Психология игры

ПСИХОЛОГИЯ GOOD — практическая и аналитическая психология

ПСИХОЛОГИЯ GOOD — практическая и аналитическая психология

Психология игры. Понятие игра в психологии

ИГРА — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоение общественного опыта, который фиксирован в общественных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.

Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности, а также отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Для осуществления в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными актами, чем оперативными приемами. Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей.

Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Из этой особенности игры, вытекает то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Поскольку в игре существенны не абстрактные свойства предмета, а отношение человека к предмету, изменяются требования, предъявляемые к предмету. Во-первых, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и во-вторых, оперирование данным предметом должно быть доступно для ребенка

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ GOOD — практическая и аналитическая психология
Психология игры. Понятие игра в психологии.
http://goodworkstudios.ru/ponyatiya-psychology/162-game-psichology.html

Психология игры

Об историческом возникновении ролевой игры

Из истории игрушки

Центральным для теории ролевой игры явля­ется вопрос о ее историческом происхождении — это и есть вопрос о ее природе.

Ведя борьбу за материалистическое понима­ние происхождения искусства, Г. В. Плеханов по­путно затрагивает и вопрос об игре: “Решение вопроса об отношении труда к игре или, если хотите, игры к труду в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства” (1958, с. 336). Вместе с тем Г. В. Плеханов выдвигает ряд по­ложений, которые являются основными и для ре­шения вопроса о происхождении игры.

Важнейшим является его положение о том, что в истории человеческого общества труд стар­ше игры. “Сначала настоящая война и создава­емая ею потребность в хороших воинах, а потом уже—игра в войну для удовлетворения этой потребности” (там же, с. 342). Это положение, как указывает Плеханов, дает возможность по­нять, почему игра в жизни индивидуума предше­ствует труду. “. Если бы мы не пошли дальше точки зрения индивидуума, — пишет Плеханов, — то мы не поняли бы ни того, почему игра является в его жизни раньше труда; ни того, почему он забавляется именно этими, а не какими-нибудь другими играми” (1958, с. 343) Игра, в свете этих положении Плеханова, пред­ставляется деятельностью, возникающей в ответ на потребности об­щества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать.

Для того чтобы ответить на вопрос, при каких условиях и в свя­зи с какими потребностями общества возникает ролевая игра, не­обходимо было бы историческое исследование.

В советской психологии первым вопрос о необходимости исто­рического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е. А. Аркин “Только на фактическом материале, почерп­нутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая’ педагогическая практика”. “История детской игры и детской игрушки” — продолжает Е. А. Аркин , — должна служить фундаментом для построения их теорий” (1935, с 10).

Мы привели эти большие выдержки из работы Е. А. Аркина для того, чтобы показать, как историческое лишь по видимости исследование привело автора к антиисторическим выводам. Сравнив игрушки детей первобытных обществ и археологические игрушки сравнительно недавнего исторического прошлого с игрушками современных детей, автор не нашел в них ничего специфического. И там и здесь одни и те же игрушки и одно и то же употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры.

Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е. А. Аркин видит в том, что “дитя человеческое, как и его игрушки, проявля­ет свое единство в единстве человеческих черт развития” (там же, с. 49). Е. А. Аркину понадобилось утверждение об исторической неиз­менности игрушки для доказательства положения о том, что с возникновением homo sapiens дети во все эпохи — от самых древних и до настоящего времени- появлялись на свет с одинаковыми возможностями. Да, это несомненно так. Но один из парадоксов раз­вития детей и заключается в том, что, приходя в этот мир с одинаковой мерой беспомощности и одинаковыми возможностями, они проходят в обществах, стоящих на разных уровнях производства и культуры, совершенно различный путь развития, достигая и разными путями и в разное время своей социальной и психологической зрелости.

Положение Е. А. Аркина о неизменности игрушки в ходе истори­ческого развития общества логически приводит нас к выводу, что игрушка отвечает каким- то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Это в корне противоречит верному положе­нию Г. В. Плеханова, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. Совершенно естественно, что и игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением в той или иной упрощенной, обобщенной и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста.

Е. А. Аркин покидает историческую точку зрения и становится, выражаясь словами Г. В. Плеханова, на точку зрения индивидуума. Но такая точка зрения не может нам объяснить почему дети играют в те или иные игры и используют в своих играх те или иные игрушки. В настоящее время общепризнано, что игра детей по своему содержанию теснейшим образом связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Как же может быть, чтобы игра детерминировалась в своем содержании жизнью обще­ства, а игрушка- этот необходимый спутник всякой игры- не име­ла никакого отношения к жизни общества и отвечала каким- то не­изменным природным особенностям ребенка?

Полученные Е. А. Аркиным выводы из его сравнительного исто­рического исследования прежде всего противоречат фактам. Дет­ская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка этого общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомо­били, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные мате­риалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования и т. п. Е. А. Аркин в ущерб фактам ищет единства там, где в глаза бросается явное различие. В этом изменении характера игрушек ребенка на протяжении человеческой истории наглядно отражена дей­ствительная история игрушки в ее причинной обусловленности ис­торией развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Правда, Е. А. Аркин пишет не обо всех игрушках, а об игруш­ках, называемых им изначальными игрушками, к которым он отно­сит:

а) звуковые игрушки- трещотки, жужжалки, бубенцы погремушки и т. д.;

б) двигательные игрушки- волчок, мяч, змей, примитивные ва­рианты бильбоке;

в) оружие- лук, стрелы, бумеранги и т. д.;

г) образные игрушки- изображения животных и куклы;

д) веревочку, из которой делают различные, порой самые за­мысловатые фигуры. Прежде всего необходимо отметить, что и так называемые из­начальные игрушки имеют свою историю возникновения. Совершен­но очевидно, что лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охо­ты. До появления орудий труда, требовавших для своего употребления вращательных движений, никаких игрушек, приводимых в движение этим способом (жужжалки, волчки), не могло быть.

Для анализа процесса возникновения каждой из “изначальных игрушек” следовало бы провести специальное историческое иссле­дование, и тогда стало бы ясно, что они вовсе не “изначальны”, а возникли на определенных ступенях развития общества и что их возникновению предшествовало изобретение человеком соответст­вующих орудий труда. История возникновения отдельных игрушек могла бы быть в таком исследовании представлена как отражение истории орудий человеческого труда и предметов культа.

Все игрушки которые Е. А. Аркин относит к “изначальным” в действительности являются продуктом исторического развития. Од­нако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезли вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Лук и стрелы давно ис­чезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, изображениями которых они являются, и это произ­водит впечатление их неизменности. Такие игрушки действительно как бы застыли в своем развитии и сохранили свой первоначальный облик. Однако у этих игрушек отсутствует история только при внеш­нем, чисто феноменологическом рассмотрении их как физических предметов.

Если же рассматривать игрушку в ее функции, то можно с пол­ной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игруш­ки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка.

Исследование исторического изменения игрушек представляет довольно трудную задачу: во-первых, археологическая игрушка ни­чего не говорит исследователю об ее употреблении ребенком; во-вторых, в настоящее время некоторые игрушки, даже у народов, стоящих на наиболее низких уровнях общественного развития, по­теряли непосредственную связь с орудиями труда и предметами оби­хода и утратили свою первоначальною функцию.

Приведем лишь несколько примеров. На ранних ступенях раз­вития общества человек пользовался для добывания огня трени­ем одного куска дерева о другой. Непрерывное трение лучше всего обеспечивалось вращением, которое и достигалось посредством при­способлений в виде разнообразных дрелей. У народов Крайнего Се­вера для крепления нарт необходимо было просверливание много численных дыр. Сверление тоже требовало непрерывного враще­ния. По свидетельству А. Н. Рейнсон- Правдина (1949), маленькие деревянные дрели с примитивным устройством смычка- из палоч­ки со шнурком, которые могут приводить в движение дети и до сих пор бытуют среди детских игрушек народов Крайнего Севера. Обучение непрерывному вращению являлось необходимым, так как владеющий этим навыком ребенок легко овладевал орудиями труда требовавшими этого навыка.

Такое обучение могло производиться не только на маленькой модели дрели, но и на ее видоизмененных вариантах. Видоизмененны­ми вариантами дрели являлись кубари, которые есть не что иное, как дрель, приводимая в движение не лучком, а пальцами Так, ес­ли снять со стержня дрели ее лучок, то перед нами очутится простой волчок с несколько удлиненной палочкой .

Другим вариантом дрели являлись жужжалки, в которых непре­рывное вращение достигалось особым умением растягивать и отпускать закрученную веревочку. Таким образом, разнообразные кубари и жужжалки были видоизмененными дрелями, действуя с ко­торыми дети приобретали технические умения производить враща­тельные движения, необходимые для работы с дрелью. Игрушка и деятельность ребенка с ней являлись на этом этапе видоизменением орудия труда и деятельности с ним взрослых людей и стояли в прямом отношении к будущей деятельности ребенка.

Прошли века, существенно изменились орудия и способы добы­вания огня и сверления дыр. Кубари и жужжалки не стоят уже больше в прямом отношении к труду взрослых и к будущей трудовой деятельности ребенка. И для ребенка они больше не являются уменьшенными дрелями и даже не изображают их. Кубари и жужжалки превратились из “образных игрушек” в “двигательные” или “звуковые”, по терминологии Е. А. Аркина. Однако действия с ни­ми еще продолжают поддерживаться взрослыми, и они еще бытуют среди детей. Действия с этими игрушками превратились из тре­нирующих определенные, почти профессиональные навыки в фор­мирующие некоторые общие двигательные или зрительно- двига­тельные функциональные системы.

Интересно отметить, что для того, чтобы вызвать и поддерживать манипулирование этими игрушками, приходится прибегать к специальным хитростям, изобретать гудящие и музыкальные волчки и т. п., т. е. придавать им дополнительные свойства. Можно предположить, что механизм, вызывающий и поддерживающий действия с этими, лишь по виду одинаковыми, игрушками принци­пиально изменился. Всегда эти игрушки вносятся в детскую жизнь взрослыми, показывающими действия с ними. Однако если раньше на стадии, когда эти игрушки были уменьшенными моделями ору­дий взрослых, действия с ними поддерживались отношением “иг­рушка- орудие”, то теперь, когда такого отношения нет, манипу­лирование ими поддерживается ориентировочной реакцией на новизну. Систематическое упражнение сменяется эпизодическим использованием.

Аналогичным образом происходит процесс развития игр с вере­вочкой. На той стадии развития общества, где завязывание узлов и плетение были существенными элементами трудовой деятельно­сти взрослых, эти упражнения, бытовавшие как среди детей, так и среди взрослых, поддерживались потребностями общества, были прямо связаны с плетением сетей и т. п. В настоящее время они вы­родились в чисто функциональные, развивающие тонкие движения пальцев, и развлекательные: встречаются чрезвычайно редко и не стоят в прямой связи с трудовой деятельностью взрослых.

Особенно ясно виден процесс изменения и развития па таких “изначальных игрушках”, как лук и стрелы. У охотничьих племен и народов, стоявших на относительно низких уровнях развития, лук и стрелы были одним из основных орудий охоты. Лук и стрелы становились достоянием ребенка с самого раннего возраста. Постепенно осложняясь, они становились в руках ребенка самым под­линным оружием, приспособлением для его самостоятельной дея­тельности, с помощью которого он может добывать маленьких зверьков (бурундуков, белку) и птиц, рассказывает А. Н. Рейнсон- Правдин (1948). Ребенок, стрелявший из лука в маленьких зверь­ков и птиц, сознавал себя будущим охотником, таким же, как его отец; взрослые смотрели на стреляющего из лука ребенка как на будущего охотника. Ребенок овладевал луком, и взрослые были крайне заинтересованы в том, чтобы ребенок владел этим орудием в совершенстве.

Но вот появилось огнестрельное оружие. Лук по прежнему ос­тается в руках детей, но теперь действие с ним уже непосредственно не связано со способами охоты, и упражнения с луком используют­ся для развития некоторых качеств, например меткости, необходи­мых охотнику, пользующемуся и огнестрельным оружием. В ходе развития человеческою общества охота уступает свое ведущее ме­сто другим видам трудовой деятельности. Дети все реже пользу­ются луком как игрушкой. Конечно, и в нашем современном обще­стве можно встретить лук и некоторые дети могут даже увлекать­ся стрельбой из него. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занима­ли в жизни ребенка общества первобытных охотников.

Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. Ошибка Е. А. Аркина и заключается в том, что он изолировал исто­рию игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Допустив такую ошибку, Е. А. Аркин пришел к антиисторическим выво­дам, не подтверждающимся фактами из истории игрушки.

2. Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности

Вопрос о возникновении ролевой игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших для исследования. Для такого исследования необходимы, с одной стороны, данные о месте ребенка в обществе на различных ступенях исторического развития, с другой- данные о характере и содержании игр детей на этих же исторических этапах. Только из соотнесения жизни ребенка в обществе с его играми можно понять природу последних.

Источник:
Психология игры
Об историческом возникновении ролевой игры Из истории игрушки Центральным для теории ролевой игры явля­ется вопрос о ее историческом происхождении — это и есть вопрос о ее природе.
https://studfiles.net/preview/5576119/

Психология покера

Игра в покер выстроена на основе не только математических и логических, но также и психологических законов. К понятию «психология игры в покер» можно отнести всевозможные поведенческие реакции, а также любые перемены эмоционального и психологического характера, с которыми сталкиваются покеристы в ходе сессии.

Именно разнонаправленность векторов покера требует от профессионального игрока не только знания правил, умения просчитывать вероятности и владения логическим мышлением, но и понимания основ человеческой психологии. Успешный покерист должен иметь развитую интуицию, выстраивать грамотную стратегию, уметь читать противника, влиять на его процесс принятия решений и анализировать собственное поведение за столом с точки зрения психологии.

Чем дольше игрок знаком с покером, тем очевиднее для него становится тот факт, что психология покера является одной из важнейших частей игры, понимание которой освобождает покериста от неприятных неожиданностей за столом. Новичкам чаще всего кажется, что покерная психология слишком сложна для освоения, а потому они предпочитают овладеть базисными навыками ABC-стратегии и даже не пытаются разобраться в этом вопросе глубже. Спешим заверить, что такой подход, хотя и может успешно применяться на начальных этапах игры, в долгосрочной перспективе будет лишь отнимать ваши деньги. На сайте Poker House представлен ряд коротких и понятных уроков, помогающих быстро разобраться в особенностях покерной психологии онлайн и оффлайн сражений. Ознакомьтесь с материалами раздела, и вы поймёте, что на самом деле покорить психологическую сторону игры куда проще, чем может показаться на первый взгляд.

Вся психология покера и связанная с ней стратегия делится на 2 основных подраздела:

  • собственная психология покериста;
  • психология оппонента.

К первому подразделу относится анализ и понимание собственных психологических блоков и особенностей. Именно благодаря умению понимать собственные теллсы, а также с помощью нехитрых правил борьбы в тильтом можно существенно усовершенствовать свою игру. Психология игрока в покер в данном случае понимается как нечто вроде сеанса самостоятельного психоанализа, а потому этот подраздел покерной психологии разумнее всего было бы условно озаглавить, как «Самоконтроль». Здесь будут рассматриваться такие темы, как:

  • ваша читаемость для оппонентов;
  • важность создания индивидуального имиджа за столом;
  • необходимость изменения линии розыгрыша в ходе сессии;
  • способы преодоления тильта;
  • контроль тайминга принятия решений и т.д.

Ко второму же подразделу психологии покера относится возможность и умение игрока определять теллсы противников и использовать полученные знания с личной выгодой. Понимание мотивов и привычек оппонентов позволяет просчитывать действия за столом на несколько ходов вперёд и выигрывать без особого труда. Условно этот подраздел покерной психологии можно озаглавить «Умение читать противника». Здесь будут рассматриваться такие понятия, как:

  • определение психологического состояния оппонента по внешним признакам;
  • определение характера противника;
  • запись нотсов;
  • уровни мышления и т.д.

Изучение уроков Poker House поможет вам не только совладать с самоконтролем, но также позволит научиться быстро и эффективно анализировать жесты, поведение, речь и взгляд соперника.

Важность изучения психологии покера зачастую остаётся бесспорной для большинства игроков оффлайна, а вот любители онлайна нередко считают эту часть обучения излишней, что совершенно напрасно. Покер – это всегда игра с неполной информацией, а ограничивая себя использованием исключительно логико-математического подхода, любой покерист будет лишь повышать дисперсионность своих сессий и терять лишние деньги.

Конечно, в живой игре мы можем анализировать визуальные проявления эмоций оппонента, тогда как в онлайне мы ограничены лишь статистическими данными, однако и этого зачастую может быть вполне достаточно, чтобы успешно применять выигрышную психологическую стратегию.

Психология онлайн покера строится на понимании частоты совершения оппонентом тех или иных мувов и запоминании его реакции на различные исходы схваток. В этом смысле психология игры в покер онлайн становится ничем иным, как подсчётом статистики на максимально длительных дистанциях, однако некоторые игроки владеют таким уровнем мастерства, что могут вычислять тильт незнакомого соперника даже по незначительным изменениям уровня его агрессии и другим малозаметным признакам. Кроме того, знакомство с основами психологии помогает онлайн покеристам выигрывать гораздо чаще, эффективно блефуя и создавая определённый имидж за столом и правильно разыгрывая руки.

Совершенствуйтесь вместе с Poker House и покерная психология скоро станет вашим надёжным помощником на пути к овладению профессиональным уровнем игры в покер.

Источник:
Психология покера
Играй в покер профессионально ¦ Бесплатные видео-уроки по психологии покера на Pokerhouse ? Бесплатная и простая регистрация ? Стань профессионалом!
https://pokerhouse.ru/psihologiya-pokera

Рабочая программа дисциплины «Психология игры» Составитель: доцент кафедры

Рабочая программа дисциплины «Психология игры» Составитель: доцент кафедры

министерство образования и науки российской

Кафедра управления системой образования

Рабочая программа дисциплины

Составитель: доцент кафедры

1. Цели дисциплины – «Психология игры» является дисциплиной специализации в общей системе высшего психологического образования.

2. Задачи дисциплины

Студент, завершивший изучение дисциплины «Психология игры », должен знать:

4. В качестве итогового контроля могут выступать тестовые задания, контрольные работы, рефераты. Контроль за усвоением знаний студентов целесообразно осуществлять на протяжении всего процесса обучения: на лекциях и, особенно, на семинарских занятиях. Предполагается использование и компьютерных технологий для проверки знаний и умений студентов.

Распределение часов дисциплины «психология игры» по темам и видам работ для специальности «психОлогия»

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия (час.), в том числе

Психология игры как область психологического исследования

Теории игры в зарубежной и отечественной науке

Развитие предметных действий и общения со взрослыми на 1м году жизни

Развитие предметной игры и освоение пространства в раннем детстве

Освоение пространства дома и улицы в играх дошкольников

Организация игрового пространства ребенка

^ Тема 1. Психология игры как область психологического исследования

Введение в психологию игры. Многозначность понятия «игра». Понимание игры в работах Ф. Бойтендайка, Е.А. Покровского, Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта. Динамика игровых форм деятельности в процессе развития человека. Детская игра и игра в мире взрослых: сходство и различие. Своеобразие игры как особой деятельности ребенка. Методологические принципы исследования игры. История игрушки. Игрушка как схематизированный предмет из мира взрослых. Эволюция игрушки в процессе развития человеческого общества. Классификация игрушек.

Ключевые слова: развитие, психика, подходы, движущие факторы, социальное, среда, игровые формы

Вопросы к лекции

Понятие «игра». Связь игры и искусства в человеческой культуре.

Историческое происхождение игры.

Проблема инкультурации и игра.

Влияние общества на содержание детских игр.

Проанализируйте значение слова «игра» в различных языковых контекстах.

В чем заключается своеобразие игровой деятельности?

Охарактеризуйте основные методологические принципы исследования игры, разработанные Д.Б. Элькониным.

Назовите единицу анализа игровой деятельности.

Сравните процесс инкультурации и специфику детских игр в начале и конце 20 века.

Приведите примеры игровой деятельности детей в различных культурах.

Приведите примеры, показывающие роль игры в социальном созревании ребенка.

^ Тема 2. Теории игры в зарубежной и отечественной науке

Понимание игры в теории В. Шиллера и Г. Спенсера. Теория «отдыха». Учение К. Гросса об игре и его модификации. Теория игры Ф. Бойтендайка и отношение к ней со стороны отечественных и зарубежных психологов. Концепция возникновения игры В. Штерна. Исследования З. Фрейда и развитие детской игры. Взгляды на природу детской игры К. Левина и Ж. Пиаже. И. Хейзинга « Homo Ludens ». Жизненные сценарии и игры взрослых людей – Э. Берн.

Ключевые слова: культурно-исторический, развитие, период, деятельность, психическое новообразование, критический, стабильный, кризис, сензитивный.

Вопросы к лекции

Исследования игры в работах зарубежных психологов.

П. Блонский о развитии и становлении игры.

В.В. Зеньковский о роли игры в социальном созревании ребенка.

Основные положения теории игры Л.С. Выготского.

Социальная природа ролевой игры и концепция Д.Б. Эльконина

Вопросы для самоконтроля

1. Сделайте сравнительный анализ концепций игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка.

В чем видит В.В. Зеньковский основные функции игры?

Значение теории Л.С.Выготского для понимания периодизации психического развития ребенка.

Тема 3. Развитие предметных действий и общения со взрослыми на первом году жизни.

Ключевые слова: младенчество, эмоциональное общение, близкий взрослый, познание, движение, речь, предметное действие

Вопросы к лекции

Становление предметных действий в первом полугодии жизни.

Общение с взрослыми как основа развития игровой и предметной деятельности в младенчестве.

Ситуативно-деловое общение как новая форма взаимодействия в младенческом возрасте.

Основные характеристики ситуативно-личностного общения младенца со взрослым.

Как и почему младенец начинает выделять и ощущать самого себя?

В чем заключается роль взрослого в формировании целенаправленных предметных действий ребенка?

Каковы главные изменения в предметной деятельности детей и в их общении со взрослыми во втором полугодии жизни?

^ Тема 4. Развитие предметной игры и освоение пространства в раннем детстве

Формирование предметных действий в раннем детстве. Открытие ребенком функции предметов и способов их использования и роль взрослого в этом процессе. Характеристика типичных игр и занятий детей в раннем возрасте и их влияние на развитие психических процессов. Совместная игра ребенка и взрослого и формирование игровых замещений. Отделение действия от предмета как основное условие переноса значения одного предмета на другой. Основные характеристики процессуальной игры: одноактные действия, их непоследовательность и стереотипность. Изменение характера игры на третьем году жизни: усиление игровой мотивации, изменение структуры игровых действий, активизация работы воображения и первое проявление творческого начала. Необходимый набор игрушек и предметов для игр и занятий ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: предметно-манипулятивная игра, предмет, речь, познавательные процессы, чувство Я, знаковая функция, самостоятельность, ситуативность, эмоциональность, взаимодействие, пространство

Вопросы к лекции

Разделение предметной и игровой деятельности детей раннего возраста.

Анализ типичных игр детей в раннем детстве.

Появление игровых замещений.

Процессуальная игра в раннем детском возрасте.

Игрушки и предметы, стимулирующие психическое развитие ребенка 1 – 3 лет.

Формирование модели мира через лингвистическое пространство языка.

Особенности русской культуры освоения мира.

Песни как понятийно-образная система опоры для мировосприятия ребенка.

Освоение домашнего пространства в раннем детстве.

Стадии развития детского рисунка.

Психологический анализ детского рисунка.

Охарактеризуйте специфику предметно-манипулятивной игры.

Какие необходимые условия должны быть обеспечены в этом возрасте для освоения ребенком общественного назначения предметов.

Каково значение речи для психического развития? Предположите, каким может быть развитие ребенка, его мышления в ситуации отсутствия речевого общения.

Какова роль изобразительных видов деятельности (рисования, лепки) в психическом развитии ребенка в раннем детстве?

5. Подберите примеры фольклорных текстов, описывающих формирование образа телесного Я в младенчестве.

Основная литература: 4, 5, 8, 12, 15, 17

^ Тема 5. Освоение пространства дома и улицы в играх дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Влияние игры на формирование и развитие личностных механизмов поведения и психических новообразований возраста. Социальный характер ролевой игры. Ролевое действие как основная единица игровой деятельности. Понятие сюжета и содержания игровой деятельности. Изменение содержания ролевой игры с возрастом: от предметных действий младшего дошкольника – к проигрыванию ролей и отношений между людьми в среднем дошкольном возрасте и от него – к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения между людьми в играх старших дошкольников.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социальные отношения, символическая функция, идентификация, рефлексия, познавательное развитие, характер, общение, самооценка

Вопросы к лекции

Общая характеристика игры дошкольника.

Особенности сюжетной игры младшего дошкольника.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

Мотивы игровой деятельности. Значение роли и воображаемой ситуации для развития игровой мотивации.

Игры с правилами и их значение для развития дошкольника.

Особенности отношения дошкольника к пространству дома: «таинственные» места, «сокровищницы», «тайники».

Освоение пространства двора и «запретных» мест.

Гендерные особенности освоения территории в процессе детских игр.

В чем заключается социальная природа ролевой игры дошкольника?

Проанализируйте влияние игры на развитие произвольности дошкольника.

Определите основные причины конфликтов в зависимости от содержания игры на разных этапах дошкольного возраста.

Проанализируйте принципы создания «сокровищниц» и «тайников» в зависимости от пола ребенка.

Назовите основные функции детских «секретов».

Охарактеризуйте возрастную динамику освоения территории.

Составьте психологическую характеристику мест, которые посещают дети.

^ Тема 6. Роль сказки в развитии личности ребенка. Диагностические и терапевтические возможности использования сказки

Родной язык как средство формирования пространственного сознания ребенка. Материнский фольклор: колыбельные, потешки, пестушки, приговорки – его значение в формировании образа мира ребенка. Классификация народной сказки В.Я. Проппа. Рассмотрение и анализ сказок с точки зрения основных психологических направлений: бихевиоризма, трансактного анализа, аналитической психологии, психоанализа, юнгианской психологии, гипнотических техник.

Ключевые слова: сказка, мотивы, идентификация, самопознание, символизм, проекция, сказкотерапия, психодиагностика

Вопросы к лекции

Виды и формы народного творчества, предназначенного для детей.

Типология народной сказки.

Возрастные особенности восприятия сказки.

Символизм волшебной сказки.

Использование сказки как проективного метода исследования.

Основные способы психодиагностики с помощью сказки.

Сказкотерапия и особенности ее применения.

Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.

Выберите сказку и проанализируйте ее с точки зрения различных психологических подходов.

Придумайте сказку, используя необходимые составляющие ее структуры

Перечислите основные функции в сказке.

Назовите психологические особенности использования сказки как проективного метода.

Проанализируйте сходство и различие между сказкой и другими проективными методами психодиагностики.

Выберите сказку и проведите ее психологический анализ.

^ Тема 7. Организация игрового пространства ребенка

Детская комната, особенности ее организации и оборудования в зависимости от возраста и пола ребенка. Возрастные особенности подбора игровых материалов для детей первого года жизни, детей 1-3 лет, дошкольников, младших школьников. Основные требования и критерии подбора игрушек: безопасность, полифункциональность, разнообразие форм, цветов, размеров.

Ключевые слова: игровое пространство, игровые материалы, «сокровищницы и тайники», полифункциональность предмета, гендерные игры

Вопросы к лекции

Вопросы для самоконтроля

Основная литература: 2, 5,6, 9,14,17

III. Примерный перечень вопросов к зачету

Понятие игры в психологии.

Социальная природа ролевой игры.

Основные психологические подходы к изучению игровой деятельности.

Концепция детской игры Д.Б. Эльконина

Развитие игровых действий ребенка на первом году жизни.

Игры детей раннего возраста.

Символические замещения в детской игре.

Развитие сюжетных игр в младшем дошкольном возрасте.

Детский рисунок и этапы его развития.

Ролевая игра дошкольников.

Сюжет и содержание детских игр.

Значение игры для развития произвольности в дошкольном возрасте.

Игры с правилами как высшая форма игры дошкольников.

Детская субкультура и формы ее проявления в дошкольном возрасте.

Психологические особенности восприятия сказки.

Развивающие игры и упражнения.

Игровая терапия и возможности ее применения.

Особенности игровой деятельности в мире взрослых.

Игровая зависимость и возможность ее коррекции.

^ IV. Учебно-методическое обеспечение курса

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Пер. с англ. – СПб.: Лениздат,1992. – 400с.

Гамезо М.В., Герасмова В.С., горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 272 с.

Детская психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов/Под ред. Л.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 398 с.

Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995 – 347с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2003. – 144с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2003. – 208с.

Крайг Грэйс. Психология развития. – СПБ.: Питер, 2000. – 992 с.

Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005, — 216 с.

О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 386с.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – 442 с.

Оклендер В. Окна в мир ребенка Пер. с англ. – М.: «Класс», 1997. – 336с.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: «Питер», 2007. – 288с.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2003. – 152с.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384с.

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: «Класс», 2004. – 160с.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – В 2х кн. – ООО Апрель Пресс, 2000. – 768с.

Экслайн В. Игровая терапия/ Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, 2007. – 480с.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360с.

Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности// Вопросы психологии, 2001. -№3.

Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. петровского. – М.: Просвещение, 1997. – 324 с.

Волков Б.С., Волков Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.: Тривола, 1996. – 160 с.

Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии, 1992. — №1.

Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003. – 254 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л. С. выготского – вклад в мировую психологию XX столетия// психологический журнал. – 2001. — №4.

Менчинская Н. А. Страницы дневника развития дочери// Вопросы психологии, 1995. — №3.

Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. – 352 с.

Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве// Вопросы психологии, 1992. — №5.

Пантина Н.С. Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности для развития дошкольника// Вопросы психологии, 1994. — №4.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 182.

Полуянов В.А. Проблемы девиантного поведения подростков, 1998. -№6.

Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 2007. – 272 с.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. Ильясова. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.; Воронеж. – 2002. – 416 с.

Источник:
Рабочая программа дисциплины «Психология игры» Составитель: доцент кафедры
Тип: Рабочая программа; Размер: 317.86 Kb.; Учебно-методический комплекс предназначен для фундаментальной психологической подготовки студентов-психологов. Вней отражен обязательный минимум содержания учебной дисциплины «Психология игры»
http://rudocs.exdat.com/docs/index-259497.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES