Психология и этика

Лавриненко В

Лавриненко Владимир Николаевич — доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Автор более 100 научных трудов, известных в России и за рубежом, в том числе таких популярных учебников для вузов, как «Философия», «Политология», «Концепции современного естествознания» и др.

Соавтор: Ратников В.П.

Предыдущие издания подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.

Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной.

Основная цель учебника — помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.

Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений.

Источник:
Лавриненко В
Лавриненко Владимир Николаевич — доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Автор более 100 научных трудов, известных в
http://www.koob.ru/lavrinenko_v_n/

Психология и этика

Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как "общая психология", "социальная психология", "конфликтология", "психология управления", "психология и этика делового общения" и др.

Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание "культурного и образованного" и как следствие этого — на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.

В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить — прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы — это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура — это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура — это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.

Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое — для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.

Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

Главное в общении — не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания — это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность — это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь — значит быть свободным, уметь — значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья — отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний — прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.

В конце каждого раздела приведен перечень вопросов, который может быть использован как для повторения материала с целью его лучшего усвоения, так и для проведения семинаров, коллоквиумов.

Кроме того, в конце каждого раздела указан список основной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения с целью углубления знаний по пройденному материалу, использования при подготовке рефератов, докладов, выступлений.

В конце курса лекций приведен библиографический список литературы, в той или иной мере использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь студентам и слушателям в ходе самостоятельной работы над основными вопросами курса.

В целом ряде лекций приведены тесты и опросники, специально подобранные в соответствии с содержанием изученного материала, а в последнем разделе книги даны "ключи" и интерпретация тестов.

Завершает издание краткий словарь основных психологических терминов. Его задача — ввести емкие определения основных научных понятий курса и помочь студенту, слушателю в их усвоении.

Источник:
Психология и этика
Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/1.htm

Психология и Этика

Первый подход к этике: Обложить себя моральными запретами, чтобы сказать: «я хороший, потому что не позволяю себе того-то и того-то», чтобы потом и от других потребовать, чтобы аналогичными запретами себя обложили. Чтобы можно было сказать другим, тем, кто этого не хочет: «вы плохие и не имеете права на место под солнцем и должны это место под солнцем мне уступить». Или чтобы выпрашивать себе уступки по причине слабости, мол «добрые» должны слабым уступать. Есть религии, которые к этому располагают, не правда ли?

Заблудшие души не знают о другом подходе: Быть бдительным. Обнаружив себе, что движим страхом, сказать себе: страх мне не указ, я сам выбираю свой путь. Обнаружив в себе, что управляем ленью, сказать себе: лень не будет меня вести. И так далее. Этот путь выбирают те, кто игру с жизнью пока не проиграл и проигрывать не собирается.

К проигрышу ведут пути, которые как будто проще — уступать страху, лени, жадности и так далее. Те, кто уступают пороку, делают свой выбор и отвечают за него, и то, что своего выбора они предпочитают не осознавать, только ухудшает их положение.

Поясню на примере: Человек увидел в себе трудоголика, как лентяя, который готов бесконечно и тупо работать, чтобы только не делать немного по-настоящему творческой, эффективной, как будто трудной работы. Как враля, который изображал из себя добросовестного труженика, не будучи таковым. Как труса, который пасует перед нестандартными задачами и отрицательными состояниями, в которые впадает, как только за эти задачи берется. И сказал себе: не буду больше лентяем, вралем и трусом. С этого момента его душа начинает трудиться — он становится другим, и перед ним открываются новые возможности.

На путь вора и паразита человек не станет, если в его душе Этик имеет какие-то полномочия, потому что путь паразита для души гибельный. И речь тут не о загробной жизни идет. И на путь манипулятора он не встанет по той же причине.

Этику дано прямое восприятие, интуитивное, а Психолог сможет показать, как именно душа вора или манипулятора идет к развалу. Как меняется отношение к людям, как меняется язык, как меняется самоё мышление!

К примеру, можно делать бизнес по схеме взять в долг, пообещав вернуть с процентами, что бы ни случилось, а когда придет время отдавать — не отдавать. Можно играть на чужие деньги. Если выиграл – отдал долги. Если проиграл – оформил банкротство. Банки этим занимаются, не так ли? Если все банки разорились в результате кризиса, закономерно вытекавшего из такого рода игр, то попросить деньги у государства, оплатив госчиновникам откат. Только вот личностная деградация и необходимое условие, и непременное следствие такой игры.

Психология, которая не выводит на этический уровень понимания вещей, на определяющий уровень — пустая трата времени. А те, кто думают, что можно, оставаясь трусом, лентяем, вралем, вором жить полноценной жизнью, и что психологи их могут этому научить, находятся на неверном пути.

Именно с таким запросом западные люди, а теперь и россияне, приходят часто к психологам. Я хочу остаться той же свиньей, которой всегда и был, но хочу быть успешным. Увы, психологи могут взять деньги и пообещать всё что угодно, но этот путь тупиковый. Только на этическом уровне есть и понимание сути вещей, и способность мотивировать себя, которая суть главное в любом деле.

Источник:
Психология и Этика
Первый подход к этике: Обложить себя моральными запретами, чтобы сказать: «я хороший, потому что не позволяю себе того-то и того-то», чтобы потом и от других потребовать, чтобы аналогичными
http://shalnov.ru/7-005.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES