Психология обучения

Презентация по психологии: Психология обучения

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» (Л.С. Выготский). Психология обучения

1. Психологические компоненты обучения. 2. Понятия «обучение», «научение», «учение». 3. Концепции обучения. 4. Теории обучения. 5. Обучение как педагогический процесс. План лекции

Психологические компоненты обучения предмет обучения ученик (субъект обучения) собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия) учитель (субъект обучения) знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Обучение — целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Обучение – результативный уровень научения, характеризующийся приобретением нового опыта. Научение – внутренний процесс изменения познавательных и личностных структур человека. Учение – своего рода промежуточный результат научения, означающий осознанное использование полученных знаний в конкретных поведенческих ситуациях. Обучение — деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение — форма организации процесса передачи знаний, социальная система, направленная на передачу новому поколению опыта предшествующих. Понятие «Обучение»

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов ). Системогенетический подход (В.Д. Шадриков с опорой на труды А. Леонтьева). Концепции обучения и их психологические основания

Соотношение методологических подходов и задач обучения Деятельностный Системогенетический подходы Развитие учебных Индивидуальный действий подход Организация Активные Ориентация и управление формы на личность процессом обучения обучения Формирование психических функций

Основоположник деятельностного подхода — Л.С. Выготский. Выдвинул идею о том, что развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями. Л.С. Выготский Обучение – есть, прежде всего, интериоризация внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов сформулировали категориальные рамки деятельностного подхода: единицей рассмотрения учебной деятельности в рамках деятельностного подхода является действие; основным психологическим механизмом учебной деятельности является интериоризация; оценка уровня развития, то есть эффективности процесса учения проходит на результативном уровне; формирование личности идет за счет воспитания, «социализации». Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев Деятельностный подход

Сформировался в рамках общей концепции изучения психики человека. Наиболее полно именно в рамках обучения уровневый анализ представлен в концепции В.Д. Щадрикова. В ходе учения у ученика формируется ряд иерархически связанных уровней, представляющих систему учебной деятельности: 1. личностно –мотивационный. 2. компонентно-целевой. 3. структурно-функциональный. 4. информационный. 5. психофизиологический. 6. индивидуально-психологический. Системогенетический подход

Личностно –мотивационный уровень. 1.Учеба начинается с «принятия» ее учеником. 2.Формируется мотивация на учебу (познавательный интерес, потребность в самостоятельном добывании знаний). 3.Определяется отношение ученика к предмету, учителю, способу преподавания. 4.Развертывается познавательная и другие потребности, притязания, ценности, социальные связи. Уровни системогенетического подхода

2. Компонентно-целевой уровень. 1.Учащийся осваивает действия, с помощью которых можно усвоить предлагаемую учебную информацию или применить ее на практике. 2.Каждое учебное действие имеет цель и значение. Эти составляющие действия приняты учеником настолько, насколько они могут быть согласованы с его субъективными способностями и возможностями.

3. Структурно-функциональный уровень 1.Осваиваемые знания, навыки, учебные действия имеют эффективность только в том случае, если они встроены в единую систему учебной деятельности. 2. Между знаниями, навыками и учебными действиями должны сформироваться определенные связи, обеспечивающие динамический характер учебной деятельности.

4. Информационный уровень. 1.Осуществляя учебную деятельность, ученик постоянно «вращается» в информационном поле. 2.Ученик усваивает не всю информацию, а только «необходимую и достаточную» для решения стоящих перед ним задач. 3.Формируется ориентировочная основа учебной деятельности, которая может обеспечивать определенный уровень ее успешности.

5. Психофизиологический уровень. Уровень физиологических и психофизиологических систем и активационных механизмов, обеспечивающих энергетику деятельности учения.

6. Индивидуально-психологический уровень. Каждый ученик осуществляет учебную деятельность индивидуализировано, по-своему. При осуществлении учебной деятельности задействовано разное сочетание способностей и уровней их развития. В каждой учебной ситуации активизированы различные психические функции (например, одно и то же учебное задание один человек выполнит на уровне заучивания, другой – на уровне формально-логического понимания, третий – на уровне творческого решения).

раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; наличие определенного уровня одаренности у каждого ребенка; индивидуально-личностный подход к ребенку. Основные положения системогенетического подхода, внесенные в психологию обучения

Назначение системогенетического подхода: обеспечивает научную методологическую базу для решения практических задач оптимизации учебной деятельности; решение реальных практических задач осуществляется через психологически ориентированные методические модели и технологии, внедряемые в практику образования.

1. Группа «формирующих» теорий, куда входит все многообразие научно-практических разработок (концепций, моделей), в основе которых лежит управление процессом обучения, формирование учебной деятельности и умственных детей. Пример подобной теории – теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где развитие интеллекта связано с целенаправленной системой действий и операций. Концепция П.Я. Гальперина призвана обеспечить управление процессом обучения. Группы теорий, выделенные по основному психологическому содержанию

2. 2. Группа «интеллектуальных» теорий 2. Группа «развивающих» теорий Объединяет в себе концепции, технологии, модели, основой которых является формирование интеллектуального опыта ребенка, развитие его мышления. Ярким примером является теория развивающего обучения В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов

Основные положения теории развивающего обучения 1.Освоение учебного предмета спиралевидно идет от абстрактно-общего центра к частным периферийным представлениям. 2.Ребенок находит общую генетическую основу для всех частных явлений жизни. 3.Выполняет обобщение, которое направлено на решение особых «учебных задач», суть которых состоит в овладении обобщенными способами действий, ориентированных на общие отношения осваиваемой предметной области. 4.У ребенка активизируется и формируется познавательная потребность и соответствующая учебная мотивация. 5.Ребенок ведет себя как активный субъект познания, реализуясь как уникальная личность.

3. Группа «личностных» теорий. Современная практика обучения требует ставить в центр деятельности личность ученика. На это направлена группа теорий, ядром которых Является общее развитие личности детей. Это направление носит название гуманистического. Примером служит модель организации учебно- воспитательного процесса, предложенная Ш.А. Амонашвили. Сочетание учебного опыта ребенка с формированием его нравственных установок является результатом совместной деятельности педагога и ученика. Каждая нравственная ситуация, возникающая в группе детей, анализируется и «проживается» в школе Ш.А. Амонашвили всем классом вместе с учителем. Одна из целей учебной деятельности – духовная общность между учителем и его учениками, перестройка внутренних установок ребенка на процесс самопознания и саморазвития.

Попытка радикально решить основные проблемы традиционного школьного обучения: отсутствие индивидуального подхода к ученику, неадекватность в оценке познавательных возможностей ученика, пассивность и низкую самостоятельность детей на уроке, использование нерациональных методов обучения. Основное внимание в КСО акцентируется на понятиях «коллектив» и «коллективное обучение». Каждый ученик класса в течении занятий выполняет функции и ученика, и учителя. Структурной единицей такой формы организации является общение учащихся в парах смешанного состава, которые меняются при смене видов учебной деятельности. Ближайшая цель каждого ученика – научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. Основная задача педагога – организация и руководство процессом КСО. 4. Теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко.

5. Группа альтернативных теорий. Специфика организации обучения строится на уникальном авторитете личности конкретного педагога. В основе подхода – переструктурирование системы задач школьного обучения с познавательных и информационных на духовные и личностно формирующие. Примером служит концепция вальдорфской школы Р. Штайнера. Вальдорфская школа относится к альтернативным технологиям обучения, основная задача которых заключается в предоставлении ребенку условий для самовоспитания и самообучения. В основе концепции – идея духовного формирования и нравственного развития ребенка как основная задача системы обучения.

6. Группа свободных моделей обучения. В эту группу выделены теории развития одаренных детей, где особое внимание направлено на свободное индивидуальное развитие творческого потенциала ребенка, формирование самоактуализирующейся личности. Примером служит теория «свободного класса». Концепция теории «свободного класса» разработана в 70-х г.г. ХХ в. в университете штата Иллинойс (США). В основе модели – система свободно организуемых занятий, где ребенок получает возможность осуществлять свободный индивидуальный поиск знаний в выбранном направлении. Основная роль учителя – внимательно наблюдать за детьми, оказывая при необходимости индивидуальную помощь, поощрять их творческую деятельность во всех сферах жизни. Учитель выполняет и функцию контроля, важнейшая из которых – помочь ребенку освоить навыки социального взаимодействия, особенно — коммуникативные.

познавательные процессы (восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение информации); мотивация учения (проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамики эмоционального настроя); напряжение (подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления). Психологический компонент: подструктуры

Для его реализации цель разбивается на ряд профессионально-педагогических задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся: постановка целей учебной работы; формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом; придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера; регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; оценивание результатов деятельности учащихся. Методический компонент

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций из одного состояния направленности ее организации и протекания в другое, соответствующее поставленной обучающей цели. Управленческий компонент

Источник:
Презентация по психологии: Психология обучения
Скачать: Презентация по психологии: "Психология обучения"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-psihologii-psihologiya-obucheniya-628622.html

Психология Обучения

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Психология Обучения» в других словарях:

психология обучения — раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности познавательной. В ее основе лежит идея, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен проводиться с ориентировкой на тот уровень, который ими достижим в… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Раздел педагогической психологии, изучающий психологическую деятельность в условиях обучения. Процесс учения в зависимости от содержания изучаемой дисциплины составляет основной предмет П. о. Подразделяется на общую и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология учения — (синоним: психология обучения) один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология специальная — отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии… … Большая психологическая энциклопедия

психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

психология консультативная — раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные… … Большая психологическая энциклопедия

Источник:
Психология Обучения
Психологический словарь . 2000 . Смотреть что такое «Психология Обучения» в других словарях: психология обучения — раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности
https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1488

Психология обучения

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Прием «Капсула времени» как элемент учебной мотивации

«Капсула времени» – это прием, который можно применить как в процессе основной учебной деятельности, так и во время внеклассных занятий. Такой способ мотивации вовлекает учащихся в процесс достижения учебных целей и предоставляет возможность оценивать свои достижения.

Time Case is a teaching tool used during everyday school lessons as well as at the other studying activities. This way of motivation gives students the opportunity to reach the studying goals and control their achievements.

ключевые слова: капсула времени, мотивация, достижения, учебные цели, рефлексия

Современная педагогика уделяет немало внимания процессу формирования в школе на уровне взаимоотношений «учитель — ученик» такого эмоционального поля взаимоотношений, которое обеспечивает любовь и уважение к личности каждого ребенка, а также дает возможность для полного раскрытия личности ребенка, проявления и развития его индивидуальности [Коджаспирова, 2005: 243].

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

После ознакомления с основными способами запоминания иностранных слов, проанализировав, какие каналы восприятия больше работают в том или ином методе, я соотнесла методы запоминания с типами личности и дала советы, как легче учить слова.

ключевые слова: повышение успеваемости, словарный запас, визуалы, аудиалы, кинестетики

город: Новочебоксарск, Чувашская республика

Я работаю в школе с углублённым изучением иностранных языков, где дети учат английский язык со второго класса. Однако успеваемость в нашей школе невысокая. Я решила посмотреть, почему так происходит, изучив успеваемость одной из групп 7 класса, где я преподаю. Из 14 человек группы только двое имеют «пять». Четыре человека имеют «три». Что детям дается труднее всего, и как добиться успеха? В ходе обсуждения выяснилось, что труднее всего пополнять и расширять словарный запас для выражения своих мыслей. Как же научить быстро и, главное, эффективно запоминать новые слова на английском?

Проблема детской гиперактивности актуальна для современной школы, но, к сожалению, не все педагоги обладают знаниями, чтобы понять, что перед ними не вредный и испорченный ребенок, а несчастный человечек, страдающий от непонимания окружающих. Надеемся, тема, предложенная автором статьи, не только заинтересует наших коллег, но и поможет в работе.

ключевые слова: гиперактивность детская, импульсивность, дефицит внимания,

минимальные мозговые дисфункции, неадекватность поведения

Часть 1. Я не вредный и не плохой!

Каждый взрослый неоднократно встречался в своей жизни с ребенком, отличающимся высокой двигательной активностью. Обычно их называют «живчиками», «шустриками», «моторчиками», они обладают чрезвычайно высоким уровнем энергии.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Психология обучения — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. Психология обучения направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих учащихся), обеспечивающая усвоение этих знаний.

ключевые слова: психология обучения, иностранный язык, мотивы, восприятие, понимание, заучивание

город: Арск, Респу?блика Татарста?н

За последние годы появилось много новых методик обучения и предложений по оптимизации процесса обучения.

При изучении иностранного языка, как и при изучении любого другого предмета, должно быть понимание, которое обеспечивается в первую очередь через осознанное использование лексических единиц. При заучивании слов эффективно нахождение сходств и различий между словами в иностранном и родном языках.

Обучение языку — это обучение речевой деятельности. В речевой деятельности выделяют следующие этапы:

  • мотивационно-побудительный (желание что-то сказать);
  • аналитико-синтетический (выбор языковых средств);
  • исполнительный (проговаривание).

Исследования показали, что мотивация достижения успеха — это социальный, то есть приобретённый мотив, который проявляется как следствие определённого уровня развития человека. На его формирование влияет мотивационная среда. Каковы же условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придёт к заранее намеченным результатам?

ключевые слова: атмосфера эмоционального комфорта, эмоции в учении, мотивационная среда, самооценка, стимуляция положительной мотивации

город: пгт. Краснобродский, Кемеровская обл.

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Различают разные виды эмоций в учении:

  • положительные (радость, удовлетворение, уверенность и т.д.);
  • отрицательные (страх, обида, досада, скука, беспокойство и т. д.).

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом — всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Ученик живёт при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Психологи связывают формирование положительной мотивации учения с формированием личной заинтересованности обучаемых в достижении поставленных перед ними целей. Это связано с тем, что А.Н. Леонтьев называет «личностным смыслом».

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ — КЛЮЧ К УСВОЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В предыдущей публикации Ольги Валентиновны Самаровой упоминался процесс группового взаимодействия, но подробно не рассматривался. В данной же статье раскрываются возможности и способы организации группового взаимодействия в разных условиях школьного обучения с тем, чтобы использовать его как активный и плодотворный инструмент обучения иноязычному общению.

ключевые слова: групповое обучение, метод активизации, работа в парах, работа в мини-группах, работа в двух командах, работа «всех со всеми», хоровое проговаривание

Групповое взаимодействие — это один из основных принципов Метода активизации возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской [1] . Опыт преподавания иностранных языков посредством Метода активизации (МА) позволяет утверждать, что именно этот принцип превращает любую группу в сплоченный коллектив, дает учащимся возможность обрести адекватную языковую самооценку и развивает у них желание и способность общаться на изучаемом языке. МА использовался в учебных группах учеников разного возраста, способностей, уровня владения языком и при разной степени интенсивности обучения с отчетливо положительным результатом. Однако для получения такого результата групповое взаимодействие должно быть грамотно организовано учителем исходя из возраста, уровня подготовки, количества учеников, а также общих и ситуативных задач обучения.

Прежде всего отметим, что групповое взаимодействие превращает обучение в истинно групповой процесс, когда весь класс постоянно вовлечен в учебную деятельность через контакт с другими учащимися. Обучение становится многовекторным, а не одновекторным, что, как правило, имеет место в традиционном варианте. Обычно только учитель и используемые им учебные материалы являются источником новой информации, подлежащей усвоению отдельным конкретным учеником. Каждый ученик выполняет соответствующие задания, предъявляет их учителю и в зависимости от уровня исполнения получает свою оценку. Если нужно показать диалог, то он чаще всего бывает предварительно выученным и воспроизводится наизусть.

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.

Часто считается, что процесс школьного обучения — это череда искусственно созданных учителем задач той или иной степени сложности, препятствий, которые хороший ученик должен успешно преодолевать. Но можно действовать и другим способом — облегчая, а не усложняя учебные процессы, и такой подход особенно эффективно действует при обучении иноязычному общению.

ключевые слова: фасилитация, атмосфера занятия,

рефлексия, синтез и анализ,

мотивация, охота за ошибками

Фасилитация — это создание и поддерживание условий, которые не выдвигают препятствий для достижения поставленной цели, но облегчают его. Вспомним, что при обучении иностранному языку в традициях национальной педагогической культуры, к сожалению, приняты «охота» за ошибками, изолированная отработка языковых явлений, исходное аналитическое изучение правил чтения и грамматики, а затем их применение в речи и многое другое, что приходится преодолевать и «отодвигать» при естественном общении. Для того чтобы не создавать подобных трудностей или создавать их в меньшей степени, я хочу познакомить учителей с некоторыми психологическими особенностями метода активизации возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской (далее — МА), применение которых в школе может помочь зарождению и развитию истинного общения.

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ: АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ»>ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Английский язык в наши дни можно услышать повсюду, он является языком меж-культурного общения, международных средств массовой информации, языком кино, телевидения, поп-музыки и компьютерного мира. Причин такой универсальности много.

ключевые слова: устойчивая мотивация, культурные традиции, финансовое благополучие, англицизмы, знание английского языка, профессиональные планы, уверенность в будущем

Английский язык в наши дни можно услышать повсюду, он является языком межкультурного общения, международных средств массовой информации, языком кино, телевидения, поп-музыки и компьютерного мира. Причин такой универсальности много.

Английский язык является одним из простейших и естественных языков в мире [1] . Прежде всего, в английском языке используются все 26 основных букв латинского алфавита, наиболее простого и короткого. Система спряжения глаголов очень простая для освоения.

Безусловно, английский язык как конструкция отличается от других языков. Например, по сравнению с английским [2] :

японский язык имеет только правильные глаголы, но сложное иероглифическое письмо;

  • китайский язык — нет спряжений или склонений, однако есть сложная система письма и тоны;
  • немецкий язык — в нем гораздо больше флексий, чем в английском;
  • романские языки (французский, испанский, португальский) — в них мало флексий, но достаточно сложное спряжение глаголов;
  • русский язык — сложная система спряжения глаголов и склонений имен существительных.

И тем не менее, имея сравнительно простую конструкцию, английский язык вызывает затруднения в изучении школьниками. И это притом, что потребность во владении английским языков в современном мире компьютерных технологий и глобализации очевидна.

ДЕВЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 5.

Для того чтобы учащиеся эффективно овладевали иноязычной коммуникативной компетенцией, недостаточно лишь академической и методической подготовки учителей — требуется и психологическая база. Понимание реальных процессов, происходящих в головах учащихся, во внутригрупповых отношениях и в отношениях между ними и учителем — один из основополагающих факторов управления обучением. Этой публикацией мы открываем цикл статей Ольги Валентиновны Самаровой о психологических аспектах урока иностранного языка в школе.

ключевые слова: значимое учение, психологическая компетентность учителя, способы обучения, аудиалы/визуалы/ кинестетики, психотерапевтическая атмосфера урока, эффект профессионального выгорания

Известный бразильский психотерапевт и педагог Аугусто Кюри в своей книге «Тренировка эмоций» писал: «Учителя — это поэты жизни. Надежда мира опирается на плечи образования… Однако в наше время самая благородная из профессий стала фабрикой стресса» [1]

Оглядываясь на положение дел в нашей сегодняшней школе, с автором не поспоришь.

Источник:
Психология обучения
«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» Прием «Капсула времени» как элемент учебной мотивации «Капсула времени» – это прием, который можно применить как
http://iyazyki.prosv.ru/category/%d0%9f%d0%a1%d0%98%d0%a5%d0%9e%d0%9b%d0%9e%d0%93%d0%98%d0%af-%d0%9e%d0%91%d0%a3%d0%a7%d0%95%d0%9d%d0%98%d0%af/

Раздел 2 Педагогическая психология

1. Понятие научения, обучения, учения

2. Уровни и типы научения

3. Психологические основы образовательных технологий

4. Общая характеристика учебной деятельности и ее структуры

5. Типы и виды обучения

6 факторов эффективности обучения

7 способов активизации учебной деятельности школьников

Учение, обучение, научение, образование, самообразование, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение, опе-рантне научения, викарное научения, формирования знаний и понятий, приемы умственной действовали льность.

1. Амонашвили. ША. Воспитательная и. Образовательная функция оценки учения школьников -. М:. Педагогика, 1984 — 297 с

2. Брушлинский. АВ. Психология мышления и. Проблемное обучение -. М:. Знание, 1995 -. С 34-44

3. Давыдов. ВВ. Проблемы развивающего обучения -. М:. Педагогика, 1986 -. С 38-78; 132-145

4. Ильясов. ИИ. Структура процесса учения -. М, 1986-С 10-74

5. Маркова. АК и др. Формирование мотивации учения -. М, 1990 — 192 с

6. Матюшкин. АМ. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / /. Вопросы психологии -1982 — № 4 -. С 5-17

7. Обухова. ЛФ. Концепция. Жана. Пиаже: за и против -. М, 1981 -. С 53-56

8. Талызина. НФ. Управление процессом усвоения знаний -. М, 1984 -. С 42-55

9. Талызина. НФ. Формирование познавательной деятельности младших школьников:. Книга для учителя -. М, 1988 — 175 с

10. Эльконин. ДБ. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьному воздасте / /. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии -. М, 1981-С 85-90

11. Фридман. ПМ,. Волков. КН. Психологическая наука — учителю -. М, 1985 -. С 95-141

Одна из основных задач современной школы — сделать учебный процесс не только процессом усвоения знаний, овладение умениями и навыками, но и процессом развития мыслительных процессов и воспитания лично ости каждого ученика, становление его творческой активности. В свете этих задач перед педагогической психологией встают такие насущные проблемы:

повышения качества обучения; критерии и показатели умственного развития ребенка каждого возрастного периода, содержание, методы обучения, контроль и оценка, развитие творческого мышления, формирование умения учиться т тощ.

Определимся с основными понятиями, которые будут анализироваться в этом разделе

. Научение — процесс и результат получения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологи в работах американского психолога. ЕЛТорн-Дайка и других. Путем научения может приобретаться любой опыт в л человека и новые формы поведения у животных. Бихевиористы считают, что существует единый механизм научения у человека и животныхарини.

Отечественными психологами научения у животных трактуется как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям. Научение у человека рассматривается как познавательный п процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Это устойчивая деятельность, не возникает непосредственно врожденных физиологических реакций организмму.

. Обучение — целенаправленно организовано научение. Это процесс взаимодействия между тем, кто учит и обучаемым, в результате которого появляются знания, умения, навыки, осуществляется психическое и личностное разви иток учащихся; целенаправленная передача подрастающему поколению интеллектуального и профессионального опытау.

. Учение — целенаправленное усвоение социального опыта, это деятельность личности, цель которой научение, деятельность активная, гностическая. Она является внешней (предметной, перцептивной, символической) и внутренней (ро озумовою, мнемической, перцептивной). Есть первичное учения (через пробы и ошибки) и вторичное, которое носит собственное интеллектуальное характеер.

Научение происходит на разных уровнях. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и осо облил человекни.

1-ый уровень — научение на уровне реактивной поведения (Реактивная поведение — реакция организма на тот или иной раздражитель). Типы научение на этом уровне:

1. Привыкание — процесс, в результате которого организм меняется на уровне рецепторов, научается игнорировать повторный или постоянный раздражитель

2. Сенсибилизация — процесс, противоположный привыканию. Повышение чувствительности нервной системы к раздражителям. В результате раздражитель начинает провоцировать определенное поведение

3 импринтинга — наследственно запрограммирована формирования привязанности новорожденного животного к первому объекту, который движется

4. Условные рефлексы, возникающие в результате формирования связи между специфическим стимулом, который вызывает тот или иной врожденный рефлекс, и каким-то индифферентным стимулом. Из-за индифферентный раздражающих ник сам по себе начинает вызывать этот рефлеккс.

второй уровень — научение на уровне оперантного поведения (оперантного поведения — это действия, для выработки которых необходимо, чтобы организм активно»экспериментировал»с окружающей средой и таким образом устанавливал связи и между различными ситуациями). Выработка определенных форм поведения осуществляется в результате закрепления тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказа от действий, которые приводят к нежелательным последствиямх наслідків.

. Типы научение на этом уровне:

1. Метод проб и ошибок — индивид, встречаясь с препятствиями, отказывается от неэффективных действий, находит верное решение

2. Формирование реакций — поведение формируется в результате действия подкрепляющих фактора

3. Научение методом наблюдения:

а) подражание — это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение;

б) викарное на учение — усвоение формы поведения другого лица, включая понимание последствий этого поведения

третий уровень — когнитивное научение. Оценка ситуации осуществляется с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий

1. Латентное на учение (Все сигналы действительности обрабатываются мозгом. Мозг создает когнитивные карты, с помощью которых организм определяет наиболее адекватные реакции)

2. Научение сложным психомоторным навыкам (Выработка когнитивных стратегий, направленных на выработку строгих последовательных движений и на их программирование, в зависимости от желаемого результата; улучшения координации и интеграция различных элементов на авичкы, высокий уровень умения, навыков становится автоматическим.

3. Научение путем инсайта (Принятие спонтанного решения. Определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации)

4 . Научение путем размышлений. Рассматриваются данные, между ними устанавливаются связи, строятся гипотезы:

перцептивное научение как долгосрочная изменение восприятия какого-либо объекта или события в результате предварительного восприятия этого же объекта, путем выдвижения гипотез;

концептуальное на учения как на учение, в котором участвуют два процесса: абстрагирования и обобщения

Научение у человека начинается с момента его рождения и является складнм и многоступенчатым процессом, происходящим на разных уровнях

Остановимся на анализе психологических теорий развивающего обучения

1 первого из них была разработана психологическая теория общего развития школьника в начальном обучении

. ЛВЗанкова. Он разработал принципы обучения, которые обеспечивали бы общее развитие школьников: развитие наблюдательности, мышления, практических действий, умений создавать некоторые материальные объекты (тогда как принципы дидак ктикы направленные на успешный результат обучения в усвоении учащимися знаний, умений и навыков.

. Принципы обучения на основе теории. ЛВЗанкова:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении

2. Принцип осознания учащимися всех звеньев процесса учения

3. Принцип обучения на высоком уровне трудности

4. Принцип обучения быстрым темпом

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Развитие индивидуальности каждого ученика в соответствии с его возможностями

2. Теория учебной деятельности (ВВДавидов,. ДБЕльконин) возникла на основе теории ведущей деятельности. ОМЛеонтьева

ДБЕльконин считает, что учебная деятельность — особый вид деятельности ученика, сознательно направлен им на осуществление целей обучения и воспитания, который принимается учеником как своя цель мотивы учебной деятельности те может быть только учебно-познавательный мотив. Целенаправленная учебная деятельность ориентирована не на получение материальных или иных результатов, а непосредственно на изменение самого ученика, на его развитоиток.

. Принципы развивающего обучения, выдвинутые. ВВДавидовим и. ДБЕлькониним:

1. Научные понятия, которые создают общий принцип решения задач, является главным содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы

2. Усвоение научных понятий имеет такую ??динамику: анализ условий их формирования, выяснение общего принципа, применение его к конкретным случаям

3. Принцип содержательного обобщения: знание общего предшествующих знанием конкретного характера, получение знаний осуществляется путем восхождения от общего к частному

4. Научно-теоретический характер учебной деятельности. Основным содержанием обучения должны быть научные, а не эмпирические знания. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение д дидій.

5. Усвоение школьниками научных понятий в процессе учебной деятельности

. В рамках теории развивающего обучения. ДНБогоявленсь-кий,. НОМенчинська и другие исследовали проблему формирования приемов усвоения знаний и учебной работы считают, что усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действует с учебным материалом, усваивает эти знания на практике. Усвоение материала связано с применением знаний в процессе применения с знаний не только раскрываются новые существенные стороны явлений, но и производятся приемы мыслительной работы, создаются умение мыслить. Нужно оценивать результаты обучения не только за знаниями, но и за развитием мыслительных процессов и качеством мыс-лительного деятельности учащиесячнів.

3. Теория поэтапного формирования умственных действий которая возникла и развивалась на базе общепсихологической теории деятельности (НФТализина,. ПЯГальперин)

ПЯГальперин установил, что переход внешней, практического действия во внутреннюю, умственную действие является сложным многоэтапным процессом. Выделяются следующие этапы:

1-ый этап — предварительное ознакомление с целью действия, создания мотивации у школьников

2-ой этап — создание схемы. ООД (ориентационная основа деятельности — система ориентиров и указаний, пользуясь которыми человек выполняет определенное действие)

3-й этап — выполнение действия в материальном и материализованном виде как внешняя практическое действие с реальными предметами или с помощью определенных моделей: схем, чертежей

четвёртая этап — формирование действий на уровне громкой речи или в письменном виде без опоры на материальные средства

пятый этап — формирование действий на уровне речи о себе. Действие начинает автоматизироваться

шестой этап — выполнение действий в умственной деятельности

Эту теорию называют теорией управления. Согласно ей, процесс обучения — это процесс управления, в котором ученик является объектом управления. Управление осуществляется путем программирования внешней деятельности учащихся, через обеспечение мотивации т и попорцийного обратной связиу.

а) ученик рассматривается как объект управления;

б) теория единая для всех учеников и не учитывает возрастных особенностей

4. Гуманистическая психология. Подход к проблеме обучения. К. Роджерса

КРоджерс утверждает, что процесс преподавания является менее ценным, чем учения. Человек должен быть самим собой, чувствовать не чувство неполноценности, а чувство адекватности. Задача учителя — помочь учащимся достиг хранить полного самоосуществления. Ученик должен быть субъектом деятельности. Автор выделяет следующие практические методики, которые способны облегчить процесс обученияання:

1. Предоставить школьникам свободу выбора учебной деятельности

2 совместно принятия учителем и учеником решение, связанное с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретных учебных задач

3. Альтернатива механическом заучиванию — метод обучения путем открытия, целью которого является развитие способности к учению

4. Личностная значимость классной работы учащихся может быть достигнута путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций

5 широких применение в школе различных форм группового тренинга, целью которого является помощь ученикам в анализе своего эмоционального жизни и техники межличностного общения

6. Использование программированного обучения

ДБЕльконин указывает на социальный характер учебной деятельности:

— по содержанию она направлена ??на усвоение полученных человечеством достижений культуры и науки;

— по сути — общественно значимая и социально оцениваемая;

— по форме — отвечает общественно выработанным нормам общения и осуществляется в специальных общественных учреждениях

Есть такие специфические особенности учебной деятельности:

1) направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) содействие усвоению общих способов действий и научных понятий, предшествующего решению задач;

3) предопределения изменения психических свойств и поведения человека

. Процесс формирования учебной деятельности проходит три стадии:

1. Усвоение отдельных учебных действий. Учебная деятельность возможна лишь при взаимодействии с учителем

2 учебных действия объединяются в целостные акты деятельности, подчинены достижению более отдаленной цели; познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующих мо отиву; формируется действие контроля и оценкии.

3. Объединение отдельных актов учебной деятельности в целостные системы; познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начинает выполнять функцию побудительного мотива деятельно ості.

Управляемая обучением учебная деятельность имеет сложную психологическую структуру. ГС. Костюк считает, что она включает цель (задача), объекты (данные практически, наглядно или вербально), мотивы, способы действий, вспом помощью которых превращаются объекты, и их результаты (а это прогрессивные психические изменения в учащихся как субъектов этой деятельности). Учебная деятельность также включает общения учеников с учителем и между собой ставит свои требования к внимательности, сознательной волевой регуляции действий, настойчивости в преодолении трудностей. Итак, можно выделить следующиетакі компоненты учебной деятельности:

Значительный вклад в исследование проблемы мотивации учебной деятельности сделала. ЛИБожович, которая выделила два основных вида мотивов. К первому виду были отнесены познавательные мотивы — это познавательные интересы и детей; мотивы, связанные с потребностями школьников в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками; ко второму — мотивы, эт ^ связаны с потребностями ребенка в общении с др. ими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (они получили название широких социальных мотивов). Итак, оба вида мотивов — познавательных ные и широкие социальные — органически взаимосвязаны в системе побуждений школьников к учебной деятельностиості.

В дальнейших исследованиях проблемы мотивации учебной деятельности дается более развернутая характеристика социальных и познавательных мотивов. Так,. АКМаркова среди познавательных мотивов выделяет широкие учебные и (направленные на усвоение новых знаний), учебно-познавательные (направлены на овладение способами получения знаний), а также мотивы самообразования (направленные на совершенствование способов приобретения знаний). Среди социальных мотивов различают следующие: широкие социальные (стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу); позиционные (стремление занять определенное место во взаимоотношениях с окружающими и получить их одобрит ния) мотивы сотрудничества с другими людьми во время ученияіння.

2 программируемой-целевая составляющая (цели, задачи). Существенной характеристикой учебных задач является овладение обобщенным способом решения определенного класса конкретных задач. Учебные задачи-обучение навыкам выполнения определенного действия (правильно писа ать, ориентироваться по карте) требуют умения отличать правильное выполнение действия от неправильного) и определять и объяснять, обосновывать существенные признаки правильного выполнения диій.

3 . Действенно-операционная составляющая (учебные действия, операции, приемы). Учебные действия — активность личности, направленная на решение учебных задач

Формы действий материальные — реальное преобразование объекта для установления его свойств, языковые — сообщение чего-то другим или себе, перцептивные — идеальное преобразование реальных или знаково-символической них объектов в плане восприятия, умственные действия во внутреннем плане без опоры на внешние средства (обобщение, конкретизация.

Виды учебных действий ориентировочные (наметить цели и т.п.); исполнительные; оценочные (найти ошибки, сверить с образцом, оценить результаты). Они осуществляются на разных этапах усвоения знаний

Уровни выполнения действий: репродуктивный (прочитать, переписать), производительный (создать что-то новое)

. Операция — это способ осуществления действий. Операции зависят от функций: пассивного восприятия (подражание, повторение, тренировка), активного поиска (выбор вопросов, экспериментирования, творческая деятельность)

. Приемы — это совокупность операций, состоящих из действий, объединенных в систему. Выделяют три типа приемов: входящие в содержание (правила правописания), в организацию самого процесса (планирование); непосредственно в умственную активность (запоминание).

ГСКостюк отмечает, что действия и операции в учении выступают не только как средство приобретения знаний, но и как его цель. Цели учения, в единстве с содержанием, становятся не только задачами, но и учебными задачами. Действия й и операции в учебной деятельности дифференцируются по конкретным познавательными целями, на достижение которых они направлены. Сначала действия бывают внешними, а затем становятся внутренними. При необходимости во ни вновь становятся внешнимішніми.

4. Результаты — изменение самого субъекта учебной деятельности, расширение возможностей в развитии его способностей, усвоению новых способов действий с научными понятиями

Важной составляющей процесса учения является его саморегулирования (самодиагностика, самооценки, самопрогнозування, самоконтроль, самокоррекция). Развитие самостоятельности — это переход от системы внешнего уп правления к самоуправлению. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда себя оценивает сам ученик. В процессе обучения очень важно готовность школьника ч. Ерез призму требований, предъявляемых к работе, выполненной другим, критически пересмотрит свою робототу.

Существуют различные способы организации внешней оценки (коллективная оценка, взаимная оценка одноклассников, метод взаимного рецензирования и т.д.). Такие формы должны базироваться на доверии к ученику, уважении к его в личности, вере в его силы; формировать у него заинтересованное отношение к критике, окрепнуть чувство своей значимостиі.

Ученики, осуществляющие саморегулирования, видят основной смысл учения в получении необходимых знаний и профессиональных умений. Они контролируют и оценивают свою деятельность при выполнении каждого типа задач

Критерии успешности учения не сводятся к получению оценки, хотя требования к ней высокие

Важно формировать у школьников умение учиться. В широком смысле умение учиться включает в себя: знания (что знает ученик) и как он умеет учиться сейчас (сформированность учебной деятельностью). В умение учиться у входит и то, как ученик может учиться в ближайшем будущем (научуванисть). Исследуя сфор-мированность учебной деятельности, учителю важно исследовать мотивацию школьников, виды учебных действий, результаты д ияльностсті.

ПЯГальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа обучения

Источник:
Раздел 2 Педагогическая психология
1. Понятие научения, обучения, учения 2. Уровни и типы научения 3. Психологические основы образовательных технологий 4. Общая характеристика учебной деятельности и ее структуры 5. Типы и
https://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_kutishenko_vp/pedagogichna_psihologiya-1.htm

(Visited 9 times, 1 visits today)

CATEGORIES