Психология межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое «межгрупповые отношения» в других словарях:

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — – система многообразных связей, возникающих между социальными группами, и проявляющаяся в ряде социально психологических феноменов. Наряду с такими факторами, как идеологический, экономический, политический, социальный, этнический, культурный, М … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

межгрупповые отношения (в психологии) — это система отношений между группами людей, социальными общностями (установки, традиции, стереотипы и др.), а также способы взаимодействия между ними … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Отношения межгрупповые — объективно существующая система взаимосвязей и взаимовлияний, реализуемых в пространстве межгруппового взаимодействия, с одной стороны, являющаяся отражением субъективно воспринимаемого группами своего позиционирования как в социуме в целом, так… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

отношения межгрупповые — (в психологии) совокупность социалъно психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика О. м … Большая психологическая энциклопедия

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

Отношения межгрупповые — субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. Отношения межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Отношения межгрупповые — (в социальной психологии) совокупность социально психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.… … Психологический лексикон

Межэтнические отношения — межгрупповые или межличностные отношения, определяемые принадлежностью их участников к той или иной национальности. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 08.09.2009 N 945 ПП О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ И… … Официальная терминология

Организационная психология (organizational psychology) — О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства)… … Психологическая энциклопедия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ — одно из осн. направлений философии культуры 20 в. Э.к. представлена весьма несхожими мыслителями, к рых, однако, объединяет опр. общность теор. подхода к реалиям культурно истор. процесса. Идейные корни Э.к. в философии жизни,… … Энциклопедия культурологии

Источник:
Межгрупповые отношения
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Смотреть что такое «межгрупповые отношения» в других словарях:
http://psychology.academic.ru/3694/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Психология межгрупповых отношений

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Не случайно поэтому, что ситуация резко изменилась с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений, конечно, диктуется прежде всего усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Но наряду с этим и внутренняя логика развития социально-психологического знания, уточнение предмета этой науки требуют всестороннего анализа этой сложнейшей сферы. Прямым следствием критики неопозитивистской ориентации в социальной психологии явился призыв к детальному изучению психологии межгрупповых отношений; предполагалось, что на этом пути удастся преодолеть дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыскать их подлинные детерминанты.

Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области межгрупповых отношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А.Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В.Дуаза и в концепции «социальных представлений» С.Московичи и др. (Донцов, Емельянова, 1987).

В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А.Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую – те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Что же касается несомненной заслуги Тэшфела, поднявшего на щит саму проблематику межгрупповых отношений в социальной психологии, то она должна быть оценена по достоинству. С точки зрения Тэшфела, именно область межгрупповых отношений, будучи включена в социальную психологию, обеспечит ее перестройку в действительно социальную науку. Утрата социального контекста в американской традиции рассматривается как следствие ее ориентации только на «межличностную» психологию. Принимая полностью эти аргументы, остается лишь сожалеть о том, что переоценка чисто когнитивного подхода обернулась препятствием для реализации обрисованной программы: выяснение причинно-следственных зависимостей в области межгрупповых отношений оказалось оторванным от детерминирующей их более широкой системы общественных отношений.

Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности

Чтобы стало ясным содержание этого принципа в данном контексте, необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно общего понимания проблемы межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии (Агеев, 1983).

Первое из таких замечаний касается определения предмета собственно социально-психологического исследования проблемы. Как видно из ее анализа, вопрос этот может решаться по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма – это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма – когнитивные процессы, сопровождающие взаимодействие. Однако при том и другом подходах два узла проблемы остались не вполне ясными: отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Оба этих узла возникли в связи с промежуточным положением социальной психологии между психологией и социологией.

В самом деле, если вся область больших социальных групп должна быть включена в предмет социологии, то в области межгрупповых отношений объектом социально-психологического анализа должны остаться лишь малые группы. Такой подход был долгое время достаточно типичным. Но критика переоценки малых групп в системе социально-психологическом знания привела к следующему: в ряде работ стал преобладать акцент на то, что в сфере социальной психологии необходимо рассматривать взаимоотношения именно больших групп, так как только в этом случае можно повысить социальную значимость самой дисциплины. Но подобное ограничение области межгрупповых отношений (только анализом отношений больших групп) представляется также неправомерным.

Подобно тому, как проблема группы в социальной психологии включает в себя анализ и малых, и больших групп, область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие «единицы» анализа имеются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход.

Уместно поставить вопрос о том, какова роль непосредственного межгруппового взаимодействия в формировании и функционировании таких стереотипов? Еще в 50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована «гипотеза контакта», суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (Стефаненко, 1987. С. 244). Как видно, развитие исследований в области психологии межгрупповых отношений все в большей степени требует включения в анализ факторов совместной деятельности.

Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по-новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах.

Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений

В серии экспериментов, выполненных в рамках изложенного подхода, проверялось предположение о зависимости межгруппового восприятия, в частности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельности.

Результаты этой серии экспериментов в целом подтвердили выдвинутые гипотезы: экспериментальные ситуации по сравнению с контрольной показали, что в условиях межгруппового соревнования наблюдалось: а) значительно большее количество выступлений и реплик в поддержку членов своей группы; б) значительно большее количество попыток регуляции выбора выступающих (стимулирование выступлений тех членов группы, которые увеличивают ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы); в) давление на экзаменатора (на его выбор выступающих). Кроме того, в экспериментальных ситуациях, т.е. в условиях межгруппового соревнования, гораздо чаще по сравнению с контрольной ситуацией употреблялись местоимения «мы» и «они», что само по себе является показателем идентификации с группой.

По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значимо отличались от контрольной. Особенно показательно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чужой групп: успех своей группы объясняли,как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным. В определенном смысле результаты подтвердили данные Шерифа.

Теперь нужно было ответить на вопрос о том, при всяких ли условиях межгрупповой деятельности будет избрана такая стратегия во взаимодействии. Ведь в первой серии экспериментов совместная межгрупповая деятельность была организована по принципу «игры с нулевой суммой» (одна группа полностью выигрывала, другая – полностью проигрывала); кроме того, внешние критерии оценки достижений группы носили амбивалентный характер (не были достаточно ясными для участников, поскольку каждому не сообщался балл его успешности и давалась лишь общая неаргументированная оценка деятельности группы).

При сравнении данных второй серии с данными первой серии можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппового взаимодействия, которое организовано по принципу «игры с нулевой суммой» (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной межгрупповой деятельности. Средством такой компенсации являются более общие («надгрупповые») цели, ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жизнедеятельности. Понятным становится расхождение полученных данных с данными А.Тэшфела, ибо в его экспериментах фигурировали искусственно созданные лабораторные группы, не знакомые ранее друг с другом, между тем феномен внутригруппового фаворитизма был представлен как «универсальный».

На основе предложенного подхода принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим образом:

Объективные условия совместной

Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений

Два направления исследований психологии межгрупповых отношений

Реализация такой перспективы будет важным фактором «достраивания» социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широкий круг социальных проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это – важная социальная функция науки, способствующая стабилизации общественных отношений.

Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. – Межличностное восприятие в группе. 1981.

Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.

Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Источник:
Психология межгрупповых отношений
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Не случайно поэтому, что ситуация резко изменилась с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной
http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt14.htm

Психология межгрупповых отношений

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИИ

Агеев В.С . Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 144 с.

Монография В.С. Агеева — первая в отечественной литературе попытка систематического исследования проблемы межгрупповых отношений. Ценность обращения к данной проблематике заключается не только в выделении особой предметной области исследования, но и во введении межгруппового уровня анализа при рассмотрении ранее установленных социально-психологических феноменов.

Книга начинается с критического анализа основных направлений исследований межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии. Автор обсуждает теоретические подходы к исследованию межгрупповой проблематики в рамках основных ориентации зарубежной психологии, прослеживает историю зарождения данной проблематики в контексте «мотивационных» теорий З. Фрейда, Т. Адорно, Л. Берковитца. Отмечается, однако, что в рассмотренных концепциях речь идет скорее о межгрупповых аспектах поведения отдельной личности.

Зарубежные исследования, относящиеся непосредственно к проблематике межгрупповых отношений и образующие самостоятельную предметную область, выполнены в рамках интеракционистской и когнитивистской ориентации. Автор подробно останавливается на интеракционистской модели М. Шерифа и работах его последователей. Анализируются когнитивистски ориентированные исследования, в первую очередь Г. Тэшфела, в которых акцент с межгруппового взаимодействия переносится на межгрупповое восприятие и закономерности организации когнитивной сферы субъекта. Автор подчеркивает прагматическую направленность зарубежных исследований межгрупповых отношений, их теоретическую и методологическую ограниченность, препятствующую решению вопроса о предмете социально-психологического анализа в этой области.

отношений вообще и межгрупповых перцептивных процессов в частности.

Одной из наиболее значимых является рассматриваемая в монографии проблема группы как субъекта социального восприятия. Разработанный автором понятийно-концептуальный аппарат для экспериментального исследования содержательных, структурных и динамических сторон межгруппового восприятия представляет интерес и в контексте других разделов социальной психологии, непосредственно не связанных с межгрупповой проблематикой.

В то же время автор стремится показать специфические особенности межгруппового восприятия по сравнению с межличностным: большую консервативность изменений групповых представлений, меньший диапазон возможных аспектов межгруппового восприятия, его подчеркнутую оценочность.

Исходя из широкого понимания категории «совместная деятельность», В.С. Агеев выделяет такие ее параметры, как цели, ценности, критерий оценки и реальная успешность, которые оказывают непосредственное влияние на рассмотренные аспекты межгруппового восприятия. Тем самым автор приходит к положению о деятельностной опосредствованности межгрупиовых социально-перцептивных феноменов.

В третьей и четвертой главах монографии описываются экспериментальные исследования, реализующие выдвинутые автором теоретические положения. В частности, экспериментально установлена зависимость адекватности межгруппового восприятия от целей и ценностей совместной деятельности, характера критериев внешней оценки, успеха и неудачи группы в условиях межгруппового соревнования. Заслуживает внимания впервые выявленный автором «эффект ингруппового фаворитизма» в процессах межгрупповой каузальной атрибуции, представляющий собой тенденцию объяснять успех собственной группы внутригрупповыми факторами, а ее неудачу — внешними обстоятельствами. Достоинством этой части книги является высокая экспериментальная культура проведенных исследований.

Экспериментальные данные автора позволяют ему критически отнестись к ряду зарубежных концепций межгрупповых отношений и опровергнуть широко распространенный тезис о неизбежности межгрупповой дискриминации. Согласно экспериментальным данным, эти феномены могут быть сняты или существенно ослаблены применительно к группам более высокого уровня развития. Можно согласиться с автором, что устранение или ослабление указанных негативных тенденций происходит за счет появления более общих (по отношению к узкогрупповым) социально значимых целей и ценностей совместной деятельности.

Большой практический интерес представляют рекомендации, разработанные на основе проведенных экспериментальных исследований. По мнению автора, практические выводы его исследования могут быть использованы при организации социалистического соревнования.

Недостаточно детально продумана сфера приложения очень интересных практических выводов и рекомендаций. По-видимому, они могли бы быть не только использованы в условиях проведения социалистического соревнования, но и найти широкое применение в педагогической и управленческой практике.

В заключение отметим, что рецензируемая монография сочетает в себе глубокий теоретический анализ проблемы с интересными эмпирическими исследованиями и представляет собой несомненный вклад в методологию, теорию и феноменологию социальной психологии. Книга написана хорошим литературным языком, отличается ясной логикой изложения материала и может быть рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами социальной психологии.

Источник:
Психология межгрупповых отношений
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИИ Агеев В.С . Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 144 с. Монография В.С. Агеева — первая в отечественной
http://www.voppsy.ru/issues/1984/845/845164.htm

Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.

Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

Не случайно поэтому, что ситуация резко изменилась с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений, конечно, диктуется прежде всего усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Но наряду с этим и внутренняя логика развития социально-психологического знания, уточнение предмета этой науки требуют всестороннего анализа этой сложнейшей сферы. Прямым следствием критики нео-позитивистской ориентации в социальной психологии явился призыв к детальному изучению психологии межгрупповых отношений; предполагалось, что на этом пути удастся преодолеть дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыскать их подлинные детерминанты.

Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области межгрупповых отношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А.Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В.Дуаза и в концепции «социальных представлений» С.Московиси и др. (Донцов, Емельянова, 1987).

В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Что же касается несомненной заслуги Тэшфела, поднявшего на щит саму проблематику межгрупповых отношений в социальной психологии, то она должна быть оценена по достоинству. С точки зрения Тэшфела, именно область межгрупповых отношений, будучи включена в социальную психологию, обеспечит ее перестройку в действительно социальную науку. Утрата социального контекста в американской традиции рассматривается как следствие ее ориентации только на «межличностную» психологию. Принимая полностью эти аргументы, остается лишь сожалеть о том, что переоценка чисто когнитивного подхода обернулась препятствием для реализации обрисованной программы: выяснение причинно-следственных зависимостей в области межгрупповых отношений оказалось оторванным от детерминирующей их более широкой системы общественных отношений.

Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности. Чтобы стало ясным содержание этого принципа в данном контексте, необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно общего понимания проблемы межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии (Агеев, 1983).

Первое из таких замечаний касается определения предмета собственно социально-психологического исследования проблемы. Как видно из ее анализа, вопрос этот может решаться по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма — это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма — когнитивные процессы, сопровождающие взаимодействие. Однако при том и другом подходах два узла проблемы остались не вполне ясными: отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Оба этих узла возникли в связи с промежуточным положением социальной психологии между психологией и социологией.

Источник:
Психология межгрупповых отношений
Банк Рефератов — Психология межгрупповых отношений: Психология межгрупповых отношений ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СОДЕРЖАНИЕ История исследований Предмет исследования Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений. Методоло…
http://sergiy-school.ru/referaty_psixologiya/psixologiya_mezhgruppovyx_otnoshenij_2.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES