Психология 3 летнего ребенка

А как у вас? Вопрос для родителей 3-ех летних детей

А как у вас ? Вопрос для родителей 3-ех летних детей.

Всем доброе время суток!

На что ребенка подсаживают родные, тем и живет ребенок.

Нормально всё у вас! Дочка отличная! Да, у меня сын такого же возраста, всё может, всё понимает. Правда мультики всё же любит.

у меня сыну скоро 3 и я не представляю, что бы он играл в майнрафт. да он просто не поймет, что к чему.

А выше правильно написали — на что подсадили, тем и занимается.

ненавязчивые понты) сотовый, приставка, компьютер, платные игровые площадки, двухэтажный дом..

Моему сейчас 4, но у нас с рождения доступ к гаджетам не ограничен. Сейчас у него свой нетбук и планшет, сам там включает что хочет, где-то 1-2 часа в день играет или смотрит что-то, в остальное время нас достаёт)) Я была бы рада, если бы больше играл сам, конечно. Во всём разбирается, естественно. Где-то с 2 лет начал меня удивлять этим))

ненавязчивые понты) сотовый, приставка, компьютер, платные игровые площадки, двухэтажный дом..

А что тут необычного?

у меня сыну скоро 3 и я не представляю, что бы он играл в майнрафт. да он просто не поймет, что к чему. А выше правильно написали — на что подсадили, тем и занимается.

Мой с 2 в нём шарит)

Нормально всё у вас! Дочка отличная! Да, у меня сын такого же возраста, всё может, всё понимает. Правда мультики всё же любит.

Ну а кто ж их не любит?) Мне вот 26 годиков, я обожаю мультики))

у меня сыну скоро 3 и я не представляю, что бы он играл в майнрафт. да он просто не поймет, что к чему. А выше правильно написали — на что подсадили, тем и занимается.

Мой с 2 в нём шарит)

ну наверное это нормально. Просто мы такие игры никогда ему не давали. только развивающие всякие. Сам включает их и играет.

ну наверное это нормально. Просто мы такие игры никогда ему не давали. только развивающие всякие. Сам включает их и играет.

Эта тоже вполне себе развивающая)

Мы даём всё, что с нужным возрастным рейтингом. Ну, то есть, Ведьмака не даём, Злых птичек даём, например)

Блин, от майнкрафта некуда деваться. Но у меня 9.Но здесь дело в любых играх в таком возрасте. Я и сейчас против, а в 3 года даже бы не дала. У подруги с 5 лет дочь сидит в соц. Сетях и юзает инет,так это дало минус большой. Я не вижу смысла для своего например в одноклассниках(доступно объяснила,что не стоит и он согласился)и вообще только недавно разрешаю,то что считаю нужным+ нужное и необходимое+ оффис. В планшете сейчас много игр, я контролирую насколько можно. А в три годаразрешать,то что вы,хм-это ужас конечно. Даже страшно представить,что можно получить на выходе. Ведь вы сами приучили. Обычно дают,,чтоб не мешал,не знаю как у вас. Сами получили-вот и получайте, для меня это дико,извините есл. Обидела

У меня ребенку 5 лет. Планшет не даем, телевизор смотрит 1-2 раза в неделю.

Пока строчила столько написали,я в шоке,что кроме Мяты и еще одного гостя такие отзывы. Развитие можно получать разными способами, но все верные. Больше вообще на "отвали от нас похоже".ИМХО

К11,сами приучили-сами отучайте.

А потом будут все ныть как в той теме, ребенок подросток ушел из дома потому что запретила играть в игры.

Сами подсаживаем — сами страдаем!

Я своему в пять лет ничего не покупаю, никаких игр в компьютере, максимум мультики по телевизору. Зато мы читаем на ура, пишем немного и считаем до миллиона. Никаких понтов, что посею то пожну.

К11, сами приучили- сами отучайте. Хотя может и разводка на ср.ч между разными взглядами на воспитание, но тема актуальная.

А потом будут все ныть как в той теме, ребенок подросток ушел из дома потому что запретила играть в игры.Сами подсаживаем — сами страдаем!Я своему в пять лет ничего не покупаю, никаких игр в компьютере, максимум мультики по телевизору. Зато мы читаем на ура, пишем немного и считаем до миллиона. Никаких понтов, что посею то пожну.

И сами, что ли, не играете совсем ни во что? Не скучно так жить? У меня как-то уже лет 10 всё-всё в гаджетах: и книги, и музыка, и работа, и игры, и общение. Считаю, это очень здорово, хорошо, что у ребёнка тоже будет возможность всё это иметь.

А потом будут все ныть как в той теме, ребенок подросток ушел из дома потому что запретила играть в игры.Сами подсаживаем — сами страдаем!Я своему в пять лет ничего не покупаю, никаких игр в компьютере, максимум мультики по телевизору. Зато мы читаем на ура, пишем немного и считаем до миллиона. Никаких понтов, что посею то пожну.

+1000000, детей жалко конечно(

К11, сами приучили- сами отучайте. Хотя может и разводка на ср.ч между разными взглядами на воспитание, но тема актуальная.

А как может быть cpaч? Времяпрепровождение семьи ведь не может кому-то постороннему мешать.

И сами, что ли, не играете совсем ни во что? Не скучно так жить? У меня как-то уже лет 10 всё-всё в гаджетах: и книги, и музыка, и работа, и игры, и общение. Считаю, это очень здорово, хорошо, что у ребёнка тоже будет возможность всё это иметь.

Ну если не видите разницы между трехлетним и даже 10летним,но без комментариев.

А как может быть cpaч? Времяпрепровождение семьи ведь не может кому-то постороннему мешать.

Ну если не видите разницы между трехлетним и даже 10летним,но без комментариев.

Я не писала ни о какой разнице. О чём вы?

И сами, что ли, не играете совсем ни во что? Не скучно так жить? У меня как-то уже лет 10 всё-всё в гаджетах: и книги, и музыка, и работа, и игры, и общение. Считаю, это очень здорово, хорошо, что у ребёнка тоже будет возможность всё это иметь.

Нет не играю, подсела было на любимую ферму, два месяца побегала по грядкам потеряв кучу времени, поняла что за это время могла бы килограмм на 10 похудеть если бы за компом не сидела.

При ССР не было никаких гаджетов и ничего дети росли и играли в другие игры. Мы чаще гуляем на улице, поиграть во дворе всегда пожалуйста в за лесть в мамин комп ни за что, потому что компьютер для работы а не для игрушек. Я своего как Вовку Ульянова учу — под девизом "Учиться, учиться и еще раз учиться". кому он нужен будет ленивым геймером без мозгов.

Я не писала ни о какой разнице. О чём вы?

Я про 10 лет перепутали, но тема о трехлетнем, а вы пишите,что у вас 10 лет гаджеты всякие. Вы считаете-это не сравнение того,что не сравнить?

Нет не играю, подсела было на любимую ферму, два месяца побегала по грядкам потеряв кучу времени, поняла что за это время могла бы килограмм на 10 похудеть если бы за компом не сидела. При ССР не было никаких гаджетов и ничего дети росли и играли в другие игры. Мы чаще гуляем на улице, поиграть во дворе всегда пожалуйста в за лесть в мамин комп ни за что, потому что компьютер для работы а не для игрушек. Я своего как Вовку Ульянова учу — под девизом "Учиться, учиться и еще раз учиться". кому он нужен будет ленивым геймером без мозгов.

Я не росла при СССР, слава Богу))

Зато покупка компьютера определила мои будущие профессии уже в 13 лет, и благодаря этому я всегда любила свою работу.

Прогулки гаджетам не помеха) Хорошо идти в ногу со временем, а не создавать прогрессу искусственных препон.

ну наверное это нормально. Просто мы такие игры никогда ему не давали. только развивающие всякие. Сам включает их и играет.

Эта тоже вполне себе развивающая)

Мы даём всё, что с нужным возрастным рейтингом. Ну, то есть, Ведьмака не даём, Злых птичек даём, например)

К11, сами приучили- сами отучайте. Хотя может и разводка на ср.ч между разными взглядами на воспитание, но тема актуальная.

очень актуальная, кстати

Осваивают дети гаджеты быстро, тут ничего удивительного. Другое дело нужно ли это в таком возрасте и в таком количестве. Ребенок только формируется, познает окружающий мир, развивает эмоциональность, расширяет границы. И с этой точки зрения любой гаджет или виртуал — обворовывание ребенка. Нужны познавательные игры с контактом с другими детьми, родителями, животными, игрушками как объектами, самовыражение в творчестве. Тактильный контакт, ролевое разделение участие в быте (типа мама пельмени лепит и малая кусочек теста мнет). От этого гораздо больше пользы и на это стоит напирать. А подсадить на комп, не давая другого, более нужного опыта, это как отмахнуться от ребенка. Потом, кстати, могут быть проблемы в школе, невозможность сосредоточиться на спокойном изложении материала.

Гаджет сам по себе не зло, не должно быть от него зависимости.

Я про 10 лет перепутали, но тема о трехлетнем, а вы пишите,что у вас 10 лет гаджеты всякие. Вы считаете-это не сравнение того,что не сравнить?

Эээ, я говорю о том, что раз у меня гаджеты давным-давно, то естественно, что и у ребёнка тоже. Почему я его обделять должна? Зачем?

Эта тоже вполне себе развивающая)Мы даём всё, что с нужным возрастным рейтингом. Ну, то есть, Ведьмака не даём, Злых птичек даём, например)

Я игрухи не люблю,но птички меня посещают раз в полгода на пару дней,будь они не ладны)))

Гаджет сам по себе не зло, не должно быть от него зависимости.

А зависимости не будет ТОЛЬКО в том случае, когда есть полностью свободный и ничем не ограниченный доступ. Проверено и на себе, и на муже, и на сыне.

Эта тоже вполне себе развивающая)Мы даём всё, что с нужным возрастным рейтингом. Ну, то есть, Ведьмака не даём, Злых птичек даём, например)

Я игрухи не люблю,но птички меня посещают раз в полгода на пару дней,будь они не ладны)))

а я вообще Дэнди купила))))

Гаджет сам по себе не зло, не должно быть от него зависимости.

А зависимости не будет ТОЛЬКО в том случае, когда есть полностью свободный и ничем не ограниченный доступ. Проверено и на себе, и на муже, и на сыне.

ну доля правды может в этом и есть, но все же всему свое время.

Осваивают дети гаджеты быстро, тут ничего удивительного. Другое дело нужно ли это в таком возрасте и в таком количестве. Ребенок только формируется, познает окружающий мир, развивает эмоциональность, расширяет границы. И с этой точки зрения любой гаджет или виртуал — обворовывание ребенка. Нужны познавательные игры с контактом с другими детьми, родителями, животными, игрушками как объектами, самовыражение в творчестве. Тактильный контакт, ролевое разделение участие в быте (типа мама пельмени лепит и малая кусочек теста мнет). От этого гораздо больше пользы и на это стоит напирать. А подсадить на комп, не давая другого, более нужного опыта, это как отмахнуться от ребенка. Потом, кстати, могут быть проблемы в школе, невозможность сосредоточиться на спокойном изложении материала.

Я выше писала про дочь подруги,ей сейчас 11, так вот она полное подтверждение ваших слов. Все мысли об игрухах. Всему свое время должно быть. А вы очень хорошо все описали.

А зависимости не будет ТОЛЬКО в том случае, когда есть полностью свободный и ничем не ограниченный доступ. Проверено и на себе, и на муже, и на сыне.

Вместе про своевременность)

Я даже не знала,что продают)

Еще и сотовый в кармане! Вы облучаете своего ребенка! Телефон не должен находиться рядом с жизн вадн органами, комп это тоже облучение+ зависимость. Вы со своим ребенком потом не справитесь, будет постоянно зависать в инете.Ищите ей друзей, секции, кружки, хобби.

но все же всему свое время.

Естественно. Поэтому у любых игр, мультиков и даже приложений есть рейтинг: 0+, 3+, 6+ и так далее. Нужно строго следить за этим.

А зависимости не будет ТОЛЬКО в том случае, когда есть полностью свободный и ничем не ограниченный доступ. Проверено и на себе, и на муже, и на сыне.

Вместе про своевременность)

Я даже не знала,что продают)

продают еще как)

но все же всему свое время.

Естественно. Поэтому у любых игр, мультиков и даже приложений есть рейтинг: 0+, 3+, 6+ и так далее. Нужно строго следить за этим.

ну вы знаете, я не всегда слепо доверяю тому, что пишут производители, дабы расширить аудиторию. Иногда я с ними не соглашаюсь..

На что ребенка подсаживают родные, тем и живет ребенок.

ну вы знаете, я не всегда слепо доверяю тому, что пишут производители, дабы расширить аудиторию. Иногда я с ними не соглашаюсь..

Я тоже, безусловно, сначала сама тестирую на себе то, во что собираюсь дать играть/смотреть ребёнку.

вот ходили с ребенком на марсианина, полный зал детей, ограничение на только из-за раны начале фильма. Бывает иногда смотришь мультик сам взрослый и думаешь кто его проверял. Также может быть игрушкой такая дикнам взрослым и невдомёк, а ребенку на неокрепшую психику уборка какое действие ого-го какое действие

вот ходили с ребенком на марсианина, полный зал детей, ограничение на только из-за раны начале фильма. Бывает иногда смотришь мультик сам взрослый и думаешь кто его проверял. Также может быть игрушкой такая дикнам взрослым и невдомёк, а ребенку на неокрепшую психику уборка какое действие ого-го какое действие

Да, всё надо предварительно смотреть и тестировать, на то мы и родители)

Да, всё надо предварительно смотреть и тестировать, на то мы и родители)

Это ясно, только не всегда наше мышление способно правильно оценить,что для детской психи подходит. Я именно про виртуалку.

Я за км отличаю детей уже подсевщих и нет,а родители все ищут оправдание.

Это ясно, только не всегда наше мышление способно правильно оценить,что для детской психи подходит. Я именно про виртуалку.

За реакцией ребёнка тоже надо наблюдать, конечно)

От всего не убережёшь.

ненавязчивые понты) сотовый, приставка, компьютер, платные игровые площадки, двухэтажный дом..

Я не росла при СССР, слава Богу))

А зря. те кто рос при Союзе были очень даже довольны многим.

Зато покупка компьютера определила мои будущие профессии уже в 13 лет, и благодаря этому я всегда любила свою работу.Прогулки гаджетам не помеха) Хорошо идти в ногу со временем, а не создавать прогрессу искусственных препон.

Так и я не против купить ему комп и отправить учиться его на программиста, но не три и не 5 лет.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник:
А как у вас? Вопрос для родителей 3-ех летних детей
Всем доброе время суток! Дочери два месяца назад 3 года исполнилось. Не скажу что не активная. С 12 утра до девяти обычно вместе где-то пропадаем. То в парках, то в магазинах, обычно на платных игровых площадках. Когда приходим домой, то идет
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-3-do-6/thread/4662264/

Можно ли наказывать ребенка?

Еще 9 статей на тему: Детские наказания: что можно и нельзя родителям

Когда ребенок ведет себя плохо, то в ход идет весь арсенал воспитательных мер. Но разумно ли использовать наказания?

На вопрос «Можно ли наказывать ребенка?» отвечает Татьяна Маркова – детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства.

Вопрос необходимости наказания детей является предметом многих дискуссий как среди специалистов, так и среди родителей. Ключевым моментом тут, на мой взгляд, является разделение того, когда наказание есть педагогическая мера, а когда это можно квалифицировать как жестокое обращение с ребенком.

Когда ребенок ведет себя из рук вон плохо, и родители используют весь арсенал средств от аргументированного объяснения до уговоров, в ход идет более действенная, на первый взгляд, мера – физическое воздействие (удар, подзатыльник) или воздействие моральное (шантаж, оскорбление, угроза). В лучшем случае, родитель переходит к ней, испробовав сначала меры не столь радикальные, в худшем – с нее начинает.

Действительно, физическое или моральное воздействие на ребенка, как правило, приводит к нужному эффекту в более короткий срок. Родитель при этом может быть и не доволен самим собой: эффект вроде бы есть, ребенок присмирел, но смотрит исподлобья, молчит или наоборот плачет. В этой ситуации и родители начинают по-разному себя вести: одни на чувстве вины бросаются успокаивать, другие игнорируют, третьи обвиняют ребенка в его реакции на наказание («сам виноват, вот и нечего теперь реветь, в следующий раз будешь думать»).

Вроде бы родители тем самым демонстрируют элементы воспитания («я же хочу, как лучше, чтобы он человеком вырос»). Но является ли это таковым на самом деле?

Специалистами по детской психологии было выявлено и подтверждено, что ребенок, по отношению к которому применялось систематическое физическое или моральное воздействие, вырастает с заниженной самооценкой, недостаточно любит себя и недостаточно в себе уверен. Его самоотношение в общих словах можно выразить как «я плохой», «я ни на что не способен», «меня нельзя любить». Эти установки, формирующиеся с детства, переносятся на общение с другими людьми, и если вовремя не будут отрефлексированы и отработаны, могут провоцировать трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации.

Конечно, в большей степени я описываю последствия крайних действий, которые можно было бы квалифицировать как жестокое обращение, однако ребенок не мыслит терминами закона. Нужно принимать во внимание и то, что организация психики различных детей друг от друга отличается. То, что один может воспринять более-менее нормально (его стратегии совладания со стрессом оказываются более сильными), другой воспринимает, что называется, «близко к сердцу», и это идет в копилку его когнитивных (мыслительных) установок, которые и будут определять его поведение в будущем.

Что же получается, наказывать детей нельзя? На мой взгляд, в вопросах наказания нужно говорить о том, что есть менее приемлемые, а есть более приемлемые его формы.

В семье невысокого достатка подростку обещают поездку за границу после хорошей учебы. Он берет дорогую вещь у своего одноклассника (например, ноутбук), и по своей опрометчивости/неосторожности/невнимательности ломает ее так, что она больше не подлежит восстановлению. Родители предлагают ему либо работать бОльшую часть лета, либо не поехать за границу, чтобы возместить стоимость поломанной вещи. Наказание? Да. Но сравните с той ситуацией, при которой ребенок бы сначала получил десяток крепких слов в свой адрес, закономерно защищаясь и находя множество причин, чтобы снять с себя ответственность за произошедшее.

Конечная цель наказания – ограничить нежелательное поведение ребенка и предотвратить его в будущем. При этом оно должно быть одним из средств воспитания, а не ключевым или, что еще хуже, единственным. Нужно помнить, что замещение своей родительской несостоятельности наказанием (я говорю как раз о менее приемлемых формах, описанных в начале) отнюдь не повышает ваш родительский статус и не делает вас эффективнее.

Наказание должно учить ребенка и быть прежде всего действием нравственного характера, а не вызывать страх, злобу или желание избежать последующего наказания, скрыв содеянное.

Комментарий Благотворительного Фонда «В ответе за будущее»:

Более 55000 звонков на тему физического и психологического насилия поступило на Телефон доверия для детей при Московском психолого-педагогическом университете за последние три года. Почти 60% звонящих – это дети и подростки, 11%- родители, остальные – обеспокоенные граждане. В основном, дети звонят по телефону доверия, чтобы пожаловаться на плохие отношения с родителями, конфликты в семье, а также на то, что мамы и папы не обращают на них внимание, постоянно повышают голос и часто их наказывают. В свою очередь, родители говорят о том, что не могут найти общий язык с ребенком.

Согласно исследованию Центра оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, российская культура отношений между детьми и родителями внутренне противоречива. В ней сочетаются элементы патриархального прошлого, заключенного в попытках родителей утвердить безусловное первенство над ребенком и добиться от него безоговорочного послушания, с современным представлением о «правильном» воспитании, для которого характерна эволюция в сторону равноправия супругов, признания за детьми прав личности.

Телеведущая Тутта Ларсен, являющаяся Послом программы «С любовью к детям» Фонда «В ответе за будущее», рассказывает, что не применяет физические наказания по отношению к своим детям и всегда объясняет им, за что они были наказаны. По ее мнению, нужно уважать в детях личность, а дружить со своими детьми, находиться с ними во взаимодействии и партнерстве должно стать трендом.

Источник:
Можно ли наказывать ребенка?
Mama.ru — сайт про родительство: полезные советы, увлекательные истории и хорошие картинки.
http://mama.ru/articles/mozhno-li-nakazyvat-rebenka

Психология 3 летнего ребенка

Контрольный тест 2. Психология развития дошкольников и младших школьников

Выберите правильный ответ на следующие вопросы

1. У ребенка раннего возраста способность соподчинять мотивы:

А) зависит от ситуации; В) зависит от смысла деятельности; С) сформирована; Д) не сформирована.

2. Какие реакции младенца сопровождают «комплекс оживления»: 1) фиксация взгляда на лице матери; 2) слуховое сосредоточение; 3) движения рук и ног; 4) улыбка: А) 1,3,4; В) 2, 3.4; С) 1,2,3; Д) 1,2,4.

3. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:

А) агнозия; В) тревожность; С) ажитация; Д) вербализм.

4. Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка раннего возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками называют:

А) девиантным поведением; В) эмоциональной разрядкой; С) аффективными вспышками; Д) деструктивным поведением.

5. Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой:

А) моделирующей; В) режиссерской; С) сюжетно-ролевой; Д) с правилами.

6. Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является:

А) изменение системы отношений со сверстниками; В) изменение системы отношений со взрослыми и выделение своего «я»; С) увеличение контактов со взрослыми; Д) демонстрация своего «я».

7. В основе сенсомоторного единства поведения ребенка лежит такая характеристика восприятия как:

А) аффективная окрашенность; В) подвижность; С) дифференцированность; Д) дискретность.

8. Ребенок может схватить предмет:

А) на 7-й день жизни; В) в конце 1-го года жизни; С.) в конце 1-го месяца жизни; Д) в 5-6-ти месяцев жизни.

9. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в нетерпимом отношении к другим детям, стремлении ограничить их права в семье, называется

А) деспотизмом; В) ревностью; С) обесцениванием; Д) протестом-бунтом.

10. Ребенок начинает улыбаться знакомым людям после:

А) 3-4-х месяцев жизни; В) 1-2-х недель жизни; С) 7-8-ми месяцев жизни; Д) 3-4-х недель жизни.

11. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

А) игровая деятельность; В) практическая деятельность; С) предметно-манипулятивная деятельность; Д) деятельность научения.

12. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в том, что он настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, я потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется:

А) своеволием; В) строптивостью; С) негативизмом; Д) упрямством.

13. Эмоционально подчеркнутые состояния ощущений (но Л.С. Выготскому) — это ощущения новорожденного, которые:

А) недифференцированы от эмоций; В) независимы от эмоций; С) изолированы от эмоций; Д) дифференцированы от эмоций.

14. Действия младенца по вкладыванию одного предмета в другой называют:

А) цепными; В) функциональными; С) соотносящими; Д) круговыми.

15. Ведущей деятельностью для младшего школьною возраста является

А) ролевая игра; В) учебная деятельность; С) общение; Д) трудовая деятельность.

16. Появление сосательных движений ребенка в определенном положении на коленях у матери, которое предшествует кормлению, является рефлексом:

А) безусловным; В) врожденным; С) реактивным; Д) условным.

17. Сжимание пальцев ног новорожденного, вызванное нажатием пальцев на подошву стоны ребенка, является рефлексом, который называется:

А) безусловным; В) условным; С) защитным; Д) примитивным.

18. Познавательному развитию ребенка способствует:

А) «комплекс оживления»; В) постоянство окружающей среды; С) ощущение безопасности; Д) разнообразие впечатлений.

19. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в негативной реакции не на само требование, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу со стороны взрослого, называют:

А) строптивостью; В) своеволием; С) негативизмом; Д) упрямством.

20. Третьим этапом развития самосознания ребенка является:

А) называние себя по имени в третьем лице; В) называние себя по имени в первом лине; С) узнавание себя в зеркале; Д) появление первичной самооценки.

21. Слуховое сосредоточение появляется

А) на 3-ем месяце жизни; В) на 2-3-й неделе жизни; С) к концу 1-го полугодия жизни; Д) на 2-й день жизни.

22. Первые функциональные действия у ребенка появляются:

А) после 10-ти месяцев; В) после 2-х месяцев; С) после 1-го месяца; Д) после 5-ти дней.

23. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

А) моделирование; В) общение; С) игра; Д) научение.

24. В основе наглядно-действенного мышления младенца лежит:

А) эмоции и восприятие; В) память и действие; С) восприятие и память; Д) восприятие и действие.

25. Смысловая ориентировочная основа поступка ребенка возникает в:

А) старшем школьном возрасте; В) подростковом возрасте; С) младшем школьном возрасте; Д) дошкольном возрасте.

26. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:

А) «уход от реальности»; В) алексия; С) апраксия; Д) амнезия.

27. Игра ребенка, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину), называется:

А) образной; В) развивающей; С) ролевой; Д) режиссерской.

28. Появление «комплекса оживления» означает:

А) начало периода новорожденности; В) окончание периода новорожденности; С) окончание периода младенчества; Д) приближение периода раннего детства.

29. Пищевое сосредоточение возникает у ребенка при:

А) сильном голоде; В) виде пищи; С) прикосновении к углам губ; Д) запаха пищи.

30. Источником появления демонстративного поведения ребенка является:

А) критика взрослых; В) похвала взрослых; С) переизбыток внимания взрослых; Д) недостаток внимания взрослых.

31. Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребенка после:

А) 8-ми месяцев жизни; В) 2-х недель жизни; С) 8-ми дней жизни; Д) 1-го месяца жизни.

32. Совокупность произносимых ребенком слов называется

А) пассивным словарем; В) активным словарем; С) резервным словарем; Д) независимым словарем.

33. Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется:

А) полевым; В) импульсивным; С) спонтанным; Д) ситуативным.

34. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в жестком проявлении им власти над окружающими его взрослыми, диктате своих желаний, называется:

А) обесцениванием; В) деспотизмом; С) протестом-бунтом; Д) ревностью

35. Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «я» («Вова идет гулять», «Я играю»), Д.Б. Эльконин назвал:

А) зрелыми; В) независимыми; С) самостоятельными; Д) личными.

36. Замирание ребенка и недолгая задержка взгляда на ярком предмете называется:

А) не сосредоточенным вниманием; В) исследовательским рефлексом; С) зрительным сосредоточением; Д) рефлексом любопытства.

Источник:
Психология 3 летнего ребенка
Контрольный тест 2. Психология развития дошкольников и младших школьников Выберите правильный ответ на следующие вопросы 1. У ребенка раннего возраста способность соподчинять мотивы:
http://ebooks.grsu.by/semchuk/kontrolnyj-test-2-psikhologiya-razvitiya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov.htm

Психология 3 летнего ребенка

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА У ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни.

Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка» [1; 249].

В дальнейшем переходные периоды изучали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Они выдвинули положение: суть переходных периодов состоит в том, что форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении.

А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что «кризисы отнюдь не являются спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [3; 518].

В настоящее время изучены переходные периоды трех лет и подросткового возраста. Переходный период в 6— 7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Вместе с тем в связи с переходом к обучению с 6-летнего возраста его изучение приобретает особую актуальность. В настоящем исследовании проблема «кризиса семи лет» рассматривается в рамках диагностики готовности детей к обучению в школе.

Важно отметить, что данный период был выделен еще тогда, когда в СССР не было развитой системы дошкольного воспитания и обучения. В настоящее время дошкольное воспитание представляет собой организованное массовое явление, поэтому возникают закономерные

вопросы: сохраняется ли у современных детей ранее описанная симптоматика, в чем специфика перехода к школьному детству, с какими явлениями в развитии он может быть связан. Эти вопросы стояли в центре нашего исследования.

Методологической основой работы было понимание природы критических возрастов как диалектических скачков в развитии, с необходимостью присутствующих в онтогенезе. Теоретической базой изучения «кризиса семи лет» явилась теория деятельности.

Гипотеза исследования: суть переходного периода между дошкольным и школьным детством состоит в смене игровой деятельности учебной под влиянием созревания внутренних предпосылок, важнейшей из которых является сформированность символической функции и воображения. Без их достаточного развития ребенок не может считаться подготовленным к школе.

I этап работы посвящался сбору данных о существовании, течении, симптоматике, хронологических рамках переходного периода у 6—7-летних детей. Основным методом был опрос родителей, воспитателей и учителей по специально разработанным опросным листам. Мы старались выявить негативную картину перехода в ее классическом описании, изменения в игровой деятельности, в отношениях со взрослыми, появление у ребенка стремления стать школьником.

II этапом исследования стало изучение вопроса о том, что именно в игровой деятельности ведет к дискредитации ее мотивов.

В работе приняли участие 307 родителей, 12 воспитателей, 6 учителей. В течение двух лет мы наблюдали за 166 дошкольниками и 141 школьником 6— 7 лет.

Родители дошкольников (58 %) говорили о том, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас словно подменили: капризничает, голос повышает, дерзит», «с ребенком стало трудно общаться», «спорит по любому поводу, упрямится», «с ним стало невозможно найти общий язык», «стал очень непослушным», «закатывает истерики», «все требования надо повторять по двадцать раз».

Наблюдения за такими дошкольниками показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело, игру, отвлекаются, постоянно пытаются занять себя чем-то полезным для других, требуют к себе внимания со стороны воспитателей. Воспитатели характеризовали их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, почемучек». Такие дети часто спрашивают о школе и предпочитают учебные занятия игре. Однако из игр, по словам родителей, их больше привлекают настольные, спортивные, соревновательные игры, особенно если они организуются и выполняются вместе со взрослыми. И родители, и воспитатели отмечали, что дети уже меньше играют, предпочитая читать, заниматься, выполнять поручения взрослых, делать что-либо полезное.

Другие родители дошкольников (42 %) указали на то, что их дети «послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений». По нашим наблюдениям, эти дети много играют, причем самостоятельно, предпочитая игру чтению, занятиям, телевизору, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, редко проявляющие инициативу в чем-либо, кроме организации своей игры. Они практически не выражают недовольство и не возражают взрослым, сверстникам. Такие дети часто не довольствуются имеющимися в группе игрушками и приносят свои из дома.

Воспитатели отмечали, что у детей, проявляющих признаки кризиса в поведении, меняется сюжет и содержание игр, игры становятся более интеллектуальными. Дети как бы стремятся слить воедино игру и действительность, сделать все «взаправду», включить в игру то, что они узнали на занятиях, при чтении, из фильмов, из собственного жизненного опыта. В попытках модифицировать игру дети задают взрослым много вопросов типа «а так бывает?» «а похоже на правду?». В игре становится больше слов, чем манипуляций.

Внимание детей привлекают игры на семейные и бытовые сюжеты.

Из опрошенных родителей первоклассников около 58 % ответили, что трудности в воспитании для них — «пройденный этап», и с началом обучения в школе ребенок резко «изменился к лучшему», «все стало на свои места». Некоторые родители считали, что в целях профилактики капризов и упрямства детей надо отдавать в школу с 6 лет. Но трое родителей говорили о своем неудачном опыте: отдав ребенка в школу с 6 лет, они вынуждены были вскоре забрать его, так как он не справлялся с учебной нагрузкой, уставал, капризничал, нарушал дисциплину.

Ответы 42 % родителей первоклассников свидетельствовали о том, что негативное поведение их детей наблюдалось только с поступлением в школу. Оно проявлялось больше всего в отношении к родителям: «все время передразнивает, кривляется, огрызается, дерзит, грубит», «делает назло и смотрит, как я реагирую», «никакого сладу не стало».

Опрос учителей показал, что это в основном «неуспевающие, неактивные дети, недисциплинированные, избалованные», которые «совсем не интересуются учебой», «играют под партами», «балуются на переменах», носят в школу игрушки.

Почти все родители отметили изменения в сфере отношений детей со взрослыми: стремятся к более тесному и равноправному союзу со взрослыми; хотят как можно больше узнать о жизни взрослых, об их профессии, работе, любят помогать взрослым, получать их оценку сделанного. Дети любят говорить о себе, расспрашивать родителей о своем раннем детстве, проявляют повышенный интерес к жизни взрослых до своего рождения, прислушиваются к их разговорам между собой, приглядываются к привычкам и поступкам взрослых, их отношениям друг с другом.

Полученные данные показывают некоторую разницу в течении переходного периода у дошкольников и первоклассников: у вторых он проходит в более жесткой форме, чем у первых.

Говоря о том, когда впервые появились негативные изменения в поведении ребенка, все родители указали возраст около 5 лет 6 мес.

Данные I этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу II этапа: 1) переход от игровой деятельности к учебной, сопровождаемый негативными явлениями в поведении ребенка, связан с формированием предпосылок этого перехода — у большинства детей они созревают к 6-летнему возрасту, когда формально дети еще находятся в дошкольном детстве, а фактически уже могут и должны осуществлять учебную деятельность; у меньшей части детей предпосылки переходного периода формируются позже, когда формально дети уже начали осваивать учебную деятельность, а, по существу, должны еще развиваться в игре; 2) одним из существенных условий, способствующих нормальному переходу детей от игры к учению, является

своевременная сформированность достаточно высокого уровня символической функции и воображения.

С целью изучения возможной связи между проявлениями «кризиса семи лет» и развитием символической функции и воображения мы провели эксперимент. Были выделены 3 группы знаков, которыми ребенок овладевает к концу дошкольного возраста: знаки-индикаторы, прямо указывающие на предмет, знаки-изображения и знаки-символы, которые имеют собственно замещающий характер. В нашем эксперименте использовались только две последние группы знаков.

Понимание и использование знаков-изображений мы отнесли к базовому уровню владения символическим замещением (БУ). На этом уровне предлагалось 4 задания: понимание знаков, придумывание знаков для запоминания слов, расшифровка жестов и самостоятельное придумывание жестов.

Понимание условности изображения в игре мы назвали «хорошим уровнем» символического замещения (ХУ). На данном уровне предлагалось пять заданий: 1) узнать сказку «Репка», которую экспериментатор показывал на предметах-заместителях; 2) самому поставить сказку на предметах-заместителях, чтобы экспериментатор мог ее узнать; 3) использовать несколько цветов в качестве обозначения различных видов корреспонденции в задаче «Почтальон»; 4) расшифровать «письмо с другой планеты», представляющее условную картинку-схему; 5) расшифровать позы четырех изображенных человечков.

Отличный уровень символического замещения (ОУ) включал одну трудную задачу на замещение и две задачи на воображение: 1) задача «Разведчик», в которой ребенок должен был сам придумать замещающее средство для передачи «сведений» о противнике в «штаб»; 2) задача на передвижение и поворот по кругу фигурок в уме [2; 45]; 3) задача «кубик Рубика», в которой ребенку предлагалось определить, каких сторон не видно у разноцветного объемного кубика, если изменилось его положение.

Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком и занимал 20—30 мин; он протоколировался на специально заготовленном бланке. При повторном обследовании через год мы несколько изменяли содержание задач во избежание узнавания или припоминания решения. Так, вместо сказки «Репка» показывали «Теремок», в 1-й задаче на воображение меняли фигурки и т.д.

Перед экспериментом проводился анализ материалов опроса, и дети подразделялись на подгруппы проявляющих (1-я подгруппа) и непроявляющих (2-я подгруппа) признаки кризиса в поведении.

Получены следующие данные: при первичном обследовании дошкольники 1-й подгруппы решали экспериментальные задачи лучше, чем дошкольники 2-й подгруппы (67,29 % против 51,14 %), а школьники 1-й подгруппы хуже, чем школьники 2-й подгруппы (53,72 % против 72,5); при повторном обследовании, через год, первоклассники 1-й подгруппы решали предложенные задачи хуже первоклассников 2-й подгруппы (60,75 % против 85,54), а второклассники 1-й подгруппы решали задачи хуже второклассников 2-й подгруппы, но уже с меньшим разрывом (67,22 % против 86,22%).

Полученные результаты подтвердили правильность нашего предположения о существовании корреляции между уровнем сформированности символической функции и воображения и негативными проявлениями в поведении детей 6— 7 лет в период смены типа ведущей деятельности.

Подводя итоги этого эксперимента, можно отметить, что если уровень развития предпосылок перехода к учению, в частности символической функции и воображения, опережает формальный переход к учебной деятельности, то дошкольник начинает меньше интересоваться игрой, предпочитая ей другие виды деятельности (продуктивные и полезные) до перехода к учебе. Невозможность осуществлять неигровую деятельность в желаемых масштабах приводит к неудовлетворенности ребенка своим общественным положением дошкольника

и к негативной симптоматике в поведении.

Если же момент достаточно высокого формирования этих предпосылок, и в первую очередь символической функции и воображения, запаздывает по отношению к формальному переходу к обучению, то ребенок идет в школу еще практически неготовым, и негативная симптоматика является следствием этой неготовности, неудовлетворенности новым положением школьника, непринятия учебной деятельности, желания продолжать игровую деятельность.

Сопоставляя полученные в нашей работе данные с описанной Л.С. Выготским схемой трехфазного строения любого «критического» возраста, мы сделали попытку наполнить ее конкретным психологическим содержанием. Основным теоретическим результатом работы явилось построение модели переходного периода в развитии дошкольников и первоклассников.

Содержание основных фаз этой модели для дошкольников состоит в следующем.

I . Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план ввиду сформированности предпосылок следующей фазы развития. Причины своей неудовлетворенности «чистой» игрой ребенок осознает не сразу. Он пытается модифицировать игру, приспособить ее к решению новых задач, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. Через общение со взрослыми и старшими детьми, через направленную подготовку к школе в семье и дошкольном учреждении у ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником.

II . Собственно критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальный переход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться в рамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и, как следствие этого, в его поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

III . Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит в школу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям и возможностям. Постепенно восстанавливается внутренний комфорт, и в поведении исчезает негативная симптоматика.

Течение переходного периода у первоклассников имеет существенные различия. На наш взгляд, содержание указанных фаз переходного периода в этом случае состоит в следующем.

В I фазе ребенок вполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формирования предпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре. В процессе одинаковой для всех детей этого возраста подготовки к школе у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе и осознание себя готовым к ней, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

Во II фазе, когда ребенок приходит в I класс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжает тянуться к игре. В этих условиях, а также начиная сравнивать себя с другими детьми, ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Как следствие этого появляется негативная симптоматика в поведении, направленная не только на родителей, но и на педагога. В редких случаях родители забирают ребенка из I класса, и тогда предпосылки перехода к учебной деятельности доформировываются в продолжаемой игровой деятельности.

В большинстве случаев ( III фаза) ребенок вынужден параллельно осуществлять обязательную учебную и желаемую игровую деятельности на равных условиях. Средствами продолжаемой игровой и осваиваемой учебной деятельностей предпосылки, необходимые

для нормального перехода на новый этап развития, доформировываются. Постепенно восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика. Но, во-первых, процесс доформировывания в этих условиях может быть гораздо более длительным и менее продуктивным, а, во-вторых, отставание, начавшееся в I классе, может накапливаться от класса к классу, обусловливая неуспеваемость ребенка в школе.

Очевидно, при отборе детей в I класс нужно учитывать тот факт, что не все дети к 6—7 годам одинаково готовы начать обучение. Формальное начало обучения еще не делает ребенка школьником, если не созрели внутренние предпосылки такого перехода, среди которых одними из важнейших мы считаем развитие символической функции и воображения. Необходимо усилить индивидуальный подход при отборе детей в школу, особенно в нулевые классы для шестилеток.

Наступление так называемого «кризиса семи лет» может служить одним из диагностических признаков психологической готовности ребенка к школе. Вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса семи лет в воспитании, а в том, чтобы умело использовать его, обостряя или сглаживая, в воспитательных целях. В этой связи могут быть использованы следующие психолого-педагогические рекомендации.

Прежде всего необходимо усилить работу по пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей; организовывать родительские семинары, консультации педагогов и психологов по проблемам детской психологии («Ребенок 6 лет: его возможности и воспитание», «Подготовка и готовность ребенка 6 лет к школе» и др.). В каждой группе детского сада полезно иметь кармашек «почтовый ящик», в который родители могли бы опустить листок с вопросом о своем ребенке. На родительских собраниях полезно проводить регулярные краткие опросы по темам: «Чем занимается ребенок в свободное время», «Что умеет ребенок в 6—7 лет», «Трудности в воспитании детей 6— 7 лет», «Как мы готовим ребенка к школе» и другие с целью координации усилий воспитателей и родителей в воспитании, а также с целью коррекции действий родителей.

Для профилактики негативных проявлений в поведении детей воспитателю можно рекомендовать наблюдение за их игрой в группе, чтобы своевременно выделить тех детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые играют на примитивном уровне. Для первых детей будет полезно выполнение специальных заданий, поручений, «своих» дел в группе. Их надо больше занимать продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Заставлять их играть не следует, лучше предлагать им специальные игры-задания (задачи на выполнение действия по образцу, задачи, требующие инициативы и самостоятельности, и др.). На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат.

такими детьми хорошо совмещать с продуктивной деятельностью (изготовление аппликаций можно совместить с изготовлением поделок к утреннику и игрой в «фабрику игрушек», в «игрушечный конвейер»). Упрекать детей этой группы за неуспех не надо, наоборот, надо их чаще хвалить, ставить в позицию «первых», «лучших», проводить сравнения в их пользу.

Детям обеих групп рекомендуется предлагать больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы (игры в «театр», придумывание сказки с продолжением «по цепочке», инсценировки и чтение сказок по ролям; творческие задания в продуктивной деятельности — вылепить из пластилина «чудо-юдо», кто как себе его представляет, нарисовать, кто как увидел зимний лес на прогулке, вырезать из бумаги «волшебное животное», какого нет на свете и т.п.). Такие задания будут стимулировать развитие важнейшей предпосылки перехода к учебной деятельности — знаковой функции.

Для оптимизации подготовки детей к школе воспитателям рекомендуется в теме «Школа» больше рассказывать детям о школе, объяснять, зачем надо учиться в ней, чем школа отличается от детского сада, рисовать с ними картинки и придумывать рассказы на темы «Что дети делают в школе», «На уроке», «Школьная перемена», организовывать викторины, типа «Кто больше знает о школе». Это поможет сформировать не поверхностное, а содержательное представление о школе. Воспитатели могут пригласить в группу своих выпускников, чтобы дошкольники могли задать им вопросы о школе. Это будет способствовать созданию положительной установки на школу и формированию позиции школьника.

Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных. Родителям можно порекомендовать тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день. Важно иногда ставить его в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность». Для этого можно оставлять его в группе за старшего, когда уходит воспитатель, назначать ответственным за тишину, за игрушки. Можно устроить «день перевертышей», когда в ролях воспитателя, няни, медсестры будут сами дети. Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылок перехода

Использование приведенных здесь рекомендаций будет способствовать профилактике негативных проявлений «кризиса семи лет» и оптимизации подготовки детей к школе.

1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4. С. 244—268.

2. Кеэс П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 43—49.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 509—537.

Поступила в редакцию 13. II 1985 г.

Источник:
Психология 3 летнего ребенка
СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА У ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в
http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES