Психология доверия и недоверия

Алла Купрейченко — Психология доверия и недоверия

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание и краткое содержание «Психология доверия и недоверия» читать бесплатно онлайн.

А. Б. Купрейченко

Психология доверия и недоверия

Психология доверия и недоверия: теория, эмпирика и практика

Именно после такого вывода целесообразно задаться историко-научным вопросом: а сами социогуманитарные науки могли бы дойти путем своего естественного развития до исследования интересующих нас феноменов? Ответ безусловен: конечно, но для этого потребовалось бы значительно большее время. И одна из важных причин этого заключалась бы в том, что соответствующие науки методически не были готовы к исследованиям столь сложных феноменов доверия и недоверия.

В работе убедительно показано, что совсем не учитывать и тем более игнорировать перечисленные и некоторые другие факторы практически невозможно, так как в зависимости от их качественного состояния в исследовании получаются принципиально разные данные. В этом смысле усредненные и никак не дифференцированные показатели доверия и недоверия становятся не только неточными, но и неадекватными, не соответствующими изучаемым психологическим реальностям.

В данной работе фактически конкретизируются и развиваются научные представления, сформулированные А. Б. Купрейченко в ранее изданной в соавторстве монографии (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко «Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования». М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480 с.). В новой книге такая конкретизация заключается, с одной стороны, в выяснении роли феноменов доверия и недоверия в структуре и динамике самоопределения индивидуального и группового субъекта, а с другой – в изучении и систематизации многообразных проявлений содержательных и формально-динамических характеристик самоопределения и не менее многочисленных – самоопределяющегося субъекта в его доверии и недоверии различным социальным объектам (себе, другим людям, разным группам и т. д.).

Источник:
Алла Купрейченко — Психология доверия и недоверия
Скачать Алла Купрейченко — Психология доверия и недоверия бесплатно fb2, epub, doc, pdf или читать книгу онлайн.
http://www.libfox.ru/634396-alla-kupreychenko-psihologiya-doveriya-i-nedoveriya.html

Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики Текст научной статьи по специальности — Психология

Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Купрейченко А. Б.

В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Купрейченко А.Б.,

Trust and Mistrust — Common and Specific Psychological Characteristics

The article considers the problem of studying trust and mistrust as relatively independent phenomena, which is rather a new point of view in psychology.

Текст научной работы на тему «Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики»

?ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ — ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Лаборатория социальной и экономической психологии Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.

По нашему мнению, далеко не всегда доверие представляет позитивные ожидания. Доверяя человеку, мы принимаем от него не только позитивные, но и негативные оценки собственного поведения, а также неприятные для нас,

но справедливые поступки (например, наказание). Незаслуженная похвала в большей степени способна поколебать доверие, нежели неприятное, но обоснованное замечание. В свою очередь, и добро, идущее от человека, которому мы не доверяем, становится основой для еще больших подозрений. Особенно если мы ничем не заслужили подобное хорошее отношение. Существуют мудрые изречения, раскрывающие истинное значение этого «блага»: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Таким образом, можно выделить признаки, которые более надежно, нежели позитивные и негативные ожидания, позволяют разграничить доверие и недоверие. Таковыми, по нашему мнению, выступают ожидание пользы (признак доверия), в том числе в форме порицания, ограничения или наказания и ожидание вреда (признак недоверия), в том числе и в форме незаслуженного вознаграждения, лести, услужливости и т.д.

Недоверие возникает и в случае, если второй участник взаимодействия не проявляет и даже не испытывает враждебности. Он может вообще не подозревать о существовании конфликта целей и интересов. Однако если этот конфликт очевиден для субъекта, если субъект испытывает зависть или враждебность и готов к соперничеству, то ожидание справедливой реакции на подобное отношение порождает недоверие к противной стороне. Готовность субъекта к вражде или конкуренции вызывает опережающее ожидание отмщения и порождает превентивное недоверие. Соперничество, также как и недоверие нередко бывает неосознаваемым. Не этим ли чаще всего объясняется немотивированное недоверие со стороны людей, которым мы не сделали ничего плохого? Таким образом, поведение человека, которому мы не доверяем, потому что находимся с ним «по разные стороны баррикад», может быть вполне честным и справедливым.

Попытка определить доверие как однозначное ожидание нравственного (справедливого, честного, ответственного) поведения, а недоверие — как ожидание безнравственного поведения оказывается несостоятельной еще и другой

Виды отношений доверия и недоверия при различных сочетаниях нравственности и безнравственности взаимодействующих субъектов

Партнер по взаимодействию Доверитель

нравственный человек безнравственный человек

Нравственный человек Доверие — желание и ожидание добра Доверие — ожидание пользы

Недоверие — противоречие, конфликт интересов и целей — «честный поединок» Недоверие — желание зла и опасение возмездия

Недоверие — опасения, вызванные кристальной честностью и бескомпромиссностью

Безнравственный человек Недоверие — опасение потерь, зла Недоверие — желание зла и опасение зла

Доверие — гуманная и гуманистическая позиция Псевдодоверие — сообщничество, сговор

Доверие — ситуативно обусловленное

Человек с невыраженной нравственностью Доверие — общая установка на доверие Недоверие — общая установка на недоверие

Недоверие — общая установка на недоверие Условное доверие — избирательное доверие как следствие договора и расчета

Доверие или Недоверие — ситуативно обусловленное (наиболее высоко вероятное отношение)

Таблица показывает, что нравственность партнеров не является критерием, позволяющим однозначно и надежно разграничить понятия «доверие» и «недоверие». Таким образом, общность перечисленных выше признаков этих феноменов возвращает нас к вопросу о том, в чем же состоят главные различия доверия и недоверия.

Основные признаки, дифференцирующие доверие и недоверие. В работах отечественного историка и социального психолога Б.Ф. Поршнева предложены некоторые основания для разведения их содержания и происхождения [3; 4].

Таким образом, на начальном этапе развития личности в определенной пропорции формируются навыки доверять и не доверять миру. Это сочетание открытости миру и закрытости от него, по нашему мнению, и есть подлинная автономность, то есть именно то новообразование, которое формируется на первой стадии психосоциального развития личности, названной Э. Эриксоном «краеугольным камнем жизнеспособности личности» [7. С. 96]. Автономность человека в числе других элементов включает осознание им границ собственного Я, своего психологического пространства и границ окружающего мира. Опасения, связанные с вторжением окружающих людей в эти границы, а также опасения, связанные с нарушением субъектом границ окружающего мира и других людей, является основой недоверия. Основанием доверия выступают ожидания пользы

(доброго и справедливого отношения) от тех, кому личность открывает границы собственного психологического пространства или тех, в чьи границы она проникает сама.

Анализ происхождения доверия и недоверия вплотную подводит нас к рассмотрению функций, которые выполняют эти категории в жизни субъекта. Доверие и недоверие регулируют отношения с окружающим миром, воспроизводят социально-психологическое пространство человека, способствуют развитию субъекта и т.д. В то же время и доверие, и недоверие имеют специфичные функции. Благодаря доверию субъект вступает во взаимодействие с миром, познает и преобразует его и себя. Именно доверие создает условия для обмена и взаимодействия субъекта с окружающим миром. Недоверие же способствует сохранению и обособлению субъекта и его социально-психологического пространства. В этом проявляется его защитная функция. Таким образом, еще одной характеристикой, способной разграничить доверие и недоверие, является «ориентация на обмен и взаимодействие — ориентация на сохранение и обособление».

Динамический баланс доверия и недоверия личности есть результат влияния двух взаимосвязанных факторов: «притяжение-избегание» и «приятно-неприятно». Интересные объекты при сближении вызывают у ребенка разные ощущения и эмоции, формируя представление о приятном или неприятном (опасном). На следующих стадиях развития наряду с фактором «приятно-неприятно» значимыми становятся также показатели «полезно-вредно», «плохо-хорошо», «нравственно-безнравственно». Эту группу факторов можно условно объединить под названием «ожидание добра — опасение зла». Значимость каждого из входящих в эту группу факторов для построения отношений доверия-недоверия определяется целым спектром личностных, социально-демографических, социо-культур-ных, ситуативных и других детерминант.

ределенные действия, способствующие успешному взаимодействию. Недоверие включает следующие основные элементы: осознание возможных рисков; чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия; настороженность и напряженность, а также готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность — нанести превентивный удар.

Высказанные выше предположения, несомненно, нуждаются в проверке. Нами было получено определенное их подтверждение в ходе эмпирических исследований. Так, некоторые выделенные факторы, определяющие различия между людьми в выборе критериев доверия и недоверия, в частности, «вера в доброе начало человека», «нравственность партнера», «настороженное отношение к неизвестному», согласуются с предложенной выше моделью базального доверия и недоверия [2].

Амбивалентность доверия и недоверия. Большой интерес вызывает анализ условий, при которых возможно сосуществование доверия и недоверия в межличностных и организационных отношениях. Многие современные исследователи считают, что люди достаточно легко формируют амбивалентное представление о другом, в том числе и в отношениях доверия-недоверия [12]. Это означает, что субъекты способны одновременно доверять и не доверять друг другу.

В результате анализа специальной литературы, а также в результате собственных исследований мы определили условия, при которых доверие и недоверие выступают относительно автономными феноменами, способными существовать

одновременно в отношении к одному и тому же объекту и проявляться в амбивалентных оценках. Такими условиями выступают, во-первых, многоаспектность и динамичность отношений между людьми; во-вторых, наличие у партнера по взаимодействию противоречивых качеств; в-третьих, противоречивое отношение субъекта к ряду личностных свойств оцениваемого человека (силе, активности, слабости и т.д.); в-четвертых, высокая субъективная оценка рисков, возникающих в результате открытости и высокого доверия субъекта и партнера по взаимодействию. Последнее условие приводит к одновременному росту недоверия, зачастую необоснованного, не подкрепленного какими-либо фактами.

Заключение. Описанные свойства доверия и недоверия демонстрируют неправомерность определения доверия и недоверия как взаимоисключающих феноменов. В статье определены их общие признаки, условия возникновения и функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Выделены основные характеристики, по которым доверие и недоверие различаются в наибольшей степени. В частности, высказана гипотеза о формировании в раннем детстве базального недоверия в тесной связи с базальным доверием. Основные функции доверия — познание, обмен и обеспечение взаимодействия субъекта с миром. Основная функция недоверия — самосохранение и обособление.

[1] Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. — М.: Социум — ГУУ, 2004.

[2] Купрейченко А.Б., Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психол. журн. — 2007. — Т. 28. — № 2. — С. 55—67.

[3] Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии / Проблемы общественной психоло-

[4] Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) / История и психология. — М.: Мысль, 1972.

[5] Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике. Дисс. . канд. филос. наук. — Киев, 1967.

[6] Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. — М.: Академия, 2001.

[7] Эриксон Э. Детство и общество. — М.: Прогресс, 1996.

[8] Baier A. Trust and antitrust // Ethics. — 1985. — V. 96. — P. 231—260.

[9] Deutsch M. Trust and suspicion // Journal of Conflict Resolution. — 1958. — V. 2. —

[10] Govier T. Is it a jungle out there? Trust, distrust, and the construction of social reality // Dialogue. — 1994. — V. 33. — P. 237—252.

[11] Hosmer L.T. Trust: the connecting link between organisational theory and philosophical ethics // Academy of Management Review. — 1995. — V. 20. — Is. 2. — P. 379—403.

[12] Lewicki R.J., Mcallister D.J., Bies R.J. Trust and distrust: New relationships and realities // Academy of Management Review. July 1998. — V. 23. — Is. 3. — P. 438—459.

[13] Mellinger G.D. Interpersonal trust as a factor in communication // Journal of Abnormal Social Psychology. — 1956. — V. 52. — P. 304—309.

[14] Read W.H. Upward communication in industrial hierarchies // Human Relations. — 1962. — V. 15(3). — P. 3—15.

TRUST AND MISTRUST — COMMON AND SPECIFIC PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Laboratory of Social and Economic Psychology Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366

The article considers the problem of studying trust and mistrust as relatively independent phenomena, which is rather a new point of view in psychology.

Источник:
Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.
http://cyberleninka.ru/article/n/doverie-i-nedoverie-obschie-i-spetsificheskie-psihologicheskie-harakteristiki

Психология доверия

Как бы то ни было, мы воспринимаем этот мир через органы своих чувств, моделируя полученный результат в нашем сознании, которое по своей сути является ограниченным и несовершенным.

Каждый из нас имеет свой круг людей, с которыми он в большинстве случаев встречается и проводит основную часть жизни. Проведите такой эксперимент: возьмите чистый листок бумаги и карандаш. Напишите список всех своих друзей, знакомых, родственников, сослуживцев с которыми вы общаетесь или хотя бы изредка имеете контакт в общении. Да будь вы хоть мега-звездой эстрады, я уверен, что большого списка не получится, от силы человек 30-50. И это все. С этими людьми вы проводите практически всю свою жизнь. Естественно, кто-то из этого списка выпадает, кто-то приходит. В остальном, мы как Робинзоны бродим среди тысячи себе подобных, которым нет никакого дела да нас, да и нам до них тоже.

Вопрос доверия в нашей жизни всегда занимал, и будет занимать, огромное значение. Мы доверяем (не доверяем) не только людям, но и политическим партиям, верованиям, магическим операциям, диетам, собственному мужу. Этот список можно продолжать до бесконечности. Доверие или недоверие — это наша жизнь.

Попытаемся рассмотреть эту проблему подробнее.
Первое — это доверие к своим близким, своему окружению. Мы всегда говорим: «Этому человеку я верю больше, этого нужно проверить, у меня есть сомнения доверять ему или нет».

Выбирая свой круг общения, мы ориентируемся на себе подобных по интересам, интеллекту, темпераменту и т.д. Доверие, имеет разную природу. Это скорее нравственная категория, которая часто проверяется временем и действиями в сложившихся ситуациях. Помните — «друга можно познать в беде!», о «пуде соли», которую надо обязательно вместе съесть и т.д.

Определить, что конкретно значит доверие, довольно сложно. Каждый из нас имеет свое определение этого понятия и часто не одно. В бизнесе критерием доверия, может быть, например, то какую сумму без риска, вы можете одолжить тому или иному партнеру. Одному без страха можно одолжить 10 долларов, другому 1000 и т.д. Чем больше сумма, тем выше доверие к данному партнеру. Очень удобно.

А если ситуация другая. где доверие будет (может) выражаться совсем другими категориями, скажем моральными. Я думаю, доверять или не доверять человеку, можно только изучив его в течение определенного времени. И не только изучив, но изучив его в динамике, а это уже посложнее. Все меняется: и мы, и окружающие люди с которыми мы общаемся. Обратите внимание на то, что наше окружение складывается как бы из слоев: самый близкие, которым мы больше всего доверяем, дальше следующий круг, затем люди, с которыми мы общаемся еще меньше. Как планеты вокруг солнца.

Но я не сказал бы, что эта модель идеальна. Бывает, что вы не доверяете людям и из самого близкого круга, ведь они туда часто попадают отнюдь не по нашей воле. Можно сказать только одно — вы должны изучать своих ближних, изучать их в простых, повседневных делах, большие дела не покажут истинного характера человека, большие дела могут возвысить и ничтожество (это уже что-то из классиков).

В любом случае, знание вы должны получать из собственного опыта. Только тогда оно будет истинно. Это не значит, что вы не должны слушать своих коллег, друзей. Слушайте и анализируйте, но анализируйте только на основании собственного опыта и с поправкой на время. Говорят, что только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на чужом. Глупость! Вы можете научиться только на своем опыте.

Есть одна очень интересная истина: если я буду делать то же самое, что и мой кумир (скажем так), повторять точно все его действия, чтобы получить такой же результат, что и он, то … в итоге получится все с точностью до наоборот. А все потому, что это — ОН, а это — Я.

Мы совсем разные и ситуации были разные и люди, с которыми мы стыковались, тоже были разные. Было другое время и другое место действия. Поэтому и результат никогда не будет одинаков. Мы должны иметь знания. Знания зачастую самые разнообразные.

Недаром, лет 10-20 назад, наше образование, включая и высшее, было очень разнообразно, студенты изучали предметы, которые не имели ничего общего с данной специальностью. И наши специалисты ценились во всем мире. Только разнообразные по своей тематике знания приведут нас к тому, что мир станет открывать свои тайны. Не обязательно ехать в Тибет или еще куда-то к «черту на кулички», чтобы стать более чутким и внимательным к окружающей нас действительности. Все новое, это то, что мы уже знали, знали на другом, глубинном уровне. Нужно только обратить на это внимание и научиться пользоваться.

И именно в этот смысл будем вкладывать утверждение о том, что нам надо научиться учиться. А это означает — стать более чуткими и внимательными, увидеть в себе то, что вы раньше не замечали, увидеть в других людях то, на что вы раньше не обращали внимания, поставить себя на чужое место, и понять.

Если рассмотреть доверие еще шире, то и здесь мы обнаружим массу «подводных камней». Недоверие политическим партиям, политическим лидерам, зачастую приводит к еще худшим результатам. Часто люди попадают на «удочку» к конкретным проходимцам. В результате недоверие (доверие) не приводит к улучшению нашей жизни. Еще худшие результаты происходят, когда личность испытывает определенное недоверие к религиозной системе. Часто это приводит к большим неприятностям: выяснение религиозных отношений, и в итоге часто, к краху личности.

Тема доверия очень обширная, продолжать ее можно до бесконечности хотя бы потому, что она вечная. Здесь и психология, и этика, и магия, и много других разнообразных наук. Но если вернутся к доверию в более простых вещах, то. Доверие это сумма знаний и опыта в нашей жизни и не только. Это наше ощущение мира, можно сказать — наша степень оптимизма.

Когда нет доверия — это трагедия для человека. Жизнь практически прекращается, чем меньше доверия к своему окружению, тем хуже для данной личности. Я видел таких людей. Их сплошное недоверие доходит до ужаса. Недоверие ко всем и всему приводит к паническому страху перед жизнью. А все что нам нужно — любовь, счастье, дружба, вера, надежда.

Все это можно получить, когда степень доверия к окружающему нас миру высока. Именно поэтому мы создаем разнообразные: «Служба доверия», «Телефон доверия» и т.д. которые становятся, когда нам совсем плохо, самыми внимательными слушателями, которые нам так необходимы. А самое главное — это оптимистический взгляд на мир, доверие ему, и «он прогнется под нас».

Источник:
Психология доверия
Психология доверия. Психология про Психология доверия бесплатно онлайн — Дома Солнца
http://www.sunhome.ru/psychology/11486

Социально-психологические функции доверия и недоверия

Социально-психологические функции доверия и недоверия

Ряд авторов выделяет в качестве основной функции доверия регуляцию межличностных отношений [28, с. 48]. Так, рассматривая доверие на уровне личности, В.С. Сафонов выделяет три основные функции доверия, которые оно выполняет в дружеских и деловых взаимоотношениях [24]. Первая — функция обратной связи в процессе самопознания личности. В процессе доверительного общения человек получает обратную связь о своих переживаниях, чувствах. Вторая функция получила название психологического облегчения. После раскрытия другому человеку внутренних сторон личности наступает момент психологического облегчения для того, кто был выслушан и понят другим человеком. Третья функция — это функция углубления взаимоотношений. Доверительное общение ведет к сближению людей как в совместной трудовой деятельности, так и в личных отношениях.

По мнению Ю.В. Веселова, доверие на межличностном уровне активизирует коммуникацию и взаимодействие, снижает риск и мобилизует активность сторон во взаимодействии. Благодаря доверию коммуникация (обмен информацией) становится более широкой, приобретая черты постоянства. Доверие ускоряет процессы социального обмена, способствует интеграции группы, общности и общества в целом [7].

Анализ работ Ф. Фукуямы позволяет выделить еще три основополагающие социально-психологические функции общественного доверия [31]. Доверие как основа социального капитала (системы связей и отношений) выполняет функцию воспроизводства социальной структуры. Кроме того, нравственная основа доверия позволяет также сделать заключение, что доверие есть награда со стороны общества за этическое поведение и соблюдение социальных норм отдельными его членами, а недоверие — наказание за их нарушение. Таким образом, доверие и недоверие выполняют функцию поддержания моральных основ и социальных норм. И, наконец, доверие как проявление спонтанной социабельности выполняет функцию обеспечения самоорганизации общества.

Функциональные особенности отдельных видов доверия и недоверия. Из всего многообразия существующих форм доверия и недоверия остановимся на тех, которые позволяют наиболее наглядно проиллюстрировать их функциональные особенности (таблица 1).

Отсутствие на сегодняшний день специальных исследований, посвященных большинству видов доверия и недоверия, представленных в таблице 1, определило то, что названия, функции и основания многих из них являются авторскими и могут восприниматься как спорные. Проведенный анализ, являющийся первым этапом подобной систематизации, может стать основой научной дискуссии и должен быть продолжен как на теоретическом уровне, так и в ходе эмпирических исследований.

Для человека, определившегося с жизненными принципами, целями, ценностями, мотивами, идеалами, особо важной является задача формирования социально-психологического пространства, соответствующего его ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной системе. Конструирование социально-психологического пространства включает оценивание и отбор личностью в социальном окружении людей и объектов, наиболее близких ей по своим принципам, ценностям и идеалам. Высокое доверие как поддержка людям, разделяющим их, служит одним из способов утверждения личностью собственной системы значимых ценностей, идеалов и представлений.

В этом случае доверие и недоверие выполняют инструментальную (служебную) функцию, выступая «маркерами» этого отбора и выражением позиции по отношению к различным социальным категориям. Самоопределяясь в окружающем мире, личность таким образом отстаивает те ценности и идеалы, которые считает для себя наиболее значимыми.

Сохраняя и поддерживая близкие отношения личности, этот вид доверия также выполняет функцию защиты Я-концепции, системы наиболее значимых принципов и ценностей личности — «стержня» ее самоопределения [12]. Например, если значимым принципом для личности является верность другу, то поддержание сложившихся отношений доверия становится самоцелью даже вопреки здравому смыслу. Возможен и еще один специфический вид отношения — необоснованное недоверие самому близкому человеку. Например, когда никаких порочащих партнера доказательств нет, однако риск в случае обмана, предательства крайне велик. В этом случае, не доверяя близкому человеку, субъект перестраховывается, чтобы не испытать жесточайшее разочарование, способное разрушить его Я. Таким образом, недоверие также выполняет эго-защитную функцию.

Нередко недоверие является следствием предрассудков и предубеждений против определенных людей или групп. Для социально-ответственного человека демонстративное доверие к представителям «групп риска» может выступать способом борьбы с этими предрассудками. Таким образом, личность может своим поведением утверждать гуманистические ценности равенства, милосердия, справедливости.

Можно выделить ряд видов доверия и недоверия, которые выполняют некоторые специфические инструментальные функции. Например, несколько форм институционального доверия/недоверия (ролевое, организационное, деловое и т.п.) выполняют те же функции, что и социальная категоризация в целом. В частности, они упорядочивают, регламентируют и оптимизируют взаимодействие. Кроме того, редуцируя сложнейшие межличностные и межгрупповые отношения к степени доверия/недоверия, они снижают когнитивную сложность в состоянии неопределенности и облегчают принятие решения и т.д. Эту же функцию в ситуации дефицита времени выполняют интуитивное доверие и недоверие.

Выше отмечалось, что доверие и недоверие могут выполнять деструктивные функции в регуляции сознания и поведения субъекта. В первую очередь это относится к неискренним, обманным, манипуля-тивным видам, например, псевдодоверию и псевдонедоверию. Кроме того, вполне искреннее, но излишне высокое доверие может снижать безопасность субъекта, а излишне высокое недоверие — осложнять взаимодействие, познание мира и, в конечном итоге, замедлять развитие. Таким образом, перечисленные выше позитивные эффекты и основные функции характерны для оптимального соотношения, баланса доверия и недоверия к одному и тому же объекту. Именно такое сочетание способно осуществлять еще одну важнейшую функцию, отмечаемую исследователями — функцию гармонизации отношений субъекта с окружающими людьми, миром и самим собой [28].

Анализ многообразия и разноплановости социально-психологических функций доверия/недоверия приводит нас к неожиданному результату. Возможно, что объективно обоснованные (заслуженные) виды и формы доверия и недоверия, названные нами «собственно доверие» и «собственно недоверие» занимают в жизнедеятельности людей и общества не столь значительное место и играют в ее регуляции далеко не самую главную роль. Под «собственно доверием» и «собственно недоверием», как было сказано выше, мы понимает отношение, построенное в результате проверки и оценивания людей и объектов окружающего мира как достойных, заслуживающих доверия или, напротив, как вызывающих недоверие. Рассмотренные функции этих феноменов позволяют сделать заключение, что для жизнедеятельности субъекта высокозначимыми являются также другие формы доверия и недоверия, имеющие иные основания, критерии формирования и функции.

Источник:
Социально-психологические функции доверия и недоверия
Социально-психологические функции доверия и недоверия Ряд авторов выделяет в качестве основной функции доверия регуляцию межличностных отношений [28, с. 48]. Так, рассматривая доверие на уровне
http://psyera.ru/4966/socialno-psihologicheskie-funkcii-doveriya-i-nedoveriya

(Visited 11 times, 1 visits today)

CATEGORIES