Психология человека читать

Психология человека

Важнейшее условие – объективность изучения психических явлений. Это означает, что любой психический процесс, любое проявление психической жизни следует рассматривать такими, какими они есть на самом деле, в действительности. В свою очередь, это предполагает изучение психических явлений в тесной взаимосвязи с внешней средой, с теми внешними условиями жизни и деятельности человека, которые окружают его и которые отражаются в его психике.

Объективность метода исследования психики дает возможность ответить на вопросы: почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы, состояния и свойства личности.

Объективное изучение психической жизни требует, чтобы психические явления исследовались в процессе деятельности человека и его общения с другими людьми, когда ярко проявляются психические состояния и свойства его личности.

Важным условием построения психологического исследования является изучение психического явления, процесса в развитии. Окружающий нас мир находится в постоянном движении и изменении. Естественно, что и отражение действительности не может быть статичным, застывшим.

Выяснение развития психического явления в движении помогает наметить дальнейшие пути целенаправленного формирования психического облика конкретной личности. Особенно это необходимо при изучении психологии личности школьника. Повышение эффективности обучения и воспитания школьников, успешное развитие учащихся требует выяснения не только психических особенностей личности школьника, сложившихся к данному моменту, но и тех психических свойств, проявлений, которые определяют перспективу дальнейшего развития.

Необходимым условием научно обоснованного психологического исследования является рассмотрение любого психического процесса, явления в неразрывной связи с другими психическими явлениями, процессами. Это условие вытекает из того факта, что вся психическая деятельность человека представляет собой единое целое и осуществляется единым мозгом, что все разнообразные проявления психических процессов, состояний, свойств в комплексе характеризуют определенную личность. Отсюда следует, что изучение отдельных сторон личности, особенностей ее психики изолированно от других не дает желаемого результата, не раскроет глубоко и всесторонне исследуемое психическое явление. Необходимо постоянно учитывать взаимные связи и взаимообусловленность психических явлений, процессов.

В психологии применяются различные методы исследования психической жизни человека, способы, приемы изучения закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности. Их использование определяется конкретными задачами, поставленными перед исследователем.

Наиболее широкое распространение в психологии получила классификация методов психологического исследования, предложенная Б. Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы, отражающие логику психологического исследования:

I. Организационные методы – методы организации исследования:

1. Лонгитюдный – исследование группы лиц на протяжении длительного времени.

2. Сравнительный – сопоставление нескольких групп, отличающихся по какому-либо признаку (полу, возрасту и т. п.).

3. Комплексный – изучение группы лиц методами разных наук.

II. Эмпирические – методы сбора информации при взаимодействии с объектом исследования:

1. Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение).

2. Эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий).

3. Психодиагностические методы (тесты и т. п.).

4. Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности).

5. Биографический метод (изучение жизненного пути личности).

III. Методы обработки:

1. Качественные (создание типологий, классификаций, описание единичных случаев).

2. Количественные (методы математической статистики).

IV. Интерпретационные методы:

1. Генетический (истолкование в терминах развития с выделением отдельных фаз, стадий).

2. Структурный (выявление взаимосвязей между изученными свойствами, установление структуры).

Рассмотрим более подробно некоторые эмпирические методы.

Наблюдение должно проводиться целенаправленно, то есть наблюдатель должен понимать, что он будет наблюдать и для чего. Целенаправленность требует, чтобы наблюдение проводилось по определенному плану или программе. Такая программа наблюдения обеспечивает успешное изучение тех процессов, явлений, фактов, которые заранее были намечены как объекты наблюдения. Отсутствие плана, программы наблюдения не позволяет всесторонне изучить наблюдаемое психическое явление, раскрыть динамику того или иного психического процесса, и наблюдение превращается в поверхностную констатацию фактов.

Для объективности изучения явления, процесса наблюдение необходимо проводить систематически, а не отрывочно. Обычно психологическое наблюдение требует продолжительного времени. Продолжительность наблюдения обеспечивает накопление большого количества фактов, более глубокое изучение наблюдаемого. Например, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так как только целый ряд наблюдений позволит объективно изучить истинное, соответствующее действительности проявление эмоций у школьника. Результаты наблюдения систематически записываются в специальные дневники или оформляются в виде психологических характеристик.

Таким образом, преимуществом метода наблюдения является то, что изучение психических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психических явлений, процессов у человека.

Однако метод наблюдения имеет и отрицательные стороны. Во-первых, находясь в позиции наблюдателя, исследователь вынужден ждать, когда снова он сможет наблюдать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематичность наблюдения. И во-вторых, метод наблюдения не позволяет с необходимой точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения наблюдаемого психического явления с другими, нельзя учесть самые разнообразные факторы, воздействующие на развитие, формирование того или иного психического процесса, свойства личности.

Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.

Применяются два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораторных условиях с применением различной аппаратуры, фиксирующей особенности внешних воздействий и ответов человека в форме различных психических процессов, состояний. Кроме того, различные приборы дают возможность с большой точностью фиксировать даже быстро протекающие процессы (например, мгновенный акт восприятия), что позволяет изучить особенность, структуру этих процессов.

Таким образом, с помощью лабораторного эксперимента можно получить точные данные о протекании, развитии психических процессов в конкретных условиях. Однако необычность, искусственность обстановки в условиях лаборатории, как правило, влияет на проявление психических процессов, свойств личности, что затрудняет их объективное изучение. Поэтому лабораторный эксперимент очень часто сочетается с другими методами изучения психических явлений.

Особенностью естественного эксперимента (впервые предложенного русским ученым А. Ф. Лазурским в 1910 г.) является то, что он сочетает в себе положительные качества метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Во время естественного эксперимента сохраняется естественность протекания психических явлений, процессов, так как исследование проводится в условиях, близких к обычным, и вместе с тем вводятся точная фиксация результатов, активность исследования, обеспечивающие научную точность естественного эксперимента.

Например, с помощью естественного эксперимента, проводимого в форме специально организованного урока, внеклассного занятия, мероприятия, можно исследовать возрастные и индивидуальные закономерности мышления, речи, внимания, памяти, воображения школьников, особенности их личности, интересы, характер, темперамент. Данные эксперимента могут фиксироваться с помощью технических средств. Очень часто эти технические средства маскируются, чтобы не отвлекать учащихся и не нарушать условий естественного эксперимента.

Организуя естественный эксперимент, исследователь подбирает такие условия эксперимента, вводит в действие такой план исследования, которые обеспечивают наиболее яркое проявление изучаемой психической деятельности, наиболее ярко раскрывают динамику психического процесса, явления.

Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего, естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический формирующий эксперимент. Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности школьника, а затем на основе результатов исследования организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.

С помощью психолого-педагогического формирующего эксперимента не просто констатируется определенный уровень развития внимания, мышления, памяти и других психических явлений, процессов, свойств личности школьника, а исследуются и устанавливаются пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие личности ребенка под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, данный метод исследования позволяет одновременно раскрыть психологические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и определить дальнейшие психологические условия его успешного обучения и воспитания, определить эффективные пути развития у учащегося внимания, памяти, воображения, способностей. Психолого-педагогический развивающий эксперимент является ведущим методом в педагогической психологии.

Метод беседы заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного общения экспериментатора с испытуемым.

Чтобы беседа дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из них – предварительно четко намечаются цель беседы и основные вопросы. Заранее продумываются и намечаются также дополнительные вариативные вопросы с целью всестороннего и глубокого изучения исследуемой стороны психической деятельности. Второе условие – вопросы должны быть четкими и понятными испытуемым.

Необходимым условием успеха беседы является непринужденная, дружеская обстановка, которая позволяет испытуемому давать искренние, правдивые ответы на поставленные перед ним вопросы. Следующее условие – результаты беседы подробно и точно записываются.

Недостатком метода беседы является то, что умозаключения о психологических закономерностях исследователь делает на основе ответов самих испытуемых, что не всегда дает объективную картину изучаемого.

Метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности позволяет проследить последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так, анализ, сравнение рисунков школьника (с натуры, на темы) дает возможность выявить особенности взаимоотношения анализа и синтеза в процессе рисования с натуры, роль зрительной памяти в создании тематических композиций, определить уровень овладения графическими умениями и навыками, уровень развития творческого воображения.

Биографический метод представляет собой изучение психологии человека на основании его биографических данных.

С помощью анкетного метода изучаются различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса. Как правило, анкетный метод дает богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (испытуемые могут дать неправильные ответы или заведомо написать неправду). Поэтому обычно метод анкет используется одновременно с другими методами психологии.

1. Что изучает наука психология?

2. В чем различия между житейской и научной психологией?

3. Дайте классификацию психическим явлениям.

4. Перечислите основные отрасли психологии.

5. Определите место психологии в системе наук.

6. Какие методологические принципы применяются в психологии?

7. Назовите группы методов по классификации Б. Г. Ананьева.

8. Расскажите о положительных и отрицательных сторонах лабораторного эксперимента.

9. Какие психические явления можно исследовать с помощью метода психологического анализа процесса и продуктов деятельности человека?

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – С.-Пб., 2001.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2006.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992.

4. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. – М., 1998.

5. Ломов Б. Ф Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1998.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С.-Пб., 2000.

2.1. Человек как индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Проблема человека становится общей проблемой для всей науки, при этом происходит, с одной стороны, дифференциация научных областей, изучающих человека, а с другой – объединение всех научных знаний о человеке.

Человек представляет собой биосоциальное существо. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.

Человека можно рассматривать в четырех основных аспектах (по Б. Г. Ананьеву) – как индивида, субъекта деятельности, личность, индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. Понятие индивид отражает биологическую сущность человека. Иногда это понятие применяется для обозначения человека как отдельного социального существа.

Человек как индивид имеет определенные свойства. Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные индивидные свойства. К первичным он относил возраст, половую принадлежность, особенности телосложения, нейродинамики, функциональную асимметрию полушарий головного мозга. К вторичным свойствам относятся динамика психофизиологических функций, структура органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств проявляется в темпераменте и задатках человека.

Характерной чертой субъекта деятельности является наличие сознания. Сознание представляет собой высшую форму психического развития, присущую только человеку. Благодаря сознанию человек приобретает возможность познания и преобразования окружающего мира. Таким образом, субъект деятельности – это человек как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Еще одно понятие, характеризующее человека – это личность. Под личностью понимается человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность формируется в процессе совместной деятельности и общения. Личность характеризует человека как социальное существо, в структуре личности рассматриваются свойства темперамента, характер, способности, мотивация и направленность, воля и чувства.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылками формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические особенности человека.

Таким образом, можно заключить, что человек является одним из сложных феноменов реальной действительности. Понятия индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность отражают различные стороны человека как объекта исследования.

Сознание как высшая форма отражения действительности возникает на самой высокой ступени развития материи и свойственно только человеку.

История развития человека – это качественно новый этап, коренным образом отличающийся от предшествующего периода аналогичного развития животного мира. От животного существования человек переходит к общественно-трудовой деятельности, то есть превращается из животного в человека. В результате этого перехода появляется новая форма психики – сознание.

Решающим условием в превращении животного в человека явился труд.

Прежде всего труд и отличает человека от животного. В то время как животное пассивно приспосабливается к внешним условиям, потребляя лишь то, что отпускает ему природа, человек сам в процессе трудовой деятельности активно и планомерно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливая для своих нужд и потребностей. Одновременно в процессе труда изменяется и физическая и духовная природа человека. В процессе труда развивались и совершенствовались физические и психические способности первобытного человека, его мозг и органы чувств.

Закрепленное в процессе эволюции у предка человека вертикальное положение тела дало ему возможность освободить руки. В результате рука стала развиваться как орган трудовых действий, как орган, выполняющий познавательную функцию предметов путем ощупывания, осязания. Постепенно человек научился изготовлять орудия производства, которые дополняли усилия его руки и способствовали дальнейшему совершенствованию ее трудовых функций. Так, продолжением, дополнением кулака начал служить обработанный камень, продолжением вытянутой руки явилась палка, затем топор, лопата.

В процессе выполнения трудовых действий развивалась рука. Она становилась все более умелой и ловкой и могла уже выполнять очень тонкие трудовые операции. Также постепенно развивались глаза и ухо человека. Тысячелетняя трудовая практика способствовала такому высокому развитию органов чувств человека, что его рука и глаз стали способны создавать великие творения искусства, которыми являются произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Репина, Сурикова и других художников. Постоянное развитие и совершенствование человеческого уха помогло создать величайшие шедевры музыки, музыку Бетховена, Чайковского.

Благодаря труду развивались человеческие органы, в процессе труда мозг обезьяны превращался в мозг человека.

Характерными особенностями трудовой деятельности человека являются: 1) изготовление и употребление орудий труда; 2) общественный, то есть совместный, коллективный характер труда. Любой процесс труда включает в себя отдельные трудовые операции, выполнение которых определяет коллективный характер трудовой деятельности. В свою очередь коллективный труд становится возможным лишь в том случае, если каждый из участников коллектива осмыслит, осознает общую цель труда, заранее представит себе результаты труда и координировано будет выполнять трудовые действия. Таким образом, условия коллективного труда требуют сознательного подхода к трудовой деятельности и одновременно сами способствуют дальнейшему развитию сознания.

Коллективный характер труда обусловил возникновение такого совершенного, универсального средства общения, каким является язык, развитие которого идет одновременно с развитием сознания. Речь и сознание неразрывно связаны, представляя собой две стороны единого отражательного процесса – мышления человека. Речь, возникшая в процессе общественно-трудовой деятельности человека, стала в дальнейшем решающим фактором в развитии мозга человека и формировании его сознания

Говоря о значении речи в развитии психики, сознания человека, следует отметить, что речь и язык впервые возникают только у людей, только на уровне стадии образования человеческого общества. У животных отсутствует речь, хотя у них и существует общение посредством голосовых сигналов. Эти голосовые сигналы – реакции – у животных являются врожденными рефлексами на внешние и внутренние раздражения и выполняют приспособительную роль. Воздействуя на других представителей своего вида посредством голосовых сигналов, животное вызывает у них поведение, необходимое для поддержания жизни.

Источник:
Психология человека
Читать бесплатно текст книги Психология человека автора К. Макарова (2-я страница книги) :: Бесплатные книги в электронном варианте :: BookZ.ru
https://bookz.ru/authors/k-makarova/psiholog_358/page-2-psiholog_358.html

Психология человека читать

кандидат педагогических наук А.В.Скачков

Психология человека. -М.; Туманит. изд центр

320 с.: ил. — (Азбука психо-

Предлагаемая вниманию читателей книга — вторая в серии и предназна-

чена для школьников. Она не похожа на учебник в строгом

понимании этого слова. В ней автор знакомит всех, кто инте-

ресуется психологией, с ее основами. Главное внимание уделе-

но индивидуально-типологическим особенностям человека- на-

правленности, темпераменту, характеру, способностям. В книгу

включены также психологические упражнения и опыты по

развитию внутреннего мира личности, помогающие лучше по-

нять закономерности психики.

c Рогов Е.И., 1999

Ме Одические пособия серии разрабо-

таны и опробованы в рамках эксперимента . Идея эксперимента возникла после изучения и

анализа потребностей и возможностей школьников. Наш опыт

свидетельствует, что учебные программы могут быть существен-

но обновлены за счет введения дисциплин психолого-педагоги-

ческого цикла. При сохранении в целях обеспечения общего

образования базового компонента государственного учебного пла-

на для учащихся предусматриваются дополнительные и факуль-

тативные занятия, а также работа по индивидуальным планам.

Значительный объем интегрированного курса требует выделе-

ния на него 3 ч в 10-м и 4 ч в 11-м классе. Время на изучение

психологии выделяется в рамках базисного учебного плана за

счет его вариативной части и факультативов, внесенных в рас-

писание обязательных занятий. Вариативная часть учебного плана

используется с такой недельной расчасовкой:

Этап А дап тац. Эмг, шрич.

1-4-е классы 1 ч 1 ч

5-7-е классы 1 ч 2 ч

8-9-е классы 2 ч 3 ч

10-11-е классы 2 ч 4 ч

Полный курс предполагает изучение следующих дисциплин:

Специфика психологических дисциплин, количество отведен-

ных на них часов требуют увеличения общего числа уроков в

неделю по сравнению с действующим учебным планом. Однако

использование передовых технологий и интенсификация процес-

са обучения позволяют, уменьшить время урока на 5 мин. По-

скольку практическая часть занятий по психологии направлена

на снижение напряжения и усталости, увеличение количества

уроков не должно отразиться на здоровье детей.

учащихся ясно просматривается 3 ведущих уровня: вводный

(1-6-е классы), адаптационный (7-9-е классы)!, и основной

(10-11-е классы). Это позволяет отказаться от специальной под-

готовки, своего рода натаскивания детей на определенную про-

фессию и вместо этого предоставлять школьникам^Дрзможность

выбора в широком спектре профессий типа .

Кроме того, создается реальная основа для формир^ания у уча-

щихся лучших человеческих качеств, развития оргЙизаторских

и коммуникативных способностей, что необходимо .Ц>бому циви-

на 2-м уровне сложности предполагает двухгодичны!

рый позволяет целенаправленно готовить учащихся,’

сти помощника психолога с последующей сдачей щ

онного экзамена и получением сертификата. 2

холога включает в себя как общепедагогические дейвтвия, свой-

ственные всем соответствующим профессиям, так й||пецифиче-

ские, требующие особых знаний, умений, навыков и ЙЬчностных

ные методы обучения: тренинга, ролевые и деловые иЦЬы. В учеб-

ный план введены учебные экскурсии в городской гййяхологиче-

ский центр, центры социальной защиты населения, в не только в традиционйо близких

ей литературе, биологии, но и в музыке или живописи. Таким

образом, психология может выступить как важный интегриру-

ющий фактор, причем для весьма далеких друг от Друга обра-

Перспективным представляется и встречное движение — вклю-

чение в психологическое содержание элементов учебного ма-

териала из других предметных и образовательных областей, на-

пример истории. В этом смысле можно говорить не только о

психологизации, предположим, гуманитарных дисциплин, но и о

расширенной гуманитаризации психологических дисциплин.

Пргуесс психологизации может быть ускорен с помощью со-

ответствующей организации психологической практики, в рам-

ках которой необходимо предусмотреть индивидуальные задания

для тех, кто в большей степени интересуется компьютерной ди-

агностикой ( ) или консультированием ( ), изучением личности или коллектива и др. Более

целесообразно и педагогически оправданно предоставить учащим-

ся право самостоятельно выбрать из этого набора те дисциплины,

в усвоении которых они испытывают потребность.

Весь объем времени, которое отводится на психологию, не дол-

жен превышать 30% от общего количества часов, предусмотрен-

ного учебным планом.

Таким образом, предлагаемая нами модель психологической

подготовки развивающейся личности может строиться как по прин-

ципу иерархического соподчинения дисциплин, так и на основе

перехода от общего к частному. Следует отметить, что книги се-

рии могут использоваться психологами об-

разовательных учреждений не только в комплекте, но и по от-

дельности, с учетом возрастных возможностей школьников.

ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?

Защита психологическая — специальная регулятивная

система стабилизации личности, направленная н^странение

или сведение до минимума чувства тревоги, с^занного с

осознанием конфликта. У

Индивидуальность — человек, характеризуем^ со сторо-

ны его социально значимых отличий от других люд|и.

Интроспекция — метод познания психических явлений путем

самонаблюдения, т.е. внимательного изучения человеком того,

что происходит в его сознании при решении разног ? Какой смысл мы в него вкла-

дываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латин-

ское слово (личность) означало маску, которую надевал

актер. То же самое значение имело слово у скоморо-

хов. В Древнем Риме персонами называли граждан^ответствен-

ных перед законом. В академическом словаре 1841^ г. говори-

лось, что личность — это, . ^

В соответствии со вторым толкованием использовал слово

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

В несколько ином значении употреблял это слово А.Н.Ради-

В современной науке понятие относится к числу

важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим

и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и дру-

подхода к личности в психологии.

Важнейшая задача психологической науки — обнаружение

тех психологических свойств, которые характеризуют индивида

и личность. Человек уже рождается на свет человеком. Строе-

ние тела появившегося на свет младенца позволяет ему в даль-

нейшей овладеть прямохождением, структура мозга — развить

интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использова-

ния орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец

отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается

факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отно-

шение зафиксировано в понятии — в отличие от

детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемо-

ловека, т.е. любой человек — это индивид. Но, являясь на свет

как индивид, Человек приобретает особое социальное качество,

он становится личностью. Философское определение личности

было дано К.Марксом. Он определял сущность человека как со-

вокупность общественных отношений. Понять, что такое личность,

можно только через изучение реальных общественных связей и

отношений, в которые вступает человек. Общественная природа

личности всегда имеет конкретное историческое содержание.

Именно из конкретных социально-исторических отношений че-

ловека нужно выводить не только общие условия развития, но и

исторически конкретную, сущность личности. Специфика обще-

ственных условий жизни и образа деятельности человека опре-

деляет особенности его индивидуальных качеств и свойств. Лич-

ностные особенности также не даны человеку от рождения. Все

люди принимают определенные психические черты, взгляды, обы-

чаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Источник:
Психология человека читать
описание
http://www.libok.net/writer/3983/kniga/11539/rogov_ei/psihologiya_cheloveka/read

Текст книги — Психология человека — Евгений Рогов

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Евгений Иванович Рогов

Полный курс предполагает изучение следующих дисциплин:

1-4-е классы – «Азбука психологии»;

5-й класс – «Познавательная деятельность человека»;

6-й класс – «Основы саморегуляции»;

7-й класс – «Психология общения»;

8-й класс – «Этика и психология семейной жизни»;

9-й класс – «Основы профориентации и выбора профессии»;

10-й класс – «Психология личности»;

11-й класс – «Основы социальной психологии».

Специфика психологических дисциплин, количество отведенных на них часов требуют увеличения общего числа уроков в неделю по сравнению с действующим учебным планом. Однако использование передовых технологий и интенсификация процесса обучения позволяют уменьшить время урока на 5 мин. Поскольку практическая часть занятий по психологии направлена на снижение напряжения и усталости, увеличение количества уроков не должно отразиться на здоровье детей.

В содержании непрерывной психологической подготовки учащихся ясно просматривается 3 ведущих уровня: вводный (1-6-е классы), адаптационный (7-9-е классы) и основной (10-11-е классы). Это позволяет отказаться от специальной подготовки, своего рода натаскивания детей на определенную профессию и вместо этого предоставлять школьникам возможность выбора в широком спектре профессий типа «человек-человек». Кроме того, создается реальная основа для формирования у учащихся лучших человеческих качеств, развития организаторских и коммуникативных способностей, что необходимо любому цивилизованному человеку.

Программа обучения в профильном психологическом классе на 2-м уровне сложности предполагает двухгодичный цикл, который позволяет целенаправленно готовить учащихся к деятельности помощника психолога с последующей сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата.

Вхождение старшеклассников в различные виды работы психолога включает в себя как общепедагогические действия, свойственные всем соответствующим профессиям, так и специфические, требующие особых знаний, умений, навыков и личностных качеств.

В профильных психологических классах применяются активные методы обучения: тренинги, ролевые и деловые игры. В учебный план введены учебные экскурсии в городской психологический центр, центры социальной защиты населения, встречи с преподавателями психологии вузов и учеными-психологами.

Характеризуя перспективу психологического образования в школе, необходимо подчеркнуть возможность психологизации содержания всего образовательного процесса. Речь идет, например, о том, что психология (ее влияние безусловно будет расти) должна «работать» не только в традиционно близких ей литературе, биологии, но и в музыке или живописи. Таким образом, психология может выступить как важный интегрирующий фактор, причем для весьма далеких друг от друга образовательных областей.

Перспективным представляется и встречное движение – включение в психологическое содержание элементов учебного материала из других предметных и образовательных областей, например истории. В этом смысле можно говорить не только о психологизации, предположим, гуманитарных дисциплин, но и о расширенной гуманитаризации психологических дисциплин.

Процесс психологизации может быть ускорен с помощью соответствующей организации психологической практики, в рамках которой необходимо предусмотреть индивидуальные задания для тех, кто в большей степени интересуется компьютерной диагностикой («человек-техника») или консультированием («человек-человек»), изучением личности или коллектива и др. Более целесообразно и педагогически оправданно предоставить учащимся право самостоятельно выбрать из этого набора те дисциплины, в усвоении которых они испытывают потребность.

Весь объем времени, которое отводится на психологию, не должен превышать 30 % от общего количества часов, предусмотренного учебным планом.

Таким образом, предлагаемая нами модель психологической подготовки развивающейся личности может строиться как по принципу иерархического соподчинения дисциплин, так и на основе перехода от общего к частному. Следует отметить, что книги серии «Азбука психологии» могут использоваться психологами образовательных учреждений не только в комплекте, но и по отдельности, с учетом возрастных возможностей школьников.

ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?

Деяние – форма проявления активности субъекта.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей.

Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, которое объясняет поведение человека, основанное на знаниях, и изучает процесс и динамику их формирования.

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

Психолингвистика – пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.

Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Статус – положение человека в группе, определяющее его права и обязанности.

Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Субъект – индивид или группа людей как источник познания и преобразования действительности.

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Общее понятие личности

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом. В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность – это, «во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпима в службе; во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».

В соответствии со вторым толкованием использовал слово «личность» А.С.Пушкин:

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

В несколько ином значении употреблял это слово А.Н.Радищев: «Ведаешь ли ты, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что есть ты?»

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В этой связи возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важнейшая задача психологической науки – обнаружение тех психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность. Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенца позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в понятии «индивид» – в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид. Но, являясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К.Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание.

Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств. Личностные особенности также не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут. Иногда личность понимается как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Однако личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений с окружающим миром.

Соотношение биологического и социального в личности

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь в виде какого-то набора свойств и качеств человека. Действительно, если личность всегда выступает как субъект своих отношений с окружающими людьми, в ее структуру должны войти и эти отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Поэтому данные, полученные в результате исследования индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности.

Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального. В истории науки были рассмотрены практически все возможные взаимосвязи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось по-разному: то как процесс полностью спонтанный, не зависящий ни от биологического развития, ни от социального; то как процесс, производный или от биологического развития, или от социального; то как результат параллельного действия на индивида биологического и социального либо как продукт их взаимодействия.

Остановимся на этих теориях несколько подробнее.

Итак, в соответствии с концепциями спонтанного психического развития развитие личности полностью детерминируется своими внутренними законами. Вопроса о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, чего-то внешнего по отношению к последней.

В концепциях, которые базируются на законах биологии, психическое развитие рассматривается как линейная функция организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, не учитывающие специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции. Согласно этому закону в развитии индивида повторяется в главных чертах эволюция вида, к которому он принадлежит. Ученые, придерживающиеся данного направления, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.

Сходные идеи встречаются и в социологических концепциях психического развития индивида. Только здесь оно представляется несколько иначе. Утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Конечно, при желании можно усмотреть здесь некоторое внешнее сходство. Однако оно не дает основания для вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психического развития человека. Подобные концепции – типичный случай неправомерного расширения сферы действия биогенетического закона.

Конечно, можно усмотреть некоторое сходство и повторение в развитии индивида и в истории общества. Однако они не позволяют раскрыть сущность психического развития человека. Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свои особенности в каждой общественно-исторической формации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется с позиций закона рекапитуляции.

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей. Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов.

Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по-разному в различные периоды.

В более широком плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Следует подчеркнуть, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных систем, в первую очередь систем воспитания и образования.

Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это очень затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое-психическое-социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Источник:
Текст книги — Психология человека — Евгений Рогов
Читать книгу Психология человека Е. И. Рогова — страница 1 текста книги : ента возникла после изучения и анализа потребностей и возможностей школьников. Наш опыт свидетельствует, что учебные программы могут быть существенно обновлены за счет введения дисциплин психолого-пед
http://iknigi.net/avtor-evgeniy-rogov/31785-psihologiya-cheloveka-evgeniy-rogov/read/page-1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES