Психология личности и образ жизни

Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности

Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности

Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности

При характеристике социально-исторического образа жизни как типичного вида жизнедеятельности социальной группы и общества на определенном этапе их развития выделяются характерные черты категории «образ жизни», а также спектр проблем изучения личности в социогенезе.

1. Категория « социально-исторический образ жизни » отражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

Пространство выбора в социально-историческом образе жизни регламентируется прежде всего через возможность выбора той или иной деятельности.

Представления о зависимости пространства выбора в социально-историческом образе жизни от свободы выбора вида деятельности продуктивно разрабатываются в исследованиях эстонского социолога Ю. Круусвалла. Он на примере анализа различных памятников культуры показывает, как в разных государствах через обеспечение занятости в ряде случаев искусственно ограничивалась свобода выбора деятельности и тем самым тоталитарным централизованным государством обеспечивалась социальная организация деятельности больших социальных групп людей.

Вместе с тем, как бы жестоко ни регламентировалась государством свобода выбора вида деятельности, особенности социально-исторического образа жизни не автоматически, сами по себе определяют развитие личности, а опосредствуются следующими моментами :

а) отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности;

б) оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т. п.);

в) мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек.

3. Социально-исторической образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества.

Если бы не было опасности удвоения терминов, то можно было бы сказать, что каждый социально-исторический образ жизни имеет свой «образ ценностного будущего». Французские писатели Веркор и Коронель в своей сатирической повести психологически точно передают представление об образе жизни как мотивообразующем условии развития мотивации индивидуальности: «Наши аппетиты, как и наши насущные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобретать потребности , вот и все! Разве наши предки в прошлые века могли испытать потребность в телевизоре или телефоне? Они великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести, и мы оказались в их власти » [111] (курсив наш. – A.A. ).

Идея о мотивообразующей функции социально-исторического образа жизни, будь то образ жизни всего общества или малой социальной группы, позволяет наметить путь к решению проблемы мотивации развития личности.

Введение категории «социально-исторический образ жизни» приводит к постановке ряда проблем, разработка которых позволяет объемно увидеть закономерности развития личности в социогенезе.

Первая из этих проблем касается изучения социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества, на оси « исторического времени ». Уже сама постановка этой проблемы приводит исследователей к изучению возникновения феномена личности и его значения в истории развития общества; разработке представлений об историческом характере кажущихся порой вечными возрастных периодизаций – детства, юности и т. п.; исторической обусловленности ритма смены разных сфер жизнедеятельности (игры, труда, досуга) и т. п.

Вторая проблема связана с изучением развития личности в разных культурах « социального пространства » данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры. Анализ этой проблемы дает возможность выявить конкретное содержание функционально-ролевых качеств личности, избежать смешения стереотипов культуры со свойствами индивидуальности и, главное, обнаружить закономерности развития личности в процессе развития тех или иных социальных групп. В решение этой проблемы наибольший вклад вносит социальная психология. Новые ракурсы видения проявлений жизни личности в разных культурах открываются в исследованиях по этнопсихологии и культурной антропологии.

Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах. В ходе этого направления исследований личности наибольшее внимание привлекают проблемы перехода от содействия в онтогенезе к самоконтролю поведения личности, о превращении « только знаемых » идеалов и ценностей образа жизни в смыслообразующие мотивы поведения личности. Эти вопросы удается решить на основе исследований механизмов социализации как интериоризации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка и со взрослыми, и со сверстниками.

Вторгаясь в эту область исследований, психологи сталкиваются с вопросами о соотношении социальных и межличностных отношений, о механизмах усвоения личностью общественно-исторического опыта. Адекватная постановка первого из этих вопросов предполагает отказ от навеянного двухфакторными теориями механистического рассмотрения межличностных отношений как расположенных «над», «под» или где-то «вне» общественных отношений ( Г.М. Андреева ).

В этих концепциях человек, как правило, занимает положение центра мира, вокруг которого на разных орбитах располагаются различные пласты культуры и общества (см. рис. 8).

Рис. 8. Пример используемой в кросскультурных исследованиях дуалистической схемы взаимодействия между человеком, культурой и обществом. Слой 0 – внешний мир; слой 1 – расширенное общество и культура; слой 2 – непосредственно воздействующее общество и культура; слой 3 – интимное общество и культура; слой 4 – экспрессивные состояния сознания человека; слой 5 – неэкспрессивные состояния сознания человека; слой 6 – предсознательное; слой 7 – бессознательное

Источник:
Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности
Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности Глава 10 Социально-исторический образ жизни – источник развития личности При характеристике социально-исторического
http://psy.wikireading.ru/15517

Личность в социогенезе

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности

Проблема социально-типического в личности. Социогенетические истоки развития личности. Общая характеристика социально-исторического образа жизни. Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский).

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и формациях.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, хотя их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется. Эти образцы усваиваются через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация, определяя особенности поведения субъекта как представителя данной социальной общности. Благодаря фактам, полученным в этнопсихологии и социальной психологии, более явно выступает функция социотипического поведения в социогенезе: социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности. При этом усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых (стандартных) для данной общности ситуациях.

При изучении социогенетических истоков развития личности становится все более очевидным ограниченность взгляда на человека как на чисто рациональное, приспосабливающееся существо. Человеку была свойственна неадаптивная неутилитарная форма активности даже на очень ранних этапах человеческой истории. Наскальные рисунки, погребения и т.д. сыграли не меньшую роль в становлении человека, чем, например, изготовление орудий труда. Не даром известный философ М.К. Мамардашвили на вопрос «С чего начинается человек?» ответил: «С плача по умершему». Факты нахождения в могилах большого количества пыльцы растений (очевидно, она осыпалась с цветов, которыми покрывали тело умершего) говорят о ритуалах похорон у палеоантропов.

Таким образом, обращение к социогенетическим истокам развития личности показывает, что наряду с тенденцией к сохранению эволюционизирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни.

Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду [6, с. 499]. Родившись, индивид становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, где ему заданы определенные социально-экономические условия, потенциальные возможности выбора вида деятельности, жизненного пути в целом.

Как бы жестко ни регламентировалась обществом свобода выбора, особенности социально-исторического образа жизни не автоматически сами по себе определяют развитие личности, а опосредуются следующими моментами: а) отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности; б) оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т.п.); в) мотивами и целями, ради которых живет конкретный человек.

Понятие «статус» описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют отношения и действия личности.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности — способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А.Н. Леонтьев, личность есть особое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение — это поведение по собственному, свободному выбору.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим и его собственной воле и свободному осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, обществе, культуре. Занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия ответственности за свои действия перед другими и перед самим собой. И продолжается этот процесс непрерывно, поэтому социализация не только никогда не бывает завершенной, но и никогда не бывает полной.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так и процесс активного воспроизводства им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, этот процесс необходимо рассматривать как активно развивающийся, а не только активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются разными личностями. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, существенно различается. Именно поэтому усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности.

Социализация — это интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский). В понятии «интериоризации» А.Г. Асмолов выделяет три различных грани. Первую грань можно было бы назвать гранью индивидуализации. Раскрытие этой грани позволило Л.С. Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Вторая грань понятия «интериоризация», отражающая переход от «Мы» к «Я» обозначается посредством термина «интимизация». При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности. Третья наиболее изученная грань, наиболее изученная, понятия «интериоризация» — это собственно интериоризация как производство внутреннего плана сознания (П.Я. Гальперин, В.В. Давидов, Н.Ф. Талызина).

Литература для самостоятельного изучения:

1. Асмолов А.Г. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности / Психология личности: Учеб. // А.Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — с. 257-306.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как реальность для других / Психология личности: Хрестоматия // Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999. — Т.2. — с. 489-500.

