Психология личности зиглер

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер

Основные положения, исследования и применение

(Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)

Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии.

Предисловие к русскому изданию

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Компоненты теории личности

Критерии оценки теории личности

Основные положения, касающиеся природы человека

Вопросы для обсуждения

Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Типы методов оценки

Вопросы для обсуждения

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности

Психоанализ: основные концепции и принципы

Инстинкты — движущая сила поведения

Развитие личности: психосексуальные стадии

Основные положения Фрейда относительно природы человека

Эмпирическая валидизация психодинамических концепций

Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного

Вопросы для обсуждения

Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности

Основные тезисы индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

Основные положения Адлера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии

Приложение: невроз и его лечение

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Аналитическая психология: основные концепции и принципы

Вопросы для обсуждения

Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Эрик Эриксон: эго — теория личности

Эго-психология: результат развития психоанализа

Развитие личности: психосоциальные стадии

Основные положения Эриксона относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории

Применение: американские подростки, или «кто я такой?»

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Вопросы для обсуждения

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности

Что такое личность

Концепция черты личности

Проприум: развитие самости

Функциональная автономия: прошлое — это прошлое

Основные положения Олпорта относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности

Применение: изучение ценностей

Подход к личности с позиции факторного анализа

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Ганс Айзенк: теория типов личности

Основные концепции и принципы теории типов личности

Источник:
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер
Основные положения, исследования и применение (Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992) Книга охватывает наиболее
https://studfiles.net/preview/1611199/

Психология личности зиглер

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер

Основные положения, исследования и применение

Предисловие к русскому изданию Об авторах Предисловие

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину Теории личности Компоненты теории личности

Критерии оценки теории личности Основные положения, касающиеся природы человека Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Метод анамнеза Корреляционный метод Экспериментальный метод Оценка личности Типы методов оценки Резюме

Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк Психоанализ: основные концепции и принципы

Инстинкты — движущая сила поведения Развитие личности: психосексуальные стадии Природа тревоги

Основные положения Фрейда относительно природы человека Эмпирическая валидизация психодинамических концепций Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк Основные тезисы индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Основные положения Адлера относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии Приложение: невроз и его лечение

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Биографический очерк Аналитическая психология: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Эрик Эриксон: эго — теория личности Биографический очерк Эго-психология: результат развития психоанализа Эпигенетический принцип

Развитие личности: психосоциальные стадии Основные положения Эриксона относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Применение: американские подростки, или «кто я такой?»

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности Биографический очерк Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Карен Хорни: социокультурная теория личности Биографический очерк Социокультурная теория: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк Что такое личность Концепция черты личности

Проприум: развитие самости Функциональная автономия: прошлое — это прошлое Зрелая личность

Основные положения Олпорта относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности Применение: изучение ценностей Подход к личности с позиции факторного анализа

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности Биографический очерк Теория черт личности: основные концепции и принципы

Ганс Айзенк: теория типов личности Биографический очерк

Основные концепции и принципы теории типов личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк Подход Скиннера к психологии

Респондентное и оперантное поведение Основные положения Скиннера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения Применение: лечение, основанное на оперантном научении Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк Основные принципы социально-когнитивной теории Научение через моделирование

Подкрепление в научении через наблюдение Основные положения Бандуры относительно природы человека

Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение Джулиан Роттер: теория социального научения Биографический очерк

Теория социального научения: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли

Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк Основы когнитивной теории

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы Основной постулат и некоторые выводы из него Основные положения Келли относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Резюме

Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография Рекомендуемая литература

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк Основные принципы гуманистической психологии

Мотивация: иерархия потребностей Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Основные положения Маслоу относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории Применение: характеристики самоактуализирующихся людей Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий

Библиография Рекомендуемая литература

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Точка зрения Роджерса на природу человека

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации Феноменологическая позиция Роджерса Я-концепция: «все-таки кто я?» Полноценно функционирующий человек

Основные положения Роджерса относительно природы человека Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории Применение: терапия, центрированная на человеке Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Рекомендуемая литература Глава 12. Психология личности: новые направления

Основные положения в ретроспективе Оценка теорий личности Наступление эры персонологии

Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография

Предисловие к русскому изданию

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное

действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев, канд. психол. наук М. А. Гулина С.-Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.

Что нового в третьем издании?

Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.

Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамической активации. Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим

современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности.

Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией, компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В главе также обсуждаются основные положения о природе человека, которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков.

Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой-то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик.

Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15 разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты, начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра.

Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений, вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов.

В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований

личности в обозримом будущем.

Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо-восточный университет; Джон С. Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен, Мичиганский университет, Энн-арбор; Джозеф Дж. Палладино, Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильямс, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. Йетс, Американский университет.

Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска.

Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw-Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы.

Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным.

Ларри А. Хьелл Дэниел Дж. Зиглер

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда,

поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Наука о человеке

Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструктивных личностных изменениях. Многие из них обсуждаются в нашей книге.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Что такое личность? Альтернативные ответы

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик

Источник:
Психология личности зиглер
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Основные положения, исследования и применение Предисловие к русскому изданию Об авторах Предисловие Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину Теории
https://studfiles.net/preview/2654067/

Психология личности зиглер

Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска.

Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw — Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы.

Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным.

Дэниел Дж. Зиглер

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие — то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обучающие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструктивных личностных изменениях. Многие из них обсуждаются в нашей книге.

Источник:
Психология личности зиглер
Читать книгу онлайн "Теории личности" — Хьелл Л, Зиглер Д — бесплатно, без регистрации.
https://www.litmir.me/br/?b=131983&p=3

Теории личности

СПб.: Питер, 2003. — 608 с.

Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующимся вопросами современной психологии личности, межличностным и семейным отношениям. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий (психодинамическая, бихевиоральная, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.

Скачать / Download файл

Формат: html / zip

Скачать / Download файл

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ .. 19

Компоненты теории личности 28

Критерии оценки теории личности .. 35

Основные положения, касающиеся природы человека . 40

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ .56

Корреляционный метод . 64

Экспериментальный метод . 69

Оценка личности .. 77

Типы методов оценки . 82

Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД . 105

Биографический очерк . 106

Психоанализ: основные концепции и принципы . 110

Инстинкты — движущая сила поведения .116

Развитие личности: психосексуальные стадии . 118

Природа тревоги . 127

Основные положения Фрейда относительно природы человека 133

Эмпирическая валидизация психодинамических концепций . 137

Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного . 146

Глава 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 161

Биографический очерк . 162

Основные тезисы индивидуальной психологии . 165

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы . 167

Основные положения Адлера относительно природы человека 182

Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии . 187

Приложение: невроз и его лечение .191

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности .. 197

Биографический очерк . 198

Аналитическая психология: основные концепции и принципы ..199

Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ. 214

Биографический очерк . 215

Эго-психология: результат развития психоанализа . 217

Эпигенетический принцип . 219

Развитие личности: психосоциальные стадии 221

Основные положения Эриксона относительно природы человека 235

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории . 239

Применение: американские подростки, или "кто я такой?" .243

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах . 246

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности .. 246

Биографический очерк . 247

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы . 248

Карен Хорни: социокультурная теория личности .. 254

Биографический очерк . 254

Социокультурная теория: основные концепции и принципы . 255

Глава 6 ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК . 270

Биографический очерк . 271

Что такое личность . 273

Концепция черты личности .. 274

Проприум: развитие самости . 281

Функциональная автономия: прошлое — это прошлое 285

Зрелая личность .. 288

Основные положения Олпорта относительно природы человека 290

Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности . 295

Применение: изучение ценностей . 300

Подход к личности с позиции факторного анализа .. 303

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 305

Биографический очерк . 305

Теория черт личности: основные концепции и принципы .. 307

Ганс Айзенк: теория типов личности . 314

Биографический очерк . 314

Основные концепции и принципы теории типов личности . 315

Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б. Ф. СКИННЕР 331

Биографический очерк . 332

Подход Скиннера к психологии 334

Респондентное и оперантное поведение . 339

Основные положения Скиннера относительно природы человека 352

Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения . 357

Применение: лечение, основанное на оперантном научении . 361

Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР 373

Биографический очерк . 374

Основные принципы социально-когнитивной теории .. 376

Научение через моделирование .380

Подкрепление в научении через наблюдение . 385

Основные положения Бандуры относительно природы человека 392

Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории .. 397

Применение: "власть человеку" — саморегулируемое изменение . 405

Джулиан Роттер: теория социального научения ..410

Биографический очерк . 410

Теория социального научения: основные концепции и принципы . 412

Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ . 431

Биографический очерк . 432

Основы когнитивной теории . 434

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы . 438

Основной постулат и некоторые выводы из него . 444

Основные положения Келли относительно природы человека 453

Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории . 457

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли . 466

Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ . 479

Биографический очерк .. 480

Основные принципы гуманистической психологии 482

Мотивация: иерархия потребностей 487

Дефицитарная мотивация и мотивация роста . 496

Основные положения Маслоу относительно природы человека 501

Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории . 506

Применение: характеристики самоактуализирующихся людей 514

Глава 11 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС . 528

Биографический очерк . 529 ,

Точка зрения Роджерса на природу человека 533

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации . 534

Феноменологическая позиция Роджерса .. 537

Я-концепция: "все-таки кто я?" . 539

Полноценно функционирующий человек 548

Основные положения Роджерса относительно природы человека 551

Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории . 556

Применение: терапия, центрированная на человеке 563

Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ .. 574

Оценка теорий личности 579

Наступление эры персонологии . 587

Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности . 591

Источник:
Теории личности
Скачать: Теории личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер (doc; html)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy095.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES