Психология подростка

Психология подростка

Подростковый возраст – критический период, который приходится преодолевать каждому человеку. Вместе с подрастающим ребенком его вынуждены проходить и родители, и школьные педагоги, и другие люди, с которыми он контактирует. Стоит отметить, что возрастные рамки подросткового периода до сих пор четко учеными не установлены. Принято считать, что это возраст от 13 до 18 лет. Каковы особенности психологии мальчиков и девочек-подростков? Существуют ли различия? Как помочь ребенку этот кризисный период преодолеть?

Возрастная психология этого периода основана на том, что подросток переживает два процесса. Первый – биологическое созревание его организма, включая половое, которое у мальчиков и у девочек протекает по-разному. Второй – процесс адаптации подростка в обществе, его обучение, социализация, воспитание. Психология поведения детей-подростков связана и с первым, и со вторым процессом. Зачастую возникают диспропорции, когда подросток выглядит взрослым, но его психическое развитие еще не соответствует внешнему виду. Отсюда и разногласия с самим собой, внутренние конфликты. Психология современного подростка связана с понятием акселерации, когда физическое возмужание значительно превосходит социальное и интеллектуальное. Родители часто сами провоцируют этот внутренний конфликт, упрекая ребенка за совершенный поступок со словами «Ты же уже взрослый!», а в другом случае требуют послушания, как от малыша.

Так уж устроена психология старших подростков, что внешность и физические данные выходят на первый план. Любой изъян, недостаток или дефект может стать причиной появления комплекса, который останется с ребенком на всю жизнь. Если дочь решила похудеть, не стоит пугать ее картинками девушек, больных анорексией. Лучше вдвоем обсудить вопрос питания и внести изменения, которые положительно скажутся и на внешности, и на здоровье девочки-подростка. Поддержку необходимо оказать и мальчику, который вынужден временно носить брекет-систему. Он должен понимать, что этот нюанс – временный, а через несколько месяцев наградой станут красивые и ровные зубы.

Уже с 12-13-летнего возраста ребенок нуждается в общении со сверстниками, а к 15 годам эта потребность возрастает в разы. Если развитие и воспитание подростков было основано на позитивных методах психологии (поощрение, свобода собственного «я», доверие, отсутствие тотального контроля), то типичного для этого возраста бунта можно избежать. Родители должны быть союзниками, а не контролирующим органом. В таком случае за советами и помощью в трудных ситуациях подросток будет обращаться к ним, а не сверстникам, которые не всегда могут дать правильный совет.

Очень важно дать подростку возможность утвердить его точку зрения. Конечно, он не всегда прав, но категоричность в этом вопросе – зло. Следует подвести ребенка к тому, что он не прав. Для начала надо выслушать его, а лишь потом аргументировано объяснить свою позицию. Кроме всего прочего, это повышает авторитет родителей в глазах взрослеющего ребенка.

В исключительных случаях все усилия родителей оказываются напрасными. Подросток не хочет их слышать и все делает наперекор. Это отражается не только на отношениях с родителями. Страдает успеваемость, окружающие.

Психология трудных подростков поддается корректировке, если доверить решение проблемы специалистам. Индивидуальные занятия с психологом, работа в группах, посещение специальных тренингов дают положительный эффект. Если при этом дома подростка всегда готовы выслушать родители, не критикуя и не обвиняя, то процесс будет проходить быстрее.

Источник:
Психология подростка
Подростковый возраст – критический период, который приходится преодолевать каждому человеку. Вместе с подрастающим ребенком его вынуждены проходить и родители, и школьные педагоги, и другие
http://my-sunshine.ru/psikhologiya-podrostka

Психология подростка

Четко подметил главное противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого В. А. Сухомлинский:

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно.

Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня.

Эту противоречивость и сложность психологии подростка взрослый должен понимать и уже на фундаменте этого понимания выстраивать с ним свои отношения.

Некоторые родители, ошибочно думая, что перегрузят своего ребенка, освобождают их от обязанностей дома, в семье. Такое поведение родителей приводит к развитию у ребенка эгоизма и потребительского отношения к окружающим людям.

В подростковом периоде возникает большой интерес к внутреннему миру личности, к его переживаниям и чувствам. Подросток ищет для себя ответ на вопрос: что значит быть взрослым человеком?

Если вы будете захваливать и превозносить ребенка, это приведет к зазнайству и излишней самоуверенности, но если вы наоборот будете критиковать и недооценивать его, то в результате подросток может замкнуться в себе, станет пассивным и неуверенным в себе, во всем нужно адекватно и объективно смотреть на вещи, находить золотую середину.

Уважайте и бережно относитесь к внутреннему миру ребёнка-подростка. Умейте слушать подростка, дайте высказаться. Согласитесь, если он прав, или поправьте в корректной форме его суждения. Главное, уважайте ребёнка и его мнение.

Помочь подростку становиться взрослым, это значит позаботиться о гармоничном развитии его личности: развивать способности, формировать его познавательные интересы, развивать физически, воспитывать его нравственные качества.

Источник:
Психология подростка
«Психология подростка». Четко подметил главное противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого В. А. Сухомлинский: …
https://svoipravila.ru/nashi-deti/podrostki/psihologiya-podrostka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES