Психология личности студента

Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования 1490

Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования 1490

Full Text (PDF, 108 kb)

Citation Google Scholar

Исследование посвящено изучению мотивационной сферы личности студента. В исследовании принимали участие 578 испытуемых – студентов I–V курсов разных факультетов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Была прослежена закономерность формирования мотивационной сферы личности студента, в частности, специфика идентификации студентов по курсам обучения. Выделен коммуникативный компонент мотивационной сферы личности студентов. Сделаны выводы и даны научно-практические рекомендации.

Ссылка для цитирования

Вопрос об условии и средствах формирования мотивационной сферы личности студента встал перед нами в результате изучения специфики идентификации по курсам обучения студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета [4, 5, 6]. В исследовании принимали участие 578 испытуемых — студентов I–V курсов разных факультетов будущих учителей. Мы изучали закономерность формирования мотивационной сферы личности студента в условиях воздействия деятельностных, эмоционально-чувственных и коммуникативных средств.

Мы предположили, что влияние коммуникативных средств идентификации, осмысления, поиска, стиля коммуникативной деятельности является одним из ведущих в формировании мотивационной сферы личности студента.

Для проверки этой гипотезы мы провели экспериментальное исследование со студентами пятых курсов в условиях реального учебного процесса на основе коммуникативного практикума. На занятиях шла работа по совершенствованию самооценки; причинного объяснения успеха и неуспеха; осознания неуспеха; проявления позиции, ориентирующей на успех. Использовались ролевые игры и закрепление в них ситуации успеха. Практиковалось снятие психологических барьеров и неадекватной защиты. Велось обучение психологической защите при угрозе Я и другим психотехническим приемам сохранения душевного спокойствия.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6.
  3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
  4. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система: Монография. Хабаровск, 2006.
  5. Цветкова Р.И. Мотивационная активность личности в социальной работе: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.
  6. Цветкова Р.И. Мотивация успешности в коммуникативном общении: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.

Клиническая психология | Эстербрук Р.Л., Эстербрук С.А., Дрейфус А., Карпекова Т.А. , Солдатенкова Е.Н.

Источник:
Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования 1490
Исследование посвящено изучению мотивационной сферы личности студента. В исследовании принимали участие 578 испытуемых – студентов I–V курсов разных факультетов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Была прослежена закономерность формирования мотивационной сферы личности студента, в частности, специфика идентификации студентов по курсам обучения. Выделен коммуникативный компонент мотивационной сферы личности студентов. Сделаны выводы и даны научно-практические рекомендации.
http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n4/Tsvetkova.shtml

Особенности развития личности студента

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА

Студенческий возраст — это особый период жизни челове­ка. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева.

В результате исследований, проведенных под его руководством, установлено, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее пси­хическое развитие человека, сложное переструктурирование психиче­ских функций интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общ­ности. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как в периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет гово­рить о психических особенностях студенческого возраста.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis — усердно работаю­щий, занимающийся), учащийся высшего, а в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века сту­дентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С ор­ганизацией в XII веке университетов термин «студент» стал упот­ребляться для обозначения обучающихся (первоначально и препо­дающих) в них лиц; после введения учебных званий для преподава­телей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.

Студенчество — учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает собствен­но студентов как социально-демографическую группу, характери­зующуюся определенной численностью, половозрастной струк­турой, территориальным расслоением и т.д., а также определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая отличается определенными социально-психологическими особенностями.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определен­ную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в со­четании с территориальным сосредоточением порождает у студен­чества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которую не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ря­да экономических, культурно-просветительских, спортивных и бы­товых студенческих организаций.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля­ет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведени­ем и психологией, системой ценностных ориентации. Для ее пред­ставителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Студенчество — это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы пре­вышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отне­сти еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как соци­альный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопреде­ляет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализо­вать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый ха­рактер труда — учеба, образ жизни, активное участие в обществен­ных делах вуза способствуют выработке у студентов сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективисткой деятельно­сти студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимо­действие с различными социальными структурами общества (мо­лодежными, спортивными, творческими и др.), а также специфи­ка обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения — это специфическая черта студенчества.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных ин­ститутом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основ­ные характеристики студенческого возраста, отличающие его от дру­гих групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и соци­альной зрелости.

В плане общепсихического развития время учебы в вузе является периодом интенсивной социализации студента, раз­вития высших психических функций, становления всей интеллекту­альной системы и личности в целом. Если рассматривать студенче­ство, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот пе­риод связывают с процессом взросления.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью ста­новления личностных черт, — процессом, проанализированным в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Особенностью этого периода яв­ляется то, что в нем постепенно наступает физическая, нравственная и умственная зрелость, находящая синтетическое выражение в тру­довой зрелости, предполагающей возможность выполнения различ­ной физической или умственной работы в условиях достаточно боль­ших нагрузок.

Наиболее важным качеством этого периода, которое необходимо учитывать и развивать в образовательном процессе, является способность находить и ставить проблемы, а также такой компонент, как нестандартный подход к уже известным проблемам, умение выделять частные проблемы в более общей и т.д.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравне­нию с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем и профессиональной направленностью. В то же время студенчество — социальная общность, характеризую­щаяся социальной активностью и достаточно гармоничным сочета­нием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенно­сти студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного под­хода студент рассматривается как активный, самостоятельно орга­низующий свою деятельность субъект педагогического взаимодей­ствия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных професси­онально ориентированных задач.

Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопозна­нию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта со­циальной жизни. Вместе с тем стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспи­тания, «размытости» нравственных ценностей и т.д.).

Она проявляет­ся в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г. Москва), свидетель­ствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и граждан­скими качествами, с творчеством и новаторством; большая же часть молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в соб­ственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на втором и третьем курсах не­редко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специально­сти, профессии. К концу третьего курса окончательно решается во­прос о профессиональном самоопределении.

Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. Поданным, приводимым В.Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наб­людаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного в пер­вые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима системы преподавания, отдельных преподавателей и т.д.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при вы­боре вуза, поскольку такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людь­ми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на пси­хику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики.

Они определяют направленность ума чело­века, т.е. формируют склад мышления, который характеризует про­фессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллекту­ального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических опе­раций и др. При некотором снижении этого уровня возможна ком­пенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают и студент может быть отчислен.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс — решается задача приобщения недавнего абитури­ента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение сту­дентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсни­ков отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — это период самой напряженной учебной деятель­ности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую под­готовку, формируются их широкие культурные запросы и потребно­сти. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к на­учной работе как отражение дальнейшего развития и углубления про­фессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносто­ронних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами мно­гих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — в перспективе скорое окончание вуза, формиру­ются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Поиски друга жизни играют на третьем-четвертом курсах боль­шую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу зани­мает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но бы­ло бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отно­шения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак многих студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосред­ственных межличностных и межгрупповых контактов среди его чле­нов несколько уменьшается.

Изучение личности студента в практике высшей школы осущест­вляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уро­вень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии.

Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюде­ния, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирова­ние. На основе такого изучения осуществляется дифференцирован­ный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практи­ческой работе, определяются предпочитаемые учебные дисциплины и виды занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности.

Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, сред­ствам, трудностям, особенностям протекания психических процес­сов, проявлениям мотивации. Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как она обусловлена необходимостью ре­шения важнейшей задачи высшей школы — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реали­зовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в це­лом не относится к сфере материального производства. Основное в деятельности студента — учиться, участвовать в научной и обще­ственной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью.

К числу особенностей деятельности студента следует также отне­сти:

— своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельно­му труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде);

— запланированные условия деятельности студен­та (программы, сроки обучения); особые средства деятельности — книги, лабораторное оборудование и т.д.

Для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у сту­дентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие на­пряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В целом же личность студента как будущего специалиста с выс­шим образованием развивается в ряде направлений, а именно:

— укрепляется профессиональная направленность, вырабатыва­ются необходимые способности;

— совершенствуются, «профессионализируются» психические про­цессы, состояния, опыт;

— повышаются чувство долга, ответственность за успех профес­сиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

— растут притязания в области своей будущей профессии;

— на основе интенсивной передачи социального и профессиональ­ного опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

— повышается удельный вес самовоспитания студента в формиро­вании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

— крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Источник:
Особенности развития личности студента
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА Студенческий возраст — это особый период жизни челове­ка. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и
https://studopedia.ru/11_146010_tema-osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta.html

Психологический портрет личности студента

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра педагогики и психологии

Психологический портрет личности

Автор: студент Берлогин В.С.

Проверил: Макаренко О.В.

Здравствуйте, меня зовут Владимир и это мой психологический портрет. Для начала я бы хотел рассказать вам про свою семью. Моя семья – это самое прекрасное, что есть в моей жизни! Мои родители образованные, хорошо воспитанные, имеющие в нашей жизни цель, которой они изо всех сил пытаются достигнуть. Мои родители – это те люди, которые дали мне все — образование, прекрасное воспитание, а главное жизнь. Я уважаю своих родителей, и то чем они занимаются, а занимаются они тем, что делают мою жизнь еще лучше. И им я за это очень благодарен. Также у меня есть младшая сестра. В школе она отличница, занимается различными видами искусства, также она рукодельница, и если честно она довольно таки серьезная личность в свои юные годы.

В целом, как я считаю, моя семья – это семья из разряда самых дружных и понимающих семей, всегда во всем поддерживающих и никогда не унывающих. Я очень рад, что у меня такая семья, я ее очень сильно люблю!

Сам по себе я человек добрый, отзывчивый, милый, воспитанный, образованный. Порой я бываю вспыльчив на людей, это раздражает их, а иногда и меня. Для меня самое важное это не потерять доверие к моим родным и близким людям. Я считаю это самым страшным. Поэтому я редко когда и кому – либо отказываю в помощи. Движение моей жизни – это целеустремленность. Вот есть цель, ее нужно достигать, а если ее нет, то нет и саморазвития. Также, иногда я бываю эгоистичен (сам того не замечая), а когда это реально осознаешь, то начинаю сразу исправляться, так как самому это качество не по нраву! Пройдя тест «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» у меня получились вот такие результаты:

? Процесс = 6; ? Результат = 10; ? Альтруизм = 5; ? Эгоизм = 5

Все свои дела я стараюсь выполнять во время, не люблю задерживаться, так как потом самому не комфортно в такой атмосфере «невыполненности». Я ненавижу беспорядок, на моем рабочем месте всегда должно быть убрано, в моей комнате всегда должен быть порядок. Да я чистюля. Это же относится и к тому, что в моей голове всегда должен быть порядок, все должно быть «разложено по полочкам». Я активная личность, которая в компании близких мне людей раскрывается на полную. По тесту «Паутинка» у меня получились такие результаты:

Этот тест говорит, что я экстраверт, но я, скорее всего, соглашусь с высказыванием «скрытый» экстраверт. Да, скорее всего так и есть, потому что я раскрываюсь только иногда, когда я этого по-настоящему хочу.

Порой я очень переживаю, за свои поступки, очень долго рассуждаю над ними и чаще обвиняю сам себя, хотя знаю, что так на пользу мне не будет. И стараюсь как можно быстрее выйти из этого положения. Это наблюдается в учебе, отношениях, личных неприятностях. Также я редко проявляю свои эмоции, если даже я рад до глубины души и мне очень приятно за тот или иной поступок, который совершили для меня. Но иногда я проявляю свои эмоции в истиной мере и заставляю из-за этого радоваться остальных. И в основном они радуются за мою искренность, искренность в отношениях и эмоциях.

Я люблю помогать родителям и удивлять близких мне людей.

Я расположен к общению с новыми людьми, если конечно они адекватны и по нраву мне. Потому что чаще встречаются такие личности, которые мало что из себя представляют, ну да ладно. Чаще мне комфортно находится в компании веселых, интересных ребят, которые трезво смотрят на жизнь, оценивают свои силы, не зазнаются. Если человек из себя мало, что представляет, то и разговаривать с ним не о чем. В группе я пытаюсь и стараюсь быть лучше, точно не смешиваться с толпой. Чаще работаю сам на себя, во всем разбираясь. Этому есть подтверждение мой еще один пройденный тест «Типы взаимодействия в группе», результаты теста:

? Демонстрант = 7; ? Конформист = 7; ? Индивидуалист = 10;

? Коллективист = 4. А также тест «Моё восприятие группы»: ? Индивидуалист = 8; ? Прагматический тип = 1; ? Коллективистический тип = 5.

Люди воспринимают меня как доброго и отзывчивого человека, они всегда знают, что на меня можно положиться. Порой меня просят о помощи, боясь нарушить мой собственный график работы, если я отказываю, то всегда поймут. Тест на «Личную интерактивность» выдал мне такие результаты: ? Взаимопознание = 21; ? Взаимопонимание = 21; ? Взаимовлияние = 19; ? Социальная автономность = 22; ? Социальная адаптивность = 18; ? Социальная активность = 21.

В подведении итогов к своей личности я бы хотел сказать, что я личность многогранная, мне это говорят чуть ли ни с самого рождения. Я сам это понимаю, становясь взрослее, понимаю, что без своей многогранности личности, мобильности в обществе, слаженности и расстановки «по полочкам» в действиях, я бы мало с чем справился и справлялся бы сейчас. Поэтому я стараюсь как можно больше развиваться, развиваться во всем.

Этот портрет мне было писать довольно таки легко, так как я часто сам себя анализирую, а тут довелось исполнить это на листе.

Источник:
Психологический портрет личности студента
Новосибирский государственный технический университет Кафедра педагогики и психологии Психологический портрет личности Автор: студент Берлогин В.С. Проверил: Макаренко О.В.
https://vunivere.ru/work12743

(Visited 5 times, 1 visits today)

CATEGORIES