (по ММР1ММИЛ):

1 — правонарушители, совершившие противоправные действия по неосторожности; 2 — отбывающие наказание за умышленно совершенные насильственные преступления

В экстремальных ситуациях, условиях нервно-психических перегрузок (в связи с этим уместно вспомнить содержание ч. 2 ст. 28 УК) такие лица легче поддаются страху, в большей мере склонны к эмоционально-несбалансированному реагированию, нежели к рациональному подходу в ответ на возникающую опасность, вследствие чего у них в целом понижен уровень помехоустойчивости. Все сказанное выше предполагает снижение эффективности выполняемых ими действий в экстремальных условиях и увеличение количества ошибок.

Это особенно важно иметь в виду при расследовании автотранспортных и других связанных с управлением техникой происшествий, когда в суде может возникнуть вопрос, в том числе, и о невиновном причинении вреда независимо от того, рассматривается уголовное дело или административное правонарушение. Вывод, к которому приходят исследователи данной проблемы, состоит в том, что лица, в психологическом профиле которых 7-я шкала является ведущей с высоким значением, "не могут отвечать требованиям, предъявляемым к успешному разрешению экстремальной ситуации в условиях дорожного движения". Примерно такая же оценка дается и представителям летной профессии, в психологическом профиле которых в качестве ведущей является 7-я шкала с высоким значением.

Психические аномалии личности субъектов преступления и проблема ограниченной вменяемости. В тех случаях, когда у субъекта, совершившего противоправные действия, наблюдаются нарушения социального функционирования, адаптации к окружающей социальной среде, отклонения от норм межличностного поведения, признаки социальной, личностной дезинтеграции, дисгармонии в эмоционально-волевой сфере, когда нас поражают в нем "нарушения нормального отношения между силой внешнего раздражения и его чувственной реакции" (В. М. Бехтерев), мы говорим о психических аномалиях, расстройствах характера, личности, поведения (см. МКБ-10) с разной степенью выраженности, не исключающих вменяемости.

В настоящее время вопросы, относящиеся к личности преступника с психическими аномалиями, расстройствами личности, не исключающими вменяемости (см. ч. 3 ст. 20, ст. 22 УК), приобрели особую актуальность ввиду значительной распространенности популяции таких лиц. По данным ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, количество лиц, к которым далеко не всегда в полной мере могут быть применены нормы исправительного права из-за наличия у них психических аномалий, среди вменяемых доходит до 62-66%3.

В литературе под психическими аномалиями понимаются различные "расстройства психической деятельности, не достигшие психотического (т.е. болезненного. — Лет) уровня и не исключающие вменяемости, но влекущие личностные изменения, которые могут привести к отклоняющемуся от средней нормы поведению. Такие аномалии затрудняют социальную адаптацию индивида, снижают его способность отдавать себе отчет в своих действиях (по действующему УК — "осознавать в полной мере фактический характер и общественную опасность своих действий". — Лет.) и (либо) руководить ими".

Следовательно, по существу, речь идет о появлении в уголовном праве нового правового института так называемой уменьшенной (ограниченной) вменяемости, хотя такой термин в УК прямо и не употребляется.

Сторонники введения в уголовное право института ограниченной вменяемости (Ю. М. Антонян, С. В. Бородин и др.) подчеркивают, что ограниченная вменяемость — вариант вменяемости; что она всего лишь отражает "оценку влияния той или иной психической аномалии, психической недостаточности на криминальное поведение обвиняемого. Следствием этого влияния может быть неполная либо недостаточно адекватная оценка ситуации, нарушение контроля деятельности и способности регулировать поведение".

Таким образом, лица с психическими аномалиями, поскольку у них в целом преобладают нормальные психические процессы, в подавляющем большинстве трудоспособны, дееспособны и признаются вменяемыми. В то же время обоснованно считается, что психические аномалии, психопатические особенности нередко способствуют личностной дезинтеграции, неудовлетворительной социальной адаптивности, в конечном итоге в ряде случаев — противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей".

Особенно заметны подобные явления у подростков с отклонениями, задержками в умственном развитии, которые остаются в обычных школах, поскольку не подходят для учебы в соответствующих спецшколах для умственно отсталых детей3. В результате они, будучи не в состоянии справиться с общими требованиями, предъявляемыми ко всем обучаемым, оказываются, особенно в старших классах, в положении постоянно порицаемых за низкое качество учебы, недобросовестное отношение к выполнению заданий, своего рода изгоями, что, в свою очередь, не может не вызывать у них внутреннего протеста, чувства враждебности к окружающим, не формировать агрессивные антиобщественные установки.

Мотивационный потенциал, ведущие тенденции таких лиц с различными психическими аномалиями, в том числе отличающихся сниженным уровнем интеллектуального развития, обычно характеризуются обедненностью, направленностью на удовлетворение ближайших, как говорят, сиюминутных потребностей (но принципу "здесь и сейчас"), среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

Как отмечалось выше, среди различных аномалий психики, предрасполагающих к дезадантивным, а потому чаще всего противоправным формам поведения, наибольшее внимание судебных психологов и психиатров привлекают различные психопатические расстройства настроения, поведения, некоторые крайне выраженные виды акцентуаций характера, которые следует рассматривать в качестве переходных форм между психической нормой и психопатиями (Е. Г. Дозорцева, А. Е. Личко, К. Леонгард).

Классификация психопатических расстройств личности и поведения. В существующей классификации психопатических расстройств личности и поведения, представляющих интерес для юридической (криминальной) психологии, прежде всего обращают на себя внимание1:

а) возбудимые (аффективные) формы психопатических расстройств лиц, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью, повышенной раздражительностью, избыточной фрустрированкостью, гневливостью, импульсивностью, аффективно окрашенными формами реагирования даже по незначительному поводу, переменчивостью настроения, повышенной обидчивостью, жестокостью, склонностью к накоплению отрицательных переживаний, плохо контролируемой разрядкой.

При эпилептоидной форме у возбудимых психопатов в их суждениях преобладают вязкость мышления, "застревание" на аффективно окрашенных переживаниях, в поведении — мстительность, жестокость.

Лица, проявляющие признаки неустойчивой формы возбудимой психопатии, выделяются неорганизованностью, безволием, легкомысленным отношением к происходящим явлениям, нетерпимостью к какой-либо регламентации, сниженной критичностью, повышенной внушаемостью, жаждой новых развлечений, большей подверженностью средовым влияниям, случайным ситуациям. По наблюдениям Ю. М. Антоняна, В. В. Гульдана, психопатические личности неустойчивого типа преимущественно совершают корыстные преступления, хулиганство, участвуют в массовых беспорядках, задерживаются за бродяжничество, нарушения паспортного режима.

Для паранойяльной формы возбудимой психопатии характерны узость, ригидность мышления, "застреваемость" на отдельных обстоятельствах, нетерпимость к иному мнению, противодействию, эгоцентрические притязания, повышенная самооценка, завышенный уровень притязаний, обидчивость, подозрительность. Отличительной особенностью описанных выше лиц является повышенная возбудимость, эксплозивно-брутальный ("взрывчатый"), аффективно окрашенный модус реагирования, что бывает особенно заметно при совершении ими преступлений насильственно-корыстного характера;

в) тормозимый тип психопатических расстройств. Психоиатизированные лица, относимые к так называемому "тормозимому типу" (по классификации О. В. Кербикова, И. И. Фелинской), менее других (по сравнению с описанными выше типами) склонны к проявлению криминальной активности. Данный тип объединяет астенических, психастенических и аутистических (шизоидных) психопатов.

В частности, у лиц, проявляющих черты психастенической психопатии, в поведении, образе мыслей доминируют повышенная, некорригируемая тревожная мнительность, навязчивые сомнения по поводу принимаемых решений, собственных поступков, нерешительность, особенно в ситуациях неопределенности. Наиболее характерными видами противоправного поведения для них могут быть действия, направленные против общественного порядка, уклонение от общественно полезного труда, дезертирство (для военнослужащих), а также самоубийство. Кроме того, они могут совершать преступления против личности, собственности, сексуальные преступления, выбирая для этого соответствующий, более "удобный" для себя тип жертвы, нередко из числа несовершеннолетних.

К группе тормозимых психопатов помимо лиц с чертами астенического и психастенического характера относятся субъекты, имеющие аутистические (шизоидные) психопатические расстройства с преобладанием у них замкнутости, повышенной чувствительности, ранимости и в то же время эмоциональной холодности и отчужденности. Среди данной группы выделяются лица весьма настойчивые в достижении своих целей, сближающиеся по характеру аффективных переживаний с представителями паранойяльной психопатии, нередко прибегающие в конфликтных ситуациях к агрессивным, насильственным, а порой и к неоправданно жестоким формам противоправного поведения.

Все сказанное выше, безусловно, имеет значение для оценки аномальной личности тех, кто совершает противоправные действия, для определения применяемых к ним мер уголовно-правового либо административного характера, особенно в случаях, когда необходимо получить ответ на вопрос о том, мог ли субъект, совершивший правонарушение, с учетом индивидуально-психологических особенностей его личности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20, ст. 22 УК); повлияло ли выявленное у него "расстройство (аномалия) на принятие и реализацию им решения о преступных действиях, явилось ли оно причиной существенных затруднений в произвольно-волевом поведении субъекта".

Источник:
Психология личности преступника
Понятие, структура личности преступника, его психологические особенности Личность преступника. Понятие личности преступника, т.е. человека, виновно совершившего общественно опасное деяние,
http://studme.org/105604125377/psihologiya/psihologiya_lichnosti_prestupnika#657

Психология преступника

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

Глава I. Общий взгляд на психологию преступника

Глава II. Отчуждение личности как источник преступного поведения

Глава III. Тревожность — основа преступного поведения

Глава IV. Мотивы преступного поведения

Глава V. Основы психологии следственной деятельности

Глава VI. Психология отдельных следственных действий

Понять любое поведение, преступное в том числе, невозможно без подлинного знания психологии (иногда — патопсихологии) личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко и психиатрических факторов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения чужих работ и уголовных дел, при игнорировании “живого” преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика, что еще раз подтверждает неразрывную связь между личностью и поведением.

Сейчас существует очень много данных о возрасте, семейном положении, количестве судимостей, занятости и т. д. преступников, но эта информация обладает низкими объяснительными способностями. Однако, как известно, объяснение — главная функция науки, делающая ее практически значимой. Поэтому не следует в десятый или двадцатый раз изучать, например, образовательный уровень хулиганов или воров по той причине, что это очень мало дает в плане понимания их поступков. Если же некоторые исследователи приходят к выводу, что уровень образования у преступников формально вырос, то это только означает, что грабить и убивать можно и с таким образованием.

Мы рассмотрим причины не преступлений, т. е. совокупности всех преступлений, а отдельных преступлений, преступного поведения. При этом из всего причинного комплекса будут взяты лишь те факторы, которые “находятся” в самой личности, а не во внешних обстоятельствах, как бы важны они ни были. Полагаем, что для практики борьбы с преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, это чрезвычайно важно, поскольку основным объектом предупредительных усилий является человек. Это справедливо, поскольку причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут играть роль лишь условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений либо нейтральных по отношению к ним.

В настоящей работе мы намерены доказать следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности преступника, которые выступают причинами преступного поведения.

Они имеют важное значение и для практики борьбы с преступностью:

1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего “я”, своего положения жизни. Маленький человечек ощущает, что под сомнение поставлено само его право на существование, он поэтому страшится небытия и постоянно ожидает враждебных, даже агрессивных действий со стороны окружающих.

Эти личностные особенности закрепляются в дальнейшей жизни: в школе, в учебных и трудовых коллективах, среди товарищей, в многочисленных житейских конфликтах и сложных ситуациях, которые начинают восприниматься со специфических, субъективных позиций. Дело не столько в том, что судьба может предоставить человеку множество убедительных доказательств того, что он отнюдь не ее баловень. Гораздо важнее, что индивид воспринимает все происходящее как гибельное для него, непосредственно угрожающее ему, даже если объективно никакой опасности нет.

2. Названные особенности мы обозначаем понятием “тревожность”, считая, что тревожная личность совершенно иначе ощущает мир. Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, биологическое существование — отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется лишь на уровне беспокойства или неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социально” существование, свою социальную определенность путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

3. Наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, опасения небытия качественно отличают преступника от непреступника, и это является основной причиной преступного поведения. Иными словами, человек совершает преступления ради сохранения своего личностного мифа, своего места в мире, его самоощущения, самоценности, чтобы не исчезло субъективно приемлемое для него его биологическое и социальное бытие.

4. У тревожных личностей угроза бытию, биологическому или социальному, способна преодолеть любые нравственные преграды, точнее, заставляет пренебречь требованиями правовых и моральных норм, регулирующих отношения между людьми. В силу указанных личностных особенностей и отсутствия надлежащего воспитания правовые и моральные нормы такими людьми не воспринимаются. Однако в принципе возможна корректировка проявляющихся черт тревожного характера с помощью целенаправленного, индивидуализированного воздействия с одновременным, если это нужно, изменением условий жизни, что в большинстве случаев, к сожалению, не делается.

5. Черты тревожного характера, закрепляясь в личности, “обрастают” всевозможными наслоениями, играющими существенную роль в ее реакциях на воздействие среды. Поэтому подобные качественные образования бывает очень трудно обнаружить даже с помощью специальной диагностики. Изначальные контуры этого психического и психологического явления как бы исчезают, затушевываясь более поздними наслоениями.

6. В современном социуме существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности личности: расслоение в связи с уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг, невозможностью удовлетворения многих первоочередных потребностей, напряженностью в межличностных отношениях. Многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля. Увеличивается число лиц, которые в современном производстве, а значит, и в жизни не могут найти себе места.

7. Мотивы преступного поведения состоят как бы из двух уровней. Первый из них можно назвать предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например убийство из мести, желание завладеть чужим’ имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние и т. п. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой. Здесь мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне, и ее содержанием является постоянное утверждение своего “я”, защита своего биологического и социального существования. Теснейшим образом переплетаясь, взаимодействуя, взаимодополняясь, эти уровни усиливают друг друга и мощно детерминируют преступное поведение.

8. Существует преступное поведение, мотивацией которого является социальный уход от жизни (так часто наблюдаемый у бродяг и хронических алкоголиков), от тех условий, жизни, которые субъективно воспринимаются ими как грозящие уничтожением.

Перечень приведенных положений, носящих, на наш взгляд, фундаментальный характер, можно оценивать как некоторую схему пока еще без объяснения причин преступного поведения. Справедливости ради отметим отсутствие претензий на то, что эта схема наиболее полно раскрывает причины преступного поведения. Более того, отдельные наши мысли носят гипотетический характер (в дальнейшем изложении в таком качестве мы их и выделим).

Наши рассуждения и выводы основаны на скрупулезном психологическом изучении личности и поведения преступников. Широко использовались многочисленные и разнообразные тестовые методики и социологические опросники, психиатрическая информация, длительные, углубленные и заранее спланированные обстоятельные беседы с преступниками и лицами, находящимися на грани преступления, тщательное и кропотливое изучение сотен их индивидуальных историй, осуществленное на протяжении многих лет. Это позволило привести в работе выборочные статистические данные, развернутые примеры, иллюстрирующие наиболее важные положения. Ряд исследований был осуществлен в содружестве с В.П. Голубевым, В.В. Гульданом, Ю.Н Кудряковым, Е.Г. Самовичевым. Некоторые теоретические и эмпирические результаты совместных исследований были опубликованы ранее.

Высказанные предположения по поводу причин преступного поведения дают возможность сформулировать некоторые принципиальные соображения о предупреждении преступлений. Так, если то, что мы называем тревожностью, выступает в качестве основной индивидуальной причины совершения преступлений, а в обществе существуют силы, ее порождающие, то профилактическая работа должна быть направлена на выявление и устранение этих сил. Другой непосредственный объект профилактического воздействия — сама тревожная личность и ее особенности. Воздействие на нее потребует особых навыков, знаний и умений.

В настоящем труде впервые предпринята попытка объединить психологию преступника криминального поведения и психологию расследования преступлений.

Предлагаемая читателю книга, подготовлена специалистами в области криминологии, психологии и криминалистики. Работа выполнена в соответствии с программой деятельности общественного объединения “Союз криминалистов и криминологов”, главная цель которого интегративное использование знаний ученых и практиков в разработке и совершенствовании проблем борьбы с преступностью и реализации правовой реформы в России.

Общая направленность данной работы, в значительной мере была обусловлена концептуальной позицией таких известных правоведов как Карпец И.И., Кудрявцев В.Н., Ратинов А.Р., Яковлев А.М. и др., которые еще в недрах советского правоведения заложили основы гуманистического направления в праве.

Источник:
Психология преступника
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Глава I. Общий взгляд на психологию преступника Глава II. Отчуждение личности как источник преступного поведения Глава III.
http://yurpsy.com/files/ucheb/anton/anton.htm

Психология преступника

Абитуриенту и студенту привет! Надеемся, что информация представленная на сайте поможет Вам в выборе будущей профессии, страны и места обучения. Будь в месте с нами в курсе последних событий образования и ЕГЭ. Внезапно наступила сессия? Не беда, шпаргалки на помощь придут всегда!

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в нихПравила поступления во французский вузОбучение филологии заграницейВыбор страны для овладения высшим образованиемИспанские общежития для студентов

Размер архива: 7,2 mb

2. Цели и основные задачи юридической психологии как науки

3. Междисциплинарные связи юридической психологии

4. Отрасли юридической психологии

5. Общенаучные и психологические принципы в юридической психологии

6. Основные задачи юридической психологии

7. Оформление юридической психологии как науки 7аб

8. Основные направления зарубежной психологии

9. Правосознание, его уровни

10. Понятие и сущность правовой психологии

11. Правовые средства и психология

12. Виды психологических действий человека

13. Понятие характера

14. Понятие эмоций. Споры о их роли и функциях

16. Понятие и свойства восприятия

17. Память. Свойства и виды

18. Место общения в системе общественных и межличностных отношений

19. Общение как обмен информацией

20. Общение и деятельность. Структура общения

21. Речь как средство коммуникации

22. Невербальная коммуникация

23. Общение как взаимодействие

24. Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ

25. Личность в системе межличностных отношений

26. Правовая психология личности

27. Проблема нормального и аномального развития личности

28. Психологические составляющие конфликтных ситуаций. Феномены личностных отношений

29. Методы психологического исследования

30. Психическое самоуправление человека

31. Нормы и интеллектуальное развитие

32. Легитимизация норм

33. Режимы функционирования психики человека

34. Понятие логики и ее специфика

35. Основные формы мышления и их соотношение с логикой

36. Психология правонарушения

37. Понятие и общая характеристика личности преступника

38. Структура личности преступника

39. Проблемы изучения личности преступника

40. Психологическая сущность преступного поведения

41. Анализ преступной деятельности

42. Основные черты психологической характеристики личности преступника

43. Классификация преступников

44. Типология преступников

45. Понятие мотива, мотивации. Виды мотивов

46. Психология преступных групп и преступных организаций

47. Понятие криминального насилия Общая характеристика

48. Психологическая характеристика потерпевшего

49. Исследование личности потерпевшего

50. Психологический анализ коллектива осужденных

51. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания

52. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте

53. Анализ преступного поведения несовершеннолетних

54. Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста

55. Оценка способностей юриста к профессиональной деятельности

56. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста

57. Профессионально значимые качества личности юриста

58. Психологическая устойчивость юриста

59. Психология адвоката

60. Речь адвоката

61. Психология прокурора

62. Психология судьи

63. Психология отношений адвоката-защитника с прокурором и судом

64. Психология присяжных заседателей

65. Особенности сферы социального познания присяжных

66. Общее представление о психодиагностическом обследовании кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы

67. Психологический потенциал работника органов правопорядка и его основные структурные компоненты

68. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена)

69. Профессиональная деформация работников органов правопорядка

70. Психологический анализ различных видов деятельности работников правоохранительных органов

71. Психология формирования высокого уровня дисциплинированности работников органов правопорядка

72. Психология дисциплинарной практики в органах правопорядка

73. Психологические особенности личности следователя

74. Психологические аспекты достоверности в познавательной деятельности следователя

75. Познавательная деятельность следователя

76. Психологический отбор профессиональных качеств следователя

77. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу

78. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

79. Психология допроса свидетеля и потерпевшего

80. Психологическое содержание опознания

81. Влияние личных качеств опознающего

82. Психологические особенности осмотра места происшествия

83. Психология предъявления для опознания

84. Судебная экспертиза как особое процессуальное действие

85. Роль интуиции в психологии осмотра места происшествия

86. Психология очной ставки

87. Круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов

88. Понятие об объекте и предмете экспертного исследования психолога

89. Содержание законодательства и предметы СПЭ

90. Особенность экспертно-психологических понятий

91. Понятие и признаки аффекта

Благодаря синтезу психологии и юриспруденции ответвляется новая отрасль психологического знания – юридическая психология. Любая деятельность человека и его поступки связаны с психикой, они имеют психологическое основу и объяснение. Но любая деятельность человека в гражданском обществе регулируется нормами. Отсюда вытекает потребность возникновения данной дисциплины.

Юридическая психология — это отрасль общей психологии, изучающая психологические особенности деятельности, связанной с правом. Юридическая психология рассматривает поведение участников уголовных процессов, психические закономерности и причины формирования личности преступника, изучает особенности преступного поведения.

Объект юридической психологии – отдельные типажи людей как субъекты правовой активности.

Предметом юридической психологии выступают закономерности и особенности психической деятельности человека, участвующего в правовых отношениях. Право ищет в человеке правонарушителя, а юридическая психология наоборот: старается найти в преступнике человека, личность, объяснить его деятельность. Данная наука не является неизменной. Изменение социальных условий жизни, развитие науки, изменение моральных ценностей будут влиять на юридическую психологию. Эта отрасль психологии исследует скорее нетипичные для социальных норм поведения психологические явления, дабы понять причины их возникновения. Почему в человеке рождается преступник? Как избежать антиобщественного поведения? На эти и многие другие вопросы ответит юридическая психология.

Выделяются три направления исследований в данной науке: психология преступника и преступного поведения; психология перевоспитания преступника; психология лиц, осуществляющих правосудие.

Юридическая психология используют свой понятийный аппарат, в котором содержаться термины, как из юриспруденции, так и из области психологии. Нормы поведения – правила, обязательные для соблюдения в обществе. Мораль – социальные нормы и ценности, актуальные для большой социальной группы. Они устанавливаются и поддерживаются силой общественного мнения. Остальные понятия отрасли психологии можно найти, набрав в любом поисковике запрос: «юридическая психология шпаргалки».

Юридическая психология осуществляет научный синтез психологических и юридических знаний, раскрывая базовые правовые категории под призмой психологии. Юристы должны понимать, что любой правонарушитель, прежде всего человек, а значит, его действиям есть психологическое объяснение.

Источник:
Психология преступника
шпаргалки по праву, экономике, истории, психологии, философии, логике, культурологии, экологии, педагогике, биологии, литературе
http://shporiforall.ru/psihologiya/yuridicheskaya-psixologiya-shpargalki.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES