Психология подсознания

Книги по астропсихологии

Автор: Авессалом Подводный

Название: Психология подсознания (Трактат 2)

Размер файла: 482 КБ

Настоящий трактат является попыткой осмысления основных понятий психологии подсознания с точки зрения индийской философии, главным образом, философии Веданты в ее современном изложении (Свами Вивекананда, Йог Рамачарака, Бхагаван Шри Раджниш). По мере возникновения текста автору стало ясно, что его усилия по отделению своих мыслей и концепций от тех, на которые он опирался (в том числе принадлежащих З. Фрейду, Э. Берну и указанным выше авторам), не приводят к желаемому результату, в связи с чем он отказался от этого, тем более, что при этом отпадала необходимость описывать как восточную философию, так и западные концепции подсознания.

Автор отдает себе отчет в ограниченности предлагаемых им моделей психики; выражения типа «в то время как на самом деле. » и т. п. следует воспринимать не в их буквальном смысле, а как фигуры речи. Что касается терминологии, то автор по мере сил старался ее уточнять по ходу изложения; однако трактат написан скорее как литературно-философский, чем научный, и исходный смысл всех терминов, в особенности психологических, таков как в литературном языке, а не в специальных монографиях.

Хотя автор внешне стоит на выраженных идеалистических позициях, по существу описываемые модели психики легко могут интерпретироваться с более или менее материалистической точки зрения. Однако автору было важно использовать именно ту терминологию, в которой этот трактат написан. Понятия, которых не удается избежать при обсуждении душевной жизни человека — это психическая энергия (основная валюта подсознания) и чакры (центры, через которые она проходит). Эти понятия в явном виде в современную западную психологию пока, к сожалению, не вошли.

Одна из причин, сильно затрудняющих изучение подсознания, заключается в том, что последнему отнюдь не безразличен этот процесс. Холодный взор аналитика замораживает все душевные движения, и психика, естественно, вырабатывает соответствующие защитные механизмы. Поэтому мы, во-первых, вместо огня души видим пепел, а во-вторых, видим далеко не все, поскольку в существенные места нас (в виде рационального сознания) никто не пустит; о них можно догадываться лишь косвенно.

Основной целью автора было разобраться в структуре подсознания и его роли в психической жизни человека. Предлагаемая концепция никак не претендует на истину; это, скорее, один из возможных взглядов на вещи, который в некоторых случаях помогает что-то понять (вернее, интерпретировать) и связать воедино.

Главные герои нашего повествования суть дух, эго и подсознание. Согласно древнему индийскому учению Веданте, у каждого человека есть индивидуальный дух (Атман), или его высшее «я», который следит за его духовным (эволюционным) продвижением и расширением его сущностного сознания (последний термин ниже будет уточняться). Конечной целью духа является такое расширение сознания, при котором человек полностью осознает свою высшую природу и отождествляется со своим высшим «я».

В психике каждого человека имеется ряд механизмов, поддерживающих его существование на текущем эволюционном уровне (в частности, как биологической единицы, члена вида и сознательного существа); применяя антропоморфный образ, мы говорим о низшем «я», или эго, осуществляющем указанные функции. Впрочем, эпитеты «высшее» и особенно «низшее» традиционны, но, видимо, неудачны; по мнению автора, правильнее было бы говорить потенциальное и актуальное (текущее) «я», соответственно; иногда далее будут использоваться именно эти термины.

Большая часть психических механизмов эго человеком не осознается и находится в подсознании в виде различных программ действий.

Человек живет в единстве ментальной (умственной), эмоциональной (душевной) и материальной жизни; мы будем говорить соответственно о мысли, чувстве и жесте. Духовная жизнь сама по себе не является, так сказать, наблюдаемой величиной. О движениях духа можно судить лишь косвенно, по определенным акцентам ментальной, эмоциональной и материальной жизни. Дух, однако, присутствует в любой нашей мысли, любом чувстве и жесте; просто он по большей части так глубоко скрыт, что ощутить его трудно. Основным признаком проявления духа служит такое качество реакции (мысли, эмоции, жеста), которое называется сущностным (экзистенциальным, глубоким, внутренне значимым), в противоположность поверхностному. Здесь следует подчеркнуть, что сущностная мысль совсем не обязательно является «умной», и наоборот; сущностная эмоция не обязательно сильна, и наоборот.

При появлении сущностной реакции имеет смысл вопрос «Каков ее духовный смысл?» Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение в судьбе человека.

Сущностное (экзистенциальное) знание — это то, о чем иногда говорят: «Я знаю это не теоретически, а на основании жизненного опыта». Последнее высказывание является, конечно, рационализацией (не слишком удачной) соответствующего мистического опыта, откровения, лишь косвенно связанного с определенными внешними событиями в жизни данного человека: другой человек, пройдя через те же обстоятельства, аналогичного сущностного знания может и не получить.

Динамика развития личности, в частности, расширение сознания, регулируется законом кармы (судьбы), задающим общее направление, в котором дух постепенно открывает себя сознанию человека (конкретные подробности в какой-то мере зависят от последнего). Закон кармы именуется также законом причин и следствий, поскольку каждое действие имеет определенный духовный смысл и определенные последствия в процессе духовной эволюции мира. Он регулирует взаимодействия разных людей, судьбы всевозможных коллективов, народов и т. д.

Основную роль в функционировании психики играет психическая энергия, которая излучается человеком и воспринимается им через центры в тонком теле, называемые чакрами. Восточная традиция представляет их в форме лотосов с различным числом лепестков, расположенных с внутренней стороны позвоночника и обращенных назад. Основных чакр насчитывается семь: муладхара — чакра жизни и смерти, находится в основании позвоночника (на уровне копчика); свадхистхана — сексуальный центр, находящийся на уровне крестца; манипура — низший волевой и эмоциональный центр, который располагается на уровне солнечного сплетения; анахата — сердечный центр, на уровне сердца; вишудха — горловой центр, на уровне шеи; аджна — «третий глаз», центр высшей воли, между бровями; сахасрара, или дыра Брамы, — центр, находящийся в макушке черепа.

Источник:
Книги по астропсихологии
custom description for seo
http://www.astro-babylon.ru/biblioteca-main/astropsikhologiya/145-psikhologiya-podsoznaniya-traktat-2.html

Ложные потребности

Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.

Удовольствие имеет единственную функцию — это индикатор качества удовлетворения потребности; и вместе с отмиранием потребности специфические для нее удовольствия кончаются без всякого вреда для человека. Привычка к удовольствиям любого типа — ложная (то есть искусственно созданная) программа, сильно искажающая ритм энергетической жизни человека.

Что касается счастья, то человек не создан для него, как птица для полета, вопреки мнению классика социалистического реализма. Счастье — категория духовная, а не эмоциональная, и поскольку эмоциональная жизнь вторична по отношению к духовной, то счастье не может быть эмоциональным состоянием или его следствием. Счастье — это тот пряник, который выдается персонально духом в том случае, когда человек идет по пути истинному, это не ментальное и не эмоциональное, но духовное состояние, когда человек сущностно, глубоко внутри, ощущает поддержку своего духа. И обрести счастье (извините за штамп, уважаемый читатель) человек может лишь на короткий промежуток времени, поскольку неутомимый дух создаст новую потребность, новое напряжение во внешнем мире, новые испытания — жизнь продолжается!

Стремление к власти. В зависимости от эволюционного уровня и среды эта потребность может принимать различные формы: домашняя тирания, политическая власть, владычество над умами, власть над природой, владение собой (в широком смысле); следует отличать стремление к получению власти от стремления к реализации власти (скажем, к свободному перемещению должностей в своей епархии по воле собственной «левой ноги»). Основой потребности во власти является желание духа явить свой волевой аспект, то есть то, что в религиозных текстах именуется всемогуществом (последний термин означает не то, что Бог все может, а то, что любая сила Ему принадлежит). Человеку действительно необходимо ощутить эту силу; вопрос о ее правильном применении — одна из центральных духовных задач человека.

Инстинкт смерти. Это очень мощная и древняя программа, цель которой — облегчить распад и умирание физического тела в конце жизни. Интересные наблюдения на эту тему имеются у В. Вересаева в » Записках врача».

Источник:
Ложные потребности
Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье. Удовольствие
https://psy.wikireading.ru/11379

Психология подсознания

— Нет, богаты мы духовно,

Итак, Здоровье — это равновесие физического и психического состояния человека. И вот уж не думаю, что эта фраза вызовет у вас хоть какие-то возражения.

А раз так, то пришло время поговорить о том, что не видно в отражении зеркала, о том, что нельзя пощупать и помассировать, о том, что нельзя взвесить или измерить портновским «метром», о том, что, тем не менее, оказывает на все эти сантиметры и килограммы огромное влияние и воздействие. Речь пойдет о нашей психике и эмоциях.

Но, согласитесь, что путь к здоровью и похудению не может лежать через отрицательные эмоции. Соответственно одной из наиглавнейших задач, я бы даже сказал сверхзадачей, является избавление от отрицательных эмоций и умение управлять своей психикой, что бы изменения рациона питания и физические нагрузки действительно приносили радость, удовольствие и удовлетворение.

Наш организм — единое целое. Наше подсознание связано с телом, а тело с подсознанием. Крепко связаны, ох как крепко. Да у нас еще «мозгов» не было, а подсознание у тела уже было, ну, или, наоборот, тело у подсознания.

Поэтому, главная задача — убедить наше подсознание в том, что бы оно, так же как и мы, захотело привести тело в порядок, захотело изменить его.

Зачем? Да все просто! Все дело в том, что наше подсознание похоже на неваляшку — помните в детстве такая игрушка была? Ее качнешь, она отклоняется и тут же стремится вернуться в исходное положение. Вот примерно так же устроено и наше подсознание — любые отклонения в ту или иную сторону, любые изменения к положительному или отрицательному, неважно, будут вызвать у нашего подсознания тревогу и опасение. Оно у нас самое «ленивое» и консервативное и считает, что лучше жить так, как есть, ничего не меняя.

А все потому, что наше подсознание есть ничто иное, как инстинкт самосохранения. А какая главная задача у инстинкта самосохранения? Правильно! Инстинкт самосохранения, как всякий приличный инстинкт, просо обязан сохранять в целостности и сохранности вверенный ему организм. Но ведь любое изменение в жизни — это угроза, угроза выживанию. Откуда подсознанию знать, что это изменение за собой несет? Что там впереди — неизвестность? Получается, что наше подсознание – это телохранитель, а объект его охраны наш организм. Ну, сами посудите, конечно же телохранителю намного спокойней, когда его «объект» сидит на одном месте и желательно в закрытом наглухо помещении. Конечное же он приложит все усилия, что бы его «объект» как можно реже выходил из дома на всякие деловые встречи и банкеты. Во тоже самое происходит и с нашим организмом.

Вот потому-то так тяжело сидеть на диетах, вот потому-то так тяжело заставить себя ходить в спортзал, вот потому-то после окончания диет все возвращается на круги своя.

И происходит это потому, что вмешивается подсознание и через ощущения начинает воздействовать на нас, на наши мысли.

Источник:
Психология подсознания
Здоровье — это равновесие физического и психического состояния человека. Наш организм — единое целое. Наше подсознание связано с телом, а тело с подсознанием. Поэтому, главная задача — убедить наше подсознание в том, что бы оно, так же как и мы, захотело привести тело в порядок, захотело изменить его.
http://www.hudeika.ru/psiho1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES