Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: общение, отношения, взаимоотношения, умения и навыки общения.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Общение — одна из основных социальных потребностей человека

С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже двух-трехмесячный младенец начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, начнут «общаться». Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в дальнейшем к его эмоциональной глухоте, черствости, закреплению установки на исходное недоверие к миру.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста он ни был. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считается одиночное заключение.

Так что же такое общение, отношения, взаимоотношения? Эти понятия кажутся настолько простыми и настолько общими, что их трудно определить, хотя всем они интуитивно понятны.

Учитель может спросить учащихся, как они сами понимают, что такое общение. После ответов учащихся необходимо показать, что у большинства понятие «общение» ассоциируется прежде всего с «обменом информацией».

Действительно, общение (или коммуникация — в точном значении этого слова) —это сообщение, передача. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Однако правильно ли будет считать, что общение связано только с обменом информацией? Конечно, нет. Вряд ли можно представить себе такую ситуацию, в которой проявляется только интеллектуальная сторона общения, без эмоциональной, обмен только знаниями без обмена чувствами. Даже просмотр одного и того же фильма в одиночестве и вместе с друзьями, по телевизору или в полном зрительном зале кинотеатра вызывает различное к нему отношение. А как легче научиться чему-либо — одному или в обществе сверстников?

Учитель может, выяснив мнение учащихся по этому вопросу, показать большую роль общения и в этом случае. Таким образом, в результате общения происходит обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами.

Какова же конкретно роль общения в жизни людей?

Во-первых, именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы. Недаром же говорят, что легче любить все человечество, чем своего соседа по квартире.

Здесь учителю уместно предложить учащимся привести примеры влияния общения со сверстниками на развитие таких сторон личности, как настойчивость, ответственность, верность в дружбе и др.

Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявилось в компаниях, группах подростков, где велико подражание друг другу. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых компаниях «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться белой вороной. В результате обедняется и само содержание общения, и, в конечном счете, интеллект его участников.

Но, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. К. Маркс писал в «Капитале»: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе, как к человеку».

Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он научается оценивать себя, относиться к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения. Поэтому нежелание или неумение общаться могут ограничивать развитие индивидуальности.

Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь, узнавая, иногда разочаровываешься в людях».

Как мы видим, потребность в общении — это жизненно важная потребность человека, какого бы возраста он ни был. Поэтому неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать от других недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется,

В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и по возможности дать совет. Телефоны доверия появились и в нашей стране.

По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания», несомненно, полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения. Поэтому можно согласиться с автором статьи Г. Ильичевым, который пишет: «Служба» не дает готовых рецептов и волшебной палочки не имеет. Единственное, что она может — помочь разобраться тебе в происходящем, и перед тем, как звонить, ты должен сам сделать все, что в твоих силах».

Эти примеры учитель может использовать как материал для обсуждения в классе приблизительно по следующей схеме:

  1. почему могла возникнуть такая ситуация;
  2. как должен поступить абонент, если бы он «не дозвонился»;
  3. что бы ты ответил на месте психолога, работающего в «Службе доверия».

Источник:
Психология межличностных отношений
Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных
https://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/398-psixologiya-mezhlichnostnyx-otnoshenij.html

Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе

К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. «Психология»

«Высшая школа», Москва, 1977 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Социально-психологический климат (1) — это важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат (2), создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и станков), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и так называемой функциональной музыкой (3).

Общественное настроение, как и все другие общественно-психологические явления, отличаются от индивидуально-психологических тем, что в них каждая конкретная личность выступает одновременно и в качестве субъекта, отражающего другие личности, и в качестве объекта, отражаемого другими личностями. В реальной контактной группе, и тем более в коллективе, это происходит как одновременное взаимодействие, являющееся сущностью межличностных отношений, проявляющихся в общении. Анализируя взаимодействие двух личностей в любом общественно-психологическом процессе, «вырванном» из всеобщей связи явлений, можно видеть, что каждая из них причина действий другой.

Здесь речь идет о малых, реальных, контактных группах, так как помимо них существуют условные (статистические) группы.

Любая контактная группа связывает личности, входящие в нее, механизмами воли. При этом воли отдельных людей в группе «достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,— из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее» (4).

Все человеческие группы различаются по их общественному положению, величине: внешней и внутренней организации. Существенный, но не единственный компонент внутренней организации группы — ее психологический климат.

Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности. Это может быть учитель и ученик, звеньевой и член звена. Наибольшая группа — человеческое общество.

По самой человеческой природе любое скопление людей, если оно достаточно продолжительно, всегда стремится получить какую-то организацию. В одних случаях такая организация возникает без внешних стимулов, происходит внутренняя организация группы. В других — группа получает организацию и структуру извне. При этом внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структуры могут совпадать или быть более или менее согласованными.

1. Подробней о нем см.: Социально-психологическая атмосфера произведственного коллектива. Ростов-на-Дону, 1973; Вильховиченко Э. Р. Кризис современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности. М., 1971, с. 26—31; Платонов К. К. Психологический климат на производстве.— «Социалистический труд», 1976, № 11, с. 96—99.

2. См.: Устинов А. Г. Цвет в производственной среде. Методические указания М., 1967.

3. См.: Гольдварг И. А. Функциональная музыка. Пермь, 1968.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 396.

Когда внешняя и внутренняя структуры группы совпадают, то дополняют и взаимоукрепляют друг друга, как у нас в выборных организациях (партийных, комсомольских, профсоюзных группах), а также в различного типа производственных бригадах, одновременно являющихся и бригадами коммунистического труда.

Высшая форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив — это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (1).

Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существующую лишь для себя корпорацию. Следовательно, коллектив — это всегда группа людей, но не каждая группа. Каждый подлинный коллектив — часть большего, который в свою очередь часть еще большего: звено— часть учебной группы или производственной бригады, а они — часть коллектива училища или предприятия.

Коллективизм — солидарность человека с целями развития общества. Такая общественная солидарность проявляется прежде всего в труде. В ее структуру входят: трудовая и общественная активность, чувство ответственности и долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах коллектива и общества в целом.

Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него, — сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. Этот объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе, самоукрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами (вожаками) и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности. Задача воспитателей — содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него (2).

В отличие от неорганизованных групп, где существует паритетность, т. е. равные межличностные отношения членов группы без элементов руководства и подчинения, в любой организованной

1. Макаренко А. С. Соч., т. 5. М., 1958, с. 476.

2. Подробней см.: Коллектив и личность. М., 1975, с. 81—104; Методологические проблемы социальной психологии, 1975, с. 63—68.

группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.

Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет — тогда коллектив распадается на отдельные, неоформленные микрогруппы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микрогрупп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.

Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях.

1. Что принято называть социально-психологическим климатом?

2. Из каких основных явлений создается психологический климат?

3. Чем отличается общественное настроение от индивидуального?

4. В чем заключается различие между реальными и условными группами?

5. Что называется коллективом и почему он является высшей формой организации группы?

6. Что служит показателем благоприятного социально-психологического климата?

Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Пример нарушения физиологической совместимости, резко понижающей производительность труда одного человека и при этом приводящей к повышению утомления другого,— когда на распиловку дров ручной пилой в одной паре работников направляют сильного мужчину и болезненного юношу.

Однородная (по полу и возрасту) группа может резко ухудшить свой общий результат из-за различной натренированности ее членов. Различие навыков и умений совместно обучающихся или работающих, различная их выносливость, а также разные отношения к учебе или производственной работе приводят к психологической несовместимости.

Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и, мышления. Но чаще всего — от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости (1). Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат. При этом необхо-

1. Подробней об этом см.: Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966.

димо помнить, что групповая совместимость существует не только между учащимися, но и между ними и педагогом (1).

Каждый педагог системы профтехобразования должен изучать межличностные отношения учащихся в первую очередь в процессе формирования трудовых, профессиональных отношений. В то же время следует обратить внимание и на межличностные отношения, складывающиеся вне учебной и трудовой деятельности: в кружковой работе, в спорте, в быту, и организуемом неофициальными и официальными группами учащихся отдыхе. Все эти отношения создают психологический фон, который облегчает или отягощает выполнение учебных и производственных работ.

Нередко случается так, что почти вся группа дружна, деятельна и оптимистически настроена, а один ее член, только что появившись в группе или находясь в ней малозаметным, обостряет отношения с кем-либо сначала каким-нибудь одним аморальным поступком, а потом начинает грубить и вредить всему коллективу. Такой аффект неадекватности — бурное проявление несовместимости с утратой волевого контроля обычно вызревает постепенно, начиная с замкнутости, отчужденности от коллектива и безразличного, а чаще всего халатного отношения к делу, затем происходит вспышка аффекта неадекватности. Таких людей обычно называют дезорганизаторами, но эта дезорганизация начинается прежде всего с симптомов психологической несовместимости — значит, при умелом управлении учащимися, в частности их межличностными отношениями, дезорганизацию можно предотвратить.

Склочник, наушник, ябеда и подстрекатель по характеру несовместим с дружной группой. В этих условиях, под давлением общественных и административных воздействий он будет приглушать и по возможности изживать отрицательные черты характера или уйдет из группы. Но аффект неадекватности может появиться у человека, ранее не проявлявшего отрицательного отношения к группе и к тому делу, которым занимается вместе с товарищами. Почвой для возникновения такого «вывиха» являются противоречия между оценкой «свихнувшегося» человека группой, большинством ее членов и его самооценкой своих индивидуальных достоинств. Чтобы сохранить собственное отношение к себе, он идет на нарушение адекватных отношений с окружающими, чем-то принижающими его личность.

Самооценка имеет большое значение в поведении и отношении к группе и к делу. Она зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем большего хочет человек и чем меньшего достигает, тем конфликтнее его личность, тем вероятнее возникновение аффекта неадекватности и нарушения групповой совместимости. И, наоборот, чем ниже уровень личных притязаний и чем значительнее достижения, тем больше человек доволен окружающими его людьми и тем делом, которым вместе с ними занимается.

1. Об этом подробней см.: Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967; Битуев В. П. Психология взаимоотношений учителя и учащихся. Улан-Уде, 1972.

Хорошее знание преподавателем индивидуально-психологических особенностей учащихся, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями и вдумчивым использованием психологических закономерностей дадут ему возможность предупреждать появление аффектов неадекватности и последовательно улучшать групповую совместимость учащихся. При этом важно добиваться того, чтобы в учебной группе не было никчемных учащихся. Положение человека удовлетворяет его самого только при том условии, когда оценка его личности в коллективе достаточно высока. Каждый должен быть чем-то ценен и заметен в группе и к тому же иметь какие-то глубокие и устойчивые положительные интересы. Наличие таких интересов несовместимо с аффектом неадекватности.

К сожалению, нередко одной из частных причин резкого ухудшения настроения коллектива, приводящего к падению производительности его труда, становятся не только склоки, обычно идущие «снизу», но и непродуманные административные меры, исходящие от руководителей, «сверху» и не получающие поддержки в своих коллективах. Там, где игнорируется коллектив, между ним и руководителем рано или поздно возникнет разрыв.

Умение официального руководителя или неофициального лидера группы проанализировать личность каждого члена группы, равно как и структуру группы в целом, взаимоотношения составляющих ее личностей, — основа успеха их руководства коллективом и их психологической совместимости с ним.

Руководство коллективом неотрывно от формирования коллектива. Последнее же невозможно вне формирования направленности отдельных членов коллектива. В этой закономерности заключается основная сущность обеспечения групповой совместимости и управления межличностными отношениями в учебной группе.

1. От чего зависит групповая психологическая совместимость?

2. В чем могут заключаться причины аффекта неадекватности?

3. Отчего зависит самооценка личности?

4. Что служит основой руководства коллективом?

Следовательно, включение личности в группу разносторонне изменяет ее особенности, свойственные ей как индивиду, что и есть процесс ее социализации. Он может быть как стихийным, так и более или менее осознанным.

Степень социализации личности определяется степенью осознания ею себя как члена коллектива. Осознание же себя как члена коллектива включает и соответствующее отношение к себе и группе. Степень социализации личности зависит и от степени осознанности ею своей социальной роли. Под социальной ролью личности в социальной психологии принято понимать проявление динамики ее социального статуса, т. е. ее социального положения в социальной среде — в группе и в обществе.

В силу сказанного формирование личности (что является, в конечном счете, основной задачей педагогики и психологии) и формирование коллектива — это двуединый процесс. Вне коллектива воспитать личность невозможно. Однако вполне обеспечивает успешное воспитание личности не каждый коллектив, а лишь дружный и сплоченный.

Только при выполнении всех этих условий учебная группа станет коллективом, воспитывающим у каждого его члена коллективизм. Но создать такие условия деятельности учащихся нелегко — от преподавателя требуется для этого большая организаторская и педагогическая работа.

Мощный стимул любой работы — соревнование. Однако если только один учащийся соревнуется с другим, такое соревнование может способствовать развитию у них индивидуализма и эгоизма и переродиться в конкуренцию, наносящую большой вред воспитанию коллективизма. Опасность этого всегда возможна и в любой учебной группе. Поэтому очень важно организовать соревнование между группами. В каждой из соревнующихся групп целесообразно и индивидуальное соревнование, но направленное на решение задач своих коллективов. Воспитательное значение сочетания индивидуального и коллективного соревнования для развития коллективизма во многом зависит от того, как организована совместная работа учащихся.

Порядок совместной учебной работы определяется методикой проведения занятий. Однако методика может предусматривать осуществление каждым учащимся только индивидуальной работы над учебным материалом под руководством педагога. На таких занятиях нет общей заинтересованности в успеваемости всей группы, исключается, а иногда и не допускается, даже пресекается взаимопомощь учащихся, не проявляется чувство сопереживания. Поэтому такая учебная работа не может быть названа коллективной и коллективизм в ней не развивается.

Воспитание коллективизма в процессе учебных занятий возможно при одном или совокупности следующих условий: организованном соревновании данной учебной группы с какой-либо другой группой (или группами), в котором учащиеся взяли на себя конкретные обязательства достичь определенных ими показателей усвоения учебного материала темы, предмета или вида обучения;

совместном самостоятельном изучении учебного материала малыми группами, по двое-трое учащихся в каждой, посредством коллективного чтения, обсуждений, решений задач, помощи друг другу в достижении учебной цели занятия;

совместном выполнении малыми группами операционных упражнений, лабораторных и комплексных работ с применением взаимоконтроля и при взаимопомощи;

выполнении совместных производственных работ в составе звеньев и производственных бригад, имеющих единое задание, за выполнение которого дается оценка работы каждого учащегося и всей группы.

Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без таких дел и успехов в них коллектив существовать не может — он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма. Поэтому организовать коллектив и ставить перед ним важные задачи — это только начало воспитания у его членов коллективизма. Сущность же этого воспитания — в успешной совместной деятельности. Обеспечивать успех работы ученических коллективов — значит обеспечивать и воспитание у учащихся коллективизма, важнейшего качества личности советского гражданина.

1. Каковы основные пути формирования личности?

2. Почему свойства личности в коллективе приобретают своеобразные черты?

3. От чего зависит степень социализации личности?

4. Каким путем достигается сплоченность коллектива?

5. Какие условия необходимы для воспитания коллективизма?

Источник:
Психология межличностных отношений
Психологические основы обучения. Основные методы психологии. Психические процессы
http://www.detskiysad.ru/ped/ped244.html

Психология межличностных отношений

Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интере­сы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к дру­гу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип — межличностными отношениями.

Межличностные отношения — это, с одной стороны, субъек­тивно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, ока­зываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятель­ности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществ­ляют взаимное восприятие и взаимную оценку (там же, с. 206). В отличие от общественных, деловых отношений межличностные отношения иногда называют психологическими (В. Г. Крысько, 2001, с. 386) или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональ­ную содержательность.

Межличностные отношения включают в себя три элемен­та — когнитивный (гностический, информационный), аффек­тивный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регу­лятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нра­вится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

Поведенческий компонент межличностных отношений реа­лизуется в конкретных действиях. В случае если один из партне­ров нравится другому, поведение будет доброжелательным, на­правленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничест­во. Если же объект не симпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым при­надлежат общающиеся. Межличностные отношения могут фор­мироваться с позиций доминирования — равенства — подчине­ния и зависимости — независимости.

Несмотря на очевидные различия, которые существуют меж­ду общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной об­становке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быст­ро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только с решением их проблем, т. е. практической стороной дела, но и с индивиду­альными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напро­тив, — антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая позитив­ную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимо­действия, будет облегчать или затруднять его протекание.

Можно сказать, что благодаря существованию межличност­ных отношений внутри различных форм общественных отноше­ний, происходит реализация последних в деятельности конкрет­ных людей, в актах их общения и взаимодействия (Г. М. Андрее­ва, 2000). Например, изначально обезличенные общественные отношения «преподаватель—студент», дополняясь эмоциональ­ными межличностными отношениями между индивидом Петро­вым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся весьма конкретными взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых лю­дей в рамках реального учебного процесса.

Чаще всего (но не всегда!) позитивные межличностные отно­шения благоприятно влияют на общение и совместную деятель­ность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличност­ные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленно­го и эффективного использования данной закономерности нуж­но хорошо знать: как протекает процесс формирования межлич­ностных отношений и какие факторы на него влияют? Традици­онно этот процесс описывается с точки зрения динамики, механизма регулирования и условий развития межличностных отношений.

Динамика развития межличностных отношений во времен­ном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомст­во, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Про­цесс ослабления межличностных отношений имеет такую же ди­намику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого эта­па зависит от многих факторов и условий.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социо-культурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их кон­кретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

Приятельские отношения формируют готовность/неготов­ность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличност­ный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие поня­тия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуют­ся устойчивостью и определенным взаимным доверием. В мно­гочисленных популярных публикациях по оптимизации межлич­ностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

Дружеские отношения всегда имеют общее предметное со­держание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут су­ществовать и определенные разногласия. Можно выделить ути­литарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в обще­нии. Такие отношения могут развиваться как в официальной об­становке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глуби­ной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуж­дают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знако­мых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются ин­тенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчи­вость, честность и социальную доступность. Дружеские отноше­ния в этом возрасте более стабильны.

Дружеские отношения у старшего поколения большей ча­стью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

Важнейшими чертами дружеских отношений являются взаи­мопомощь, верность, психологическая близость, а также компе­тенция в общении с партнерами, забота о них и предсказуемость поведения. Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секре­ты, не защитит друга в его отсутствие, а также слишком ревниво относится к другим его взаимоотношениям (Социальная психо­логия: Учебное пособие, 2002, с. 174).

В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о ко­тором выше говорилось как о механизме межличностного познания. То есть развитие отношений — это еще одна функция эмпа-тии. По мнению отечественного психолога Н. Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого че­ловека без изменения своего собственного состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потреб­ность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая ког­нитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, кото­рая является не только мысленной (воспринимаемой и понимае­мой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и пове­денческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогаю­щим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979).

Как свидетельствуют результаты исследований, одной из ос­новных форм проявления эмпатии является симпатия. Она обу­словлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферент­ности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и осо­бенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитив­ных структурах общающихся и приводит к появлению односто­ронней или взаимной антипатии.

Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства), а на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе това­рищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой-то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить их потребности.

Проявление симпатии в поведении общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межлич­ностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает однонаправ­ленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийно-сти как свойства личности формируется эмоциональная отзыв­чивость и способность прогнозировать эмоциональное состоя­ние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в дру­гих людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формиро­вания межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не толь­ко в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается (Социальная психология: Учебное пособие, 2002, с 177).

отношения быстро развиваются в определенных местах (напри­мер, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, крат­ковременной совместной жизнедеятельностью и пространствен­ной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокуль­турной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999).

Благоприятной предпосылкой для успешного развития меж­личностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, на­циональность, свойства темперамента, состояние здоровья, про­фессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные харак­теристики.

У мужчин межличностные отношения характеризуются боль­шей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они лег­че раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межлич­ностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притя­заний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987).

С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (осо­бенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность обусловливает общительность, рамки пове­дения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строят­ся с учетом положения человека в обществе, половозрастного статуса, принадлежности к социальным группам и пр.

На формирование межличностных отношений влияют и не­которые свойства темперамента. Экспериментально установле­но, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепле­ние межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруд­нено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).

Внешние физические недостатки и хронические заболева­ния, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щи­товидной железы, различные неврозы и др., связанные с повы­шенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раска­чивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе со­вместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функцио­нальных обязанностей не только закрепляются деловые контак­ты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глу­бокий характер.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устой­чивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителя­ми разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения по­зволяет практически осваивать и применять разнообразные нор­мы общения с различными людьми и осуществлять целенаправ­ленный контроль за проявлением своих эмоций.

В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догма­тизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Тре­тья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).

В связи с анализом процесса развития межличностных отно­шений целесообразно рассмотреть еще два важных социаль­но-психологических явления: аттракцию и межличностную со­вместимость.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочета­ние психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равно­значных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показате­лями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в про­странственно-временных рамках и конкретных условиях (нор­мальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Завершая изложение данной главы, еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс ак­туализации, реализации и развития общественных и межлично­стных отношений взаимодействующих субъектов является важ­нейшим компонентом общения. При восприятии другого чело­века в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформиро­вавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависи­мости от содержания и характера этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их со­трудничество или противодействие. Но по ходу взаимодействия,

открываясь друг другу разными сторонами своих индивидуаль­ностей, эти люди вольно или невольно строят новые межлично­стные взаимоотношения — позитивные или негативные, кото­рые в свою очередь во многом определяют перспективы их даль­нейшего общения и совместной деятельности.

1. Что понимается в социальной психологии под межличностным позна­нием?

2. Назовите основные факторы, влияющие на процесс межличностного познания?

3. Что такое социально-психологическая компетентность личности?

4. Перечислите основные психологические механизмы межличностного познания.

5. Опишите действие механизма первого впечатления.

6. В чем суть эмпатии и как она проявляется?

7. Что включается в понятие паралингвистические особенности общения?

8. Что включается в понятие социальный облик объекта восприятия?

9. Какие взаимоотношения людей принято называть общественными, а какие — межличностными?

10. Что понимается под когнитивным, аффективным и поведенческим элементами (аспектами) межличностных отношений?

11. Какую роль играют межличностные отношения в совместной деятель­ности и общении людей?

12. От каких факторов зависит развитие межличностных отношений?

13. Как влияют на динамику межличностных отношений объективные ус­ловия общения партнеров (место, время, частота встреч и т. п.)?

14. Какие этапы развития межличностных отношений принято выделять в социальной психологии?

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: МГУ, 2001.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.

4. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. СПб.: Специальная литера­тура, 1999.

5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: МГУ, 1980.

6. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.

7. Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1987.

8. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-н/Д., 1981.

9. Куницина В. Н. и др. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д., 1999.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

12. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.

14. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. СПб.: Спе­циальная литература, 1990.

15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

16. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1988.

17. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М.: Эн-лик, 1998.

18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

19. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. СПб.: Специальная литера­тура, 1999.

20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журав­лев. М.: Per Se, 2002.

21. Штангль А. Язык тела. СПб.: Специальная литература, 1996.

Источник:
Психология межличностных отношений
Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интере­сы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы,
https://studfiles.net/preview/6266662/page:21/

Психология межличностных отношений

  • 1. На чем основывается мужская заинтересованность?
  • 2. Управление голосом – половина успеха
  • 3. Психология разговорного общения для сохранения .

Перейти

  • 1. Фразы для мужчин
  • 2. Варианты ответов для девушек
  • 3.

Перейти

  • 1. Признаки настоящей любви
  • 2. Как проявляют свои чувства разные знаки Зодиака
  • 3.

Перейти

  • 1. Почему изменяют жены?
  • 2. Причины сексуальной неудовлетворенности женщины
  • 3. Что сделать мужчине, чтобы предотвратить измену .

Перейти

  • 1. Почему не нужно удерживать любимого человека?
  • 2. Что значит отпустить человека?
  • 3. Как это сделать?

Перейти

  • 1. Правила эксперимента
  • 2. Список вопросов, чтобы влюбиться
  • 3. Дополнительные сведения

Перейти

  • 1. Подготовка к французскому поцелую
  • 2. Техника поцелуя по-французски
  • 3. Распространенные ошибки

Перейти

  • 1. Гороскоп сочетаемости в любовных отношениях и .
  • 2. По китайскому гороскопу
  • 3. По стихиям

Перейти

Вся информация на сайте предоставлена в ознакомительных целях.

Полное или частичное копирование информации с сайта без указания активной ссылки на него запрещено.

Источник:
Психология межличностных отношений
FeelControl.net — сайт о психологии отношений между мужчиной и женщиной: искусство соблазнения, секс и любовь, преодоление трудностей и сохранение брака
https://feelcontrol.net/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES