Психология дружбы

Психология: дружба

Дата добавления: март 2006г.

Что такое дружба?

Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.

Общение — это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируютсямежличностные взаимоотношения (МО). При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают МО. Важнейшая черта МО — их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувст, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.

Если углублятся в МО, то столкнемся с более личностным общением, например, с интимно-личностным. Это соучастие партнеров в проблеммах друг друга, возможность разделить с другими свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактулизация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения -дружба и любовь.

В данной работе хотелось бы рассмотреть, что же такое дружба, какие бывают дружеские отношения, её разновидности: виды и типы, как понимали и оценивали дружбу литераторы. Сначала рассмотрим элементы психологии дружбы: атракция, эмпатия, так как в дружеских отношений они являются главными организующими.

Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиями межличностной атракции. Слово «атракция» обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие «межличностной атракции» определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; 2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему; 3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствую-щие возникновению и развитию диадических (парных) отно-шений;

4. объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).

В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:

2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;

3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы; 4) свойство психотерапевта.

Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: «Эмпатия — воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу».

В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными.

Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта — это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.

Прежде всего слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.

Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинстве случаев слово «дружба» имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.

Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья — это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой — враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, — друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты — товарищами, фашисты — камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с «утилитарной» дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому. Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Что же в таком случае понимаем мы под словом «дружба»? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: «Друг — это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства». Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств.

Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рамссмотрим только юношескую и взрослую.

Юность — период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д.

В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье — это когда тебя понимают», — говорит юный герой фильма «Доживём до понедельника».

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна. И выраженна эмоциональность не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговорённости, недомолвках, которые подросток при всём желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончайшие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя. Этот «пустой» разговор психологически важнее и значительнее «содержательной» светской беседы о высоких материях. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижаeт эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

В юности дружба, как мы видели, занимает привилегированное, даже монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение.

Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное завершение формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностей.

Также меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям — один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное.

Духовная дружба- взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.

Творческая дружба — это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.

Будничная дружбаможет существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа. Врачи, например, чаще всего дружат с врачами.

Источник:
Психология: дружба
Дата добавления: март 2006г. Что такое дружба? Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека. Общение — это
http://www.2vg.ru/psixologiya/psixologiya_druzhba_-_referat.html

Психология дружбы

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник:
Психология дружбы
Психология: дружба, карьера, психология отношений, развитие личности
http://www.woman.ru/psycho/career/forum/

Психология дружбы

Три раздела книги, содержащие описание и анализ античной дружбы, рыцарского и романтического дружеских канонов и современных дружеских отношений, сделанные с привлечением огромного фактического материала, представляют собой завершенные аналитические этюды, относящиеся к определенным историческим эпохам. Однако завершенность не мешает их внутренней взаимосвязанности и последовательности. В каждой из них представлены специфические формы и черты дружбы людей конкретной эпохи, которые не свойственны дружбе на иных этапах исторического развития человеческого общества (кровно-родственная дружба древних, мужские союзы в архаичных

культурах и т. д.; понимание дружбы как исключительно мужского отношения, приоритет ее перед любовью и семейными отношениями; слитность до определенного периода чувственных и духовных сторон и экспрессивных и инструментальных функций и т. д.). Но значительно больше внимания автор уделяет тем сюжетам, которые характерны для всех эпох, прослеживая их зарождение, развитие и трансформацию в различных условиях: дружба и приятельство, дружба и любовь — изменение их содержания, функций и соотношения; инструментальные и экспрессивные компоненты дружеских отношений — генезис их объективного значения и. субъективной значимости; представления о дружбе —их трансформация и стабильные элементы в них и т. д.

Характеристика дружбы в историко-культурном аспекте дала автору возможность очень обоснованно опровергнуть стереотипы обыденного сознания, согласно которым происходит оскудение человеческих чувств, охлаждение отношений между людьми и т. д. Она же позволила аргументированно отвергнуть концепции глобального процесса отчуждения и деиндивидуализации человека в современную эпоху, выдвигаемые некоторыми западными учеными.

Предпринятый в первой части книги анализ позволил автору утверждать, что «хотя урбанизация и научно-техническая революция серьезно влияют на характер межличностного общения, связанные с этим тенденции зависят прежде всего от социально-экономических, а также историко-культурных и психологических факторов. Последние особенно проявляют себя в такой форме межличностных отношений, как дружба» (с. ПО).

Во второй части книги И. С. Кон на основании широкого круга психологических исследовании, привлекая материал художественной литературы и другие данные, рассматривает объективные предпосылки и психологические механизмы дружбы, анализирует эволюцию дружеских отношений в связи с возрастом людей, выявляет соотношение дружбы и любви и связь характера дружеских отношении с типом личности. Уже этот перечень показывает, насколько сложны, тонки и актуальны проблемы, ставшие предметом исследования. Еще более сильное впечатление производит тот круг вопросов, который обсуждается на страницах книги в связи с этой проблематикой.

Раскрытие проблем, поставленных в книге, рассмотрение вопросов, в ней обсуждаемых, являют собой сочетание строгой научности с доступностью и своеобразной изящностью изложения, что делает чтение ее весьма поучительным и увлекательным. Автор проявляет большое уважение к читателю, предлагая ему не просто сумму установленных фактов и сделанных на их основе выводов, а вводя его в суть спорных подходов к решению тех или иных вопросов, в исследовательскую методику и в процесс самого научного поиска.

В заключение отметим, что пафос книги — в утверждении идеи прогресса человечества и человека. Сопоставление сходства и различия дружбы вчера и сегодня в конечном счете подводит читателя к выводу о том, что современный человек и межличностные отношения сегодня более тонкие, более индивидуализированные, а следовательно, и более разнообразные и уникальные.

Источник:
Психология дружбы
Три раздела книги, содержащие описание и анализ античной дружбы, рыцарского и романтического дружеских канонов и современных дружеских отношений, сделанные с привлечением огромного фактического
http://www.voppsy.ru/issues/1981/814/814180.htm

Психология отношений

Психология отношений. Учимся дружить, дружбой дорожить в обществе потребления

Друзья часто оказываются ближе родственников. Что же мешает нам выстраивать с приятелями гармоничные отношения?

Дружба уникальна хотя бы потому, что не может быть безответной. Поэтому изначально здесь заложена идея о том, что друзья – равноправные участники отношений. «Дружба взаимна по своей сути: мы дружим с человеком, а он в ответ – с нами», – говорит процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская. Здесь важно напомнить, что личность каждого, согласно теории основателя трансактного анализа Эрика Берна, символически делится на три части: Ребенка, Родителя и Взрослого. Так вот, выстроить симметричные, равноправные взаимоотношения возможно только из позиции Взрослого.

И мешать дружбе может как раз недостаточная сила этой субличности. «Поступки моей подруги иногда выбивают меня из колеи, – рассказывает Алина (24). – Может внезапно отменить заранее запланированную встречу, а что делать мне? Остается только злиться на нее и менять планы». «Для ролей Родителя и Ребенка характерна излишне эмоциональная реакция на незапланированные, неожиданные события в случае, если друг ведет себя не так, как мы ожидали, – объясняет психоаналитик. – Поэтому прежде всего необходимо работать с ожиданиями: если привыкли считать, что друг в беде не бросит, важно вовремя объяснить ему, какую ситуацию расцениваем как беду.

Равноправные отношения возможно выстроить только из позиции Взрослого.

Другие люди, к сожалению, не обладают телепатическим даром. Поэтому реальная дружба требует присутствия логичного Взрослого, который в состоянии понять: определение беды у каждого свое, и не только донести это понимание до друзей, но и решить, что делать в том случае, если они с этим понятием не согласны».

Даже для того, чтобы перевести отношения на новый, более качественный уровень, приходится пережить кризис.

Выходит, необходимо «растить» своего внутреннего Взрослого. Как это делать? Прежде всего, из мира метафор вернуться в объективную реальность: в случае разногласий не ругать себя за ребячество (то есть не «включать» Родителя), не капризничать и не обижаться, что свойственно для Ребенка, а почувствовать, что сами несем ответственность за поступки и можем выбрать подходящую, адекватную линию поведения, снизить эмоциональный накал. Сделать это несложно, если придерживаться определенного алгоритма.

Ольга Подольская рекомендует сосредоточиться на спорной ситуации, которая к тому же вызывает тревогу, подумать, каков будет ее положительный и отрицательный исход. Стоит представить худшее развитие событий (подруга не захочет больше общаться) и продумать свои действия. А когда последствия отрицательного развития событий будут представлены как можно подробнее, предпринять шаги, которые можно совершить уже сейчас. «При этом необходимо верить: успех достижим, но принимать меры предосторожности», – резюмирует психоаналитик.

Безусловно, стоит учиться ценить людей не только за то, что они могут нам дать, но и за то, что мы можем сами для них сделать. Ведь это прекрасная возможность раскрыть лучшие свои стороны.

Важно проверять: готова ли ты понять и принять общие представления о дружбе?

«Научиться открыто обсуждать свои чувства, пользоваться Я-высказываниями, объяснять подруге, что тебе подходит, а что неприемлемо, а главное: проверять, как сама относишься к утверждениям о дружбе, всплывающим в голове», – считает гештальттерапевт. Точно ли согласна, что нужно прощать все обиды? Можешь ли выдерживать критику подруги? Готова ли простить какие-то поступки человеку, с которым тебя так много связывает?

Когда друг не оправдывает ожиданий, мы проявляем нетерпимость. Такая реакция может быть следствием инфантильного взгляда на жизнь или недостатка жизненного опыта. Елена Виноградова полагает: мы склонны расценивать неоправданные надежды, возложенные на друга, как проявление слабости с его стороны, а это очень сильное переживание: «Здесь важно задуматься: идеальна ли я сама? Принятие своих и чужих слабостей – важный навык, который поможет надолго сохранить дружбу. Стоит научиться не глобализировать чужие ошибки: если человек совершил плохой поступок, значит ли это, что он полностью и целиком плох сам?» Умение снисходительно относиться к другим – путь к естественным человеческим отношениям.

Здоровая дружба проходит через кризисы, как и любые отношения. Но их можно выдержать, если ты способна чувствовать, осознавать происходящее, меняться. Такие отношения приносят удовольствие и наполняют жизнь смыслом.

Автор публикации: Юлия Арбатская (Cosmopolitan: Психология)

Источник:
Психология отношений
Психология отношений. Учимся дружить, дружбой дорожить. Как взрослые. Культура массового потребления. Дружба — это отношения, основанные на взаимовыгодном обмене
http://www.kabmir.org/social-psychology/2531-psihologiya-otnosheniy-uchimsya-druzhit-druzhboy-dorozhit-v-obschestve-potrebleniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES