Психология личности кратко

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать. Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность. Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других. Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться. Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Автор: Евгения Бессонова

Источник:
Индивидуальная психология Адлера
Индивидуальная психология Адлера — что это такое? О индивидуальной психологии Альфреда Адлера прочтем в статье.
http://www.grc-eka.ru/eto/individualnaya-psixologiya.html

ПСИХОЛОГИЯ ->

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

* социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

* психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

* умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

* навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

* физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

* внешняя анатомия тела;

* биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

* свойства и типы темперамента.

* целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

* Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

* Очень важное значение имеет потребность в труде.

* Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

* Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

* В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

* Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

* Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

* Игра мотивированна интересом.

Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

* Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

* Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

* Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

* Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

* Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

* социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

* естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

* Обучение, воспитание, образование;

* Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ ->
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического,
http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_lichnosti/0-52

Психология личности кратко

Психология личности

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:

биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского,

А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,

В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

Биологически обусловленные свойства и качества личности:

антропологические признаки — расовые, половые,

возрастные и др.;

физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

внешняя анатомия тела;

биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Естественные (природные) — непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Внешней (движение, мышечные усилия).

Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

Они отличаются друг от друга по:

Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”. Чайковский.

Учение — деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

Мотивом труда является осознание общественной необходимости.

Игра мотивированна интересом.

Различны и организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность ® Действия ® Движения

Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:

Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства),типичный пример — Плюшкин.

Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV ).

Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);

социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

Обучение, воспитание, образование;

Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Личность есть господин самого себя, — такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.

Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.

Источник:
Психология личности кратко
Психология личности 2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие
http://referat.store/referat/psikhologija-lichnosti

Психология личности кратко

13. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Источник:
Психология личности кратко
Автор: Резепов Ильдар, 13. Психологическая структура личности — Шпаргалка по общей психологии, Серия: _проф/_шпаргалки, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/124128/13/Rezepov_-_Shpargalka_po_obshcheii_psihologii.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

CATEGORIES