Источник:
Личность в социогенезе
Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни — источник развития личности Проблема социально-типического в личности. Социогенетические истоки развития личности. Общая характеристика
http://studbooks.net/1713096/psihologiya/lichnost_sotsiogeneze_sotsialno_istoricheskiy_obraz_zhizni_istochnik_razvitiya_lichnosti

ОБРАЗ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Образ жизни можно определить как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга» [3; 27]. Можно, однако, выдвинуть предположение о том, что развитие лич­ности определяется образом жизни не непосредственно, а опосредствованно — через психологический стиль жизни индивида. В философско-социологической литературе проводится различие между образом жизни и жизненным стилем или стилем жизни как социально-психологическим явлением. Под психологическим стилем жизни мы понимаем психологические механизмы социальной жизнедеятельности человека.

Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов, какой психологической ценой платит че­ловек за свой образ жизни.

Личности с разными психологическими стилями могут вести с социологической точки зрения сходный образ жизни.

Изучение типологии психологических жизненных стилей — важная проблема психологии личности. В литературе существуют описания по крайней мере двух таких типов — способствующих и препятствующих полноценному и гармоничному развитию личности.

Приведем лишь несколько характеристик первого. Он отличается творчеством, созидательностью, реализующейся без чрезмерных, истощающих усилий со стороны индивида. Общение с другими осуществляется легко, оно не затруднено повышенной уязвимостью, обидчивостью, боязнью критики. Такая личность не боится пересматри­вать, корректировать свои жизненные планы и перспективы. Оценки других и мнения воспринимаются адекватно и сопоставляются с собственными. Отсутствует амбива­лентность в чувствах по отношению к окружающим. Такая личность чувствует себя ответственной за собственную жизнь, которая воспринимается индивидом как ре­зультат его свободного выбора. Многие другие психологические характеристики таких личностей выявлены А. Маслоу в его исследовании так называемых самоактуализи­рующихся личностей.

Иными, порой противоположными чертами характеризуется психологический стиль жизни, который нередко называют невротическим. Личность, живущая таким стилем, воспринимает свои планы и проекты как навязанные извне, их осуществле­ние не воспринимается ею как личная необходимость. За свою продуктивность она платит дорогой ценой. Препятствием для реализации горячо желаемых целей высту­пает высокая уязвимость, неумение строить отношения с окружающими. Боязнь не-

успеха преобладает над желанием успеха. В своей жизнедеятельности такая личность постоянно прибегает к разным формам психологической защиты. Собственные мне­ния и проекты она утверждает, только обесценивая мнения других людей. Постоян­ная психическая напряженность, неуверенность в себе препятствуют полноценному развитию личности и актуализации всех ее возможностей.

Источник:
ОБРАЗ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Образ жизни можно определить как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы
http://mylektsii.ru/13-71413.html

Психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови» [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Основные направления в психологии личности Править

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Трансакционный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия) В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Источник:
Психология личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Психология развития личности человека

Актуальный во все времена вопрос, как стать счастливым человеком, начинается с понимания самого себя в контексте жизненного благополучия. Но получить удовлетворение от действительности невозможно без решения такой проблемы, как личностное развитие.

Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы

Развитие личности – это сложный поступательный процесс, ведущий к изменениям интеллекта, поведения, деятельности и прочих составляющих личности.

Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.

Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.

Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:

  • биологическая наследственность;
  • ближайшее окружение на физическом уровне;
  • культурные аспекты общества;
  • коллективный (групповой) опыт;
  • индивидуальный опыт.

Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:

  1. Младенчество.
  2. Детство.
  3. Отрочество.
  4. Совершеннолетие (юность).
  5. Старость.

Социальное развитие является неотъемлемой частью вхождения человека в культурный и общественный мир. Это понятие включает в себя усвоение, переработку и реализацию опыта, накопившегося в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и коллективом, а также формирование индивидуальных качеств по итогам социализации и воспитания.

  • усвоение общественных норм и ценностей;
  • стремление к самоактуализации, к взаимодействию на других членов социума;
  • интеграция в группу, которая раскрывает потенциал возможностей.

Основная роль науки в этом процессе состоит в тщательном изучении законов психической деятельности. В наше время личностная психология является распространенной сферой профессиональной деятельности специалистов.

Когда к психологу обращается человек, лишенный способности обрести счастье, профессионал должен помочь ему таким образом, чтобы изменить неверное восприятие мира в лучшую сторону.

То есть, по сути, человек должен обрести новое мировоззрение, взгляды, органично приспособленные к ближайшему окружению, более пригодные для того, чтобы достичь жизненных успехов.

Психологическая наука – это искусство нового, свежего мышления, которое подсказывает, как найти нужный поведенческий образ.

Только полностью осознав новую точку зрения, можно понять глубину своего заблуждения, потому что потенциал самопознания прямо пропорционален способности подробно разобраться в причинах тех или иных действий.

Возрастное развитие личности, особенности психологии

Возрастное развитие личности происходит поэтапно, начиная с первого дня появления на свет и заканчивая днем смерти человека, завершением. Перемены, связанные с формированием психики, четко прослеживаются в детском и подростковом возрасте, но продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Это время понимания и овладения элементарными способностями. Преддошкольный возраст (до трех лет) – период быстрого роста мозга и активного общения. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) делается особый упор на физическую выносливость и ролевую игру. Главной деятельностью для младшего школьника (от 7 до 12 лет) является обучение.

Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)

Один из самых важных и сложных этапов, который характеризуется активным поиском «своей» социальной роли. Именно в этот период может произойти первый серьезный «кризис возраста».

Во время юности — ведущей деятельностью является интимно-личностное общение и поиск своего «местечка под солнцем».

Происходит быстрое когнитивное развитие на фоне значительного замедления физического роста.

Это время, когда человек получает возможности полной реализации собственного уникального потенциала, основанного на уровне интеллекта, знаний и накопленного опыта.

Старость нередко связана с негативными переменами в судьбе по причине ухудшения здоровья человека, вынужденного ограничения его физических возможностей, потери привычного социального статуса.

Современные проблемы развития личности в психологии

На сегодняшний день актуальны такие личностные расстройства, как фобии, различные травмы и страхи личности и т.д., а также проблемы в аспекте самореализации. Чаще всего люди обращаются за квалифицированной помощью, потому что внутреннее ощущение собственной личности причиняет им неудобство.

Кроме того, наблюдается видимое снижение нравственных ценностей, ведь в наше время принято считать, что «цель оправдывает средства». Каждый человек во все времена стремился быть похожим на созданный им же совершенный идеал, но какие идеалы в наше время формируют личность? Если еще несколько десятилетий назад на экранах было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся совершенно другие ценности.

Следовательно, в данный момент проблемной можно назвать сферу личностно-профессионального, креативного, конкурентоспособного, социально-ответственного, культурного усовершенствования.

Развитие личности в отечественной психологии в России

Это происходило в 4 периода:

  1. Последнее десятилетие XIX века – 20-е годы XX века – проявление идеи личности, которая со временем менялась и трансформировалась.
  2. 30-е – середина 60-х годов XX века — проблема принимает устойчивый и дисциплинарный характер.
  3. 60-е–конец 80–х годов XX века – создание концепции «нового советского человека».
  4. Конец 80-х – 90–е годы 20 века – усиление внимания к методологическим аспектам, открытие «новых» личностных граней. Также происходит систематизация имеющейся теории.

Педагогическая психология развития личности ребенка

Психология детского развития помогает раскрыть тонкости маленькой души, дает возможность реально оценить окружающий мир, увидеть себя в нем глазами ребенка, раскрыть внутренний мир малыша, чтобы разобраться с неурядицами, помочь справиться с неудачами и правильно воспринимать радость.

Зная особенности психологии детей, родители и педагоги могут не только содействовать формированию личности, но и оказывать прямое влияние на нее.

Одна из главных проблем современности в педагогической психологии. Воспитание при этом является центральным фактором формирования личности ребенка, благодаря которому развиваются природные задатки и способности.

В общении ребенка со взрослыми происходит осознание своего «Я», а благоприятные условия воспитания, доброжелательное отношение, признание и положительное отношение необходимы для удовлетворения естественной потребности в одобрении.

Существующая педагогическая технология личностного развития детей имеет поэтапный характер. Происходит:

  • сбор данных по индивидуальным характеристикам самых маленьких;
  • планирование и работа с детьми по личностному развитию;
  • корректировка имеющихся проблем на социально-эмоциональном уровне.

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями.

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

Источник:
Психология развития личности человека
Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы. Роль и особенности возрастного развития личности в психологии. Современные проблемы в России.
http://sunhi.ru/psihologiya-lichnosti/

Учебник: Психология личности

Глава 1 общая характеристика социально-исторического образа жизни

При характеристике социально-исторического образа жизни как типичного вида жизнедеятельности социальной группы и общества на определенном этапе их развития выделяются характерные черты категории «образ жизни», а также связанные в психологии с пониманием образа жизни проблемы изучения личности.

1. Категория «социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

3. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества.

Идея о мотивообразующей функции социально-исторического образа жизни, будь то образ жизни всего общества или малой социальной группы, позволяет наметить путь к решению проблемы мотивации развития личности.

Рис. 8. Пример используемой в кросскультурных исследованиях дуалистической схемы взаимодействия между человеком, культурой и обществом. Слой 0 — внешний мир; слой 1 — расширенное общество и культура; слой 2 — непосредственно воздействующее общество и культура; слой 3 — интимное общество и культура; слой 4 — экспрессивные состояния сознания человека; слой 5 — неэкспрессивные состояния сознания человека; слой 6 — предсознательное; слой 7 — бессознательное (понятия «предсознательное» и «бессознательное» используются в интерпретации З. Фрейда; по Ф. Хсу, 1985)

Читать: Аннотация
Читать: П р е д и с л о в и е
Читать: Раздел i уровни методологии науки и проблема личности
Читать: Глава 1 от феноменологии личности — к уровням методологии науки
Читать: Глава 2 проблема человека в марксистско-ленинской философии
Читать: Глава 3 системный подход — общенаучная методология изучения человека
Читать: Человек и его место в различных системах
Читать: Глава 5 движущие силы и условия развитиМетодологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности
Читать: Раздел ii индивидные свойства человека и их роль в развитии личности
Читать: Глава 1 характеристика индивидных свойств человека
Читать: Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности
Читать: Глава 2 органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личносГлава 3 проблемы исследования индивидно-типическнх свойств человека
Читать: Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий
Читать: Глава 4 развитие возрастно-половых свойств индивида в онтогенезе личности
Читать: Раздел iii социально-исторический образ жизни –источник развития личности
Читать: Глава 1 общая характеристика социально-исторического Глава 2 социотипическое поведение личности в истории культуры
Читать: Социогенетические истоки развития личности
Читать: Направленность проявления идентичности
Читать: Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности
Читать: Глава 3 уровни межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности
Читать: Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя»
Читать: Глава 4 содействие — основа социализации личности
Читать: От содействия — к самоконтролю поведения личности
Читать: Три грани социализации личности
Читать: Раздел iv индивидуальность личности и ее жизненный путь
Читать: Глава 1 общая характеристика индивидуальности
Читать: Глава 2 мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика
Читать: Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности
Читать: Глава 3 мотивация развития индивидуальности
Читать: Три подхода к изучению мотивации индивидуальности
Читать: Глава 4 психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности
Читать: Периодизация психического развития
Читать: Глава 5 личность и характер
Читать: О клиническом подходе к изучению характера
Читать: Динамический подход к изучению характера
Читать: Глава 6 методические приемы прикладной психологии личности
Читать: Психологический объект воспитания
Читать: Методический принцип прерывания деятельности
Читать: Глава 7 самоосуществление индивидуальности — условие и цель развития общества
Читать: Специфика личностного выбора
Читать: Феномен «игры стилями»
Читать: Черты самоактуализирующейся личности
Читать: Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие
Читать: Заключение

Источник:
Учебник: Психология личности
В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества.
http://uchebnik.biz/book/216-psixologiya-lichnosti/20-glava-1-obshhaya-xarakteristika-socialno-istoricheskogo-obraza-zhizni.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES